№ 200]
11. Solodov I. P. Girevoi sport [Weightlifting], Moscow : Soviet sport, 2009, 105 p.
12. Tikhonov V. F. Osnovy girevogo sporta:
obuchenie dvigatel'nym deistviyam i metody trenirovki [The basis of weightlifting: motional actions teaching and the methods of training], Moscow : Soviet sport, 2009, 84 p.
Подано: 27.08.2017 Принято: 31.08.2017
Гранкин Николай Александрович - старший преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, ул. Л. Толстого, д. 1,(10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001 Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806, Е-mail: kzm_diss@,mail.ru
Для цитирования: Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 37-46.. DOI 10.14526/03 2017 232
Б01 10.14526/03_2017_233 УДК 796 ББК 75. 1
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ В
СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Н.А. Касаткина - кандидат педагогических наук, доцент
И.А. Мингалишева — аспирант Ф.М. Кодолова — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Аннотация. Значимым фактором повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой является обеспечение стабильности выступлений в условиях постепенно нарастающих тренировочных и соревновательных нагрузок. Стабильность выступлений гимнастов обеспечивается необходимым соотношением показателей специальной физической и технической подготовленности при высоком уровне выразительности исполнения. Материал. Предложен новый подход к повышению результативности тренировочной и соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой. Разработана методика совершенствования технической и артистической подготовки квалифицированных гимнастов на основе формирования стабильности их выступлений, под которой понимается способность спортсменов к управлению собственным психоэмоциональным состоянием и сложившейся ситуацией в ходе спортивных соревнований, обеспечивающим реализацию кинезиологического потенциала. Методы
E-mail: revinaira@yandex.ru ld nazarenko@mail. ru
исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов - тренеров по спортивной аэробике, педагогический эксперимент, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных. Результаты. В статье предлагается методика совершенствования спортивного мастерства квалифицированных гимнастов на основе формирования стабильности выступлений в спортивной аэробике. Ее содержание предусматривает реализацию следующих положений: формирование музыкальной культуры как фактора воспитания художественного вкуса; знание элементов хореографии художественной и спортивной гимнастики для обеспечения необходимого уровня двигательной культуры, усвоения умений и навыков точного воспроизведения формы и содержания двигательных действий. Заключение. Педагогический эксперимент, включающей в свое содержание специальные средства, комплекс методов обучения и тренировки, систему педагогических воздействий и других структурных элементов спортивной подготовки квалифицированных гимнастов, подтвердил целесообразность и эффективность разработки методики стабильности соревновательной деятельности в спортивной аэробике, использование которой в учебно-тренировочном процессе обусловило достижение планируемого результата.
Ключевые слова: спортивная аэробика, квалифицированные гимнасты, стабильность выступлений.
PECULIARITIES OF STABILITY FORMATION OF PERFORMANCES IN
SPORTS AEROBICS
Natalia A. Kasatkina - candidate of pedagogics, associate professor
Irina A. Mingalisheva — postgraduate Fania M. Kodolova - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: revinaira@yandex.ru ld nazarenko@mail. ru
Annotation. An important factor of the training and competitive activity effectiveness increase among those, who go in for sports aerobics is the stability of performances provision in terms of gradually increasing training and competitive loads. Stability of performances among gymnasts is provided with a necessary ratio of special and technical readiness indices in terms of a high expressiveness level of a performance. Material. A new approach to the training and competitive activity effectiveness increase among those, who go in for sports aerobics, is offered. The methodology of technical and artistic training improvement of qualified gymnasts is created, on the basis of stability of their performances formation, which is understood as the ability of sportsmen to control own psycho-emotional state and the existing situation during sports competitions, which provide kinesiological potential realization. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, progressive pedagogical experience of sports aerobics specialists-trainers summarizing, pedagogical experiment, testing, filming, statistical data manipulation. Results. The article offers the methodology of sportsmanship improvement among qualified gymnasts on the basis of performances stability formation in sports aerobics. Its content provides the following theses realization: musical culture formation as the factor of artistic taste upbringing; knowing choreography elements of rhythmic gymnastics and the Olympic gymnastics in order to provide the necessary level of motional culture, mastering the abilities and skills of an accurate forms and content reproduction of motional actions. Conclusion. The pedagogical experiment, which includes special means, complex of teaching and training methods, the system of
pedagogical influences and other structural elements of qualified gymnasts training, proved the expediency and effectiveness of the methodology of competitive activity stability in sports aerobics, the use of which in educational-training process conditioned the planned result achievement. Keywords: sports aerobics, qualified gymnasts, stability of performances.
Актуальность. Особенностью спортивной аэробики является
разностороннее воздействие на физиологические системы занимающихся; выраженная направленность на формирование спортивной культуры, эстетических взглядов, эстетических вкусов и эстетических представлений [3, 5, 6].
Стабильность выполнения
композиции в спортивной аэробике обусловлена оптимальными показателями общей и специальной физической, технической, психологической и интеллектуальной подготовки.
Достижение стабильности выступлений характеризует способность спортсмена к выполнению технически сложных элементов в условиях соревновательной деятельности: на фоне
недовосстановления, утомления при неблагоприятной жеребьевке и др., что обеспечивает готовность к управлению сложившейся ситуацией, а также психоэмоциональным состоянием,
имеющим большое значение для реализации высокого уровня
артистичности - структурной
составляющей выступления в спортивной аэробике.
Для достижения значимых показателей стабильности необходимо приобретение оптимальных показателей спортивной формы, для которой характерна согласованность двигательных и вегетативных функций; оптимальные параметры развития ведущих двигательно-координационных качеств; успешная адаптация организма к тренировочной нагрузке повышенной интенсивности. Данный вид спортивной деятельности характеризуется значительной
интенсивностью тренировочной нагрузки, высокой скоростью двигательных реакций; насыщенностью комбинации технически
сложными элементами и ее высоким эстетическим потенциалом.
Целью данной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование процесса формирования стабильности соревновательной
деятельности занимающихся спортивной аэробикой как ведущего условия достижения планируемого результата.
Задачи:
1. Разработать методику формирования стабильности выступлений квалифицированных гимнастов.
2. Экспериментально проверить ее эффективность.
Материал. В научной и научно-методической литературе стабильность выступлений в соревнованиях
рассматривается как главный фактор достижения высоких спортивных результатов. В различных видах спорта стабильность имеет свои специфические проявления. В спортивной аэробике как зрелищном виде спорта предъявляются высокие требования к артистичности выступлений, что требует специальной музыкальной подготовки,
соответствующих показателей общей и двигательной культуры; чувства меры в выборе двигательных действий, по своей структуре и содержанию наиболее полно отражающих особенности характера спортсмена, его темперамент, склонность к определенной манере выполнения движений [4, 6].
Стабильность выступлений
спортсмена является сложным по своему содержанию компонентом спортивной деятельности, становление которого обусловлено комплексом различных внешних и внутренних факторов. К внешним относятся условия организации и проведения соревнований, состав участников, уровень судейства; к внутренним факторам - функциональная готовность организма к предстоящим
физическим нагрузкам, усвоение навыков регуляции психоэмоционального
состояния; умение быстро переключаться с внешних раздражителей на предстоящие выступления; способность сосредоточить нервно-мышечные усилия на выполнении наиболее технически сложных элементов, составляющих основную сложность композиции выступления.
Одним из составляющих стабильности является способность спортсмена к своевременной смене мышечного напряжения на расслабление; выполнение сложных моторных актов с задержкой дыхания и выявление благоприятных моментов для
восстановления дыхания при выполнении связующих элементов (танцевальных шагов, дорожек). Значимым способом достижения стабильности выступлений в спортивной аэробике, как показали результаты наших исследований [1, 2], является разработка различных моделей выполнения композиции в зависимости от условий проведения соревнований, состояния организма и т.д. Готовность к использованию разных моделей исполнения программы повышает уверенность в себе, создает более комфортные психологические условия для выбора наиболее оптимального варианта выступления, что высвобождает необходимую часть сознания для поиска наиболее выразительных форм исполнения движений, повышения артистичности и выразительности движений. Это имеет большое значение для понимания оценки художественно-музыкального образа
программного выступления.
Результаты и их обсуждение. Для проведения педагогического эксперимента были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 12 квалифицированных гимнасток в каждой. Тестирование показателей
общефизической подготовленности не выявило достоверных различий в КГ и ЭГ (р>0,05). Исходные данные стабильности выступлений гимнастов, оцениваемых экспертной группой, также не выявили существенных различий в КГ и ЭГ,
(р>0,05). Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с программой, утвержденной федерацией спортивной аэробики. В ЭГ существенное внимание уделялось формированию стабильности тренировочной и
соревновательной деятельности. Для формирования стабильности выступлений гимнасток ЭГ была разработана методика, содержание которой предусматривало реализацию следующих положений:
- развитие ведущих двигательно-координационных качеств, обеспечивающих способность организма к многократному выполнению программы для формирования специальной выносливости;
- усвоение элементов акробатики, хореографии спортивной и художественной гимнастики для обеспечения необходимого уровня общей и двигательной культуры, усвоения навыков точного воспроизведения формы и содержания каждого двигательного действия;
- формирование музыкальной культуры как фактора воспитания художественного вкуса, умения ориентироваться в выборе музыкальных произведений, отражающих внутреннее содержание человека;
- усвоение навыков выполнения технически сложных элементов в ходе соревновательной деятельности до уровня стереотипии и автоматизации, не требующего дополнительного контроля сознания;
- умение точного выбора основного направления движений, позволяющего создать условия для наиболее благоприятного восприятия каждого из сложных элементов высшей группы трудности и композиции в целом;
- формирование навыков легкости и непринужденности исполнения сложных двигательных действий с максимальным проявлением артистичности и виртуозности.
Экспериментальная реализация данных положений в ЭГ осуществлялась в течение всего времени проведения
педагогического эксперимента. При этом большое внимание уделялось выбору классической, высокодуховной музыки в исполнении квалифицированных
аккомпаниаторов. При прослушивании мелодии спортсмены мысленно подбирали упражнения различной сложности в соответствии с характером и особенностями музыкального произведения. Для формирования музыкального и эстетического вкуса на тренировку приглашались высококвалифицированные
спортсмены (МС, МСМК), демонстрирующие различные модели выступлений.
Высококвалифицированные спортсмены предлагали свои варианты отдельных частей композиции с использованием элементов хореографии и других художественных видов спорта, предлагая спортсменам продолжить дальнейшее составление композиции, что стимулировало творческую активность спортсменов, позволяло определить наиболее перспективное направление своей программы, отражающей в полной мере собственный кинезиологический потенциал. На тренировочных занятиях в ЭГ большое внимание уделялось развитию ведущих двигательно-координационных качеств: ловкости, точности, ритмичности, гибкости и других с учетом специфики спортивной аэробики. Так, для повышения общей специальной выносливости спортсмены выполняли кроссы с резкими ускорениями, изменениями направления движения, чередуя беговые отрезки с силовыми упражнениями, прыжками, подскоками и т.д. Большая роль отводилась формированию двигательного ритма, содержание которого включало: оптимальный темп движений; динамику, обеспечивающую величину и длительность мышечных усилий, а также гармонию движений за счет улучшения координации
двигательных и вегетативных функций, достижения оптимального
психоэмоционального состояния,
направленного на высокий результат действий.
В спортивной аэробике большое значение имеет формирование навыка точного воспроизведения
пространственно-временных и
пространственно-силовых параметров двигательных действий, формы,
направления движений, выполняемых в заданном скоростно-силовом режиме. «Чувство соразмерности движений», «чувство меры», эстетика моторных актов формировались с помощью следующих специальных методических приемов:
- выполнения за тренером части композиции в точном соответствии с заданными пространственно-силовыми и пространственно-временными параметрами и передачи психоэмоционального состояния с помощью индивидуально выбранных поз, жестов и мимики;
- передачи чувства восторга соответствующими по форме, амплитуде, высоте прыжками, вращениями, поворотами с соответствующей эмоциональной окраской;
- воспроизведения чувства окрыленности, удовлетворения с помощью взмахов, волн, наклонов, резкой смены высоких и низких поз и т.д.
Для согласованности, синхронности действий партнеров выполнялись движения различного характера, где главным критерием было обеспечение одинакового направления, амплитуды движений, приложения одинаковых мышечных усилий. Синхронность движений достигалась путем
формирования «чувства партнера», когда спортсмены с высокой точностью прогнозируют характеристики
двигательных действий партнеров. Изменение скорости выполнения движений по сигналу тренера; направления и амплитуды способствовало формированию навыков точной оценки параметров двигательных действий. Гимнасты ЭГ приобретали навыки прогнозирования возможных ошибок различного характера в разных частях композиции. При этом внимание обращалось на выполнение не только технически сложных физических упражнений, составляющих основную трудность программы, но и на переходные, связующие элементы, недооценка четкости и выразительности которых приводит к
снижению впечатления от выступлений спортсменов.
Для предупреждения возможных ошибок предлагались специальные физические упражнения, выполнение которых требовало проявления качеств, необходимых для идеального выполнения сложных и эстетически выразительных движений. Кроме того, использовались специальные ориентиры для достижения оптимальных параметров выполняемых двигательных действий. Например, для высоких прыжков устанавливались специальные планки, флажки, которых спортсмены должны коснуться рукой. Для высоко-далеких прыжков применялись вертикальные и горизонтальные ориентиры, требующие определенного мышечного напряжения и запоминания режима работы участвующих в выполнении данного элемента мышц. В качестве критериев оценки стабильности исполнения отдельных частей композиции и всей программы в целом спортсменам были предложены следующие
двигательные задания:
- идеальная статодинамическая осанка (в прыжках, поворотах, шпагатах и других хореографических и гимнастических элементах);
- четкие, совершенные формы двигательных действий, определяемые экспертной группой;
- высокая виртуозность, зрелищность, эмоциональность, определяемая экспертной группой по умению передать внутреннее эмоциональное состояние точностью жестов, мимикой, расположением частей и звеньев тела в пространстве и времени;
- согласованность двигательных и вегетативных функций;
- оптимальный ритм движений;
- устойчивость характера связей между пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами двигательных действий.
Данные критерии использовались в ЭГ и КГ при оценке показателей стабильности выполнения частей композиции и всей программы в целом.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для оценки показателей физической подготовленности и стабильности выступлений гимнастов.
После окончания педагогического эксперимента результаты общефизической подготовки и стабильности выступлений на соревнованиях различного масштаба улучшились в обеих группах, КГ и ЭГ, однако в ЭГ они оказались существенно выше. Так, в КГ при выполнении прыжка в длину с места при исходных данных 190,2±3,01 см, после окончания педагогического эксперимента результаты возросли до 194,40±9,8 см, (р>0,05); в ЭГ у девушек при исходных данных 189,8±12,5см к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 198,5±11,0 см, (р<0.05). В прыжке в высоту с места в КГ при исходных данных 39,5±2,1см после завершения
педагогического эксперимента показатели улучшились до 40, 9±2,1см, (р>0,05); в ЭГ при исходных показателях 39,2±2,6 см результаты возросли до 43,9±2,1 см, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и в других контрольных упражнениях: в беге на 3000 м (мин), прыжке в высоту с места с поворотом на 180°; в наклоне вперед, стоя на скамейке, до касания пола (см).
Показатели стабильности
выступления спортсменов оценивались экспертной группой (5
высококвалифицированных тренеров) в баллах. В КГ у девушек при исходных показателях обеспечения идеальной статодинамической осанки (в прыжках, поворотах, шпагатах и других хореографических и гимнастических элементах) 3,09±0,17 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты составили 3,28±0,15 балла, (р>0,05); в ЭГ при исходных показателях 3,07±0,29 балла к окончанию педагогического
эксперимента результаты составили 4,07±0,19 балла, (р>0,05).
Оптимальный уровень общей и специальной подготовленности в КГ при
исходных данных 3,14±0,19 балла к завершению педагогического
эксперимента составил 3,29±0,18 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,07±0,19±0,25 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели составили 4,03±0,29, (р<0,05). Более значимое улучшение показателей в ЭГ было выявлено и по другим компонентам стабильности:
формированию индивидуального стиля, а также согласованности двигательных и вегетативных функций.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность применения разработанной нами методики
совершенствования показателей
стабильности выступлений гимнастов. Основанная на формировании общей и музыкальной культуры спортсменов, воспитании художественного вкуса, эстетических представлений, умения ориентироваться в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий, данная методика позволяет формировать эстетический вкус, необходимый для повышения артистичности выполнения программы. Важной составляющей методики является направленное развитие ведущих двигательно-координационных качеств, обеспечивающих готовность организма к многократному выполнению композиции для формирования
специальной выносливости, навыков артистичности и виртуозности.
Предложенные критерии оценки стабильности выступлений позволили получить данные, подтверждающие эффективность разработанной нами методики.
Литература
1. Дуресон, М. Наследие Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1932г.) / М. Дуресон, М Ливелин, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -Том 11. - № 2. - С. 170-178. Режим доступа: http://www.iournal-sience.org/ru/article/598.html. Б01 10.14526/01_1111_116
2. Касаткина, Н. А. Структура и содержание надёжности соревновательной
деятельности в спортивной аэробике / Н. А. Касаткина, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 77-82. (0,38/ 0,19 п.л.).
3. Касаткина, Н. А. Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности / Н. А. Касаткина, Л. В. Разумова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны, 2012. - № 1. - С. 4755. (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelny. net/journal.). (0,56/ 0,19 п.л.).
4. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 1(10). - С.15-42 [Электронный ресурс]. http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
5. Кузнецова, З.М. Сколиоз в младшем школьном возрасте /З.М. Кузнецова, А.Н. Кудяшева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Том 2. - № 1. - С. 3543. Режим доступа: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/515.html.
6. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.
7. Назаренко, Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. -249 с., ил.3.
8. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of the training process pedagogical monitoring effectiveness organization in sports aerobics // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 522-530 р.
9. Erin E. Sullivan, Zara Ibrahim, Andrew L. Ellner, and Lindsay J. Giesen, Daniel A. Handel. Management Lessons for High-Functioning Primary Care Teams. Zhurnal upravleniya zdravohraneniem [Journal of Healthcare Management]. 2016, Vol. 61, No. 6, pp. 420-435 (Scopus)
10. Alfonso Penichet - Tomas, Basilio Pueo. Stabilometry profile in fixed seat rowers. Zhurnal fizicheskogo vospitaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, Vol. 17, No. 2, pp. 537542, DOI: 10.7752/jpes.2017.02081 (Scopus)
References
1. Dureson M., Livelin M., Kuznetsova Z.M. The legacy of the Olympic games in Los Angeles (1932). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11,
No. 2, pp. 170-178. Available at: http://www.journal-sience .org/ru/article/598. html. DOI
10.14526/01_1111_116
2. Kasatkina N. A., Nazarenko L.D. Structure and content of competitive activity reliability in sports aerobics. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2011, No. 9, pp. 77-82.
3. Kasatkina N. A., Razumova L.V., Nazarenko L.D. Reliability of competitive activity formation as the factor of its effectiveness increase. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, No. 1, pp. 47-55. (Access mode: http ://www/kamgifk. chelny .net/journal)
4. Kuznetsova Z. M., Y.P. Simakov. The Olympic tradition renewal. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport]. 2009, No. 1(10), pp. 15-42. Available at: http://www/kamgifk.chelny.net/journal.
11. Kuznetsova Z.M., Kudyasheva A.N. Scoliosis in primary school age. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture
Подано: 20.07.2017 Принято: 23.07.2017
and sport]. 2007, No. 1(2), pp. 35-43. Available at: http ://www. j oumal-srience.org/ru/artide/515.html.
5. Nazarenko L. D. Means and methods of motor co-ordinations development. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2003, 258 p.
6. Nazarenko L. D. Estetika fizicheskih uprazhnenij [Aesthetic of physical exercises]. Moscow, "Theory and practice of physical culture", 2004, 249 p.
7. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of pedagogical monitoring over the training process effectiveness in sports aerobics. Trudy IX Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa "Sovremennaya nauka I obrazovanie Amerik, Afriki I Evrazii" (Braziliya, Rio-De-Zhanejro, 18-20 avgusta 2015 [Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015)]. 2015, Vol. III, pp.522-530.
8. Erin E. Sullivan, Zara Ibrahim, Andrew L. Ellner, and Lindsay J. Giesen, Daniel A. Handel. Management Lessons for High-Functioning Primary Care Teams. Zhurnal upravleniya zdravohraneniem [Journal of Healthcare Management]. 2016, Vol. 61, No. 6, pp. 420-435 (Scopus)
9. Alfonso Penichet - Tomas, Basilio Pueo. Stabilometry profile in fixed seat rowers. Zhurnal fizicheskogo vospitaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, Vol. 17, No. 2, pp. 537542, DOI: 10.7752/jpes.2017.02081 (Scopus)
Касаткина Наталья Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700 Мингалишева Ирина Александрона - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: revinaira@yandex.ru. Кодолова Фания Мияссаровна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Касаткина Н.А., Мингалишева И.А., Кодолова Ф.М. Особенности формирования стабильности выступлений в спортивной аэробике // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. . - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 46-53. DOI 10.14526/03_2017_233
DOI 10.14526/03_2017_234 УДК 796.412
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ