УДК 796.41
Е. Л. ПОЗДЕЕВД
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ_
В статье анализируется структура исполнительского мастерства (технический и эстетический компоненты); рассматриваются вопросы построения соревновательных упражнений; педагогический контроль за содержанием, композицией и качеством исполнения этих упражнений. Впервые выявлены и обоснованы количественные критерии и модель оценки исполнительского мастерства гимнастов в спортивной аэробике. Результаты исследования могут использоваться студентами, преподавателями, тренерами в учебно-тренировочном процессе по данному виду спорта.
Введение
В настоящее время в сложнокоординационных видах спорта, связанных с искусством движений, ведущими тенденциями развития являются рост сложности соревновательных упражнений, поиск новых оригинальных элементов, доведение технического мастерства до уровня виртуозности (П. Э.Гевара, 1994; С. И. Борисенко, 2000; Н.А. Каравацкая, 2002). Гимнасты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно.
В данном случае лишь эстетическая сторона может служить, тем моментом, который дает определенное преимущество спортсменам, а судьям-экспертам - возможность качественного различения выступлений (Ю.И. Смирнов, 1991; М.Э. Плеханова, 1997). Так, первенство будет сохраняться за теми спортсменами, которые смогут сочетать разнообразную сложность, технически безукоризненное исполнение в оригинальных композициях с особой выразительностью и артистизмом.
Однако понятие «эстетика гимнастики», связанное с проявлением таких сторон исполнительского мастерства, как выразительность, культура движений, эффективность и гармоничность, художественность и музыкальность, виртуозность, относится к числу трудноопределяемых, нечетких понятий и нуждается в детальном уточнении и выявлении критериев для его оценки (Б. Т. Адефрис, 1992).
Вопросы выявления объективных критериев оценки исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта освящены в работах широкого круга авторов (Ю. А. Резников, 1974; М. Г. Новик, 1975; Ю. И. Смирнов, И. Н. Шарабарова, И. В. Абсаля-мова, 1980; О. А. Иванова, 1982; М.Н. Максимова, 1987; Ю. И. Смирнов, 1990; М. Э. Плеханова, 1997 и др.). Данные публикации объединены одной целью -стремление снизить субъективизм оценки, выразить в конкретных единицах требования к оцениванию качества исполнения соревновательных упражнений. В основу решения обозначенного направления положен квалиметрический подходи ведущий метод-экспертный. Для характеристики исполнительского
мастерства специалисты используют следующие понятия: техничность, выразительность, легкость, точность, красота, артистичность, пластичность, виртуозность, мягкость, элегантность, четкость, зрелшц-ность и другие. Однако остается не ясно как оценить эти понятия, в каких единицах измерения выразить. Этот аспект недостаточно освящен в научных исследованиях.
В спортивной аэробике, как в сложнокоордина-ционном виде спорта, это направление также требует своего разрешения. В цравилах соревнований по спортивной аэробике (2001,2005) приводятся общие краткие требования по составлению и оценке содержания соревновательных программ (упражнений) гимнастов.
В связи с этим нет конкретных рекомендаций по методике построения, количественному анализу содержания и критериев выразительности исполнения соревновательных упражнений в спортивной аэробике. Поэтому проблема количественной оценки исполнительского мастерства спортсменов является актуальной.
Цель: разработать модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов для педагогического контроля за содержанием и композицией индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике.
Задачи:
1. Исследовать содержание и построение индивидуальных соревновательных программ у спортсменов различной квалификации в спортивной аэробике.
2. Выявить влияние качества исполнения элементов сложности, базовых аэробных шагов и содержания индивидуальных соревновательных программ на спортивный результат в спортивной аэробике.
3. Обосновать и апробировать модельные характеристики технического и эстетического компонентов исполнительского мастерства гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ документальных материалов, педагогические наблюдения, хронометрирование, экспертные оценки, моделирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.
Организация исследования.
Исследование проводилось в течение 2002-2006 гг. в четыре этапа.
На первом этапе был проведен анализ и обобщение данных научно-методической литературы по изучаемому направлению исследования, анализ правил соревнований в спортивных видах гимнастики. Была определена цель, задачи, методы исследования; разработана рабочая гипотеза.
Второй этап исследования предусматривал проведение педагогических наблюдений. Был проведен анализ видеозаписей выступлений спортсменов различной квалификации по спортивной аэробике. В результате этого было выявлено содержание и композиция соревновательных программ; разработаны варианты выполнения элементов, дополнительных движений и действий в соревновательных упражнениях; выявлены ошибки в технике исполнения элементов сложности и базовых шагов; определено качество выполнения упражнений. Далее проводилась статистико-математическая обработка полученных данных. В итоге были разработаны модельные характеристики исполнительского мастерства гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике.
На третьем этапе исследования проводился педагогический эксперимент на базе МОУ ДО Д ДЮСШ № 1 и СДЮШОР № 18. В нем приняло участие 22 спортсмена в возрасте 15-24 лет. В данном эксперименте выяснялась эффективность применения разработанных модельных характеристик в учебно-тренировочном процессе.
На четвертом этапе обосновывались полученные результаты.
Результаты исследования. При анализе специальной литературы и правил соревнований было выделено 24 показателя, распределенные на 6 групп, которые определяют содержание и композиционное построение индивидуальных соревновательных программ: 1) группа «элементы сложности» включает показатели — обязательные элементы трудности и их комбинации; 2) «пространство» — перемещения, уровни пространства; 3) «спортивное специфическое содержание» — базовые шаги, элементы малой акробатики, прыжки, не составляющие группы сложности, переходы (суммарный показатель группы — переходы и соединения); 4) «средстваоформления» — движения головой, рукой и туловищем (суммарный показатель — свободное оформление); 5)«музыкальное соответствие» — акцентная точка, танцевальные движения, сюжетные элементы, темп музыки и изменение ритма (суммарный показатель — музыкальное соответствие); 6) «интенсивность» — темп исполнения (суммарное количество движений в единицу времени). Поданным показателям проводилось детальное изучение содержания упражнений спортсменов.
Анализируя содержание индивидуальных соревновательных программ, было определено время выполнения упражнений и их составляющих (элементов, движений, действий) у спортсменов разной квалификации, пола и возраста. Средняя продолжительность программы варьирует в зависимости от возрастной категории — юноши, юниоры, взрослые (от 92,1 ±2,6 до 1.02,7±2,3 с), что соответствует требованиям современных правил соревнований. Большую часть времени всей программы занимают базовые шаги и их разновидности (60,2±5 сек), на переходы и малую акробатику отводится — (19±3,7 с), наэлемен-ты сложности — (18,6±2,2 с). Остальное время почти равномерно распределено между другими составляющими: прыжки, не составляющие группы слож-
ности — (2,05±1,4) сек; танцевальные движения и сюжетные элементы — (3,19±1,8) сек.
Для определения качества исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов были проанализированы ошибки и сбавки за них. Выделено пять групп ошибок: в школе движений; в амплитуде движений; в приземлении; в элементах прс выполнении базовых требований и грубые ошибки. Выявлено, что техническая подготовленность у спортсменов старших разрядов находится на среднем уровне (7,26±0,7 балла).
Результаты однофакторного дисперсионного анализа показали, что на сцепку за артистичность достоверно влияет уровень исполнения (35%; Р<0,05). Чем выше уровень технической подготовленности, выше уровень в/ адения гимнастической школы движений, тем выше будет оценка за артистичность.
По результатам корреляции и однофакторного дисперсионного анализа из общего количества показателей содержания соревновательных упражнений выделена группа средств выразительности. К ней относятся (по степени значимости): подскоки; переходы и соединения; акцентные точки; свободное оформление; темп исполнения; движения головой; танцевальные движения; музыкальное соответствие; элементы высшей сложности, движения рукой; переходы; темп музыки. Данные показатели имеют достоверное влияние на оценку за артистичность и, как следствие, на общую оценку (13ч-38 %; Р<0,05).
Совместное влияние факторов содержания программ (различные составляющие) и уровня исполнения на оценку за артистичность было доказано результатами двухфакторного дисперсионного анализа. Сила совместного влияния факторов оказалась в диапазоне 35-^54% при Р<0,05.
Для педагогического контроля над содержанием и композицией соревновательных упражнений была разработана модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике (табл. 1). В ней отражено два компонента исполнительского мастерства — качество исполнения, трудность (технический) и артистичность (эстетический) . Нами было выделено три уровня исполнения: низкий, средний и высокий. Модель включает в себя количественные значения по каждому показателю содержания программы в соответствии с уровнем исполнения и трудностью упражнения. Также рассчитана предполагаемая оценка по артистичности для каждого уровня исполнения. Эффективность разработанной модели оценки подтвердилась в педагогическом эксперименте. Она выразилась в достоверном положительном приросте соревновательных результатов спортсменов экспериментальной группы.
Выводы
1. Для составления и анализа упражнений выделены 24 показателя, распределенные на 6 групп. К ним относятся: 1) группа «элементы сложности» включает показатели — элементы сложности группы «А»; «В»; «С»; «Д» и их комбинации; 2) «пространство» - перемещения, уровни пространства; 3) «спортивное специфическое содержание» — базовые шаги, элементы малой акробатики, прыжки, не составляющие группы сложности, переходы; переходы и соединения; 4) «средства оформления» — движения головой, рукой и туловищем; свободное оформление; 5) «музыкальное соответствие» — акцентная точка, танцевальные движения, сюжетные элементы, темп музыки и изменение ритма; музыкальное соответст-
Таблица 1
Модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике
\ Критерий Исполнение | !
\ выбора низкий уровень средний уровень высокий уровень
\ модели 5,9-6,85 6,8-7,6 7,65-9,0 I
Трудгость! ,
0,Эв± 0,05 ! 0,45+ 0,05 0,461 0,04;
№ Оценка за артистичность
Показатель \ 7,2 £ X £ 7,95 7,85X5 8,25 8,2^X5 9,15
содержания \ Миним. Средн. Мвксим. Миним. Среда. Максим. Миним. Средн. Максим.
упражнения \ кол-во кол-во кол-во тш-во кол-во кол-во кол-вр кол-во кол-во
Х-а X X +а X - а X X + о Х-с X X +ст
Показатели выразительности, при Т — 0,31 4- 0,72
1 Перехода и соед-я 5 7 9 7 9 11 8 11 14
2 Под: коки 0 1 2 1 . 2 3 1 3 5
3 Темп исполнения 0.65 0,71 0,77 0,65 0,76 0,87 0,75 0,81 0,86
4 Акцентная точка 0 1 2 0 1 2 1 2 3
5 Эл-ты высш. слож. 0 0 1 0 1 2 0 1 2
6 Переходы 4 5 7 4 6 8 5 7 9
7 Муз. соответствие 1 3 5 2 4 6 3 6 9
8 Темп музыки 151 160 169 151 165 179 158 170 188
9 Своб. оформление 0 2 4 1 3 5 3 5 7
13 Движения рукой 0 0 1 0 1 1 0 1 2
Показатели второй группы, при Г < 0,30
10 Движения головой 0 0 1 0 2 4 1 3 5
И Танц. движения 0 1 3 0 2 4 2 3 4
12 Изменение ритма 0 0 1 0 1 2 0 1 2
14 Группа А 2 2 2 2 2 2 2 2 2
15 Группа В 2 2 2 2 2 2 2 2 2
16 Группа С 3 4 5 3 4 5 4 5 6
17 Группа Д 2 3 4 2 3 4 2 3 4
18 Движения тазом 0 1 2 0 0 1 0 1 2
19 Каскады 0 0 1 0 0 1 0 0 1
20 Базовые шаги 49 55 61 46 57 68 54 60 68
21 Малая акробатика 0 0 1 0 1 2 0 1 2
22 Перемещения 18 21 24 20 23 26 21 24 27
23 Пространство 1 1,5 2 1 1,5 2 1 2 3
24 Сюжетные элем-ты 0 0 1 0 1 2 0 0 1
вие; 6) «интенсивность» — темп исполнения (суммарное количество движений в единицу времени).
2. Основным содержанием соревновательных упражнений у гимнастов в спортивной аэробике являются базовые шаги и их разновидности, которые составляют — (60,2±5с) от общего времени. Напере-ходы и малую акробатику отводится - (19±3,7 с), на элементы сложности - (18,6±2,2 с). Остальное время почти равномерно распределено между другими составляющими: прыжки, не составляющие группы сложности - (2,05± 1,4 с); танцевальные движения и сюжетные элементы — (3,19±1,8с).
3. На основе определения ошибок в технике исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов были проанализированы сбавки за ошибки. Получены сведения о качестве исполнения соревновательных программ. В данный момент качество исполнения программ у спортсменов старших разрядов находится на среднем уровне (7,26±0,7 балла).
4. Доказано влияние качества исполнения на оценку за артистичность в спортивной аэробике (35%; Р<0,05).
5. По результатам корреляции и однофакторного дисперсионного анализа была определена группа средств выразительности в данном виде спорта. К ним относятся: подскоки; переходы и соединения; акцентная точка; свободное оформление; темп исполнения; движение головой; танцевальные движения; музыкальное соответствие; элементы высшей сложности, движения рукой; переходы; темп музыки.
6. Составленная модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов основана на двух компонентах исполнительского мастерства: технического и эстетического. В ней представлены три уровня исполнения (высокий, средний, низкий) и модельные характеристики содержания соревновательных упражнений в качестве количественных значений по каждому показателю программы
в соответствии с уровнем исполнения и трудности упражнения.
Эффективность разработанной модели оценки исполнительского мастерства спортсменов подтвердилась в педагогическом эксперименте. В результате коррекции качества и содержания соревновательных программ у спортсменов экспериментальной группы были отмечены достоверные положительные изменения по б показателям: подскоки, движения рукой, акцентная точка, переходы и соединения, темп исполнения, музыкальное соответствие (Р<0,05). Произошли достоверные положительные изменения по соревновательным результатам за артистичность, исполнение и общую оценку (Р<0,05).
Практические рекомендации
1. При построении и анализе индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике рекомендуем использовать выделенные показатели содержания упражнений.
2. Трудность упражнения можно анализировать по критериям: количество элементов высшей сложности (0,7 балла и более); распределение элементов сложности в программе; средняя трудность (суммарная стоимость элементов, деленная на количество элементов).
3. При анализе ошибок рекомендуем применять разработанную систематизацию: ошибки в школе движений; в амплитуде движений; в призе млении; в элементах при выполнении базовых требований и грубые ошибки.
4. При оформлении и коррекции соревновательных программ рекомендуем использовать выявленные средства выразительности: подскоки; переходы и соединения; акцентная точка; свободное оформление; темп исполнения; движение головой; танцевальные движения; музыкальное соответствие; элементы высшей сложности, движения рукой; переходы; темп музыки.
5. Применение средств выразительности будет эффективным только при отличном уровне исполнения элементов сложности и базовых аэробных шагов, т.е. у мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта.
6. При высоком уровне подготовленности сверхсложные элементы лучше выполнять в конце упражнения.
7. Рекомендуем использовать разработанные модельные характеристики исполнительского мастерства гимнастов в спортивной аэробике. Однако модель необходимо выбрать в соответствии с определенным исходным уровнем исполнения и трудностью упражнения (см. табл. 1).
Библиографический список
1. Адефрис, Б. Т. Методы оценки зрелищное™ массовых спортивно-гимнастических выступлений и их использование в организации учебно-тренировочного процесса:автореф. дис .... канд. пед. наук/Б.Т. Адефрис. - Кичв. 1992.-27с.
2. Борпсенко, С.И. Повышениеисш-лш-ггельскогомастерства гимнасток на основе совершечсвованяя хореографической подготовки: автореф. дис. ...кгнд. пед наук/С. И. Борисенко. — N4., 2000.-23 с.
3. Гевара 11ерез ХорхеЭнрик: (Эквадор) Содержаниехорео-графи ческих элементов в комгози> \ни упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: автор, дис.... канд. пед. па} к / Гевара Перил Хорхе Энрике. М., 1994. - 23 с.
4. Иванов^, О. А. Методы оценки исполнительского мастерства :автореф. дис.... канд.пед. наух/О. А. Иванова. - М., 1982. - 23 с.
5. Каравацхая, Н. А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике : автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. А. Каравацкая. - Смоленск, 2002. -20 с.
6. Кодекс оценок по спортивной аэробике / Всерос. федер. спорт, и оздоровит, аэробики. - М.,2005.- 65 с.
7. Максимова, М. Н. Методы объективизации оценки содержания упражнений синхронного плавания: автореф. дис.... канд. пед. наук/ М. Н. Максимова. - М„ 1987. - 23 с,
8. Новик, М. Г. Оценка сложности и перспективности построения произвольных комбинаций с обручем сильнейших гимнасток-участницУПчемпионата мира по художественной гимнастике / М. Г. Новик // Управление тренировочным процессом в технико-эстетических видах спорта (спортивная гимнастика, акробатика, художественная гимнастика) : материалы науч. конф, (10-24 дек. 1974г.). - М„ 1975. - С. 34-37.
9.Плээсвэ,М .Э Методы объективизации визуальной оценки экспрессивности движенийвхудожественнойгимнастике. автореф. дис. ... канд. пед. паук / М. Э. Плеханова . - М., 1997. - 33 с.
10. Правила соревнований по спортивной аэробике/ Всерос федер. спорт, и оздоровит, аэробики. - М., 2001. - 35с.
11. Резников, Ю. А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спота с субъективной оценкой результатов: автореф. дис.... канд. пед. наук/ Ю. А Резников. - М., 1974,- 23с.
12. Смирнов И. Ю. Эст етические аспекты спортивно-технического мастерства: учеб. пособие / И..Ю. Смирнов. — Малаховка: [б.и.], 1990.-86С.
13. Смирнов, И. Ю. Методикакомплексной оценки мастерства исполнения произвольных композиций фигуристами / И.Ю. Смирнов, И. Н. Шарабарова, И.В. Абсалямова // Теория и практика физической культуры. -1980. - №4. - С. 7-9.
14. Смирнов, Ю, И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности-.автореф. дис....д-ра пед наук/ Ю. И. Смирнов. - М., 1991. - 37 с.
ПОЗДЕЕВА Елена Александровна, преподаватель кафедры ТиМ гимнастики, аспирантка.
Поступила в редакцию 19.06.06. © ПоздееваЕ.А.