УДК 159.98
ТРЕНИНГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНВАЛИДОВ*
Н. В.
А. И.
Для цитирования
Тренинг психологической готовности к деятельности как способ развития реабилитационного потенциала инвалидов / Н. В. Яковлева [и др.] // Прикладная юридическая психология. -2018. - № 1 (42). - С. 23-31.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения и практического применения активно используемого понятия «психологический реабилитационный потенциал инвалида». В соотношении с данным понятием предложен термин «психологическая готовность инвалида к деятельности», обосновано его применение при решении прикладных задач. В экспериментальной части исследования доказана целесообразность выделения интегрального феномена, характеризующего психологический реабилитационный ресурс.
Представлена авторская система тренинга готовности к профессиональной деятельности, в которой объединены в единый алгоритм индивидуальные и групповые методы психологической работы по развитию реабилитационного
© Яковлева Н. В., Сочивко Д. В., Уланова Н. Н., Фролов А. И., Шишкова И. М., Яковлев В. В., 2018
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Рязанской области, проект № 16-16-62003а(р).
Яковлева, Д. В. Сочивко, Н. Н. Уланова, Фролов, И. М. Шишкова, В. В. Яковлев,
потенциала инвалидов. Выделены принципы построения системы: многоэле-ментность, иерархическая организация, развернутость во времени, контролируемость результата, взаимосвязанность с другими специальными исследованиями, прагматичность. Описаны этапы тренинга. Предложен механизм селективной вариативности ресурсного тренинга в зависимости от результатов психодиагностического исследования инвалидов. С помощью процедуры кластерного анализа выделены типы готовности к деятельности инвалидов, имеющие разные психологические ресурсные деформации: «послушные соискатели социальной поддержки», «Ответственные одиночки с низкой самооценкой», «рациональные преобразователи с высокой самооценкой». Для каждого типа готовности предложен свой вариант ресурсного тренинга, включен в общую систему тренинга готовности к деятельности.
Ключевые слова: реабилитация, инвалиды, готовность к трудовой деятельности, типы психологической готовности, реабилитационный потенциал, система тренинга, психодиагностика, ресурсная психокоррекция, проектная деловая игра, индивидуальное психологическое сопровождение.
Вопросы организации и содержания социальной реабилитации и аби-
литации инвалидов приобретают в настоящее время все большую актуальность. Это связано с утверждением в современном обществе гуманистических принципов,развитием технологий, повышением доступности социальной среды, а также большим количеством людей трудоспособного возраста, имеющих ограниченные возможности по здоровью. Одним из базовых компонентов современных систем реабилитации и абилитации является психологическое сопровождение инвалидов. Современные модели психологического сопровождения инвалидов представлены в работах Т. Д. Демиденко, Н. Г Ермаковой, J. Barton, B. C. Wrighte, T. R. Elliot, J. F. RathM др. Все они основаны на теоретическом конструкте психологического реабилитационного потенциала [1, 2, 4, 13-15]. Это понятие зародилось в рамках непосредственного реабилитационного процесса и обозначает влияние на него самой личности. Психологический реабилитационный потенциал - это интегративное понятие, которое характеризует возможности личности инвалида при определенных условиях активизировать механизмы восстановления, адаптации и развития. Разные уровни реабилитационного воздействия - отражение трех составляющих психологического реабилитационного потенциала:
- здоровьесберегающий потенциал -способность личности восстанавливать оптимальный уровень функционального состояния;
- потенциал социализации определяется возможностями восстановления или компенсации социальных навыков и функций на индивидуально-личностном уровне в условиях болезни или ее последствий. В качестве
компонентов потенциала социализации могут выступать личностные ресурсы общения, саморегуляции, способность к обучению, готовность к трудовой деятельности, адекватное поведение и ориентация, рекреативная и творческая деятельность и др.;
- потенциал социальной интеграции определяет возможности индивида по восстановлению обычного для себя в соответствии с полом, возрастом и прочими социально-личностными характеристиками положения в обществе, а также возможности включения (возвращения) в обычные условия жизни вместе и наравне со здоровыми людьми.
Оценка психологического реабилитационного потенциала инвалидов -важная часть реабилитационного процесса. Его диагностике посвящено немало современных клинико-психоло-гических исследований [5, 6, 8]. Учет психологических ресурсов личности становится важным компонентом формирования индивидуальных реабилитационных программ. При этом развитию самого психологического реабилитационного потенциала уделяется очень мало внимания. Возможно, такая ситуация обусловлена относительной малочисленностью собственно психологических исследований реабилитационного процесса. Врачи, расширяя границы своих рабочих компетенций, готовы применять психологические тесты, но не могут реализовывать полноценные психокоррекционные программы. М. Е. Халак, анализируя возможности использования понятия, отмечает, что «...до настоящего времени термин «реабилитационный потенциал» встречается чаще в научной литературе и не находит должного применения в практике реабилитации инвалидов» [8, с. 3].
На наш взгляд, причина низкой применяемости понятия «психологический реабилитационный потенциал» в прикладных работах связана с его неоправданной широтой. Речь идет о восстановлении всех форм человеческой активности. Такие общие понятия, как правило, трудно операциона-лизируются в исследованиях. В этом контексте понятие психологической готовности инвалида к деятельности как эмпирический конструкт имеет большую перспективу. Содержательно он представляет собой психологический реабилитационный потенциал инвалида в отношении освоения и продуктивности профессиональной деятельности [3, 7, 9-12].
Задачей первого этапа нашего исследования «Психологическая готовность инвалидов к активной трудовой деятельности (на материале Рязанской области)» было определение специфического содержания понятия психологической готовности к деятельности для инвалидов.
Исследование проводилось на базе Федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Михайловский экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В колледже получают базовую и углубленную подготовку инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды военной службы. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию. В качестве испытуемых экспериментальной группы в исследовании принял участие 61 студент колледжа второго и третьего курсов в возрасте от 17 до 39 лет (средний возраст 21,8 лет): 24 женского и 37 мужского пола. Инвалидность I группы имели
11 человек (25,6 %), II группы - 7 человек (16,3 %) и III группы - 25 человек (58,1 %), 18 человек не указали группу инвалидности. В выборке по мере убывания частоты встречаемости наблюдались следующие нарушения функций: нарушения статодинамических функций (24 человека), функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета (6 человек), иных функций (6 человек), языковых и речевых функций (4 человека) и сенсорных функций (3 человека).
В качестве контрольной группы были подобраны студенты второго и третьего курсов средних специальных образовательных учреждений г. Рязани в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст 21,2 года) численностью 58 человек, в том числе 23 девушки и 35 юношей; при анонимном опросе никто из них не сообщил о наличии группы инвалидности.
Основная гипотеза исследования состояла в предположении о том, что психологическая готовность инвалидов к предстоящей трудовой деятельности представляет собой комплексную характеристику, включающую в себя мотивационные, саморегуляционные, коммуникативные свойства личности, которая актуализируется по мере освоения профессионально-образовательной и трудовой деятельности в контексте особенностей социального окружения и отношения различных социальных сообществ и институтов к проблеме трудовой активности инвалидов и имеет специфические личностные особенности у инвалидов в сравнении с условно здоровыми людьми.
В ходе исследования были выявлены существенные различия экспериментальной и контрольной группы
во всех трех структурных компонентах реабилитационного потенциала: здо-ровьесбережении, индивидуально-личностных особенностях и формах социальной интеграции.
Задачей второго этапа является поиск подходов к решению проблемы развития реабилитационного потенциала инвалидов молодого возраста, находящихся в системе профессионального обучения. Для этих целей было проведено исследование психологической готовности к профессиональной деятельности и на его основе разработан авторский тренинг готовности инвалидов к трудовой деятельности (далее - ГИД) - оригинальная коррек-ционно-диагностическая система, направленная на диагностику и целенаправленное формирование психологических ресурсов готовности личности к социально полезной деятельности.
Технология ГИД разрабатывалась и апробировалась в ходе работы со студентами Михайловского экономического колледжа-интерната в 20162017 гг. В системе тренинга ГИД воплощены следующие свойства системного объекта:
1. Многоэлементность. Психодиагностический инструментарий должен позволять диагностировать разные уровни психического функционирования субъекта.
2. Иерархическая организация. Скрининговые психодиагностические методы должны организационно предшествовать глубинным методам исследования личности.
3. Развернутость во времени. Психодиагностическое исследование должно проводиться с определенной периодичностью, адекватной для исследования данного уровня психического функционирования.
4. Контролируемость результата. Процедура коррекции должна предусматривать контрольную информацию о характере изменений психического статуса, успешности деятельности, функциональном состоянии индивида после коррекционно-диагностиче-ских процедур.
5. Взаимосвязанность с другими специальными исследованиями. Психодиагностическая информация должна анализироваться в контексте информации других специалистов, задействованных в системе тренинга ГИД.
6. Прагматичность. Психодиагностическая информация, полученная в ходе обследования, должна быть достаточной для прогноза успешности личности в трудовой деятельности.
Новизна предлагаемой психологической технологии обусловлена следующими особенностями:
1) создан экспериментально обоснованный способ конструирования тренинга готовности к деятельности с доказанной эффективностью, учитывающий индивидуальные особенности инвалида и особенности группового обучения;
2) объединены в единый алгоритм индивидуальные и общие методы коррекции, психодиагностика, групповой тренинг и личная консультация для обучающихся инвалидов;
3) решена проблема доказательной обоснованности выбора методов тренинга для инвалидов.
Тренинг ГИД представляет собой серию психодиагностических и психо-коррекционных процедур, позволяющих оценивать и развивать личность инвалида на протяжении всего реабилитационного процесса по следующей схеме:
1) этап входа в пространство тренинга (тренинг командообразования и общей профессиональной мотивации);
2) этап рефлексии своих способностей (психодиагностика личностных особенностей и особенностей здоро-вьесберегающего поведения инвалидов по оригинальному блоку методик, выявление типов готовности к деятельности инвалидов);
3) этап развития способностей и психологических ресурсов, тематические тренинги по мишеням коррекции. Формирование малых групп для тренинга по соответствующим типам личностной деформации и с учетом особенностей здоровьесберегающе-го поведения;
4) этап синтеза умений социальной адаптации и готовности к профессиональной деятельности (проектные деловые игры);
5) этап контроля и корректировки (индивидуальные консультации и индивидуальное сопровождение инвалида).
Дизайнтренинга ГИД представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Дизайн тренинга ГИД (а, б, в, г, д - варианты индивидуального психологического сопровождения)
Первый этап характеризует вход инвалида в пространство тренинга готовности к деятельности. Его основная цель - осознание людьми, имеющими инвалидность, собственных мотивов, целей и стратегий профессионализации и соотнесение их с общими целями группы и своими личными жизненными целями, осмысление возможных путей профессионального развития, согласующихся с общим жизненным планом. На этом этапе наблюдается интенсивная групповая динамика, выделяются лидеры, возрастает сплоченность группы и т. д. Групповые процессы являются важным условием создания благоприятной развивающей среды для участников тренинга.
Психодиагностические процедуры тренинга ГИД позволяют участникам тренинга проанализировать свои личные качества и психологические ресурсы, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности, осмыслить возможные пути саморазвития и профессионального развития.
В целях статистического обоснования типологии инвалидов по критерию психологической готовности к трудовой деятельности данные эмпирического исследования были подвергнуты кластерному анализу по методу средней связи (Average Linkage) с использованием лицензионной версии статистической диалоговой системы STADIA (версия 8.0, лицензия № 1742). Применение данного метода в психологических исследованиях позволяет произвести обоснованную группировку объектов (испытуемых) на основе их попарного сравнения по предварительно измеренным критериям. В качестве таких критериев выступали тестовые показатели по ранее описанным психодиагностическим
методикам и возрастно-половым характеристикам.
Поскольку не существует формальных критериев, позволяющих определить оптимальное количество классов (кластеров), нами последовательно были реализованы варианты группировки испытуемых в рамках двух, трех и или четырех кластеров. В соответствии с задачей исследования наиболее информативным было признано объединение испытуемых в три кластера.
Описание первого кластера (условное обозначение «Податливые соискатели социальной поддержки»). Численность кластера составляет 26 человек, в том числе 14 мужчин и 12 женщин, средний возраст - 21,38 лет.
Самооценка испытуемых, сгруппированных в данный кластер, характеризуется средними значениями - от 48,98 % (характер) до 60,31 % (здоровье). Наиболее высокие ранги в сравнении с остальными кластерами были обнаружены по таким факторам опросника Кеттелла, как совестливость (следование принятым нормам), мечтательность, склонность к чувству вины (тревожность), радикализм (стремление к новому), самоконтроль и напряженность (фрустрированность). По опроснику УСК наиболее высокий показатель в сравнении с другими кластерами наблюдается по шкале интер-нальности в области межличностных отношений (значимые отличия от второго кластера). Характерной для представителей данного кластера стратегией совладания с трудной ситуацией (копинг-стратегией) является поиск социальной поддержки. Среди процессов здоровьесберегающей деятельности в данном кластере сравнительно более выраженными являются целеполага-
ние, формирование эталонов здоровья и реализация здоровьесберегающего поведения. В качестве преобладающей мотивации в сравнении с другими кластерами у представителей данного кластера обнаруживается коммуникативный мотив (процессуальный аспект). Демографически данный кластер характеризуется большей долей девушек и более молодым возрастом. Положительные стороны испытуемых, сгруппированных в данный кластер в качестве потенциальных участников тренинга, - готовность следовать инструкциям и нормам, обучаться по заранее предложенному плану. В качестве механизма усвоения новой информации предпочитают подражание какому-либо эталону. Наиболее внушаемы и доверчивы среди остальных групп испытуемых. К негативным сторонам следует отнести повышенную тревожность и фрустрированность, возможность эмоциональных срывов в случае неудачи или порицания со стороны окружающих.
Описание второго кластера (условное обозначение «Ответственные одиночки с низкой самооценкой»). Численность кластера составляет 10 человек, в том числе 7 мужчин и 3 женщины. Средний возраст 22,2 года. Самооценка испытуемых, сгруппированных в данный кластер, характеризуется сравнительно низкими значениями -от 19,39 % (авторитет у сверстников) до 40,39 % (ум). Наивысшие ранги в сравнении с остальными кластерами были обнаружены по таким факторам опросника Кеттелла, как нежность и самодостаточность (низкая социа-бельность). По опроснику УСК наиболее высокий показатель в сравнении с другими кластерами наблюдается по шкале интернальности в области здо-
ровья. Характерными для представителей данного кластера стратегиями совладания с трудной ситуацией (ко-пинг-стратегиями) являются дистан-цирование,принятие ответственности и бегство-избегание. Среди процессов здоровьесберегающей деятельности в данном кластере сравнительно более выраженный параметр относится к мотивационно-ценностной сфере. Преобладающие мотивы деятельности в сравнении с другими кластерами у представителей данного кластера - преобразовательный (процессуальный аспект), коммуникативный (результативный аспект), утилитарно-прагматический (процессуальный аспект), кооперативный (результативный и процессуальный аспекты), конкурентный (процессуальный аспект) и мотив достижения (процессуальный аспект). Демографически данный кластер характеризуется большей долей мужчин и более старшим возрастом. Положительные стороны испытуемых, сгруппированных в данный кластер в качестве потенциальных участников тренинга, - готовность к деятельности, как таковой, стремление нести индивидуальную ответственность. К негативным сторонам следует отнести низкую самооценку, неверие в успех, возможную изолированность от группы,склон-ность к индивидуальным действиям.
Описание третьего кластера (условное обозначение «Рациональные преобразователи с высокой самооценкой»). Численность кластера составляет 25 человек, в том числе 16 мужчин и 9 женщин. Средний возраст 22,16 лет. Самооценка испытуемых, сгруппированных в данный кластер, характеризуется наивысшими среди всех кластеров значениями - от 69,6 % (здоровье) до 80,65 % (характер). Наиболее вы-
сокие ранги в сравнении с остальными кластерами были обнаружены по таким факторам опросника Кеттелла, как готовность к общению, интеллект, эмоциональная устойчивость, доминантность, беспечность, смелость, подозрительность и проницательность. По опроснику УСК наиболее высокий показатель в сравнении с другими кластерами наблюдается по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений, интернальности в области неудач, интернальности в области семейных и производственных отношений. Характерными для представителей данного кластера стратегиями совладания с трудной ситуацией (копинг-стратегиями) являются кон-фронтативный копинг, самоконтроль, планирование решения проблем и положительная переоценка ситуации. Среди процессов здоровьесберегаю-щей деятельности в данном кластере сравнительно более выраженные параметры относятся к самооценке уровня здоровья и самоэффективности в области здоровьесберегающей деятельности. В качестве преобладающей мотивации в сравнении с другими кластерами у представителей данного кластера обнаруживаются преобразовательный, утилитарно-прагматический, конкурентный мотивы и мотив достижения (во всех случаях - результативный аспект). Демографически данный кластер близок к средним параметрам всей выборки. Положительные стороны испытуемых, сгруппированных в данный кластер в качестве потенциальных участников тренинга, -готовность к деятельности, в том числе в условиях конкуренции, высокая эргичность как в сфере коммуникации, так и в предметной деятельности, стремление работать на результат,
способность адекватно реагировать на изменения ситуации. К негативным сторонам следует отнести излишнюю самоуверенность, возможный эгоизм и невнимание к мнению и интересам других людей.
Итогом психодиагностической работы является выбор одной из трех стратегий ресурсного тематического тренинга личностной готовности к деятельности, выявленные в исследовании: «Тренинг саморегуляции эмоционального состояния», «Тренинг развития коммуникативных навыков», «Тренинг развития личностной и профессиональной идентичности». Цель тематических ресурсных тренингов -сформировать недостаточно развитый ресурс готовности к деятельности в соответствии с типом личности студентов-инвалидов, а также стимулировать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Следующий этап тренинга ГИД направлен на интеграцию психологических компетенций, полученных в ходе предыдущих этапов тренинга. Он проводится в форме проектной деловой игры, цели которой состоят в отработке навыков командного (условно организационного) взаимодействия и формировании осмысленного понимания своей профессиональной роли в организации.
Психологическое консультирование ориентировано на решение различного рода психологических проблем, основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа, в ходе которой психолог использует специальные приемы и техники. В рамках предлагаемого тренинга ГИД - это индивидуальноепсихоло-гическое сопровождение инвалида в процессе профессионального обуче-
ния и начала трудовой деятельности.
Программа формирования готовности инвалидов к трудовой деятельности (ГИД) была представлена разработчиками на IV Международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (Первый Санкт-Петербургский государственный университет имени академика И. П. Павлова, октябрь 2017 г.).
Выводы
1. Психологический реабилитационный потенциал характеризует здоро-вьесберегающий, индивидуально-личностный и социально-психологический уровень ресурсов реабилитации инвалида. Однако формы активности человека очень разнообразны, поэтому понятие реабилитационного потенциала широко используется в теоретических работах, но слабо применимо в прикладных исследованиях.
2. Для проведения прикладных исследований и коррекционных мероприятий по проблемам реабилитации требуются эффективные практико-о-риентированные конструкты, одним из таких является психологическая готовность к деятельности.
3. Психологическая готовность инвалидов к деятельности представляет собой специфичную комплексную характеристику, включающую в себя мотивационные, саморегуляционные, коммуникативные свойства личности, и актуализируется по мере освоения профессиональной деятельности.
4. С помощью кластерного анализа выделены три типа личностной готовности инвалидов к деятельности, нуждающиеся в специфической ресурсной поддержке.
5. Результаты исследования готовности инвалидов к деятельности воплощены в авторской системе тренинга ГИД.
6. Тренинг ГИД состоит из пяти этапов и предполагает сочетание психодиагностической работы психолога с групповыми и индивидуальными кор-рекционными технологиями.
Библиографический список
1. Демиденко Т. Д. Реабилитация при цереброваскулярной патологии. Л., 1989. 208с.
2. Демиденко Т. Д., Ермакова Н. Г Основы реабилитации неврологических больных. СПб., 2004. 304 с.
3. Инвалид в современном обществе: теория и практика психологических исследований / [Н. В. Яковлева и др.] ; под ред. Н. В. Яковлевой. Рязань, 2016. 189 с.
4. Кадыков А. С., Шахпаранова Н. В. Ранняя реабилитация больных, перенесших инсульт. Роль медикаментозной терапии // Нервные болезни. 2014. № 1. С. 22-25.
5. Клемешева Ю. Н., Воскресенская О. Н. Реабилитационный потенциал и его оценка при заболеваниях нервной системы // Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. Вып. № 1-1. Т. 5. С. 120-123.
6. Порохина Ж. В. Психологический реабилитационный потенциал инвалида (на примере больных с ишемической болезнью сердца) : дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 183 с.
7. Рябов В. Б. Стратегия трудовой жизни как характеристика самореализации человека в труде // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 113-119.
8. Халак М. Е. Психологическое сопровождение восстановительного лечения лиц с ограниченными возможностями и низким психологическим реабилитационным потенциалом : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2012. 24 с.
9. Яковлев В. В., Яковлева Н. В., Ка-линова И. Л. Психологические особенности здоровьесберегающей деятельности женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 68-75.
10. Яковлева Н. В. Коррекция индивидуальных моделей здоровья как коррекция асоциального поведения подростков // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 115-121.
11. Яковлева Н. В. Психология здо-ровьесберегающей деятельности: методология и методики исследования // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 31-37.
12. Яковлева Н. В. Концепция витальной метакомпетентности как основа формирования здорового образа жизни. Рязань, 2015. 453 с.
13. Barton J. 2012, 'Stroke and Rehabilitation: Psychological Perspectives', in P Kennedy (ed.) Oxford Handbook of Rehabilitation Psychology (Oxford Library of Psychology), pp. 235-248, Oxf. Univ. press., N. Y.
14. Elliot T. R., Rath J. F. 2012, 'Rehabilitation Psychology', in EM Altmai-er & JC Hansen (eds) Oxford Handbook of Counseling Psychology, pp. 679-702, Oxf. Univ. Press., N. Y.
15. Wrighte B. C. 1983, Physical Disability: Psychological Approach, Harper, N.Y.