Научная статья на тему 'Investigation of the psychological preparedness of invalides to labor activity'

Investigation of the psychological preparedness of invalides to labor activity Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ / ИНТЕРВЬЮ / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ / PSYCHOLOGICAL READI / NESS FOR EMPLOYMENT ACTIVITY / INTERVIEWS / PROBLEMS OF DISABLED / PEOPLE EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ulanova N.N., Shishkova I.M.

The article presents data of research of psychological readiness of persons with disabilities to work. The research method interview «Problems with future employment» for persons with disabilities and individuals with disabilities aged 17 to 30 years. Numerous studies show that the situation of persons with disabilities as a social group substantially different from the status of citizens from other social groups in the society. Persons with disabilities suffer from a decent work deficit is much stronger than other people. One of the important psychological threats in the life of a person with a disabling disease is the collapse of life prospects built before the disease or trauma. Disability puts before patients complex problems, which often have a psychological basis. Long and serious illness, frequent stay in medical institutions, loss of social status and other factors make adjustments to the habitual behavior and lifestyle of a person. Becoming a disabled person, the person forms a new system of relations to himself, to his opportunities, to the social environment, to the new life situation in which the person turned out, to a new socio-psychological status. In this case, the issue of adaptation to the new conditions of life becomes urgent. A prerequisite for a detailed study of the problem of psychological readiness for the work of disabled people is to bridge the gap between the theoretical development of this problem and the lack of applied resea.rch, where people with disabilities and people with disabilities would act as test subjects. The study showed how people with disabilities and people with disabilities ready to work. By rea.-diness we understand not only the awareness of physical limitations, legal aspects of employment and working conditions. Important is the psychological component of readiness, which in this work is fundamental. The paper presents the results of the study, identified the main problems and specifics of with disabilities to work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Investigation of the psychological preparedness of invalides to labor activity»

УДК 159.9.072+364.65 DOI:10.23888/humJ20173391-399 © Уланова Н.Н., Шишкова И.М., 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены данные исследования психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности. Метод исследования - интервью «Проблемы при будущем трудоустройстве» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в возрасте от 17 до 30 лет. Многочисленные исследования показывают, что положение инвалидов как социальной группы существенно отличается от положения граждан, представляющих другие социальные группы общества. Инвалиды страдают от дефицита достойного труда гораздо сильнее, чем остальные люди. Одной из важных психологических угроз в жизни личности, имеющей угрожающее инвалидностью заболевание, является крушение выстроенных до заболевания или травмы жизненных

© Ulanova N.N., Shishkova I.M., 2017

INVESTIGATION OF THE PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF INVALIDES TO LABOR ACTIVITY

Abstract. The article presents data of research of psychological readiness of persons with disabilities to work. The research method - interview «Problems with future employment» for persons with disabilities and individuals with disabilities aged 17 to 30 years. Numerous studies show that the situation of persons with disabilities as a social group substantially different from the status of citizens from other social groups in the society. Persons with disabilities suffer from a decent work deficit is much stronger than other people. One of the important psychological threats in the life of a person with a disabling disease is the collapse of life prospects built before the disease or trauma. Disability puts before patients complex problems, which often have a psychological basis. Long and serious illness,

перспектив. Инвалидность ставит перед больным сложные проблемы, которые зачастую имеют психологическую основу. Длительное и тяжелое заболевание, частое пребывание в медицинских учреждениях, потеря социального статуса и другие факторы вносят коррективы в привычное поведение и образ жизни человека. Становясь инвалидом, личность формирует новую систему отношений к себе, к своим возможностям, к социальному окружению, к новой жизненной ситуации, в которой оказалась личность, к новому социально-психологическому статусу. В этом случае актуальным становится вопрос адаптации к новым условиям жизни. Необходимым условием для детального изучения проблемы психологической готовности к трудовой деятельности инвалидов является преодоление разрыва между теоретической разработанностью данной проблемы и отсутствием прикладных исследований, где в качестве испытуемых выступали бы инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование показало, насколько инвалиды и люди с ограни-

frequent stay in medical institutions, loss of social status and other factors make adjustments to the habitual behavior and lifestyle of a person. Becoming a disabled person, the person forms a new system of relations to himself, to his opportunities, to the social environment, to the new life situation in which the person turned out, to a new socio-psychological status. In this case, the issue of adaptation to the new conditions of life becomes urgent. A prerequisite for a detailed study of the problem of psychological readiness for the work of disabled people is to bridge the gap between the theoretical development of this problem and the lack of applied research, where people with disabilities and people with disabilities would act as test subjects.

The study showed how people with disabilities and people with disabilities ready to work. By readiness we understand not only the awareness of physical limitations, legal aspects of employment and working conditions. Important is the psychological component of readiness, which in this work is fundamental. The paper presents the results of the study, identified the main problems and specifics of

ченными возможностями здоро- psychological readiness of persons вья готовы к трудовой деятель- with disabilities to work. ности. Под готовностью мы понимаем не только осведомленность о физических ограничени- Key words: psychological readi-ях, правовых аспектах трудоуст- ness for employment activity, in-ройства и условиях труда. Важ- terviews, problems of disabled ным является и психологический people employment. компонент готовности, который включает в себя уровень притязаний, мотивацию, самооценку, особенности саморегуляции. В работе представлены результаты проведенного исследования, обозначены основные проблемы и специфика психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность к трудовой деятельности инвалидов, интервью, проблемы трудоустройства инвалидов.

Проблема трудоустройства инвалидов в нашей стране занимает одно из ведущих мест. Это связано с тем, что подавляющее большинство лиц с ограниченными возможностями не могут полноценно и адекватно работать в какой-либо сфере, основной причиной чего является не отсутствие рабочих мест или необходимых профессиональных навыков, а сложности в психологической и социальной адаптации к современным условиям труда. Решение этой проблемы подразумевает под собой два пути: социальный и психологический[3]. С точки зрения социального, это создание необходимых условий окружающей среды, в которых инвалиды смогут ощущать себя такими же полноценными членами общества, как и

здоровые люди, а также трудиться в комфортных для них условиях. Психологический же путь подразумевает под собой учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей человека с инвалидностью. Для этого необходимо обладать знаниями о механизмах адаптации, о психологических особенностях и специфике различных категорий инвалидов.

По данным статистики доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в России составляет порядка 31,8 % от общего числа инвалидов трудоспособного возраста, что несколько ниже аналогичного показателя в европейских странах (около 40 % работающих инвалидов). В этой связи актуальность исследования психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности состоит в том, что инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого общество, к сожалению, не может. По данным Росстата на 2015 год, численность инвалидов в России составляла 12418 тыс. человек. В то же время численность работающих инвалидов чуть больше трети от общего числа. Эта проблема особенно актуальна в период, когда страна испытывает трудности в обеспечении трудовыми ресурсами[2]. Решить вопрос привлечения к труду зачастую можно не только с помощью административно- правовых мер, многое зависит от направленности и мотивации личности.

Многочисленные исследования показывают, что положение инвалидов как социальной группы существенно отличается от положения граждан, представляющих другие социальные группы общества. Инвалиды страдают от дефицита достойного труда гораздо сильнее, чем остальные люди.

Исследование показало, насколько инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья готовы к трудовой деятельности[4]. Под готовностью мы понимаем не только осведомленность о физических ограничениях, правовых аспектах трудоустройства и условиях труда. Важным является и психологический компонент готовности, который включает в себя уровень притязаний, мотивацию, самооценку, особенности саморегуляции. Наше исследование проводилось на ба-

зе Михайловского экономического колледжа-интерната (МЭКИ) в период с мая 2017 г. по июнь 2017 г. в рамках гранта РГНФ№ 16-16-62003. Целью исследования явилось изучение готовности инвалидов к трудовой деятельности.

В исследовании принимали участие люди с ограниченными возможностями-студенты МЭКИ в возрасте от 17 до 30 лет.

Одним из этапов исследования стало интервью по проблеме предстоящего трудоустройства. В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты.

На вопрос, какой Вы представляете свою будущую работу, где и в качестве кого Вы хотели бы работать35 % испытуемых ответили, что видят свою будущую профессию в сфере экономики, 14% испытуемых хотели бы продолжить обучение, 21 % выбрали бы профессии, не связанные с получаемой специальностью, 9 % хотели бы связать свою профессиональную жизнь со спортивной деятельностью и столько же - с работой в сфере продаж.

Кроме этого, в ходе интервью было обнаружено, что 85% респондентов на первое место ставят семью и отношения с близкими людьми, работа и профессиональная деятельность для них не представляет особой ценности.86% испытуемых уверены в успешности своего предстоящего трудоустройства по специальности. Они не высказали сомнений в своих силах, а уверенность в себе в данном случае составляет более 50%. И даже если поиск работы на первом этапе не увенчается успехом, то респонденты продолжат поиски, несмотря на обстоятельства - так ответили 95 % испытуемых.

На вопрос о предполагаемых трудностях, с которыми предстоит столкнуться при приеме на работу, 58% респондентов высказали опасения по поводу отношений с новым коллективом. Данные испытуемые не уверены в своих коммуникативных возможностях считают, что у них возникнут трудности при общении с новыми, малоизвестными людьми, также были высказаны опасения того, что коллеги могут быть недоброжелательно настроены по отношению к ним. 23% студен-

тов считают, что самой важной и непреодолимой трудностью при приеме на работу может стать состояние их здоровья, то есть те ограничения, которые не позволяют им чувствовать себя полноценно. Трудности в прохождении собеседования являются преградой при устройстве на работу для 12% респондентов и 9% боятся не справиться и не понять свои профессиональные обязанности.

Результаты интервью показали, что большая доля испытуемых не осведомлены о своих правах и льготных условиях при приеме на работу (67%), 33 % всё же частично ознакомлены со своими правами.

Среди личных и профессионально значимых качеств, которые могут способствовать успешному трудоустройству и профессиональной деятельности, респондентами были отмечены целеустремленность и упорство - 44%, общительность -14%, достаточные знания и осведомленность - 12%, ответственность - 19% и 7% -уверенность в себе.

На вопрос о личностных особенностях, которые могут препятствовать трудоустройству, ответы испытуемых распределились следующим образом: 32% считают, что неуверенность в себе может стать основным фактором, оказывающим негативное влияние на успешную профессионализацию, для 24% респондентов на первый план выходят проблемы со здоровьем, 16% считают вспыльчивость и прямолинейность преградой на пути к трудоустройству, такой же процент студентов отмечает повышенную утомляемость, которая может привести к снижению работоспособности.

В ходе интервью 42% студентов изъявили желание проработать и повысить свои коммуникативные навыки, с этой целью респонденты готовы обратиться к специалисту-психологу. Кроме этого, 26% испытуемых хотели бы повысить самооценку и уверенность в себе, так как они уверены в том, что именно эти качества помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности. Еще одним важным качеством, которое хотели бы развить у себя респонденты - это стрессо-устойчивость, так ответили 23% опрашиваемых.

На вопрос о помощи, на которую могут рассчитывать студенты при трудоустройстве, 48 % предпочитают полагаться исключительно на себя и на свои силы, 38 % считают, что в вопросе трудоустройства они могут рассчитывать на семью и близких людей, 15% испытуемых обратились бы за помощью в этом вопросе к друзьям и знакомым.

Для развития себя как профессионала 64% респондентов готовы продолжать дальнейшее обучение для саморазвития и достижения наибольших профессиональных успехов и 32 % опрошенных считают, что добиться профессионального признания и проявить себя высококвалифицированным специалистом можно с помощью усердного труда и высокой работоспособности.

Что касается планирования своего профессионального будущего, то 92 % испытуемых видят себя в дальнейшем на руководящих должностях и лишь 8% - не хотят строить карьеру и не считают профессиональную деятельность важной ценностью.

Таким образом, исходя из полученных данных, мы можем сделать выводы о том, что для людей с ограниченными возможностями здоровья наибольшие опасения при трудоустройстве представляет общение с будущими коллегами и с руководством, так как они не уверены в своих коммуникативных навыках и воз-можностях[1]. Данный вывод подтверждается еще и тем, что при работе с психологом большая часть респондентов хотела бы совершенствовать свои коммуникативные навыки и навыки эффективного общения. Кроме этого, испытуемые в ходе интервью продемонстрировали неуверенность в себе, боязнь быть непонятыми, но, несмотря на это, они предпочитают опираться на собственные силы и возможности при устройстве на работу. Большинство испытуемых готовы продолжать учиться и самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, понимая, что это необходимо для социального успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.

2. Инвалид в современном мире: теория и практика современных исследований: монография / Яковлева Н.В., Фролов А.И., Уланова Н.Н., Шишкова И.М., Яковлев В.В.//Под общей редакцией Н.В.Яковлевой. - Рязань: РязГМУ, 2016.-188с.

3. Уланова Н.Н., Яковлев В.В. Личностная готовность как основа конкурентоспособности инвалидов в трудовой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Электронный ресурс] / Н.Н. Уланова, В.В. Яковлев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развит/ие: сетевой журн. 2017 т.5 №2 (17).

4. Яковлева Н.В., Уланова Н.Н., Шишкова И.М. Обзор психологических исследований инвалидности [Электронный ресурс] /Н.В. Яковлева, Н.Н. Уланова, И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 2 (13).

REFERENCES:

1. D'jachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk:Izd-vo BGU, 1976. 176 s. (in Russian)

2. Invalid v sovremennom mire: teoriya i praktika sovremennyh issledovanij: monografiya Yakovleva N.V., Frolov A.I., Ulanova N.N., Shishkova I.M., Yakovlev V.V.//Pod obshchej redakciej N.V.Yakovlevoj [Disabled person in the modern world: theory and practice of modern research: monograph / Yakovleva NV, Frolov AI, Ulanova NN, Shishkova IM, Yakovlev VV // Under the general editorship of H V.Yakovleva]. Ryazan':RyazGMU, 2016.-188s (in Russian)

3. Ulanova N.N., YAkovlev V.V. LICHNOSTNAYA GOTOVNOST' KAK OS-NOVA KONKURENTOSPOSOBNOSTI INVALIDOV V TRUDOVOJ DEYA-

TEL'NOSTI [EHlektronnyj resurs] / N.N. Ulanova, V.V. YAkovlev [Personal readiness as a basis of competitiveness of disabled people in the labor activity [Electronic resource]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvit/ie: setevoj zhurn. 2017 t.5 №2 (17). (in Russian)

4. YAkovleva N.V., Ulanova N.N., SHishkova I.M. Obzor psihologicheskih is-sledovanij invalidnosti [Review of psychological studies of disability [Electronic resource]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevoj zhurn. 2016. № 2 (13). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.