Научная статья на тему 'Травматология және ортопедия пәнін оқытуды оптимизациялаудың тиімді жолдары'

Травматология және ортопедия пәнін оқытуды оптимизациялаудың тиімді жолдары Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Травматология және ортопедия пәнін оқытуды оптимизациялаудың тиімді жолдары»

55 лет ^

точным выражением их значения. При переводе на казахский язык анатомическую нозологическую единицу мы дополняли в скобках их латинскими эквивалентами.

Немаловажное значение уделяли двуязычию. Именно благодаря наличию двуязычия студенты казахского отделения изучают специальную литературу на русском языке, успешно справляются с подготовкой к практическим занятиям. Тексты на учебных таблицах выполнены на казахском и русском языках, что дает

возможность использовать их для всех без исключения студентов. Эти учебные пособия также помогают изучению казахского языка, как государственного, русскоязычным студентам.

Вся учебно-методическая работа на казахском языке способствует формированию прочных знаний, клинического мышления, практических навыков, расширяет кругозор студентов казахского отделения, так необходимые в будущей врачебной деятельности.

УДК 371.71:616-001:617.3

Б.А. 0ТЕГЕНОВ, З.А. ИДИЕВ, Б.1. К0Ш1МОВ

ТРАВМАТОЛОГИЯ Ж8НЕ ОРТОПЕДИЯ П8Н1Н ОКЫТУДЫ ОПТИМИЗАЦИЯЛАУДЫН ТИ1МД1 ЖОЛДАРЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университету А^тебе

Кафп кезде жогаргы о^у орындарыньщ непзп манаты болып студенттердщ кэаби дайындыгын жэне о^у-тэрбие жумыстарын жогаргы децгейде жеткiзу болып саналады.

Бул ма^сат^а ^ол жетюзу Yшiн о^ыту эдiстерiн жетiлдiру, тиiмдi уйымдастыра бiлу ^ажет.

Бiздер о^у прцесiнде кец ^олданып жYрген ситуациялыщ есептер, тесттiк сура^тар, иллюстрацияланган о^у ^уралдары осы мэселелердi шешуге мYмкiндiк бере алады.

Ситуациялыщ есептер, тестш ба^ылау сура^тары барлыщ та^ырыптар бойынша дайындалган. Эр та^ырып 12-14 сура^тардан турады, ал жауаптары 4 варианту белiнген. Олардыц iшiнде бiр жауабы дурыс. Мысалы: травматологиялыщ жэне ортопедиялыщ нау^астарды тексеру эдiстерi жэне олардыц ерекшелiктерi та^ырыбына темендегiдей сура^тар ^ойылады: буын ^озгалысы ^андай патологияда толыщ жойылады? Жауаптары:

1. Контрактура, 2. Анкилоз, 3. Остеоартроз, 4. Буынныц байлам аппаратыныц за^ымдануы. Бул вариантта дурыс жауап №2 (анкилоз).

Саба^ басталуымен студенттерге тесттiк ба^ылау карталары таратылады, дайындыщ Yшiн 10-15 минут

уа^ыт белiнедi, ал тексеру жумысы 8-10минутта эталон жауап ар^ылы багаланады.

Сонымен ^атар студенттердщ практикалыщ дагдыларын ^алыптастыруда иллюстрацияланган о^у ^уралдарын пайдалану (слайдтар, сызбалар, таблицалар) жэне травматология кпиникасындагы нау^астарга курация жасау ете мацызды деп санаймыз.

Цикл кезiнде студенттер палаталарда «ауру тесегi жанында» о^иды, дэрiгерлiк клиникалыщ конференцияларга ^атынасады, кYPделi нау^астарды тал^ылау, диагностикалау, емдеу жумыстарын жоспарлау мэселелерiне ке^л беледi, тYнгi кезекшiлiктер ат^арып емдеу эдiстерiн Yйренедi, жедел операцияларга ^атынасады.

Бiздщ курста студенттердщ гылыми-зерттеу YЙiрмесi тура^ты жумыс жасайды. Гылыми- зерттеу жумысыныц нэтижесЫде студенттер университетте жылда ететiн дэстYрлi студенттердщ конференциясына ^атысып баяндамалар о^иды.

Корыта келгенде, аталган о^ыту эдiстерi студенттердщ пэндi толыщ мецгеруЫе, ой-ерiсiн кецейтуге, клиникалы^, практикалыщ дагдыларын ^алыптастыруга ыщпал етедi деп толы^ айта аламыз.

УДК 371.712:616-001:617.3

Б.А. УТЕГЕНОВ, Б.Л. СУЛТАНГЕРЕЕВ, З.А. ИДИЕВ, Б.И. КУШИМОВ

ЭЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ - ЗНАЧИМОЕ ПОДСПОРЬЕ В ОБУЧЕНИИ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Известно, что в учебном процессе самыми доступными и эффективными средствами обучения являются процессы моделирования врачебной деятельности, отработка профессиональных и лечебных задач, проблемных ситуаций, учебных игр и решение тестовых заданий. Но эффективность усвояемости при моделировании различных ситуаций невозможна без знаний многих современных методов диагностики и лечения больных.

Обязательные стандарты образования предполагают изучение студентами вопросов общей травматологии и ортопедии, начиная с IV курса. Предусмотренные по типовой программе количество часов преследут цель только лишь представления о

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

травма-ортопедической патологии. Для глубокого изучения и понимания вопросов диагностики и лечения повреждений опорно-двигательного аппарата этого крайне недостаточно. В этой связи внедрение в учебный процесс на V курсе факультета общей медицины элективных занятий является дополнением в познании методов диагностики и лечения. Это позволяет осуществить преемственность в освоении значительной части практических навыков, профессиональных умений будущих специалистов.

В тематику элективных занятий включены вопросы компьютерной, МРТ, артроскопической диагностики поражений костей и суставов, тотального эндопроте-зирования суставов, собственные разработки сотруд-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.