55 лет ^
точным выражением их значения. При переводе на казахский язык анатомическую нозологическую единицу мы дополняли в скобках их латинскими эквивалентами.
Немаловажное значение уделяли двуязычию. Именно благодаря наличию двуязычия студенты казахского отделения изучают специальную литературу на русском языке, успешно справляются с подготовкой к практическим занятиям. Тексты на учебных таблицах выполнены на казахском и русском языках, что дает
возможность использовать их для всех без исключения студентов. Эти учебные пособия также помогают изучению казахского языка, как государственного, русскоязычным студентам.
Вся учебно-методическая работа на казахском языке способствует формированию прочных знаний, клинического мышления, практических навыков, расширяет кругозор студентов казахского отделения, так необходимые в будущей врачебной деятельности.
УДК 371.71:616-001:617.3
Б.А. 0ТЕГЕНОВ, З.А. ИДИЕВ, Б.1. К0Ш1МОВ
ТРАВМАТОЛОГИЯ Ж8НЕ ОРТОПЕДИЯ П8Н1Н ОКЫТУДЫ ОПТИМИЗАЦИЯЛАУДЫН ТИ1МД1 ЖОЛДАРЫ
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университету А^тебе
Кафп кезде жогаргы о^у орындарыньщ непзп манаты болып студенттердщ кэаби дайындыгын жэне о^у-тэрбие жумыстарын жогаргы децгейде жеткiзу болып саналады.
Бул ма^сат^а ^ол жетюзу Yшiн о^ыту эдiстерiн жетiлдiру, тиiмдi уйымдастыра бiлу ^ажет.
Бiздер о^у прцесiнде кец ^олданып жYрген ситуациялыщ есептер, тесттiк сура^тар, иллюстрацияланган о^у ^уралдары осы мэселелердi шешуге мYмкiндiк бере алады.
Ситуациялыщ есептер, тестш ба^ылау сура^тары барлыщ та^ырыптар бойынша дайындалган. Эр та^ырып 12-14 сура^тардан турады, ал жауаптары 4 варианту белiнген. Олардыц iшiнде бiр жауабы дурыс. Мысалы: травматологиялыщ жэне ортопедиялыщ нау^астарды тексеру эдiстерi жэне олардыц ерекшелiктерi та^ырыбына темендегiдей сура^тар ^ойылады: буын ^озгалысы ^андай патологияда толыщ жойылады? Жауаптары:
1. Контрактура, 2. Анкилоз, 3. Остеоартроз, 4. Буынныц байлам аппаратыныц за^ымдануы. Бул вариантта дурыс жауап №2 (анкилоз).
Саба^ басталуымен студенттерге тесттiк ба^ылау карталары таратылады, дайындыщ Yшiн 10-15 минут
уа^ыт белiнедi, ал тексеру жумысы 8-10минутта эталон жауап ар^ылы багаланады.
Сонымен ^атар студенттердщ практикалыщ дагдыларын ^алыптастыруда иллюстрацияланган о^у ^уралдарын пайдалану (слайдтар, сызбалар, таблицалар) жэне травматология кпиникасындагы нау^астарга курация жасау ете мацызды деп санаймыз.
Цикл кезiнде студенттер палаталарда «ауру тесегi жанында» о^иды, дэрiгерлiк клиникалыщ конференцияларга ^атынасады, кYPделi нау^астарды тал^ылау, диагностикалау, емдеу жумыстарын жоспарлау мэселелерiне ке^л беледi, тYнгi кезекшiлiктер ат^арып емдеу эдiстерiн Yйренедi, жедел операцияларга ^атынасады.
Бiздщ курста студенттердщ гылыми-зерттеу YЙiрмесi тура^ты жумыс жасайды. Гылыми- зерттеу жумысыныц нэтижесЫде студенттер университетте жылда ететiн дэстYрлi студенттердщ конференциясына ^атысып баяндамалар о^иды.
Корыта келгенде, аталган о^ыту эдiстерi студенттердщ пэндi толыщ мецгеруЫе, ой-ерiсiн кецейтуге, клиникалы^, практикалыщ дагдыларын ^алыптастыруга ыщпал етедi деп толы^ айта аламыз.
УДК 371.712:616-001:617.3
Б.А. УТЕГЕНОВ, Б.Л. СУЛТАНГЕРЕЕВ, З.А. ИДИЕВ, Б.И. КУШИМОВ
ЭЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ - ЗНАЧИМОЕ ПОДСПОРЬЕ В ОБУЧЕНИИ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Известно, что в учебном процессе самыми доступными и эффективными средствами обучения являются процессы моделирования врачебной деятельности, отработка профессиональных и лечебных задач, проблемных ситуаций, учебных игр и решение тестовых заданий. Но эффективность усвояемости при моделировании различных ситуаций невозможна без знаний многих современных методов диагностики и лечения больных.
Обязательные стандарты образования предполагают изучение студентами вопросов общей травматологии и ортопедии, начиная с IV курса. Предусмотренные по типовой программе количество часов преследут цель только лишь представления о
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
травма-ортопедической патологии. Для глубокого изучения и понимания вопросов диагностики и лечения повреждений опорно-двигательного аппарата этого крайне недостаточно. В этой связи внедрение в учебный процесс на V курсе факультета общей медицины элективных занятий является дополнением в познании методов диагностики и лечения. Это позволяет осуществить преемственность в освоении значительной части практических навыков, профессиональных умений будущих специалистов.
В тематику элективных занятий включены вопросы компьютерной, МРТ, артроскопической диагностики поражений костей и суставов, тотального эндопроте-зирования суставов, собственные разработки сотруд-
55 жыл ^
ников, таких как использование постоянного электрического тока и мануальная терапия. На практических занятиях студенты быстро осваивают методы визуальной диагностики при осмотре травма-ортопедических больных, с большим интересом участвуют в работе диагностических кабинетов (рентген, УЗИ, КТ, МРТ и пр.) Этим достигается более глубокое изучение новейших методов диагностики и лечения, преемственность обучения общей и частной травматологии и ортопедии на последующих курсах, знаком-
ство с достижениями научной деятельности сотрудников ВУЗа, возможности внедрения их в практическую деятельность врача, ориентированность студентов при выборе специальности.
Таким образом, элективные занятия рассматриваются нами как последовательное и преемственное дополнение обучения общей и частной травматологии и ортопедии, предопределяющее качество обучения и ориентированность студентов в выборе хирургической специальности.
УДК 614.23-057.875
А.А. ХУСАЕНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, Уфа, Россия
Профессиональная деятельность и профессиональной образование как процесс подготовки человека к ней в настоящее время стали предметом многочисленных исследований, осуществляемых с позиции педагогики, медицины, психологии, социологии, философии и иных сфер человековедческого знания, поскольку возникновение новой социально-экономической обстановки поставило перед школой как одним из важнейших институтов социокультурного наследования сверхзадачу - формировать людей, способных строить и жить в новом социуме, для которого характерна забота о новых ценностях.
Реформирование системы профессионального образования определило одним из важнейших направлений изменение целей образования, его переориентацию на удовлетворение запросов и потребностей личности. Существующая система профессионального образования до сих пор предлагает педагогам в практике подготовки специалистов решать задачу привития человеку навыков сдерживать свои желания и чувства, если они идут вразрез с интересами других людей и общества. Реальная жизнь показала явную недоработку данного подхода. К тому же потребности общества могут субъективно переоцениваться и меняться даже на глазах одного поколения, в силу чего ощущается теоретическая недостаточность
разработки интеллектуального и поведенческого подходов в подготовке специалиста.
Фундаментальная задача профессиональной медицинская школы заключается в том, чтобы воспитывать такую личность, у которой не будет появляться потребностей, желаний, влечений, идущих во вред другой личности, обществу, природе. Причем никакие мотивы не должны вытесняться и подавляться, они лишь должны быть направлены на творчество, созидание и утверждение нравственности. Современная практика педагогической деятельности подтверждает положение о том, что только через свободную личность можно воплотить моральные принципы и общеполезную деятельность. Человек - это то, что он сам в себе воспитал, при условии, что развитие личности не может быть оторванным от других.
Это означает, что профессиональная школа должна создать условия для формирования личности специалиста, способного к профессиональному самоопределению и последующей оптимальной профессиональной и жизненной самореализации, нацеленного на постоянное профессиональное и личностное саморазвитие. Другими словами, современная образовательная ситуация с необходимостью требует от будущего специалиста быть активным субъектом собственного профессионального и личностного развития.
УДК 004:378
С.Ю. ШИКАНОВА, С.В. КИМ, Г.А. ТЮРЕЖАНОВА
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Электронный учебник, являясь современным средством обучения, существенно повышает качество и эффективность обучения, мотивацию студентов и оптимизирует деятельность преподавателя. В целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества, не менее важна задача использования электронных учебников. Электронный учебник, являясь одной из форм компьютерных обучающих систем, в зависимости от заложенных возможностей может быть отнесен к различным типам. Теперь очевидно, что электронный учебник ставится в
один ряд с автоматизированными обучающими системами.
Возможности электронных учебников существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, качественно иную подготовку специалистов новой формации, вооружают человека навыками комфортной жизни в условиях информационного общества. Функциональная характеристика электронных учебников богата и разнообразна. Они применимы в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, безусловно повышающего его эффективность и результативность.
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.