Решетневскце чтения
A. V. Selivanov, 1.1. Vashlaev Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
TOOLKIT OF PLANNING AND THE AUTOMATED CONTROL OF BALANCE OF MATERIAL RESOURCES IN LOGISTICAL SYSTEMS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
The working out technique of material resources balance and traffic control of material and accompanying streams on the example of mining industry on the basis of network schedules and norm costs control of materials on uniform arrays of the input data on the statistics accumulation are considered.
© Селиванов А. В., Вашлаев И. И., 2012
УДК 658. 7:339. 9
А. В. Селиванов, Я. И. Шамлицкий
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Предлагается статистическая модель транспортно-складского хозяйства предприятия с оценкой эффективности логистической поддержки автомобильных перевозок по требованиям его подразделений.
Транспортировка - это составная часть логистики, включающая операции перемещения и хранения сырья, незавершенного производства и конечной продукции с мест их происхождения в места потребления. Она взаимоувязывает потребности в материальных ресурсах (МР) основных и вспомогательных цехах предприятия с их комплектованием на его складах.
Предлагается статистическая модель транспортно-складской деятельности крупносерийного машиностроительного предприятия с оценкой эффективности логистического обеспечения автомобильных перевозок МР по заявкам его производственных подразделений. Целью данного исследования является разработка и внедрение локального контура управления [1] транспортно-складскими операциями предприятия. Процесс планирования работы транспортных средств основывается на рассчитанной потребности в материалах, которая дополнительно конкретизируется по заявкам цехов. Планирование внутреннего грузооборота МР по заявкам производственных подразделений производится по учетным признакам: номенклатурная единица, партия, машинокомплект, цехозаказ [2-4].
Актуальность данного исследования связана с тем, что в настоящий момент на предприятиях крупносерийного производства сложилась ситуация постоянной недозагрузки автотранспорта из-за отсутствия методики его распределения для случая эксплуатации комбинированного автотранспорта.
В случае с машиностроительным заводом подходит модель General Pickup and Delivery Problem (GPDP), но она не учитывает распределение разнотипного автотранспорта по маршрутной сети и не определяет решения для условий работы ОАО «Крас-маш». Разработан алгоритм расчета параметров транспортно-складских работ (ТСР) на промышленном предприятии. Алгоритмом предусмотрен известный способ лимитного контроля заявок цеха по кото-
рому осуществляется проверка заданных пограничных значений на МР с суммарным их потреблением каждым цехом (см. рисунок, блок А2). В других блоках алгоритма производятся процедуры расчетов параметров ТСР и предусматривается подключение имитационного моделирования по мере накопления статистических данных (см. рисунок. блоки А12, А13). По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- вследствие рационального планирования транспортного процесса высвободится порядка 30-35 % транспортных средств;
- организуется контроль движения транспорта в реальном времени, что снижает возможность возникновения случаев простоя транспорта либо его перезагрузки;
- как продолжение этой работы - в будущем возможно использование обменного фонда прицепов на предприятии.
Для внедрения оптимизированного процесса доставки грузов необходимо:
- провести сквозной мониторинг материального и информационного потока предприятия с его детализацией по основным цехам, их внутренним складам, центральному складу, автоцеху, контрольно-пропускным пунктам;
- систематизировать статистику по транспортному процессу на предприятии с анализом технико-экономических характеристик видов и параметров работы транспорта на предприятии, с оценкой технической готовности, определить среднее время выполнения заказа;
- необходимо, чтобы заявки на доставку материалов поступали в транспортный цех не позднее, чем за сутки перед предстоящей доставкой;
учитывать возможность перевозки попутного груза из цеха в цех.
Логистика в аэрокосмической отрасли
Начало
А1_^_
Систематизация баз данных: нормативов, статистики работы автотранспорта и склада
А2-
Контроль лимитов материальных ресурсов A3 ^
Обработка заявок на ТСР Склад-цех/ | цех(/)-цехм
А4__
Сменный грузооборот
А5-
Формирование машино-комплектов на складе (Q/, V)
А6-
Расчет времени рейса г рейса и автотранспорта по маркам и маршрутам. При необходимости замена транспорта
А7_^_
Определение количества автотранспорта по
маркам (ММаШ):
А8
А.
Выбор комбинированного
А9_
Определение потребности специального транспорта :
А10 ^
Выбор параметров сектора работы автотранспорта (Ос)
Формирование статистики сменных ТСР'
А12_
Генерация Qсм, t рейса, Q,, Qc, Ммаш
А13
т;
Расчет параметров ТСР А14 ^
Нет
Да ■УГ
Конец
Алгоритм расчета параметров транспортно-складских работ (ТСР) предприятия
Решетневские чтения
Библиографические ссылки
1. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Контурно-интегрированный принцип организации производства горного предприятия // Открытые горные работы в XXI веке : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (4-7 окт. 201, г. Красноярск). Красноярск :ООО НТЦ «Горное дело», 2011. С. 194-201.
2. Николайчук В. Е. Логистический менеджмент : учебник. М. : Дашков и Ко, 2009.
3. Неруш Ю. М., Неруш А. Ю. Практикум по логистике : учеб. пособие. М. : Велби : Проспект, 2008. С. 51-73.
4. Гаджинский А. М. Логистика. М. : Дашков и Ко, 2010.
A. V. Selivanov, Ya. I. Sahmlitskiy Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
TRANSPORT-WAREHOUSE LOGISTICS OF INDUSTRIAL SYSTEM OF THE MACHINE-BUILDING ENTERPRISE
The statistical model of transport-warehouse activity for the machine-building enterprise with an estimation of efficiency of logistical maintenance of motor transportations of material resources under demands of industrial divisions is proposed.
© Селиванов А. В., Шамлицкий Я. И., 2012
УДК 338
Т. В. Солонцова, М. Ю. Валишина, Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА
И РИТЕЙЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рассматривается интегрирование и интеграционная структура, которая способствует обеспечению конкурентоспособности предприятий и получению прибыли, а также обеспечивает стабильное положение на рынке и прибыльность производственно-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.
Экономическая интеграция между предприятиями, компаниями и корпорациями может проявляться в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, создании друг другу благо приятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров и др.
Выделяются следующие возможные цели интеграции хозяйствующих субъектов, действующих в рыночных условиях:
- закрепление хозяйственных связей;
- снижение транзакционных издержек;
- усиление стимулов для получения наиболее высокого конечного результата;
- концентрация ресурсов по наиболее перспективным направлениям технической политики;
- использование наиболее эффективной системы взаиморасчетов, в том числе за счет применения расчетных цен;
- повышение конкурентоспособности производителей на внешнем рынке;
- более эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры.
По направленности различают интеграцию вертикальную, горизонтальную и смешанную (диагональную, конгломеративную). Каждый из указанных ти-
пов интеграции отличается своими преимуществами и недостатками.
Горизонтальная интеграция подразумевает объединение нескольких производителей (операторов), действующих на одном уровне продуктовой вертикали. Горизонтальные интеграционные структуры отличаются гибкостью ценообразования и широкой сферой влияния на рынке, а также возможностями технико-технологического совершенствования, однако создаются они на небольшой промежуток времени, в основном для утверждения на рынке и «выживания» в условиях жесткой конкуренции.
Для вертикальной интеграции главным достоинством является восстановление производственно-технологических связей, недостатком - территориальная рассредоточенность.
Смешанная интеграция диагонального типа представляет собой объединение одного предприятия с другим, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции. Смешанная интеграция позволяет гибко реагировать на изменения рыночной ситуации и выпускать новую продукцию, однако имеет сложную финансово-контрольную систему учета затрат на производство и реализацию различной продукции.