Решетневскце чтения
A. V. Samartseva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk THE FACTORS OF REGIONAL LOGISTICS INFRASTRUCTURE FORMATION
The factors and tendencies of the regional logistics infrastructure (RLI) formation are presented.
© Самарцева А. В., 2012
УДК 622. 003 (075):378
А. В. Селиванов, И. И. Вашлаев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ БАЛАНСА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Исследуется инструментарий составления баланса материальных ресурсов и управления движением материальных и сопутствующих потоков на примере горного производства на основе сетевых графиков и контроля норм расхода материалов по однородным массивам входной информации по мере накопления статистики.
Для эффективного управления современным производством требуются новые подходы в материально-техническом снабжении. Например, для промышленных предприятий средней мощности количество номенклатурных единиц материальных ресурсов составляет несколько тысяч наименований. Возникает комплексная задача упорядочения потока поставок материальных, информационных и финансовых ресурсов во времени с учетом выполняемых работ по объектам предприятия с целью оптимизации эксплуатационных затрат и повышения надежности выполнения запланированных работ.
Возможность организации и управление движения материальных и сопутствующих потоков рассмотрим на примере горного предприятия [1]. Расчет параметров сетевого графика производится на самом графике по известному алгоритму [2; 3] по всем событиям с их проектированием на числовую ось по ранним окончаниям работ.
Для своевременного выполнения любой работы требуется определенное количество материальных ресурсов (комплектов). Коды комплектов упорядочиваются во времени и отражаются на параллельной оси материально-технического обеспечения с учетом имеющихся полных резервов. Особые требования предъявляются к комплектам, обеспечивающим работы, принадлежащие критическому пути. Прочие комплекты, обеспечивающие работы, не лежащие на критическом пути, могут поступать на рабочие места с некоторыми задержками, не превышающими полных резервов времени по соответствующим цепочкам работ.
Преимущество данного подхода в том, что материальный поток упорядочивается во времени, и в такой последовательности должны поступать комплек-
ты материальных ресурсов на рабочие места со склада (предприятия). Для определения общего потока материальных ресурсов предприятия следует совмещать проекции поставок комплектов по всем объектам (с учетом возможного смещения начала работ от условного нуля и режимов работ по объектам). Таким образом, будет сформирован объединенный поток ком -плектов материальных ресурсов горного предприятия на плановый период.
К подготовленным смежным сетевым графикам применяют процедуры их оптимизации по известным методам [2; 3]. Трудоемкость внешних работ снабженческого периода поставки комплектов материалов (установленных по объединенному сетевому графику) на внутренний склад предприятия оценивается по трудоемкости заключения договора с поставщиками, трудоемкости оплаты услуг поставщиков, трудоемкости изготовления (производства) комплектов у поставщиков, трудоемкости транспортирования комплектов от поставщиков, трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ, трудоемкости временного хранения комплекта материалов поставщика.
Соотношения длин критических путей при разных режимах работ на объекте можно определить по равенству
L об Т раб '
Т с
(
Т
см*n с
1 +
(7 - n раб)
Л
+n п
(1)
где L об - длина критического пути сетевого графика, дн; Т раб - суммарная трудоемкость работ, лежащих на критическом пути сетевого графика с непрерывным режимом функционирования объекта, дн ; Т сут, Т см -соответственно, продолжительность суток, смены, ч;
Логистика в аэрокосмической отрасли
количество смен в сутках, ед. ; праб - количест-
во рабочих дней в неделе, дн;
- количество
праздничных дней попавших в календарный период выполнения работ на объекте при прерывном режиме его функционирования, дн.
Соответствующее финансовое обеспечение поставок материальных ресурсов устанавливается по выражению
п р
Фоб = X Зд, + X X Зму + X З
пог.разг.,
,=1
¿=1
,=1
(2)
+ Х X Зтр. сопр .к, ^/^Звн.хР. ,
,=1 к=1 ,=1 где фоб - совокупный размер финансового обеспечения логистической цепи поставок материальных ресурсов предприятия, тыс. руб.; З, - затраты на заключение договоров на поставку материальных ресурсов от ,-го поставщика, тыс. руб.; Зм, - стоимость материальных ресурсов ¿-го комплекта от ,-го поставщика, тыс. руб.; Зпог.разг., - затраты на погрузочно-
разгрузочные работы по ,-му поставщику, тыс. руб.; Зтр.сопр.к/ - затраты на транспортирование и сопровождение к-го комплекта от ,-го поставщика, тыс. руб.; Звн хр., - затраты на внешнее хранение (временное) материальных ресурсов от ,-го поставщика, тыс. руб.
Оплата поставок материальных ресурсов производится частями с учетом объединенного графика потребности комплектов по предприятию в целом. Сопутствующее финансовое обеспечение поддерживает такую периодичность поставок, которая совпадает (или не превышает) по срокам с установленными датами объединенного графика доставки материальных ресурсов на предприятие. Приоритет отдается тем вариантам поставок, которые удовлетворяют критериям минимальности трудоемкости внешних работ и затрат (Фоб), своевременности поставок материальных ресурсов, качественности поставляемых материальных ресурсов, устойчивости договорных отношений. Контроль и регулирование фактического расхода материалов предлагается осуществлять по однородным массивам входной информации по мере накопления статистики по периодам поставок комплектов материалов, оцениваемой методами математической статистики (по ¿-критерию Стьюдента и ^-критерию Фишера). Для этого строится двухсторонний интервал [4]:
К =(НФ - ¿а/2;(N-1) • Я/Ма5;ЙФ + ¿а/2;(N-1) • Я/М0,5), (3)
где НФ - средневзвешенная (по объему выпуска ¿-го
вида однородной продукции, ¿ = 1, ё ) арифметическая величина контролируемого удельного расхода ,-го материала; ¿а/2;(М-1) - табличное значение квантилей
Стьюдента по заданному а-уровню значимости (N-1)-й степени свободы; N - количество наблюдений (объем выборки) случайной величины Н Ф за фиксиро-
ванный период производства ¿-го вида однородной продукции; Я - среднее квадратическое отклонение случайной величины Н Ф, рассчитанное из N наблюдений.
По границам доверительного интервала К можно судить о значимости контролируемого планового норматива Н,, с помощью которого устанавливается
плановая потребность в комплектах материалов. Организационные отношения в логистической инфраструктуре формируются по контурно-интегрированному принципу [5]. В качестве общего критерия рационального функционирования логистической системы принимается известное превышение финансовых поступлений от продаж собственной продукции предприятия над Фоб по плановым периодам.
В итоге упорядочиваются материальные, информационные и финансовые потоки, обеспечивается контроль расходования материальных запасов, снижаются расходы на поддержание баланса материалов горного предприятия и учитываются режимы работ по его объектам.
Таким образом, предложенная методика обеспечивает:
- упорядочивание материальных, информационных и финансовых потоков;
- повышение надежности материально-технического обеспечения и соответственно повышение коэффициента технической готовности оборудования;
- контроль расходования материальных запасов и нормативов потребления материальных ресурсов с их корректировкой и экономией складских площадей;
- дифференциацию финансовых средств, необходимых на оплату поставок материальных ресурсов в соответствии с режимом работ горного производства.
Библиографические ссылки
1. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Методика формирования и расчета баланса материальных ресурсов в логистических системах // Логистические системы в глобальной экономике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (17-18 февр. 2011, г. Красноярск). Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С. 176-183.
2. Комащенко В. И., Школа И. Н. Организация, планирование управление предприятиями горной промышленности : учебник для вузов. М. : Высш. шк., 1980.
3. Ганицкий В. И. Организация производства на карьерах. М. : Недра, 1983.
4. Автоматизированный учет материалов на горном предприятии с расчетом и контролем их баланса / В. В. Ефремов [и др.] // Изв. вузов : горный журнал, 1999. № 1-2. С. 88-95.
5. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Концепция развития текущей организации производства на рудных карьерах средней мощности // Современные технологии освоения минеральных ресурсов : сб. материалов 7-й Междунар. научн.-техн. конф. Красноярск : ИПК СФУ, 2009. Ч. 1. С. 328-334.
п
см
п
праз
Решетневские чтения
A. V. Selivanov, 1.1. Vashlaev Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
TOOLKIT OF PLANNING AND THE AUTOMATED CONTROL OF BALANCE OF MATERIAL RESOURCES IN LOGISTICAL SYSTEMS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
The working out technique of material resources balance and traffic control of material and accompanying streams on the example of mining industry on the basis of network schedules and norm costs control of materials on uniform arrays of the input data on the statistics accumulation are considered.
© Селиванов А. В., Вашлаев И. И., 2012
УДК 658. 7:339. 9
А. В. Селиванов, Я. И. Шамлицкий
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Предлагается статистическая модель транспортно-складского хозяйства предприятия с оценкой эффективности логистической поддержки автомобильных перевозок по требованиям его подразделений.
Транспортировка - это составная часть логистики, включающая операции перемещения и хранения сырья, незавершенного производства и конечной продукции с мест их происхождения в места потребления. Она взаимоувязывает потребности в материальных ресурсах (МР) основных и вспомогательных цехах предприятия с их комплектованием на его складах.
Предлагается статистическая модель транспортно-складской деятельности крупносерийного машиностроительного предприятия с оценкой эффективности логистического обеспечения автомобильных перевозок МР по заявкам его производственных подразделений. Целью данного исследования является разработка и внедрение локального контура управления [1] транспортно-складскими операциями предприятия. Процесс планирования работы транспортных средств основывается на рассчитанной потребности в материалах, которая дополнительно конкретизируется по заявкам цехов. Планирование внутреннего грузооборота МР по заявкам производственных подразделений производится по учетным признакам: номенклатурная единица, партия, машинокомплект, цехозаказ [2-4].
Актуальность данного исследования связана с тем, что в настоящий момент на предприятиях крупносерийного производства сложилась ситуация постоянной недозагрузки автотранспорта из-за отсутствия методики его распределения для случая эксплуатации комбинированного автотранспорта.
В случае с машиностроительным заводом подходит модель General Pickup and Delivery Problem (GPDP), но она не учитывает распределение разнотипного автотранспорта по маршрутной сети и не определяет решения для условий работы ОАО «Крас-маш». Разработан алгоритм расчета параметров транспортно-складских работ (ТСР) на промышленном предприятии. Алгоритмом предусмотрен известный способ лимитного контроля заявок цеха по кото-
рому осуществляется проверка заданных пограничных значений на МР с суммарным их потреблением каждым цехом (см. рисунок, блок А2). В других блоках алгоритма производятся процедуры расчетов параметров ТСР и предусматривается подключение имитационного моделирования по мере накопления статистических данных (см. рисунок. блоки А12, А13). По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- вследствие рационального планирования транспортного процесса высвободится порядка 30-35 % транспортных средств;
- организуется контроль движения транспорта в реальном времени, что снижает возможность возникновения случаев простоя транспорта либо его перезагрузки;
- как продолжение этой работы - в будущем возможно использование обменного фонда прицепов на предприятии.
Для внедрения оптимизированного процесса доставки грузов необходимо:
- провести сквозной мониторинг материального и информационного потока предприятия с его детализацией по основным цехам, их внутренним складам, центральному складу, автоцеху, контрольно-пропускным пунктам;
- систематизировать статистику по транспортному процессу на предприятии с анализом технико-экономических характеристик видов и параметров работы транспорта на предприятии, с оценкой технической готовности, определить среднее время выполнения заказа;
- необходимо, чтобы заявки на доставку материалов поступали в транспортный цех не позднее, чем за сутки перед предстоящей доставкой;
учитывать возможность перевозки попутного груза из цеха в цех.