УДК 911.3:339.9
Г. М. Федоров В. С. Корнеевец
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ В ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНОВ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Рассматривается место трансграничных регионов, создающихся в ходе сотрудничества административнотерриториальных и муниципальных образований соседних государств или включающих близкие по важным параметрам приграничные регионы стран-соседей, в иерархической системе регионов. Показано, что трансграничные регионы являются одним из видов международных регионов. Рассмотрена специфика международных регионов на примере Балтийского региона.
Ф
The article defines the position of crossborder regions, forming in the course of the cooperation between the administrative territorial and municipal institutions of neighbouring countries and involving similar by important parameters border-regions, in the hierarchical system of regions.
Ключевые слова: регион, иерархия регионов, международные регионы, транснациональные регионы, трансграничные регионы, политические регионы, экономические регионы, социально-культурные регионы.
Keywords: region, hierarchy of regions, international regions, transnational regions, cross-border regions, political regions, economic regions, sociocultural regions.
Понятие «регион» используется во многих науках, в разных контекстах и имеет столь различное содержание, что при желании практически любая компактная территория может быть названа регионом. Комплексное изучение территории включает огромное количество объектов и явлений, многообразных связей и отношений. Изучаться могут разные аспекты взаимозависимостей с использованием различных методов. Если исходить из позиций системного подхода, регион не может быть ничем иным, как территориальной системой.
Территориальные системы — одно из важнейших понятий географии. Они часто рассматриваются в виде объектов географического исследования. Наиболее общая, комплексная из территориальных систем
— геосистема. Согласно Э. Б. Алаеву, впервые термин «геосистема» появился в русском языке, и ввел его в научный оборот применительно к физической географии Б. Сочава (в 1963 г.), а В. С. Преображенский, А. И. Уемов и Г. И. Швебс в 1977 г. предложили рассматривать это понятие как общегеографическое [1].
В экономгеографии широко используется понятие «территориальная социально-экономическая система» (ТСЭС). Иногда с целью подчеркнуть полный охват всех пространственных проявлений общественной жизни применяется словосочетание «территориальная общественная система». Для наиболее широкой по содержанию ТСЭС в советское время употреблялся термин «район» (экономический район, социально-экономический район). С 1990-х гг. его вытеснил термин «регион», который можно рас-
сматривать как часть глобального пространства, обладающую свойствами системности, позволяющими рассматривать регион как единое целое.
К числу теоретически наиболее разработанных в отечественной региональной науке относится понятие территориально-производственного комплекса (ТПК) — долгое время оно было важнейшим понятием советской экономической географии1. Его аналогом, но применительно к рыночной экономике, в западной науке служило понятие индустриального дистрикта, который, на наш взгляд, есть не что иное, как территориально определенный кластер. К числу территориальных систем можно отнести также сети (предпринимательские, торговые, транспортные и др.), если они рассматриваются в пространственном аспекте.
В отечественной социально-экономической географии традиционно различается зонирование территории (выделение однородных зон) и ее районирование (выявление внутренне целостных районов). Зарубежные исследователи различают однородные (гомогенные) и связные (когерентные) регионы. При выделении гомогенных регионов речь идет о территориях, сходных по какому-либо признаку (этнический состав населения, уровень жизни, сходство демографических процессов и т. д.). Для когерентных регионов главное — внутренние связи, объединяющие регион в единое целое. Использование системного подхода особенно актуально в тех случаях, когда речь идет о когерентных регионах.
Когерентные регионы обладают функциональной структурой, то есть внутри них можно выделить подсистемы: производственную, социальную, экистическую (расселенческую), демографическую и др. В то же время в качестве самостоятельных ТСЭС выделяются территориально-производственная, территориально-социальная, система расселения, геодемографи-ческая система и др. Пространственно функциональная подсистема региона может не совпадать с соответствующей территориальной системой.
Каждую из ТСЭС, начиная с глобального уровня, можно представить в виде совокупности более частных подсистем — до тех пор, пока не доходим до локального уровня (см. табл.).
Иерархия регионов
Иерархический уровень Функциональный тип региона
Политический Экономический Социально- культурный
Глобальный уровень Мировая политическая система Мировая экономическая система Общечеловеческая цивилизация
Мегарегион Страны НАТО, ЕС, СНГ, ОАГ, Африканский союз, Лига арабских государств и др. ЕС, СНГ, НАФТА, АСЕАН, ЛАЭС и др. Восемь мировых цивилизаций С. Хантингтона
1 Объектами различных отраслей социально-экономической географии являются также система расселения, транспортная система, рекреационная система и т. д.
Иерархический уровень Функциональный тип региона
Политический Экономический Социально- культурный
Международный макрорегион Союзное государство России и Беларуси, Бенилюкс, страны Балтии и др. Балтийский регион, регион Альп и т. п., треугольники роста Скандинавский, Восточнославянский и др. регионы
Страна Суверенное государство
Внутригосударственный макрорегион Федеральные округа Крупные экономические районы Этнические и этнографические общности
Мезорегион Административно- территориальные образования Административ-но-территориаль-ные образования Социально-территориальные общности
Микрорегион Муниципалитеты Внутриобластные районы Социумы
Локальный уровень Населенные пункты Хозяйствующие субъекты Локальные социумы
При рассмотрении ТСЭС следует учитывать наиболее существенные признаки системы:
— целостность составляющих ее элементов (что ставит задачу пространственного разграничения системы и среды) и существующих внутренних связей (что предполагает обязательное изучение структуры данной системы);
— территориальная близость составляющих систему элементов (компактность системы);
— относительная самостоятельность системы и ее элементов, основывающаяся на принципе неделимости элементов и (на определенном структурном уровне) системы;
— однородность составляющих систему элементов.
В региональных исследованиях элементы могут быть разнородными, но взаимосвязанными. Например, геосистемы включают самые разнообразные природные, экономические, социальные элементы, для которых общим с функциональной точки зрения является только их территориальное местоположение; тем не менее объединяющие их системообразующие связи могут быть не только существенными, но и закономерными. Особенностям климата соответствуют строго определенные виды растительности и животного мира, специфика элементов рельефа определяет возможности размещения хозяйственных объектов, наличие полезных ископаемых — размещение добывающей промышленности и т. д.
Научные исследования регионов прошли путь от рассмотрения отдельных сторон явления до обоснования и выделения систем разных уровней общности: от неорганизованной совокупности через выявление неорганических систем с наличием тех или иных связей между их элементами к наиболее завершенным органическим системам с существенными внутренними связями.
Неорганические системы не всегда имеют четко очерченные границы, пограничные территории могут входить одновременно в состав двух или нескольких регионов. То есть некоторые элементы одной системы могут входить в состав другой системы того же иерархического уровня. А органические системы отличаются более строгой иерархией и четко очерченными границами. Таковой является, например, иерархическая система политических регионов России (федеральный округ
— субъект Федерации — муниципальные образования второго и, далее, первого уровня).
Системные исследования, предполагающие выделение когерентных регионов, включают ряд последовательных этапов:
1) выделение элементов системы (на основе их однородности, общих свойств и пр.);
2) выявление связей между элементами системы (существенных, в том числе системообразующих, и несущественных связей, их соподчи-ненности);
3) определение границ системы (на основе общности элементов, компактности их расположения, существенности системообразующих связей);
4) выявление отношений с другими системами того же иерархического уровня (входов и выходов системы);
5) определение места в системе более высокого ранга;
6) установление внутренней структуры системы (выявление функциональной структуры и подсистем более низкого ранга).
Не менее важным, чем рассмотрение объекта исследования как системы, является упорядочение совокупности изучаемых показателей, применение научно обоснованных методов анализа социально-экономических явлений. Последовательное применение системного подхода предполагает, что в качестве системы выступает не только объект, но и предмет исследования. При таком подходе в методике учитываются теоретически обоснованные структурно-функциональные составляющие объекта, принимаются во внимание субординация внутренних и внешних системообразующих связей, иерархия как характеризующих систему показателей, так и воздействующих на нее факторов.
Углубление системных исследований заключается в изучении большего количества разнообразных связей — как внутренних, так и внешних, а также в переходе от территориальных систем низших рангов со сравнительно небольшим числом элементов к сложным системам высших рангов, включающим целый ряд подсистем более низкого уровня.
Относительно регионов, выделяемых в рамках отдельно взятой страны, национальных регионов, имеется довольно много исследований как в нашей стране, так и за рубежом, особенно в ряде стран зарубежной Европы. Но о регионах, охватывающих территории разных стран, — международных (транснациональных и трансграничных) регионах — работ гораздо меньше, и теория регионообразования для регионов, включающих разные страны или отдельные части разных стран, не разработана. Правда, имеются более подробные исследова-
ния, касающиеся некоторых видов регионов (еврорегионов, треугольников роста, «больших регионов»), но и их теория находится в зачаточном состоянии.
Следует различать два вида международных регионов — транснациональные и трансграничные. Транснациональные регионы образуются взаимодействием государств (политические и экономические регионы) либо объединяют сходные в каком-то существенном отношении государства (социально-культурные регионы). Трансграничные регионы создаются в ходе сотрудничества административно-территориальных и муниципальных образований соседних государств или, в случае социально-культурных регионов, включают близкие по важным параметрам приграничные регионы стран-соседей.
Признаки международного региона:
• Непрерывность территории (включая акваторию), то есть возможность прямого транспортного сообщения, без пересечения границ региона.
• Наличие органов управления (в различных формах и с разными функциями — от совещательных, чьи решения не обязательны к исполнению, до директивных, решения которых оформляются в виде международных договоров, имеющих приоритет перед национальным законодательством).
• Относительно тесные экономические (торговля, инвестиции) связи входящих в регион субъектов.
На мега- и макроуровне связи между входящими в трансграничный регион странами являются более тесными по сравнению со связями этих стран с государствами, не входящими в состав региона. Но на мезо- и микроуровнях данная закономерность не прослеживается. Здесь связи между входящими в трансграничный регион субъектами разных стран чаще всего не являются более тесными по сравнению со связями каждого из субъектов региона с другими аналогичными субъектами соответствующей страны. То есть, например, приграничный муниципалитет обычно имеет более тесные связи с другими соседними муниципалитетами собственной страны по сравнению со связями с муниципалитетами, расположенными по другую сторону границы. Однако они более тесные по сравнению со связями между теми муниципалитетами разных стран, которые не входят в состав трансграничного региона. Иначе говоря, при рассмотрении системообразующих связей принимаются во внимание только трансграничные связи, но не связи входящих в трансграничный регион субъектов с аналогичными субъектами собственной страны.
• Достаточно тесные социальные связи (в сферах культуры, спорта, образования, науки).
• Часто — наличие общей или скоординированной инфраструктуры (транспортной, энергетической).
• Часто — наличие общепринятого наименования региона (Балтийский регион, Средиземноморский регион, регион Альп, Балканы).
• Иногда — этническое сходство.
• Иногда — наличие общего исторического прошлого.
Элементами международных регионов являются разные субъекты
— в зависимости от того, о каких регионах идет речь: политических, экономических, социально-культурных.
Социально-культурные регионы образуются на низших уровнях как социумы, социально-территориальные общности; далее речь может идти об этнографических или этнических регионах, затем — о субци-вилизационных и цивилизационных территориальных образованиях. Международные социально-культурные (и транснациональные, и трансграничные) регионы образуются там, где соседствуют страны со сходным этническим и (или) религиозным составом населения, зачастую они имеют общее историческое прошлое (нахождение в составе одного государства, выделение в ходе этнической дифференциации из одного этноса и пр.). Это гомогенные регионы, выделяемые по принципу однородности признаков культуры.
Международные экономические регионы часто образуются на транснациональном уровне (в ходе экономической интеграции государств на основе международных договоров), включая в свой состав две или несколько стран. Однако не меньшее значение имеют и связи между хозяйствующими субъектами, особенно связи внутри транснациональных корпораций. В таких случаях формируются трансграничные территориальные системы (например, «треугольники роста»).
Субъектами, формирующими политические транснациональные регионы, являются государства. Но административно-территориальные и муниципальные образования также наделены определенными полномочиями по реализации международных отношений. В их компетенцию, определенную на национальном уровне, обычно входит право осуществлять приграничное сотрудничество, заключая соглашения с соответствующими субъектами соседних стран, образуя с ними ассоциации и др. Следовательно, их также можно рассматривать в качестве элементов территориальных систем, трансграничных регионов.
Транснациональные политические регионы часто формируются на основе общих политических интересов, институализированных международными договорами (прежде всего, для обеспечения военной безопасности — НАТО, в прошлом — Варшавский договор и т. д.; для согласования и декларации общности политических позиций в международных отношениях — Северные страны, Лига арабских стран, Организация африканского единства). Пример Европейского союза показывает эффективность создания транснациональных регионов на основе формирования единого экономического пространства, что усиливает политическое единство ЕС и способствует появлению элементов социально-культурной общности.
Трансграничные регионы относятся (по большей части) к когерентным регионам, поскольку в основе их формирования лежат именно связи между территориями разных стран, а не близость по какому-либо признаку. Хотя можно привести достаточно примеров соседних при-
граничных территорий разных стран, некоторые (иногда весьма существенные) признаки которых достаточно схожи между собой. Речь может идти об одинаковом этническом составе населения, близкой хозяйственной специализации или сходстве историко-культурного ландшафта (особенно если территории разных стран прежде относились к одному государству).
Транснациональные регионы состоят из приграничных регионов разных стран. Для приграничных регионов, помимо внутренних социально-экономических и политических связей, характерны четыре типа внешних связей:
а) между приграничными и центральными регионами (как правило, наиболее интенсивные для приграничных регионов, но меньшие по интенсивности по сравнению со связями между центральными регионами);
б) между самими приграничными регионами (практически всегда довольно слабые);
в) транзитные — проходящие через приграничные регионы связи между центральными регионами разных стран;
г) трансграничные связи самих приграничных регионов.
Обычно меньшая интенсивность связей типов в и г по сравнению с аналогичными связями между внутренними регионами страны предопределяет частый депрессивный характер приграничных регионов.
В то же время приграничные районы уже в силу своего географического положения становятся «зоной контакта» России с внешним миром. Использование этого контактного потенциала, развитие приграничного сотрудничества с регионами соседних стран может и должно стать базой для вывода приграничных регионов России из нынешнего депрессивного состояния.
Вместе с тем взаимодействие любых соседних регионов может оценено неоднозначно. С одной стороны, они часто выступают взаимными конкурентами, поскольку сходные ресурсы и условия их развития обусловливают производство единообразных товаров и услуг на внешний рынок. Так, порты Прибалтики, Северо-Запада России и Калининградской области выступают конкурентами в обслуживании российских внешнеэкономических связей. Российский Калининград и литовская Клайпеда конкурируют в обработке белорусских грузов. Характерна конкуренция туристических макро- и микрорегионов многих соседних стран (от давнего соперничества французской и итальянской Ривьеры до возникновения нового туристического региона во французской Каталонии, который вскоре может стать серьезным конкурентом для испанских побережий Коста-Браво и Коста-Дорадо). Такими же конкурентами выступают польское, литовское и российское побережья Юго-Восточной Балтики. Однако трансграничные регионы обладают и значительным потенциалом сотрудничества, которое, с одной стороны, может включить в действие мультипликативный эффект концентрации туристических услуг на компактной территории, а с другой — активно использовать имеющиеся различия природных, культурно-исторических и экономических условий для диверсификации производства услуг.
Рассмотрим специфику международных регионов на примере Балтийского региона.
Балтийский регион — специфическая международная территориальная система. Специфика состоит в том, что ее элементы — и страны (образующие транснациональные системы), и административно-территориальные образования стран — являются регионами (которые обычно образуют трансграничные системы). То есть речь идет о своеобразной транснационально-трансграничной системе. Уровень ее управления — транснациональный (Совет государств Балтийского моря — СГБМ). Но реализуются управленческие решения, как правило, на региональном уровне — в административно-территориальных образованиях стран региона.
Балтийский регион является транснациональным регионом, поскольку здесь сотрудничают все государства, имеющие выход к Балтийскому морю, а также Норвегия и (в ряде случаев) Беларусь. Сотрудничество координируется СГБМ, где представлены министры иностранных дел стран макрорегиона2. Принимаются решения, касающиеся экологии, развития экономических и культурных связей. Поэтому территорию вокруг Балтийского моря можно рассматривать как политический, экономический и социально-культурный макрорегион, хотя и недостаточно интегрированный.
Усиление единства региона достигается также путем сотрудничества административно-территориальных и муниципальных образований, то есть в ходе трансграничного сотрудничества. В Балтийском регионе такое сотрудничество очень развито, что способствует его формированию как органичной системы с тесными внутренними связями.
Транснациональный Балтийский макрорегион имеет внутреннюю иерархию — здесь выделяется два уровня трансграничных регионов: мезо- и микроуровень.
Мезорегион включает две или более частей стран — их административно-территориальных единиц (например, Юго-Восточная Балтика). В отдельных случаях элементами мезорегиона могут быть малые страны (например, Прибалтика).
Микрорегион формируется на основе кооперации муниципальных образований: еврорегионы «Лына — Лава», «Сауле», «Неман» и т. д.
Процесс регионообразования достаточно сложен, и границы регионов одного уровня могут пересекаться, то есть одна и та же страна иногда может входить в несколько мега- и макрорегионов, как и административно-территориальные и муниципальные образования — в несколько макро-, мезо- или микрорегионов.
Международные регионы, являясь территориальными системами, обладают такими свойствами, как вход и выход системы. Вход может представлять собой общий ресурс (например, Балтийское море для Балтийского региона, туристские ресурсы, трудовые ресурсы и др.). Выход
2 В СГБМ представлены 9 стран, имеющих выход на Балтику, а также Норвегия и Исландия.
заключается в общей цели: рациональное использование общих природных, туристских и других ресурсов (например, иногда — трудовых); формирование единой производственной системы, повышение конкурентоспособности сотрудничающих сторон и региона в целом в международной конкуренции, рост уровня и качества жизни населения.
В качестве характерного примера можно привести формирование по инициативе латвийской стороны еврорегиона «Сауле» для содействия реализации проекта строительства автомагистрали Виа Ганзеатика. Эта магистраль должна стать общим ресурсом для латвийской, литовской, российской и польской сторон.
Международные, в том числе трансграничные регионы, как и все другие, обладают различной степенью зрелости: выделяются потенциальные, зарождающиеся, формирующиеся, сформированные и интегрированные регионы (а иногда могут быть дезинтегрирующиеся). Балтийский регион, на наш взгляд, может быть отнесен к формирующимся регионам, поскольку его зарождение началось в Средние века, а для того, чтобы стать сформированным регионом, связи между его частями должны быть более интенсивными.
Российские регионы на Балтике хотя и участвуют в различных формах трансграничного сотрудничества, в том числе в таких пространственных формах, как еврорегионы, однако это участие недостаточно активно. Особенно актуально приграничное сотрудничество со странами ЕС для Калининградской области РФ. Область и ее муниципальные образования участвуют в разнообразных формах трансграничного сотрудничества, включая пять еврорегионов. На уровне Балтийского региона выполняются многочисленные проекты программы «Шеп^» «Балтийское море» и Программа соседства «Литва — Польша — Калининградская область». На муниципальном уровне в рамках Балтийского региона Калининград входит в Союз городов Балтийского моря. Развиваются связи и на уровне хозяйствующих субъектов, в том числе университетов
— Союз ректоров балтийских университетов.
Многочисленные связи, появляющиеся и развивающиеся в ходе реализации международных проектов, касаются преимущественно сотрудничества в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, связи общественных, особенно молодежных, организаций, миграционная политика) и в охране окружающей среды, в развитии общей транспортной инфраструктуры и инфраструктуры туризма, расширении контактов в сфере научных исследований. Однако они косвенно содействуют и экономическим связям — развитию приграничной торговли и международного туризма, формируют общую благоприятную обстановку для создания совместных предприятий, кооперации хозяйствующих субъектов регионов соседних стран в производстве товаров. В Калининградской области развиваются совместные российско-польские и российско-литовские предприятия, российский капитал инвестируется в приграничные регионы Польши и Литвы. Сырье и полуфабрикаты из Польши в значительных объемах поступают на предприятия по производству готовой продукции (мебели, продуктов
питания и др.) в Калининградскую область. Калининградский янтарь служит сырьем для производства ювелирных изделий в Польше и Литве (по некоторым оценкам, на его обработке в этих странах занято до 100 тыс. человек). Благодаря развитию разнообразных взаимных связей формируется трансграничный мезорегион Юго-Восточной Балтики, включающий Калининградскую область России, Поморское и Вар-миньско-Мазурское воеводство Польши, Клайпедский уезд Литвы.
В различных формах трансграничного сотрудничества на Балтике участвуют и другие российские регионы — Санкт-Петербург и Ленинградская область, Псковская область, Республика Карелия.
Для обоснования целей и перспективных форм сотрудничества необходимо разрабатывать теорию трансграничных регионов, обращая внимание на новые пространственные формы международной экономической интеграции, нацеленные на совершенствование региональной политики и внедрение перспективных форм международной экономической интеграции. Теория должна основываться на достижениях отечественной и зарубежной региональной науки, учитывать стратегии Российской Федерации и Европейского союза в отношении друг друга, принимать во внимание интеграционный потенциал российских регионов, отвечать интересам России, обеспечивая развитие экономически выгодной стране международной кооперации и интеграции. Необходимо определить пути повышения активной роли российских регионов, которые должны стать не только партнерами, но инициаторами налаживания взаимовыгодных связей. Приграничные регионы благодаря развивающемуся сотрудничеству могут компенсировать недостатки периферийного положения в своей стране и, используя взаимное дополнение различающихся экономик регионов, расположенных по обе стороны границы, стать полюсами роста экономики стран, участвующих в кооперации.
Список литературы
1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийнотерминологический словарь. М., 1983, С. 56—60.