УДК 911.3:339.92
Е. Г. Кропинова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ НА БАЛТИКЕ
Рассматриваются современное состояние и перспективы международного взаимодействия в сфере туризма в Балтийском регионе, особенности формирования трансграничных туристских регионов как разновидности территориальных рекреационных систем.
The article considers the present situation and perspectives of international cooperation in the field of tourism in the Baltic Sea Regio and the peculiarities of formation of cross-border tourist regions as a variety of territorial recreational system.
Ключевые слова: международная кооперация, трансграничный туристский регион, территориальные
рекреационные системы, Балтийский регион.
Keywords: international cooperation, cross-border tourist region, territorial recreational systems, Baltic Sea Region.
Возрастающая конкуренция на рынке туристических услуг побуждает регионы соседних стран, специализирующиеся на туризме, к сотрудничеству. Хорошо известны маршруты туристических поездок в Израиль и Иорданию из египетских центров туризма Хургады и Шарм-эль-Шейха. Из курортов Хорватии и Словении организованы поездки в Венецию. Болгарские курорты активно предлагают маршруты в Стамбул, куда налажены морские круизы из Севастополя и для отдыхающих на южном побережье Крыма, а также из румынских курортов.
Одним из регионов активного международного сотрудничества в туризме является Балтика. Достигнутый уровень сотрудничества между туристскими центрами Балтийского региона отражает высокую степень международной кооперации на Балтике. В 1984 г. была образована Балтийская комиссия по туризму (BTC). Задачам развития туризма отвечает также Ассоциация замков и музеев вокруг Балтийского моря. Туризм — один из приоритетов деятельности и многих других организаций, координирующих международное сотрудничество в Балтийском регионе. Среди них — основанный в 1992 г. Совет государств Балтийского моря, Союз Балтийских городов (с 1991 г.), Конференция по субрегиональной кооперации Балтийских государств (с 1993 г.).
Международное взаимодействие в сфере туризма развивается во многих отношениях более успешно, чем трансграничное сотрудничество в других сферах экономики. Оно тесно связано с расширением культурных связей и формированием общего образовательного пространства, налаживанием тесного взаимодействия между региональными и муниципальными органами власти (вплоть до формирования еврорегионов — пространственных форм организации трансграничного сотрудничества).
К сожалению, участие России в совместных программах, в том числе в туристических проектах стран Балтийского региона, минимально. Она, в частности, не участвует в программе BALDER (Программа развития туризма и туристической кооперации в Балтийском регионе), разработанной по инициативе Балтийской комиссия по туризму. Проектом «Южно-Балтийская дуга», охватывающим приморские территории от немецкой до финской границы, регулярно выпускаются информационные материалы, в которых данные по российской части дуги чаще всего отсутствуют.
Для более активного вовлечения России в интеграционные процессы на Балтике необходимо активизировать участие российских ученых и специалистов в международных научных исследованиях. Для этого нужно более активно использовать программы ЕС, направленные на усиление трансграничного сотрудничества.
Для обоснования проектов кооперации и интеграции действует программа «Interreg», финансируемая фондами ЕС и софинансируемая другими заинтересованными странами (например, Норвегией или Россией). Некоторые из проектов непосредственно посвящены туризму, в ряде других туризм является одним из объектов программирования.
Важным, если не определяющим, фактором развития туризма на современном этапе выступает глобализация, следствием которой стало быстрое развитие туризма, особенно международного. Глобализация во многом определяет как приоритетные направления развития туризма, так и его пространственную организацию, включая формирование трансграничных туристских регионов (ТТР).
Одним из ведущих факторов глобализации является скачкообразное развитие информационных технологий, которые оказали огромное влияние на связи между туристскими фирмами, транспортными организациями, средствами размещения и показа. Сети Интернет качественно изменили возможности бронирования транспортных рейсов и мест размещения, расчеты за выполненные услуги, рекламную деятельность.
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 1. С. 113-119.
Международная кооперация в туризме и формирование ТТР на Балтике у—^ ---------------------------------------------------------------^-----------------------------
Выросло взаимодействие между перевозчиками на транспорте, что, вместе с продолжающимся прогрессом транспортных средств, повышает доступность удаленных туристских регионов.
Формируются и развиваются крупные туристские корпорации, гостиничные цепи, охватывающие своей деятельностью все ведущие туристские регионы.
Большую роль играют качественно изменившиеся средства массовой информации. Благодаря спутниковому телевидению крупнейшие телевизионные корпорации охватывают вещанием весь мир и вместе с Интернетом формируют некую мировую субкультуру, влияют на снижение культурных барьеров и создают психологические предпосылки развития международного туризма.
Одним из следствий глобализации стало формирование трансграничных туристских регионов как особой разновидности территориальных рекреационных систем (ТРС), под которыми понимаются компактно расположенные территории, обладающие общим туристским ресурсом, обеспечивающим (или способным обеспечить) функционирование территориальных сочетаний хозяйствующих субъектов, объединенных существенными (системообразующими) связями [2]. Спецификой ТТР является то, что они располагаются на территории двух или нескольких стран.
Соседние туристские регионы разных стран часто выступают конкурентами на международном рынке туристических услуг, поскольку вследствие географического соседства обладают сходными природными условиями, а часто и похожими историко-культурными достопримечательностями в виде однотипных замков, сооружений гражданской архитектуры и т. д. Тем не менее объекты природного и особенно культурного наследия не могут быть полностью одинаковыми, а во многих соседствующих регионах имеются уникальные объекты, связанные, например, с важными историческими и культурными событиями. Иногда соседние страны имеют общие природные объекты (заливы, озера, реки, острова и полуострова), которые с наибольшей пользой могут использоваться совместно. Так, здесь могут быть организованы совместные туристские маршруты (в том числе морские и речные круизы, велосипедные маршруты). То есть, совместно используя объекты природного и культурного наследия, каждый из соседних приграничных регионов становится более привлекательным для туристов. Тем самым трансграничный туристский регион в целом получает конкурентные преимущества перед сходными регионами, не участвующими в кооперации с зарубежными соседями.
Объединяет ТТР чаще всего совместный туристический ресурс, обычно общее природное или историко-культурное наследие. Но иногда действует принцип дополнения — наличие какого-либо ресурса, отсутствующего в данном туристском центре, но имеющегося у соседей. Часто в качестве такого ресурса выступает концентрация объектов историко-культурного наследия. Так, Копенгаген, крупнейший культурный центр с большим количеством памятников истории и культуры, часто посещается многими из тех, кто приезжает с целью туризма в южную часть Швеции (Сконе), где столь крупные центры отсутствуют. В подобных случаях может развиваться особая форма международного туризма как дополнение к национальному туризму. Так, украинские отдыхающие прибывают отдыхать в Крым не для того, чтобы съездить в Стамбул. Эта поездка служит лишь дополнительным фактором привлекательности самих курортов Крыма как для национальных, так и для международных (в данном случае прежде всего российских) туристов.
Условием формирования ТТР на приграничных территориях разных стран выступают географическая близость и транспортная доступность, а также отсутствие визовых проблем (часто возникающих у российских туристов).
Одной из актуальных совместных задач является развитие транспортной инфраструктуры, объединяющей ТТР. Обычно речь идет об автомобильных и, реже, о железных дорогах. В приморских регионах большое значение имеет водный транспорт. Но в ряде случаев (при посещении островов, более удаленных объектов) может идти речь и об авиационном транспорте. И в связи с быстрым развитием активных видов отдыха все большую роль играют велодорожки.
Трансграничные туристские регионы, как и любые территориальные системы, имеют различные территориальные уровни. В социально-экономическом районировании выделяются следующие территориальные уровни: глобальный, макро-, мезо- и микрорегионы (причем каждый из этих уровней может быть подразделен на подуровни). Выделяется также локальный уровень, представленный конкретными экономико-географическими объектами, которые могут рассматриваться как элементы микроуровня. На наш взгляд, аналогичную иерархию не могут не иметь и туристские регионы, в том числе трансграничные.
Глобальный уровень охватывает все мировое туристское пространство.
Примером трансграничного туристского макрорегиона может служить Балтийский регион как макрорегион международного сотрудничества [3—5].
Международная кооперация в туризме и формирование ТТР на Балтике у—^ --------------------------------------------------------------^-----------------------------
К числу трансграничных туристских мезорегионов на Балтике относится, в частности, ЮгоВосточная Балтика (включая Калининградскую область РФ и прилегающие территории Польши и Литвы) [1].
Трансграничными микрорегионами являются, например, Куршская и Вислинская косы, Куршский и Вислинский заливы.
Трансграничный характер могут иметь и локальные объекты (например, пограничные переходы).
Трансграничная кооперация в туризме развивается и стихийно, на основе налаживания партнерских связей между турфирмами, объектами размещения и показа, транспортными организациями и пр. Однако более эффективной она оказывается в том случае, если имеет определенную координацию (чаще всего — на уровне взаимодействующих между собой органов региональной и муниципальной власти). Немаловажную роль в усилении трансграничных взаимодействий играют международные проекты и конференции.
Примером исследовательской кооперации в сфере туризма Юго-Восточной Балтики является проект «Перекрестки — территория заливов: культурные и исторические перекрестки народов Юго-Восточной Балтики», реализуемый в рамках Программы соседства «Литва — Польша — Калининградская область Российской Федерации». Партнеры проекта — Российский государственный университет им. И. Канта и Европейский фонд охраны памятников.
Непосредственным результатом проекта станет стратегия сохранения культурного и природного наследия российской части зоны Куршского и Вислинского заливов на 2009 — 2018 гг. и план действий по ее реализации. Но, на наш взгляд, еще большее значение может иметь последующая разработка российско-польско-литовской стратегии совместного использования туристско-рекреационных ресурсов зоны заливов, нацеленной на формирование трансграничного туристского региона «Зона заливов».
Куршский и Вислинский заливы и территории, прилегающие к ним (зона заливов), обладают большим природным и культурным наследием. Природа побережий заливов, представляющих собой контактную зону взаимодействия моря и суши, как и везде в таких контактных зонах, весьма своеобразна и уникальна. Например, видовой состав рыб включает речные, морские, проходные и полупроходные виды.
Своеобразие данной территории усилено, во-первых, тем, что здесь взаимодействуют компоненты природы Западной и Восточной, Северной и Южной Европы, поскольку зона заливов представляет собой пересечение двух коридоров миграции элементов природы по направлениям восток — запад и север
— юг. Характерный пример — Куршская коса, через которую проходят пути весенних и осенних миграций птиц.
Во-вторых, природа здесь сильно изменена деятельностью человека, который, помимо негативного, оказал и определенное позитивное воздействие на разнообразие и развитие компонентов природы. Так, видовой состав растений пополнен огромным количеством интродуцентов. Здесь акклиматизирован ряд пород животных, осуществляется рыборазведение; прорыты многочисленные судоходные и мелиоративные каналы; выполняются берегозащитные мероприятия.
Эта территория весьма интересна и с точки зрения ее историко-культурного наследия. Первоначально здесь проживали балтийские племена, поэтому в зоне заливов находятся их могильники и городища. Здесь устраивали свои опорные базы викинги. В зоне заливов можно обнаружить следы шведского пребывания во время господства Швеции на Балтике. Долгое время заливы принадлежали немецким государственным образованиям (Тевтонский орден, Прусское государство, Германия), и населенные пункты имеют много общих элементов историко-культурного наследия (замки, кирхи, административная и гражданская архитектура и др.). Конфигурация транспортных путей все еще отражает их роль в обслуживании единого государственного образования и германской провинции. Наконец, здесь проходили военные действия Первой и Второй мировых войн, о чем свидетельствуют широко представленные на этой территории монументы, памятники, захоронения и пр.
Таким образом, принадлежащие сейчас трем государствам части зоны заливов связаны между собой тесными, а часто, если речь идет о природных компонентах, неразрывными связями.
В европейских странах все большее внимание уделяется сохранению и развитию природного и культурного потенциала территории. Начинают внедряться методы пространственного планирования устойчивого развития (наибольших успехов здесь достигла Германия, многое предпринимается в Северных странах). Схемы территориального развития стали разрабатываться и в России, Польше и Литве. В связи с наличием между этими странами общих границ возникает потребность согласования действий по совместному использованию природного и культурного потенциала территории для обеспечения ее устойчивого развития и использования имеющегося потенциала для повышения конкурентоспособности приграничных территорий стран, сотрудничающих на мировом рынке. В частности, на рынке туристических услуг, поскольку туризм является одной из важных отраслей спе
Международная кооперация в туризме и формирование ТТР на Балтике у—^
-----------------------------------------------------------------^------------------------------
циализации приграничных территорий Калининградской области России и граничащих с ней административно-территориальных единиц Польши и Литвы.
Зона заливов — один из наиболее перспективных регионов сотрудничества, где уже реализуется целый ряд проектов, в том числе проекты в рамках программы «Interreg». Цель нового проекта — определить возможности, задачи и перспективы совместного использования и развития потенциала природного и культурного наследия зоны заливов.
Задачи, которые требуется решить для достижения поставленной цели, следующие.
1. Оценить имеющийся потенциал природного и культурного наследия зоны заливов в каждой из трех стран — России, Польше и Литве.
2. Установить состояние мер, предпринимаемых в этих странах по сохранению и развитию природного и культурного наследия зоны заливов.
3. Определить современное состояние и перспективы международного сотрудничества по сохранению и развитию природного и культурного наследия на государственном, региональном и муниципальном уровнях, между представителями учреждений культуры и образования, общественных организаций и бизнеса.
4. Разработать рекомендации по сохранению и развитию природного и культурного наследия зоны заливов в каждой из стран и на международном уровне.
5. Определить субъекты, ответственные за реализацию совместной стратегии, установить зоны их ответственности и наметить план реализации мероприятий стратегии.
Таким образом, тесной кооперацией будет охвачена значительная часть, своего рода ядро ТТР ЮгоВосточной Балтики (целиком входящее в состав более обширного по территории еврорегиона «Балтика»). В других ее субрегионах, периферийных, также имеется значительный потенциал сотрудничества, и в них тоже может быть организовано выполнение проектов, аналогичных проекту «Перекрестки». В частности, муниципальные образования южного пограничья Калининградской области и прилегающие польские гмины уже вовлечены в деятельность еврорегиона «Лына-Лава», одним из приоритетов которого является совместное использование речного бассейна притока Преголи
— Лавы (по-польски Лына) и реконструируемого Мазурского канала в туристических целях. Значительная часть области входит в зону еврорегиона «Сауле», расположенного вдоль будущей автомагистрали Виа Ганзеатика, способной в будущем стать маршрутом крупного международного туристического потока. А муниципальные образования севера и востока области входят в состав еврорегионов «Неман» и «Шешупе». Хотя деятельность еврорегионов не слишком активна, тем не менее они уже обеспечивают определенную координацию развития входящих в них территорий. С осознанием насущной необходимости усиления сотрудничества формирование трансграничных, в том числе туристских, регионов может существенно повысить их конкурентоспособность на мировом рынке.
Список литературы
1. Драгилева И. И. Трансграничное сотрудничество в развитии туризма Юго-Восточной Балтики: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2006.
2. Кропинова Е. Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб., 2005.
3. Федоров Г. М., Зверев Ю. М., Корнеевец В. С. Российский эксклав на Балтике. Калининград, 1997.
4. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Балтийский регион. Калининград, 1999.
5. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Экономическое развитие стран Балтийского региона в 1990 — 2007 гг. Калининград, 2008.
Об авторе
Е. Г. Кропинова — канд. геогр. наук, канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта, kropinova@mail.ru
Author
Dr. Ye. Kropinova, Associate Professor, IKSUR, kropinova@mail.ru