РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.122
Г. М. Федоров, В. С. Корнеевец
О СУЩНОСТИ И СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «РЕГИОН», «МЕЖДУНАРОДНЫЙ»,
«ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ»
И «ТРАНСГРАНИЧНЫЙ» РЕГИОН
Следует различать интегральное и отраслевое районирование; соответственно внутри страны выделяются регионы (интегральные регионы) и отраслевые регионы. Взаимодействие разных стран обусловливает возникновение транснациональных регионов, а развитие взаимных связей регионов разных стран ведут к формированию трансграничных регионов. Регионы, в том числе международные (транснациональные и трансграничные), имеют иерархию, но, в отличие от национальных регионов, покрывающих всю территорию страны, международные регионы одного уровня не охватывают всю территорию мира.
The authors suggest differentiating between integral and industrial zoning. Correspondingly, regions (integral regions) and industrial regions are distinguished within a state. The interaction of several states results in the emergence of transnational regions, while the development of mutual connections between international regions brings to the formation of transboundary regions. Regions, including international (transboundary and transnational) ones have a certain hierarchy but, unlike national regions that cover the whole territory of a state, same-levelled international regions do not encompass the whole world.
Ключевые слова: регион, отраслевой регион, международный регион, транснациональный регион, трансграничный регион.
Key words: region, industrial region, international region, transnational region, transboundary region.
Понятие «регион» трактуется настолько многозначно представителями разных региональных наук (более того, даже внутри каждой из них), что регион у экономико-географа, регионального экономиста или представителя политической регионалистики имеет весьма разное содержание. М. Д. Шарыгин, рассматривая районирование (то есть процесс выделения районов = регионов) как механизм территориальной дифференциации общества, выделяет следующие его формы: отраслевое, сложноотраслевое и интегральное (в том числе «наиболее интегральное» общественно-географическое) районирование [3, с.194].
Многое в понимании региона зависит от того, какова методологическая база исследования. Так, если используется системный подход (на наш взгляд, в региональных исследованиях наиболее эффективный), важно то, что понимается под элементом региона и его системообразующими связями.
В отечественной общественной географии на советском этапе ее развития системный региональный подход проявился первоначально в выделении понятия «экономический район» (что, по нашему мнению, идентично понятию «экономический регион», поскольку термины «район» и «регион» — синонимы). Это было вызвано практической направленностью
экономической географии на изучение размещения производительных сил. Впоследствии, по мере перехода к изучению других пространственных аспектов общества, возникло понятие «социально-экономический район». Затем термин «регион», который широко использовался другими региональными науками (региональной экономикой, региональной социологией, политической регионалистикой), стал постепенно вытеснять из обращения прежний термин «район». Он стал рассматриваться как субъект управления с широким содержанием, пытающимся охватить все объекты, явления и процессы, расположенные на территории региона.
Если рассмотреть все расположенные на определенной территории объекты и связи между ними, можно говорить о регионе вообще, объекте той региональной науки, о становлении которой писал в свое время У. Изард [1], или об интегральном регионе, результате интегрального районирования. В действительности же представители разных наук, когда говорят о регионах, обычно имеют дело с отраслевым или сложноотраслевым районированием.
Попытаемся рассмотреть соотношение содержания отраслевых регионов и интегрального региона исходя из анализа различных видов объектов и связей, характерных для любой
территории. Речь может идти об экономических, социальных, селенческих, социально-экологических, политических аспектах. На основе каждого из них выделяются соответствующие «отраслевые» регионы — экономические, социальные и т. д. (табл. 1)1. Их синтез образует интегральные регионы.
Таблица 1
Элементы, компоненты и связи отраслевых регионов
Элементы Компоненты Связи
Экономический регион
Хозяйствующие субъекты Производственные фонды Поставки сырья, топлива, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции
Финансовые ресурсы Финансовые потоки
Кадры Воспроизводство рабочей силы
Менеджмент Управление производством
Окончание табл. 1
Элементы Компоненты Связи
Социальный регион
Социально-территори- Трудовая деятельность Трудовые связи
альная общность (социум) Бытовые отношения Бытовые связи
Отношения по поводу отдыха Культурные связи
Этнический регион
Этнотерриториальная Этносы Этнокультурные связи
общность Этнографические группы Этнографические связи
Геодемографический регион
Геодемографическая Воспроизводство населения Семейные связи
общность Миграции Миграционные связи
Маятниковые миграции Маятниковая подвижность
Расселенческий регион
Населенный пункт Людность Социальные связи
Функциональный тип Производственные связи
Социально-экологический регион
Социоэкосистема Состояние природной среды Эколого-социальные связи
Состояние здоровья населения Социально-экологические связи
Политический регион
Органы управления тер- Политическая система Управление
риторией Политическая структура общества Политические отношения
Рассмотрим структуру экономического региона (района), основу которого составляет экономическая система. Как известно, она может быть представлена как результат взаимодействия следующих функциональных подсистем: земля — труд — капитал — предпринимательские способности. В таком случае она включает следующие компоненты: природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, производственные фонды и финансовые ресурсы, управление. Все эти компоненты должен включать и экономический регион, что в обобщенном виде и отражает таблица 1. В качестве его элементов выступают прежде всего хозяйствующие субъекты, и системообразующую роль играют именно их взаимные связи. Тем самым можно учесть все компоненты экономической системы. Производственные фонды и персонал (включая управленцев, менеджеров) составляют собственный потенциал хозяйствующего субъекта. В сфере производства товаров они обеспечивают поступление сырья и полуфабрикатов от их производителей, финансов из банков, поставки готовой продукции потребителям. Производство услуг отличается тем, что место поставок сырья, полуфабрикатов, готовой продукции занимают получение извне и поставки на внешний рынок услуг.
1 Взаимодействие перечисленных функциональных составляющих региона может служить основанием для не указанных в таблице видов сложноотраслевого районирования, например рекреационного районирования (в котором учитывается взаимодействие прежде всего экономических, социальных и экологосоциальных составляющих).
-------------------
демографических, этнических, рас-
При выделении социальных регионов в качестве элемента выступает социальнотерриториальная общность, социум. Как правило, он увязывается с отдельным населенным пунктом, определяющим многие характеристики соответствующего социума. Их взаимодействие образует территориально-социальные общности более высокого иерархического уровня, соответствующие системам расселения разного таксономического ранга. Функциональные компоненты социума могут быть классифицированы на основе наиболее общих видов деятельности (труд — быт — отдых): трудовые отношения, бытовая деятельность, отношения по поводу отдыха. Соответственно классифицируются и связи внутри и вне социума: выделяются трудовые, бытовые, культурные связи.
Этнические регионы объединяются этническими и этнографическими связями этнотерриториальных общностей. Геодемографические регионы — семейными, миграционными связями и маятниковой подвижностью геодемографических общностей. Расселенческие — производственными и социальными связями населенных пунктов. Социально-экологические — эколого-социальными (действующими от природных компонентов к общественным) и обратными им социально-экологическими связями социоэкосистем.
Система «экономический регион», отражая пространственную организацию экономической составляющей региона, имеет тесные связи с отраслевыми регионами, формирующимися на основе других составляющих региона — социальной, демографической, расселенческой и пр. По формированию кадров он взаимодействует с геодемографическим и расселенческим регионами, во взаимодействии с которыми, а также с социальными, этническими и социальноэкологическими регионами, а также с природными регионами (с которыми он связан поставками сырья и условиями функционирования) экономический регион образуют более широкую региональную систему — социально-экономический регион (район).
Регионы могут быть субъектами управления, и тогда включают в себя политические компоненты; в таком случае речь идет о политических регионах, представляющих собой административно-территориальные образования государств. Муниципальные образования можно считать микрорегионами.
В ходе активно развивающегося международного сотрудничества формируются международные регионы. Следует различать два их вида регионов — транснациональные и трансграничные регионы [3]. Транснациональные регионы включают государства, связанные в политическом или экономическом отношении (политические и экономические регионы) либо имеющие сходство по социально-культурным и (или) этнорелигиозным признакам (социальнокультурные регионы).
Транснациональные регионы часто формируются на основе общих политических интересов, институализированных международными договорами (прежде всего, для обеспечения военной безопасности — НАТО, в прошлом — Варшавский договор и т. д.; для согласования и декларации общности политических позиций в международных отношениях — Северные страны, Лига арабских стран, Организация африканского единства). Пример Европейского союза показывает эффективность создания транснациональных регионов на основе формирования единого экономического пространства, что усиливает и политическое единство ЕС и способствует появлению элементов социально-культурной общности.
Субъектами, образующими транснациональные регионы, являются государства. Фактором их образования чаще всего выступает общность интересов, прежде всего политических и экономических. Хотя в ряде случаев может идти речь и о навязывании сильными партнерами своих интересов более слабым странам.
Трансграничные регионы создаются в ходе сотрудничества административно-территориальных и муниципальных образований соседних государств или, в случае социально-культурных регионов, включают близкие по важным параметрам приграничные регионы стран-соседей. В основе их формирования лежат связи между территориями разных стран.
Трансграничные регионы есть, прежде всего, результат взаимодействия приграничных регионов соседних стран — административно-территориальных и муниципальных образований. И в качестве элементов трансграничного региона выступают те же элементы, которые характерны для региона вообще: хозяйствующие субъекты, социально-территориальные,
этнотерриториальные и геодемографические общности, населенные пункты, социоэкосистемы, органы управления территорией. Совокупность каждого из этих видов элементов может выступать основой формирования отраслевых регионов — экономических, социальных, этнических, геодемографических, расселенческих, политических. И для них характерны те же компоненты и виды связей, как и для регионов в целом, однако характер действия и теснота связей имеют
существенные различия, зависящие, однако, от степени выполняет ли она преимущественно барьерные или главным образом контактные функции.
Трансграничный регион чаще всего характеризуется двумя главными вицами акторов: хозяйствующих субъектов и органов управления территорией, властных структур разных стран. Связи между входящими в трансграничный регион субъектами разных стран чаще всего не являются более тесными по сравнению со связями каждого из субъектов региона с другими аналогичными субъектами соответствующей страны. То есть, например, приграничный муниципалитет обычно имеет более тесные связи с другими соседними муниципалитетами собственной страны по сравнению со связями с муниципалитетами, расположенными по другую сторону границы. Однако они более тесны по сравнению со связями между теми муниципалитетами разных стран, которые не входят в состав трансграничного региона. Иначе говоря, при рассмотрении системообразующих связей принимаются во внимание только трансграничные связи, но не связи входящих в трансграничный регион субъектов с аналогичными субъектами собственной страны.
Признаки трансграничного региона:
— непрерывность территории, то есть возможность прямого транспортного сообщения, без пересечения границ региона;
— наличие органов управления (в различных формах и с разными функциями — от совещательных, не обязательных к исполнению, до директивных, оформленных в виде международных договоров, имеющих приоритет перед национальным законодательством);
— относительно тесные экономические (торговля, инвестиции) связи входящих в регион субъектов;
— достаточно тесные социальные связи (в сферах культуры, спорта, образования, науки);
— часто — наличие общей или скоординированной инфраструктуры (транспортной, энергетической);
— иногда — этническое сходство;
— иногда — общее историческое прошлое.
Элементами международных регионов являются разные субъекты, в зависимости от того, о каких регионах идет речь: политических, экономических, социально-культурных.
Социально-культурные регионы образуются на низших уровнях как социумы, социальнотерриториальные общности; далее речь может идти об этнографических или этнических регионах, затем — о субцивилизационных и цивилизационных территориальных образованиях. Международные социально-культурные (и транснациональные, и трансграничные) регионы образуются там, где соседствуют страны со сходным этническим и (или) религиозным составом населения, зачастую они имеют общее историческое прошлое (нахождение в составе одного государства, выделение в ходе этнической дифференциации из одного этноса и пр.). Это гомогенные регионы, выделяемые по принципу однородности признаков культуры.
Международные экономические регионы часто образуются на транснациональном уровне (в ходе экономической интеграции государств на основе международных договоров), включая в свой состав две или несколько стран. Однако не меньшее значение имеют и связи между хозяйствующими субъектами, особенно связи внутри транснациональных корпораций. В таких случаях формируются трансграничные территориальные системы (например, «треугольники роста»).
Субъектами, формирующими административно-политические транснациональные регионы, являются государства. Но и административно-территориальные и муниципальные образования также наделены определенными полномочиями по реализации международных отношений. В их компетенцию, определенную на национальном уровне, обычно входит право осуществлять приграничное сотрудничество, заключая соглашения с соответствующими субъектами соседних стран, образуя с ними ассоциации и др. Следовательно, их также можно рассматривать в качестве элементов территориальных систем, трансграничных регионов.
Системы международных регионов, охватывающей всё мировое пространство, не существует (хотя бы потому, что не все территории относятся к трансграничным), хотя в отдельных его частях она теоретически и может прослеживаться — там, где процессы трансграничного сотрудничества наиболее активны.
Иерархическую систему международных регионов можно представить следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
-------Ш-----------;------
проницаемости границы. То есть от того,
Иерархия регионов
О сущности и соотношении понятия «регион» j,—^
Иерархический уровень Примеры регионов
Глобальный уровень Мировая политическая система
Мегарегионы ЕС, СНГ, ОАГ, Африканский союз, Лига арабских государств и др.
Международные макрорегионы Союзное государство России и Беларуси, Балтийский регион, Бенилюкс, страны Балтии и др.
Трансграничные мезорегионы Еврорегионы
Суверенное государство
Внутригосударственные макрорегионы Федеральные округа
Мезорегионы Административно-территориальные образования
Микрорегионы Муниципалитеты
Локальный уровень Населенные пункты
Российские регионы участвуют в трансграничной кооперации довольно слабо. Это объясняется несколькими причинами, каждая из которых достаточно существенна.
Во-первых, рыночная экономика в России имеет слишком непродолжительную историю и накоплено мало навыков развития горизонтальных (а не вертикальных, как в прежней административно-командной экономике) связей. Даже внутри самой России межрегиональная кооперация крайне слаба, не говоря уже о связях с приграничными регионами соседних стран.
Во-вторых, Россия граничит преимущественно со странами, приграничные регионы которых не имеют достаточного опыта трансграничной кооперации. А иногда такая кооперация невозможна в силу природных особенностей территории (горы, леса, пустыни).
В-третьих, хотя Россия сейчас граничит с пятью странами, входящими в Европейский союз, где трансграничное сотрудничество развивается, возможно, более активно, чем в других регионах мира, политические отношения с четырьмя из них не способствуют развитию взаимных связей. Более того, по инициативе сначала Польши, а потом Литвы затянулось принятие решения о разработке и подписании нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом.
Для обоснования целей и перспективных пространственных форм международного сотрудничества необходимо разрабатывать теорию транснациональных и трансграничных регионов, обращая внимание на новые пространственные формы международной экономической интеграции, нацеленные на совершенствование региональной политики и внедрение перспективных форм международной экономической интеграции. Теория должна основываться на достижениях отечественной и зарубежной региональной науки, учитывать стратегии Российской Федерации и Европейского союза, а также других соседних с Россией стран в отношении друг друга, принимать во внимание интеграционный потенциал российских регионов, отвечать национальным интересам России, обеспечивая развитие экономически выгодной стране международной кооперации и интеграции. Необходимо определить пути повышения активной роли российских регионов, которые должны стать не только партнерами, но инициаторами налаживания взаимовыгодных связей. Приграничные регионы благодаря развивающемуся сотрудничеству могут компенсировать недостатки периферийного положения в своей стране и, используя взаимное дополнение различающихся экономик регионов, расположенных по обе стороны границы, стать полюсами роста экономики стран, участвующих в кооперации.
Список литературы
1. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966.
2. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Трансграничные регионы в иерархической системе регионов: системный подход // Балтийский регион. 2009. № 2.
3. Шарыгин М. Д. Современные проблемы экономической и социальной географии. Пермь, 2008.
Об авторах
Г. М. Федоров — д-р геогр. наук, проф., РГУ им. И. Канта, [email protected].
В. С. Корнеевец — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта, [email protected].
Authors
Prof. G. M. Fedorov, IKSUR, [email protected].
Dr. V. S. Korneevets, Associate Professor, IKSUR, [email protected].