346 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИРИНИН М.Е.
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Иринин М.Е. Южно-российский гуманитарный институт (Шахтинский филиал), преподаватель, г. Шахты, ул. Садовая, д. 21
Основной тенденцией развития современного мирового хозяйства является глобализация всех форм международных экономических отношений. Глобализация экономической системы - это сложный, многомерный и нелинейный процесс. Для эффективного развития национальной экономики в глобальном пространстве требования к ее управляющему звену значительно повышаются. В этой связи, роль государства, как основного макроэкономического субъекта, в условиях глобализации значительно возрастает, при этом претерпевает качественные изменения.
Ключевые слова: роль государства в экономике; государственное регулирование экономики; трансформация роли государства в экономике; рыночная экономика, механизмы регулирования рыночной экономики; глобализация; мировой порядок
Коды классификатора JEL: F 01, E 61
Начиная со второй половины ХХ века, получила распространение тенденция глобализации экономики .0 и развития международных форм экономического сотрудничества и взаимодействия стран в масштабах [] мирового хозяйства. Глобализация породила новые многочисленные проблемы, решение которых невоз-® можно без участия "сильного" государства. Интернационализация и глобализация обострили проблемы регулирования товарооборота, поддержки и стимулирования экспорта национальных предприятий и заГС щиты их от иностранной конкуренции, реализации национальных экономических интересов на мировой ¡7 арене, проблемы эмиграции, роста преступности, терроризма. Отдельной масштабной проблемой стал учет 00 и регламентация валютно-финансовых потоков в рамках глобализации финансовой деятельности, появи-;> лись проблемы налогового регулирования и т.д.
Развернувшаяся глобализация мирового хозяйства выдвинула на авансцену нового хозяйственного щ субъекта - транснациональные корпорации (ТНК). Сегодня в мире насчитывается 35 тыс. ТНК. Пять круп-
□ нейших контролируют более половины мирового производства машинного оборудования. Экономическая
□ мощь крупных и сверхкрупных ТНК сравнима с экономическим потенциалом средних государств. Они пытаются диктовать свою волю правительствам отдельных стран, корректировать их действия, навязывать
О о
I—
ф
выгодную им стратегию через международные экономические организации [2, с. 36].
Глобализация экономической системы - это сложный, многомерный и нелинейный процесс. Для эффективного развития национальной экономической системы в глобальном пространстве требования к ее ££ управляющему звену значительно повышаются. В этой связи, нет никакого сомнения в том, что роль госу-ю дарства в условиях глобализации будет значительно возрастать, претерпевать существенные изменения ^ [7, с. 389]. В условиях глобализации функции государства в экономике перераспределяются по трем ос-^ новным уровням: наднациональный, национальный и внутринациональный (региональный, локальный). о Каждый уровень, в свою очередь, имеет множество подуровней.
Первый уровень - наднациональный (международный). В условиях глобализации часть своих ® функций государство делегирует на вышестоящий мировой уровень, но при этом вынуждено учиты-о вать требования и правила, выработанные и действующие в рамках мирового сообщества. С одной стороны, в идеальных условиях это позитивный момент, так как государство передает часть полномочий ^ по регулированию внешнеэкономической деятельности специализированным международным орга-^ низациям. С другой стороны, это накладывает определенные ограничения на функциональную роль и Ф возможности государства в национальной и мировой экономике, а зачастую сопровождается прямым о ущемлением национальных экономических интересов государства, что требует наличия активной по-о зиции правительства по обеспечению национальных приоритетов при реализации данных установок о на международном уровне.
0 Государства, входящие в наднациональные организации, обязаны подчиняться их кодексам норм и пра-о- вил, выполнять принятые на себя обязательства. Все эти законы и правила представляют собой своего рода ^ параметры порядка, которые ограничивают степень свободы государства на одном уровне, но расширяют Е его возможности на вышестоящем уровне. Соблюдение этих правил контролируется нормами междуна-ф родного права, которые обладают верховенством по отношению к государственным законам, в связи с чем,
государства приводят свое законодательство в соответствие с нормами тех организаций, членами которых § оно является [2].
ф Международный уровень представлен такими международными институтами как: Организация объ-
1 единенных наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная тор-^ говая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ЮНИСЕФ и др. Данный § уровень представлен, также, наднациональными региональными объединениями, такими как: ЕС, НАФТА, ^ АСЕАН, АТЭС и др.
3А~7
На национальном уровне государство выполняет свои ключевые функции, включая функции связанные с контролем и поддержкой внешнеэкономической деятельности национальных резидентов с зарубежными субъектами, а также реализует право делегирования полномочий и ответственности на все вышестоящие и нижестоящие уровни. Таким образом, государство становится центром, призванным гармонизировать отношения между данными уровнями. Фактически, это становится главной ролью и смыслом существования государства. Более того, оно должно уметь мобильно изменяться и адекватно реагировать на происходящие в мире изменения.
В условиях глобализации усложнение деятельности государства сопровождается передачей части функций нижнему уровню - региональному и локальному. Логика делегирования власти на местные уровни заключается в заботе о личности. Поскольку в новой эпохе личность ставится в центр государства, последнее начинает служить личности, а не личность - государству. Таким образом, в меняющихся условиях - верхний уровень государственной иерархии служит нижнему - человеку, обществу, поскольку целое зависит от части в такой же степени, как часть от целого. В этой связи, выход на новый уровень в государственном управлении обществом приведет к гармоническому взаимодействию различных иерархических уровней и благополучному развитию экономики и общества в целом.
Выделение общественного компонента в данной иерархии обусловлено в силу понимания истинного предназначения рассматриваемой системы, так как человек и общество это то, ради чего совершенствуются механизмы государственного регулирования на всех уровнях. В условиях глобализации субъектами взаимоотношений выступают уже целые страны, международные корпорации и комплексы. Интересы глобального капитала зачастую затмевают проблемы общественного развития. В то время как вопросы развития человеческого капитала и обеспечения основ для развития хозяйствования в современных условиях „о приобретают несравненно больший приоритет [3, с 17]. □
Говоря о трансформации государственных функций в условиях глобализации, следует отметить, что в глобальной экономике сложился особый мировой порядок, смысл которого определяется неолиберальной моделью экономического развития. В соответствии с данным порядком, главным регулятором экономики и международных взаимосвязей должен выступать рыночный механизм, со свойственными ему несовершенствами, перенесенными на глобальный уровень. Одновременно, делается упор на переориентацию национальных экономик с всестороннего развития национально-хозяйственного комплекса на создание о узкоспециализированной экономики, а также на сокращение государственного участия в управлении эко- ^ номическими процессами к определенному минимуму и передачу основных регулирующих функций спе- д
Ш
О о
I—
ш
циализированным международным учреждениям. □
При организации мирового хозяйства по неолиберальной модели развитые страны получают существенные преимущества, потому что именно они стояли у истоков формирования основ современного мирового хозяйства с действующим в нем особым порядком, и потому играют ведущие роли в международных экономических организациях и получают наибольшие преференции на мировых рынках. В отличие от развитых стран, включение развивающихся экономик в мировое хозяйство является более сложным и проти- о. воречивым процессом, связанным с ущемлением их прав и свобод в принятии государственных решений и | ограничением простора для экономического развития. ^ В условиях глобализации по законам деятельности ТНК, развивающиеся государства утрачивают свои о основополагающие стратегические и социальные функции, общество терпит убытки от деятельности круп- ° ных транснациональных корпораций с элементами государственной власти. В результате увеличивается ^ и закрепляется разрыв между развитыми, стоящими у руля процессов глобализации, и развивающимися ^ странами. Развивающиеся страны, находясь в экономической зависимости от развитого мира, вследствие £1 политического и экономического давления, вынуждены следовать их догматическим установкам в выра- < ботке государственной экономической политики. Это приводит к тому, что развивающиеся страны, в кото- о
о
МВФ, ВБ и др.) для навязывания концепций неоклассического монетаризма тем странам, которые обладают о опасным для Запада конкурентным потенциалом, а также представляют стратегический интерес в сфере о организации сырьевых поставок, рынков сбыта, финансовой и экологической экспансии. о-Несмотря на постоянные "срывы" экономической политики, основанной на неолиберальных монета- Ц ристских концепциях, идеи этой школы с поразительной настойчивостью распространяются по всему миру. £ Возможно, это объясняется тем, что доктрина неолиберализма соответствует стратегическим интересам $ ТНК - уникального представителя глобального капитала, превосходящего возможности любого государства. Поэтому в мировой экономике непрерывно усиливается их мощь, влияние на политику, социальные о отношения, положение трудящихся масс, при той парадоксальной ситуации, что ни одно государство не ®
рых живет большая часть населения мира, обречены на догоняющее развитие и эксплутационный характер функционирования, как правило, сырьевой и экологически губительной направленности.
Сторонники либеральной доктрины рассматривают потенциал международных организаций (ВТО,
решается с ними конфликтовать. Свою роль здесь сыграло и падение конкурентной мировой экономической системы, когда у стран была определенная возможность выбора. Но главная причина в ином - все страны становятся все в большей мере взаимосвязанными и взаимозависимыми, слабые страны становятся
0
1
о 0)
в наибольшей степени уязвимыми, а их возможности влиять на собственную экономическую политику все больше сокращаются в условиях зависимого развития [4, с. 80].
Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится, в определенной степени, ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность, оставляя за наднациональными экономическими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого или селективного протекционизма [6, с 84]. Так, страны с развитой экономикой строго ограничивают вывоз новейших образцов техники и передовых технологий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специалистов, следят за соотношением между своим экспортом и импортом. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.
Складывается парадоксальное положение: ведущие по экономическому потенциалу страны совсем не стремятся руководствоваться либеральными принципами в своей повседневной экономической практике. Более того, ни одна страна мира еще не достигла заметных результатов в экономическом развитии благодаря соблюдению монетаристских принципов и рекомендаций. Однако, развивающимся странам эти принципы настойчиво предлагаются к исполнению. Одна из центральных рекомендаций такого рода заключается в доведении размеров государственного бюджета страны до минимального уровня - не более 20% ВВП. При этом развитые государства мира по этому параметру никак не могут быть отнесены к "либерально ориентированным".
Таким образом, наиболее характерной особенностью развития рыночной экономики на современном
01 этапе является существенный рост государственных расходов, неоспоримо свидетельствующий о резком ¡5 возрастании экономической роли государства. Иными словами, государственная машина не просто пре-0 вратилась в мощный фактор экономического роста, а стала залогом стабильности и устойчивости всего ® общественного развития [8, с 106].
Современная экономика немыслима без эффективного механизма воздействия государства на ее оса новные структурообразующие элементы, звенья и процессы. Более того, степень развитости, гибкости
2 такого механизма свидетельствует об общем уровне социально-экономического развития современного Ш общества. Уровень развития современных экономик мира является отражением эффективности взаимо-^ действия государственных и рыночных элементов регулирования. Формирование смешанных моделей I- социально-ориентированного экономического развития, при основополагающей и качественно опреде-00 ленной роли государства в рыночной экономике, стало общепризнанной нормой в современных развитых □ постиндустриальных странах мира и гарантом социально-экономического прогресса.
¡=у Таким образом, проблема неравномерности и отчасти неравноправия, свойственная рыночным отно-«а, шениям, на мировом уровне стоит еще более остро. С одной стороны, данная проблема объективна, так
0 как дифференциация экономических субъектов в рамках рыночной системы, в том числе, и на мировом ф уровне неизбежна. Но с другой стороны, в рамках нового подхода к совершенствованию сложившейся ^ системы мироустройства в сфере хозяйствования, обоснованы концепции по нивелировке жестких, чисто о. рыночных, механизмов в регулировании международных экономических отношений. Помимо проблем т обеспечения экономической эффективности, решаемых рынком, существуют проблемы развития, соци-
1 альной справедливости, экологической безопасности, национальной и цивилизационной идентичности о и др., которые, по всей видимости, должны решаться институтом другого порядка, а именно государством
0 [9, с 78].
1 В связи с этим, актуальными являются вопросы о полноценном регулировании процессов в миро-си вой экономике на основе равноправия сторон, а также приоритета национальной государственности. о Мирохозяйственная практика последних десятилетий наглядно продемонстрировала неспособность о существующих международных регулирующих институтов (ООН, МВФ, ВТО) выполнять выделенную > им роль.
о На пороге XXI века в мировом сообществе назревает проблема необходимости перестройки сложивше-о гося мирового экономического порядка, который переживает кризис, основанный на либеральной модели о глобализации по американскому образцу. Возникла драматическая необходимость переосмысления базо-о вых основ мирохозяйственной деятельности. Это вызвано, многочисленными отрицательными последствием ями глобализационных процессов связанных, в первую очередь, с реализацией чисто рыночной концепции ^ хозяйствования на мировом уровне. Среди таких негативных последствий: углубляющийся экологический ^ кризис, проблема несостоятельности рынка в решении социальных проблем, проблема неравномерности Ц развития стран в мировом хозяйстве, ущемление государственных функций и полномочий в сфере наци-¡5 ональной экономики и внешней политики, несостоятельность как рыночного механизма так и междуна-® родных организационных структур в предотвращении и разрешении глобальных финансовых кризисов и Ч т.д. Существующие международные регулирующие институты, и в первую очередь МВФ, нуждаются в неот-^ ложном реформировании [1, с 207]. Негативные последствия глобализации заставляют иначе взглянуть на ш господствующую ныне неолиберальную идеологию, которая считает рыночные силы главным регулятором Ц международной экономической жизни. Ее критическое восприятие становится все более типичным в на-о учной и политической литературе.
о Изначально ошибочным, к примеру, является представление о рыночной экономике, как системе со О) слабой функцией государства, в связи с чем, выдвигаются установки на снижение и даже ликвидацию госу-
дарственного воздействия. Теоретически, минимальная роль государства в экономике обоснована только в условиях высокого уровня развития рыночных отношений, сбалансированности рыночных механизмов и отсутствия действий неблагоприятных конъюнктурных факторов, оппортунистического поведения субъектов. Однако, мировая практика развитых стран не соответствует данным теоретическим положениям, в силу многофакторности экономической системы в национальном и особенно мировом масштабе. Данные страны, вероятно, еще не достигли столь высокого уровня развития рыночных механизмов, так как роль государства в их экономике даже более значима, чем в развивающихся странах. К тому же, современная западная экономическая теория объясняет, как функционируют рынки, но не как они формируются и развиваются, что более предметно характеризует экономическую ситуацию в развивающемся мире, в том числе и в России.
На рубеже веков стало очевидным, что конвергенция механизмов государственного и рыночного регулирования представляет ключевую проблему эффективного развития современного мирового хозяйства. Данная проблема сделала крайне актуальной задачу пересмотра сложившегося мирового экономического порядка, что потребовало обращение к новой теоретической базе, отличной от либерально-монетаристских доктрин. Объективной критикой неолиберализма стала институциональная теория, а также неомарксистская политическая экономия (И. Валлерстайн, С. Амин, Й. Галтунг, Р. Кокс, Р. Пребиш и др.), которые заложили основы пересмотра современной структуры мирового хозяйства. Несмотря на это, либеральная доктрина, в силу отмеченных обстоятельств, продолжает оставаться доминирующей теорией развития в мировом хозяйстве. В этой связи, данные концепции указывают на опасную и даже непреодолимую зависимость "периферии" от "центра", изменить которую возможно только кардинальными средствами, в частности, через реализацию "стратегии разрыва" с нынешней системой [10, с 33]. Тем не менее, для реализации данных установок еще не сформированы теоретические и системные предпосылки. Сложившаяся ^ ситуация свидетельствует о том, что рычаги перестройки системы находятся в руках у стран, крайне не Ь заинтересованных в указанных изменениях, в связи с чем даже самые успешные теории остаются без воз- щ можности к реализации. ^
Другим, наиболее действенным в современных условиях вариантом сдерживания и противодействия ^ политики "двойных стандартов", должно стать создание, а точнее воссоздание, противовеса существу- И ющей однополярной модели развития. Негативные последствия глобализации, в виде углубляющегося Ш разрыва между "центром" и "периферией", обусловлены крушением биполярной системы мироустройс- ]> тва в результате распада социалистической системы в конце XX века. На современном этапе стало очевидно, что только дуалистическая структура мирового хозяйства, в виде существования полюсов раз- щ вития, может служить гарантией сбалансированности функционирования и развития любой сложной □ системы, глобальная экономика не исключение. В этом плане, вполне обоснованы современные тенден- О ции углубления и расширения взаимодействия стран азиатского региона и России на основе Шанхайс- . кой организации сотрудничества. 0
В политике стран догоняющего развития, для реализации государственного суверенитета и права са- £ мостоятельно определять векторы внешнеэкономической политики необходимо, в первую очередь, обес- ^ печить основы национальной экономической безопасности, а также способствовать интенсивному развитию национальной экономики и формировать зависимость иностранных партнеров от реализации своих $ сравнительных преимуществ. Ярким примером успешного осуществления подобных императивов служит х экономика Китая на современном этапе развития. Ф
Таким образом, глобальная экономика является сложной, многоуровневой, неустойчивой системой, и о следовательно, в условиях глобализации, потребность в государственном регулировании не исчезает. Напротив, его значение усиливается, а его методы совершенствуются. Поэтому, все положения об отказе от $ государственного вмешательства в экономику являются ошибочными, речь может идти лишь о переносе о части функций на межгосударственный уровень и изменении методов регулирования. о
ЛИТЕРАТУРА
СП
£ о о
0
1. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ "Академкнига", 2004. о
2. КондрашоваЛ.И. Китай ищет свой путь. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2006. о
3. Кузнецова Е.И. Стратегический анализ в системе государственного управления национальной экономи- о кой: монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. о
4. Мировая экономика и международные экономические отношения / Под ред. чл. -корр. РАН, д-ра экон. cl наук, проф. Р.И. Хасбулатова. М.: Гардарики, 2006. s
5. СоросДж. О глобализации / Пер. с англ. А. Башкирова. М.: Изд-во Эксмо, 2004. f
6. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного ме- ф ханизма в макроэкономике / РАН, ин-т экон. - М.: Экономика, 2007. С. 28. .s
7. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. §
8. фукуяма ф.Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М.: АСТ, 2006. ф
9. Шамхалов ф.И.Государство и экономика. Власть и бизнес. М.: Экономика, 1999. s
10. Amin S. Capitalisme, imerialisme, mondemalisme // Recherches internationales. 1997. № 48. Printemps. q
1