Научная статья на тему 'Трансформация механизма принятия решений как основа политической сингулярности'

Трансформация механизма принятия решений как основа политической сингулярности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLITICAL SINGULARITY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / CULTURE / RELIGION / EDUCATION / FORM OF GOVERNMENT / QUALITY OF LIFE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИНГУЛЯРНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вахитов Д. Р., Гоиневецкая Т. Н., Ибрагимов Л. Г., Лукина М. А.

В статье рассмотрен актуальный вопрос, касающийся развития политической системы и самого механизма политического управления. Если раньше важным представлялась личность принимающего решение, то сейчас общество заинтересовано в положительном результате, а кто находится у власти, не так и важно. Население страны, которое оценивает результативность проводимой политики, не желает ждать годы, чтобы подвести итоги реформ, а все больше демонстрирует стремление к непосредственному участию в процессе управления. Если сейчас большинство политических вопросов управления решаются избранными партиями, которые, в свою очередь, формируют правительство, то в будущем форма референдума, подразумевающая учет мнения всех граждан, станет превалирующей. Период времени между озвучиванием возможного решения и его принятием (одобрением среди большинства граждан) будет занимать не месяцы, а часы. Политическая сингулярность возникает потому, что в процессе принятия решения принимает участие каждый гражданин, а существующая конструкция с политическими партиями и выборами становится ненужной. Формируется новая конфигурация власти, которая будет соответствовать новой экономической среде (сформировавшейся после наступления экономической сингулярности), а также других областей жизнедеятельности человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вахитов Д. Р., Гоиневецкая Т. Н., Ибрагимов Л. Г., Лукина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE DECISION-MAKING MECHANISM AS THE BASIS OF POLITICAL SINGULARITY

The article deals with a topical issue concerning the development of the political system and the mechanism of political governance. If earlier the personality of the decision-maker was important, now society is interested in a positive result, and who is in power, it is not so important. The population of the country, which assesses the effectiveness of the policy, does not want to wait years to take stock of the reforms, and increasingly demonstrates a desire for direct participation in the governance process. If the majority of political governance issues are now decided by the elected parties, which in turn form the government, then in the future the form of a referendum that takes into account the views of all citizens will prevail. The period of time between the voicing of a possible decision and its adoption (approval among the majority of citizens) will take not months, but hours. The political singularity arises because every citizen takes part in the decision-making process, and the existing structure with political parties and elections becomes unnecessary. A new configuration of power is being formed, which will correspond to the new economic environment (formed after the onset of economic singularity), as well as other areas of human and social life.

Текст научной работы на тему «Трансформация механизма принятия решений как основа политической сингулярности»

В-четвертых, важно, чтобы студенты в процессе обучения готовились к последующей научной работе, пробовали себя в написании научных статей, принимали участие в научных конференциях и мероприятиях подобного уровня. Совместная научная деятельность в немалой степени будет способствовать формированию и развитию активной исследовательской работы студентов, научит их правильно и логически оформлять свои мысли, разовьет исследователь-

Библиографический список

ские задатки, расширит кругозор и повысит общий культурный и интеллектуальный уровень.

Таким образом, если преподаватели и студенты будут работать согласованно, отлажено, в тандеме с учетом всех вышеупомянутых аспектов и характеристик, существенно возрастет эффективность учебного процесса в высшей школе и качество выпускаемых специалистов.

1. Лихачева О.Н. Диагностика качества обучения кубановедческому компоненту на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар. 2015; 13: 238 - 244.

2. Лихачева О.Н. Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочной формы обучения. Краснодар, 2013.

3. Лихачева О.Н. К вопросу об улучшении образовательного процесса в неязыковом вузе на примере иностранного языка. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 10: 267 - 272.

4. Лихачева О.Н. Реализация лингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 11: 248 - 254.

5. Лихачева О.Н. Специфика процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 5: 178 - 188.

References

1. Lihacheva O.N. Diagnostika kachestva obucheniya kubanovedcheskomu komponentu na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar. 2015; 13: 238 - 244.

2. Lihacheva O.N. Uchebno-metodicheskoe posobie po anglijskomu yazyku dlya studentov zaochnoj formy obucheniya. Krasnodar, 2013.

3. Lihacheva O.N. K voprosu ob uluchshenii obrazovatel'nogo processa v neyazykovom vuze na primere inostrannogo yazyka. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 10: 267 - 272.

4. Lihacheva O.N. Realizaciya lingvisticheskogo komponenta inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 11: 248 - 254.

5. Lihacheva O.N. Specifika processa obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 5: 178 - 188.

Статья поступила в редакцию 12.12.18

УДК 378

Vahitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University, senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Ibragimov L.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Russian State University of Justice (Kazan, Russia), E-mail: [email protected] Lukina M.A., senior teacher, Department Social Sciences and Humanities, Russian State University of Justice (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

THE TRANSFORMATION OF THE DECISION-MAKING MECHANISM AS THE BASIS OF POLITICAL SINGULARITY. The article deals with a topical issue concerning the development of the political system and the mechanism of political governance. If earlier the personality of the decision-maker was important, now society is interested in a positive result, and who is in power, it is not so important. The population of the country, which assesses the effectiveness of the policy, does not want to wait years to take stock of the reforms, and increasingly demonstrates a desire for direct participation in the governance process. If the majority of political governance issues are now decided by the elected parties, which in turn form the government, then in the future the form of a referendum that takes into account the views of all citizens will prevail. The period of time between the voicing of a possible decision and its adoption (approval among the majority of citizens) will take not months, but hours. The political singularity arises because every citizen takes part in the decision-making process, and the existing structure with political parties and elections becomes unnecessary. A new configuration of power is being formed, which will correspond to the new economic environment (formed after the onset of economic singularity), as well as other areas of human and social life.

Key words: political singularity, scientific and technical progress, culture, religion, education, form of government, quality of life.

Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, E-mail: [email protected]

Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

Л.Г. Ибрагимов, канд. экон. наук, доц. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, E-mail: [email protected]

М.А. Лукина, ст. преп. каф. правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, E-mail: [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИНГУЛЯРНОСТИ

В статье рассмотрен актуальный вопрос, касающийся развития политической системы и самого механизма политического управления. Если раньше важным представлялась личность принимающего решение, то сейчас общество заинтересовано в положительном результате, а кто находится у власти, не так и важно. Население страны, которое оценивает результативность проводимой политики, не желает ждать годы, чтобы подвести итоги реформ, а все больше демонстрирует стремление к непосредственному участию в процессе управления. Если сейчас большинство политических вопросов управления решаются избранными партиями, которые, в свою очередь, формируют правительство, то в будущем форма референдума, подразумевающая учет мнения всех граждан, станет превалирующей. Период времени между озвучиванием возможного решения и его принятием (одобрением среди большинства граждан) будет занимать не месяцы, а часы. Политическая сингулярность возникает потому, что в процессе принятия решения принимает участие каждый гражданин, а существующая конструкция с политическими партиями и выборами становится ненужной. Формируется новая конфигурация власти, которая будет соответствовать новой экономической среде (сформировавшейся после наступления экономической сингулярности), а также других областей жизнедеятельности человека и общества.

Ключевые слова: политическая сингулярность, научно-технический прогресс, культура, религия, образование, форма правления, качество жизни.

С экономической сингулярностью связана политическая сингулярность точно так же, как и политика связана с экономикой. Процессы, протекающие в экономике, неизбежно сказываются на других областях жизнедеятельности общества - политике, науке, культуре и т.д. Политику неслучайно называют продолжением экономики: политические институты выстроены для решения, главным образом, текущих или будущих экономических проблем. Поэтому политическая сфера представляет собой постоянно меняющуюся конфигурацию, которая чутко реагирует на тенденции в экономике и пытается приспособиться к ним. В разных странах и обществах взаимосвязь между политической и экономической сферами решается с помощью разных инструментов и с разной степенью эффективности, что находит отражение на политической карте мира, где есть страны, проводящие самостоятельную политику, а есть государства, находящиеся в фарватере чужих политический устремлений. Результатом такой политики зависимости может стать или разрушение государственных структур, или полное подчинение его экономического интересам другого государства. Такая тенденция прослеживается и на уровне стран, и на уровне политических партий, а также интеграционных союзов, поэтому закономерен вопрос, что произойдет с политической системой при достижении точки сингулярности?

Как отмечалось выше, все виды сингулярности взаимосвязаны между собой, поэтому время наступления экономической, технологической, политической сингулярностей будет или одномоментным, или находиться в очень коротком временном диапазоне. В содержание политической сингулярности входит изучение множества составных элементов: политического устройства, политической инфраструктуры, международных отношений и др. Для раскрытия влияния всех этих элементов потребуется анализ большого количества информации, поэтому сосредоточим внимание на наиболее важной, с нашей точки зрения, проблеме -процессе принятия политических решений.

Что касается будущей конфигурации мирового устройства, то еще более 100 лет тому назад представителями социалистических экономических направлений был выдвинут лозунг о неизбежности исчезновения государства как инструмента эксплуатации и принуждения человека. Однако и сейчас государства не исчезли, количество стран даже увеличилось, следовательно, можно говорить о необходимости избегания однобокого рассмотрения проблемы - только с политической или с экономической точек зрения [1]. Множество факторов (культура, религия, образование) оказывают существенное влияние на решение народов жить и развиваться в составе большого государства или быть независимыми, создав тем самым свое государство. Поэтому даже при наступлении политической сингулярности карта мира сохранится, хотя и претерпит определенные изменения.

Что касается процесса принятия решения в политике, то он состоит из двух этапов: самого принятия решения и оценки полученных результатов через определенное время. Принятие решения может быть единоличным или коллегиальным, одномоментным или в течение продолжительного промежутка времени, с учетом различных факторов или интуитивно (или даже эмоционально). Общим, что объединяет их, является главенствующая роль человека в принятии решений. Научно-технический прогресс позволяет использовать все более сложные механизмы для сбора и обработки информации, однако ответственность за принятие решения по-прежнему возлагается на конкретное лицо. Важность принятого решения находится в прямой зависимости от уровня принимающего это решения: от муниципалитета до мировой политики. Например, гонка ядерных вооружений привела к тому, что мир оказался на грани уничтожения. Жизнь всего человечества могла прерваться из-за того, что кем-то из лидеров стран-обладательниц ядерного оружия могло быть принято ошибочное решение, например, в ответ на сообщения о пуске ракет вероятным противником: такая неправильная реакция системы оповещения была в 80-х годах XX века, и только хладнокровие персонала ракетных систем позволило избежать войны [2].

К сожалению, уровень развития техники привел к тому, что человек все больше вынужден доверять информации, полученной от компьютеров, то есть человеческая цивилизация находится в зависимости от машин и механизмов. В случае успехов с созданием искусственного интеллекта (а прогресс в этом направлении развивается быстрыми темпами) и делегирования ему части полномочий по принятию решений роль человека в этом процессе может свестись к минимуму или же вовсе исчезнуть. При этом, несмотря на развитие демократических институтов и общий рост активности населения наиболее ключевые решения, затрагивающие интересы стран и мирового сообщества, принимает небольшая группа людей. Большинство населения не участвует в процессе принятия решений, передав эти полномочия делегатам в ходе выборов, или демонстрируя равнодушие к политике. Поэтому вариант, при котором решения за людей будет принимать мудрый, неподкупный и беспристрастный искусственный интеллект, к сожалению, не будет восприниматься как угроза независимости человека, а, напротив, даже с чувством облегчения: можно не думать о проблемах, потому что ими занимается более совершенный механизм.

Процесс оценки результатов принятых решений может потребовать большого периода времени. Например, результаты реформ в экономике, культуре, обществе оцениваются сразу после их начала, хотя они рассчитаны на несколько лет и не могут похвастаться мгновенными достижениями. Неудивительно, что в процессе может быть негативная оценка со стороны населения, которое теряет и доходы, и какие-либо привилегии, а положительными результатами реформы

может воспользоваться уже следующее поколение. С другой стороны, реформа может быть проведена быстро, но за счет заемных средств. Для большинства населения уровень и качество жизни улучшаются, поэтому оценка реформы бывает позитивной. Однако возросший государственный долг ложится тяжким бременем на следующие поколения, порой лишая государство вариантов для развития. Результаты оценки влияют на принятие решений: если они положительные, то политик или его партия получают поддержку населения для продолжения реформы, если же отрицательные, то приходится вносить коррективы в реформу или даже менять правящую партию.

В настоящее время наблюдается тенденция к уменьшению промежутков времени между принятием решения и его оценкой (аналогичные процессы происходят и в экономической сфере между возникновением потребности и ее удовлетворением). Мир живет в условиях информационной насыщенности (даже перенасыщенности), мгновенной передачи и интерпретации данных, так что любые высказывания и решения политиков становятся достоянием общественности буквально через считанные мгновения [1]. Если сравнивать нынешнюю ситуацию со средневековой, то в средние века от момента принятия решения (начало реформы) до оценки результатов (реформы приводят к структурным преобразованиям в экономике или обществе) могли пройти годы или даже десятилетия. Кроме того, важным фактором является политическое устройство общества: монархия (с механизмом единоличного принятия решения) или республика (решения принимаются коллегиально). При этом необходимо принимать во внимание, что действительно абсолютной монархии, где один человек обладал бы абсолютной властью, в истории человечества не было [3].

Тем не менее, средневековые монархии отличаются от современных, сохранившихся в некоторых странах (Великобритания, Дания, Япония): монархи в XXI веке выполняют, в основном, представительские или церемониальные функции, а в процессе принятия политических решений не принимают никакого участия. Раньше один человек (монарх) мог единолично принять решение, не согласовывая (или почти не согласовывая его) с мнением других людей (чиновников или населения). Благодаря этому можно было проводить необходимые реформы, которые, как правило, сопровождались ограничением прав отдельных групп населения или временным ухудшением качества жизни. Преодолев этот негативный момент, отрицательные последствия проводимых преобразований, общество может выйти на траекторию устойчивого развития (конечно, при условии, что реформа правильно спланирована). У большинства населения повышается уровень жизни, следовательно, реформа начинает пользоваться поддержкой общества. Монархическая форма правления позволяет принимать решения и претворять их в жизнь, преодолевая реакцию отторжения со стороны общества, последовательно проводя необходимые преобразования. Правда, весь описанный механизм работает в том случае, если реформа правильно просчитана и реализуется решительно и без проволочек. В противном случае в истории есть множество примеров провалов реформ, в том числе и с печальными последствиями для самих реформаторов.

При демократической форме правления подразумевается достижения консенсуса в группе людей: ограниченной, если речь идет об олигархии, или всеобщей, при современной демократии [4]. Такой консенсус увеличивает время принятия решений по сравнению с монархией. Зато процесс оценки результатов принятия решений, напротив, сокращается. Возникает двоякая ситуация: если при монархии принимается неверное решение, то чтобы его исправить, приходится иногда ждать прихода к власти другого монарха, что порой требует много лет. В случае же системы демократических выборов уже по истечении короткого периода времени партия власти, допустившая просчеты, скорее всего, будет заменена на другую. Однако многие политические решения подразумевают длительный период времени на их реализацию, следовательно, оценка их результативности может быть осуществлена, например, через десятилетия. В этом случае у монархов есть возможность последовательно и своевременно реформировать ту или иную сферу жизнедеятельности, а у выборных партий существует цейтнот (для следующих выборов): в течение трех-четырех лет надо быстро достичь положительных результатов, чтобы избиратели еще раз отдали за них свои голоса. С одной стороны, в современном мире республиканская, демократическая форма правления является доминирующей, что вроде бы является доказательством того, что она более эффективна и конкурентоспособна по сравнению с монархией [3]. С другой стороны, все больше примеров того, что такая система не способствует решению действительно серьезных проблем, стоящих не только перед конкретным государством, но и перед мировым сообществом в целом.

Например, высокий уровень жизни в западноевропейских странах достигался, в основном, путем увеличения бюджетного дефицита, еще начиная с 70-х годов XX века, что привело к огромным показателям государственного долга у стран-лидеров по уровню и качеству жизни (Швеция, Швейцария, Финляндия, Япония и т.д.). Проблему долга надо решать, причем болезненными способами (путем сокращения бюджетных расходов) и на это уйдет продолжительный период времени. Партии, которые приходят к власти, стоят перед дилеммой: или пойти на непопулярные меры и, вероятнее всего, проиграть следующие выборы, или оставить все, как есть, то есть продолжать увеличивать размер государственного долга. Практика показывает, что выбирается второй путь, однако это означает, что проблема вышеуказанных стран не решается, что чревато серьезными последствиями в будущем. Аналогичная ситуация складывается и в процессе

политического управления в Японии, где многочисленные политики пытаются преодолеть стагнацию и рецессию в экономике, начиная с 90-х годов XX века, но их усилия по большому счету ни к чему не привели. Каждые 2-3 года очередное правительство уходит в отставку, так и не достигнув поставленных целей. Если же рассматривать общемировую проблему, например, глобальное изменение климата, то вероятность достижения консенсуса между всеми странами по нему стремится к нулю, что доказывает, например, выход США из Парижского соглашения, хотя именно они были одним из инициаторов его заключения. Таким образом, уменьшение времени на оценку результатов принятия решения не всегда приводит к повышению их эффективности в политике: зачастую проблема просто «замораживается» на неопределенное время.

Политическая сингулярность может привести к новому механизму принятия решений, но совсем не обязательно перекроит политическую карту мира. Сформировавшиеся страны демонстрируют не только распределение центров принятия экономических решений, но и культурные и мировоззренческие аспекты развития человеческой цивилизации. Культура играет всё большее значение потому, что сейчас можно наблюдать столкновение двух тенденций: глобализации и сохранения национальной идентичности [5]. В связи с этим прослеживается взаимосвязь экономической, политической и культурной сингулярности: нарастание процессов в одной из них неизбежно будет стимулировать наступление и других. В настоящее время становится понятно, что нельзя сводить политическое развитие только к решению экономических проблем, так как стремление людей к национальной культуре является важной составляющей полноценной жизни гражданина любой страны. Неслучайно, что количество стран в мире даже увеличивается, а создание интеграционных блоков (наподобие Европейского Союза) фактически опирается на общность экономических интересов, а вот в культурном плане страны упорно защищают свою идентичность. Ситуация с наплывом эмигрантов показала, что многие европейские страны готовы игнорировать и «общеевропейские ценности», и даже прямые запреты и угрозы для того, чтобы защитить интересы собственных граждан. В других регионах мира (и в России тоже) тенденция к сохранению культурного наследия нарастает, поэтому особое значение приобретает этнокультурное воспитание подрастающего поколения [5]. На наш взгляд, в будущем даже при изменении политической и экономической функций страны данная тенденция сохранится, чтобы решать вопросы культурного развития своих граждан и общества.

Таким образом, развитие политической системы идет по пути изменения самого механизма политического управления. Если раньше важным представлялась личность принимающего решение, то сейчас общество заинтересовано в положительном результате, а кто находится у власти, не так и важно. К тому же население страны, кто и оценивает результативность проводимой политики, не желает ждать годы, чтобы подвести итоги реформ, а все больше демонстрирует стремление к непосредственному участию в процессе управления. Современное развитие технологий позволяет сделать это возможным: в будущем процесс голосования стает всеобщим и быстрым - каждый человек через внешние технические устройства или вживленный чип сможет мгновенно отреагировать на поставленный вопрос. Если сейчас большинство политических вопросов управления решаются избранными партиями, которые, в свою очередь, формируют правительство, то в будущем форма референдума, подразумевающая учет мнения всех граждан, станет превалирующей. Период времени между озвучиванием возможного решения и его принятием (одобрением среди большинства граждан) будет занимать не месяцы, а часы. В качестве примера можно привести популярный механизм привлечения денежных средств для реализации творческих проектов - краудфандинговые площадки. Если проект (книга, музыкальный альбом, компьютерная игра) заинтересовали публику, то сбор средств занимает короткий период времени и проект быстро реализуется на практике. Если же население игнорирует представленные идеи, то проект не реализуется в силу отсутствия средств. Аналогично, в будущем можно принимать важные решения (строительство жилого объекта в районе, архитектурный стиль сооружения, возможное воздействие на окружающую среду и т.д.) путем проведения мгновенного голосования среди всех заинтересованных граждан (например, жителей данного района города). Следовательно, такие посредники как политические партии не понадобятся, а решения (как положительные, так и отрицательные) будут приниматься очень быстро. Именно в этом случае возникает политическая сингулярность, потому что в процессе принятия решения принимает участие каждый гражданин, а существующая конструкция с политическими партиями и выборами становится ненужной. Сформируется новая конфигурация власти, которая будет соответствовать новой экономической среде (сформировавшейся после наступления экономической сингулярности), а также других областей жизнедеятельности человека и общества.

Библиографический список

1. Вахитов Д.Р Проблемы и тенденции развития российского образования на современном этапе. Москва: РУСАЙНС, 2016.

2. Вахитов Д.Р, Лукина М.А., Гриневецкая Т.Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования. Философия образования. № 74 (вып.1). Новосибирск: Издательство СОРАН, 2018: 90 - 96.

3. Лескова Н. Интеграция науки и образования. В мире науки. 2017; 7: 14 - 21.

4. Вахитов Д.Р, Кондратьева Т.Н., Габдуллин Н.М. К вопросу о реформировании системы образования в РФ с целью сохранения суверенитета государства. Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XII Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18 - 19 февраля 2016 г): в 3 ч. Под научной редакцией Е.В. Андриенко; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. Часть 2. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2016: 19 - 28.

5. Вахитов Д.Р, Зиннатуллин А.З., Кондратьева Т.Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования. Философия образования. Новосибирск: Издательство СОРАН, 2016; 3 (66): 35.

References

1. Vahitov D.R. Problemy i tendencii razvitiya rossijskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Moskva: RUSAJNS, 2016.

2. Vahitov D.R., Lukina M.A., Grineveckaya T.N. Vliyanie social'no-'ekonomicheskih i prirodno-klimaticheskih aspektov na perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. № 74 (vyp.1). Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2018: 90 - 96.

3. Leskova N. Integraciya nauki i obrazovaniya. V mire nauki. 2017; 7: 14 - 21.

4. Vahitov D.R., Kondrat'eva T.N., Gabdullin N.M. K voprosu o reformirovanii sistemy obrazovaniya v RF s cel'yu sohraneniya suvereniteta gosudarstva. Pedagogicheskij professionalism v obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 18 - 19 fevralya 2016 g.): v 3 ch. Pod nauchnoj redakciej E.V. Andrienko; Min-vo obrazovaniya i nauki RF, Novosib. gos. ped. un-t. Chast' 2. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2016: 19 - 28.

5. Vahitov D.R., Zinnatullin A.Z., Kondrat'eva T.N. Normativno-pravovaya osnova sovremennyh issledovanij v oblasti 'etnokul'turnogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2016; 3 (66): 35.

Статья поступила в редакцию 15.11.18

УДК 378

Vahitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University,

senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Larionova N.B., senior teacher, Department of Social Sciences and Humanities, Russian State University of Justice (Kazan, Russia),

E-mail: [email protected]

Leontyeva O.L., senior teacher, Department of Economics, Russian State University of Justice (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

NEGATIVE TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE IN THE CONTEXT OF CULTURAL SINGULARITY. Today there are a number of negative trends in the cultural sphere, which can have the most unfortunate consequences for society as a whole. The main disadvantage, according to the authors, is the lack of a priority of culture when carrying out socio-economic policy in the country. Indeed, such a cultural priority will require large amounts of resources (both human, and intellectual, and financial), and the result can manifest itself only after a few decades (the so-called "Lyon Doctrine"). For most managers it is much easier to deal with some material projects related to culture: for example, the construction of schools, conservatories, theaters, etc. - the object was commissioned, the management thanked, and how it will be used further, few people care. In the long run, such a disregard for cultural foundations can lead to a senseless reform in any area, since the very structure of society is changing (and not in the best from an intellectual and cultural point of view). Key words: culture, cultural singularity, globalization, art, comics.

Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, Е-mail: [email protected]

Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

Н.Б. Ларионова, ст. преп. каф. социально-гуманитарных дисциплин, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, Е-mail: [email protected]

О.Л. Леонтьева, ст. преп. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, Е-mail: [email protected]

НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ СИНГУЛЯРНОСТИ

В настоящее время в культурной сфере наблюдается ряд негативных тенденций, которые могут иметь самые печальные последствия для общества в целом. Главным недостатком, по мнению авторов, является отсутствие приоритета культуры при проведении социально-экономической политики в стране. Действительно, такой культурный приоритет потребует больших объемов ресурсов (и людских, и интеллектуальных, и финансовых), а результат может проявиться только через несколько десятилетий (так называемая «доктрина Лионэ»). Для большинства управленцев гораздо проще заниматься какими-нибудь материальными проектами, связанными с культурой: например, строительством школ, консерваторий, театров и др. - объект сдан, руководство поблагодарило, а как он будет использоваться далее, мало кого беспокоит. В долгосрочной перспективе такое игнорирование культурных основ может привести к обессмысливанию реформы в любой области, так как меняется (причём не в лучшую с интеллектуальной и культурной точек зрения) сама структура общества.

Ключевые слова: культура, культурная сингулярность, глобализация, искусство, комиксы.

Культурная сингулярность означает не уничтожение культуры, а переход ее на другой уровень развития. Актуальной задачей современных исследователей является изучение направлений изменения культурной сферы и оценка степени ее влияние на современное общество. Все тенденции развития отечественной культуры можно разделить на позитивные, рассмотренные нами в предыдущих работах, и негативные, проанализированные в данной статье.

Первой негативной тенденцией является процесс глобализации, который непосредственно оказывает влияние на национальные культуры. В процессе развития человеческого общества постоянно происходит конкурентная борьба между разными странами и народами, которая проявляется в экономической сфере, в политических действиях и даже в виде военных конфликтов. Культурная составляющая является одним из элементов такой конкуренции, когда одна страна или нация пытается навязать свой культурный код с помощью стимулов (например, экономических) или насилия. Примеры можно найти в колониальной политике, когда страна-метрополия продвигала свой язык, религию, культурные традиции, используя или различные преференции, или аппарата насилия. Исчезновение аутентичных культур коренных народов Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии было связано с агрессивной политикой колонизаторов и переселенцев, которые шли по одному пути - насаждение собственной культуры путем уничтожения другой.

В настоящее время наиболее агрессивные формы продвижения культуры (путем принуждения и насилия) не используются, но на смену им пришла глоба-лизационная модель, в которой под видом «общечеловеческих ценностей» происходит экспансия англосаксонской культурной модели в следующих формах: использование английского языка как единственного общемирового инструмента общения, американская поп-культура заменяет собой национальные культуры, а национальная идентичность считается чем-то устаревшим. Объектом такой культурной экспансии является, в первую очередь молодежь, чье воспитание идет не по национальным традициям, а под воздействием массированной пропаганды общества потребления [1]. Результатом стало то, что во многих странах часть молодежи не только не разделяет собственные культурные ценности, но и сторонится их, считая их устаревшими по сравнению с «передовыми» западными. В таких регионах чужая культура развивается в ущерб национальной, а иностранный язык начинает доминировать над местным. Таким образом, многотысячелетняя традиция формирования национальных культур путем их взаимодействия, взаимопроникновения, не выполняется. Глобализационная модель развивается по пути поглощения и устранения всех национальных культур ради существования одной, единственной культуры.

Второй негативной тенденцией является ускорение процесса развития таких форм искусства, которые нацелены на визуальный эффект: это могут быть компьютерные игры, кино, фотографии и другое. Одной из таких форм являются комиксы, чья история насчитывает более 100 лет. Однако ранее они не рассматривались в качестве основного образовательного и интеллектуального продукта для молодежи, а выступали как инструмент дополнительной информации, а также способ отдыха. В настоящее время комиксы стали популярны в большинстве стран мира, в том числе в России, которая ранее имела почетное звание «самая читающая стран в мире», а отношение к комиксам было скептическое. Сейчас ситуация изменилась, что отразилось на тиражах выпускаемых изданий: у комиксов они в десятки раз больше, чем даже у популярных авторов современной литературы или представителей классической литературы.

На наших глазах происходит замена одной формы культуры и образования (чтение книг) другой (знакомство с рисованными историями). Если читая Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Э. Хэмингуэя, человек должен усваивать слож-

ные и длинные тексты, осмысливая прочитанное, уметь сопоставлять авторское мнение с собственным, то в комиксах сюжет изложен рисунками, где информация представлена сразу в готовом виде, не предоставляющем альтернативной трактовки [2]. Книги многих представителей классической и современной литературы заставляют читателей размышлять, искать свои выходы из ситуации (потому что в них зачастую отсутствует однозначный финал), тем самым способствуя формированию собственной мировоззренческой позиции, а, возможно, даже и концепции. Конечно, и среди комиксов можно выделить ряд серьезных произведений, но, во-первых, они составляют меньшинство, а, во-вторых, уровень текстов этих историй не сопоставим с уровнем классической литературы. Доминирование визуального формата приводит к тому, что молодежь испытывает трудности с обработкой сложных текстов не только в художественной литературе (к тому же так и не приобретя привычки к чтению), но и при обучении по различным специальностям: информация усваивается только в иллюстрированном виде. В результате при преподавании дисциплин в учебных заведениях среднего и высшего образования все больше можно отметить использование интерактивных методик (к чему призывает и министерство образования) в формате иллюстраций: видеослайды, презентации, видеоролики и другое. Целью является лучшее усвоение учебного материала, однако это говорит о том, что современные школьники и студенты не способны работать с большими массивами текста, не умеют его анализировать и конкретизировать.

Интересно, что и в сфере менеджмента в крупных компаниях, а также в государственных структурах использование диаграмм и слайдов считается абсолютно необходимым при проведении совещаний или различного рода форумов. Таким образом, комиксы, которые сами по себе являются всего лишь еще одной формой искусства, в настоящее время занимают место литературы в процессе воспитания молодежи, что приводит, на наш взгляд, к упрощению образования, к снижению уровня и качества воспитания. Такая же примитивизация прослеживается и в других сферах культуры: аниме, компьютерные игры и многое другое -они заполняют культурный вакуум молодежи, вытесняя более сложные формы культурного воспитания. Эти примеры свидетельствуют о том, что современное человечество не пытается поднять общий культурный уровень, а скорее, идет по пути его снижения, что никак не может приблизить решение многих общемировых проблем. Во всяком случае, если сравнивать выпускников вузов советского времени и современных российских университетов, то уровень культурного развития, а значит, и способности осмысливать информацию и принимать решения у первых выше, чем у вторых. Примитивизация культур неизбежно сказывается на тех ценностных ориентациях, которые разделяют современные молодые люди и девушки: у большинства они заключаются в приобретении материальных благ и достижении индивидуального успеха. Как будут в этом случае решаться проблемы общества, остается открытым вопросом.

Третьей негативной тенденцией культурного развития является повсеместный культ потребления, который фактически поник во все формы культурного воспитания. В этом нет ничего удивительного, так как само существование рыночной системы хозяйствования заключается в необходимости постоянного увеличения продаж, а этого можно добиться при постоянном возрастании количества потребителей или же объемов потребления. В современной экономике произошел переход от системы наилучшего удовлетворения потребностей покупателей к системе формирования спроса путем использования различных инструментов культурного воспитания [1]. Результатом этого явилась не только агрессивная реклама, которая проникла практически во все сферы информационного общества (кино, телевидение, Интернет), но и создание образа счастливого человека, чьим единственным предназначением является постоянный процесс потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.