О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: [email protected] Ю.В. Королева, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В настоящее время вопрос преподавания любой дисциплины требует особого подхода и системности. Каждый предмет уникален и имеет ряд особенностей, но общим в академическом процессе является феномен личности, от которого зависит эффективность объяснения и восприятия учебного материала, формирование и развитие мотивации, последующее становление и совершенствование всех участников академической деятельности. В данной статье рассматривается личность преподавателя и студента, особенности их совместной деятельности в условиях современного технического вуза. Актуальность статьи обусловлена модернизацией российского высшего образования и необходимостью развития новых подходов в образовании в соответствии с современными реалиями.
Ключевые слова: личность, подход, учебный предмет, особенность, модернизация, предположение, учебный процесс, квалификация.
Академический процесс предусматривает, как правило, две стороны - обучающий и обучаемый, которые определяются как преподаватель и студент в высшей школе. Эффект обучения во многом зависит от качеств личности указанных сторон, что и будет рассмотрено в указанной статье.
Мы полагаем, что существует ряд особенностей и аспектов, являющихся базовыми, определяющими положениями, без которых невозможно представить эффективного современного преподавателя вуза.
Во-первых, университетский преподаватель должен иметь соответствующую квалификацию, ученую степень и звание. Эти составляющие являются гарантом наличия компетентностей и компетенций в соответствующей сфере и предусматривают его постоянное совершенствование и развитие в научной и методической отраслях его специальности [1]. Отметим, что для защиты кандидатских и докторских диссертаций желательно наличие в вузе аспирантуры и докторантуры по педагогическим наукам, а также по профильным специальностям вуза, кроме того, важно заключить договора или соглашения с университетами, имеющими советы по соответствующим направлениям, либо открывать свои собственные диссертационные советы и комиссии. Вся указанная деятельность будет способствовать эффективному развитию преподавателей, кафедр и университетов в целом. Как результат, повысится качество преподавания, соответственно, и уровень будущего выпускника станет выше, на выходе мы получим конкурентоспособного, грамотного специалиста.
Во-вторых, преподаватель должен постоянно совершенствоваться и после получения звания или ученой степени. Он должен быть в курсе современных исследований в своей сфере, периодически обобщать и перенимать опыт, использовать инновационные методы и современные технологии в своей работе [2]. В данном случае уместно использовать различные методики обучения тому или иному предмету, дифференцировать их в зависимости от уровня обучаемых, разнообразные пособия, желательно с привлечением зарубежных авторов и исследователей. Отметим, что становление и развитие качественного преподавателя возможно только при его активной публикационной деятельности. Качественный анализ и синтез интересующего материала, постановка выводов, добавления и изменения в том или ином актуальном вопросе, проведение исследований по интересующей тематике - вот залог развития преподавателя, его успешное становление как исследователя и ученого-практика [3].
В-третьих, наличие мотивации у преподавателя, то есть его желание работать со студентами и для студентов, а также понимание необходимости и важности указанной деятельности. Именно внутренняя мотивация и любовь к своей работе обеспечивают качественность и эффективность деятельности вузовского преподавателя. Студенты видят, что преподаватель заинтересован в их успешности, понимании материала, в них самих, поэтому они адекватно реагируют, им просто стыдно проигнорировать предоставляемый материал, стыдно не выучить что-то, неудобно подвести преподавателя, который так старается на их благо. В данном случае налицо прямая зависимость между преподавательской и студенческой мотивациями, они взаимосвязаны.
В-четвертых, положительная психологическая обстановка, которая создается по большей части преподавателем, также является залогом положительного восприятия материала студентами, способствует их внутренней мотивации и позитивно влияет на учебный процесс и успеваемость. Сам преподаватель должен быть хорошо настроен на рабочий лад, на качественное, эффективное взаимодействие с обучаемыми, ориентироваться на должный результат Создание положительного психологического климата на занятии поможет снять напряженность, закомплексованность студентов, повысит их самооценку, породит мотивацию.
Благоприятный психологический климат на занятии в вузе обеспечивается отношением преподавателя к студентам, независимо от их успеваемости и уровня. Это основная психологическая детерминанта учебного процесса. Если студенты видят, что преподаватель открыт к сотрудничеству, доброжелателен, контактен, ответственен, рад их успехам и достижениям, они отвечают подобно, у них возникает желание не подвести преподавателя, оправдать его ожидания, соответственно, улучшается результативность в овладении преподаваемой дисциплиной.
Во-вторых, отличное настроение и положительная мотивация преподавателя обеспечивают позитивный настрой студентов. Преподаватель, имеющий
развитое чувство юмора, отличающийся оптимизмом, также располагает к себе студентов, способствуя созданию благоприятной обстановки на занятии. Устанавливается тесное сотрудничество обучающего и обучаемого, большое значение имеет личный пример преподавателя, он заряжает студентов положительной энергией, правильно настраивает их на рабочую обстановку, что способствует эффективному практическому результату в овладении неродным языком [4].
В-третьих, занятие должно характеризоваться верным соотношением поощрения и порицания студентов. С одной стороны, нужно уверить студента в своих силах и возможностях, раскрыть его потенциал, с другой стороны, оценки не следует завышать, они должны соответствовать реальному положению вещей. Таким образом, обучаемый будет понимать, что преподаватель справедлив и в меру строг Этот фактор также располагает студентов к преподавателю, создавая благоприятную атмосферу на занятии.
В-четвертых, следует обеспечить доступность изучаемого материала. Это один из принципов обучения, который не следует игнорировать в современном учебном процессе. Языковой и речевой материал должен быть несколько выше уровня студента, чтобы существовал некий потенциал для развития.
В-пятых, невербальные средства общения также должны быть направлены на положительный контакт преподавателя и студентов. Жесты, мимика, поза преподавателя - все должно работать на создание благоприятного климата на занятии [5]. Работа в аспекте «мы» во многом способствует положительному настрою и, соответственно, комфортному психологическому климату.
Наконец отметим, что успешный вузовский преподаватель должен поддерживать межпредметные связи с другими членами коллектива и кафедрами для улучшения качества преподавания и усвоения изучаемого материала. Темы на различных предметах могут быть взаимосвязаны, перекликаться между собой, иметь общую основу. Это позволяет системно объяснять материал, задействовать различные подходы и методы с учетом индивидуальных особенностей студентов и предмета изучения.
Мы полагаем, что учитывая все вышеуказанные рекомендации, преподаватели вуза имеют широкий спектр для развития и повышения своего уровня. Чем профессиональнее преподаватель, тем эффективнее складывается учебный процесс, тем успешнее студенты, тем качественнее выпускаемые специалисты.
Подчеркнем, что качество учебного процесса и уровень будущего специалиста зависит, во многом, и от другой стороны, т. е. от студента.
Во-первых, студент должен быть мотивирован на учебный процесс, адекватное восприятие и усвоение изучаемого материала. Для этого у него должна быть соответствующая базовая подготовка и стремление развивать имеющиеся компетенции и компетенции. Он должен быть старателен, прилежен, организован. Для формирования и становления мотивации студент должен видеть конечную цель, знать, для чего он изучает тот или иной предмет, а также, почему он учится именно в указанном вузе. В совокупности указанные аспекты позволят студенту влиться в университетскую среду и стать полноценным участником академического процесса.
Во-вторых, студенту следует уметь работать самостоятельно, при этом контроль такой деятельности должен осуществляться преподавателем. Отметим, что к самостоятельной деятельности относится выполнение домашнего задания, тестов на контроль имеющихся и остаточных знаний, а также посещение специализированных курсов по специальности для устранения пробелов в знаниях и восполнения образовательных лакун. Кроме того, возможно посещение секций, кружков, профессиональных диспутов. Студент получает возможность расширить свои знания, повысить интеллектуальный уровень, развить соответствующие компетенции и компетентности.
В-третьих, современный студент должен уметь пользоваться интернетом и гаджетами, быть в состоянии найти информацию по своей специальности, которая дополнит лекционный и семинарский материалы, углубит профессиональные умения и навыки. Также отметим, что используя современные интернет - технологии студенты могут пользоваться программами «Mobile learning», работать на платформе «Moodle» вести блоги, переписываться со сверстниками за рубежом и улучшать, например, уровень владения иностранным языком, осуществлять полноценную иноязычную коммуникацию.
В-четвертых, важно, чтобы студенты в процессе обучения готовились к последующей научной работе, пробовали себя в написании научных статей, принимали участие в научных конференциях и мероприятиях подобного уровня. Совместная научная деятельность в немалой степени будет способствовать формированию и развитию активной исследовательской работы студентов, научит их правильно и логически оформлять свои мысли, разовьет исследователь-
Библиографический список
ские задатки, расширит кругозор и повысит общий культурный и интеллектуальный уровень.
Таким образом, если преподаватели и студенты будут работать согласованно, отлажено, в тандеме с учетом всех вышеупомянутых аспектов и характеристик, существенно возрастет эффективность учебного процесса в высшей школе и качество выпускаемых специалистов.
1. Лихачева О.Н. Диагностика качества обучения кубановедческому компоненту на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар. 2015; 13: 238 - 244.
2. Лихачева О.Н. Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочной формы обучения. Краснодар, 2013.
3. Лихачева О.Н. К вопросу об улучшении образовательного процесса в неязыковом вузе на примере иностранного языка. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 10: 267 - 272.
4. Лихачева О.Н. Реализация лингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 11: 248 - 254.
5. Лихачева О.Н. Специфика процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 5: 178 - 188.
References
1. Lihacheva O.N. Diagnostika kachestva obucheniya kubanovedcheskomu komponentu na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar. 2015; 13: 238 - 244.
2. Lihacheva O.N. Uchebno-metodicheskoe posobie po anglijskomu yazyku dlya studentov zaochnoj formy obucheniya. Krasnodar, 2013.
3. Lihacheva O.N. K voprosu ob uluchshenii obrazovatel'nogo processa v neyazykovom vuze na primere inostrannogo yazyka. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 10: 267 - 272.
4. Lihacheva O.N. Realizaciya lingvisticheskogo komponenta inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 11: 248 - 254.
5. Lihacheva O.N. Specifika processa obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 5: 178 - 188.
Статья поступила в редакцию 12.12.18
УДК 378
Vahitov D.R., Doctor of Sciences (Economics), Head of Department of Economics, Russian State University of Justice, Kazan branch, Professor of Kazan Cooperative Institute (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Grinevetskaya T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Medical University, senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Ibragimov L.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Russian State University of Justice (Kazan, Russia), E-mail: [email protected] Lukina M.A., senior teacher, Department Social Sciences and Humanities, Russian State University of Justice (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
THE TRANSFORMATION OF THE DECISION-MAKING MECHANISM AS THE BASIS OF POLITICAL SINGULARITY. The article deals with a topical issue concerning the development of the political system and the mechanism of political governance. If earlier the personality of the decision-maker was important, now society is interested in a positive result, and who is in power, it is not so important. The population of the country, which assesses the effectiveness of the policy, does not want to wait years to take stock of the reforms, and increasingly demonstrates a desire for direct participation in the governance process. If the majority of political governance issues are now decided by the elected parties, which in turn form the government, then in the future the form of a referendum that takes into account the views of all citizens will prevail. The period of time between the voicing of a possible decision and its adoption (approval among the majority of citizens) will take not months, but hours. The political singularity arises because every citizen takes part in the decision-making process, and the existing structure with political parties and elections becomes unnecessary. A new configuration of power is being formed, which will correspond to the new economic environment (formed after the onset of economic singularity), as well as other areas of human and social life.
Key words: political singularity, scientific and technical progress, culture, religion, education, form of government, quality of life.
Д.Р. Вахитов, д-р экон. наук, зав. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», проф. Казанского кооперативного института, г. Казань, E-mail: [email protected]
Т.Н. Гриневецкая, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Л.Г. Ибрагимов, канд. экон. наук, доц. каф. экономики, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, E-mail: [email protected]
М.А. Лукина, ст. преп. каф. правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин, Казанский филиал «Российского государственного университета правосудия», г. Казань, E-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИНГУЛЯРНОСТИ
В статье рассмотрен актуальный вопрос, касающийся развития политической системы и самого механизма политического управления. Если раньше важным представлялась личность принимающего решение, то сейчас общество заинтересовано в положительном результате, а кто находится у власти, не так и важно. Население страны, которое оценивает результативность проводимой политики, не желает ждать годы, чтобы подвести итоги реформ, а все больше демонстрирует стремление к непосредственному участию в процессе управления. Если сейчас большинство политических вопросов управления решаются избранными партиями, которые, в свою очередь, формируют правительство, то в будущем форма референдума, подразумевающая учет мнения всех граждан, станет превалирующей. Период времени между озвучиванием возможного решения и его принятием (одобрением среди большинства граждан) будет занимать не месяцы, а часы. Политическая сингулярность возникает потому, что в процессе принятия решения принимает участие каждый гражданин, а существующая конструкция с политическими партиями и выборами становится ненужной. Формируется новая конфигурация власти, которая будет соответствовать новой экономической среде (сформировавшейся после наступления экономической сингулярности), а также других областей жизнедеятельности человека и общества.
Ключевые слова: политическая сингулярность, научно-технический прогресс, культура, религия, образование, форма правления, качество жизни.