№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки
УДК 378.147:336.763
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В КАЧЕСТВЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «РЫНОК ЦЕННЫХ
БУМАГ»
Д. Р. Вахитов12. Т. Н. Кондратьева3, О. Л. Леонтьева1
Казанский филиал ГБОУ ВПО «Российский государственный университет правосудия»
(г. Казань)
2Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский
университет кооперации» (г. Казань) 3ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В статье рассматривают особенности использования деловой игры в качестве интерактивной формы проведения занятий на примере предмета «Рынок ценных бумаг».
Ключевые слова: деловая игра, учебный процесс, фондовая биржа, фондовый индекс, портфель ценных бумаг.
Вахитов Дамир Равилевич — доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики Казанского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет правосудия», профессор Казанского кооперативного института (филиала) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», е-mail: [email protected]
Кондратьева Татьяна Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: [email protected]
Леонтьева Ольга Львовна — старший преподаватель кафедры экономики Казанского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет правосудия», е-mail: [email protected]
Реформирование высшего и среднего профессионального образования в России привело к серьезным изменениям как в учебном процессе, так и в постановке целей, к которым стремится государство и общество. Многое в проводимых реформах вызывает вопросы, сомнения в эффективности, что и приводит к появлению большого количества
публикаций на эту тему, причем представителей самых разных научных направлений, учебных заведений, преподавателей и студентов [2-4]. Острая дискуссия развернулась вокруг вопросов платности обучения, так называемых критериев эффективности вузов, проблемы оптимизации школ, особенно в сельской местности. Но особо яркую и эмоциональную реакцию вызывает Единый государственный экзамен в школах, а также двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) в вузах. При проведении реформ государство в лице Министерства образования и науки аппелирует, прежде всего, к зарубежному опыту, хотя обоснованного и скрупулезного анализа советской образовательной системы, на основе которого можно было бы сделать вывод о ее неэффективности, осуществлено не было. Да и сам зарубежный опыт при внимательном и беспристрастном рассмотрении не выступает только в положительном ракурсе, обладая только преимуществами при отсутствии каких-либо недостатков [2].
Если же убрать эмоциональную составляющую противников реформ, часто оперирующих не научными, а политическими или идеологическими аргументами, то в проводимых реформах существуют и положительные моменты, а также множество интересных результатов, полученных отечественными преподавателями и требующих тщательного комплексного анализа с целью конвергенции знаний и внедрения успешных методик в учебном процессе.
Наиболее интересными, на наш взгляд, является использование интерактивных форм обучения, которые повсеместно используются как в среднем, так и в высшем образовании. Накоплен достаточно богатый и обширный опыт внедрения таких форм как за рубежом, так и в нашей стране. Игровые формы обучения были присущи образованию, начиная с древнейших времен, поэтому использование, например, компьютерных методик в средней школе, обучающих игр в кооперативном режиме еще в детском саду имеет новую форму представления материала, но содержание фактически остается тем же самым.
Преимуществом интерактивных форм является вовлеченность студентов (школьников) в процесс освоения материала, при котором нет необходимости стимулировать обучающегося, так как он сам заинтересован в происходящем. Однако в этом же кроется и недостаток: студенты привыкают к тому, что материал подается только в интересной, познавательной форме, облегчающей усвоение, но не требующей усилий, усидчивости, умения работать самостоятельно. Поэтому упор только на интерактивные формы без использования лекций и самостоятельной подготовки приводит к тому, что обучающийся не развивает в себе навык мыслить, подходить комплексно к решению проблемы, способность интегрировать знания в практику деятельности, принимать самостоятельные решения, умение терпеть. Повсеместное использование тестов, замена ими устных экзаменов привело к тому, что даже в развитых странах ученые, педагоги бьют тревогу, так как уровень и качество подготовки обучающихся стали снижаться, порой очень существенно [6]. Вследствие этого, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, целесообразным, по нашему мнению, является использование интерактивных форм в разумном сочетании с традиционными формами обучения, в том числе лекциями и семинарами, что приведет к мультипликативному эффекту — приращению и хорошему усвоению знаний.
Среди большого многообразия интерактивных форм (тесты, кейс-стади, лекция-дискуссия, защита проектов и др.) рассмотрим использование деловой игры, опираясь на опыт авторов в учебном процессе. Деловая игра сочетает в себе необходимость комбинировать индивидуальные способности студента с работой в коллективе, умение распределять
обязанности, организовывать труд других участников команды. Сама идея соревновательности, конкуренции привлекательна для большинства студентов, поэтому предложение принять участие в деловой игре воспринимается положительно (хотя, справедливости ради, отметим, что для некоторых учащихся необходимость работать в тесном контакте с одногруппниками, перспектива публичного выступления настораживает и вызывает определенный психологический дискомфорт). Деловая игра, как правило, имеет подготовительный этап, следовательно, в течение какого-то периода времени (несколько месяцев) студенты живут, постоянно обдумывая будущие выступления или необходимые действия, которые нужно предпринять. Такая мозговая деятельность, на наш взгляд, в целом благотворно влияет на обучающихся, заставляя их концентрироваться, использовать внутренние резервы, правильно планировать время. По мнению академика РАН, доктора медицинских наук, профессора Н. П. Бехтеревой, признанного в мире специалиста в области изучения мозга, «творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношения к самым разным процессам, — ... и память, и эмоции, и креативность. При решении сверхзадач ... формирующиеся нейронные сети начинают работать и не только поддерживать хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме» [5, с. 42-43]. Опыт использования деловых игр в разных странах, при преподавании различных дисциплин — и технических, и гуманитарных — показывает эффективность и популярность данной формы учебного процесса.
Идея использовать деловую игру при преподавании дисциплины «Рынок ценных бумаг» пришла авторам не сразу. Вначале была традиционная форма изложения материала, сочетающая лекционные занятия с семинарскими, на которых, в том числе, решались тесты, задачи, выполнялись контрольные задания. Однако в процессе обучения сталкивались постоянно с одной и той же ситуацией: студенты интересовались, как можно использовать полученные знания для зарабатывания денег. Вследствие этого сформировалась идея предоставить возможность студентам самим попробовать свои силы на фондовом рынке, параллельно закрепляя теоретические знания по предмету.
Задания на условия и сроки проведения деловой игры целесообразно предоставить в начале учебного процесса, в начале семестра, так чтобы студенты сразу представляли себе масштабы работы и могли заранее спланировать свои действия. Для этого выделяется лекционное занятие, а неизбежно возникающие вопросы можно впоследствии разобрать на семинарских занятиях. Необходимо отметить, что пояснения не должны предоставлять студенту готовый ответ, которым он (или она) могут воспользоваться (например, вопрос: «Каковы тенденции изменения курса акций Google в ближайшие 3-4 месяца?»), а дать возможность ему самостоятельно анализировать ситуацию и формулировать на основе этого собственное мнение и выводы. Главным при проведении деловой игры, на наш взгляд, является стимулирование самостоятельности, творческой деятельности, а также умение идти на рискованные действия или же, наоборот, избегать их.
Рассмотрим поэтапно процесс осуществления деловой игры «Игра на фондовом рынке» по предмету «Рынок ценных бумаг».
На первом этапе студенты распределяются по 2 человека. Это позволяет, с одной стороны, распределить обязанности по поиску и обработке информации (перевод с английского, расчет коэффициентов, формирование трендов и тенденций и т. д.), а, с другой стороны, сохранить дискуссионность при принятии решений, так как разные люди могут по-разному оценивать перспективы той или иной компании или рынка в целом. В редких
случаях можно предоставить отдельному студенту возможность подготовиться в одиночку, без привлечения партнера, например, если у обучающегося уже есть опыт игры на бирже. После распределения на команды происходит закрепление их по странам, чьи индексы студенты будут анализировать и строить на их основе прогнозы. Студенты выбирают самостоятельно, но необходимо наличие официальных источников информации (например, сайты биржи или государственных органов управления и контроля), а также не разрешается выбор одной страны двумя командами.
Помимо главной цели — анализ фондового рынка и компаний, представленных на ней — в процессе подготовки к защите студенты знакомятся с обширной информацией по структуре экономике, политическому устройству, особенностям географического расположения, климатическим условиям и т. д. Таким образом, происходит фактическое погружение студентов в жизнь выбранного государства, когда в течение 3-4-х месяцев внимательно изучается любая информация, которая так или иначе может влиять на происходящие на бирже события. В качестве информационной базы студенты могут пользоваться сайтами бирж (например, Нью-Йоркская фондовая биржа [10], Московская биржа [8] и конкретных компаний (например, Nestle [9] или ОАО «КамАЗ» [7]), а также различными информационными базами аналитических агентств (РБК [11]).
Через 2-3 недели начинается 2-й этап, когда студенты должны к определенной дате сдать свои прогнозы по фондовому индексу и портфелю ценных бумаг. Студенты в течение нескольких семинарских занятий выступают с подготовленными докладами с обязательным использованием иллюстративного материала (графики, таблицы и т. д.) и компьютерных средств (ноутбук, проектор). Рассматривается следующая информация:
1. динамика фондового индекса за 1 год в укрупненном виде (в разбивке по месяцам) и в подробном (разбиение по дням за месяц или квартал). Кроме того, желательно представить информацию об объемах торгов,
2. анализ факторов, влияющих на изменение индекса:
о курс национальной валюты по отношению к иностранной (например, представляется динамика изменения пары доллар-рубль и сравнивается с индексом ММВБ или РТС); о дефицит государственного бюджета (насколько рост величины внутреннего или
внешнего государственного долга влияет на волатильность фондового рынка); о корреляция с зарубежными индексами (особо важное влияние оказывают американские индексы DowJones и NASDAQ, так как экономика США — крупнейшая в мире, и большинство стран напрямую или косвенно зависят от процессов, протекающих в ней);
о цена на нефть (данный фактор очень важен для России и других стран-экспортеров углеводородов, поэтому целесообразно представить параллельно два графика — изменение цены за баррель нефти и колебания фондового индекса, чтобы наглядно показать зависимость второго от первого); о цена на золото (в условиях нестабильности мировой финансовой системы золото является вариантом защиты средства от обесценения, поэтому прослеживается, как правило, обратная зависимость — чем негативнее новости в других секторах экономики, тем выше цена золота, хотя бывает и обратная ситуация); о политические факторы (например, в демократических странах результаты выборов могут привести к кардинальному изменению внешнеполитического и внешнеэкономического курсов); о природно-климатические и другие факторы (например, в случае с одной финской фармацевтической компанией влияние оказали факторы теплой погоды (увеличилось количество березовых «сережек», которые вызывают у ряда людей аллергию,
а компания выпускает противоаллергенное средство — курс акций вырос) и фактор паники (произошло отравление нескольких людей в Швеции, и СМИ предположили, что виной тому — лекарство, выпускаемое данной фирмой, — курс акций упал);
3. фиксируются и объясняются пиковые значения индекса за изучаемый период (пик роста и пик спада),
4. представляется прогноз индекса на 3-4 месяца вперед с указанием конкретных цифр. Например, команда, готовившая материал по индексу TOPIX (Япония) при фактическом значении 1357 пунктов (на 14.01.2015), сделала прогноз на величину 1330 (на 1.06.2015). Важным является, чтобы студенты обосновали свою оценку
и прогноз, объяснили, из каких факторов они его сделали, какие методы и инструменты анализа использовали (трендовый анализ, коэффициентный метод);
5. формируется портфель из листинга соответствующей фондовой биржи
на определенную сумму (например, 100 000 руб.). Сначала эту сумму нужно конвертировать в валюту соответствующей страны (в случае с Японией курс на 14.01.2015 был 1 японская иена = 0,5476 руб., получается 100 000 руб. = 182 607 иен), а затем купить любые акции (например, был сформирован портфель из ценных бумаг Mitsubishi UFJ Financial Group (60 акций), The Kansai Electric Power Co. (33300 акций), Mitsumi Electric Co. (41 акция), NEC Corp. (106 акций), Daikin Industries Ltd. (4964 акции)) [12];
6. цель формирования портфеля — заработать как можно больше, поэтому необходимо сразу определиться, будет ли игра на понижение цены (портфель «медведей») или же игра ведется на рост (портфель «быков»). Таким образом, при росте курсов акций компаний, входящих в портфель, выигрывают те, кто поставил на повышение,
но проигрывают те, кто поставил на понижение, и наоборот. Таким образом, на определенную дату (в нашем случае — 14.01.2015) студенты должны сформировать, оформить и сделать прогнозы и по фондовому индексу, и портфелю ценных бумаг на будущее (на 1.06). Материалы сдаются преподавателю.
Третий этап начинается при наступлении даты прогноза, и на семинаре рассматриваются данные по каждой команде, анализируются успехи и ошибки участников. Сначала идет подсчет результатов и соответственно баллов, которые студенты заработали или потеряли. Мы хотели бы отметить важность именно второго: угроза того, что в результате неправильного расчета, ошибок в прогнозировании студент может значительно усложнить себе допуск к экзамену, очень дисциплинирует и стимулирует их. Кроме того, такая постановка задания сближает деловую игру с реальной жизнью, где нет возможности вернуться назад и переиграть неудавшуюся ситуацию.
Прогноз, напомним, состоял из двух частей: фондовый индекс и портфель ценных бумаг (акций). Если прогнозное значение индекса попадает в коридор ± 1 % от фактического на дату анализа, то студенты получают заранее оговоренное количество баллов (например, 10). В рассмотренном выше примере с индексом TOPIX (Япония) прогноз был 1330 пунктов, коридор ± 1 % (1317-1344), а фактическое значение на 1.06.2015 — 1674 пункта [12]. Таким образом, студенты ошиблись и получили по —10 баллов по этому заданию.
В случае портфеля необходимо угадать тренд (рост — «быки», падение — «медведи»), и в случае правильного выбора студенты получают по 1 баллу за каждый 1 % роста или падения соответственно. Рассмотрим это на примере (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Правильный прогноз
Начальная сумма, руб. Пакет акций Прогноз Стоимость пакета через 3 месяца Результат, % Количество баллов
100 000 — компания А (3 акции — 51 000), — компания Б (11 акций — 22 000), — компания В (3 акции — 27 000) Итого: 100 000 Рост 110 000 + 10 + 10
Таблица 2 Ошибочный прогноз
Начальная сумма, руб. Пакет акций Прогноз Стоимость пакета через 3 месяца Результат, % Количество баллов
100 000 — компания А (3 акции — 51 000), — компания Б (11 акций — 22 000), — компания В (3 акции — 27 000) Итого: 100 000 Рост 90 000 -10 -10
В примере с Японией студенты поставили на рост портфеля, а он снизился на 4 %, следовательно, они потеряли еще 4 балла. Общий результат для них —14 (минус четырнадцать) баллов (—10 за индекс и —4 балла за портфель).
Тем не менее, угадавших с индексом и правильно сформировавших портфель каждый год бывает достаточное количество. Например, команда из двух девушек (Шарафутдинова и Тухватуллина) поставили на акции АвтоВАЗа и за 3 месяца (с середины 2014 года до декабря этого же года) смогли показать результат 102 %(!), т. е. 100 000 руб., вложенных в этот портфель, через 3 месяца увеличились до 204 000 руб., причем это было на российском рынке и при обвале курса рубля в декабре 2014 года. Таким образом, девушки смогли получить заслуженные экзаменационные отметки по предмету автоматом.
Для студентов, которые допустили ошибки с прогнозом, также существует вариант компенсации отрицательных баллов. Для этого они выступают с подробным анализом ошибок, допущенных ими, разбирают события, происходившие на фондовом рынке, который они выбрали и обосновывают новую стратегию игры на бирже с учетом уже допущенных ошибок.
Подводя итоги, сформулируем результаты, которые были достигнуты при использовании деловой игры «Игра на фондовой бирже».
Во-первых, происходит закрепление знаний, полученных на лекционных занятиях. Студентов не надо подгонять, так как они сами заинтересованы в том, чтобы понять и разобрать сложную тему. Например, при изучении темы «Доходность акций», которая включает математический аппарат, студенты задают вопросы, разбирают формулы, опираясь на данные по акциям, выбранным ими в портфеле.
Во-вторых, умение работать в команде. Начав подбирать материал по стране, фондовому индексу, компаниям, студенты обнаруживают, что объем информации таков, что справиться с ним в одиночку невозможно, и надо распределять обязанности.
В-третьих, это умение делать выбор. С такой ситуацией человек сталкивается постоянно, поэтому, чем раньше молодые люди и девушки приобретут такой опыт, в том числе и отрицательный, тем лучше смогут ориентироваться в будущем.
В-четвертых, и, на наш взгляд, это наиболее важный результат — это необходимость рисковать. Что произойдет с индексом? Ставить на повышение или понижение? Какие компании включить в портфель, а какие не нужно? Эти и другие вопросы встают перед каждым студентом. Умение идти на риск, умение его нивелировать — это качества, которые понадобятся каждому человеку, где бы он ни работал. Как показывает опыт авторов, большинство студентов выбирают оборонительную тактику, хотя находятся и такие, кто идет на высокий риск и выигрывает (как показал пример с АвтоВАЗом).
В-пятых, процесс преподавания предмета становится действительно интерактивным, так как и на лекциях, и на семинарах находятся не скучающие студенты, а люди, которые заинтересованы в результате и стремящиеся к нему.
В процесс реализации деловой игры можно вносить коррективы в зависимости от ситуации или количества студентов, а также наработок преподавателей. Применение таких форм обучения как деловая игра в обязательном сочетании с лекциями поможет, на наш взгляд, достижению наилучших результатов в учебном процессе и будет способствовать самореализации студентов как личности.
Список литературы
1. Вахитов Д. Р. Образовательные системы СССР и Запада : сравнительный анализ
преимуществ и недостатков / Д. Р. Вахитов // Вестн. ТИСБИ — 2014. — № 4. — С. 58-78 ; 2015. — № 1. — С. 216-234.
— Режим доступа : (http://www.jpx.co.jp/english/). — Дата обращения : 25.09.2015.
USAGE OF BUSINESS GAME AS INTERACTIVE FORM OF CLASSES OF THE SUBJECT «SECURITIES MARKET»
D. R. Vakhitov12. T. N. Kondratyeva3. O. L. Leontyeva1
Kazan branch SBEIHPE «Russian Academy of Justice» (Kazan) 2Kazancooperative institute (branch) ANO HPE of Centerunion of the RF «Russian University
of Cooperation» (Kazan) 3SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)
An article considers features of usage of business game as an interactive form of training classes on the example of subject «Securities market».
Keywords: business game, educational process, stock exchange, share index, portfolio of securities.
About authors:
Vakhitov Damir Ravilevich — doctor of economic science, head of economy chair at the Kazan branch SBEI HPE «Russian Academy of Justice», professor of Kazancooperative institute (branch) ANO HPE of Centerunion of the RF "Russian University of Cooperation, e-mail: [email protected]
Kondratyeva Tatyana Nikolaevna — candidate of pedagogical science, assistant professor, head of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE "Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health«,e-mail: [email protected]
Leontyeva Olga Lvovna — senior teacher of economy chair at the Kazan branch SBEI HPE «Russian Academy of Justice», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Vakhitov D. R. Educational systems of the USSR and West : comparative analysis
of advantages and shortcomings / D. R. Vakhitov // Bulletin of TISBI — 2014. — N 4. — P. 58-78 ; 2015. — N 1. — P. 216-234.
2. Vakhitov D. R. Economical and legal aspects of reforming of the higher education in the Russian Federation / D. R. Vakhitov, E. Y. Kovalkova // Bulletin of developments of science and education. — 2013. — N 2. — P. 72-85.
3. Vakhitov D. R. The faculty of higher education institutions in the conditions of reforming of the Russian system of the higher education / D. R. Vakhitov, T. N. Kondratyeva // Bulletin of Buryat state university : pedagogics. — Ulan-Ude : Publishing house of BSU, 2015. — Iss. 1 (1). — P. 43-47.
4. Gumerov L. A. Some aspects of application of resolutions of the European Court of Human Rights in the Russian Federation / L. A. Gumerov, Sh. A. Gumerov // Russian judge. — 2007. — N 2. — P. 42-45.
5. Kokurina E. Kod Bekhterevoy / E. Kokurin // In the world of science. — 2015. — N 7. — P. 40-48.
6. Ravitch D. The Death and Life of the Great American School System : How Testing and Choice Are Undermining Education / D. Ravitch. — New York : Basic Books, 2010. — 284 p.
7. Official site of PJSC KAMAZ [electronic resource]. — Access mode : (www.kamaz.ru).
— Access date : 25.09.2015.
8. Site of the Moscow exchange [electronic resource]. — Access mode : (www.moex.ru).
— Date of the address : 25.09.2015.
9. Site of Nestle [electronic resource]. — Access mode : (www .nestle.com). — Access date : 25.09.2015.
10. Site of The New York Stock Exchange [electronic resource]. — Access mode : (www .nyse.com). — Access date : 25.09.2015.
11. RBC site — news [electronic resource]. — Access mode : (www.rbc.ru). — Access date : 25.09.2015.
12. Site of the Tokyo stock exchange (The Tokyo Stock Exchange) [electronic resource].
— Access mode : (http://www.jpx.co.jp/english/). — Access date : 25.09.2015.