Общество: философия, история, культура. 2022. № 4. С. 81-87. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 4. P. 81-87.
Научная статья
УДК 94(47).06: 397
https://doi.org/10.24158/fik.2022.4.12
Трансформация культуры коренных народов Севера в результате этнических контактов
Сергей Васильевич Березницкий1, Юрий Борисович Оболенский2, Пётр Викторович Примак3, Екатерина Валерьевна Титова4
1Музей антропологи и этнографии имени РАН, Санкт-Петербург, Россия, svbereznitsky@yandex.ru
^Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
4Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема,
Биробиджан, Россия, efimovaekaterina91@yandex.ru
2YBObolenskiy@sevsu.ru
3primakos@yandex.ru
Аннотация. В результате межэтнических контактов коренных народов Арктики с представителями европейской цивилизации традиционная культура оленеводов, морских зверобоев, охотников на сухопутных животных, рыболовов речных и озёрных систем, морских побережий, собирателей даров тайги и моря трансформировалась и наполнялась иноэтническими элементами и явлениями. Процессы культурной диффузии, вызывающие проникновение иноэтнических элементов в культуру коренных народов Арктики, приводили к постепенной, но неизбежной трансформации отдельных этнических и антропологических признаков. Исследования показали, что изменения происходили во всех сферах жизни: в антропологическом облике, механизмах наследования биологических признаков в результате включения в пищевую модель несвойственных для изначальной генетики и физиологии аборигенов продуктов питания; в хозяйственно-культурном типе как последствия экологических нарушений, негативного воздействия компаний, добывающих энергетические ресурсы для развития промышленности и усиления обороноспособности страны; в традиционных комплексах жизнеобеспечения, добычи и использования различных форм энергии в связи со стремительным распространением новых материалов, видов транспорта, орудийного комплекса и технологий; в духовной культуре, языке, верованиях, ритуалах, фольклоре, менталитете, изменяющихся под мощным влиянием глобализационных процессов. Представляется важным и актуальным проведение анализа и выявление степени иноцивилизационного влияния, главных векторов направления культурной диффузии в условиях современной коммуникативной среды, оказывающих наиболее трансформирующее воздействие на этнокультурный облик конкретного социума, исследование соотношения самобытных и универсальных тенденций и перспектив этого сложного и длительного процесса, прогнозирование вариантов дальнейшего стабильного развития арктических обществ.
Ключевые слова: история, этнография, коренные и переселенческие народы, межэтнические контакты, коренные народы Севера
Для цитирования: Березницкий С.В., Оболенский Ю.Б., Примак П.В., Титова Е.В. Трансформация культуры коренных народов Севера в результате этнических контактов // Общество: философия, история, культура. 2022. № 4. С. 81-87. https://doi.org/10.24158/fik.2022A12.
Original article
The transformation of the culture of the indigenous peoples of the North as a result of ethnic contacts
Sergey V. Bereznitsky1, Yuri B. Obolensky2, Pyotr V. Primak3, Ekaterina V. Titova4
1Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia, svbereznitsky@yandex.ru 23Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
4Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia, efimovaekaterina91@yandex.ru
2YBObolenskiy@sevsu.ru
3primakos@yandex.ru
Abstract. As a result of the interethnic contacts of the indigenous peoples of the Arctic with representatives of European civilization, the traditional culture of reindeer herders, sea hunters, hunters of terrestrial animals, fishermen of river and lake systems, sea coasts, gatherers of taiga and sea goods was transformed and filled with non-ethnic elements and phenomena. The processes of cultural diffusion causing the penetration of non-ethnic elements into the culture of the indigenous peoples of the Arctic led to a gradual but inevitable transformation of certain ethnic
© Березницкий С.В., Оболенский Ю.Б., Примак П.В., Титова Е.В., 2022
and anthropological features. The studies have shown that changes occurred in all spheres of life: in the anthropological appearance, in the mechanisms of inheritance of biological traits as a result of the inclusion in the food model of foods that were not typical of the original genetics and physiology of aborigines; in the economic and cultural type as the consequences of environmental violations, the negative impact of companies extracting energy resources for the development of industry and strengthening of national defense capabilities; in traditional life-support complexes, extraction and use of various forms of energy due to the rapid spread of new materials, means of transport, work tools and technologies; in spiritual culture, language, beliefs, rituals, folklore, mentality, changing under the powerful influence of globalization processes. It seems important and relevant to analyze and identify the degree of the different civilization influence, the main vectors of the direction of cultural diffusion in the conditions of the modern communicative environment, which have the most transformative effect on the ethnocultural appearance of a particular society, to study the correlation of original and universal trends and prospects of this complex and long-term process, to predict options for further stable development of Arctic societies.
Keywords: history, ethnography, indigenous and migrant peoples, interethnic contacts, indigenous peoples of the North
For citation: Bereznitsky, S.V., Obolensky, Yu.B., Primak, P.V. & Titova, E.V. (2022) The transformation of the culture of the indigenous peoples of the North as a result of ethnic contacts. Society: Philosophy, History, Culture. (4), 81-87. Available from: doi:10.24158/fik.2022.4.12 (In Russian).
Введение. Современные процессы глобализации ужесточают конкуренцию между странами, имеющими арктические территории, за контроль не только в сфере добычи энергоносителей, но и дальнейшего развития культур арктических этносов. В такой ситуации чрезвычайно актуальными становятся исследования арктических регионов с целью выявления специфики процессов этнокультурного взаимодействия коренных и пришлых народов, промышленных компаний, добывающих природные ископаемые, с ненцами, чукчами, эскимосами, коряками, долганами, эвенками, нивхами и другими арктическими этносами, определения степени воздействия на них европейской цивилизации и последующей трансформации арктических культур, во многом и сегодня основанных на оленеводстве, охоте, рыболовстве, морском зверобойном промысле, собирательстве даров тайги, тундры и моря (Березницкий, 1996; Павлинская, 1999; Березницкий, Примак, 2008).
Материалы и методы. Исследование степени воздействия европейской цивилизации, культурной диффузии, трансформации культуры коренных народов Арктики возможно на основе междисциплинарных подходов, использования практических методов этнографии по сбору и первичному анализу материалов, полученных в экспедициях в арктических регионах, комплексного анализа исторических и этнографических источников, хранящихся в архивах управлений культуры, местных органов власти и других учреждений российского сектора Арктики, критического обзора концепций отечественных и зарубежных исследователей в сфере коммуникации коренных и пришлых народов в арктическом регионе. Авторы статьи проводят этнографические экспедиции в районах проживания коренных народов Севера и Дальнего Востока, собирают материалы по особенностям современной культуры коренных народов1. В качестве теоретической основы применялся кросс-культурный метод исследования этнической истории арктических народов, особенностей культуры отдельных народов арктических областей, степени влияния европейской цивилизации на систему жизнедеятельности и фольклор коренных народов Арктики и трансформацию компонентов их культуры.
Результаты и дискуссия. В мировой науке всегда наблюдался широкий разброс мнений о сущности процесса культурной диффузии и его результатов. В соответствии с философией коммуникации К. Ясперса процесс взаимодействия между людьми считается основой существования культуры. Без коммуникации с другими невозможно существование человеческого бытия. Наблюдается сложный процесс коммуникации технологического и природного миров, в которых всё созданное человеком наследие важно не материалами или аппаратами, а рациональным постижением мира (Ясперс, 2013: 71, 73-75; Красноярова, 2010: 4-10).
Проблемы этнокультурного взаимодействия всегда были актуальны для научного сообщества полиэтнической России. Среди огромного количества теоретических подходов и гипотез можно выделить основные, связанные с Арктикой и выбранной темой исследования. Многие современные ученые являются сторонниками «негативистской» оценки результатов воздействия
1 Березницкий С.В.: 1) Материалы по культуре туминских орочей (экспедиция на территории Хабаровского края, Ванинского и Советско-Гаванского районов, г. Советская Гавань, пгт. Ванино, пос. Уська-Ороч-ская, Датта, Ванино-Сортировочная). 2018 г. // Архив МАЭ РАН. Ф. Ю. Оп. 2. Д. 2312; 2) Материалы по культуре чукчей (экспедиция на территории г. Анадыря, Анадырского района Чукотского автономного округа). 2018 г. // Архив МАЭ РАН. Ф. Ю. Оп. 2. Д. 2314; 3) Материалы по культуре коренных народов Сахалина: нивхов, уйльта, эвенков. 2019 г. // Архив МАЭ РАН. Ф. Ю. Оп. 2. Д. 2355.
промышленных цивилизаций на традиционные культуры Арктики. В своих трудах они рассматривают проблему сохранения культурных ценностей, а также идентичности коренных народов Арктики, оптимально вписанных в окружающую природу. Считается, что искусственное вмешательство, ограничение уровня добычи и использования традиционных форм энергии приводит к застою развития общественных институтов (Арутюнов, 2021).
Немало ценного можно выявить в евразийской концепции Н.С. Трубецкого (1993; 1995), в которой сделан акцент на специфике истинного и ложного национализма. Сущность первого направлена на становление и дальнейшее развитие этнической культуры, второй приводит к ненужному подражанию культуре «великого народа» или появлению собственного этноцентризма.
Эволюция этнокультурных институтов зависит от естественного хода жизни самого этноса, постепенных, но неизбежных изменений социокультурной сферы, интенсивности межэтнических коммуникаций. С.А. Арутюнов (2002) подчеркнул особенности межэтнических коммуникаций мощных цивилизаций и этносов Арктики, ведущих традиционный образ жизни охотников, рыболовов, морских зверобоев и оленеводов. В результате культурных диффузий коренные народы становятся реципиентами и вынуждены воспринимать этнокультурные компоненты от своих более развитых в промышленном отношении пришлых соседей.
Этничность народов Арктики существует как в устойчивом, так и в трансформирующемся состояниях, основой этнической идентичности служат компоненты этнокультурного наследия. Трансформация происходит за счет культурной диффузии европейской цивилизации, однако, по мнению А.В. Головнёва, эти новации не следует рассматривать лишь как конфликт этнических ценностей и интересов. Культурное наследие коренных народов Арктики отличается специфическими технологиями, высокой культурой адаптации и мобильностью, контролем над огромным пространством и энергетически насыщенными ресурсами. Обогащение арктических культур иными культурными формами и технологическими новшествами стимулирует способность к конкуренции (Головнёв и др., 2018; Головнёв, 2020; Головнёв, Киссер, 2021).
Некоторые отечественные и зарубежные ученые высказывают мысли о том, что при меж-цивилизационных контактах происходят не только локальные взаимодействия в рамках существующих границ, но и выработка этнической и национальной идеологии, которая сопровождает процессы диффузии (Тишков, 2021; Verdery, 2019).
Важным последствием культурной диффузии пришлого населения стало развитие нового для арктических этносов вида хозяйства - земледелия в виде огородничества. В настоящее время подавляющее большинство коренных народов Севера, Сахалина, Охотского побережья, Камчатки и Чукотки имеют небольшие огороды, приусадебные участки, теплицы. Огородничество является не только подсобным занятием промысловой деятельности, но и важным источником получения жизненно необходимых витаминов в арктических условиях. Каждое новое поколение северян включает в свой рацион увеличивающиеся объемы углеводов, фруктозы, искусственных трансжиров, химических наполнителей и красителей, других видов пищи, которые в традиционной культуре не только не были доступными, но и категорически запрещались стариками (Березницкий, 2020).
Глобальная трансформация традиционного морского зверобойного промысла наблюдалась на Чукотке в XX в. Флотилии китобойных судов добывали китов, лишая коренные народы возможности самим заниматься этим промыслом. В 1997 г. был создан Союз морских зверобоев чукчей и эскимосов, а в начале 2000-х гг. - первые родовые общины с вельботами и оружием. Возрождённый промысел стал не только главным источником получения жизненной энергии в виде мяса и жира морских животных, но и механизмом сохранения этнокультурной идентичности. Чукчи и эскимосы отождествляют себя с китами, для добычи которых они владеют уникальной технологией, знаниями о приметах изменения погоды, направлении ветров, перемещении льдов, условиях возникновения полыней (Богословская, 2003: 32, 164-165, 284-288). В настоящее время интерес к морскому зверобойному промыслу активно проявляет молодежь Арктики.
В оленеводстве гораздо больше проблем с новыми кадрами, так как молодые северяне не считает эту профессию престижной, а, наоборот, тяжелой и незаслуженно низкооплачиваемой. Трансформация комплекса оленеводческой культуры, изменение механизма исчисления времени с циклического на линейный во многом связаны с возможностью работать в посёлках городского типа, без длительных кочевок в тундре. Ездовое оленеводство на Чукотке составляет сегодня всего лишь один процент от заимствованных видов транспорта: авиации, вездеходов, снегоходов, квадроциклов.
Однако ямальские ненцы в XXI в. смогли не только сохранить оленеводческую культуру, но и увеличить поголовье своего стада в результате выработки стратегии взаимодействия с про-
мышленными компаниями, добывающими природные ресурсы. При этом европейский или японский снегоходы считаются более мощными, чем олени, средствами передвижения, но олени -более надёжными и экономичными (Головнёв и др., 2014: 5-8, 23, 50-52, 89-91, 123).
Влияние межэтнических коммуникаций между аборигенами Арктики и пришлыми европейцами хорошо прослеживается на примере анализа фольклорных форм. В качестве методологической основы такого подхода следует использовать теоретические разработки о структуре и сущности коммуникации в сфере фольклора С.Ю. Неклюдова (2002), который определил коммуникативную составляющую главным содержанием фольклорной традиции, что проявляется в четырех компонентах: субстанциональном (символы, образы, картина мира), структурном (фольклор), технологическом (механизм сохранения и трансмиссии фольклора), функциональном, определяющем специфику этих процессов.
Внедрение инокультурных фольклорных образов в менталитет коренных народов Арктики можно проследить при анализе персонажей в текстах сценариев современных театрализованных представлений, которые устраиваются во время праздников (День оленевода, День охотника, Спуск байдары, Праздник молодого теленка, Чукотский Новый год и др.). Современные праздники чукчей, коряков, юкагиров и других коренных народов Арктики в своей основе связаны с традиционными сезонными празднествами, семейными и родовыми, которые в зависимости от особенностей хозяйственно-культурного типа устраивались для угощения духов-хозяев местности с целью получения удачи на промысле, обеспечения здоровья сородичей. В советское время сценарии праздников рассылались из краевых управлений в районные и сельские Дома культуры. Сейчас наступило время киберэтнографии, и сеть Интернет занимает всё более прочные позиции в качестве нового мощного и универсального механизма коммуникации. С его помощью происходит быстрое вымывание традиционных фольклорных сюжетов и образов.
Участие в праздничных мероприятиях в качестве исполнителей инокультурных персонажей или даже зрителей принуждает прежде всего детей и подростков принимать символы, характерные для чужой культуры. Это может привести к кризису этнокультурной идентичности, так как с детства они наполняют свое мировоззрение образами Колобка, Нептуна, Черномора, Бабы-яги, Кришны, русалок и кикимор, смотрят концерты, посвященные Дню работника сельского хозяйства (которого не было в традиционной культуре), юбилейным датам сел, районов, городов и округов.
Нивхи, уйльта, эвенки Сахалина принимают активное участие в работе фольклорных ансамблей, проведении спортивных праздников, фестивалей, выставок декоративно-прикладного искусства, конкурсов этнической пищи, организуют и проводят современные ритуалы кормления воды, угощения духов-хозяев, играют на этнических и европейских музыкальных инструментах. Участие в перечисленных мероприятиях на долгое время заряжает аборигенов позитивной энергией, которая помогает адаптироваться к современным условиям рыночной экономики, новым формам социальных отношений. Нефтяные компании оказывают финансовую помощь в организации подобных праздников. Только немногочисленные старики сетуют на то, что молодежь стремительно утрачивает знание родной обрядовой культуры и главное место в жизни арктических народов прочно заняли женщины.
В настоящее время коренные народы Севера, используя энергетические ресурсы окружающей природы, стараются максимально обеспечить комфортной жизнью себя и особенно своих детей, дать им возможность получить высшее образование, в том числе и на платной основе, дочерям советуют оставаться в городах и постараться выйти замуж. Люди имеют на это полное право, так как в Арктике испокон веков жили их предки, которые ловили рыбу, добывали морских животных, разводили оленей, охотились на диких животных и птиц, шили из их шкур одежду и обувь, изготавливали жилища и музыкальные инструменты. Родная природа давала им вдохновение для генезиса мифологической картины мира, сочинения песен и развития других форм фольклора. Однако экофильность культуры коренных народов Арктики должна объясняться не фактом гуманного отношения к природе, а отсутствием высокотехнологических и энергозатратных технологий, приводящих к загрязнению окружающей среды. Для сохранения на должном уровне систем жизнеобеспечения в условиях Арктики коренные народы добывают в нужном количестве, которое не является катастрофическим из-за слабых энергетических возможностей по их утилизации, китов, моржей, тюленей, северных оленей.
Вывод. В целом выясняется, что оценки характера культурной диффузии диаметрально противоположны и связаны с концепциями добровольного вхождения коренных народов в состав Российской империи или их завоевания и насильственного присоединения. Результаты воздействия европейской культуры на коренные народы Арктики отличаются в зависимости от менталитета контактирующих этносов, специфики их социальной организации, хозяйственно-культурного типа, степени консолидации, а также многих других этнокультурных характеристик. Сцена-
рии дальнейшего развития арктической цивилизации предполагают либо её исчезновение в ближайшее время, либо возрождение в новом качестве на основе включения инокультурных технологий и инновационного совершенствования традиционных орудий труда (Яковец, 2011).
Исследование показало, что в результате длительного процесса межэтнической коммуникации славянской и арктической цивилизаций происходит постепенная трансформация комплекса традиционной аборигенной культуры, хотя европейские виды наземного, воздушного и морского транспорта полностью не вытеснили традиционные средства передвижения, а мифологические тексты, легенды и предания не забыты и передаются подрастающему поколению, но уже не в прежних объемах и с инокультурными сюжетами. Менталитет аборигенов арктических регионов является мировоззренческой основой их древней культуры, направленной как на гуманное использование природных ресурсов, так и на включение иноэтнических компонентов, что помогает коренным народам сохранять свою стабильность в условиях культурной диффузии, которую ни в коем случае не следует упрощенно считать лишь процессом усвоения чужих достижений. Дальнейшее устойчивое развитие арктических этносов возможно при условии стабильной эволюции собственных культурных ценностей с учетом инноваций.
Этнографам известно, что в концепциях чиновников любого уровня и любой этнической принадлежности, как правило, нет места для человека и стремления понять проблемы этноса, создать условия для решения этнических, культурных и этнокультурных проблем. Поэтому именно ученые могут осмыслить взаимоотношения народов в Сибири, Арктике, на Севере и Дальнем Востоке, их сложные взаимовлияния в этнокультурной и социально-политической сферах, понять значение взаимных контактов. Критический анализ собранных этнографических материалов, публикаций по теме исследования показывает, что наибольшая трансформация наблюдается в сфере родного языка, целесообразность изучения которого не видит, прежде всего, северная молодежь, активно использующая современные электронные гаджеты, сотовую связь, интернет-сайты, европейские виды транспорта и т. д. Однако можно отметить, что, несмотря на это, у коренных народов Севера в наибольшей степени традиционности сохраняются менталитет, способности ориентироваться в море, тундре и тайге, знания повадок диких и домашних животных, необходимые для привычной системы жизнедеятельности.
Список источников:
Арутюнов В.С. Концепция устойчивого развития и реальные вызовы цивилизации // Вестник РАН. 2021. Т. 91, № 3. С. 205-214. https://doi.org/10.31857/S0869587321030026.
Арутюнов С.А. Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. 386 с.
Березницкий С.В. Об этногенезе тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока // Сибирь: Древние этносы и их культуры : сборник статей / отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб., 1996. С. 146-164.
Березницкий С.В. Трансформирующее воздействие казённой и частной торговли солью на жизнеобеспечивающие технологии коренных народов амуро-сахалинского региона в XIX - начале XX в. // Былые годы. Российский исторический журнал. 2020. № 56 (2). С. 541-548. https://doi.Org/10.13187/bg.2020.2.541.
Березницкий С.В. Этнокультурные отличия использования энергии представителями коренных народов и европейскими переселенцами в северных регионах России в XVIII-XXI вв. // Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических изменений / отв. ред. В.Н. Давыдов. М., 2020. С. 11-48.
Березницкий С.В., Примак П.В. Аборигенная составляющая образа Дальнего Востока // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. Серия 1. Гуманитарные науки. 2008. № 1 (1). С. 39-50.
Богословская Л.С. Киты Чукотки. М., 2003. 323 с.
Головнёв А.В. Арктика: конспект 40-летних исследований // Кунсткамера. 2020. № 3 (9). С. 163-173. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2020-3(9)-163-173.
Головнёв А.В., Киссер Т.С. Проекции этничности коренных малочисленных народов России (по данным веб-опроса) // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 80-89. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2021-2(71)-80-891)-80-89.
Головнёв А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика : атлас кочевых технологий. СПб., 2018. 352 с.
Головнёв А.В., Лёзова С.В., Абрамов И.В., Белоруссова С.Ю., Бабенкова Н.А. Этноэкспертиза на Ямале: ненецкие кочевья и газовые месторождения. Екатеринбург, 2014. 232 с.
Красноярова О.В. Концепция «экзистенциальной коммуникации» и современная ситуация // Обсерватория культуры. 2010. № 3. С. 4-10.
Народы Сибири в составе государства Российского (очерки этнической истории) / отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб., 1999. 359 с.
Неклюдов С.Ю. Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты // Традиционная культура. 2002. № 3 (7). С. 3-7.
Тишков В.А. Откуда и куда пришла российская этнология: персональный взгляд в глобальной перспективе // Вестник РАН. 2021. № 91 (3). С. 215-231. https://doi.org/10.31857/S0869587321030105.
Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн : антология. М., 1993. С. 36-47.
Трубецкой Н.С. Вавилонская башня или смешение языков // Мир России - Евразия : антология / сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М., 1995. С. 73-83.
Яковец Ю.В. Арктическая цивилизация: особенности, исторические корни, перспективы. М., 2011. 72 с.
Ясперс К. Разум и экзистенция / пер. А.К. Судакова. М., 2013. 336 с.
Verdery C. The Dangerous Shoals of Ethnic Groups and Boundaries : A Personal Account // Ethnic Groups and Boundaries Today: A Legacy of Fifty Years / ed. by T. H. Eriksen, M. Jakoubek. L., 2019. Р. 38-46.
References:
Arutyunov, S. А. (2002) Kul'tury, traditsii, ikh razvitie i vzaimodeistvie [Cultures, Traditions, Their Development and Interaction]. Lewiston. 386 p. (In Russian)
Arutyunov, V. S. (2021) Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya i real'nye vyzovy tsivilizatsii [The Concept of Sustainable Development and the Real Challenges of Civilisation]. Herald of the Russian Academy of Sciences. 91(3), 205-214. Available from: doi: 10.31857/S0869587321030026 (In Russian)
Bereznitsky, S. V. (1996) Ob etnogeneze tunguso-man'chzhurov Dalnego Vostoka [On ethnogenesis of Tunguso-Manchuri-ans of the Far East]. In: Pavlinskaya, L. R. (ed.) Sibir': Drevnie etnosy i ikh kul'tury [Siberia: Ancient Ethnic Groups and their Cultures]. Saint Petersburg, pp. 146-164. (In Russian)
Bereznitsky, S. V. (2020) Etnokul'turnye otlichiya ispol'zovaniya energii predstavitelyami korennykh narodov i evropeiskimi pereselentsami v severnykh regionakh Rossii v XVIII-XXI vv. [Ethnocultural Differences in Energy Use by Indigenous Peoples and European Migrants in Russia's Northern Regions in the 18th-20th Centuries]. In: Davydov, V. N. (ed.) Energiya Arktiki i Sibiri: ispol'zovanie resursov v kontekste sotsial'no-ekonomicheskikh izmenenii [Arctic and Siberian Energy: Resource Use in the Context of Socio-Economic Change]. Moscow, pp. 11-48. (In Russian)
Bereznitsky, S. V. (2020) The Transforming Impact of the State and Private Salt Trade on the Life-supporting Technologies of the Indigenous Peoples of the Amur-Sakhalin Region in the 19th - early 20th Centuries. Bylye Gody. Russian Historical Journal. 56 (2), 541-548. Available from: doi:10.13187/bg.2020.2.541 (In Russian)
Bereznitsky, S. V., Primak, P. V. (2008) Native Component of Image of the Far East. Vestnik Dalnevostochnoi gosudarstven-noi sotsial'no-gumanitarnoi akademii. Series 1. Humanities. 1 (1), 39-50. (In Russian)
Bogoslovskaya, L. S. (2003) Kity Chukotki [Whales of Chukotka]. Moscow. 323 p. (In Russian)
Golovnev, A. V. (2020) The Arctic: A Synopsis of 40 Years of Research. Kunstkamera. 3 (9), 163-173. Available from: doi: 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-163-173 (In Russian)
Golovnev, A. V., Kisser, T. S. (2021) Ethnicity Projections of the Indigenous Minorities of Russia (Web Survey Data). Ural Historical Journal. 2 (71), 80-89. Available from: doi:10.30759/1728-9718-2021-2(71)-80-891)-80-89 (In Russian)
Golovnev, A. V., Kukanov, D. A., Perevalova, E. V. (2018) The Arctic: Atlas of Nomadic Technologies. Saint Petersburg. 352 р. (In Russian)
Golovnev, A. V., Lezova, S. V., Abramov, I. V., Belorussova, S. Yu., Babenkova, N. A. (2014) Ethno-expertise on Yamal: Nenets Routs and Gas Fields. Yekaterinburg. 232 p. (In Russian)
Jaspers, K. (2013) Reason and Existence. Translated by А. К. Sudakov (2013). Moscow. 336 p. (In Russian) Krasnoyarova, О. V. (2010) The Concept of "Existential Communication" and the Current Situation. Observatory of Culture. (3), 4-10. (In Russian)
Neklyudov, S. Yu. (2002) Fol'klor: tipologicheskii i kommunikativnyi aspekty [Folklore: typological and communicative aspects]. Traditional Culture. 3 (7), 3-7. (In Russian)
Pavlinskaya, L. R. (ed.) (1999) Narody Sibiri v sostave gosudarstva Rossiiskogo (ocherki etnicheskoi istorii) [Peoples of Siberia in the Structure of the Russian State (Essays on Ethnic History)]. Saint Petersburg. 359 p. (In Russian)
Tishkov, VA (2021) From Where Is Russian Ethnology and Where Is It Going? A Personal View in Global Perspective. Herald of the Russian Academy of Sciences. 91 (3), 215-231. Available from: doi:10.31857/S0869587321030105 (In Russian)
Trubetskoy, N. S. (1993) Ob istinnom i lozhnom natsionalizme [On True and False Nationalism]. Rossiya mezhdu Evropoi i Aziei: Evraziiskii soblazn: antologiya [Russia between Europe and Asia: The Eurasian Temptation: An Anthology]. Moscow, pp. 36-47. (In Russian)
Trubetskoy, N. S. (1995) Vavilonskaya bashnya ili smeshenie yazykov [The Tower of Babylon or Mixture of Languages]. In: Novikova, L. I., Sizemskaya, I. N. (eds) Mir Rossii - Evraziya: antologiya [The World of Russia - Eurasia : An Anthology]. Moscow, pp. 73-83. (In Russian)
Verdery, C. (2019) The Dangerous Shoals of Ethnic Groups and Boundaries: A Personal Account. In: Eriksen, T.H., Jakoubek, M. (eds.) Ethnic Groups and Boundaries Today: A Legacy of Fifty Years. London, Routledge, pp. 38-46.
Yakovets, Yu. V. (2011) Arkticheskaya tsivilizatsiya: osobennosti, istoricheskie korni, perspektivy [Arctic Civilisation: Features, Historical Roots, Prospects]. Moscow. 72 p. (In Russian)
Информация об авторах С.В. Березницкий - доктор исторических наук, профессор, Отдел этнографии Сибири Музея антропологи и этнографии РАН, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=75204.
Ю.Б. Оболенский - кандидат юридических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1033245.
П.В. Примак - кандидат исторических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=493022.
Е.В. Титова - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, архивоведения и правовых учений, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=758856.
Information about the authors S.V. Bereznitsky - D.Phil. in History, Professor, Department of Ethnography of Siberia, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=75204.
Yu.B. Obolensky - PhD in Law, Associate Professor, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1033245.
P.V. Primak - PhD in History, Associate Professor, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=493022.
E.V. Titova - PhD in History, Associate Professor, Department of History, Archival and Legal Studies, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=758856.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 12.04.2022.