Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 30-35. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 30-35.
Научная статья УДК 316.3
https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.3
Факторы этнической идентичности и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в контексте полиэтнической структуры в Якутии
Елена Гавриловна Маклашова
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск, Россия, maklashova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5080-6473
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Якутии через призму изучения этнических маркеров как факторов, обеспечивающих сохранение уникальной группы со специфическим образом жизни. Автором использована социологическая методология исследования. Охарактеризованы особенности этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера посредством сравнительного анализа данных нескольких социологических исследований, непосредственным участником которых являлся автор статьи. Установлено, что восприятие этнической идентичности у народов, проживающих в Якутии, разнится, что обусловлено региональным этносоциальным и историко-культурным контекстом. Выявлены различия в значимости этнических маркеров для разных народов, этой на основе поставлен вопрос о границах стабильности современного регионального этносоциального процесса. Сделан вывод о взаимосвязи уровня этнической идентичности и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера. Выделен комплекс ключевых факторов, поддержка и сохранение которых на личностном, групповом и государственном уровне имеют важное значение.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, русские, якуты, этническая идентичность, этнос, маркеры этничности, устойчивое развитие, полиэтническое сообщество, межнациональные отношения
Для цитирования: Маклашова Е.Г. Факторы этнической идентичности и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в контексте полиэтнической структуры в Якутии // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 30-35. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.3.
Финансирование: работа выполнена по проекту «Ресурсы идентичности, языка и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): современное состояние, локальный и глобальный контекст трансформаций» в рамках Программы научных исследований и прикладных работ, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности.
Original article
Factors of ethnic identity and sustainable development of indigenous peoples of the North in the context of a multi-ethnic structure in Yakutia
Elena G. Maklashova
Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia, maklashova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5080-6473
Abstract. The article deals with the issue of sustainable development of indigenous peoples of the North in Yakutia through the prism of studying ethnic markers as factors that ensure the preservation of a unique group with a specific lifestyle. The author uses the sociological research methodology. The features of the ethnic identity of the indigenous peoples of the North are characterized by conducting a comparative analysis of the data of several sociological studies, in which the author of the article was a direct participant. It is found out that the perception of ethnic identity among the peoples living in Yakutia varies, which is due to the regional ethno-social and historical-cultural context. The differences in the importance of ethnic markers for different peoples are revealed, and the question about limits of stability of the modern regional ethno-social process is raised on this basis. The conclusion is made about the relationship between the level of ethnic identity and sustainable development of indigenous peoples of the North. A set of key factors is identified, the support and preservation of which at the personal, group and state level are important.
Keywords: indigenous peoples of the North, Russians, Yakuts, ethnic identity, ethnos, markers of ethnicity, sustainable development, multi-ethnic community, interethnic relations
For citation: Maklashova E.G. Factors of ethnic identity and sustainable development of indigenous peoples of the North in the context of a multi-ethnic structure in Yakutia // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 30-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.3.
Funding: the reported study was carried out under the project "Resources of identity, language and culture of indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia): the current state, local and global context of transformations" within the framework of the Program of scientific research and applied works related to studies on ethno-cultural diversity of Russian society and aimed at strengthening the all-Russian identity.
Актуальность исследования. Изучение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях трансформации социально-политической системы России является актуальной и весьма дискуссионной научной проблемой. Острота темы связана с особым правовым и социальным статусом коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, признанных Российским государством уникальными этническими сообществами, находящимися на грани исчезновения и требующими особой государственной политики по их устойчивому развитию. Существует большое количество исследований и разработанных обоснованных предложений по преодолению сложного социально-экономического состояния миноритарных народов. Тем не менее вопрос остается отрытым, поскольку, несмотря на принятие на федеральном уровне Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, до сих пор нет признанных индикаторов системы показателей и организации мониторинга демографического и социально-экономического положения миноритарных народов, проживающих в северных регионах России, существенно дифференцированных с социально-экономической точки зрения.
Методология исследования. При изучении этносоциальных процессов мы придерживаемся интегральной концепции в отношении развития этнических групп и в целом феномена эт-ничности, что предполагает сочетание умеренного примордиализма и наличие конструктивизма в процессе развития таких социальных групп, как этнические сообщества. Применение данных подходов в комплексе позволяет нам определить, с одной стороны, уровень сохранения групп как единого сообщества, обладающего некой отличительностью, с другой - факторы, на основе которых человек согласен признавать себя членом этой группы, и их значимость в современных условиях. Также мы исходим из социокультурного подхода, позволяющего учитывать особенности локальных процессов, их влияние и специфичность.
Научная изученность темы и методика исследования. Массив научной литературы, касающейся коренных малочисленных народов Севера (КМНС), вскрывает широкий диапазон проблем, с которыми столкнулись миноритарные народы в условиях рынка и смены политики государства. В контексте нашего исследования внимание отечественных ученых направлено на оценку качества жизни в суровых природно-климатических условиях, демографических процессов, здоровья населения, проживающего в арктической зоне [1], развитие традиционного хозяйства, прежде всего оленеводства, восстановление традиционного уклада жизни и влияние на него промышленного освоения [2], сохранение культуры, фольклора [3], развитие языка и языковой политики [4], вопросы этнической идентичности и в целом адаптации КМНС к рыночным условиям [5]. При этом основной посыл ученых состоит в том, что коренные малочисленные народы - уязвимая социальная группа, требующая проведения специализированной социально-экономической политики, направленной на сохранение, поддержку и развитие этнических сообществ с уникальной культурой.
Коренные малочисленные народы (малочисленные этносы) - уникальный современный феномен, в рамках которого сохраняются элементы традиционализма и архаичности, что дает возможность совершенствования методологии примордиализма и конструктивистских концепций. В этой связи мы предполагаем, что устойчивость миноритарных этнических групп как субъектов историко-эволюционного развития, сохраняющих свою целостность в условиях модернизации, во многом обусловлена личностным пониманием этнообразующих основ как факторов объединения, условий устойчивого развития и целостности группы.
В основе настоящего исследования лежит социологическая методика - опрос. В статье сделан акцент на результатах опроса, проведенного по пилотажному инструментарию исследования в рамках проекта «Ресурсы идентичности, языка и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): современное состояние, локальный и глобальный контекст трансформаций», осуществляемого в 2021 г. Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН).
Границы опроса включали следующие населенные пункты мест компактного проживания КМНС в Якутии: с. Себян-Кюёль (Ламынхинский национальный наслег Кобяйского улуса) и с. Ха-тыстыр (Беллетский эвенкийский национальный наслег Алданского района). Всего опрошено 137 респондентов, от 18 лет и старше, являющихся представителями КМНС в местах их компактного проживания в Якутии. По этническому составу 71,9 % опрошенных - эвенки, 13,3 % - эвены, а 13,3 % респондентов определились как обладающие смешанной национальностью.
Для сравнения приводятся результаты двух других социологических исследований ИГИи-ПМНС СО РАН:
1) «Этносоциальные процессы в Республике Саха (Якутия)» (2013-2014 гг.) с географией исследования: города Нерюнгри (п = 199), Якутск (п = 296), Олекминск (п = 152); районы Аллаи-ховский (п = 107), Анабарский (п = 112), Усть-Янский (п = 102); метод анкетирования, выборка квотная половозрастная (возраст от 18 и старше, по этническому составу: русские - 31,4 %, якуты - 47,4 %, КМНС - 12,5 %, другие - 5,4 %, смешанной национальности - 2,4 %);
2) в рамках гранта президента Российской Федерации МК-3393.2013.6 «Арктика молодая: идентичность, жизненные стратегии молодежи Северной Якутии» по программе социологического исследования «Идентичность, жизненные стратегии молодежи Северной Якутии» (2013-2014 гг.) с географией: районы Аллаиховский (п = 103), Анабарский (п = 102), Булунский (п = 102), Усть-Янский (п = 102), Нижнеколымский (п = 101); метод анкетирования, выборка квотная половозрастная (молодежь от 14 до 30 лет, по этническому составу: русские - 17,1 %, якуты - 35,7 %, КМНС - 33,1 %; другие - 2,8 %, смешанной национальности - 10,7 %).
Результаты исследования. Уровень индивидуальной значимости этнической идентичности оказывается весьма важным при определении и восприятии «своей» группы, факторов единения и границ вторжения в нее. Заметно, что выраженную роль при этом играют этносоциальный и историко-культурный контекст, окружающий человека. Республика Саха (Якутия) как и другие национальные (этнические) субъекты России с трепетом относится к сохранению, языка, культуры народов России и, прежде всего, коренного населения, активно поддерживая дискурс этничности в управлении и региональном сообществе.
Следует обратить внимание на наличие дифференцированных результатов по восприятию этничности, этнической принадлежности представителями разных народов, проживающих в Якутии и оказывающих влияние на региональную управленческую политику и этносоциальные процессы. Респонденты из числа КМНС свою этническую принадлежность ощущают постоянно, для 80,5 % она является очень значимой, но имеются и те, кто редко вспоминает свою этническую идентичность - 19,5 % представителей КМНС. По данным исследования «Этносоциальные процессы в Республике Саха (Якутия)», для большинства опрошенных русских личная этническая идентификация в жизни не важна (55,1 % выбрали ответ «редко вспоминают свою этническую идентичность»); якуты выразили достаточно монолитное мнение, что они никогда не забывают о своей этнической идентичности, так ответили 72,3 % респондентов. В отношении вопроса груп-повости (важности ощущать себя частью своей этнической группы в современном мире) также прослеживается дифференцированное мнение. Большая часть представителей КМНС (76 %) считают, что сегодня необходимо быть частью этноса. При проведении исследования «Этносоциальные процессы в Республике Саха (Якутия)» нами получено следующее распределение: современному человеку необязательно чувствовать себя частью какой-то национальности - так ответили 58,4 % русских и 37,1 % якутов; современному человеку необходимо ощущать себя частью национальной группы - 41,6 % русских и 62,9 % якутов.
Полученное распределение по представленным выше вопросам, по нашему мнению, позволило определить уровень восприятия этнического фактора (прежде всего, в рамках регионального этносоциального процесса) как ценности при дальнейшем выстраивании отношений в социальной среде и готовности индивидов к сплочению в единую этническую структуру. Представители, определившиеся как русские, в меньшей степени склонны к восприятию окружающего мира через призму этничности, глубокого осознания своих кровнородственных связей с людьми своей национальности (этничности) (что, прежде всего, связано с неоднородностью, в том числе этносоциальной, данной группы), тогда как якуты и КМНС в большей степени ощущают свою этническую идентичность, значимость своего народа (этноса, этического сообщества), и этот фактор становится одним из предопределяющих их интересы и действия (например, стратегии адаптации).
Высокая значимость этничности связывается и с уровнем межкультурной коммуникации и интеграции, открытости и толерантности этнической группы. Основываясь на выводах Института социологии РАН о гиперболизированной этничности, можно отметить, что чрезмерный уровень доминирования этнического фактора, сопровождающегося осознанием превосходства своего народа, способен нарушать равновесие толерантной полиэтнической системы. Нашими исследованиями на протяжении десятилетнего мониторинга не фиксировался массовый, высокий уровень этнической идентичности у якутов и КМНС.
Выявлены различия в значимости этнических маркеров для разных народов, проживающих в Якутии, на основе которых обосновывается существование группы «свои» в рамках современного регионального этносоциального процесса. Респондентам были предложены девять основных характеристик, признанных отечественной этносоциологией и положенных в основу определения этноса, объединения людей по этническому признаку: язык, обычаи и обряды, культура,
родная земля и природа, черты характера, верования, историческое прошлое, родственные связи, черты внешнего облика. Преобладающая часть русских респондентов отметила, что для них ключевыми являются язык (72,8 %), культура (44,6 %); в меньшей степени родная земля и природа (38,7 %); слабо значимы родственные связи (24,6 %), обычаи и обряды (24,3 %). Для якутов язык также выступает первостепенным фактором единения (73,0 %), далее идут родная земля и природа (50,7 %), затем культура (44,9 %); в меньшей степени обычаи и обряды (38,4 %); слабым, но все-таки определяющим фактором являются родственные связи (27,7 %). Представители КМНС в своем большинстве подчеркнули первоочередную значимость родной земли и природы (56,8%) как фактора, определяющего их уникальность, затем идут язык (52,5 %), обычаи и обряды (48,3 %). По данным последнего исследования, проведенного в 2021 г., среди КМНС в целом наблюдается сохранение «набора индикаторов», определяющих существование групп миноритарных народов: ключевым остается маркер родной земли и природы (64,2 %), повышается значимость в единении таких маркеров, как культура (68,9 %), обычаи и традиции (64,2 %), в то же время наблюдается спад важности языка (42,4 %).
Итак, нами установлено, что у народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), наблюдается иерархия этномаркеров* (табл. 1).
Таблица 1 - Уровень значимости этномаркеров у народов, проживающих в Якутии
Уровень значимости Этническая группа
Русские Якуты КМНС
Очень значимые Язык Язык, родная земля и природа Культура, родная земля и природа, обычаи и обряды
Значимые Культура Культура Язык
Менее значимые Обычаи и обряды, родная земля и природа, родственные связи Обычаи и обряды, родственные связи Родственные связи
Незначимые Черты характера, верования, историческое прошлое, черты внешнего облика Черты характера, верования, историческое прошлое, черты внешнего облика Черты характера, верования, историческое прошлое, черты внешнего облика
Исходя из полученных результатов, мы можем говорить, что для КМНС и якутов этничность и сама этническая групповость играют более важную роль при осознании себя как личности и части группы по сравнению с русскими. В то же время, анализируя уровень значимости факторов идентификации, заметим, что этнические маркеры, с одной стороны, выступают точками единения, с другой - являются индикаторами стабильности, при нарушении которых возникают риски конфликта. Так, нарушение этномаркера «язык» - владение, использование, развитие русского или якутского языка - повлечет серьезные конфликты со стороны русских или якутов, прежде всего, на межнациональной почве. Собственно, это наблюдалось на практике в Якутске, когда при отсутствии дополнительных классов с обучением на русском языке в ближайших школах нового микрорайона и открытии в этом же микрорайоне новой школы, обладающей так называемым национальным статусом, а значит, этнокультурным компонентом обучения, русскоязычное население (родители будущих первоклассников) выразило обеспокоенность, что послужило основой скандальных заявлений о дискриминации русских детей в Якутии [6].
Обращаясь к данным об уровне значимости этномаркеров, заметим, что у КМНС в позиции «очень значимые» маркеры групповости наблюдается самый широкий набор, что позволяет сделать вывод о зависимости социальной стабильности КМНС (их устойчивого развития) от целого комплекса факторов: культура, родная земля и природа, обычаи и обряды - остов устойчивости народа, требующий постоянной поддержки и стимулирования.
В этой связи интересны данные изучения практической стороны реализации потребностей, связанных с выражением этнической идентичности. Наличие в некоторых упомянутых выше исследованиях идентичных вопросов о практической значимости обычаев и традиций (являющихся, как мы установили, пограничным этномаркером для трех народов) дает основание заключить, что, несмотря на слабую роль этого фактора в процессе этнической групповости, на уровне семьи проводится культивация традиций и обрядов, но в разном объеме, что предположительно связано с «давлением» этносоциального контекста, уровнем групповой сплоченности. Так, на вопрос о соблюдении в семье каких-либо национальных традиций и обрядов по исследованию 2021 г. среди представителей КМНС 49,9 % ответили, что соблюдаются; 31,2 % - скорее да; 13,5 % - скорее нет; 5,4 % - нет. В целом мы можем говорить, что в семьях 81,1 % опрошенных представителей КМНС соблюдаются в той или иной степени традиции и обряды своего народа.
* Учитывались маркеры, набравшие более 15 %.
По данным социологического исследования по гранту Президента РФ прослеживается некая дифференциация: большая часть русской молодежи (56,3 %) отмечает, что в их семьях национальные традиции и обряды не соблюдаются, а по заявлению большей части молодых представителей саха (59,0 %), наоборот, соблюдаются. Перекрестный анализ данных через восприятие групповости по этническому признаку в современном мире и анализ практики передачи традиций и обрядов показал, что люди, признающие значимость этнических сообществ (в значительной степени это характерно для представителей КМНС и якутов, в меньшей - для русских) гораздо чаще соблюдают национальные обычаи и традиции, сохраняя тем самым рамки этноса: его сплоченность, устойчивость, отличность от других групп и даже закрытость.
Столь же дифференцированное отношение наблюдается и при вопросе о значимости передачи традиций и обычаев в современное время. На вопрос о том, нужны ли национальные обряды, традиции в наши дни (социологическое исследование по гранту Президента РФ), только 27,9 % представителей русской молодежи склоняется к мнению, что национальные традиции и обряды необходимо знать и сохранять; среди якутской молодежи (молодежь саха) вариант ответа «да, обряды и традиции нужны, и их необходимо знать и соблюдать» встречается более часто - 45,0 %. В рамках последнего исследования 2021 г. среди КМНС распределение еще более значимое: мнение «да, обряды и традиции нужны, и их необходимо знать и соблюдать» разделяют 78,8 % респондентов.
Интересен полученный в результате социологического исследования 2021 г. вывод о соотношении языка и идентичности у представителей КМНС. Он заключается в том, что язык не всегда может являться скреповым фактором этнического единства и индикатором определения «своих» и «других». 54,4 % респондентов из числа КМНС согласились с мнением, что современный человек может считать себя представителем КМНС, даже если не знает родного языка, однако 25,7 % затруднились ответить. Язык КМНС сегодня становится вторичным фактором их идентичности, и на практике наблюдается сокращение носителей языка народов, относящихся к миноритарным в России [7].
Отношение к фактору «природа и родная земля» проверялось через вопрос о личном желании представителей КмНс вести традиционный образ жизни и виды хозяйственной деятельности как наиболее точно отражающий близость к природе. 54,1% респондентов выбрали из двух взаимоисключающих ответов ответ «я хочу связать свое будущее с образом жизни и видами хозяйственной деятельности своих предков, хочу быть ближе к природе», что, несмотря на низкий уровень занятости КМНС в традиционном хозяйстве [8], свидетельствует о высокой значимости рассматриваемого фактора.
Заключение. Результаты, полученные в ходе сравнительного анализа данных нескольких исследований, позволяют сделать ряд важных выводов.
1. Можно утверждать, что этническая идентичность для КМНС имеет важное социальное и психологическое значение, позволяя говорить, что устойчивое развитие обязательно должно основываться на культурном компоненте, не только в рамках поддержки культуры, но и культивации сакральных образов, чувств, в том числе на основе обычаев, традиций.
2. Этническая групповость у КМНС более выражена, и, несмотря на широкий спектр факторов принятия и обоснования индивидами уникальности своего этнического сообщества, наблюдается отставание в уровне развития некоторых из них на практике (в частности, языка, традиционных видов деятельности) от того, как они воспринимаются в сознании представителей миноритарных этногрупп. Это наблюдаемое противоречие между практикой и индивидуальным восприятием воспроизводства этнического сообщества и этничности требует более детального научного изучения.
3. Полученные результаты в отношении отдельных вопросов этничности у КМНС указывают на значимость политики по устойчивому развитию, осуществляемой не просто в рамках «сезонных», «ярмарочных», экономических мероприятий, а посредством создания системы этнокультурного развития национальных районов (наслегов) с формированием на основе интеграции модернизации, традиционных знаний и воспитания самодостаточных поселений, обладающих правами на землю и территорию проживания, с возможностью налоговых льгот и других преференций, связанных с пользованием природных ресурсов и их возобновлением, возрождением традиционного образа жизни, развитием этнотуризма.
4. Фиксируется разный уровень значимости этномаркеров, влияющих на социальную адаптацию народов в условиях полиэтнического общества в Якутии, указывающих на границы устойчивости групп, нарушение стабильного функционирования которых увеличивает риск конфликта, прежде всего, межнационального. Так, у русского населения в Якутии главным компонентом социальной устойчивости является язык; у якутов - язык, родная земля и природа, а у представителей КМНС - комплекс факторов устойчивого развития: культура, обычаи и традиции, родная земля и природа.
5. Антропологические и психологические характеристики всех трех исследуемых групп в Якутии не воспринимаются как значимые при определении членов «своей» группы, что свидетельствует о формировании интеграционного потенциала полиэтнического сообщества, требующего поддержания его устойчивости и развития.
Список источников:
1. Бурцева Т.Е., Уварова Т.Е., Часнык В.Г., Шадрин В.П. Медико-социальные аспекты жизни коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) // Академический журнал Западной Сибири. 2011. № 2. С. 13; Захарова Т.Г., Петрова М.М., Кашина М.А. Репродуктивное здоровье женщин малочисленных коренных народов Крайнего Севера // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 3. С. 30-34; Ревич Б.А. Риски здоровья населения при изменении климата Арктического макрорегиона // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2020. № 18. С. 395-408. https://doi.org/10.47711/2076-318-2020-395-408; Томаска А.Г. Особенности территориальной мобильности мужского населения коренных малочисленных народов Севера Якутии // Теория и практика общественного развития. 2018. № 7 (125). С. 50-54. https://doi.Org/10.24158/tipor.2018.7.7; Axelsson P., Skold P. Indigenous Populations and Vulnerability. Characterizing Vulnerability in a Sami Context // Annales de démographie historique. 2006. Vol. 111, iss 1. P. 115-132. https://doi.org/10.3917/adh.111.0115; Indigenous perspectives of risk. Learning and sharing knowledge for climate change: Workshop report 8-12 March 2021. Denham, Western Australia. Earth Systems and Climate Change Hub Report No. 30 [Электронный ресурс]. URL: https://nespclimate.com.au/wp-content/uploads/2021/06/ESCC_-Indigenous-perspectives-of-risk_Report-30.pdf (дата обращения: 21.08.2021).
2. Астахова И.С. Власть и коренные малочисленные народы Севера: опыт взаимодействия на примере Республики Саха (Якутия) // Арктика и Север. 2011. № 3. С. 88-95; Пахомов А.А., Мостахова Т.С. Взаимодействие коренных малочисленных народов севера и компаний-недропользователей: проблемы этнологической экспертизы в Республике Саха (Якутия) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2017. № 4. С. 6-14; Холодилова К.А. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера западной Сибири как основа сохранения этноса // Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. 2009. № 3. С. 91-98; Хридина Н.А. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов в социологическом измерении // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 170-176. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-94-1-170-176.
3. Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования: материалы научно-творческой конференции с международным участием. Якутск, 2014. 360 с.
4. Доржеева В.В., Слепцова О.Ю. Проблемы сохранения родных языков коренных малочисленных народов севера (на материалах Магаданской области) // Общество: философия, история, культура. 2018. № 9 (53). С. 74-79. https://doi.org/10.24158/flk.2018.9.13; Местникова А.Е. Языки коренных малочисленных народов Севера в зеркале переписей населения // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 84, № 5. С. 226-230.
5. Окорокова М.П., Софронов П.А. Роль этнических стереотипов в политической социализации молодежи коренных малочисленных народов Севера // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 23, № 11. С. 62-69; Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Роль общин коренных малочисленных народов Севера как юридического лица в сохранении традиционного природопользования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2009. № 1. С. 3538; Этносоциальная адаптация коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия) / С.М. Баишева [и др.]. Новосибирск, 2012. 363 с.
6. Острый угол: Страсти вокруг «Айыы Кы1пата» [Электронный ресурс] // Yakutia24. URL: http://yakutia24.ru/news/educa-tion/50482-ostryj-ugol-strasti-vokrug-ajyy-kyhata (дата обращения: 21.08.2021).
7. Шадрин В.И. Трансформация этнической идентичности юкагиров в современных условиях // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 9-18.
8. Там же.
Информация об авторе Е.Г. Маклашова - доктор социологических наук, заместитель директора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=374653.
Information about the author E.G. Maklashova - D.Phil. in Social Science, Deputy Director, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=374653.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.08.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.