ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК: 39/394.91/394.942/398 И. И. Галечко
КУЛЬТ БЛИЗНЕЦОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АМУРСКОГО РЕГИОНА
Несмотря на глобализацию, кардинальные трансформации традиционной культуры, коренные народы амурского региона (нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, уйльта, эвенки) сумели сохранить древние архетипы, элементы мифологии, культовой практики. В частности, большой исследовательский интерес представляет такой пласт их культуры, как культ близнецов. Изучение сущности, структуры этого древнейшего пласта культуры позволяет не только выявить особенности амурского социума, но и показать его этнокультурные контакты с народами Восточной Азии.
Ключевые слова: Дальний Восток, Хабаровский край, коренные народы, тунгусо-маньчжуры и нивхи, культ близнецов, этнокультурные контакты.
Культ близнецов известен в мифологической культуре всех народов мира. Близнецы выступают в качестве культурных героев, мифических первопредков, основателей, родоначальников социальных общностей разного уровня [15; 31; 16; 1].
Дальневосточный фольклорный материал, связанный с культом близнецов, является самым неполным, что связано, прежде всего, с его древностью [19; 25; 26; 29; 3; 4; 5; 8; 2; 9; 10; 7].
В качестве общих методологических принципов исследования культа близнецов можно выделить несколько компонентов. Рождение близнецов в традиционной культуре считалось сверхъестественным явлением в жизни всего социума, так как обосновывалось связью женщины со сверхъестественными существами, духами священных животных-предков. Духи могли относиться к категории добрых или вредоносных, чем впоследствии определяется статус близнецов, степень их влияния на жизнь сородичей. Поклонение близнецам, как правило, распространялось не только на них самих, но и на их мать. В традиционной культуре амурских народов близнецов почитали при жизни и после смерти, когда их души отправля-
Галечко Игорь Иванович — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, архивоведения и правовых учений (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: halechko@yandex.ru.
© Галечко И. И., 2019
69
лись в загробные миры их сверхъестественных отцов. После смерти близнецов культ распространялся на их ритуальные изображения (чаще всего из дерева), которых угощали из особой посуды. Например, в Сахалинском областном краеведческом музее хранятся отдельные образцы культовой скульптуры близнецов уйльта: антропоморфный амулет для благополучия близнецов адау. Инв. № 2337-19. Амулет представляет собой две деревянные фигурки длиной восемь сантиметров в картонной коробочке с древесными стружками. Левая фигурка обёрнута в синюю материю с цветами, правая — в чёрный вельвет. Возле ртов имеются остатки ритуальной пищи от обряда кормления. Другой амулет представляет собой мать двойняшек адо энини. Инв. № 3044-1. Он состоит из трёх деревянных фигурок, обмотанных стружками. Некоторые амурские народы изготавливали после рождения близнецов их деревянные фигурки, которых угощали во время медвежьего праздника, в чём проявляется связь с их сверхъестественным отцом-медведем. В некоторых семьях такую скульптуру хранили в тайге, подальше от посторонних глаз.
Шаманы не принимали участия в ритуалах близнечного культа, что ещё раз подчёркивает его архаичность.
Большинство амурских этносов считало рождение близнецов в традиционной культуре хорошим событием для всего коллектива, ибо оно расценивалось как соединение с женщиной рода добрых духов в образе медведя или тигра. При этом женщина впадала в особое состояние, напоминающее сон. Родившиеся близнецы помогали сородичам во всех хороших делах и, прежде всего, (в соответствии с первым хозяйственно-культурным типом), в охотничьих и рыболовных промыслах. Эти промыслы были основой традиционной системы жизнедеятельности коренных народов региона.
Некоторые территориальные группы амурских нанайцев и сахалинских нивхов считали рождение близнецов плохим событием. Близнецы считались чёртовыми детьми. Это не обыкновенные, а вредные дети. Они плохо влияли на людей. Им старались не грубить, если обидишь близнеца, то у тебя сломается палец [11]. По мнению ульчей, близнецов всегда ждала несчастливая жизнь, потому что они были на виду у сородичей, были не как все, им нельзя было нарушать обычаи и нужно было вести праведную жизнь.
Похороны близнецов отличались от способов погребения обычных людей именно по причине их сверхъестественного статуса в обществе: в традиционной культуре их погребали в сидячем положении, полностью закутав древесными стружками. На могиле сооружали музыкальное бревно и играли на нём во время погребения и на поминках. После отправки душ близнецов в загробный мир траур по ним соблюдали в течение трёх лет.
Интересную гипотезу о сходстве культурных компонентов высказал С. В. Березницкий на основе анализа соотношения таких институ-
70
тов культуры амурских этносов, как культ близнецов и культ предков [6]. Но сначала необходимо, хотя бы кратко, осветить творчество известного дальневосточного учёного Э. В. Шавкунова, который в результате многолетних археологических раскопок, анализа артефактов, лингвистических реконструкций и широких этнокультурных параллелей разработал десятки концепций этнической истории народов Дальнего Востока. В частности, найденные на Шайгинском городище и в других памятниках металлические антропоморфные фигурки Э. В. Шавкунов идентифицировал как ритуальную скульптуру чжур-чжэньского культа предков и выявил сходные образы у тунгусо -маньчжуров [30]. На этих и других материалах культа предков и огня, солярного культа, культа змея-дракона, связанного с громом и молнией, шаманства Э. В. Шавкунов выстроил концепцию средневековых чжурчжэней XII —XIII вв. как предков тунгусо-маньчжуров. Концепцию поддержали Т. Ю. Сем [24; 20; 22; 23; 21], П. Я. Гонтмахер [13], Л. Н. Гусева [14]. Т. Ю. Сем выявляла сходство на основе анализа семантики образов первоисточника жизни — богини-прародительницы в обществах амурских народов средних веков и наше время. П. Я. Гонтмахер отметил, что исследование культа священных животных амурских этносов показывает протяжённость их этнической истории в нескольких тысяч лет. Л. Н. Гусева на основе результатов анализа фигурок чжур-чжэньских духов-предков с Шайгинского городища также пришла к выводу о том, что элементы одежды на фигурках общетунгусские и сходны с чжурчжэньскими и тунгусо-маньчжурскими. В целом культ предков становится в этой концепции Э. В. Шавкунова одной из возможных связующих этнокультурных ниточек средневековья и этнографического времени.
Известно, что культ предков характерен для многих народов мира независимо от хозяйственно-культурного типа и вероисповедания. Практически у всех архаических этносов имелись верования в мифических предков, чаще всего предков-животных, возможно, тотемического происхождения [27]. К. Леви-Стросс соотнёс отдельных тотемических животных с культом предков, которые обладали полузвериной-получеловеческой природой, могли наносить вред, вмешиваться в человеческие дела, но и сохранять социальный порядок тотемической группы [18]. Зооморфность образа предков определялась приоритетным обитанием того или иного вида животного в данной местности и его ролью в пищевой цепочке. У тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов Амура такими сверхъестественными предками были тигр, медведь и морское китообразное — косатка.
Таким образом, традиционный комплекс верований тунгусо-маньчжуров и нивхов амурского региона наполнен древними мифологическими, мировоззренческими воззрениями и культами. Нет только явных остатков культа предков.
71
Известно, что отечественные этнографы собрали богатейший материал по различным культам народов Севера, однако не зафиксировали именно культа предков [28]. В современной духовной культуре амурских этносов сохранились архаические пласты мифологии и верований о великанах и карликах, о всемирном потопе, об образовании Вселенной и человека. Присутствия культа предков нет в родовых названиях, относящихся к видовым терминам таёжных животных или морских млекопитающих. Культ предков связывается только с чжурчжэньскими фигурками духов-предков, согласно концепции Э. В. Шавкунова.
К этой загадке можно добавить, на мой взгляд, ещё одну. Почему коренные народы амурского региона не заимствовали культ предков или хотя бы его компоненты у соседних этносов Восточной Азии: китайцев, маньчжуров, корейцев? В Китае строили грандиозные храмы в честь предков, в которых хранились деревянные таблички предков с их именами; души умерших [12].
Корейцы хранили подобную табличку четыре поколения и затем зарывали в могилу [17]. Некоторое сходство всё же выявляется. Например, ритуалы и атрибутика погребального ритуала нанайцев и ульчей (надгробие как вместилище души умершего, которое играет большую роль в почитании предков), сходны с погребальными обрядами и связанной с ними атрибутикой народов Восточной Азии. Ульчи хоронили близнецов на медвежьем кладбище, считали их принадлежащими к медвежьему роду, что явилось остатком существовавшей прежде дуальной организации [15], классифицирующей общество ульчей как «водных» людей и «таёжных». До середины XX века в с. Кольчем существовало захоронение ульчских близнецов в дупле дерева. Ещё одно отличие погребального ритуала близнецов — установка музыкального бревна возле могил их и матери. Орочи, ульчи и нивхи после смерти близнеца изготавливали его антропоморфную фигурку. Про отдельных, наиболее выдающихся близнецов сородичи помнили столетиями.
В сфере ритуалов жизненного цикла следует отметить полное забвение ритуальной близнечной практики и лишь остатки верований. Элементы культа предков распылены в духовной культуре современных тунгусо-маньчжуров и нивхов, но сложить их в единый комплекс пока не удаётся.
Список литературы
1. Абрамян Л. А. Об идее двойничества по некоторым этнографическим и фольклорным данным / / Историко-филологический журнал. 1977. № 2. С. 177—190.
2. Березницкий С. В. Влияние мировых религий на мировоззрение аборигенов Дальнего Востока / / Россия и АТР. 1996. № 4. С. 53 — 61.
3. Березницкий С. В. Духовная и материальная культура иманских и бикинских удэгейцев. Этнографическая наука в Китае. Этнографические исследования
72
1999 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 434. 116 л.
4. Березницкий С. В. Жертвенное животное орочей — собака / / Культура Дальнего Востока Х1Х—ХХ вв.: сборник научных трудов / отв. ред. Л. Е. Фетисова. Владивосток: Дальнаука, 1992. С. 122 — 128.
5. Березницкий С. В. Классификация культовой атрибутики коренных народов Дальнего Востока России / / Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России (материалы к историко-этнографическому атласу). Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 190 — 220.
6. Березницкий С. В. Культ предков у чжурчжэней и культ близнецов тунгусо-маньчжуров / / Тунгусо-маньчжурская проблема сегодня (Первые Шавку-новские чтения): сборник научных статей / отв. ред. О. В. Дьякова. Владивосток: Дальнаука, 2008. С. 227 — 237.
7. Березницкий С. В. Материалы по культуре бикинских и хорских удэгейцев. Этнографические исследования 2002 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 522. 401 л.
8. Березницкий С. В. Семейная обрядность коренных народов Нижнего Амура и Сахалина // Россия и АТР. 2000. № 4. С. 23 — 32.
9. Березницкий С. В. Социально-экономическое и культурное развитие народов Нижнего Амура (нанайцев, негидальцев, ульчей, орочей). Этнографические исследования 1990, 1991 гг. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., ар-хеол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 364. 443 л.
10. Березницкий С. В. Этнокультурные контакты, этническая история и духовная культура коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Этнографические исследования 1997 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 415. 182 л.
11. Березницкий С. В. Этнокультурные контакты, этническая история и духовная культура коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Этнографические исследования 1998 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН (Архив Ин-та ист., археол. и этногр. народов Дальнего Востока ДВО РАН). Ф. 1. Оп. 2. Д. 416. 711 л.
12. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.
13. Гонтмахер П. Я. Нанайцы: этюды о духовной культуре. Этнография, культура, искусство. Хабаровск, 1996. 280 с.
14. Гусева Л. Н. К характеристике одежды чжурчжэней на основе анализа фигурок духов-предков / / Материалы по археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1981. С. 122 — 127.
15. Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. 328 с.
16. Иванов В. В. Близнечные мифы / / Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 1. М., 1980. С. 174—176.
17. Ионова Ю. В. Погребальные обряды корейцев / / Культура народов зарубежной Азии: сборник МАЭ. Л.: АН СССР, 1973. Т. 29. С. 80—94.
18. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. М.: Республика, 1994. 384 с.
19. Пилсудский Б. О. Роды, беременность, выкидыши, близнецы, уроды, бесплодие и плодовитость у туземцев о. Сахалина / / Живая старина. СПб., 1910. Вып. 1—2. С. 22—48.
73
20. Сем Т. Ю. Амурский космогонический миф: модель и варианты / / Системные исследования взаимосвязей древних культур Сибири и Северной Америки. СПб.: МАЭ РАН, 1996. Вып. 3. С. 111—142.
21. Сем Т. Ю. Мифологические архетипы в модели мира тунгусов / / Сибирская ментальность и проблема социо-культурного региона. СПб.: Астерион, 2007. С. 110 — 123.
22. Сем Т. Ю. Образ лягушки-прародительницы в мифологии народов Амура / / Животные и растения в мифо-ритуальных системах: материалы научной конференции, октябрь 1996. СПб.: ГМИР, 1996. С. 96 — 98.
23. Сем Т. Ю. Семантика образов богини-прародительницы у тунгусо-маньчжурских народов / / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 16 (40). С. 244 —247.
24. Сем Т. Ю. Семантика образов первоисточника жизни у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока к. XIX — начала XX в. и их средневековые параллели / / Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб., 1991. С. 179—192.
25. Смоляк А. В. О культе близнецов у нанайцев Нижнего Амура / / Новое в этнографических и антропологических исследованиях (Итоги полевых работ Института этнографии в 1972 г.). Ч. 2. М.: ИЭ АН СССР, 1974. С. 41 —49.
26. Смоляк А. В. Элементы верований и культов нивхов и орочей, связанные с погребением утонувших и близнецов / / Расы и народы / отв. ред. З. П. Соколова, Д. А. Функ; ИЭА РАН. Вып. 28. М.: Наука, 2002. С. 214 — 226.
27. Токарев С. А. Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи // Охотники, собиратели, рыболовы. Л.: Наука, 1972. С. 236 — 279.
28. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1964. 559 с.
29. Фетисова Л. Е. Разновидности близнечного мифа у народов Дальнего Востока России / / Историко-культурные связи между коренным населением Тихоокеанского побережья Северо-западной Америки и Северо-восточной Азии. К 100-летию Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции: материалы Международной научной конф. Владивосток, 1— 5 апреля 1998 г. / под ред. А. Р. Артемьева. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 1998. С. 278 — 284.
30. Шавкунов Э. В. Культура чжурчжэней-удигэ XII — XIII вв. и проблемы происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1990. 282 с.
31. Штернберг Л. Я. Античный культ близнецов при свете этнографии / / Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 73 —109.
* * *
Galechko Igor I.
THE CULT OF THE TWINS INDIGENOUS PEOPLES OF THE AMUR REGION
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
Despite globalization, a fundamental transformation of the traditional culture of the indigenous peoples of the Amur region (Nanais, Negidals, Nivkhis, Orochis, Udeges, Uiltas, Evenkis) have managed to preserve the ancient archetypes, the elements, mythology, cult practice. In particular, such a layer of their culture as the cult of twins is of great research interest. The study of the essence, structure of this ancient layer of culture allows not only to reveal the features of the Amur society, but also to show its ethno-cultural contacts with the peoples of East Asia.
Keywords: Far East, Khabarovsk territory, indigenous peoples, Tungus-Manchus and Nivkhis, the cult of twins, ethno-cultural contacts.
74
References
1. Abramyan L. A. On the idea of duality according to some ethnographic and folklore data [Ob idee dvojnichestva po nekotorym vetnograficheskim i fol'klornym dannym], Istoriko-filologicheskij zhurnal, 1977, no. 2, pp. 177—190.
2. Bereznitsky S. V. The influence of world religions on the worldview of the aborigines of the Far East [Vliyanie mirovyh religij na mirovozzrenie aborigenov Dal'nego Vostoka], Rossiya i ATR, 1996, no. 4, pp. 53—62.
3. Bereznitsky S. V. Spiritual and material culture of Iman and Bikin Udege. Ethnographic science in China. Ethnographic research 1999 [Dukhovnaya i materialjnaya kuljtura imanskikh i bikinskikh udehgeyjcev. Ehtnograficheskaya nauka v Kitae. Ehtnograficheskie issledovaniya 1999 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 434. 116 l.
4. Bereznitsky S. V. Sacrificial animal of Orochi-dog [Zhertvennoe zhivotnoe orocheyj — sobaka], Kuljtura Daljnego Vostoka XIX — XX vv. (Culture of the Far East of the XIX — XX centuries), collection of scientific articles, Vladivostok, DVO RAN Publ., 1992, pp. 122—128.
5. Bereznitsky S. V. Classification of cult attributes of indigenous peoples of the Far East of Russia [Klassifikaciya kuljtovoyj atributiki korennihkh narodov Daljnego Vostoka Rossii], Tipologiya kuljturih korennihkh narodov Daljnego Vostoka Rossii: materialy k istoriko-ehtnograficheskomu atlasu (Typology of the culture of the indigenous peoples of the Far East of Russia: materials for the historical and ethnographic atlas), Vladivostok, Daljnauka Publ., 2003, pp. 190 — 220.
6. Bereznitsky S. V. The cult of the ancestors of the Jurchens and the cult of the twins Tungus-Manchus [Kul't predkov u chzhurchzhvenej i kul't bliznecov tunguso-man'chzhurov], Tunguso-man'chzhurskaya problema segodnya. Pervye Shavkunovskie chteniya (Tungus-Manchurian problem today. First Shavkun readings), collection of scientific articles, Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2008, pp. 227 — 237.
7. Bereznitsky S. V. Materials on the culture of the Bikin Udege and Horsky. Ethnographic studies 2002 [Materialih po kuljture bikinskikh i khorskikh udehgeyjcev. Ehtnograficheskie issledovaniya 2002 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 522. 401 L.
8. Bereznitsky S. V. Family ritual of the indigenous peoples of the Lower Amur and Sakhalin [Semeyjnaya obryadnostj korennihkh narodov Nizhnego Amura i Sakhalina], Rossiya i ATR, 2000, no. 4, pp. 23—32.
9. Bereznitsky S. V. Socio-economic and cultural development of the peoples of The lower Amur (Nanais, Negidals, Ulchis, Orochis). Ethnographic studies 1990, 1991 [Socialjno-ehkonomicheskoe i kuljturnoe razvitie narodov Nizhnego Amura (nanayjcev, negidaljcev, uljcheyj, orocheyj). Ehtnograficheskie issledovaniya 1990, 1991 gg.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 364. 443 l.
10. Bereznitsky S. V. Ethnic and Cultural contacts, ethnic history and spiritual culture of the indigenous peoples of The lower Amur and Sakhalin. Ethnographic studies
75
1997 [Ehtnokuljturnihe kontaktih, ehtnicheskaya istoriya i dukhovnaya kuljtura korennihkh narodov Nizhnego Amura i Sakhalina. Ehtnograficheskie issledovaniya 1997 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 415. 182 l.
11. Bereznitsky S. V. Ethnic and Cultural contacts, ethnic history and spiritual culture of the indigenous peoples of The lower Amur and Sakhalin. Ethnographic studies
1998 [Etnokul'turnye kontakty, etnicheskaya istoriya i duhovnaya kul'tura korennyh narodov Nizhnego Amura i Sahalina. Etnograficheskie issledovaniya 1998 g.], Arkhiv Instituta istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka Dalnevostochnogo otdeleniia RAN (Archives of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences). F. 1. Op. 2. D. 416. 711 l.
12. Vasil'ev L. S. Kul'ty, religii, tradicii v Kitae (Cults, religions, traditions in China), Moscow, Nauka Publ., 1970. 484 p.
13. Gontmaher P. Ya. Nanajcy: "etyudy o duhovnoj kul'ture. "Etnografiya, kul'tura, iskusstvo (Nanais: sketches of spiritual culture. Ethnography, culture, art), Khabarovsk, 1996. 280 p.
14. Guseva L. N. To the characteristic clothing of the Jurchen on the basis of the analysis of the figures of the spirits of the ancestors [K harakteristike odezhdy chzhurchzhvenej na osnove analiza figurok duhov-predkov], Materialy po arheologii Dal'nego Vostoka SSSR (Materials on Archeology of the Far East of the USSR), Vladivostok, 1981, pp. 122-127.
15. Zolotarev A. M. Rodovoj stroj i pervobytnaya mifologiya (Tribal system and primitive mythology), Moscow, Nauka Publ., 1964. 328 p.
16. Ivanov V. V. Twin myths [Bliznechnye mify], Mify narodov mira: encyclopedia, vol. 1, Moscow, 1980, pp. 174-176.
17. Ionova Yu. V. Korean funeral rites [Pogrebal'nye obryady korejcev], Kul'tura narodov zarubezhnoj Azii (Culture of the peoples of foreign Asia), collection of the Museum of Anthropology and Ethnography, vol. 29, Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1973, pp. 80-94.
18. Levi-Stross K. Pervobytnoe myshlenie (Primitive thinking), Moscow, Respublika Publ.. 1994. 384 p.
19. Pilsudskij B. O. Childbirth, pregnancy, miscarriages, twins, freaks, infertility and fertility in the natives of Sakhalin island [Rody, beremennost', vykidyshi, bliznecy, urody, besplodie i plodovitost' u tuzemcev o. Sahalina], Zhivaya starina, 1910, vol. 1-2, pp. 22-48.
20. Sem T. Yu. Amur Cosmogonic Myth: Model and Variants [Amurskij kosmogonicheskij mif: model' i variant], Sistemnye issledovaniya vzaimosvyazej drevnih kul'tur Sibiri i Severnoj Ameriki (System Studies of Interrelations of Ancient Cultures of Siberia and North America). St. Petersburg, 1996, vol. 3, pp. 111—142.
21. Sem T. Yu. Mythological archetypes in the model of the Tungus world [Mifologicheskie arhetipy v modeli mira tungusov], Sibirskaya mental'nost' i problema socio-kul'turnogo regiona (Siberian mentality and the problem of the socio-cultural region), St. Petersburg, Asterion Publ., 2007, pp. 110 — 123.
22. Sem T. Yu. The image of the frog of the progenitor in the mythology of the peoples of the Amur river [Obraz lyagushki-praroditel'nicy v mifologii narodov Amura],
76
Zhivotnye i rasteniya v mifo-ritual'nyh sistemah. Materialy nauchnoj konferencii, oktyabr' 1996 (Animals and plants in the myth-ritual systems: materials of the scientific conference, October 1996), St. Petersburg, GMIR Publ., 1996, pp. 96 — 98.
23. Sem T. Yu. Semantics of images of the goddess-ancestor of the Tungus-Manchu peoples [Semantika obrazov bogini-praroditel'nicy u tunguso-man'chzhurskih narodov], Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, 2007, no. 16 (40), pp. 244 — 247.
24. Sem T. Yu. The semantics of the images of the source of life in tungusian peoples of the southern Far East end of the XIX — the beginning of XX century and their medieval Parallels [Semantika obrazov pervoistochnika zhizni u tungusoyazychnyh narodov yuga Dal'nego Vostoka k. XIX — nachale XX v. i ih srednevekovye paralleli], Rekonstrukciya drevnih verovanij: istochniki, metod, cel (Reconstruction of ancient beliefs: sources, method, purpose), St. Petersburg, 1991, pp. 179 — 192.
25. Smolyak A. V. About the cult of twins in the Nanais of The lower Amur [O kul'te bliznecov u nanajcev Nizhnego Amura], Novoe v "etnograficheskih i antropologicheskih issledovaniyah, Itogi polevyh rabot Instituta "etnografii v 1972 g. (New in ethnographic and anthropological studies, Results of the field work of the Institute of Ethnography in 1972). Part 2. Moscow, 1974, pp. 41 —49.
26. Smolyak A. V. Elements of the beliefs and cults of the Nivkhis and the Orochis associated with the burial of the drowned and the twins [Elementy verovanii i kul'tov nivkhov i orochei, svyazannye s pogrebeniem utonuvshikh i bliznetsov], Rasy i narody (Races and Nations), Issue 28, Moscow, Nauka Publ., 2002, pp. 214 — 226.
27. Tokarev S. A. Problems of public consciousness of the pre-class era [Problemy obschestvennogo soznaniya doklassovoj vepohi], Ohotniki, sobirateli, rybolovy (Hunters, gatherers, fishermen), Leningrad, Nauka Publ., 1972, pp. 236 — 279.
28. Tokarev S. A. Religiya v istorii narodov mira (Religion in the history of the peoples of the world), Moscow, 1964. 559 p.
29. Fetisova L. E. Varieties of the Twin Myth among the Peoples of the Far East of Russia [Raznovidnosti bliznechnogo mifa u narodov Dal'nego Vostoka Rossii], Istoriko-kul'turnye svyazi mezhdu korennym naseleniem Tihookeanskogo poberezh'ya Severo-zapadnoj Ameriki i Severo-vostochnoj Azii. K 100-letiyu Dzhezupovskoj Severo-Tihookeanskoj "ekspedicii: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konf. Vladivostok, 1—5 aprelya 1998 g. (Historical and Cultural Relations Between the Indigenous People on the Pacific Coast of Northwest America and Northeast Asia. To the 100th anniversary of the Jesup North-Pacific Expedition: materials of the International Scientific Conference. Vladivostok, April 1— 5, 1998), Vladivostok, 1998, pp. 278 —284.
30. Shavkunov VE. V. Kul'tura chzhurchzh^enej-udig^e XII—XIII vv. i problemy proishozhdeniya tungusskih narodov Dal'nego Vostoka (Culture of Jurchen-udige XII—XIII centuries and problems of origin of the Tungus peoples of the Far East). Moscow, 1990. 282 s.
31. Shternberg L. Ya. Ancient cult of twins in the light of Ethnography [Antichnyj kul't bliznecov pri svete "etnografii], Pervobytnaya religiya v svete "etnografii, (Primitive religion in the light of ethnography), Leningrad, 1936, pp. 73 — 109.
■k -k -k
77