трансформация концепта народовластия в государственно-правовых учениях анархизма западной европы, россии и украины
TRANSFORMATION OF SOvEREIGNTY OF THE PEOPLE CONCEPT IN THE STATE AND legal STUDIES OF ANARCHISM IN WESTERN EUROPE, RUSSIA AND UKRAINE
УДК 342.571
С.Д. СВОРАК,
доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор начальник факультета по подготовке специалистов милиции общественной безопасности (Харьковский национальный университет внутренних дел, Украина)
S.D. SVORAK,
head of the faculty for training specialists of public order of Kharkiv National University of Internal Affairs, Doctor of History, candidate of law, professor
Аннотация: в статье исследованы и проанализированы вопросы демократии и народовластия в государственно-правовых учениях анархизма Западной Европы, России и Украины. В частности, определено место представителей идеологии анархизма указанных регионов, его идейные течения, проанализировано их содержание сквозь призму демократии и народовластия.
Ключевые слова: анархизм, демократия, парламентаризм, прямая и представительская демократия.
Abstract: Some issues of democracy and sovereignty of the people in state and legal doctrine of anarchism in Western Europe, Russia and Ukraine are researched and analyzed in the article. Particularly, representatives of anarchism ideology in stated regions, its ideological trends are determined; their content through the prism of democracy and sovereignty of the people is analyzed.
Keywords: anarchism, democracy, parliamentarianism, direct and representative democracy.
Развитие человечества на современном этапе способствует возникновению в обществе ряда проблем, связанных с несовершенством политико-правовой сферы. Парадигма либерализма в современных условиях кризиса власти распространяет негативное отношение к государству. В связи с этим возникает вопрос сущности государства, его ценности, перспективных способов формирования и организации власти, особенностей его взаимодействия с обществом. В этих условиях особенно популярной становится концепция анархизма,
которая зиждется на идее аннулирования всякого государственного вмешательства институтов власти в жизнь общества и человека, пропагандируя ликвидацию самого государства и функционирование безгосу-дарственных форм народовластия.
Анархизм (от - греч. Anarchia - безвластие)
- это идейно-политическое течение, которое провозглашает своей целью уничтожение государства и замену всех форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан, осуществляющей безгосударственное народовластие.
Тематике анархизма посвящено достаточно много работ исследователей. В зачаточной форме идеи анархизма содержались еще в трудах некоторых античных и средневековых мыслителей. Первой попыткой теоретически обосновать анархистские идеи стала работа англичанина В. Годвина «Исследование о политической справедливости» (1793 г.) [1, с.19], но как политическое течение анархизм сложился в 40-70-х годах XIX в. в Западной Европе. Одним из первых произведений анархизма стала опубликованная в 1844 г. книга «Единственный и его собственность» [2], написанная М. Штирне-ром. Следующим известным представителем анархо-индивидуализма был французский публицист, социолог П. Прудон, который в 1846 г. опубликовал книгу «Система экономических противоречий или философия нищеты» [3, с.118].
Основоположниками русского анархизма были М. Бакунин и П. Кропоткин. Представитель анархо-коллективистской теории М. Бакунин основные положения своего учения изложил в произведениях «Революционный катехизис» и «Государственность и анархия» [5]. П. Кропоткин же доктрину анархоком-мунизма впервые обнародовал в сборнике своих произведений «Этика» [6].
Параллельно анархистское движение развивалось и на территории Украины, а в Харькове, в частности, образовался целый политический центр анархизма. Видными представителями украинского анархизма конца ХІХ начала ХХ веков были М. Драгоманов и Н. Махно. Детальная характеристика украинского анархизма дается в работах «Невідома революція» В. Волина и в публицистическом произведении П. Аршинова «Історія махновського руху» [7].
С распадом Советского Союза последователям доступны стали воспоминания, мемуары, исторические документы, публикации в иностранных журналах, которые раскрывали тему анархизма.
Цель статьи состоит в попытке исследовать концепт народовластия в государственно-правовых учениях анархизма Западной Европы, России и Украины. Важные задачи статьи: определить представителей анархизма Западной Европы, России и Украины; классифицировать основные направления анархизма; исследовать и провести сравнительный анализ учения представителей анархизма Западной Европы, России и Украины, определив в них место демократии и народовластия.
Начиная с античности, в поисках оптимального государственного устройства государственно-правовая мысль рассматривала анархию отрицательно - как безвластие, беспорядок. С конца XVIII в., с началом периода восходящего развития капитализма, формируется иное отношение к анархии, когда наряду с другими его противоречиями произошло массовое обнищание мелкособственнических слоев населения. Собственно говоря, протест против крупного капитала, выраженный с позиций мелкого собственника, не способного понять истинных причин своего бедствия, и привел к возникновению доктрины анархизма.
Анархизм не является целостным идейно-политическим течением. В зависимости от различий в подходах его сторонников к вопросу о путях достижения провозглашенных целей, в нем различают четыре основных направления - индивидуалистический (М. Штирнер), мютюэлистический (П. Прудон), коллективистский (М. Бакунин) и коммунистический (П. Кропоткин) [4].
Основателями анархизма принято считать Макса Штирнера (настоящее имя Иоганн Шмидт) (1806-1856 гг.) - представителя немецкой государственно-правовой мысли. К основным «постулатам» его индивидуалистической теории относят: превосходство личных интересов человека, индивидуализм, перерастающий в эгоизм, невмешательство властей в жизнь граждан. Исходным положением индивидуалистической теории является культ «Я» независимой, автономной, самодостаточной личности, желающей освободиться от всех ограничений. М. Штир-нер называл себя «смертельным врагом государства», которое ограничивает свободу личности. По мнению М. Штирнера, у государства есть только одна альтернатива: «оно или я» [2, с.65].
Теория М. Штирнера отвергала необходимость ведения политической борьбы и существования организованных форм народовластия. Зато предлагалось ведение экономического сопротивления, которое должны возглавить экономические организации типа «общественных пекарен», в которых рабочим стоило «лишь остановить работу, взглянуть на выработанные продукты, как на Свои, и пользоваться ими» [2, с.66], управление в которых осуществлялось через неорганизованные формы прямой демократии.
Творцом мютюэлистической теории анархизма был Пьер Жозеф Прудон (1809-
1865 гг.). Именно он вводит в научный обиход термин «анархизм» и основывает мютюэлистическое направление анархизма. П. Прудон, будучи депутатом Национального собрания Франции, в отличие от большинства представителей социалистического направления, не занимался практической революционной деятельностью, а разрабатывал теоретические аспекты различных общественных проблем.
Именно П. Прудон был автором высказывания, которое впоследствии стало крылатым - «Анархия - мать порядка!». Порядок он рассматривал как необходимость и желание перемен. «Мать» в смысле предтеча, предпосылка будущего объединения свободных людей по принципу объединения профессиональных групп, родовых или художественных группировок, призванных формировать нации по новому принципу [3, с.78].
На русскую и украинскую политическую и правовую мысль труды П. Прудона имели грандиозное влияние, поскольку он разработал целую концепцию переустройства общества. Новое общество, по его мнению, должно было носить «справедливый» порядок, который теоретически исключал эксплуатацию человека человеком, человека государством или властью. Такие идеи вдохновляли молодых революционеров, выросших в «полицейско-жандармском обществе», которые видели «невежество» собственного народа и желание перемен.
В 40-50-х годах XIX в. элементы анархистских идей прослеживаются у А. Герцена, петрашевцев, других представителей революционно-демократического направления. За два десятилетия идеология анархизма приобрела еще больше сторонников, но как массовое революционное движение анархизм оформился и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х годах XIX в., под влиянием идей М. Бакунина.
Михаил Александрович Бакунин (18141876 гг.) был основоположником коллективистской теории анархизма. Именно по его инициативе было создано анархическое крыло в Интернационале - «Международный альянс социалистической демократии» [8, с.117]. В начале 60-х годов XIX в. М. Бакунин сформировал собственную концепцию, основными постулатами которой были абсолютная свобода личности, уничтожение государства, частной собственности, а основой общественных изменений становилась коллективная форма собственности, основанная
на традициях русской общины.
М. Бакунин пытался осуществить в России социальную революцию, которая стала бы катализатором свержения государства, поскольку в его понимании государство - источник социального неравенства. «Мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, - подчеркивал М. Бакунин, - и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда ... он сам создаст свою жизнь» [9, с.525].
Его подход к концепции народовластия пролегал через анализ проблематики узурпации суверенной народной власти различными отчужденными государственными институтами. Ведь он считал, что вся система представительской демократии была объектом чрезвычайно резкой критики со стороны представителей европейского анархизма. Так, М. Бакунин писал, что парламентская республика - это «воображаемое государство мнимой народной воли, будто выраженной мнимыми представителями в мнимо-народных собраниях» [5, с.71]. По мнению идеолога русского анархизма, коренная отмена государства это - «возвращение свободы всем - лицам, коллективам, ассоциациям, общинам, провинциям, областям, нациям - и взаимная гарантия этой свободы с помощью федерации» [4].
В России того времени научное сообщество с энтузиазмом восприняло идеи анархизма М. Бакунина, который активно их пропагандировал. В обществе распространялась идея «хождения в народ» с целью подготовки крестьянских бунтов и осуществления социальной революции.
Анархо-коммунистическая теория анархизма была одной из основных теорий русского анархизма, которая базировалась на концепции безгосударственного коммунизма. Создателем этой теории был Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.). П. Кропоткин был выходцем из княжеской семьи, корни родословной которого уходили к династии Рюриковичей. Он лично был автором программного документа анархистов - записки «Должны ли мы заниматься рассмотрением идеала будущего строя?» [6, с.118-132]. Согласно его теории «общественного прогресса», развитие общества осуществляется в форме скачков и эволюционных процессов, а социальная революция - закономерный этап, который приводит к полной ликвидации государства. В своей теории он определил необходимость создания анархистских групп, которые будут проводить «тихую под-
готовительную идейную работу» [10, с.11].
Безгосударственное общество он представлял в форме ассоциаций - свободно объединенных коммун и производственных общин, в которых не должно существовать внешнего принуждения относительно конкретного индивида. Общественные организации в форме коммуны и народной общины, по мнению П. Кропоткина, являются «единственным средством народной демократии», бесспорно, близки и духу, и букве учения европейских анархистов о будущей самоорганизации народа. В обществе решения должны принимать на основании всеобщего согласия, базирующегося на принципах морали. Достичь такого состояния возможно благодаря анархистской революции [11, с.2].
Народ сам должен осуществлять контроль над собой - так П. Кропоткин определял сущность народной демократии джамахирийского образца. Говоря другими словами, политическая модель современной Ливии чрезвычайно близка именно к безгосударственной форме народовластия и является воплощением общественного идеала анархизма.
Интересно отметить, что семантика слова «джамахирия» (современный чаще применяемый вариант перевода - «народовластие») связана с понятиями, которые П. Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что М. Костомаров использовал понятие «народоправства», которое вполне может быть рассмотрено как удачный вариант перевода российско-арабского слова-неологизма «джамахирия».
Именно здесь следует заметить, что идеология П. Кропоткина - это прежде всего оценка «естественного права», а анархию он рассматривал как: «Равенство во всем - синоним справедливости. Это и есть анархия» [6, с.301].
Государство и власть достигает цели посредством страха: «детский ум слаб, его так легко покорить при помощи страха». Исходя из этих позиций, по мнению П. Кропоткина, можно сформулировать еще один принцип: «не склоняйся ни перед каким авторитетом ... не принимайте на веру никакого утверждения, если оно не установлено разумом» [12, с.284]. То есть автор постоянно апеллировал к разуму человека, который должен отбросить мифы.
Однако теории анархистов не нашли должной поддержки среди широких масс российского населения. Оно и не удивительно, ведь идеи демократии и свободы в России всегда были, есть и остаются достоянием лишь
горстки прогрессивных интеллектуалов. Поэтому обращение русских анархистов к историческим истокам традиции общественного самоуправления - украинского крестьянства
- в поисках собственной социальной базы было неизбежным.
Среди выдающихся фигур украинской государственно-правовой мысли выделяются две личности, два больших анархиста, которые понимали всю сущности центрального правительства и решительно выступали против него. Один из них - известный историк и публицист Михаил Драгоманов, второй
- атаман Нестор Махно.
Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895)
- убежденный украинский патриот, посвятивший свою жизнь изучению украинской культуры, четко указал на пути достижения украинской этнической и культурной автономии в условиях славянской федерации, которые, по его мнению, пролегали через автономию небольших групп людей, объединенных в федерацию с другими, а в связи с тем, что 80% населения на тот момент проживало в селах
- единицей автономной группы должно было стать украинское село, которое и выбирало «Раду». Эти Советы (Рады) делегировали бы представителей в Советы высшего уровня (районного, областного, регионального) и так постепенно, вплоть до Верховной Рады. Верховная Рада должна быть небольшой по количеству депутатов. Это должен быть орган центральной власти, выбранный не путем массовой демократии, а снизу вверх, путем малых демократических выборов.
Его позицию не поняли и, соответственно, не поддержали тогдашние ведущие украинские общественно-политические и государственные деятели. И. Лысяк-Рудниц-кий, изучивший деятельность «анархиста» М. Драгоманова, считал ошибочной концепцию М. Драгоманова, пропагандирующую объединение автономий в федерацию внутри страны. Он пишет, что, с прагматической точки зрения, М. Драгоманов не видел возможности для существования независимой украинской нации, поэтому и не стремился к ней [12]. Исторически же М. Драгоманов лишь поддержал идею Кирилло-Мефодиев-ского братства (Т. Шевченко, Н. Костомаров, П. Кулиш) и разделял стремление В. Антоновича и М. Грушевского, выражавших идею федерации и пытавшихся создать автономную зону на территории польского или российского государства. Будучи сторонником анархизма П. Прудона и М. Бакунина, М. Драгоманов понимал, что люди
должны организовываться снизу вверх по иерархической структуре советов, начиная с сельских.
Итак, в отличие от классических западноевропейских концепций народовластия, в частности Ж. Руссо, М. Драгоманов дифференцировал его составные элементы, пытаясь дать им определение через степень обеспеченности демократического процесса в государстве, выходя даже за пределы традиционной для государственно-правовой мысли дихотомии «прямая - представительная демократия». Показательным является его суждение о государстве: «Теперь умные люди везде понимают, что государство является обществом людей, которые держатся вместе под одним правительством для того, чтобы им было лучше жить, чтобы вместе защищаться от чужого нападения, содержать дороги, суды, школы и т.д. В государстве ни один человек не может сказать, что государство относится к нему, а может сказать так, - что каждый, кто платит налоги, - тот и хозяин в государстве» [7].
Ученый и общественный деятель утверждал, что подлинное народовластие принадлежит не абстрактной, деперсо-нифицированной целостности - народу, а самоорганизованной, политически свободной, социально дифференцированной и одновременно интегрированной на основе гражданского общества нации. В условиях Российской империи это виденье народовластия выгодно отличалось широким толкованием демократизма, а особенно тем, что ученый пытался синтезировать положительные идеалы таких противоречивых течений, как классический либерализм, анархизм и социал-демократизм.
М. Драгоманов умер в 1895 г., и его анархизм так и не нашел влиятельных последователей. И только Октябрьский переворот 1917 г. в Российской империи стимулировал возрождение анархистской государственноправовой идеологии в Украине. Крестьянское анархистско-партизанское движение возглавил Нестор Иванович Махно (18891934), избранный крестьянами Гуляйполь-ского уезда председателем Совета рабочих и крестьянских депутатов. Н. Махно в начале боролся против немецких оккупантов, затем против белых (монархистов и республиканцев), заключая временные соглашения с большевиками. Затем сражался против большевиков, вместе с войсками Украинской Центральной Рады, а впоследствии и против последних. Иными словами, он бо-
ролся против всех тех сил, которые пытались разрушить автономию сельских и городских советов. Лозунг «Советы без коммунистов» стал его девизом [13, с.118-120].
Он активно отрицал традиционные орудия власти - парламенты, партии, референдумы
- и противопоставлял им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. Н. Махно утверждал, что политическая борьба часто допускала приход к власти инструмента правления, представляющего меньшинство, к тому же «законным демократическим путем» [14, с.23]. То есть, все существующие политические режимы, по его мнению, фальсифицируют истинную демократию и являются диктаторскими режимами.
Н. Махно предлагал создать особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов, в деятельности которой «управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается определение: демократия - это контроль народа над правительством, а на его место приходит новое: демократия - это народный самоконтроль» [14, с.67].
«Единственным средством осуществления народной демократии, по мнению Н. Махно, являются народные конгрессы. Все существующие ныне в мире системы правления недемократические, если они не придерживаются этого метода правления. Народные конгрессы являются конечной целью движения народов на пути к демократии. Народные конгрессы и народные комитеты представляют конечный результат борьбы народов за демократию» [13, с.189].
Программа махновского движения, считал М. Ковалевский, была составлена российскими анархистами. Она представляла собой невнятную смесь анархо-синдикалистских идей и приемлемых для разворошенного революцией крестьянства лозунгов (о народной воле, Советы без коммунистов, распределение земли местными органами власти и т.д.), направленных против коммун, конфискации хлеба и террора ЧК [15, с.43].
Итак, если М. Драгоманов обосновал идею анархизма теоретически, публикуя свои идеи и убеждения на страницах прессы, то Н. Махно в течение трех лет, между 1918 и 1921 годами, воплощал эти принципы на практике. М. Драгоманов и Н. Махно были духовными братьями, находившимися под идейным влиянием П. Прудона, М. Бакунина и П. Кропоткина.
Рассмотрев учения основных идеологов
анархизма Западной Европы, России и Ук- должна заменить община, образованная на
раины, стоит отметить, что анархистская принципах добровольности, федерализма
теория имела дальновидную цель и стре- и самоуправления. Иначе говоря, модель
мительную историю. Теория анархизма диф- анархизма чрезвычайно близка именно к
ференцировалась в зависимости от «идеала» безгосударственной форме народовластия,
будущих общественных преобразований. То которая и является общественным идеалом
есть, анархизм - теория, которая бросила анархизма. В теоретическом блоке анар-
вызов государственному направлению (ма- хистской теории четко прослеживается
киавеллизму) и разработала собственную определенная необходимость проведения
теоретическую «идеальную» модель обще- социальной анархистской революции, ко-
ственных преобразований, основанных на торая должна коренным образом изменить
двух основных принципах - отрицания необ- основы общественного строя и реорганизо-
ходимости государства как формы органи- вать общественные отношения, базируясь на
зации общества и отрицания всякой власти новом «справедливом» принципе свободы
в обществе. Согласно концепции анархиз- личности, являющимся залогом существо-
ма, государство и его властные структуры вания демократии и народовластия.
Литература —
1. Запорожець С.А. Маніфест анархічного світогляду Вільяма Годвіна // Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 112/2010. Серія: Політологія. — Севастополь, 2010. С. 18-23.
2. Штирнер М. Единственный и его собственность. - Харьков: Основа, 1994. 560 с.
3. Історія правових вчень: Навчальний посібник За ред. В. В. Кириленка. - Тернопіль: «Правова думка», 2007. 233 с.
4. Анархізм в Росії: теорія і практика. Теоретичні засади анархізму. Дефініція анархізму // xronograf.at.ua/history/ ist003.html
5. Бакунин М.А. Избранные сочинения. - Петроград-Москва, 1919. - т.1. - 341 с.
6. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. / Общая редакция, составление и предисловие канд. филос. наук Ю. В. Гридчина, редактор канд. филос. наук И. И. Жиброва - М.: Политиздат, 1991. 496 с.
7. Хоруцький А. Два Українські Анархісти: Михайло Драгоманов та Нестор Махно / квітень 2011 // http://www. ditext.com
8. Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840 -3917 гг.). - М.: Мысль, 1987. 328 с.
9. Бакунин М.А. Философия, социология, политика. - М., 1989. 670 с.
10. Литвин В.М., Гусев В.І.. Слюсаренко А.Г. та ін. Історична наука: термінологічний і понятійний довідник: навч. посіб. - К.: Вища шк., 2002. 430 с.
11. Бїденко А. Сучасні українські реалії теорії анархізму // Людина і Політика. 2000. №4. С. 1-12
12. Іван Лисяк-Рудницький «Драгоманов як політичний теоретик» // http://www.ditext.com
13. Махно Нестор. Воспоминания. Книга 1. Русская революция на Украине. - Париж, 1929. 319 с.
14. Тимощук А.В. Анархо-коммунистические формирования Н. Махно (сентябрь1917 - август 1921). - Симферополь, 1996. 83 с.
15. Ковалевський М. Анархісти // Енциклопедія українознавства. Словникова частина: Перевидання в Україні [за ред. В. Кубійовича]. - Т. 1. - Львів : Наукове товариство ім. Т. Шевченка, 1993. 434 с.