Научная статья на тему 'Духовные истоки философского анархизма, этапы его развития и проблема определения'

Духовные истоки философского анархизма, этапы его развития и проблема определения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3303
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ежова Е. А.

В статье представлены античные философские идеи о государстве, обществе, свободе, человеке, которые к XIX в. оформились в классическую анархистскую доктрину. Раскрываются этапы развития анархического учения. Анализируются трудности поиска универсального определения философского анархизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные истоки философского анархизма, этапы его развития и проблема определения»

Духовные истоки философского анархизма, этапы его развития и проблема определения

Е.А. Ежова

Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии

Аннотация. В статье представлены античные философские идеи о государстве, обществе, свободе, человеке, которые к XIX в. оформились в классическую анархистскую доктрину. Раскрываются этапы развития анархического учения. Анализируются трудности поиска универсального определения философского анархизма.

Abstract. In the paper antique philosophical ideas on state, society, freedom, individual compiled the classical anarchical doctrine in the XIX century have been considered. The stages of the anarchical doctrine development have been pointed out. The difficulties of universal definition of philosophical anarchism have been analyzed.

1. Введение

Несмотря на повышение значения государства в жизни общества, расширения его вмешательства во все сферы общественной жизни сохраняет актуальность теория анархизма, острие которого направлено как против государства, так и против власти вообще. Для того чтобы разобраться в причинах взаимосвязи анархизма и государственности, нужно понять, прежде всего, его философскую основу и идейные истоки. Поскольку анархизм исследуется в историко-философской ретроспективе, необходимо коснуться вопроса о его периодизации. Особая сложность состоит в определении анархизма как философской доктрины, во-первых, потому, что он внутренне неоднороден, эклектичен и антиномичен, а во-вторых, потому, что задачу такого определения, судя по имеющимся публикациям, никто перед собой до сих пор не ставил. Поэтому автор - в целях восполнения обнаруженного пробела - предлагает в данной статье собственное понимание философского анархизма. Этим во многом определяется ее постановочный характер.

2. Предтечи теоретического анархизма

Для верного и полного представления о сущности и содержании философского анархизма как философского учения необходимо выстроить "генеалогическое древо" идей, которые легли в основу этой доктрины, придав ей специфику, своеобразие и соответствующие направления эволюции.

Следует заметить, что анархизм - это, главным образом, детище европейской общественной мысли. На Востоке можно найти отдельные идеи анархического толка, например, в учениях раннего даосизма в Древнем Китае (Лао-цзы и др.), однако они не были востребованы европейским анархизмом в качестве основополагающих и существенных. На Востоке же анархизм не сложился в самостоятельное направление общественной мысли потому, что особенности азиатского способа производства и деспотичная государственность, как представляется, не создавали для этого естественноисторических материальных и духовных предпосылок.

В современной научной литературе по анархизму вопрос о его истоках конкретно и основательно почти никем не освещался. В какой-то мере этот пробел восполняет монография Д.И. Пронякина, в которой автор кратко коснулся происхождения анархизма, критически обозначив его как "исторические претензии" (Пронякин, 1990).

Научные попытки отыскать в античности, в философии средневековья и христианских сект основополагающие, ключевые идеи анархического учения, постулаты, которые помогли ему оформиться в самостоятельную доктрину, предпринимались еще в начале XX в. Так, видный историк С.Я. Лурье в 1924-1926 гг. выпустил две книги, указывающие на истоки анархизма в Древней Греции и Древнем Египте. Греческий философ-софист Антифонт характеризовался в них как "творец древнейшей анархической системы" (Лурье, 1926). Важнейшую роль в мировоззрении софистов играло противопоставление "природы", как элемента относительно постоянного, изменчивому и произвольному человеческому закону или установлению (по Платону - "конвенция"). Антифонт подчеркивал искусственный, непрочный характер всего, что является делом рук человека. В сочинении "Истина" он выступал как противник ограничений, накладываемых на индивида государством. Соблюдать законы, по мнению Антифонта, следовало лишь в той мере, в какой это необходимо, чтобы не подвергнуться наказанию. Антифонт отрицал существование социальных различий между эллинами и варварами, не признавал преимуществ знатного происхождения. "Пусть многое в этом учении, - писал С.Я. Лурье, -наивно, многое основано на простых логических ошибках,... многое, наконец, прямо абсурдно; но если

мы выкинем все это, сохраним только рассуждения Антифонта о том, что суд - орудие для угнетения слабых, сословные и национальные перегородки - нелепость, что наилучшее устройство общества -превращение его в ряд кружков друзей и т.д., то читатель познакомится не с Антифонтом, а с каким-то мыслителем нашего времени, пересаженным на античную почву..." (Лурье, 1926). Лурье здесь указывает на очевидную связь теории анархизма с некоторыми идеями античных философов.

Однако важным представляется тот момент, что Антифонт абсолютную свободу сводил к личной свободе и видел ее достижение в максимально полном овладении законодательными и судебными органами с тем, чтобы использовать эти государственные институты в своих интересах. И хоть греческие философы и допускали отрицание государства, но они не призывали к его разрушению, полному уничтожению.

Анархизм усматривал себя и в общественном идеале, выдвинутом киниками (Антисфен и др.). Они считали, что люди должны жить как одно стадо, что следует уничтожить государственные границы и законы, свести потребности человека к самым необходимым. Кинизм представляет собой попытку обоснования духовной свободы как асоциального состояния ("без общины, без дома, без отечества"): укорененность в социальной структуре, приобщенность к культурным ценностям, традиционный моральный ригоризм - все это трактуется киниками как "дым", который нужно развеять. Именно к кинизму восходит идея "гражданина мира" и парадигма космополитизма, что в последствии в философии анархизма трансформировалась в трансиндивидуальный (интериндивидуальный) анархизм.

Стоики (Зенон, Клеанф и др.) также выдвигали в качестве социального идеала состояние, покоящееся на отсутствии потребностей у всех членов общества. Если человек сможет освободиться от мирских желаний, то он станет совершенно свободным. Достойным примером является мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, действующий в гармонии с природой, добровольно следующий своей судьбе. Зенон проповедовал свободную общину без правительства. Он также указывал на инстинкт общественности в человеке, который, по его словам, природа развила в противовес эгоистическому инстинкту сохранения. Зенон предвидел то время, когда люди, невзирая на границы, соединятся и составят Космос, Вселенную, не нуждаясь больше ни в законах, ни в судах, ни в храмах, ни в деньгах. Из учения стоиков философский анархизм заимствовал идею отказа от потребностей (из чего логически вытекает отрицание собственности, государства или институтов, призванных удовлетворять эти отрицаемые ими потребности), а также идеи внутренней свободы человеческой личности и естественного закона.

"Греческое слово avap%ia как и прилагательное avap%o<^, - отмечает видный немецкий философ О. Хеффе, - сохраняет неизменное значение от Гомера, Геродота и Еврипида до наших дней. "Анархия" представляет собой прежде всего социальное структурное понятие, буквально означающее отсутствие вождя или господина. В качестве "анархических" выступают такие явления как стадо без вожаков, община без управления или рабы без хозяина. При этом "анархия" почти никогда не употребляется как чисто структурное ценностно-нейтральное понятие... Как правило же, слово "анархия" уже содержит в себе нравственно-политическую оценку. "Анархия" понимается как разнузданность (Платон, "Государство"), как беспорядок и беззаконие, как виновница военных и политических неудач (Аристотель, "Политика"). Идет ли речь об общественной жизни или личной жизни, анархия считается хаосом, неизменно приносящим вред" (Хеффе, 1994).

К одним из первых прообразов утопического устройства государства анархического типа можно отнести фантастический роман "Государство Солнца" древнегреческого автора III в до н.э. Ямбула. В нем он описывает некие острова близ экватора, на которых нет централизованной власти, и царит раздробленность на самостоятельные родовые общины по 400 человек в каждой. Автономной общиной руководит старейшина - патриарх. Среди жителей, почитателей Солнца, царят полное равенство, свобода от труда и брака, а также общность жён и детей (Rohde, 1960).

Как ни парадоксально, но своеобразными духовными источниками анархизма можно рассматривать и некоторые идеи другого древнегреческого философа Платона, который подходил к государственно-правовой жизни с позиции нетрадиционно трактуемой им справедливости. Под нею он понимал лишь интересы любого человека или партии, а также выгоду правителя и т.п. Исходя из того, что справедливость у индивида и государства одна и та же, Платон в своем сочинении "Государство" сначала формирует понятие справедливого государства, а затем проецирует полученные выводы на отдельного человека. Он сводит происхождение всех государств (как справедливых, так и несправедливых) к экономической потребности. Лучше всего экономические сообщества организованы и функционируют тогда, когда каждый их член выполняет работу в соответствии со своими наклонностями и классовой предрасположенностью. Результатами такой ситуации является гармоничное и эффективное государство, в котором индивиды имеют достаточно свободы для других благородных занятий. В идеальном справедливом государстве может сформироваться и гармоничный справедливый человек, что снимает онтологическое противоречие между ним и государством и делает индивида свободным,

здоровым и счастливым в рамках имеющегося государства. При этом и само государство, управляемое скорее мудростью философов, чем силой тиранов, тоже представляется Платону свободным.

В другом своем труде "Законы" Платон говорит о необходимости одинакового для всех граждан начального образования, специального образования философов и воинов для дела государственного управления, воспитания у людей гражданских добродетелей. Речь у него идет не о какой-то социальной инженерии, практикуемой в целях обеспечения политической стабильности, а попытке научить человека любить и делать то, что правильно и прекрасно. Платон свято верит в то, что главная цель государства -обеспечить своим гражданам благополучную жизнь. Философ желает общественной стабильности, но только стабильности при хорошем государственном устройстве, он верит, что все плохие государственные режимы нестабильны.

Таким образом, вместо оппозиции "государство - человек", Платон отстаивает идею их гармонии, разумеется, при определенных условиях. В этой связи весьма неудачным, неточным представляется утверждение проф. В. Иванова о том, что Платон заложил "прочный фундамент теории анархизма" (Иванов, 1990). Эти идеи - о справедливости, общественной гармонии и свободе впоследствии вдохновляли таких несхожих между собой философов как Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, Дж. Милль. Именно эти идеи просматриваются у П. Кропоткина в его концепции анархо-коммунизма.

Учение Карпократа из Александрии, жившего во II в. н.э., в основном перекликается с проанархическими взглядами Антифонта. Разница между этими учениями состоит лишь в том, что Антифонт резко отрицал религию, а греческих богов объявлял человеческим вымыслом. Карпократ же, как представитель раннего христианства в Древнем Риме, признавал в боге творца. С этого времени средневековые дискуссии на социальные темы приобретают форму теологической полемики.

В Средневековье идеи анархического толка выступают в форме различных церковных ересей. Наиболее яркой из них является хилиазм. Сторонники этого религиозно-утопического учения (милленарии) верили во второе пришествие Христа и наступление его тысячелетнего царства, предсказанного в Новом Завете (Откровении апостола Иоанна). В хилиазме фантастически выражена мечта угнетенных об освобождении от гнета и страданий, о будущем справедливом и счастливом обществе (Всемирная энциклопедия..., 2001). Современной разновидностью хилиазма можно считать свидетелей Иеговы, а в период феодализма это учение обнаружило свою актуальность в крестьянских движениях в разных странах у гуситов, особенно у Хоецкого в XV в., в демократическом крыле Реформации у Т. Мюнцера и анабаптистов. Анабаптизм, как религиозное движение XVI в., выступало против власти католической церкви и было оппозицией феодальному строю. Отрицая церковную иерархию, анабаптисты стали провозвестниками отделения церкви от государства и религиозной свободы личности. Они требовали полной свободы личности в религиозном и нравственном отношениях, а в светской области они проповедовали равенство и отсутствие частной собственности. Они отвергали всякую форму принуждения, то есть присягу, суд господина, военную службу и повиновение правительству, так как это, по их мнению, противоречило принципам христианства. После поражения в крестьянской войне Т. Мюнцера преследуемые анабаптисты объединились в общины, положившие начало ряду протестантских сект - меннонитов в России, мельхиоритов в Англии, гуттерских братьев в Нидерландах и моравских братьев в Чехии и Австрии (Кропоткин, 1990).

На Руси отдельные анархические идеи можно найти в учении Феодосия Косого. С 1551 г. он начал проповедовать так называемое Новое учение (антитринитаризм), в котором отвергал основные догматы христианства, призывал к всеобщему равенству, веротерпимости, к ликвидации войн и эксплуатации, отмене частной собственности, крепостного права, доходя порой до отрицания государственной власти.

В качестве предтечи анархизма в России следует также отметить еще одно направление старого русского сектантства - духоборство (Советский энциклопедический словарь, 1987). Первые духоборы появились в Воронежской губернии в XVIII в. Основатели секты - крестьяне С. Колесников и Л. Побирохин. Их учение было религиозной формой оппозиции государственных крестьян царскому самодержавию и православной церкви. В религиозных представлениях духоборов отразились утопические надежды крестьян на установление справедливого общественного строя, которые они пытались воплотить в жизнь, объединяя и обобществляя имущество, строя быт на началах коллективизма. Но духоборам не удалось избежать сословной дифференциации, эксплуатации, буржуазного индивидуализма и предпринимательства. Руководители духоборов сами обладали ничем не ограниченной властью и передавали ее по наследству. Все это привело их к расколу на "большую" и "малую" партии. Царское правительство и православная церковь жестоко преследовали духоборов, переселяли в разные губернии. Спасаясь от преследований, значительная часть духоборства в 1898 г. эмигрировала в Канаду, чему также способствовал П.А. Кропоткин.

Отдельные анархические идеи можно встретить в утопиях английского мыслителя XVI в. Дж. Уинстэнли, английского и американского литераторов С. Колриджа и Т. Пейна, французских

писателей Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в трудах философов-просветителей XVIII в. Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро, в идеологии "бешеных" эпохи Великой французской революции. Совокупность этих идей можно охарактеризовать как "протоанархизм" (Рябов, 1996).

Истоки анархистской веры в общество без насилия и принуждения, отрицания какой бы то ни было формы порабощения (физического, духовного, нравственного), активное требование децентрализации политической власти и неприятие рамок, устанавливаемых государством и законодательством, можно проследить на протяжении всей истории философской мысли. Таким образом, философский анархизм обладает богатой историей, неоднозначностью и индивидуальностью проявлений и отличается укорененностью в европейской общественной мысли.

От взятия Бастилии до Первой мировой войны анархическая мысль проделала существенную эволюцию. Как самостоятельно оформленное общественно-философское течение анархизм сложился лишь в 40-х - начале 70-х годов XIX в. - сначала в Западной Европе, а затем и в России. Впервые сделал попытку систематизировать политические и экономические формы анархизма в конце XVIII в. английский мыслитель У. Годвин в "Исследовании относительно политической правды и ее влияния на общую нравственность и счастье". Он не употреблял слово "анархия", но очень хорошо излагал ее основные положения, критикуя законодательство, доказывая ненужность государства и утверждая, что только с уничтожением судов будет достигнуто правосудие - единственное настоящее основание всякого общества. Что касается собственности, то он прямо требовал коммунизма (Годвин, 1958).

Первым понятие "анархия" в смысле общественного строя без правительства ввел П.-Ж. Прудон. Под анархией он понимал ту форму общественного устройства, которая может установиться после полного уничтожения государства. В ряде случаев этот термин заменялся термином "федерация". Для Прудона эти два понятия идентичны. Говоря об "анархии", он имеет в виду "федеративное устройство" общества на основе "общественного договора". Прудон был врагом всяких форм государственного социализма. Принимая за основание "чеки труда", обозначающие часы трудовой деятельности, предложенные Р. Оуэном, он развивал понятие о взаимности (мютюэлизме), которое сделало бы излишним всякое политическое управление (Прудон, 1998).

Начиная с деятельности П.Ж. Прудона и М.А. Бакунина и с появлением Международного Товарищества Рабочих, в котором анархисты играли видную роль, анархизм превращается в одну из ведущих сил в умственной и практической борьбе XIX в., приобретает общеевропейское, а затем и всемирное значение. Анархисты самоидентифицируются как анархисты, возникает обширная анархическая литература и мощное анархическое движение (особенно в романо-германских странах и США). В Соединенных Штатах течение анархической мысли было представлено Дж. Уорреном, который был сначала членом колонии Р. Оуэна, но потом сделался противником коммунизма и основал в 1826 г. "склад", где продукты обменивались на основании ценности, измеряемой часами труда и "чеками труда" (трудовыми марками).

В Германии, в противовес государственному коммунизму В. Вейтлинга, находившему многочисленных сторонников среди немецких рабочих, М. Штирнер (К. Шмидт) опубликовал в 1845 г. свою работу "Единственный и его собственность". Труд Штирнера представляет собой возмущение против государства и новой тирании, которая установилась бы, если бы государственному коммунизму удалось восторжествовать. Рассуждая как метафизик-младогегельянец, он проповедовал возрождение человеческого "Я" и главенство отдельной личности. Таким образом, он приходил к проповеди "а-морали", то есть отсутствия нравственности и "союза эгоистов" (Штирнер, 1994).

За счет М. Штирнера, М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина анархизм углубляет свои философские основания, разрабатывает практическую программу действий. Узловым элементом бакунинского мировоззрения является концепция закономерностей возникновения государства, его роли в жизни общества, предпосылок к его разрушению и установлению безгосударственного общественного самоуправления. Учение же П.А. Кропоткина придало анархизму гуманистические черты. Стержнем всех его построений является идея "анархии", которую он пытался применить не только в политике, но и как определенный методологический и этический ключ к пониманию сути естественного развития социального бытия (Кропоткин, 1990).

3. Периодизация анархизма

Видный современный исследователь анархизма С. Ударцев тщательно изучил и проанализировал этапы развития анархистской мысли в России в ХГХ-ХХ вв. Комплексная эволюционно-структурная классификация течений философского анархизма в данной статье приводится с учетом его наработок (Ударцев, 1995).

Исходя из вышеизложенного, можно выделить три основных этапа становления анархизма как философской доктрины. Первый этап - доклассический (архаический), или протоанархизм, - охватывает период от античности до конца XVIII века и включает проявления анархического сознания в

еретических движениях, сектантстве, в стихийных народных восстаниях, крестьянских войнах и т.д., предшествовавших кристаллизации первых развитых форм теоретического анархического сознания. Он представлен многочисленными разрозненными и разнородными идеями о свободе, государственной власти, личности, обществе и т.п.

Второй этап философского анархизма занимает весь XIX в. и является для него ключевым. В это время он достигает высшей ступени своего развития, приобретя форму классической теории, адекватной эпохе становления индустриального общества (Пронякин, 1995; Рябов, 1996). В плане систематизации явлений анархического сознания следует признать существенно важными используемые в литературе термины "классический анархизм", "классики анархизма" применительно к учениям первых крупнейших теоретиков анархизма XIX - начала XX в. Это обобщающее понятие отражает определенное внутреннее единство комплекса идей и учений исторической эпохи утверждения и развития индустриального общества (до тоталитаризма, мировых войн и социалистических государств XX в.). Именно с конца XVIII до начала XX веков анархизм окончательно сложился, но еще не пережил тех трансформаций, которые ему предстояли в течение всего XX в.

Период с начала XX века до наших дней, когда новая историческая реальность обусловила формирование модифицированного анархизма, следует обозначить постклассическим. Для эволюционной и содержательной дифференциации разновидностей, течений русского постклассического анархизма С. Ударцев ввел понятия неоклассический и неклассический анархизм. Кроме того, он предложил дифференцировать значительно различающиеся друг от друга начальные и более поздние формы эволюции одних и тех же идейных комплексов в анархическом сознании. С этой целью С. Ударцев ввел характеристики "ранний" и "поздний", распространяющиеся на круг явлений с соответствующей временной и содержательной характеристиками (Ударцев, 1995).

Русский анархизм классического периода включает в себя два этапа формирования: ранний (анархизм-коллективизм) и поздний (анархизм-коммунизм и христианский анархизм). Произведения М.А. Бакунина 1860-70-х гг. завершили формирование раннего классического анархизма (Бакунин, 1989). В них нашли системное и последовательное выражение элементы анархического сознания, по-разному проявившиеся в русской философской и политической мысли славянофильства, либерализма, революционного демократизма 1830-70-х гг. Отдельные идеи анархического сознания можно встретить в трудах К.С. Аксакова, А.И. Герцена, В.А. Зайцева, П.Л. Лаврова, Л.И. Мечникова, Н.К. Михайловского, Н.Д. Ножина, Н.В. Соколова и других. Работами П.А. Кропоткина завершилось формирование позднего классического анархизма.

В первой трети XX в. анархизм в России достигает новой ступени зрелости, происходит его своеобразная "мутация" под воздействием Первой мировой войны и трех политических революций в России, а также гражданской войны. В этот период формируется ряд течений постклассического анархизма (анархо-индивидуализм, неонигилизм, христианский "непротивленческий" анархизм толстовцев, анархо-синдикализм, анархо-универсализм, мистический анархизм, анархо-гуманизм и другие) (Ударцев, 1995).

Классический и постклассический философский анархизм представляют собой две следующие друг за другом ступени исторической эволюции анархического сознания и различаются рядом признаков, характеризующих их как относительно обособленные по содержанию крупные идейные комплексы. С этой точки зрения классический анархизм - это совокупность первых зрелых теоретических форм (идей, учений) анархического сознания, соответствующих эпохе XIX - начала XX вв. Постклассический анархизм объединяет течения анархизма, сформировавшиеся в результате кризиса классического анархизма и трансформации анархического сознания в условиях научно-технических революций XX в., мировых войн, возникновения тоталитарных и социалистических государств, политической системы и культуры плюралистической демократии, развития прав человека. Предмет данной статьи не позволяет рассмотреть этот период более подробно.

Ценность предложенной выше концепции эволюции философского анархического сознания заключается в том, что она позволяет учесть: 1) целостность отдельных идейных систем (течений); 2) особенности мировоззренческих основ этих течений; 3) их ранние, промежуточные и конечные формы эволюции; 4) эволюцию анархизма в целом, принадлежность течений к классическому или постклассическому анархизму и его разновидностям; 5) нетождественность теоретических течений и политических движений анархизма; 6) эволюцию взглядов теоретиков анархизма, как в России, так и в Германии.

4. Проблема определения философского анархизма

Исследование анархизма, оживленно идущее уже несколько десятилетий, многое прояснило в его богатой истории и совсем непростом содержании. За это время существенно возросло знание

теоретической базы анархистских учений, их мировоззренческих предпосылок и стержневых идей, основных этапов его развития. Произведена необходимая классификация различных концепций анархизма. Однако достичь единообразного понимания некоторых вопросов, связанных с философской проблематикой анархизма, его смыслом, а также формулировкой его четкого, точного определения, еще не удалось. Многообразие трактовок анархизма наблюдается как в зарубежных словарях, так и в отечественных.

Изданный в США "Философский и психологический словарь" определяет анархизм как доктрину, "согласно которой всякая форма правления (правительства) вредна, и индивид должен быть абсолютно свободен как в своих мыслях, так и в поступках" (Dictonary of philosophy and psychology, 1957). Более развернутая характеристика анархизму дается в "Американской энциклопедии", в которой он определяется как "теория социальной организации, выражающая крайний индивидуализм. С точки зрения анархизма всякое право и всякое правление (правительство) есть вмешательство, они - два источника почти всех социальных зол" (The Encyclopedia Americana, 1978). Индивидуалистическая природа анархизма, негативные последствия любой формы властвования просматриваются и в определении, предложенном "Британской энциклопедией", которая выделяет в анархизме момент признания им необязательности существования правительства. "Анархизм - это доктрины и установки, базирующиеся на том убеждении, что правление (правительство) является вредоносным и ненужным" (The New Encyclopedia Britannica, 1974).

Во "Всеобщей энциклопедии" сделан акцент на протесте анархизма против какого бы то ни было давления на человека извне. "Анархизм есть движение идей и действий, которое отвергает всякое внешнее принуждение человека и предлагает перестроить жизнь в коммунах на основе индивидуальной автономной воли" (Encyclopedia Universalis, 1968). На антиавторитарную тенденцию анархизма, на отрицание им государства также обращается внимание и во французской "Большой энциклопедии Ларусса". В статье "Анархизм" он определяется как "идеология, которая отвергает авторитет, в особенности авторитет государства, и превозносит абсолютную свободу и спонтанность" (La Grande Encyclopediques Larousse, 1971). Акцент, который делает анархизм, на спонтанность, на антигосударственность (антиэтатизм), на такие социальные процессы, которые возникают и протекают без внешних организационных воздействий, действительно характерен для этого учения. Новейший толковый словарь французского языка дает в этой связи определение анархизма как такой политической концепции, которая "ориентируется на упразднение государства и устранение из общества всякой власти, располагающей правом принуждать индивида" (Le Grand Robert de la langue française, 1985).

На дуалистическое (двуединое) содержание анархистской доктрины указывают и соответствующие германские публикации. Так, в "Энциклопедическом словаре Майерса" об анархизме говорится как о категории собирательной, вокруг которой объединяются те социально-философские и политические мыслительные модели, а равно попытки их претворения в практику, которые "отбрасывают все виды авторитета (государство, церковь и т.д.) как формы господства человека над человеком и предусматривают осуществление человеческого общежития на основе неограниченной свободы индивидов в согласии с принципами справедливости, равенства, братства (солидарности)" (Mayers Enziclopädischer Lexikon, 1971). Близка по смыслу такому суждению об анархизме его оценка в энциклопедии Брокгауза. В этом издании анархизм трактуется как "собирательное понятие для всякого последовательного сопротивления существующим законам, нормам, порядкам" (Der Grosse Brockhaus, 1977). Другой немецкий словарь считает анархизм теорией, отклоняющей всякий общепринятый государственный и правовой порядок (Der Große Duden - Lexikon, 1969). To общее, что заметно проглядывает в трактовке анархизма немецкими учеными, заключается в изображении его идеологией, враждебной, прежде всего, и по преимуществу государству со всеми его аксессуарами.

Представленными определениями зарубежных ученых описание и анализ анархизма не исчерпывается. Здесь отобраны из множества трактовок анархизма лишь наиболее яркие и сущностные.

В России одно из первых определений анархизма появилось в "Советской исторической энциклопедии". "Анархизм, - говорится в ней, - мелкобуржуазное общественно-политическое течение, основная идея которого состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди так называемой абсолютной свободы..." (Советская историческая энциклопедия, 1961). По схеме, заключенной в этом определении (классовая природа учения, его отношение к государству, время возникновения, мировоззренческая платформа), строятся описания анархизма и в других энциклопедических изданиях и справочниках советского периода.

Г.Н. Коломиец, В.В. Александров, Н.М. Пирумова, написавшие статью об анархизме в "Большой Советской Энциклопедии", характеризуют его как мелкобуржуазное общественно-политическое течение, сложившееся в 40-х - начале 70-х гг. XIX века, отрицающее всякую государственную власть и проповедующее ничем не ограниченную свободу каждой отдельно взятой личности. С их точки зрения, "анархизм отвергает всякую власть (не только государственную), отрицает общественную дисциплину,

необходимость подчинения меньшинства большинству, выступает против политической борьбы рабочего класса..." (Большая советская энциклопедия, 1970). Мысль о том, что анархизм отвергает всякую публичную власть, а не только политическую (государственную) также подметил и "Философский энциклопедический словарь", но уже позже. Он считает анархизм таким мелкобуржуазным общественно-политическим течением, которое провозглашает своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. (Философский энциклопедический словарь, 1983). В подобном устоявшемся, но уже деидеологизированном, русле дается описание анархизма и в современных философских энциклопедиях. Так, одна из них определяет анархизм как "общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти" (Всемирная энциклопедия..., 2001). А другой словарь под анархизмом предлагает понимать "учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает" (Философский энциклопедический словарь, 1998).

Во всех вышеизложенных определениях анархизма этот термин понимается как нерасчлененное, синтетическое, полисемантическое мировоззрение, из которого не вычленены и четко не зафиксированы собственно философская составляющая, его философские основания и ключевые (содержательные) идеи. Отдельные специализированные словари делают акцент в определении анархизма с учетом своей предметной проблематики. Например, политические словари, как правило, анархизм трактуют как "политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан" (Политология..., 1993).

Один из английских политических словарей также определяет анархизм как общественно-политическое течение, "согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения" (Политика..., 2001). Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют "ацефальными", или неуправляемыми. В то же время данный словарь рассматривает анархизм как один из путей трансформации современных развитых обществ.

Итак, в имеющихся европейских и отечественных энциклопедиях и справочниках наблюдается разброс в дефинициях анархизма, в расставленных в них акцентах. Это отчасти объясняется, с одной стороны, именно отсутствием акцента на философском аспекте анархистского учения, которое "цементирует" его содержательные признаки, а, с другой стороны, природой самой анархистской доктрины. Не случайно в монографических работах авторы часто избегают четких, внятных формулировок теоретического анархизма. Встречающиеся в научной литературе дефиниции анархизма как определенного настроения, психологического состояния масс и отдельной личности, как определенное умонастроение, которое отражает резкое, тотальное неприятие существующего порядка вещей, стремление к полному его разрушению, тотальной ломке, не отражают сути философского анархизма. Многообразие анархических идей не следует сводить (что часто делают словари) ни только к идеологии, ни только к общественно-политической практике. Поэтому автор не может в своем исследовании взять за основу ни одно из приведенных определений, так как в них не выделена четко именно философская основа анархизма, его ядро. Поэтому, в силу описанных трудностей предлагается еще одно определение философского анархизма. Под ним понимается система идей об абсолютно свободной личности, ее месте и роли в обществе без власти.

Представленная формулировка имеет ряд достоинств: во-первых, она вычленяет именно философский аспект такого сложного, многогранного направления общественной мысли как анархизм;

во-вторых, подчеркивает сущностные идеи и базовые ценности учения: личность, свобода, общество, власть;

в-третьих, включает в себя идеи, которые принадлежат разным сферам общественной жизни: экономической, политической, социальной, культурной и др., и характеризующееся высокой степенью генерализации;

в-четвертых, отражает эклектичный, антиномичный характер учения, используя оборот "система

идей";

наконец, при всей своей универсальности, похожести на определения других учений, например, либерализма, который также касается вопросов свободы, личности, общества и власти, но в другой пропорции и под другим углом зрения, предложенное определение философского анархизма не дает с ним слиться. Это проявляется в том, что свобода понимается идеалистически как абсолютная, а идеи абсолютно свободной личности и безгосударственного (безвластного) устройства общества принадлежат только философскому анархизму.

5. Заключение

История анархизма коррелирует с эволюцией государственности, метаморфозами публичной (политической) власти. В доклассический период сформировались основные анархистские идеи: антиэтатизм, обусловленный ярко выраженной классовой природой государства и репрессивными методами реализации власти; бесклассовое, бессословное общество с торжеством свободы, равенства и справедливости; абсолютная и всеобщая свобода как отражение протеста закабаленного, угнетенного большинства против свободного и привилегированного меньшинства. Совокупность этих идей в XIX в. составила ядро классического анархизма. Виднейшими ее представителями были У. Годвин, П.Ж. Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. В этой комплексной, многомерной и многоуровневой теории можно выделить несколько содержательных компонентов: философский, политический, психологический и др. Вычленение философской основы в анархизме позволило автору статьи объединить все разнородные течения философского анархизма в самостоятельное направление общественной мысли и представить определение поискового характера, использование которого ограничено рамками данной статьи.

Литература

Der Grosse Brockhaus. Wiesbaden, Bd. 1, S.238, 1977.

Der Grosse Duden - Lexikon. Mannheim, Bd. 1, S.249, 1969.

Dictonary of philosophy and psychology. Glouchester (Mass.), v.1, p.45, 1957.

Encyclopedia Universalis. Glouchester, v.1, p.988, 1968.

La Grande Encyclopediques Larousse. Paris, v.2, p.653, 1971.

Le Grand Robert de la langue française: Dictionnare alpbetique et analogique de la langue française de Paur

Robert. Paris, v.1, p.351, 1985. Mayers Enziclopädischer Lexikon. Manheim, Bd. 2, S.132, 1971. Rohde E. Der grechishe Roman und seine vorläufer. Berlin, S.241-260, 1960. The Encyclopedia Amerikana: Intern. New York, v.1, p.779, 1978. The New Encyclopedia Britannica. Chicago, v.1, p.341, 1974. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. M., Правда, 623 е., 1989.

Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Под ред. Прохорова A.M. M., Сов. энциклопедия, т.1, с.573, 1970. Всемирная энциклопедия: Философия. Гл. ред. Грицанов A.A. М., ACT, Мн., Харвест, Современный

литератор, с.41, 1187, 2001. Годвин У. О собственности. М., Изд-во Академии наук СССР, 256 е., 1958. Иванов В. Драма свободы. Молодой коммунист, № 10, с.67, 1990. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., Правда, с.611, 1990. Лурье С.Я. Предтечи анархизма в древнем мире. М., Голос труда, с.7, 8, 1926. Политика: Толковый словарь. Под ред. Маклина А. М., ИНФРА-М, Изд-во "Весь мир", с.17-19, 2001. Политология. Энциклопедический словарь. Общ. ред. и сост.: Аверьянов Ю.И. М., Изд-во МГУ, с.20-21, 1993. Пронякин Д.И. Анархизм: "исторические претензии" и уроки истории. Л., Лениздат, с.8, 1990. Пронякин Д.И. Основные доктрины классического анархизма. СПб, Ред.-изд. отдел СПбГУ, с.5, 1995. Прудон П.-Ж. Что такое собственность. М., Изд-во "Республика", 367 е., 1998.

Рябов П.В. Проблема личности в философии классического анархизма. Автореферат канд. дис. М., Изд-во МГПУ, С.6, 7, 1996.

Советская историческая энциклопедия. В 12-ти т. Под ред. Жукова Е.М. М., Сов. энциклопедия, т.1, с.438, 1961.

Советский энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова A.M. M., Сов. энциклопедия, с.417, 1987. Ударцев С. Анархизм. В кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., Наука, с.18-21, 1995.

Философский энциклопедический словарь. Под ред. Ильичева Л.Ф. М., Сов. энциклопедия, с.24, 1983.

Философский энциклопедический словарь. Ред.-сост. Губский Е.Ф. М., ИНФРА-М, с.20, 1998.

Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и

государства. М., Изд-во "Гнозис", Ред.-изд. Группа "Логос", с.123, 1994. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, Основа, 558 е., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.