УДК 006.01
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ В ЭКОНОМИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИИ
Барыкин А.Н., канд. экон. наук, доцент, доцент Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), партнер российской консалтинговой компании GRT Consulting
В настоящей статье рассмотрен подход к исследованию вопроса учета ежегодных трансакционных издержек в экономике стандартизации на национальном уровне, где с позиции неоинституциональной экономической теории расчетные значения ежегодного экономического вклада в экономический рост от применения документов национальной системы стандартизации (НСС РФ) должны быть скорректированы (уменьшены) на величину затрат на поддержание деятельности самой НСС РФ за счет госбюджета, государственных и частных участников работ по стандартизации, и на величину ежегодных транзакционных издержек от применения экономическими агентами документов НСС РФ в своей хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Предложенный автором методический подход к исследованию вопроса учета ежегодных трансакционных издержек в экономике стандартизации развивает положения прикладной экономической теории стандартизации, разработанной д.э.н. В.П. Пановым в 1989 году.
Ключевые слова: трансакционные издержки национальной стандартизации, неоинституциональный подход, системный подход, экономика национальной стандартизации, государственный заказ.
ВВЕДЕНИЕ
Место и роль национальной стандартизации в экономике СССР обосновал д.э.н. В.П. Панов в 1989 году в своем диссертационном исследовании «Основы экономической теории стандартизации и проблема развития государственной системы стандартизации СССР в новых условиях хозяйствования», где с позиций политической экономии социализма национальная (государственная) стандартизация через общественно необходимый фонд нормативных документов по стандартизации (НДС) является составной частью «полезной информации» и определяет качество производственных сил (рабочей силы) и средств производства, которые напрямую применяются обществом при решении любых социально-экономических задач, возникающих в процессе развития [1, с.169].
Как подчеркивает д.э.н. В.П. Панов, политическая экономия изучает общественные отношения людей, возникающие у них в процессе производства, распределения и потребления совокупности материальных и духовных благ, где первоистоки таких отношений лежат в производственных силах [1, с. 167].
Цитируемое автором настоящей статьи диссертационное исследование в своей основе посвящено теоретическим основам упорядочения работ по стандартизации в рамках государственной системы стандартизации СССР (ГСС СССР). По мнению В.П. Панова, такое упорядочение должно проводиться не с позиций потребности ГСС СССР, например, подчиняя работы по стандартизации только принципам комплексности и опережающей стандартизации, а с
позиции потребности общества с целью придания фонду стандартов общественной значимости, например, уделяя больше внимания разработке стандартов для отраслей народного хозяйства, на производственные процессы и общественно необходимые услуги, которых, по мнению В.П. Панова, было недостаточно или они были упорядочены слабо на момент проведения исследования [1, с. 174, 180].
Теоретическое и методическое обеспечение работ по дополнению и обновлению фонда национальных стандартов с позиций его общественной значимости обозначено В.П. Пановым как ключевое направление развития прикладной экономической теории стандартизации, которое должно проводиться на системной основе. «Системность представления и изложения объектов стандартизации является, кроме того, абсолютно необходимой научно-методической предпосылкой для формирования общественно необходимого, то есть оптимального по составу, внутренней структуре и содержанию фонда НДС страны» [1, с. 180].
Проведенное исследование можно считать отправной точкой в изучении вопросов экономики стандартизации с позиций системного и институционального подходов (нео-институционализма).
Целью представленного исследования являлась разработка методологии по объединению двух теоретических подходов - системного и институционального - для развития экономической теории стандартизации и определения реальной эффективности национальной стандартизации.
Для достижения заявленной цели будут решены следующие задачи:
1. Определить место национальной системы стандартизации в институте национальной стандартизации РФ, ввести понятия «трансакция» и «трансакционные издержки» в институте национальной стандартизации.
2. Сформировать атлас смежных экономических институтов с институтом национальной стандартизации РФ и определить формы ограничения для экономических агентов вести рыночную деятельность «нестандартно» и степень профессионализма индивидов в применении документов НСС РФ для каждого смежного экономического института.
3. Провести анализ доступных для настоящего исследования государственных докладов о состоянии работ в сфере стандартизации в РФ, на предмет обобщения информации об ошибках применения национальных стандартов при составлении описания технических заданий на объекты закупок федеральными органами исполнительной власти.
4. Провести обзор исследований экономического вклада национальной стандартизации в экономический рост и другие показатели эффективности факторов производства для экономически развитых стран и РФ.
5. Разработать методику расчета реального вклада национальной стандартизации в национальную экономику, где интегральным показателем ее эффективности считается ежегодный валовый внутренний продукт.
6. Провести предварительную оценку трансакционных издержек от применения документов НСС РФ при осуществлении государственного и муниципального заказов на основе данных об объеме государственного заказа и ВВП за 2023 год.
7. Сформулировать граничное условие для эффективности института национальной стандартизации, рассчитываемой через оценку вклада стандартов в ежегодный экономический рост с учетом расходов на поддержание фонда стандартов в нормативном состоянии, информационное обеспечение экономических агентов и корректировки на размер принятых трансакционных издержек.
Представленные автором далее результаты исследования призваны проиллюстрировать полученные результаты проведенного исследования.
АДАПТАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ «ИНСТИТУТ - ТРАНСАКЦИЯ - ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ» К НАЦИОНАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ СТАНДАРТИЗАЦИИ
На современном этапе институт национальной стандартизации представляет собой всю совокупность формализованных общественных отношений в рамках работ как по стан-
дартизации и информационному обеспечению за счет сил и средств национальной системы стандартизации, так и по применению документов Федерального информационного фонда стандартов экономическими агентами, по мотивам экономической целесообразности и(или) по установленным ограничениям в рамках принятых законов и нормативных правовых актов (отраслевого законодательства).
Отраслевое законодательство нацелено на ограничение или полный запрет неприемлемых или неэффективных хозяйственных приемов ведения экономической деятельности (трансформаций материальных и нематериальных ресурсов и трансакций) с позиции государства.
По мнению ряда исследователей, трансакция - это процесс передачи прав собственности или ограничения деятельности между экономическими агентами [2, 3].
Для института национальной стандартизации характерной трансакцией в обобщенном виде является ограничение или полный запрет для экономических агентов вести рыночную деятельность нестандартно, то есть придерживаться стандартизированных решений, норм и требований национальных стандартов при осуществлении хозяйственной деятельности и при производстве общественных и частных благ.
Ограничение экономических агентов вести рыночную деятельность нестандартно проявляется в прямой форме и косвенной форме. К прямому ограничению относится, например, требование законодательства РФ об аккредитации использовать документы национальной системы стандартизации при оказании государственной услуги по аккредитации органов по сертификации, лабораторий и испытательных центров. В то же время широкое информирование общественности о добровольном характере применения национальных стандартов, установленном федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»1 (далее - Закон о стандартизации), фактически упраздняется при применении национальных и межгосударственных стандартов для целей исполнения обязательных требований технических регламентов Российской Федерации и Евразийского экономического союза - косвенная форма ограничения. Документы по стандартизации, включенные в перечни таких документов к техническим регламентам, формально остаются добровольными для применения и прохождения процедур оценки соответствия продукции. Заявитель может использовать другие документы для подтверждения соблюдения обязательных требований технических регламентов, но стандарты все равно остаются нормативно закрепленным ориентиром и для заявителя, и для органа по сертификации.
В таком случае расширенная трактовка понятия трансакций для института стандартизации представляет собой совокуп-
1 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
ность хозяйственных приемов (поиск информации, анализ рынка, поиск контрагентов, оценка регуляторной среды, защита прав собственности, заключение сделки по передаче прав собственности, защита от оппортунизма, создание атрибутов деловой репутации, продвижение общественных и частных благ) экономических агентов по осуществлению хозяйственной деятельности и производству общественных и частных благ в условиях действующих прямых и косвенных ограничений, установленных регулятором с применением документов национальной системы стандартизации.
Институциональный подход, а в нашем случае мы используем неоинституциональный подход, рассматривает устоявшиеся общественные отношения с позиции действия индивида, который ограничен в своей рациональности, в обработке всей имеющейся у него информации для принятия решений и оппортунистически настроен [4].
Введенное выше понятие трансакции для института национальной стандартизации открывает возможность сформулировать понятие трансакционных издержек института национальной стандартизации как отклонение от прогнозной (расчетной) экономической эффективности (экономического эффекта) рыночной деятельности экономических агентов при осуществлении ими трансакций в условиях действующих прямых и косвенных ограничений, установленных регулятором с применением документов национальной системы стандартизации.
АТЛАС ИНСТИТУТОВ «ИНСТИТУТ СТАНДАРТИЗАЦИИ -ПРОЧИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ»
Термин «атлас институтов» введен Е.В. Поповым [3], и он представляется нам удачным как с позиции разделения с терминологией системного подхода, так и для исключения ошибочных представлений о введенной иерархии при перечислении смежных с институтом стандартизации экономических институтов.
Под институциональным атласом подразумевается сводная классификация институтов, объединяющая в себе несколько типов систематизации данных институтов по различным критериям.
Иерархическая систематизация экономических институтов, сопряженных с институтом национальной стандартизации, включает следующие признаки:
- формы ограничения экономических агентов вести рыночную деятельность нестандартно;
- степень профессионализма индивидов в применении документов национальной системы стандартизации.
Приведем фрагмент атласа института национальной стандартизации, составленный на основании так называемого, Закона спутника2, принятого для внесения изменений в за-
2 Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
стандартизации».
Таблица 1
Фрагмент атласа института национальной стандартизации
СМЕЖНЫЕ ИНСТИТУТЫ, В ФОРМАЛЬНЫХ ПРАВИЛАХ КОТОРЫХ ПРИСУТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ НССРФ ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ ВЕСТИ РЫНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НЕСТАНДАРТНО» СТЕПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ИНДИВИДОВ В ПРИМЕНЕНИИ ДОКУМЕНТОВ НСС РФ
Институт обеспечения единства измерений Прямая Высокая
Институт аккредитации Прямая Высокая
Институт государственного материального резерва Прямая Высокая
ИНСТИТУТ Институт атомной энергетики Прямая Высокая
НАЦИОНАЛЬНОЙ Институт безопасности дорожного движения Прямая Высокая
СТАНДАРТИЗАЦИИ
Институт соглашений о разделе продукции Прямая Высокая
Институт обращения оружия Прямая Высокая
Институт железнодорожного транспорта Прямая Высокая
Институт связи Прямая Средняя
Институт технического регулирования Косвенная Средняя
Институт государственного заказа Прямая Низкая
Институт дорожной деятельности Косвенная Низкая
конодательство РФ в связи с принятием Закона о стандартизации (табл. 1).
Как следует из приведенных в табл. 1 данных, требования по использованию документов НСС РФ при осуществлении госзаказа в рамках законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг обеспечиваются производственными силами с низкой (недостаточной) степенью профессионализма в применении документов НСС РФ как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Институт государственного заказа обеспечивает реализацию основной части расходов бюджетов всех уровней Бюджетной системы РФ и представляет наибольший интерес для оценок трансакционных издержек института национальной стандартизации.
В то же время мы обозначили среднюю степень профессионализма рабочей силы в вопросах применения документов НСС РФ, задействованной в рамках института связи и института технического регулирования. Средняя степень профессионализма рабочей силы в рассматриваемых вопросах в указанных институтах компенсируется высоким уровнем профессионализма представителей аккредитованных лиц для проведения работ по оценке соответствия и представителей уполномоченных органов и организациями в контрольно-разрешительной системе связи в нашей стране.
Далее в статье будет рассматриваться институт государственного заказа для описания подходов к учету трансакционных издержек в экономике института национальной стандартизации.
ПРИМЕРЫ ОШИБОК ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РФ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИ
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2016 № 672 о межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций в сфере стандартизации3 [Постановление Правительства РФ от 10 июля 2016 г. № 672 «О межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации»]. Росстандарт мониторит применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В состав разделов ежегодного Государственного доклада о состоянии работ в сфере стандартизации в РФ, направляемого в Правительство РФ до 1 апреля ежегодно, включен раздел о состоянии внедрения практики мониторинга востребованности национальных стандартов и применения документов по стандартизации при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
В трех доступных для настоящего исследования государственных докладах (за 2020, 2021, 2022 годы) отмечены ошибки применения национальных стандартов при составлении описания технических заданий на объекты закупок федеральными органами исполнительной власти (табл. 2).
3 Постановление Правительства РФ от 10 июля 2016 г. № 672 «О межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации».
Таблица 2
Данные об ошибках применения национальных стандартов при составлении описания технических заданий на объекты закупок федеральными органами исполнительной власти4
НАИМЕНОВАНИЕ
Всего конкурсных документаций, содержащих ссылки на документы НСС в описании объекта закупки, шт.
Всего конкурсных документаций, содержащих ссылки на документы НСС в описании объекта закупки, %
Всего ссылок на национальные стандартов в описании объекта закупки, шт.
Всего ссылок на недействующие национальные стандарты в описании объекта закупки, %
Всего конкурсных документаций с ссылками на национальные стандарты, которые невозможно идентифицировать, шт.
485
55 (287 документаций)
289
7 (16 стандартов)
10 000
35 (3445 документаций)
996
19 (191 стандарт)
Не приводится Не приводится
9000
25 (2300 документаций)
692
21 (145 стандартов) 200
2020
2021
2022
4 Составлено на основании Государственных докладов Минпромторга Российской Федерации «О состоянии работ в сфере стандартизации Российской Федерации» Правительству Российской Федерации в 2020-2022 гг.
Как отмечено в Государственном докладе о состоянии работ в сфере стандартизации в РФ за 2022 год, направленном в Правительство РФ 31 марта 2023 года, в целях повышения уровня и качества применения ссылок во исполнение пункта 10 Плана мероприятий в 2021 году утверждены рекомендации по стандартизации по применению документов национальной системы стандартизации при описании объектов закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд5 (далее - Рекомендации).
При разработке Рекомендаций учтены положения Федерального закона № 523-Ф36 в части дополнения перечня документов национальной системы стандартизации, на которые возможно приведение ссылок при описании объектов закупок, стандартами организаций и техническими условиями, зарегистрированными в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.
Начиная с 2022 года информация о данном инструменте стандартизации, включая информацию о действующих рекомендациях по стандартизации, активно публично доводится сотрудниками системы Росстандарта до сведения ФОИВ и предприятий на различных публичных площадках7.
Для целей настоящей статьи представляют интерес результаты исследований автора настоящей статьи [5-8] и информация из государственных докладов за 2021 и 2022 годы, где указывается, что с учетом среднего срока проведения государственной закупки (30 дней) средняя выборка общего числа текущих закупок (по Федеральному закону № 44-ФЗ8 и по Федеральному закону № 223-Ф39), содержащих ссылки на национальные и межгосударственные стандарты, включая непосредственное описание объекта закупки с использованием стандартов в конкурсной документации, составляет 62% и 62,4% соответственно [3, с. 156].
Кроме того, в государственном докладе за 2022 год указано, что для лотов с ценой свыше 2,5 млн руб. процент количества закупок, содержащих ссылки на национальные и межгосударственные стандарты, включая непосредственное описа-
5 Р 1323565.1.037-2021 «Методические рекомендации по применению документов национальной системы стандартизации при описании объектов закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд», утвержденные приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2021 г. № 1073-ст.
6 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 523-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».
7 ФГБУ «Институт стандартизации»: официальный сайт. - Москва. -Обновляется в течение суток. - ик1_: https://gostinfo.ru/ (даты обращений: 01.06 - 30.10.2024).
8 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
9 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ние объекта закупки с использованием стандарта в наименовании и конкурсной документации, составляет порядка 68%. С дальнейшим увеличением стоимости лота процент количества закупок, содержащих ссылки на стандарты, продолжает расти и для лотов 250-500 млн рублей составляет 87, 4%, а для лотов свыше 1 млрд рублей снижается до 75%.
Таким образом, можно утверждать, что при составлении более чем половины всех конкурсных документаций ежегодно на осуществление установленных законодательством РФ в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг необходимо уточнять как минимум статус одного национального стандарта, а как максимум использовать его корректное обозначение и ссылки на описание требований к продукции, услугам, работам и методам испытаний или отбора образцов. В дальнейшем мы будем использовать данный вывод для формирования теоретической модели учета трансакционных издержек в экономике национального института стандартизации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ЭКОНОМИКЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СТАНДАРТИЗАЦИИ И ГРАНИЧНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Системный подход к исследованию национального института стандартизации внес свою логику оценки эффективности работ по стандартизации на национальном уровне.
Преобладающая тенденциозность идей технократии в государственном управлении в отношении стандартизации привносит традиции принятия решений по соображениям эффективности и деполитизации процесса устоявшихся общественных отношений в рамках института национальной стандартизации. Что выразилось в оценке вклада стандартизации в отдельные факторы производства (производительность труда), вклад стандартизации в общую производительность всех факторов производства, а также вклад стандартизации в национальный экономический рост [9-11] или в часть национального экономического роста по секторам экономики [12] на основе производственной функции, отражающей зависимость объема производства от создающих его факторов производства (модернизированная функция Кобба-Дугласа для условий национальной системы стандартизации).
Следует подчеркнуть, логика оценки эффективности стандартизации в рамках сложившихся научных взглядов по использованию производственной функции для расчета эффективности работ по стандартизации в рамках НСС РФ определяется тезисом «система (техническое ее представление) - производственная функция как метод оценки ее эффективности».
Производственная функция Кобба-Дугласа входит в исследовательский инструментарий неоклассической экономической теории, в которой исключаются какие-либо оценки итоговой прогнозной величины эффективности объекта (процесса) исследования с учетом платы за рыночный механизм, то есть трансакционные издержки не учитываются [13].
В подтверждение вышесказанного мы приведем данные из исследования профессора Берлинского технического университета Кнута Блинда [11], в котором обобщены исследования экономического вклада национальной стандартизации в экономический рост и другие показатели эффективности факторов производства ряда стран с применением производственной функции в табл. 3.
Подводя итог, можно сказать, что все эмпирические исследования , приведенные в табл. 3, показывают положительное влияние стандартов на различные переменные, влияющие на экономический рост, с эластичностью в диапазоне от 0,06 до 0,18, что в пересчете на страновые данные в различных периодах исследования укладываются в диапазон
от 0,2 до 1,5% валового внутреннего продукта стран (Германия получает ежегодно 0,7-0,8 % ВВП от применения стандартов, Великобритания - 0,7 % ВВП) [11].
Российские ученые также исследуют вопрос вклада фонда стандартов в ВВП на национальном и отраслевом уровне [1, 3, 9]. Приведем в качестве примера самое последнее из опубликованных исследований д.э.н. А.В. Зажигалкина -о значении вклада национальных стандартов в ВВП на уровне 1,53% в 2021 году, посчитанного с применением данных Федерального информационного фонда стандартов, с использованием производственной функции Коб-ба-Дугласа [10], где, надо отметить, не указано на необходимость корректировки вклада национальных стандартов на величину трансакционных издержек.
Далее мы можем перейти к описанию методики расчета реального вклада национальной стандартизации в национальную экономику, где интегральным показателем ее эффективности считается ежегодный валовый внутренний продукт.
Таблица 3
Обобщенные исследования экономического вклада национальной стандартизации в экономический рост и другие показатели эффективности факторов производства ряда стран [18]
ПОКАЗАТЕЛЬ ЗНАЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА
СТРАНА ПЕРИОД (ЗАВИСИМАЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПО ПРИМЕЧАНИЕ
ПЕРЕМЕННАЯ) ОТНОШЕНИЮ К СТАНДАРТАМ
Германия 1960- 1996 Добавленная стоимость 0,06 Независимое исследование
Франция, Германия, Италия, Великобритания 1990- 2001 Добавленная стоимость Общая 0,08 Независимое исследование Исследование
Франция 1950- 2007 производительность факторов производства 0,12 для Французской ассоциации стандартизации
Германия 1960- 2006 Добавленная стоимость Общая 0,18 Исследование для Немецкого института стандартизации Исследование
Германия 1978- 2009 производительность факторов производства 0,10 для Совета по стандартизации Новой Зеландии Исследование для
Австралия 1982- 2010 ВВП 0,12 Австралийского национального органа по стандартизации
Великобритания 1921- -2013 Производительность труда 0,11 Исследование для Британского института
стандартизации
Канада 1981- -2014 ВВП и производительность труда 0,08 (ВВП) 0,16 (произв. труда) Исследование для Совета по стандартизации Канады
Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, 1976- 2016 Производительность труда 0,11 Исследование для национального органа по стандартизации стран
Швеция Северной Европы
Реальный вклад национальной стандартизации в ежегодный валовый внутренний продукт должен быть скорректирован (уменьшен) на величину:
1) ежегодных бюджетных ассигнований на поддержание работ по стандартизации в НСС РФ (разработка документов НСС РФ);
2) ежегодных бюджетных ассигнований на поддержание работ по информационному обеспечению участников работ НСС РФ и экономических агентов (поддержание и развитие систем Российского института стандартизации, издательская и сбытовая деятельность);
3) ежегодных расходов участников работ по стандартизации на разработку документов НСС РФ за счет иных источников, скорректированных на размер ежегодных субсидий разработчикам стандартов за счет федерального бюджета;
4) ежегодных трансакционных издержек от применения документов НСС РФ при осуществлении государственного и муниципального заказа.
Как следует из приведенного выше подхода к оценке реального вклада национальной стандартизации в ежегодный валовый внутренний продукт, следует пренебречь трансак-ционными издержками от применения в смежных экономических институтах (табл. 2), так как низкая или средняя степень профессионализма индивидов в применении документов НСС РФ компенсируется высокой компетентностью в данном вопросе представителей государственных органов и их подведомственных учреждений.
Методический подход к оценке трансакционных издержек от применения документов НСС РФ при осуществлении государственного и муниципального заказа включает:
Первый шаг: расчет общего числа государственных контрактов и их совокупного объема в национальной валюте с учетом национальных стандартов (среднее значение составило 62%, а в зависимости от начальной максимальной цены контракта более 2, 5 млн рублей от 68% до 87,4%);
Второй шаг: итоговый расчет совокупного объема в национальной валюте государственных контрактов за год следует умножить на поправочный коэффициент от 0,05-0,1% (считаем, что все трансакционные издержки при заключении таких контрактов связаны с составлением требований к объекту закупки с учетом требований документов по стандартизации) [2].
Совокупный вклад документов НСС РФ, то есть документов по стандартизации, зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов, по данным, опубликованным д.э.н. А.В. Зажигалкиным, составляет 1,53%, при этом, по предварительным расчетам, трансакционные издержки от применения национальных стандартов при реализации госзаказа в 2023 году составили, по нашим расче-
там, от 0,57 % до 1,15% при объеме государственного заказа 32 трлн рублей и ВВП - 172,15 трлн рублей10 [19].
Таким образом, мы можем сформулировать граничное условие для эффективности института национальной стандартизации, рассчитываемой через оценку вклада стандартов в ежегодный экономический рост с учетом расходов на поддержание фонда стандартов в нормативном состоянии, информационное обеспечение экономических агентов и корректировки на размер принятых трансакционных издержек, следующим образом: при сохраняющемся вкладе национальной системы стандартизации в ВВП и увеличивающемся объеме государственного заказа, оптимальный размер ежегодных трансакционных издержек применения национальных стандартов при осуществлении государственного заказа не должен превышать V размера ежегодного вклада национальной стандартизации в ВВП страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сформулировать основной вывод: трансакционные издержки в рамках института национальной стандартизации определяют итоговую прогнозную величину экономического эффекта от использования национальных стандартов в смежных экономических институтах и в основной своей части формируются за счет применения документов НСС РФ при осуществлении государственного и муниципального заказа [14]. А также автором подготовлен следующий перечень сопутствующих выводов по задачам проведенного исследования:
1. Диссертационное исследование д.э.н. В.П. Панова (1989) можно считать отправной точкой объединения теоретических подходов в изучении экономики стандартизации с позиций системного и институционального подходов (неоинституционализма).
2. Теоретическая модель «институт - трансакция - трансакционные издержки» адаптируется к национальному институту стандартизации через понятие трансакции в виде ограничений экономических агентов действовать «нестандартно», что выражается в трансакционных издержках на уточнение и поиск информации по обмену правами собственности в рамках государственного заказа.
3. Государственный регулятор (Минпромторг России) признает наличие трансакционных издержек в рамках института госзаказа за счет обязательного характера применения национальных стандартов при госзакупках.
4. Оценка вклада стандартизации в национальный экономический рост необходимо корректировать на величину расходов на содержание НСС РФ, Федерального информационного фонда стандартов в нормативном состоянии и на величину трансакционных издержек
10 INTERFAX.RU «Объем госзаказа в России в 2023 году составил 32 трлн рублей». Москва. 15 мая. - URL: https://www.interfax.ru/business/960655 (дата обращения: 17.12.2024).
от прямого и косвенного принуждения (запретов для) экономических агентов действовать «нестандартно» в смежных экономических институтах.
5. Граничное условие для оценки эффективности института национальной стандартизации определяется 50%-ной долей трансакционных издержек от применения стандартов в смежных экономических институтах.
6. На современном этапе выявлены предпосылки для негативных оценок эффективности института национальной стандартизации, так как, по предварительным
расчетам, трансакционные издержки от применения национальных стандартов при реализации госзаказа в 2023 году составили от 0,57% до 1,15%.
7. Разработка научно обоснованных инструментов по снижению ежегодных трансакционных издержек применения национальных стандартов при осуществлении государственного заказа представляется автору настоящей статьи дополнительным перспективным направлением развития экономической теории национальной стандартизации.
Список использованных источников и литературы
1. Панов В.П. Основы экономической теории стандартизации и проблема развития государственной системы стандартизации СССР в новых условиях хозяйствования: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.20 / Гос. ком. СССР по стандартам. ВНИИ стандартизации. - Москва, 1989. - 332 с.
2. Егорова С.Е., Юданова Л.А. Подходы к выявлению, классификации и измерению трансакционных затрат в современной экономике // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2016. № 4. С. 12-16.
3. Попов Е.В. Трансакционное измерение институтов //Экономическая наука современной России. 2011. № 2 (53). С. 25-40.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.
5. Барыкин А.Н., Колесник А.Ю. Оценка вклада отраслевого фонда стандартов в валовой внутренний продукт. На примере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации // Стандарты и качество. 2021. № 10. С. 58-62.
6. Икрянников В.О., Барыкин А.Н. Анализ фонда нормативных документов и документов по стандартизации, применяемых при описании объектов государственных закупок // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. 2018. Т. 7. № 3. С. 13-21.
7. Икрянников В.О., Барыкин А.Н. Вопросы описания объектов государственных и муниципальных закупок на региональном уровне: сравнительный анализ методического обеспечения // Логистика сегодня. 2018. № 4. С. 310-323.
8. Икрянников В.О., Барыкин А.Н. Совершенствование работ по стандартизации в интересах государственных закупок // Стандарты и качество. 2019. № 8. С. 36-41.
9. Аронов И. З., Ильина Е. В., Зажигалкин А. В. Оценка эффективности национальной стандартизации // Стандарты и качество. 2014. № 3. С. 24-28.
10. Зажигалкин А.В. Совершенствование национальной системы стандартизации в условиях перехода к новому технологическому укладу: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05 /ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2021. - 317 с. : ил.
11. Blind K., RameL F., RocheLL C. The influence of standards and patents on Long-term economic growth // The Journal of Technology Transfer. 2022. Т. 47, № 4. С. 979-999.
12. Барыкин А.Н., Будажапова М.Ж. Применение требований в области технического регулирования и стандартизации при описании объекта закупок // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2016. № 45. С. 8-11.
13. Баркалов Н. Б. Производственные функции в моделях экономического роста. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 128 с.
14. Барыкин А.Н. Динамика институциональной структуры национальной стандартизации в период 2015-2023 годов // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2024. № 6(81). - С. 23-33.
Благодарность
Выражаю благодарность д.э.н, доценту Рахмеевой Ирине Игоревне, заведующей кафедрой Экономической теории и прикладной социологии Уральского государственного экономического университета за ценные предложения и обсуждения результатов проведенного исследования трансакционных издержек в экономике национальной стандартизации.
18
MHOOPMAm/IOHHO^KOHOMMHECKME ACnEKTbl CT"AHflAPTM3Am/IM H TEXHMHECKOro PEry^MPOBAHMfl | 1/2025 (82)
TRANSACTION COSTS IN THE ECONOMY
OF THE NATIONAL STANDARDIZATION OF RUSSIA
Barykin A.N., candidate of economic sciences, docent, associate professor of Russian University of Transport RUT (MIIT)
This article presents an approach to studying the issue of accounting for annual transaction costs in the standardization economy at the national level, where, from the standpoint of neo-institutional economic theory, the estimated values of the annual economic contribution to economic growth from the application of documents of the national standardization system (NSS RF) should be adjusted (reduced) the amount of costs incurred to maintain the activities of the NSS of the Russian Federation itself at the expense of the state budget, public and private participants in standardization work, and the amount of annual transaction costs from the use of NSS documents by economic agents in their business activities in accordance with the legislation of the Russian Federation. The methodological approach proposed by the author to the study of the issue of accounting for annual transaction costs in the standardization economy develops the provisions of the applied economic theory of standardization, developed by doctor of economics V.P. Panov in 1989.
Keywords: transaction costs of national standardization, neo-institutional approach, systemic approach, economics of national standardization, public procurement
References
1. Panov V.P. Fundamentals of the economic theory of standardization and the problem of the development of the USSR state standardization system in the new economic conditions : dissertation. Doctor of Economics: 08.00.20. State com. USSR by standards. BNII Standardization. Moscow, 1989, p.332.
2. Egorova S.E., Yudanova L.A. Approaches to the identification, classification and measurement of transaction costs in the modern economy. Bulletin of Pskov State University. Economica. Pravo. Upravlenie. 2016, no. 4, pp. 12-16.
3. Popov E.V. Transactional measurement of institutions. Economicheskaya nauka sovremennoy Rossii. 2011, no. 2(53), pp. 25-40.
4. Nort D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy. Moscow: Foundation of the economic book «Beginnings», 1997, p. 180.
5. Barykin A.N. Assessment of the contribution of the industry standards fund to the gross domestic product. On the example of the fuel and energy complex of the Russian Federation. Standarty i kachestvo, 2021, no. 10, pp. 58-62.
6. Ikryannikov V.O., Barykin A.N. Analysis of the fund of normative documents and standardization documents used in the descriptions of public procurement facilities. Scientific research and development. Russian Journal of Project Management, 2018, vol. 7, no. 3, pp. 13-21.
7. Ikryannikov V.O., Barykin A.N. Issues of describing objects of state and municipal procurement at the regional level: a comparative analysis of methodological support. Logistica segodnya, 2018, no. 4, pp. 310-323.
8. Ikryannikov V.O., Barykin A.N. Improvement of standardization work in the interests of public procurement. Standarty i kachestvo, 2019, no. 8, pp. 36-41.
9. Aronov I.Z., Ilyina E.V., Zazhigalkin A.V. Evaluation of the effectiveness of national standardization. Standarty i kachestvo, 2014, no. 3, pp.24-28
10. Zazhigalkin A.V. Improvement of the national standardization system in the context of transition to a new technological order. Dissertation for the degree of Doctor of Economics, St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, 2021, p.317.
11. Blind K., Ramel F., Rochell C. The influence of standards and patents on long-term economic growth. The Journal of Technology Transfer. 2021; 47(4), pp. 979-999.
12. Barykin A.N., Budazhapova M.Zh. Application of requirements in the field of technical regulation and standardization in the description of the object of procurement. State order: management, placement, provision. 2016, no. 45, pp. 8-11.
13. Barkalov N.B. Production functions in models of economic growth. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1981, p.128.
14. Barykin A.N. Dinamika institucional'noj struktury nacional'noj standartizacii v period 2015-2023 godov. Information and Economic Aspects of Standardization and Technical Regulation. 2024, no. 6(81), pp. 23-33.
Gratitude
I would like to express my gratitude to Irina I. Rakhmeeva, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economic Theory and Applied Sociology at the Ural State University of Economics for valuable suggestions and discussions on the results of the study of transaction costs in the economy of national standardization.