Научная статья на тему 'Оценка трансакционных издержек процесса институциональной трансформации российской экономики'

Оценка трансакционных издержек процесса институциональной трансформации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесных В. В.

В работе с позиций современной экономической теории рассматривается широкий круг вопросов относительно природы и особенностей трансакционных издержек и издержек институциональной трансформации в российской экономике переходного периода. Предложен и применён ряд новых инструментов для исследования таких издержек. Рассмотрены пути их сокращения, в том числе применительно к оборонно-промышленному комплексу. Приведены численные оценки трансакционных издержек, включая результаты, характерные для российской экономики в период максимального трансформационного спада, которые необходимо учитывать для построения адекватной промышленной политики. Учёт указанных издержек в ОПК является основой для проведения конверсии, выработки взвешенной промышленной политики и обеспечения национальной безопасности государства. В то же время, минимизация трансакционных издержек и издержек институциональной трансформации составляет реальный резерв повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of transactional costs of institutional transformation of Russian Economy

The frame of mind about the nature and features of transaction costs and costs of institutional transformation in Russian transition economy is considered from the point of view of modern economic theory. A number of new instruments for such researches are suggested and applied in this paper. The ways of shortening of these costs are considered, including defence-priduction complex. The article contains digital estimations of transaction costs, accented on the Russian results at the period of maximal transformational crisis. These costs have to be taken into account while creation of adequate industrial policy.

Текст научной работы на тему «Оценка трансакционных издержек процесса институциональной трансформации российской экономики»

ОЦЕНКА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В.В. Лесных, к. э. н., к. ф.-м. н., докторант ИЭ УрО РАН

В последние десятилетия наблюдается рост интереса к проблеме трансакционных издержек, введение которых в экономический анализ явилось крупным теоретическим достижением1. Признание "небесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций"2.

Однако эта тема недостаточно освещена в научной литературе, в которой, как правило, отражены её отдельные конкретные аспекты. Особая значимость для российской экономики в период её рыночной трансформации принадлежит такой составляющей трансакционных издержек, как издержки институциональной трансформации. Многие особенности переходного периода в значительной мере определялись именно этими издержками.

Поэтому представляется актуальной задачей с единых позиций рассмотреть комплекс вопросов относительно трансакционных издержек в переходной экономике - от обобщения их определений, классификации и численной оценки до инструментария для их изучения.

Трансакционные издержки

Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки ТС (transaction cost), в отличие от производственных издержек PC (production costs).

Трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания стоимости. Они создают блага, свойства которых имеют ценность для

1 Капелюшников Р. И. Категория трансакционных издержек [Электрон. ресурс] / Р. И. Капелюшников. -Режим доступа: http://www.libertarium.ru/libertarium/l_libsb3_1-2

2 Coase R. H. The firm, the market and the law / R. H. Coase. Chicago, 1988. (см.: Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Catallaxy, 1993. С.6).

индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации).

Трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом3. Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Становление теории трансакционных издержек как целостной научной концепции связано, в первую очередь, с работами таких исследователей, как А. Алчиан, Г. Демсец, О. Уильямсон, С. Чанг, Й. Барцель, М. Дженсен и др. На протяжении истории существования этого теоретического направления неоднократно предлагались различные определения категории трансакционных издержек и предпринимались попытки дать их классификацию.

В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных. В обобщённом виде определения трансакционных издержек приведены в таблице 1.

Подчеркнём, что в настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством исследователей интегрально как издержки функционирования системы.

Необходимо отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Дж. Стиглер выделил среди них "информационные издержки"4, О. Уильямсон - "издержки оппортунистического поведения"5, М. Дженсен и У. Меклинг - "издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения"6, Й. Барцель - "издержки измерения"7, П. Милгром и Дж. Робертс - "издержки влияния" , Г. Хансманн - "издержки коллективного принятия решений"9. К. Далман включил в их состав "издержки сбора и переработки информации, издержки проведения

3 Commons J. R. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. V.21. P.652.

4 Stigler G. J. The economics of information. // Journal of Political Economy. 1961. Vol. 69. № 2. P. 213-295.

5 Williamson O. E. The economic institutions of capitalism: firms, markets, relational contracting. N.Y. 1985.

6 Jensen M. C. Theory of the firm : managerial behavior, agency costs, and ownership structure // Journal of Financial Economics. 1973. Vol. 3. № 5.

7 Barzel Y. Measurement costs and the organization of markets // Journal of Law and Economics. 1982. Vol. 25. № 1.

8 Milgrom P. Bargaining costs, influence costs, and the organization of economic activity // Perspectives on positive political economy. Cambridge.1990.

9 Hansmann H. The ownership of the firm // Journal of Law, Ecnomics, and Organization. 1988. Vol. 4. № 2.

переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта"10.

Таблица 1

_Наиболее известные определения трансакционных издержек_

Автор Определения трансакционных издержек

К. Эрроу11 Трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы

Дж. Винички 12 Трансакционные издержки как «издержки, связанные с созданием, изменением, закреплением и использованием институтов экономическими субъектами»

13 Д. Норт Трансакционные издержки "состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению".

Д. Норт14 Издержки производства суть издержки, обусловленные состоянием производительных сил; издержки трансакции суть издержки, обусловленные характером производственных отношений

С. Чанг15 В самом широком смысле слова "трансакционные издержки" состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо

П. Милгром, Дж.Робертс16 Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что, так или иначе, отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности

Классификация трансакционных издержек также возможна, например, по атрибутам трансакций (частота, долговременность,

17

неопределенность, специфичность активов) .

10 Dahlman J. The problem of externality // Journal of Law and Economics. 1979. Vol. 22. № 1. P. 114.

11 Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. М.: THESIS, 1993. Т.1. Вып.2. С. 53-68.

12 Winiecki J. Formal Rules, Informal Rules, and Economic Performance : An Organizing Framework // Acta Oeconomica. 2000/2001. № 5, 2. P. 147-172.

13 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: 1997. С. 45.

14 North D.C. The rise of the Western world : a new economic history. Cambridge, 1973. Р. 61.

15 Chueng S.N.S. The myth of social costs. L., 1978. Р. 52.

16 Milgrom P. Bargaining costs, influence costs, and the organization of economic // Perspectives on positive political economy. Cambridge.1990.

17 Milgrom P. R. Economics, organization, and management. Englewood Cliffs, 1992. P. 30-33.

Величина трансакционных издержек. Роль трансакционных издержек в современном обществе очень значительна. Проведём оценку величины трансакционных издержек, исходя из известных литературных данных (табл. 2).

Таблица 2

Оценка величины трансакционных издержек_

Источник информации Величина трансакционного сектора экономики, % Удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы, %

18 Д. Уоллес, Д. Норт 54,7

E.G. Furubotn, R. Richter19 50-60

Дж. К. Лафт20 до 70

21 М.Ю Виноградова от 1,5 до 15

Л.В. Гусарова, 22 И.В. Миргалеева 6,7

С. Осмоловец 11,57

Как следует из представленной таблицы, в среднем величина трансакционного сектора в настоящее время составляет от 50 до 70 %. Причём, согласно рис. 1, наблюдается значительный рост трансакционного сектора экономики со временем.

В то же время, из таблицы видно, что удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы составляет от 1,5 до 15 %.

Указанные величины трансакционных издержек характерны для стационарных экономик. Как будет показано ниже, для переходных экономик эти значения могут быть существенно выше.

Кроме того, различие между трансакционным сектором в целом и трансакционными издержками фирмы в частности позволяет оценить экономию на трансакционных издержках за счёт образования самой

18 Wallis J. J. Measuring the transactional sector in Amerncan economy, 1870-1970 // Long-term factors in American economic growth. Chicago.1986.

19 Furubotn E.G. Institutions and Economic Theory. The Contribution of the New Institutional Economics. Ann Arbor, University of Michigan Press. 2000.

20 Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие М.: Русская деловая литература, 1999. 320с.

21 Виноградова М.Ю. Формирование трансакционных издержек в логистике хозяйственных связей: автореф. дис. канд. экон. СПб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 17 с.

22 Гусарова Л. В. Непроизводительные трансакционные издержки в экономике России // Пятый Всерос. симпозиум по прикладной и промышленной математике (весенняя сессия). Кисловодск, 2004.

23 Осмоловец С. Трансакционные издержки белорусской экономики [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://gaspadar.com/modules.php?name=News&file=article&sid=218. 2004

фирмы как института в обществе. Эта величина составляет около 50%. Образование фирмы дает экономию на общих издержках путем трансформации трансакционных издержек независимых агентов на открытом рынке в организационные внутри фирмы.

80

20 -,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-

1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

Годы

Рис. 1. Оценка доли трансакционного сектора в экономике, %

Значительная доля трансакционных издержек в развитых странах вызвана ростом количества потенциальных субъектов хозяйственных связей, а, следовательно, и числа осуществляемых ими трансакций. В то же время в странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных затрат обусловлен также и тем, что в них до сих пор еще не отработан механизм взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства.

В целом, по мнению многих специалистов, вялый экономический рост российской экономики в значительной степени объясняется высокими трансакционными издержками 24 Таким образом, российская экономика в терминах Д. Норта, уже достигла уровня, когда «обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы», но никак не может перейти к фазе, когда «производительность, связанная с выигрышем от торговли, возрастает еще больше»25.

Издержки институциональной трансформации

Помимо существования трансакционных издержек в результате несовершенства рыночного обмена, известны их специфические модификации, характерные для экономик переходного периода в процессе институциональных преобразований, - издержки институциональной трансформации (институциональные ловушки). Суть институциональных

24 Coase R. Comments. Contract Economics: Blackwell Publishers, 1992. P. 73.

25 Норт Д. К.Институты и экономический рост : историческое введение. М., 1993. С. 71.

ловушек заключается в следующем: осуществляя изменения какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам, мы создаем тупиковую ситуацию для решения стоящих перед нами задач. Явление, получившее такое определение, связано с отсутствием необходимой согласованности макроэкономических регуляторов.

Например, начиная с 1992 года в России очень остро ощущается нехватка денежных средств в экономике, что и привело к массовому распространению бартера26. На рис. 2 представлен так называемый коэффициент монетизации, то есть отношение М2 (суммы наличных и безналичных рублей) к ВВП27.

60

50

40

л 01

I 30 ю

к ц

о d

Динамика доли батрера и обеспеченности деньгами экономики

20

10

25

20

15

10

а а

Рис. 2. Динамика доли бартера и обеспеченности деньгами

экономики

Мы видим, что с 1993 года этот показатель не превышал 15%, в то

28

время как в развитых странах он составляет от 30 до 60% и более .

Неэффективную устойчивую норму (неэффективный институт) называют институциональной ловушкой (в англоязычной литературе используется термин «traps» или «1оск-т», который иногда переводят как «блокировка»). Например, развитие бартера в машиностроении сопровождалось соответствующим падением рентабельности29 (см. рис. 3). Как и в случае любой нормы, устойчивость институциональной ловушки

5

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

26 Щербакова А.В. Бартерная экономика России и «перестройки» до наших дней [Электрон. ресурс] Российская академия наук, Физический институт им. П.Н. Лебедева, Методологический семинар ФИАН. - Режим доступа: http://www.netda.ru/fian/fian8b.htm.

27 Полтерович В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. N 3. С. 5 - 16.

28 Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Бартер переходного периода: особенности и тенденции // Экономика и математические методы. 1997. Т.33. № 2. С. 25 - 41.

29 Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы: Препринт. М.: ЦЭМИ РАН, РЭШ, 1998.

означает, что при малых возмущениях система остается в институциональной ловушке, возможно, лишь слегка меняя свои параметры, и возвращается в прежнее состояние, как только источник возмущения устранен.

т £

га 5

о. х

ш ш

£ ° ..

я н

ю о

£ I

м 2

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Доля бартера в машиностроении

Рентабельность машиностроения

1992 1993 1994 1995

Годы

1996

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

1997

.о н

о

о

X .0 с

ш ю га н

X

ш о.

ш

о .

н

о

о

Рис. 3 Временная связь доли бартера и рентабельности для

машиностроения

В описании и развитии понятия институциональной ловушки исключительно велика роль академика В.М. Полтеровича. В ряде своих работ, и прежде всего в работе 1998 года «Институциональные ловушки и экономические реформы», подробно исследованы эти интересные явления переходной экономики. Существование институциональных ловушек во многом определило специфику рыночной трансформации российской экономики. В последующие годы основные идеи В.М. Полтеровича были конкретизированы и развиты в работах экономистов - исследователей А. Амосова, В. Андреффа, Е. Балацкого, А. Дынкина, Р. Капелюшникова, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Римского, А. Яковлева.

В своих работах В.М Полтерович развивает понятийный аппарат для объяснения того, почему в процессе реформ (направленных на повышение эффективности экономической системы) появляются устойчивые неэффективные институты, или нормы поведения.

Происходящие в последние десятилетия в России и других странах бывшего СССР изменения формируют богатый эмпирический материал.

30

Как отмечает А. Олейник , нацеленные на лучшие либеральные цели реформы дали настолько противоречивые результаты, что это превратило теоретический парадокс в совершенно реальную проблему. Отмена планирования привела не к увеличению производства, а к его глубокому спаду; уничтожение системы всеобъемлющего контроля над населением обусловило не становление свободного гражданского общества, а рост преступного и девиантного поведения; отказ от монополии на внешнюю торговлю обернулся стихийным вывозом капитала и природных ресурсов.

В широкомасштабных реформах издержки институциональной трансформации несут как государственный бюджет, так и отдельные фирмы.

Трансакционные издержки несут юридические и физические лица, ведущие экономическую деятельность в рамках сложившихся институтов; государство такими затратами не обременено. Как отмечает Е.В. Балацкий, при широкомасштабной институциональной перестройке издержки институциональной трансформации ложатся как на отдельных хозяйственных участников, так и на само государство. В этом заключается одно из главных различий двух видов непроизводственных затрат. Другим важным различием между ними является то, что первые относятся к категории текущих непроизводственных затрат, а вторые — к категории единовременных (капитальных). Это означает, что трансакционные издержки носят перманентный характер и их бремя все время тяготеет над предприятием, а трансформационные потери возникают лишь периодически — в моменты смены всего взаимодействия фирмы с

31

внешним миром . Всякая трансформация, особенно широкомасштабная,

32

приводит в той или иной мере к дезорганизации системы , усугубляющей издержки адаптации.

Неолиберальная теория (лежащая в основе шоковой терапии)

игнорировала издержки институциональной

трансформации, не допуская и мысли о том, что строительство новой конструкции хозяйственного механизма может оказаться обществу не по средствам. Разумеется, сколько-нибудь точный подсчет издержек институциональной трансформации затруднен. Однако к началу 1992 года уже имелся опыт Польши, Чехии и Венгрии, раньше начавших реформы; он мог бы служить источником ориентировочных оценок для республик СССР.

30 Олейник А. Институциональные ловушки постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. 2004. №6. С. 79 - 94.

31 Балацкий Е. В. Функциональные свойства институциональных ловушек // Экономика и математические методы. 2002. Т. 38. №3. С. 54—72.

32 Вhanchard О. Disorganization // Preprint. Cambridge: MIT and NBER, 1996. Oktober.

Действительная цена реформ в странах Восточной Европы и бывших республиках Советского Союза еще ждет своей оценки. Нет сомнения в том, что она огромна. К 1998 г., после 8-10 лет реформирования, только две из 25 стран (Польша и Словения) достигли дореформенного уровня ВВП. При этом в большинстве бывших советских республик спад составил более 40%. Наименьшие потери понес Узбекистан (около 15%), где реформы были наименее радикальными.

Проблеме трансформационного спада посвящены десятки теоретических работ. Называют множество причин (распад СЭВ, неверная макроэкономическая политика, утечка капитала и т.п.33). В целом можно выделить три обобщенных фактора, ответственных за трансформационный спад34:

1) Отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов.

2) Издержки дезорганизации35. Неявно предполагалось, что после освобождения цен они установятся на равновесных значениях за достаточно короткое время, так что потерями от неравновесия в переходном процессе можно пренебречь. Оказалось, однако, что время переходного режима исчисляется годами.

3) Издержки перераспределения переходной ренты.

В ряде работ показано, что темпы роста (или спада) ВВП для реформирующихся экономик существенно зависят от начальных условий36. Анализ издержек институциональной трансформации позволяет объяснить механизм этой зависимости. Чем хуже исходное качество институтов, тем больше инвестиций отвлекается на их совершенствование; чем дальше система от равновесия, тем длительнее переходный процесс и больше потери дезорганизации; удаленность от равновесия означает большие масштабы перераспределения переходной ренты, значит, большие потери вследствие борьбы за нее.

33 Kornai J. Transformational Recession : the Main Causes // Journal of Comparative Economics. 1994. Vol. 19. N 1. P.39-63.

34 Полтерович В.М. На пути к новой теории реформ // Экономическая наука соврем. России. 1999. № 3. С. 32—48.

35 Blanchard O. Disorganization // Preprint. Cambridge: MIT and NBER, 1996

36 Melo M., Denizer C., Gelb A., Tenev S. Circumstance and Choice: the Role of Initial Conditions and Policies in Transition Economies // Preprint. The World Bank International Finance Corporation, 1997.

Безальтернативная неолиберальная формула "создать рыночные институты и обеспечить их эффективное функционирование" не предполагала тщательного сопоставления соответствующих издержек и ожидаемых выгод. В этом, как считает В.М. Полтерович, состояла одна из коренных ошибок политики реформ.

Классификация институциональных ловушек. В связи с многочисленностью и разнообразием видов институциональных ловушек в переходных экономиках существует потребность в их классификации и в некотором комплексном инструменте изучения.

Для обобщения известных видов институциональных ловушек мы предлагаем использовать Классификатор институциональных ловушек, который позволяет проранжировать их в зависимости от уровня значимости в обществе (табл. 3).

Таблица 3

Классификатор институциональных ловушек

Ранг ловушки

Виды ловушек

Ранг ловушки Виды ловушек

Системный Ловушка адаптационной экономики37. Теневая экономика38. Коррупция39.

Структурный Административные барьеры40. Девальчество41. Ловушка заниженной оценки приватизируемых основных фондов42. Ресурсно-институциональная ловушка43. Ловушка деградации институтов государственного управления44. Ловушка консервативных форм регулирования социально-трудовых отношений45. Постприватизационная ловушка46. Ловушка модели социального контакта при организации производства образовательных услуг47.

37 Ясин Е. Бизнес и власть : весна-2004 : круглый стол «Бизнес и государство: динамика покаяния» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:

//http://www.3r.vrn.ru/servlet/page?_pageid=157,159,262&_dad=portal&_schema=PORTAL& 588_FOLDER_810422.p_subid=25716&588_FOLDER_810422.p_sub_siteid=100&588_FOLDER_810422.p_e dit=0

38 Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 1. С. 5 24.

39 Полтерович В. М. Факторы коррупции // Экономика и математические методы. 1998. Т. 34. Вып. 3. С.

30 - 39.

40 Аузан А. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 73 - 88.

41 Авдашева С. Девальчество в российской промышленности : причины и результаты использования // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 100-113.

42 Амосов А. Макроэкономическая политика и институциональные «ловушки» // Экономист. 2002. №2. С. 45 -49.

43 Белоусов А. Прогноз экономического развития на 2004-2007 годы // Экономика России: ХХ1 век. 2004. № 15.

44 Либман А.Н. Между "клановым капитализмом" и "управляемой демократией" // Свободная мысль-ХХ1. 2004. №6. С. 25.

45 Вагнер У., Гутник В. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы [Электрон. ресурс] // Проблемы теории и практики управления. 2003. №1. Режим доступа: http://www.ptpu.ru/issues/1_03/11_1_03.htm

46 Олейник А. Институциональные ловушки постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. 2004. №6. С. 79 - 94.

47 Скрипак Е. И. Институциональная организация производства образовательных услуг. Автореф. дис.. к.э.н. Кемерово, 2003. 23 с.

Ранг ловушки Виды ловушек

Бартер48.

Неплатежи49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уклонение от налогов50.

Ловушка процентных ставок51.

Валютная ловушка [там же].

Финансовый Ловушка низкой оплаты труда [там же]. Инфляционная спираль непродуктивной экономики52. Ловушка низкой нормы накопления53. Стагнационная ловушка54. Ловушка теневых выплат заработной платы55. Ловушка неэффективного роста банковского сектора56.

Кроме того, для комплексного изучения институциональных ловушек необходим инструмент, позволяющий в едином формате рассматривать самые разнообразные их виды, независимо от источников возникновения и специфических особенностей функционирования.

Не останавливаясь на описании самих ловушек (см. соответствующие ссылки), в качестве такого комплексного инструмента мы предлагаем использовать Матрицу исследования институциональных ловушек в разрезе ранг ловушки / факторы ловушки - уровень экономики.

В табл. 4 приведено практическое применение предложенного инструмента для описания большинства наиболее широко известных институциональных ловушек.

Использование комплексного инструмента в виде Матрицы исследования институциональных ловушек позволяет выявить ряд закономерностей. Во-первых, четко проявляются взаимосвязи между макроэкономической политикой и институциональной структурой, в том числе связи между макроэкономическим управлением и экономическими институтами: макроэкономические воздействия могут вести к существенным изменениям институциональной структуры.

48 Аукуционек С. Бартер в российской промышленности // Вопросы экономики. 1998. № 2. С. 51 - 61.

49 Полтерович В. М. Экономическая реформа 1992: битва правительства с трудовыми коллективами // Экономика и математические методы. 1993. Т. 29. Вып. 4. С. 265 - 287.

50 Яковлев А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики. 2000. №11. С. 134 - 152.

51 Амосов А. Макроэкономическая политика и институциональные «ловушки» // Экономист. 2002. №2. С. 45 -49.

52 Литвинцева Г. П. Анализ ценовых диспропорций в российской экономике // Проблемы прогнозирования. 2002. N 4. С. 15-31.

53 Nicholson W. Microeconomic Theory: basic principles and extensions. 5th ed. Orlando: The Dryden Press, 1992. P. 441.

54 Меньшиков С. Возобновление экономического роста в России [Электрон. ресурс] // ЭКААР-РОССИЯ. Информ. бюллетень. 2000. Вып. 2. Режим доступа: // http://www.ecaar-russia.org/Men.

55 Смирных Л.И. Количественная или функциональная гибкость рынка труда [Электрон. ресурс] Режим доступа: // www.rec.vsu.ru/vestnik/pdf/econ/2003/01/smyrnyh.pdf .

56 Полтерович В.М. На пути к новой теории реформ // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 32—48.

Таблица 4

Матрица исследования институциональных ловушек в России в переходный период

Ранг ловушки ФАКТОРЫ УРОВНИ

Фундаментальные Организационные Социетальные Микроэкономика Макроэкономика Экономическая политика

Системный «Шоковая терапия» Слабость государства. Плохая законодательная база Стремление правящей элиты и бюрократии к получению дополнительных доходов. Размытость моральных норм Непрозрачная экономика с деформированной структурой Неравные условия конкуренции. Неравенство в распределении Государственно-олигархический капитализм

Структурный Отсутствие системы принуждения к исполнению законодательства в условиях государст-венно-патерналист-ского социального контракта Отсутствие социально ориентированной рыночной экономики Получение хозяйственными агентами и бюрократией конкурентных преимуществ Недостаточность ресурсов и рыночные барьеры Недостаточная эффективность формальных рычагов обеспечения выполнения контрактов Либерализация экономики

Финансовый Неэффективная налоговая политика и политика государственных расходов Непродуманность законодательной базы реформ Присутствие убыточных, но социально значимых отраслей. Низкие доходы населения Отсутствие оборотных средств из-за инфляционного шока Проведение монетарной политики в отрыве от других макроэкономических регуляторов Монетаризм

Во-вторых, заметно проявляется ведущая роль подготовленности или последовательности реформенных мероприятий: успех реформ во многом зависит от начального состояния экономической системы.

Рассмотрим особенности трансакционных издержек и издержек институциональной трансформации в российской экономике переходного периода на примере отечественного оборонно-промышленного комплекса. Отдельно рассмотрим проблему минимизации трансакционных издержек ОПК.

Трансакционные издержки и издержки институциональной трансформации российского ОПК

Проведём оценку величины трансакционных издержек для ОПК в процессе институциональной трансформации российской экономики, то есть с учётом соответствующих институциональных ловушек (табл. 5). За точку отсчёта возьмём уровень трансакционных издержек, характерных для общества в стационарном состоянии. Примем во внимание увеличение трансакционных издержек за счёт коррупции, бартера, административных барьеров. Отдельно отметим специфику для ОПК - государство рассчитывалось за государственный оборонный заказ в значительной мере денежными зачётами, дисконт по которым составлял около 30 %.

Таблица 5

Оценка величины трансакционных издержек ОПК в процессе институциональной трансформации в России

Дополнительные трансакционные издержки Удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы, %

Стационарная экономика 15

Трансакционные издержки, связанные с коррупцией 58 + 10

Трансакционные издержки бартерных расчетов по сравнению с денежным оборотом59 + 30

Трансакционные издержки, связанные с административными барьерами60 + 3

Трансакционные издержки, связанные с теневой частью рабочего времени61 + 12

Трансакционные издержки, связанные с «федеральными взаимозачётами» + 30

Итого: 100

57 Виноградова М.Ю. Формирование трансакционных издержек в логистике хозяйственных связей : автореф. дис...к. э. н. СПбГУЭФ, 2002.

58 Николаев И. Экономика льгот. Новое исследование ФБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politcom.ru/2003/analit58.php.

59 Волконский В. А. Анализ влияния формы расчетов на уровни цен // Экономика и математические методы. 1998. Т.34. № 4. С. 23-33.

60 Маликов Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. 2003. № 3. С. 102-118.

61 Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. №10. С. 71.

Необходимо учитывать, что это далеко не все дополнительные трансакционные издержки ОПК в переходный период. С учётом издержек за счёт суровых природно-климатических факторов и обширной территории62, затрат на поддержание мобилизационных мощностей, обеспечение сохранения государственной тайны, охраны режимных объектов российский ОПК в процессе институциональной трансформации обладал трансакционными издержками свыше 100 % по отношению к соответствующим производственным издержкам, т.е. работал в режиме «проедания» ранее накопленных активов. В такой ситуации и по настоящее время обеспечение конкурентоспособности отечественного ОПК является центральной задачей.

Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента российского ОПК. В настоящее время известен не один десяток видов институциональных ловушек. Среди них выделим ловушку, характерную для российского ОПК, которая сформировалась в процессе его рыночной и институциональной трансформации.

С одной стороны, закончился деструктивный этап российской конверсии, основным содержанием которого стало беспрецедентное уничтожение избыточных военных мощностей страны. С другой стороны, в ближайшем будущем предстоит вступление России в ВТО, что делает особо актуальными проблемы конкурентоспособности такого высокотехнологичного сектора отечественной экономики, как ОПК.

Выделим для предприятий оборонно-промышленного комплекса один из специфических факторов, который в значительной мере определяет его трансакционные издержки.

На сегодняшний день одна из основных проблем неэффективности ОПК состоит в доминировании в нём государственной собственности. По сути, реформа ОПК нацелена на увеличение доли государственной собственности в отрасли. Если сейчас 43% предприятий отрасли принадлежат государству, 29% являются акционерными обществами с государственной долей и 28% - частные компании, то к 2006 году правительство должно иметь контрольный пакет во всех головных компаниях системообразующих интегрированных структур63.

Институциональные проблемы за счёт государственной формы собственности относятся к «постприватизационным ловушкам». Эти ловушки включают в себя также проблемы за счёт «инсайдеров» и

62 Лесных В. В. Вступление в ВТО и особенности издержек производства в России // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Сб. материалов междунар. науч. конф. Нижневартовск. 2003. С .202-205.

63 Идрисов А. Последняя реформа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emcon.ru/420-122.html.

олигархов.

В качестве инструмента для изучения институциональных ловушек предлагается использовать Матрицу исследования институциональных ловушек. Применительно к постприватизационной институциональной ловушке эта матрица будет иметь следующий вид (табл. 6):

Таблица 6

Матрица исследования постприватизационной _институциональной ловушки _

Факторы Фундаментальные Организационные Социетальные

Отсутствие системы принуждения к исполнению законодательства и контрактных обязательств Отсутствие правовой базы частной собственности, а позже её несовершенство 1. Руководство предприятий 2. Бывшая партийно-комсомольская номенклатура 3. Инсайдеры 4. Олигархи

Уровень Микроэкономика Макроэкономика Экономическая политика

Дифференциация экономии-ческих отношений реального присвоения - юридическое закрепление правомочий владельца, пользователя и управляющего Модель навязанных властных отношений Ускоренная приватизация

В предложенном виде матрица позволяет комплексно и сжато описать причины возникновения и основные свойства такого явления российской экономики эпохи реформ, как постприватизационная институциональная ловушка.

Отметим, что преодоление такой ловушки исключительно затруднено, так как касается уже сложившихся отношений собственности. Несмотря на её явную неэффективность, пересмотр результатов приватизации весьма проблематичен.

Рассмотрим теперь последствия доминирования среди предприятий ОПК государственной собственности. Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что по этой причине очень многие предприятия ОПК попали в институциональную ловушку неэффективного собственника и неэффективного менеджмента.

По отношению к оборонному сектору экономики государство фактически выдвигает только одно требование - выполнение государственного оборонного заказа. При этом не ставятся вопросы повышения эффективности бизнеса и оптимизации других рыночных показателей. В таких условиях руководство предприятий ОПК все свои усилия направляет на обеспечение выполнения номенклатуры и сроков государственного оборонного заказа, а вопросы эффективности, экономии,

управления затратами и т.п. мало кого волнуют. Соответственно менеджмент предприятий представляют, в основном, руководители старшего возраста, которым в значительной мере чужд рыночный тип мышления.

В целом с учётом драматических потрясений в процессе конверсии в 90-е годы предприятия ОПК хуже адаптируются к рыночной среде и значительно проигрывают в эффективности другим отраслям экономики. Однако несмотря на такое неэффективное состояние, ситуация является очень устойчивой - налицо институциональная ловушка.

Минимизация трансакционных издержек для ОПК

Как было отмечено выше, в современной экономике величина трансакционных издержек велика, а с учётом усиления экономической роли государства они имеют явную тенденцию к росту.

В то же время имеется стимул снизить этот вид издержек, поскольку при их снижении возникает значительное конкурентное преимущество. Можно сказать, что в тех странах, где трансакционные издержки очень большие, вести бизнес трудно и необходимо искать пути для снижения трансакционных издержек. В современных конкурентоспособных экономиках невысокие трансакционные издержки и новейшие средства коммуникации являются основными средствами обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции.

Согласно Д. Норту64, в экономике трансакционные издержки определяются как издержки измерения, т.е. оценки полезных свойств объекта обмена, и принуждения к выполнению соглашения. В более широком смысле, в контексте эволюции общества, трансакционные издержки - это все издержки, возникающие в процессе взаимодействия людей во времени.

Д. Норт выделяет три вехи в историческом сокращении трансакционных издержек:

• институты, которые сделали возможным неперсонифицированный обмен;

• принятие государством на себя механизмов защиты и принуждения соблюдения прав собственности;

• реализация выгод от современной революции в науке.

Но изучение трансакционных издержек - это не только инструмент статического экономического анализа, в них также содержится ключ к продвинутому пониманию экономического и общественного функционирования с течением времени.

64 Норт Д. Трансакционные издержки во времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutional.boom.ru/North/TC.htm

На протяжении всей своей истории люди развивали институты, которые структурировали взаимодействие между индивидами, что сделало возможным рост производительности и экономический рост. Вообще говоря, именно экономические институты сделали возможным рост рынков или улучшение (введение) новых технологий. А политические институты усилили гарантии прав собственности и механизмы принуждения к выполнению контрактов. Наблюдаемое в истории снижение трансакционных издержек отражало одновременно и добровольные, и принудительные решения проблем обмена.

Среди известных способов сокращения трансакционных издержек рассмотрим раздельно общие и специфические (характерные только для ОПК) методы.

Общие методы минимизации трансакционных издержек. Среди общих методов в обобщённом виде способы минимизации

трансакционных издержек представлены в табл. 7.

Таблица 7

_Общие методы минимизации трансакционных издержек_

Методы Содержание

Политика государства65 Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие - уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия

Вертикальная интеграция66 (построение корпорации) Вертикальная интеграция позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; риски могут быть уменьшены; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт

Развитие информацион- «67 ных технологий Разработаны поэтапные стратегии использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающие рационализацию их трансакционных затрат

Развитие инструментария Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи

65 Клепов Ю.Г. Трансакционные издержки и экономические функции государства [Электронный ресурс] Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/klepov.html

66 Whinston A. Price Guides in Decentralized Organizations // Cooper W.W., Leavitt H.J., Shelly M.W. (Eds.) // New Perspectives in Organization Research. New York. 1964. P. 410-414.

67 Виноградова М. Ю. Формирование трансакционных издержек в логистике хозяйственных связей : автореф. дис...к. э. н. // СПбГУЭФ, 2002.

бенчмаркинга68 с целью уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат

Нейролинг-вистическое программи- 69 рование Фактически речь идёт об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек. Нейролингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т.е. когда минимизируются издержки без создания каких-либо социальных институтов

Распределение контроля внутри организации70 Исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек

Трансакцион-ный анализ В его основе лежит методика "институционального" анализа баланса, предложенная А. Олейником. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации

Процессная модель 71 управления Уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области реинжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций

Интернет72 Развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, - к трансформации существующих политических и экономических институтов. Таким образом, идеи формирования эффективного гражданского общества с развитием электронных коммуникаций приобретают необходимую материальную базу

Моделирование регулятивных структур73 С наступлением волны инфраструктурной приватизации многие страны начали работать над созданием регулирующих институтов, чтобы иметь возможность отслеживать поведение и деятельность недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации

Приведённые методы применимы к любым предприятиям, а не только к ОПК.

68 там же

69 Гринфельд М. НЛП как экономическая категория? [Электрон. ресурс] // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998. № 14(16). Режим доступа: http://edu.intalev.ru/publications/?uin=67.

70 Дмитриев Д. В. Цикличность трансакций и оптимальное распределение контроля внутри организации [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.volsu.ru/RES_C/VGI/nauchnye/conference/4_conference_2001/thesis/dmitriev-ru-ciklichnost.pdf

71 Кузнецов Д. Процессы, издержки, организация или о некоторых аспектах эксплуатации процессной модели управления // Управление в России: к новой бизнес-модели, 27-28 ноября 2003 г. Санкт-Петербург : Материалы конф. ИКФ "АЛЬТ" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gaap.ru/biblio/management/practice/pv_048.htm.

72 Шадрин А. Е. Информационное общество и политические процессы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rvles.ieie.nsc.ru/~forsis/publ/asisws/shadrin.html.

73 Эсташе А. Политика, трансакционные издержки и устройство институтов регулирования [Электронный ресурс] / А. Эсташе, Д. Мартиморт. - Режим доступа: http://institutional.boom.ru/TPC/Hestashet_Martimort.htm

Специфические методы минимизации трансакционных издержек ОПК. Эти методы относятся исключительно к ОПК, так как воздействуют на те дополнительные трансакционные издержки, которые присущи только предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Таким образом, как было отмечено выше, выделим дополнительные трансакционные издержки, характерные для российского ОПК в период его рыночной и институциональной трансформации:

Таблица 8

Минимизация трансакционных издержек в ОПК_

Специфические трансакционные издержки в ОПК Факторы снижения трансакционных издержек в ОПК

Конверсия Торговля В и ВТ Двойные технологии

Перераспределение необходимых для оплаты военных расходов средств через государственный бюджет Гражданская продукция не финансируется из государственного бюджета Часть В и ВТ для торговли за рубежом не финансируется из государственного бюджета Продукция, произведённая в ОПК по двойным технологиям, не финансируется из государственного бюджета

Обеспечение государственной тайны и охраны режимных объектов Гражданская продукция ОПК не требует специального режима секретности Часть В и ВТ для торговли за рубежом имеет меньший режим секретности Продукция, произведённая в ОПК по двойным технологиям, не требует специального режима секретности

Обеспечение и поддержание мобилизационных мощностей Разделение военной и гражданской продукции ведёт к сокращению мобилизационных мощностей Разделение В и ВТ для использования внутри и вне страны ведёт к сокращению мобилизации-онных мощностей Разделение военной и гражданской продукции ведёт к сокращению мобилизационных мощностей

Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента Гражданская продукция ОПК требует повышения конкурентоспособности и качества менеджмента Часть В и ВТ для торговли за рубежом требует повышения конкурентоспособности и качества менеджмента Продукция, произведённая в ОПК по двойным технологиям, требует большей конкурентоспособности и качества менеджмента

• Издержки за счёт институциональной ловушки неэффективного собственника и менеджмента, характерные для значительной части ОПК.

• Издержки по обеспечению государственной тайны и охраны режимных объектов.

• Затраты на обеспечение и поддержание мобилизационных мощностей.

• Издержки из-за необходимости использования государственного бюджета для перераспределения национальных ресурсов для оплаты военных расходов.

Минимизация таких дополнительных трансакционных издержек возможна особыми методами - проведением конверсии, торговлей вооружениями и военной техникой (В и ВТ), использование двойных технологий. Алгоритмы такой минимизации представлены в табл. 8.

В предложенной таблице показано, каким образом такие факторы, как конверсия, торговля В и ВТ, использованием двойных технологий уменьшают специфические для ОПК трансакционные издержки.

Таким образом, численные оценки трансакционных издержек, включая результаты, характерные для российской экономики в период максимального трансформационного спада, необходимо учитывать для построения адекватной промышленной политики. Кроме того, проведённый в работе анализ как собственно трансакционных издержек, так и издержек институциональной трансформации, показывает необходимость комплексного подхода к изучению этой темы. Для этого могут быть использованы предложенные в работе Классификатор институциональных ловушек и Матрица исследования институциональных ловушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.