Научная статья на тему 'Трансакционные издержки малых предприятий в процессе поиска и приобретения аутентичной информационной продукции в области стандартизации'

Трансакционные издержки малых предприятий в процессе поиска и приобретения аутентичной информационной продукции в области стандартизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИНФОРМАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ / SMALL BUSINESS / TRANSACTION COSTS / INFORMATION ON STANDARDIZATION / AUTHORIZED ORGANIZATIONS / INFORMATION SEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Р. И.

В статье на основе проведенного анализа обосновано положение о высоком уровне трансакционных издержек отечественных предприятий малого бизнеса в процессе поиска и приобретения информационной продукции в области стандартизации. Отражены основные риски, возникающие при приобретении информации по стандартизации у неуполномоченных организаций. Предложены направления сокращения трансакционных издержек, возникающих в том числе и при взаимодействии с организациями, уполномоченными на распространение информации в области стандартизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусейнов Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSACTION COSTS OF SMALL ENTERPRISES IN THE PROCESS OF SEARCHING AND OBTAINING AUTHENTIC INFORMATION PRODUCTS IN THE FIELD OF STANDARDIZATION

The article substantiates a high level of transaction costs of small enterprises in the process of searching and obtaining authentic information products in the field of standardization basing on the conducted analysis. Main risks stemming from obtaining information on standardization form unauthorized organizations are being revealed. Directions for transactional cost-cutting arising, including but not limited to organizations authorized for distribution of information in the field of standardization.

Текст научной работы на тему «Трансакционные издержки малых предприятий в процессе поиска и приобретения аутентичной информационной продукции в области стандартизации»

xecutive.ru/knowledge/ announcement/1268221/ (дата обращения

12.08.2012 г.).

25. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1998. - 576 с.

26. Уолкер О., Бойд Х., Ларше Ж.-К. Маркетинговая стратегия: Курс МВА. - М.: Вершина, 2006. - 492 с.

27. Управление - это искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992. - 351 с.

28. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М.: «Экономика», 1968. - 112 с.

29. Фелпс Б. Умные бизнес-показатели: Система измерения эффективности как важный элемент менеджмента. - М.: ООО «Баланс Бизнес Бук», 2004. - 288 с.

30. Фисенко А.И., Кулешова Е.А., Рубис А.В. Внутрифирменное планирование и стратегическое управление на предприятии (теоретические и методические аспекты)/ Под общ. ред. проф. А.И. Фисенко: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 107 с.

31. Шонбергер Р. Японские методы управления производством: (девять простых уроков): Сокр. пер. с англ./ Научн. ред. и авт. пре-дисл. Л.А. Конарева. - М.: Экономика, 1988. - 251 с.

32. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. С. Ю. Медведкова. - М.: Прогресс, 1991. - 384 с.

33. Ansoff I. Comment on Henry Mintzberg’s Rethinking Strategic

Planning// Long Range Planning, 1994, Vol. 27, N 3, pp. 31-32.

34. Balanced Scorecard Functional Standards, Release 1.0a (May 5, 2000). - Balanced Scorecard Collaborative, Inc. URL: http:// www.bscol.com/ (дата обращения 15.08.2012 г.).

35. David F.R. Fundamentals of Strategic Management. - N.Y., Merrill Publishing, 1986. - 564 pp.

36. Low J., Siesfeld T. Measures that matter: Non-financial performance// Strategy & Leadership, 1998, Vol. 26, Iss: 2, pp. 24-38.

37. Mintzberg H. The Strategy Concept 1: Five Ps for Strategy// California Management Review, 1987, Vol. 30, N 1, June, pp. 11-24.

38. Shrivastava P. Strategic Management: concept and practices. -Cincinnati, Ohio, International Thomson Publishing, 1994. - 998 pp.

39. Strategy implementation and realization. Systems and processes

for successful implementation of organizational strategy and business development plans. URL: http://www.businessballs.com/

businessstrategyimplementation.htm (дата обращения 14.08.2012 г.).

40. Thompson D.J. Strategic of Organization Development. - N.Y., Chapman & Hall, 1994. - 457 pp.

41. Willden D. Poor Execution of Strategy - Top Leadership Challenge (JUN 30, 2008). URL: http://leadershippotential.blogspot.com/ 2008/06/poort-execution-of-strategy-top.html (дата обращения

14.08.2012 г.).

42. http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/ article.php?storyid=203 (дата обращения 25.07.2012 г.).

43. http://balanced-scorecard.ru/implementation/furseeva (дата обращения 25.07.2012 г.).

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА И ПРИОБРЕТЕНИЯ АУТЕНТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Гусейнов Р.И., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье на основе проведенного анализа обосновано положение о высоком уровне трансакционных издержек отечественных предприятий малого бизнеса в процессе поиска и приобретения информационной продукции в области стандартизации. Отражены основные риски, возникающие при приобретении информации по стандартизации у неуполномоченных организаций. Предложены направления сокращения трансакционных издержек, возникающих в том числе и при взаимодействии с организациями, уполномоченными на распространение информации в области стандартизации.

Ключевые слова: малый бизнес, трансакционные издержки, информация по стандартизации, уполномоченные организации, поиск информации.

TRANSACTION COSTS OF SMALL ENTERPRISES IN THE PROCESS OF SEARCHING AND OBTAINING AUTHENTIC INFORMATION PRODUCTS IN THE FIELD OF STANDARDIZATION

Guseinov R., the applicant at FSUE «STANDARTINFORM»

The article substantiates a high level of transaction costs of small enterprises in the process of searching and obtaining authentic information products in the field of standardization basing on the conducted analysis. Main risks stemming from obtaining information on standardization form unauthorized organizations are being revealed. Directions for transactional cost-cutting arising, including but not limited to organizations authorized for distribution of information in the field of standardization.

Keywords: small business, transaction costs, information on standardization, authorized organizations, information search.

Практика показывает, что малый бизнес непрерывно сталкивается с высоким уровнем трансакционных издержек, в особенности это характерно для ранних стадий его развития.

Практика показывает, что малый бизнес непрерывно сталкивается с высоким уровнем трансакционных издержек, в особенности это характерно для ранних стадий его развития. В общем случае объем трансакционных издержек предприятий малого бизнеса можно декомпозировать на две основные группы: координационные и мотивационные. К первой группе следует отнести издержки, связанные с проведением мероприятий по: определению целевой ниши и формированием продуктовых характеристик, параметров предоставления услуг, определению ценовых ориентиров; формированию порядка взаимодействия; определению критериев необходимой информации в области стандартизации и затрат на ее поиск, выявлению оптимальных цен на данную информацию.

Особое внимание следует обратить на проблему поиска аутентичной информации в области стандартизации. По данным компа-

нии Yandex, пользователи Интернета весьма активно осуществляют поиск ГОСТов и ОСТов (см. таблицу 1).

Как показывает вышеприведенная таблица, пользователи зачастую искали возможности бесплатного скачивания либо пользования ГОСТами и ОСТами, при этом в случае обнаружения документов данного вида на сайтах не уполномоченных организаций возникает значительный риск получить либо устаревший документ, либо документ, имеющий искажения в своем содержании.

Практика показывает, что данный результат является весьма частым явлением, поскольку во многих стандартах содержатся трудновоспроизводимые элементы, схемы и формулы. При этом поиск УО в своем регионе является затруднительным. Так, например, поисковая система Yandex дает миллионные результаты запросов (см. таблицу 2), т.е. огромнейшие объемы информации.

Ко второй группе относятся мотивационные издержки. Основным признаком данного вида издержек является наличие в них информационной асимметрии. Как показывает практика, предприя-

Таблица 1. Среднее количество запросов в поисковой системе Yandex

Что искали со словом «гост» -2194801 показ в месяц. Что искали со словом «ост» - 189081 показ в месяц.

Слова Показов в месяц Слова Показов в месяц

гост 2194801 ост 189081

гост р 214821 ост скачать 14644

гост скачать 87384 ост 26 6818

гост 80 71230 1 1 ост 6726

гост трубы 51185 ост 34 6699

гост 75 47368 ост 10 5039

гост 88 45565 ост 80 4580

гост 2003 40735 ост 2 4382

бесплатные госты 31572 осты бесплатно 4210

бесплатно госты 31572 ост скачать бесплатно 3625

скачать госты бесплатно 30422

скачать бесплатные госты 30422

тия малого бизнеса зачастую не обладают необходимым объемом информации при осуществлении поиска и приобретении стандартов. Основные факторами, затрудняющими использование информации по стандартизации, являются: актуальность документа; возможность его использования в судебных инстанциях; сопутствующие документы, способные обеспечить комплексность информационного обеспечения необходимого процесса; легитимность приобретения документа; легитимность деятельности распространителя и т.д. В связи с этим у предприятий малого бизнеса могут возникнуть проблемы, типичные в целом для финансовых рынков -проблема неблагоприятного отбора; проблема риска недобросовестности; проблема дорогостоящей верификации состояния [2].

Организации малого бизнеса, находясь, таким образом, в состоянии постоянной неопределенности, вынуждены собственными силами производить оценку целесообразности использования стандартов в своей деятельности. Сам факт поиска свидетельствует о том, что руководство организации считает, что потенциальные выгоды от использования положений стандарта в значительной степени превышают средства, затрачиваемые на поиск данной информации. Однако, вступая во взаимодействие с организациями, не уполномоченными на распространение информации в области стандартизации, малые предприятия подвергают свое будущее существенному риску. Данное обстоятельство вызвано тем, что малые предприятия не способны в достаточной степени проверить качественные показатели сущностного содержания положений стандарта, поскольку на этот процесс необходимо затратить существенный объем ресурсов, которыми оно не обладает. Следовательно, малые предприятия идут на неоправданный риск, приобретая документы с неподтвержденными параметрами. Практика показывает, что выделяются выделяют три основные группы продуктов/услуг по основанию объема трансакционных издержек на проверку их качественных характеристик [1]:

1) поисковая оценка - качество продукта можно оценить в ходе поиска и его приобретения; для данной группы характерны минимальные трансакционные издержки;

2) опытная оценка - качество продукта можно оценить в ходе его потребления, эксплуатации; для данной группы характерен средний объем трансакционных издержек, по своей сути эксплуатация товара требует значительно большего объема временных, физических и иных ресурсов;

3) доверительная оценка - качество продукта можно оценить лишь в ходе длительного периода эксплуатации; для данной группы характерен высокий либо неопределенный объем трансакционных издержек. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, доверие - это психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса. При этом следует отметить, что неуполномоченные орга-

низации не могут обеспечить высокого уровня доверия к распространяемым стандартам. В связи с этим у предприятий малого бизнеса могут возникнуть проблемы, типичные для финансовых рынков: проблема неблагоприятного отбора; проблема риска недобросовестности; проблема дорогостоящей верификации состояния [2].

Рассматривая перечисленные выше группы, можно сделать следующее заключение. По своей природе информация в области стандартизации, поиск и практическое использование положений стандартов в практической деятельности малых компаний требуют существенных трансакционных издержек. Приобретение же необходимых документов в организациях, уполномоченных Росстандар-том на распространение информации в области стандартизации способно сократить трансакционные издержки и перевести их из третьей, самой затратной группы, в первую, т.е. наименее затратную группу.

В целом процесс поиска информации в области стандартизации можно представить в виде обобщенной воронки, представленной на рис. 1.

Отличительной особенностью данной воронки является то, что при прохождении каждого этапа: необходимо суммирование трансакционных издержек; существует вероятность возникновения неточностей при интерпретации получаемой информации [3]. Вследствие этого трансакционного барьера люди, принявшие решение об открытии своего дела, вынуждены отказаться от ранее намеченных планов, что в существенной степени тормозит развитие малого предпринимательства в нашей стране на современном этапе.

По мнению автора, к транзакционным издержкам следует отнести и потери, связанные с установлением факта упущенной выгоды. К данной категории можно отнести, с одной стороны, все издержки, связанные с ликвидацией нарушений в деятельности малого предприятия, выявленных контролирующими органами, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, вызванного использованием продукции/услуг малого предприятия, с другой стороны - доходы, не полученные по причине использования нелегитимной и неполной информации в области стандартизации.

Следует отметить, что уполномоченные Росстандартом организации на распространение информации в области стандартизации в настоящее время прилагают определенные усилия в направлении развития процедур взаимодействия со всеми заинтересованными в данной информации лицами. На сегодняшний день УО предлагают различные варианты предоставления информации (разовое и абонементное обслуживание) на различных носителях (бумажные документы; документы, записанные на CD-ROM; документы, предоставляемые посредством сети Интернет). Тем самым организации пытаются удовлетворить растущий интерес и спрос потребителей.

При этом следует отметить, что пользователи информации по стандартизации постоянно находятся в условиях повышенного рис-

Таблица 2. Результаты выдачи запросов в поисковой системе Yandex (в млн. страниц)

Слова Результат Слова Результат

ГОСТ 82

ГОСТР 54 ОСТ 34

купить ГОСТ Р 14 купить ОСТ 12

купить ГОСТ Р в Москве 12 купить ОСТ в Москве 9

Рис. 1. Воронка поиска информации в области стандартизации

ка. Приобретая отдельные документы в области стандартизации либо их сборники, они не могут на месте проверить их подлинность так же, как это можно сделать с денежными знаками (наличие водяного знака, а также защитной полосы, защитных волосков в бумаге купюры, защитной сетки на купонных полях и т.д.). Кроме того, следует иметь в виду, что даже в УО, кроме самого факта приобретения документов в данных организациях, нет возможности оперативной проверки подлинности документа. Например, среди организаций, реализующих документы в области стандартизации, находятся и Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ). На сайтах большинства ЦСМов продекларировано, что: защита стандартов от несанкционированного тиражирования осуществляется путем нанесения голографической марки с идентификационным номером; воспроизведение официальных изданий национальных стандартов на бумажном носителе осуществляется с нанесением идентификационного знака официального издания [4]. В этой свя-

зи, принимая во внимание оказываемые услуги по ознакомлению заинтересованных лиц и при необходимости приобретении необходимого документа непосредственно в ЦСМе, можно говорить о моментальном присвоении отмеченных марок и идентификационных номеров. При этом отсутствует какая-либо информация об элементарных действиях, направленных на оперативное и достоверное определение подлинности присваеваемых знаков и самого документа, определение ключевых визуальных отличий.

Приобретая необходимую документацию по стандартизации по средствам сети Интернет либо на CD-носителе, пользователь обнаруживает прикрепленный к основному документу файл, данным файлом является электронная цифровая подпись (ЭЦП). По мнению автора, данное направление работы и взаимодействия потребителей и УО является наиболее перспективным, однако требующим совершенствования. На сегодняшний день не представляется возможным моментально проверить ЭЦП и, как следствие, подлинность приобретаемого документа. Для проверки необходимо осуществить ряд мероприятий. Например, согласно одному из пунктов руководящих документов удостоверяющего центра (УЦ): «Предоставление услуг по изготовлению сертификатов ключей подписей и подтверждению подлинности ЭЦП в электронном документе осуществляется Удостоверяющим центром после оплаты соответствующего счета, выставленного Стороне, присоединившейся к Регламенту».

Как видно из приведенного выше положения, для подтверждения подлинности ЭЦП сторонней организации необходимо: подать заявление на присоединение к регламенту; подать запрос на выставление счета; оплатить счет; предоставить документ на подтверждение в установленной форме. Следовательно, подтверждение подлинности ЭЦП имеет значительные временные и процедурные рамки, что является явной преградой для свободного использования ЭЦП в повседневной деятельности организаций. Также на сайтах УО в явной форме отсутствует информация о порядке работы с ЭЦП.

В связи с этим рядовые пользователи и в первую очередь малые предприятия являются более уязвимыми ввиду своей информационной неосведомленности, чем и пользуются недобросовестные организации, не смотря на то, что такого рода деятельность изначально способна принести вред жизни и здоровью граждан. Следовательно, наряду с проведением мероприятий по непрерывному совершенствованию взаимодействия УЦ УО и пользователей как одного из перспективных направлений развития УО, по нашему мнению, необходимо формирование универсальной процедуры

оперативной аутентификации приобретаемых документов, информационной продукции, учитывающей особенности реализации продукции как в электронно-цифровой форме, так и на бумажном носителе.

Информацию о правилах идентификации целесообразно разместить на специальной странице сайта. По нашему мнению, все ссылки и руководства по данному процессу должны распространяться на безвозмездной основе не только для постоянных пользователей УО, но и для всех заинтересованных в информации по стандартизации лиц.

Таким образом, сокращение трансакционных издержек в процессе поиска и приобретения аутентичной информационной продукции в области стандартизации может иметь существенное значение для успешного развития предприятий малого бизнеса, в особенности на этапе их становления. Обращение в уполномоченные организации способно высвободить жизненно необходимые ресурсы и сосредоточить их на наиболее важных направлениях деятельности малых предприятий.

Литературы:

1. Одинцова М.И. Институциональная экономика. - М.: Высшая школа экономики, 2009.

2. Макконелл К., Брю С. Экономикс. 14-е издание. - М.: «Ин-фра-М», 2002.

3. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. - Пер. с англ. / Под ред. И.И. Елисеевой и В.Л. Тамбовцева - СПб.: Экономическая школа, 1999.

4. http://www.csm.belnet.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.