Э М.В. Савин, 2004
ТРДДИЦИОНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК
(Доклад на Третьей Международной конференции «Человек в современных философских концепциях», г. Волгоград, 14—17 сентября 2004 года)
М. В. Савин
В состоянии методологического хаоса современного социогуманитарного знания, который отмечается многими отечественными и зарубежными специалистами, мы сталкиваемся с довольно новыми тенденциями в развитии социальных теорий при всеобщем признании бесперспективности классической линейной концепции эволюции науки (концепции, зародившейся еще во второй половине XVIII века); нынешнее состояние гуманитарных исследований в большинстве своем характеризуется ситуацией научно-теоретической неопределенности, преобладанием одностороннего суммирования фактологического материала и доминирования эмпирики. В практике социальных исследований явственно наблюдается однообразное коллекционирование фактов и вычленение из них по определенным признакам некоего набора «наиболее важных», на основе чего строятся выводы и обобщения.
В этой связи с середины прошлого столетия четко обозначаются контуры новой ветви социальных дисциплин — традиционологии, и может создаться впечатление, что это есть очередной продукт дробления современного социального знания, однако это не так. Тра-диционология — это наука относительно немолодая, хотя и не получившая к настоящему времени достаточного признания (напомним, что вопрос ангажированности определенных наук сам по себе достаточно сложен), но стремительно развивающаяся и получающая все большее признание во всем мире.
Почему произошла аккумуляция социо-гуманитарных исследований вокруг проблематики традиции, и вообще, почему на наш взгляд так важно обращение именно к традиции?
Традиционология — это продукт нашего времени, и имеются достаточно веские эк-
зистенциальные, интеллектуальные и социальные истоки возникновения данного научного направления.
Выделение традиций в материальной и духовной сферах общественной жизнедеятельности и разработка самого понятия традиции в качестве методологического принципа и научной категории позволяет объяснить многие актуальные вопросы современного общества, понять закономерности детерминации общественным бытием общественного сознания, сходство и единство культурно-исторических процессов в теории и практике, а также сущность целостных процессов развития науки как в социальном плане, так и в когнитивном.
Понятие культурно-исторической традиции позволяет связать воедино диалектические противоположности социокультурного развития — преемственность, передачу старого, возникновение нового и изменчивость. Аксиоматично, что многие из событий современной эпохи имеют свое объяснение в историческом прошлом; при этом в условиях быстро меняющегося общества существует реальная опасность просто отбросить старый опыт своего развития, посчитав его ненужным мусором отжившей древности, в связи с чем всестороннее осмысление позволяет глубже усвоить уроки отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта общецивилизационной перспективы, показать цивилизационную линию истории.
Мы ставим целью настоящего доклада попытку раскрыть особенности традиционологии в современном научном знании.
Традиционология — это наука на стыке широко спектра гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, философской антропологии, — однако это отнюдь не меж-
Вестник ВолГУ. Серия 7. Вып. 4. 2005
133
дисциплинарная отрасль знания. Традиционо-логия представляет собой именно самостоятельную науку.
В самом общем плане традиционология может быть определена как наука о традициях, как наука, изучающая традицию как социально-историческую целостность, но при этом можно выделить две трактовки понятия «традиционология»: в широком смысле — научная дисциплина, изучающая традицию как социокультурное явление; в узком смысле — теория, учение о традиции как социокультурном явлении.
Мы также различаем понятия традиционология и традициоведение. Последнее, по нашему мнению, тоже имеет два толкования: в широком смысле это — целостный методологический подход к изучению традиции как социокультурного явления, в узком — отдельный методологический принцип ее изучения.
Уточним: объект познания традиционо-логии — это собственно традиция как исторический результат социокультурного развития общества. Соответственно, предмет
традиционологии есть содержание, структура, динамика социокультурного функционирования традиций, сущность и содержание процессов преемственности, сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, традиционных ценностей. Иными словами, предмет традиционологии обозначается как исследование процессов возникновения (традициогенеза), развития и трансляции традиционных феноменов в социальной среде.
Действительно, традиционология исследует, во-первых, онтологию — бытийную сущность традиций, и, во-вторых, методологию, — то есть формы, средства и возможные пути исследования традиций. Поэтому основная задача традиционологии — это анализ процессов и тенденций развития традиционной сферы социокультурной среды.
Итак, предметом традиционологии выступает сама традиция как объективная реальность социальной среды, а также традиционность и все явления социальной действительности, определяемые традиционностью.
134
М.В. Савин. Традиционология в системе современных социогуманитарных наук