УДК 008 СТЕРЛИКОВА Т.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Стерликова Татьяна - ТГУ им. Г.Р.Державина
Аннотация. Культурология (цикл культурологических наук) может быть определена, как одно из интегративных направлений в социально-гуманитарном научном знании, стоящее в одном ряду с историческими, социологическими и психологическими науками. Подобное определение строится на следующих основаниях. Среди наук о видах и формах человеческой деятельности могут быть выделены науки, сосредоточенные на изучении определенных специализированных отраслей, выделяемых по предмету этой деятельности.
Ключевые слова: образование, культурология, культурологизация образования, личность учащегося, содержание культурологии.
Одним из важнейших направлений образования является его культурологизация, то есть введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты, как общего, так и специального образования, а также подготовка специалистов-культурологов, ориентированных на решение соответствующих образовательных задач. В этом смысле примечательно появление культурологии. Культурология является наукой, точнее, группой наук с различным уровнем специализированности по предмету, изучающей культуру во всех смыслах и аспектах ее понимания. Однако, отсутствие единого общепринятого определения феномена культуры ведет к широчайшему разбросу мнений по поводу объекта и предмета культурологии. Этот разброс мнений варьируется в диапазоне определений культуры от тотальной совокупности всех внебиологически обретенных и внебиологически наследуемых форм всякой человеческой деятельности до предельной локализации понимания культуры в качестве лишь духовнотворческого начала в человеческом бытии. При этом в первом случае объектом культурологии становится весь мир искусственных порядков, вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п., созданных человечеством, а предметом — закономерности, по которым этот мир искусственных порядков формируется, функционирует и эволюционирует, а сама же культурология превращается в некую «супернауку» обо всем человеческом, сверхприродном, претендуя на роль абсолютного интегратора всего философского, социально-научного и гуманитарного знания. Во втором подходе, напротив, объект культурологии сводится лишь к сумме шедевров интеллектуального и художественного творчества, предмет — к выявлению инновативно-творческой «субстанции» в человеческой психике, а «зона ответственности» дисциплины — к искусствоведению. Разумеется, это крайние позиции, между которыми лежит множество промежуточных определений, как культуры, так и изучающей ее культур ологии.
Хотя дискуссии по обозначенной проблеме, судя по всему, еще далеки от завершения, предлагается остановиться на понимании феномена культуры как совокупности механизмов по осуществлению социального взаимодействия людей, обеспечивающих ценностно-смысловую, нормативно-регулятивную и знаково-коммуникативную функции этого взаимодействия, а также накопление и трансляцию социального опыта совместной жизнедеятельности. При таком подходе объектом культурологического познания остаются любые специализированные и неспециализированные области человеческой жизнедеятельности, ее технологии и продукты, а предмет познания жестко локализуется на совершенно определенном аспекте, присущем этой деятельности, — на исторически выработанных нормах, образцах и правилах осуществления той или иной деятельности, отобранных обществом на основании практического опыта их социальной приемлемости и допустимости их социальной цены и последствий, а также социальной значимости получаемых при этом продуктов или результатов.
Таким образом, культурология (цикл культурологических наук) может быть определена, как одно из интегративных направлений в социально-гуманитарном научном знании, стоящее в одном ряду с историческими, социологическими и психологическими науками. Подобное определение строится на следующих основаниях. Среди наук о видах и формах человеческой деятельности могут быть выделены науки, сосредоточенные на изучении определенных специализированных отраслей, выделяемых по предмету этой деятельности. Это науки о технологиях социальной организации и регуляции человеческой деятельности и взаимодействия
(политические, юридические, экономические, военные, этика и др.), науки о технологиях познания, социальной коммуникации и трансляции социального опыта (науковедческие, педагогические, филологические, эстетика и др.) и науки о технологиях производства материальных продуктов (технические, сельскохозяйственные и пр.). Однако, помимо наук, исследующих человеческую деятельность по ее предмету, существует и ряд наук, изучающих различные аспекты взаимодействия людей независимо от предмета ее деятельностного приложения. Это, прежде всего такие аспекты, как генетико-хронологический (исторические науки), мотивационный (психологические науки), структурно-функциональный (социологические науки), структурно-пространственный (социальная география) и, наконец, ценностно-нормативнокоммуникативный (культурологические науки).
Примечательно, что в группе наук, исследующих человеческую деятельность в ее аспектных измерениях, явственно выделяется несколько планов такого познания. Структурные планы культурологии могут быть охарактеризованы следующим образом: культурологический уровень изучения специализированных отраслей деятельности (предметно-функциональный принцип структурирования), на котором осуществляются исследования ценностно-нормативных параметров этой деятельности, нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления. Устанавливающих пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности, аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности. Формирующих "классические" требования к технологиям и нормам обучения по специальности, формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов и форм их практической работы. Создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания, а также разрабатывающих иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п. Культурологическое знание призвано решать целый комплекс специфических, образовательных и воспитательных задач в системе образования. В перечне задач общего образования основная функция культурологического знания, как представляется, связана с решением задачи общей инкультурации личности учащегося, введения его в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ, а также систему языков и методов социальной коммуникации. Эта задача, разумеется, решается не только средствами культурологии, но и, в существенной мере, иными социально-гуманитарными и философскими дисциплинами (историей, религиоведением, литературой, искусствознанием, философией, т.п.). Однако, именно культурология может дать учащимся наиболее целостное и систематическое представление о сущности, структуре и механизмах функционирования культуры. В рамках специального образования культурологическое знание должно стать естественным компонентом историко-теоретических представлений учащихся о социальных функциях изучаемой ими специальности, социальных нормах ее практикования, об определенных оценочных критериях ее продукции, профессиональной этике специалистов и прочем.
1.1. Связь культурологии с другими науками
Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры. Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались в рамках философии культуры. Сейчас культурология обретает самостоятельный статус, но по - прежнему сохраняет тесные теоретические отношения с философией культуры. Философия культуры выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных ее теорий. Философия культуры представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Она выступает в качестве методологической основы культурологии. В то же время философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях, как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий - таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество. Философия - это наука о наиболее общих принципах и закономерностях бытия и познания. Она стремится выработать системное и целостное представление о мире. А философия культуры стремится показать, какое место занимает культура в этой общей картине бытия. Философия пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы. Философия культуры, в
свою очередь, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений. Эта проблема разрабатывалась, в частности, в рамках академической "философии жизни" и в неокантианстве. Важным разделом философии является диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Философия культуры раскрывает, как диалектические принципы и законы проявляются в культурно - историческом процессе. Она определяет понятия культурного прогресса, регресса, преемственности, наследия. Таким образом, философия культуры рассматривает культуру в системе философских категорий и в этом ее отличие от культурологии. В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры. Значение этой науки в последнее время возрастает. Специфика социологического подхода к обществу заключается в изучении его как целостной системы. Все общественные науки в рамках своего предмета пытаются представить изучаемую ими сферу и сторону общественной жизни как целое. В отличие от философии культуры социологию культуры отличает практическая направленность. Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами. Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом — все это дает (или в идеале должна давать) политология. Тесные связи существуют между культурологией и историей культуры. История культуры изучает пространственно - временные модификации мирового культурно - исторического процесса, развитие культуры отдельных стран, регионов, народов. Стадиально-региональный тип культуры, историческая эпоха, культурное пространство, культурное время, культурная картина мира - ключевые понятия историко-культурного исследования. История культуры находится на стыке исторической науки, с одной стороны, и культурологии, с другой. Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками. Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов. Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому «прочитать» классическое творение.
Курс культурологии традиционно включает в себя теоретический, исторический и социальный срез, тесно связанный с прикладной культурологией. Для теоретического среза характерно построение неких инвариантных моделей культуры. Исторический срез предполагает исследование реального процесса развития культуры. Прикладной профиль включает в себя: теорию культурной политики и деятельности культурных институтов; социально-культурное прогнозирование, проектирование и регулирование; культурологизация
образования в России; социализация и инкультурация личности; охрана культурного наследия, музееведение, краеведение.
Основными чертами культурологии как науки являются интегративность и системность. Интегративность культурологии заключается в том, что она объединяет различные области познания: социально - гуманитарные и естественно - научные. В любых науках можно выделить некое поле исследований, касающихся работы неутилитарных, ценностнонормативных механизмов регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях жизнедеятельности, которые даже на уровне обыденного сознания принято называть «политической культурой», «экономической культурой» и т.д. Этот особый ракурс может быть назван «культурологическим», так как обращён к специфическому предмету - нормам регуляции всякой деятельности. Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход к сферам жизнедеятельности, к процессам формирования «профессиональных культур», к таким направлениям исследований как «культурология экономики», «культурология политики» и т.д. Полноценное изучение ни культуры в целом, ни отдельных её отраслей невозможно без междисциплинарной кооперации. В процессе такого взаимоотношения и взаимообогащения наук культурология выполняет особую функцию: именно в культурологии реализуется принцип дополнительности. С одной стороны, любую науку она рассматривает как явление культуры, проблему представлений человека о себе, природе, обществе, проблему соотношения культуры и познания, вносит черты гуманизации. С другой стороны культурология использует понятийный аппарат других наук (код, эволюция, диффузия и др.), а так же их методы (например: социологические методы в социологии культуры).Системность культурологического знания заключается в целостности восприятия феномена культуры. Задача целостного системного понимания социокультурных процессов в настоящее время становится все более многомерной в связи с разрастанием объема знаний, интенсивным развитием различных социогуманитарных дисциплин. Попытки же сведения всех составляющих многомерной социокультурной жизни к единому детерминирующему началу проявляют себя как ограниченные. Систематизированное знание о целостных системных свойствах культуры и ее структурных элементах в полной мере отвечает современным потребностям в качественно новых способах управления социокультурными процессами, в изучении технологий человеческой деятельности, а так же самого субъекта такой деятельности - творческого человека. Творчество является одной из самых загадочных и волнующих проблем, объект пристального внимания философов, психологов, социологов, педагогов, культурологов. Культурология как интегративная наука, изучающая культуру и творчество является основой любого профессионального знания, так как в наибольшей степени отвечает тем задачам, которые стоят перед знанием вообще: познание действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий; приобретение навыков создания и накопления знаний, развитие когнитивных качеств личности и т.д. Как гуманитарная наука, культурология вбирает в себя, систематизирует все направления социогуманитарного знания, основными задачами которого являются: развить представление о ценностях культуры, взаимодействии людей, обществе.Позволительно говорить в отношении культурологии как об универсальной, интегративной научной дисциплине, мощном стержне любого профессионального знания, необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности, поскольку поиск и принятие адекватных решений, их оптимальная реализация требуют анализа и учёта всего комплекса социокультурных факторов с необходимой рефлексией на историю их становления и развития. Разработка стратегии деятельности в любой области должна базироваться на интегративном гуманитарно-ориентированном знании. Сама жизнь настоятельно требует от специалистов решения не изолированных познавательных и практических задач, а комплексных, находящихся на пересечении различных областей научного знания и сфер социокультурной практики. Эффективное решение проблем оптимизации отдельных сфер человеческой жизнедеятельности невозможно сегодня без учета основных взаимосвязей этих сфер с другими. Это требует соответствующей научно-образовательной базы, отличной от узкоспециальной профессиональной подготовки. Овладеть способами оптимального управления социокультурным развитием можно лишь, основываясь на знаниях о системных, структурных, функциональных и динамических свойствах культуры. Явившись результатом осознания человечеством рубежа истории, культурология становится
одной из важнейших сил, поскольку, обращаясь к прошлому культуры и человека, она стремится предвидеть и осмыслить грядущие социокультурные перемены.1
1 См.: Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология.-М.,2000 год.