Контактная информация: kole235@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.03.2018
УДК 796.011.3
ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Викторовна Носова, старший преподаватель, Надежда Георгиевна Ефремова, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В работе представлены системный, личностно-ориентированный и модульный подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы, осуществлена детализация общекультурных компетенций, контрольных нормативов, подходы формирования интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, фитнесом, используя современные мобильные приложения, фитнес-браслеты, GIF упражнения. В исследовании осуществлена диагностика шагометрии, ЧСС, АД, ЖЕЛ, уровень реакции на физическую нагрузку, изучены медицинские справки, проведен опрос.
Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, личностная ориентация, новые контрольные упражнения, фитнес.
APPROACHES TO IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF
SPECIAL MEDICAL GROUP Irina Nikolaevna Antonova, the senior teacher, Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alla Viktorovna Nosova, the senior teacher, Nadezhda Georgievna Efremova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The study has presented the system, personal focused and modular approaches to improvement of the physical training of the students of the special medical group, the specification of the common cultural competences, control standards, approaches to formation of interest in the independent physical exercises occupations, fitness, by using the modern computer applications, fitness bracelets, GIF of exercise. In research, the diagnostics of the quantity of steps, heart rate, vital capacity of lungs, level of reaction to physical activity is performed, medical certificates are studied, survey is conducted
Keywords: physical education, special medical group, personal orientation, new control exercises,
fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Проведенное нами анкетирование в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» показало, что студенты специальной медицинской группы не занимаются физической культурой вне учебных занятий - 35%, занимаются по настроению - 39%, регулярно занимаются - 16% (бассейн, фитнес зал, дома) и 10% один раз в неделю. Их субъективная оценка общего самочувствия показала, что 26,5-39,5% студентов данной категории чувствуют переутомление, при этом в 2015 году - 26,5%, а в 2017 уже - 39,5%.
Результаты функциональной диагностики в начале учебного года (2017 г.) показали, что значительная часть изучаемой категории студентов имеет пограничную зону нормы
частоты сердечных сокращений: 82,5 уд/мин у девушек и 81,6 уд/мин у юношей, также, как у студентов основной медицинской группы. «Отличный» уровень восстановления сердечно-сосудистой системы после стандартной физической нагрузки имеют только 27,3% обучающихся СМГ, «хороший» - 34%, «удовлетворительный» - 38,7%. Анализ медицинских справок показал, что вегетососудистая дистония наблюдается у 12,5-15% студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, заболевания желудочно-кишечного тракта у 10,4-15%, сколиоз у 15,6- 28% (2015-2017 гг.). При физиологической норме шагов в сутки - 10 тысяч, студенты-экономисты СМГ совершают только 4,5-6,0 тысяч шагов, как показал метод шаго-метрии (мобильное приложение).
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о востребованности совершенствования как учебного процесса, так и дополнительных занятий, необходимости преобразования системного, личностно-ориентированного и модульного подходов физического воспитания студентов специальной медицинской группы.
Так системный подход должен решать следующие задачи: 1) повышение функционального уровня органов и систем организма; 2) совершенствование общей выносливости, координации движений, равновесия; 3) формирование представлений по физиологической норме ходьбы в сутки, по энергозатратам различных видов двигательной активности, значений нормы АД, ЧСС в подготовительной, основной, заключительной части занятия и в покое; 4) обучение средствам и методам физической культуры в социальной и профессиональной деятельности; личностно-ориентированный: 1) расширение индивидуализированных и индивидуальных форм занятий при нарушениях опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечно-сосудистой системы, ожирении; 2) обучение комплексам упражнений для коррекции осанки; 3) формирование интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, фитнесом; 4) обучение специальным упражнениям для укрепления основных мышечных групп, средствам улучшения физического состояния; модульный: 1) освоение основных двигательных умений и навыков в различных видах спорта; 2) обеспечение элективности учебного процесса; 3) детализация общекультурных компетенций, контрольных нормативов [1, 2, 3, 4, 5].
Системный подход заключается в том, что самостоятельные компоненты подготовки рассматриваются не изолированно, в результате чего выявляется строение системы, взаимодействие составных частей и целого, развитие явления в целом, изучаются средства реализации целей. Личностно-ориентированный подход предполагает определенный вид управления познавательной и двигательной деятельностью, в которой появляется позиция сотрудничества, помощи, внимания к инициативе студента, через индивидуализированные комплексы упражнений, учитывающие основное заболевание, контроль функционального состояния, личностную динамику физической подготовленности, знаний упражнений для укрепления определенных мышечных групп. Модульный подход представляет собой учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных действий, сущность подхода в правильности и функциональности разделить содержание физической культуры на лаконичные и законченные блоки, с детализацией задач каждого модуля, выполнением контрольных нормативов, алгоритмизации техники безопасности, формируемых умений и навыков, преимуществ аквафитнеса, пилатеса, атлетической гимнастики, рекреации.
Цель исследования: совершенствование процесса физического воспитания студентов на основе системного, личностно-ориентированного и модульного подходов обучения.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исследование реализовано на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» в начале учебного года (2017 г.), со студентами-экономистами СМГ, из них 150 девушек и 84 юноши. В совершенствовании личностно-ориентированного подхода нами изучены индивидуальные показатели: АД, ЖЕЛ, ЧСС в покое и при
физической нагрузке, количество потраченных калорий за занятие и количество пройденных шагов (фитнес-браслеты), наряду с этим разработаны комплексы упражнений по атлетической гимнастике при нарушениях опорно-двигательного аппарата, зрения, ожирении, сердечно-сосудистых заболеваниях [4]; проанализирована двигательная активность (мобильные приложения); подобраны GIF упражнения для выполнения дома. Системный подход включил организацию всего процесса физического воспитания, который будет в полном объеме реализовываться с сентября 2018 года с системой мониторинга физического состояния, индивидуализированных форм занятий, учитывая основное заболевание, с разработанными комплексами не только по атлетической гимнастике, но ОФП, элементов единоборств, аквафитнеса при сколиозах, нарушении зрения, ожирении, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Модульный подход реализован с выделением блоков (модулей) по атлетической гимнастике, аквафитнесу, пилатесу, общей физической подготовке, с детализацией компетенций, специальных упражнений, учитывая основное заболевание; внедрением новых контрольных упражнений для студентов СМГ. Новое упражнение «планка» (сек., комплексное статическое упражнение); приседания с гимнастической палкой (техника базового упражнения атлетической гимнастики, по 10 балльной системе), броски набивного мяча весом 2 кг в цель, на полу, цель - квадратный коврик 100*100 см, расстояние до ковриков 6 м для юношей и 5 м для девушек (кол-во попаданий, координация и точность движений). Результаты и их обсуждение.
Контрольные упражнения утверждены на учебно-методическом совете кафедры физического воспитания (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка физической подготовленности студентов СМГ
Упражнение Оценка Юноши Девушки
«Планка» (сек). Способность мышц к интенсивной статической нагрузке с акцентом на мышцы брюшного пресса; исходное положение - упор лежа на предплечьях с фиксацией этого положения «до отказа». Укрепляются глубокие мышцы брюшного пресса, мышцы - стабилизаторы туловища, дельтовидную мышцу и двуглавую мышцу плеча, мышцы ног. 5 90 60
4 70 50
3 50 40
2 40 30
1 30 20
Приседания с гимнастической палкой, бодибаром 2-3 кг (юн. 2-7 кг, балл) Оценивается координация движений, угол сгибания ног, правильность положения спины и поясницы, согласованность движении, устойчивость исходного положения. 5 8-10 8-10
4 6-7 6-7
3 4-5 4-5
2 2-3 2-3
1 1 1
Броски набивного мяча (кол-во попаданий). Считаются попадания в любое место цели (квадрата, коврика), не засчитываются, если мяч вкатился с пола. Оцениваются точность и координация движений. 5 8-10 8-10
4 6-7 6-7
3 4-5 4-5
2 2-3 2-3
1 1 1
Проведенное исследование показало (таблица 2), что упражнение на статическую выносливость - «планка» выполняется девушками в среднем 58,2 сек, юношами 81,5 сек, данные значения соответствуют уровню «отлично» 81,4% и 54% у юношей. «Хороший» уровень у 12,8% девушек и 40% юношей, значения удовлетворительного уровня составили 4,2-4,0% и неудовлетворительный уровень у 2% юношей. При этом студенты отметили высокую практическую значимость упражнения, доступность выполнения в домашних условиях, акцентированность на укрепление мышц брюшного пресса, отсутствие ско-ростно-силовой направленности.
В приседаниях средние значения у девушек на уровне 9,4 балла (по 10 балльной системе), у юношей 8,1%. Уровень «отлично» у 90% девушек и 72% юношей, «хорошо» у 5,7% девушек и 18% юношей; «удовлетворительно» - 2,8% девушек и 10,0% юношей (таблица 2); «неудовлетворительно» - 1,4 и 0% соответственно. Приседания относятся к базовым упражнениям атлетической гимнастики, и вызывают высокий мотивационный
интерес в коррекции фигуры.
Таблица 2 - Результаты общей физической подготовленности студентов
Девушки Юноши
Упражнение Планка (сек) Приседания (балл) Броски набивного мяча (кол-во) Планка (сек) Приседания (балл) Броски набивного мяча (кол-во)
Среднее значение 58,2 9,4 7,4 81,5 8,1 7,36
Стандартное отклонен. 4,89 1,35 2,2 9,91 1,61 1,6
Оценка %
Отлично 81,4 90 61,4 54,0 72.0 56.0
Хорошо 12,8 5,7 17,1 40,0 18,0 24,0
Удовлетворительно 4,2 2,8 18,5 4,0 10,0 18.0
Неудовлетворительно 0 1,4 2,8 2,0 0 2,0
В совершенствовании личностно-ориентированного подхода (таблица 3) проанализированы результаты артериального давления (АД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), ЧСС в покое и в трех частях занятия по ФК. Параметры АД значительных отклонений от нормы не имеют, как у юношей, так и девушек 117,5-124,5 / 77,5-78 мм рт.ст. ЖЕЛ у девушек ниже нормы и составляет лишь 1900 мл, у юношей норма - 3750 мл. Следовательно, для увеличения ЖЕЛ представителям СМГ необходимо включать в программу аэробную нагрузку в виде плавания и аквафитнеса, кардионагрузки в тренажерном зале. Значения ЧСС, как было выше отмечено, находятся на границе нормы: 81,6-82,5 уд/мин (таблица 3). Наряду с этим физическая нагрузка построения таким образом, что значения ЧСС в подготовительной, основной и заключительной части соответствует оптимальным значениям. Исследование создало предпосылки к формированию культуры самоконтроля, что имеет принципиальное значение студентов СМГ, повысило мотивацию к учебным занятиям, расширило информационную и личностную составляющую.
Таблица 3 - Функциональное состояние студентов СМГ
Показатель Пол АД мм рт.ст. ЖЕЛ мл ЧСС в покое ЧСС; ЧСС2 ЧСС3
Среднее значение Дев. 117,5 / 77,5 1900 82,5 111,5 129,3 91,2
Юн. 124,5 / 78,5 3750 81,6 112,5 131,2 91,2
Стандартное отклонение Дев. 17,7 / 3,5 141,4 11,6 13,58 13,56 11,9
Юн. 10,6 / 7,8 70,7 10,5 13,9 11,1 11,7
Примечание: ЧСС1 - в подготовительной части занятия, ЧЧС2 - основная часть занятия, ЧСС3 - заключительная часть занятия.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование подчеркнуло необходимость совершенствования подходов физического воспитания студентов СМГ, выявило недостаточный уровень двигательной активности (4,5-6,0 тысяч шагов сутки), пограничные значения ЧСС в покое: 82,5 уд/мин у девушек и 81,6 уд/мин у юношей, низкий уровень ЖЕЛ у девушек (1900 мл), «удовлетворительный» уровень реакции на физическую нагрузку 38,7% и только 27,3% -«отличный» уровень. Наряду с этим показатели ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях занятия соответствуют норме, что свидетельствует об оптимально подобранной физической нагрузке, ее интенсивности.
Новые контрольные упражнения, такие как «планка» выполнены на «отлично» у 81,4% девушек, у 54% юношей, отличную технику приседаний показали 90% девушек СМГ и 72% юношей. В упражнении на координацию движений «бросок набивного мяча», «отличный» уровень показали 61,4% девушек и 56% юношей. Метод анкетирования показал, что студенты отметили высокую практическую значимость новых контрольных упражнений, особенно технику приседаний, «планку», их доступность, возможность выполнять в домашних условиях, конкретизацию укрепляемых мышц. Мобильное приложение 81ер7 загружено и сохранено значительной частью изучаемой группы, при этом
студенты освоили самый доступный способ контроля двигательной активности. В рамках этого учебного года было проведено пилотное исследование, на 2018-2019год запланировано переструктурирование учебного процесса на основе системного, лично-ориентированного и модульного подходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зыков, И.Ю. Адаптивное физическое воспитание студенток специальных медицинских групп с учетом типа адаптации к физическим нагрузкам : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Зыков И.Ю. - Санкт-Петербург, 2012. - 22 с.
2. Копылова, Н.Е. Влияние занятий физической культурой в вузе на образ жизни студента / Н.Е. Копылова, А.Г. Ростеванов, Ю.В. Круглова // Проблемы теории и практики современной науки : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - М. : Вектор науки, 2016. - С. 58-61.
3. Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой / О.П. Ко-коулина, Н.Е. Копылова, Н.Г. Ефремова, В.А. Зайцев // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 9. - С. 22-24.
4. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Румба О.Г. - Санкт Петербург, 2011. - 51 с.
5. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 4. -С. 70-76.
REFERENCES
1. Zykov, I.Yu. (2012), Adaptive physical education students of special medical groups based on the type of adaptation to physical stress, dissertation, St. Petersburg.
2. Kopylova, N.E. Rostovanov, A.G. and Kruglova, Yu.V. (2016), "Influence of physical culture in the University on the lifestyle of the student. In the collection: problems of theory and practice of modern science", The Materials of The V International science. - practice. conf. Russia, Vector of science, Moscow, pp. 58-61.
3. Kokoylina, O.P., Kopylova, N.E. Efremova N.G. and Zaitsev, V.A. (2017), "Improving the students interest in physical training", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 22-24.
4. Rumba, O.G. (2011), Sistema pedagogical adjusting of motive activity of students of special medical groups, dissertation, St. Petersburg.
5. Shutova, T.N., Vezenitcyn, O.V., Veprikov, D.V. and Bodrov, I.M. (2015), "Content of athletic gymnastics and fitness in physical education students of special medical groups", News of the Tula state University. Physical culture. Sport, No 4, pp. 70-76.
Контактная информация: tany-156@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 29.03.2018
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МАЛЫХ ГРУПП
Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Анна Алексеевна Паульс, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье на основе выявленных нами ранее педагогических условий и факторов, способствующих как формированию мотивации к изучению экономических дисциплин в вузе, так и применению их в будущей профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры, разработанная соответствующая педагогическая технология. Необходимость использования