Научная статья на тему 'Традиционные ценности этноса в системе средств формирования этнокультурной идентичности молодежи'

Традиционные ценности этноса в системе средств формирования этнокультурной идентичности молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
376
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / FOLK PEDAGOGY / ETHNIC PEDAGOGY / FAMILY UPBRINGING / VALUES / IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Матрёнин Павел Викторович

Автор размышляет о ценностях современного российского общества, их опоре на народные традиции и обычаи, на нормы семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnos traditional values in youth ethnocultural identity formation means system

The author reflects on modern Russian society values, their drawing upon folk traditions and customs, on family upbringing norms.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности этноса в системе средств формирования этнокультурной идентичности молодежи»

УДК 37.018

Матренин Павел Викторович

Белгородский государственный институт культуры и искусств

pa velemist@mail. т

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЭТНОСА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Автор размышляет о ценностях современного российского общества, их опоре на народные традиции и обычаи, на нормы семейного воспитания.

Ключевые слова: народная педагогика, этническая педагогика, семейное воспитание, ценности, идентичность.

Сегодня становится все трудней определить действительные традиционные национальные народные ценности. Политические и экономические перипетии сыграли далеко не позитивную роль в укреплении традиционных культурных, духовных ценностей народа. Так каковы же они, - ценности современного российского общества?

Россия вплоть до середины XX столетия была страной с преобладанием сельского населения. Главным носителем национальной культуры и создателем уникальной системы ценностей русского народа на протяжении многих веков являлось крестьянство. Крестьяне составляли основу тогда могучего русского народа. Именно деревня питала «живой силой» город. Большинство рабочих заводов и предприятий крупных и не очень городов были горожанами преимущественно в первом - реже втором - поколениях. Крестьянство на протяжении веков сумело сохранить исконно-русский образ жизни и самоорганизации. Именно крестьянство с его природным консерватизмом являлось всегда хранителем национальных традиций, оно всегда было опорой государству.

Этимология слова «крестьянин» берет свое начало от греческого christiаnos - «христианин». Этимологи В.В. Иванов, Н.М. Шанский объясняют изменение звуковой оболочки «христианин» - «крестьянин» влиянием слова «крест» [5, с. 220]. Даже лингвистическая близость слов «крестьянин» и «христианин» говорит о том, что в основе нравственных идеалов, ценностей крестьян должны находиться христианские заповеди, ценности.

Русское крестьянство сохраняло общинный уклад, являлось гибким организмом, приспособленным к самым различным условиям жизнедеятельности и сохранявшим в неизменности свои

основные установки. Русская община заложила в крестьянстве стремление к взаимопомощи и сотрудничеству, трудовой солидарности, «коллективный дух» совместной деятельности, простоту и прозрачность отношений между людьми, общественное согласие и терпимость, искренность и откровенность, отзывчивость и доброту.

К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов формирования национального менталитета, народную педагогику, под влиянием которой складывалась отечественная педагогическая наука. Он считал, что народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания, и что только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития. В народной педагогике содержатся разнообразные способы воздействия на подростков, каждый из которых направлен на формирование вполне определенных черт и качеств личности. Наряду со средствами выделяются также и факторы этнической педагогики: природа, традиции, быт, труд. Именно из них складывалась крестьянская культура.

Рост крупных, появление новых и развитие малых городов привели к урбанизации населения. Улучшение бытовых условий, расширение повседневных удобств, широкое использование бытовой техники стали вытеснять многие виды традиционного бытового сельского труда, сами орудия труда, а вместе с тем и трудовые обычаи, традиции и обряды крестьян, значит, и народную педагогику труда, трудовых навыков; ослабели многие корни крестьянской нравственности и нравственного воспитания, бережного отношения к продуктам труда, хозяйственности, рачительности. Ослаб среди народных масс такой мощный фактор регуляции поведения молодежи, как деревенская молва, общественное мнение, соседское суждение.

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Матренин П.В., 2012

Украинский педагог XX века В.А. Сухомлин-ский, считал, что отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка, и воздействовать на них он никогда и ни при каких условиях не может. Существует глубокая связь поколений, отмечал ученый, ребенок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв в одном звене - тяжелейшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал. «Мудрость веков хранится в книгах и нашей истории, богатства же народной души хранятся в памяти, в сердце, в поступках старших поколений - твоих дедов и отцов. Тем, чем ты стал и чем станешь в будущем, ты обязан старшим поколениям... Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя... В каждую минуту своего общения со старшими умей учиться у них, не будь самоуверенным и самонадеянным. Не думай, что, если ты молод и полон сил, тебе все по плечу. Есть вещи, которые посильны только в старости, потому что в ней -мудрость многих поколений. Воля и слово старших - закон для всех нас» [3. с. 546].

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу «делай, как я», т.е. в основу семейного воспитания был положен жизненный опыт предков, авторитет родителей, их дела, поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступали отец и мать. Глава семьи был примером для подражания, как правило, мальчикам, девочки чаще учились у матери.

Немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения в крестьянской семье играло -слово. Материнский язык - основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа.

Большое место в мечтах родителей занимала забота о нравственном формировании детей: чести, совести, доброты, милосердия, скромности, гостеприимства, справедливости, патриотизма и многих других качеств. При этом предостерегали от дурных поступков. Воспитывалось почти-

тельное отношение к родителям и вообще к старшим. Новые исторические условия выдвигают много новых вопросов, требуют иных решений старых проблем.

Родительский дом подразумевает свой неизменный порядок, традиции и обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности, выводит ее в большой мир.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т.д. И здесь тоже нет мелочей, потому что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи. В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни.

Именно в семье у подростка формируется сознание своего «Я», своей общественной значимости. Но в родном доме юноша переживает и первое ощущение стыда, боли, отчуждения, если он нарушает семейные правила, огорчает тех, кто его любит. Осознание того, что стыдно делать, приходит к ребенку на эмоциональном уровне, когда он чувствует, что своими поступками обижает, огорчает, расстраивает близких людей. Эмоционально переживая конфликты, ссоры, столкновения, осуждение, наказания, испытывая боль, страдания, чувство стыда, ущемленного самолюбия, отчуждения от родных людей, подросток в своем подсознании основательно закрепляет неосознанные, но необходимые для жизни стереотипы стеснительности, сдержанности, стыдливости. Так формируется чувство совести, которое будет сопровождать его и подсказывать, что хорошо и что плохо, спустя некоторые годы после того, как он уйдет из родительского дома.

В слове «совесть» приставка «со» указывает на общность и сопричастность чему-либо. Она встречается в таких словах как «соучастие», «сочувствие», «сотрудничество», говорящих об общности, единстве людей. Корень этого слова -«весть» (т.е. «ведать», «знать») указывает на то, что совесть даёт нам понимание правильности или неправильности поступка, слова или мысли именно с точки зрения общности, единства людей, природы и всего сущего.

Веления совести легли в основу моральных требований или нравственных кодексов, правил.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

97

При этом требования совести прорастают изнутри, моральные требования идут извне. Они могут совпасть, а могут и разойтись. Решающую роль в переживаниях совести играют общечеловеческие нравственные нормы. Моральные же требования не универсальны, они меняются в зависимости от времени, культуры, общественного строя и т.д. В голосе совести звучит нравственный закон души человека. Д.С. Лихачев считал совесть «таинственным явлением».

Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему его ценностных ориентации различного рода нравственных качеств [2 с. 216]. Осознание несоответствия провозглашаемых родителями (или даже обществом в целом) нравственных принципов реальной действительности проявляется в резкой и категоричной их критике, «бунтарстве», в ряде случаев - в идеализации морали своего поколения, выступающего для подростка образцом «совести общества».

Формирование ценностных ориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности; способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению и рефлексии.

Анализ эволюции крестьянского самосознания показывает, что его ценностно-смысловое ядро образовано целым рядом ценностей, серди которых: Человек; Семья; Земля; Труд; Отечество; Физическое и нравственное здоровье личности; Коллективизм; Сотрудничество и общественное Согласие; Природа; богатые и содержательные Традиции общинного бытия человека; Совместный досуг; образная, иносказательная метафоричная Речь. Этот ряд ценностей вполне соотносим с общечеловеческими ценностями, ибо выражает вечные, вневременные основы человеческого бытия, без которых невозможно социальное существование формирующейся личности. Осознавая жизнь, подросток одновременно выдвигает требования к ней. Они

отражены в категориях «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство (полноправие)», «братство», указывающих на черты достойной жизни. Следует признать систему отношений, связанных с ценностью «общества», а вернее, «сообщества», всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не взойти на ступень современной культуры - только в социальном контексте можно освоить, усвоить и присвоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком.

В процессе культурного развития человечество стало выделять в качестве универсальных средств разрешения противоречий определенные формы организации отношений. Прежде всего, к таким формам относятся нормы поведения и деятельности, зафиксированные в общественном сознании на уровне представлений (т.е. правила), как средство разрешения противоречий между предметами материальной культуры. Но эти нормы поведения и деятельности в силу своего разнообразия сами порождают противоречия. И тогда в качестве средств разрешения противоречий выступают отношения, которые выстраиваются как реализация людьми при организации своего поведения и деятельности отдельных принципов. В качестве принципов используются понятия и категории.

В последние два столетия русская культура в лице выдающихся философов и ученых, таких как И.А. Ильин, В.С. Соловьев настойчиво обращает внимание на способ установления отношения с миром, в основе которого лежит любовь как таковая. Эта позиция поддерживается и многими психологами и педагогами-гуманистами (А. Маслоу, К. Роджерсом, К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили и т.д.).

Обращение к этнокультурному пространству, окружающему личность всю ее жизнь, - семь я, материнская школа, церковь, вузы, клубные формирования, творческие студии и т.д., позволяет человеку сохранить собственно этническое сознание, ибо ценностное ядро характера народа воспроизводится из поколения в поколение именно благодаря преемственности этнической культуры, усваиваемой и интериоризируемой с помощью общего языка и исторического прошлого, традиций и обрядов.

В современный период социально-экономического развития общества и государства, юношество оказалось в условиях продолжающейся

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

нестабильности общественного сознания, - когда нет востребованных идеалов в прошлом, но и в настоящем ещё не найдены новые, адекватные происходящим в стране и в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения.

Библиографический список

1. Репринцев А.В. Механизмы наследования ценностей культуры: диалектика личного и общественного // Культура как способ бытия чело-

века в мире. - Томск, 1998.

2. Рыбалко Е.А. Становление личности // Социальная психология личности. - Л., 1974.

3. Сухомлинский В.А. Видеть себя // Сухомлин-ский В.А. Избр. пед. соч. - М., 1981. - Т. 3.

4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч.: В 2 тт.- Т. 1. -М., 1974.

5. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей / под ред. С.Г. Бархударова. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 543 с.

УДК 37.018

Пархоменко Наталья Александровна

кандидат педагогических наук Комитет образования и науки Курской области [email protected]

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье некоторые явления русской народной культуры рассматриваются сквозь призму социальной педагогики.

Ключевые слова: народная культура, народная педагогика, традиции, духовно-нравственные качества личности, национализм.

Т)адиции народной культуры. Русский народ копил национальный опыт, передавал из поколения в поколение ценностные устои и традиции воспитания, сохранял все самое лучшее. Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры. Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень психолого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником вдохновения, творчества специалистов в области педагогики и психологии. Как справедливо полагал академик Д.С. Лихачёв, экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой её предков и им самим... Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осёдлос-ти», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. В кризисном социуме, когда экономическое и социально-политическое бытие полно трудностей и противоречий, именно культура является

достойным способом выживания человека. В культуре, как в религиозной, так и в светской, обретаются вера, надежда и мудрость терпения, любовь и взаимная поддержка людей в трудные времена. В литературе существуют различные определения понятия «культура», рассматриваемой преимущественно как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к природе.

Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности. Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека. Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры. «Поле» культуры - это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К. Мамардашвили). Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть чело-

© Пархоменко Н.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.