УДК 37.017.4
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
С.М.Ёлкин
PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN BY MEANS OF FOLK PEDAGOGY
S.M.Elkin
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, sergey.yolkin@novsu.ru
На основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы раскрывается сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание должно носить системный характер и осуществляться на трех уровнях: микроуровень (отношение человека к семье, родному дому, родственникам); мезоуровень (отношение человека к своей малой родине, историческому и культурному наследию своего региона, города, села, деревни); макроуровень (отношение человека к нации, народу, обществу, Родине). Одним из действенных средств патриотического воспитания является приобщение подрастающего поколения к традициям отечественной культуры. Наибольшую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют такие средства народной педагогики как природа, религия, труд, традиции, родной язык, народное искусство (игры, пословицы и поговорки, народные сказки, народная песня и др.) Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, народная педагогика, средства народной педагогики
Based on the analysis of philosophical, sociological and psycho-pedagogical literature, the essence of the concepts "patriotism" and "patriotic education" is revealed. Patriotic education should be systematic and implemented at three levels: micro level (attitudes of a person to the family, home, relatives); meso level (attitudes of a person to his small homeland, historical and cultural heritage of his region, city, village); macro level (attitudes of a person to his nation, people, homeland). One of the effective means of patriotic education is the introduction of the younger generation to the traditions of Russian culture. The greatest role in patriotic education of the younger generation is played by nature, religion, labour, traditions, native language, folk art (games, proverbs and sayings, folk tales, folk songs, etc.).
Keywords: patriotism, patriotic education, folk pedagogy, means of folk pedagogy
В последнее время особенно актуальной стала проблема патриотического воспитания порастающего поколения. Наблюдается повышенное внимание со стороны общественности и государства к разработке и реализации различных программ по воспитанию патриотизма в различных образовательных учреждениях.
В современном обществе патриотическое воспитание молодого поколения приобретает столь важное значение по нескольким причинам:
— затрудненность процесса формирования гражданской и этнокультурной идентичности школьников в условиях поликультурного общества;
— проявление попыток обесценить великие подвиги русского народа во время Великой Отечественной войны и выставить на первый план далеко не самые лучшие стороны культуры нашего общества (пьянство, воровство, леность и др.).
— отсутствие сквозной программы патриотического воспитания, предполагающей непрерывность такого воспитания с дошкольного возраста до студенчества.
Обратимся к раскрытию сущности понятия «патриотизм». Впервые в обиход понятия «патриот» и «патриотизм» были введены в период Великой Французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы за народное дело, защитники республики, подчеркивая тем самым свое отличие от приверженцев монархии [1]. Подобный оттенок воз-
ник под влиянием Французской революции и в русском языке. По наблюдениям В.В.Виноградова, слово «отечество» имело особенно «острый общественно-политический и притом революционный смысл» в поколении декабристов и Пушкина, в то время как слово «родина» в эту эпоху ещё было нейтральным и означало просто «родные места», «город или деревня, где человек родился» [2].
Большинство словарей и энциклопедий определяют это понятие как любовь к Родине, к своему Отечеству. Если обратиться к этимологии этих слов, то можно найти такие их толкования:
Родина (общеслав. производное от род) — «семья», далее «место рождения» и «отчизна, отечество» [3];
Родина — (произведено от род) «отечество», тогда как укр. родина — «семья», блр. родзша — то же, болг. родина «родина, место рождения», чеш., слвц. rodina «семья», польск. rodzina — то же [4].
Таким образом, можно сделать вывод об использовании слов «Родина» и «Отечество» как синонимичных.
Патриотизм в обыденной жизни начинается, отмечает А.Н.Малинкин, с естественной бессознательной привязанности человека к отчему краю и родной земле. Это чувство любви к родительскому дому, к родным и близким всегда глубоко индивидуально, за ним стоит уникальный жизненный опыт. Объекты патриотических чувств постепенно генера-
лизируются, расширяясь концентрическими кругами: отчий дом — отчий край — отечество; родители — род — народ [5].
Такое понимание патриотизма обеспечивает системность и непрерывность процесса патриотического воспитания, которое изначально начинается в семье, потом подключается школа и другие общественные и политические организации и объединения.
На основании разностороннего анализа источников патриотизм можно рассматривать как ценностное отношение человека к своему Отечеству и малой родине, характеризующееся привязанностью к месту рождения и (или) проживания, причастностью к истории и культуре своего народа, осознанием гражданской ответственности, основанной на традиционных семейных, духовных и нравственных ценностях российского общества. Патриотическое воспитание можно определить как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству.
Развивая точку зрения С.В.Слукина о двухуровневом подходе к пониманию патриотизма (в его диссертации «Патриотизм в социокультурном развитии личности»), можно предложить трехуровневую модель патриотического воспитания:
— микроуровень (отношение человека к семье, родному дому, родственникам);
— мезоуровень (отношение человека к своей малой родине, историческому и культурному наследию своего региона, города, села, деревни);
— макроуровень (отношение человека к нации, народу, обществу, Родине).
Одним из действенных средств патриотического воспитания является приобщение подрастающего поколения к традициям отечественной культуры. Народная педагогика аккумулировала накопленный веками опыт воспитания, который может быть использован сегодня с учетом складывающейся социокультурной ситуации.
Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс патриотического воспитания детей и молодежи, подчеркивают важность опоры на традиционные культурные ценности российского общества. В Стратегии развития воспитания в российской федерации на период до 2025 год отмечается необходимость создания условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы раскрывает цель государственной политики в сфере патриотического воспитания, которая направлена на создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, лю-
бящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Наибольшую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют природа, религия, труд, традиции, родной язык, народное искусство (игры, пословицы и поговорки, народные сказки, народная песня и др.).
Природа — одно из важнейших средств народной педагогики, она — не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родного края имеет неизъяснимую власть над человеком. Патриотизм — это, прежде всего, любовь к родной природе [6]. В педагогике разрабатывается проблема этноэко-логического образования, которое понимается как приобщение детей к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и эко-логосообразного поведения с учетом возрастных особенностей [7].
Россия была и есть государство, в котором Православию (за исключением некоторых периодов в XX в.) отводилось первостепенное место как фундаментальному ценностному основанию в жизни русского народа. К.Д.Ушинский не мыслит воспитания без христианских основ, полагая что «современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод, и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди». Он говорит, что «мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного воспитательного влияния Православной Церкви» [8].
С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений. Русский народ в своем историческом развитии создал высокую педагогическую культуру, в которой передача подрастающему поколению социально-нравственного опыта предков осуществлялась через труд, добросовестную совместную созидательную деятельность детей и взрослых. Роль труда сводится не только к материальным потребностям человека, но и к формированию совокупности черт, способствующих гармоническому развитию личности. Вне труда нет ни физического, ни нравственного воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания.
Одним из действенных средств народной педагогики являются традиции, которые можно понимать как объект и процесс социально-культурного наследования. Народные традиции аккумулируют в себе педагогический опыт многих поколений, отражающий специфику национального воспитания, который обращен в будущее на использование прежнего знания для организации жизни современных поколений. Раньше приобщение детей к национальной культуре проходило естественным путем: сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспи-
танности детей. Теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир национальной культуры.
В качестве важнейшего средства народной педагогики можно рассмотреть родной язык. «Язык народа — лучший, никогда не увядающий извечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Чем ревностнее занимаются с детьми изучением иностранного языка, тем ревностнее должны заниматься с ними в то же время изучением родного. Изучение же родного языка в народной литературе, в народных песнях, в творениях народных писателей, в живой народной речи должно постоянно противодействовать чуждым элементам и претворять их в русский дух»
[9].
Поговорки и пословицы — один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившиеся представления о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
Педагогическая культура народа в значительной степени аккумулировалась в народных сказках. Трудно переоценить воспитательное значение народных сказок, в которых, как правило, прославляется труд, осуждается лень, воспеваются благородные нравственные качества личности, побеждает всегда разум и справедливость. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в любви и дружбе и т.д. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. Следует отметить ярко выраженный дидактический характер сказок. Все сказки поучительны, назидательны, как правило, они утверждают какую-то моральную истину. В некоторых сказках нравственные идеалы настолько сильны и выпукло выражены, что слушающего больше захватывают именно действие и нравственные поступки персонажей, нежели художественный идеал сказки
[10].
Традиционным средством физического воспитания всегда были и остаются народные игры. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она формирует навыки социального поведения, так как народная игра содержит в себе многовековую информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение подростков и взрослых ассимилирует ими. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она
входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и пр. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Одной из важнейших сторон народных подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на развитие физических качеств, а также влияние на формирование двигательных умений и навыков детей и подростков. Народные подвижные игры включают все основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.) развивают физические качества (ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость) и поэтому на протяжении многих веков подвижные игры служили главным средством физического воспитания подрастающего поколения [11]. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр.
Народная песня является самым ярким и самым распространенным жанром фольклора. Песня — это отражение жизни народа: его менталитета, традиций, национальной культуры в целом. Она является действенным средством приобщения к родному языку, практически неразделима с его изучением; учит с достоинством любить Родину, природу, людей; развивает музыкально-поэтический вкус; пробуждает творческие способности. Общинность в песне выступает как форма проявления традиции. Это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Общинность в песне реализуется через слияние индивидуальности с коллективным творчеством, через их диалектическое единство, поскольку сама песенная традиция русского народа предполагает ансамблевое, хоровое пение, разложенное на многоголосье, что дает возможность каждому участнику реализовать себя в пении. Универсальность песенного жанра заключается еще и в том, что благодаря различным видам песенного исполнения: лирические, хоровые, обрядовые, плясовые песни и т.д. — что способствует развитию нравственных, эстетических, музыкальных, умственных, физических способностей ребенка. Тематика и направленность народных песен адекватна психофизиологическим особенностям и возможностям ребенка: отражает потребности ребенка в смехе, веселье, учитывает его склонности к игре, фантастике и интерес к животному миру.
Воспитание патриотизма, основанного на принципе народности, и есть национальная идея образования, которая способна сочетать и национальное и общечеловеческое при уважении многочисленных культур и народов, населяющих нашу огромную страну. Подтверждением этому служат слова В.Н.Сороки-Росинского: «Национальная школа должна найти здесь свой особенный путь — она не может пойти ни за националистическими, ни за космополитическими тенденциями, имеющимися доселе в русской жизни... У русской школы здесь свой, ей лишь подходящий путь. И надо полагать, что здесь нельзя будет обойтись без понятия русской культуры как фактора воспитания, ибо только она, как высшая
этическая и художественная ценность, может очаровывать, привлекать и пленять любого человека независимо от его национальности, только она может объединить и заставить работать для общего и взаимного блага представителей многочисленных народностей Российской империи» [12].
1. Хутин А.Ф. Патриотизм как основа национальной идеи [Электр. ресурс] // Электронный журнал «Профессиональная инициатива». URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ii1/94-hutin (дата обращения: 05.01.2017).
2. Виноградов В.В. История слов [Электр. ресурс]. URL: http://wordhist.narod.ru/rodina.html (дата обращения: 10.01.2017).
3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М., 2004 [Электр. ресурс]. URL: http://www.interpal.info/index.php/list/3-etimologicheskiij-slovar-russkogo-yazyka/10,%D0%A0.xhtml (дата обращения: 12.01.2017).
4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Пер. нем. и доп. О.Н.Трубачева. 3-е изд., стер. СПб.: Терра-Азбука, 1996. С. 491.
5. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания [Электр. ресурс]. URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-malin.html (дата обращения: 05.01.2017).
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 129.
7. Кондратьева Т.Н., Фокина В.Г. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста: (на материале Республики Мордовия). М.: НИИ школьных технологий, 2013. 163 с.
8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные педагогические сочинения: Сост. В.Я.Струминский. М.: Учпедгиз, 1945. С. 139.
9. Ушинский К.Д. Родное слово // Избранные педагогические сочинения: Сост. В.Я.Струминский. М.: Учпедгиз, 1945. С. 205.
10. Путило Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. С. 176-177.
11. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. № 11/12. С. 25-32.
12. Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной
школы // Педагогические сочинения / Сост. А.Т.Губко. М.: Педагогика, 1991. С. 100.
References
1. Khutin A.F. Patriotizm kak osnova natsional'noy idei [Patriotism as a basis of national idea]. Professional'naya initsiativa. Available at: http://profesiniciative.ru/index.php/ii1/94-hutin (accessed: 05.01.2017).
2. Vinogradov V.V. Istoriya slov [History of words]. Available at: http://wordhist.narod.ru/rodina.html (accessed: 10.01.2017).
3. Shanskiy N.M., Bobrova T.A. Shkol'nyy etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka. Proiskhozhdenie slov [School etymological dictionary of the Russian language. The origin of words]. Moscow, 2004 [Elektr. resurs]. Available at: http://www.interpal.info/index.php/list/3-etimologicheskiij-slovar-russkogo-yazyka/10,%D0%A0.xhtml (accessed: 12.01.2017).
4. Fasmer M., Trubachev O.N. (ed.). Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka [Etymological dictionary of the Russian language] in 4 vols, vol. 3. Saint Petersburg, 1996, p. 491.
5. Malinkin A.N. Ponyatie patriotizma: esse po sotsiologii znaniya [The concept of patriotism: essays on the sociology of knowledge] [Elektr. resurs]. Available at: http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-malin.html (accessed: 05.01.2017).
6. Volkov G.N. Etnopedagogika: Ucheb. dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. Zavedeniy [Ethnopedagogy: a textbook for students of colleges and higher educational institutions]. Moscow, 1999, p. 129.
7. Kondrat'eva T.N., Fokina V.G. Etnoekologicheskoe obrazovanie detey starshego doshkol'nogo vozrasta: (na materiale Respubliki Mordoviya) [Ethnoecological education of preschool children: (on the example of the Republic of Mordovia).]. Moscow, 2013. 163 p.
8. Ushinskiy K.D. O nravstvennom elemente v russkom vospitanii [The moral element in Russian education]. Izbrannye pe-dagogicheskie sochineniya, comp. by V.Ya.Struminskiy. Moscow, 1945, p. 139.
9. Ushinskiy K.D. Rodnoe slovo [The native word.]. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya, comp. by V.Ya.Struminskiy. Moscow, 1945, p. 205.
10. Putilo B.N. Fol'klor i narodnaya kul'tura [Folklore and folk culture]. Saint Petersburg, 1994, pp. 176-177.
11. Ivochkina N.V. Korrektsionnye vozmozhnosti narodnoy igry [Correctional perspectives of a folk game]. Nachal'naya shkola, 1998, no. 11/12, pp. 25-32.
12. Soroka-Rosinskiy V.N. Put' russkoy natsional'noy shkoly [Path of the Russian national school]. In: Gubko A.T., comp. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical works]. Moscow, 1991, p. 100.