Социальное воспитание И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Н. В. Адаева
(Орёл)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье раскрывается актуальность народной педагогики в патриотическом воспитании молодежи, определяются её основные средства. Проанализирован опыт народного патриотического воспитания. Выделены основные принципы народной педагогики
В современной России, когда усиливаются негативные тенденции, препятствующие формированию настоящего патриотизма, все отчетливее проявляется необходимость
использования опыта народной педагогики в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Народная педагогика - составная часть коллективного народного творчества -олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, мировоззрение, представление о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения. Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие будут передавать младшим весь накопленный ими опыт. Овладев этим опытом, каждое новое поколение углубляет, развивает и совершенствует его, дополняя новыми знаниями, открытиями, изобретениями. Высоко ценили значение народной педагогики и продуктивные народные идеи в воспитании Н. А. Бердяев, В. И. Водовозов, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, В. С. Соловьев, В. А. Сухомлинский, А. С. Хомяков и др.
Патриотическое воспитание на современном этапе также нельзя рассматривать вне связи с народной педагогикой. Оно заложено в устном народном творчестве, в песнях, в традициях русского народа. Многие исследователи отмечали, что для патриотического воспитания подрастающего поколения особую значимость имели дела и поступки представителей этноса, вобравших в себя лучшие народные черты: «Их образы сохранялись в
народной памяти, превращаясь в некий национальный дух, который воспитывал целые поколения» [4, с. 68].
В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками народ придавал большое значение воспитанию подрастающих поколений в духе горячей любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», былинах, песнях и других памятниках той поры воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства» [1, с. 22]. Религиозному аскетизму противостояла мудрость, выразившаяся в фольклоре, обрядах и во всем укладе народной жизни. Нравственные принципы, выработанные в течение столетий народом, передавались от отца к сыну. По мнению многих исследователей в области этнопедагогики, исторические задачи народной педагогики по воспитанию гражданина и патриота России облегчались общественным и коллективным характером жизни народа, обусловившим уникальность общинного мировоззрения, сохранение традиций народной жизни, коллективное воспитание подрастающего поколения и выработку некоего общинного духа.
Цель патриотического воспитания в народной педагогике связана с понятием «идеал», в котором проявляются воспитательные потребности народа по подготовке подрастающего поколения к будущей жизнедеятельности. Идеал выражается в образах национальных героев, былинных и сказочных
персонажей, на которых стремится быть похожим большинство подростков. Поэтому и цель патриотического воспитания в народной педагогике - формирование совершенного человека-патриота.
Истинными патриотами выступают не те, кто силен и храбр, а тот, кто направляет свои силы и храбрость на защиту родной земли, православной веры и соотечественников. В образах народных героев нашли отражение представители всех социальных слоев периода распада первобытно-общинного строя: ремесленник Никита Кожемяка; пахарь Микула Селянинович; крестьянский сын Илья Муромец; богатырь аристократ, князь Добрыня Никитич; дружинник, князь кудесник Вольга; поповский сын Алеша Попович, гусляр новгородский Садко, купец Ставр сын Годинович и др. Ярко в народной педагогике представлен идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли. Это и мать, благословляющая богатыря на служение Отечеству, на добрые дела, жена, хранящая дом в его отсутствие, или это волевая, непреклонная в достижении цели женщина, как Авдотья Рязаночка, освободившая своих соотечественников [5, с. 84]. Жена Ставра Годиновича оказывается олицетворением народной мудрости, и благодаря уму она выходит победительницей, демонстрируя превосходство разума над физической силой, властью и общественным положением. В числе тех, кто в своих представлениях и устремлениях воплощал идеал патриота, были и лишенные наследства младшие дети, отвергнутые сироты, вдовы.
Патриот служит князю не в силу вассальной зависимости, а добровольно, понимая свой долг перед ним как долг перед народом. Он побеждает, потому что его воинские подвиги подготовлены мирным трудом и хорошими умственными способностями. Добрыня побеждает врагов и в игре в шахматы, и в состязании в стрельбе из лука, и в борьбе [11, с. 268]. Но только ратная служба позволяет участвовать в делах государства, совершать патриотические подвиги, служить Родине, спасать её от врагов и собирать полюдье. Патриот имеет возможность выдвинуться благодаря личным качествам и заслугам, оказывать влияние на ход государственной жизни, выступать спасителем Руси, а иногда и самого князя. Он воплощает смелость, вольнолю-бивость, достоинство, высокие нравственные качества человека и добрые дела. «В трудах они богатырны, в жизни веселы, в любви и
верности их сломить нельзя» [14, с. 31]. Патриоты не всегда безупречны, их образ сложен: иногда соблазняются богатствами и терпят неудачи вследствие своего тщеславия, иногда слишком самонадеянны и от этого гибнут. Пройдя путь переосмысления своих поступков, раскаяния и нравственного становления, они получают в качестве вознаграждения возможность служить народу, князю, церквям православным, Руси и совершать ратные подвиги.
Воспитательный процесс в народной педагогике осуществлялся при помощи разнообразных средств, выражающих идеи непреходящих ценностей и сохраняющих основное содержание лучших традиций, в которых в достаточной степени проявлялась народная мудрость.
Как показывает анализ работ отечественных педагогов, нет единой точки зрения на средства народной педагогики. По мнению русского педагога и публициста В. Я. Стоюни-на, в воспитании «основное внимание должно быть уделено народной литературе, отражающей «идеалы народной жизни» [5, с. 148]. Важнейшим средством формирования личности С. Д. Бабишин и Б. И. Митюров считали устное народное творчество, которое развивало материальную и духовную культуру человеческого общества [1, с. 15]. Средствами народной педагогики, по определению Г. Н. Волкова, являются пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, предания, потешки, песни [2, с. 4]. Современные исследователи (А. Х. Мирзоянов, Н. А. Сысоева, М. Г. Харитонов, А. Г. Хузина и др.] выделяют в качестве средств народного воспитания слово, дело, общение, праздники, обряды, традиции. Подробную классификацию средств дает А. П. Орлова, включая все виды народного творчества, различные виды трудовой деятельности, родное слово, игры, обычаи, праздники [9, с. 16].
Больший интерес представляет классификация средств народной педагогики, предложенная В. А. Николаевым. Он выделяет три группы средств народной педагогики:
1] материальные средства - природа, деятельность, предметы быта, предметы труда, предметы прикладного искусства;
2] духовные средства - слово, родной язык, фольклор, религия, искусство, игра;
3] соционормативные средства - традиция, обряды, этикет, общественное мнение [8, с. 8].
Граница между средствами и их содержанием условна, так как сами средства выступают в роли и инструмента, и содержания воспитательного процесса.
Патриотическое воспитание в народной педагогике органично переплеталось с жизнью всего социума, и каждый ребенок испытывал непосредственное или опосредованное воздействие большой массы взрослого населения: родственников, соседей, знакомых. Поступки и поведение личности строго регламентировались, требуя проявления высоконравственных качеств: чести, долга, гостеприимства, уважения к людям, любви к родной земле и др.
Формирование любви к Родине начиналось еще во младенчестве с колыбельных песен, пестушек и т.п. Большое воспитательное значение в раннем детстве имели сказки о животных и волшебные, формирующие важнейшие нравственные нормы будущего патриота: защита слабых, уважение к старшим, победа добра и т.д. Сказки выражали характер народа, его психологию и жизненные позиции, они всегда поучительны, назидательны и утверждают моральные истины. Ребятишки с 6-7 лет с интересом воспринимали бытовые, с ярко выраженным социальным характером, и появившиеся в XV веке исторические сказки [11, с. 292]. В сказках нередко показано, как простой мужик покоряет царя своей рассудительностью, смекалкой, ловкостью. Царь ценит умных и по-народному хитрых персонажей, их способность к остроумной, лукавой шутке, сообразительность: «Гуси с Руси», сказки о Горшене, «Мужик и барин», «Мужик и поп» и др. Сказки пробуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность - и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, ибо в народном представлении добро разумно, а зло глупо. Герои сказок, былин, легенд всегда готовы прийти на помощь людям. Они любят свой край, свой народ, свою землю, защищают Родину от врагов, заботятся о ее процветании.
Для развития умственных способностей детей, сообразительности и смекалки широко использовались загадки. Народ издревле высоко ценил их, видя в них не только проявление человеческой наблюдательности, но и неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей [7, с. 20]. Загадки лаконичны по форме и занимательны по содержанию, что стимулирует познавательную активность детей,
обладают большим развивающим потенциалом. Первоначально, по свидетельству С. Крашенникова, загадки были связаны с иносказательной, тайной речью, характеризующей особенность речевого общения отдельного рода, например «Ерзунь - от ерзат», «Яголь-ник яруя», «Двухвостка, возьми цупызник» [13, с. 12]. Знание тайного смысла загадок и умение их разгадывать было признаком близкого родства и зрелости людей [13, с. 14]. С помощью загадок молодежь обучали владеть иносказательной речью, запоминать тайные слова, видеть сходное в несходном, в одинаковом - разное, мыслить нестандартно. Развивая мышление, загадка знакомит человека с окружающим миром, привлекая внимание к незаметным сторонам предметов и явлений [15, с. 36]. Загадки воспитывают любовь к родной природе, к родному дому, а через это - любовь к Родине. «Изба белена, // А маковка зелена» (береза]; «Никого не родила, // А все матушкой зовут» (земля] [13, с. 337; 60].
Особое место в народной педагогике занимали пословицы. Они обобщали социальноисторический и житейско-бытовой опыт народа, о котором необходимо помнить, выражали общее мнение, взгляды и убеждения народной массы. В процессе патриотического воспитания пословицы и поговорки формировали нравственные качества: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством», «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит»; любовь к родной природе; любовь к родному краю: «С родной земли умри - не сходи» [12, с. 24; 230; 278]; уважение к людям и добрососедство: «Мир и любовь - всему голова» [Там же, с. 178]; уважение к властям: «Бога бойся, а царя почитай» [11, с. 435]; готовность к защите Родины: «Родина-мать, умей за неё постоять» [12, с. 273]; гордость за принадлежность к нации: «Русский в словах горд, в делах тверд» [Там же, 274]; необходимость деятельности: «Стояньем города не взять» [11, с. 435]. Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.
В отрочестве считалось обязательным знать свою родословную до четвертого колена, историю села, народа, страны. По данным этнографических исследований, в каждом селе были мастера-рассказчики, гусляры-песенники, вокруг которых собирались и ребятишки, и взрослое население. Им рассказывали о
важнейших событиях, знаменитых земляках, национальных героях, былинных богатырях и их подвигах. Слушая множество рассказов, историй, песен, дети наравне со взрослыми участвовали в творческом исполнительстве, испытывая яркие эмоциональные переживания. На посиделках разучивались новые песни, пляски, сказки, загадки, пословицы. Разновозрастное общение способствовало обмену информацией между членами сообщества, стимулировало их самовоспитание.
Сильное влияние на эмоциональную сферу человека оказывали произведения народного творчества, особенно народные песни, о которых Н. В. Гоголь писал: «Это народная история. Живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Камень с красноречивым рельефом, с исторической надписью - ничто против этой живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописи» [3, с. 90-91]. Исторические песни были основной формой народной поэзии. Они отражали события крестьянских, народно-освободительных войн, войн за воссоединение отторгнутых от Русского государства городов и областей и в защиту окраин государства. В XVI веке сложились два основных в стилевом направлении вида песен: эпическая («Взятие Казани», «Кастрюк»] и лиро-эпическая («Ермак собирается в Сибирь», «Терские казаки и Иван Грозный»].
В конкретных исторических условиях песни носили открыто агитационный характер, пробуждали в народе свободолюбивые настроения, надежды на освобождение [11, с. 361].
С другой стороны, жалость, боль утраты, сострадание и глубокое уважение к воинам вызывает в народной песне о взятии Казани мысль о том, что великая победа была куплена народной кровью [Там же, с. 313].
По данным исследований, отроческий возраст характеризуется развитием межличностных отношений, взаимным обогащением знаниями, нравственными нормами. Самоутверждение подростков проходило в процессе подвижных игр, носивших коллективный характер. Являясь комплексным источником народного воспитания, особую значимость они представляли для физического развития личности. Эмоциональная окраска, дух соперничества, коллективное взаимодействие, физические усилия способствовали формированию качеств, необходимых для будущих защитников Отечества: выносливость, лов-
кость, взаимопомощь, ответственность за команду и др. Наибольшей популярностью пользовались у ребятишек доступные легкие игры: прятки, «Выше ножки от земли», салки, «Гуси», лапта и др. Любая игра имела четкие правила, обязательные к исполнению для всех. Соблюдение правил закрепляло важные нравственные качества: честность, справедливость, дисциплинированность, уважение к общественному мнению. Юноши принимали участие в военных играх, таких как кулачный бой, борьба, скачки и др. Победа в состязаниях была почетной для всего рода, села, деревни. Стремление прославить их, не уронить чести, продолжить славные традиции выдающихся земляков рождало патриотические чувства.
Есть свидетельства, что участие девушек и молодых женщин в военных играх было обычным делом. Согласно известному историческому факту в святославской рати во время похода на Византию участвовали женщины-воины [8, с. 192].
В своих работах Е. А. Покровский доказал, что воспитательное значение игр имеет комплексный характер [10, с. 15-16]. Они обеспечивают: а] умственное развитие (наблюдательность, сообразительность, память, находчивость, остроумие, логичность речи]; б] физическое развитие (ловкость, сила, выносливость, глазомер]; в] овладение практическими навыками; г] развитие творчества (ролевые игры, имитация реальных объектов] и т.д.
Комплексным традиционным средством воспитания подрастающего поколения являлись праздники. Праздник обязательно включал в себя ритуальные действия, обрядовую кулинарию, народные гуляния с песнями и танцами, игры и состязания. Все это требовало от молодых людей глубоких знаний, стремления ответственно исполнять отведенную им социальную роль, умений и навыков в различных видах праздничной деятельности.
Праздник имеет большой потенциал в патриотическом воспитании подрастающего поколения, развивая уважительное отношение к обычаям и традициям предков, доброжелательность к окружающим, национальное единение.
Анализ организации и содержания процесса патриотического воспитания в народной педагогике позволил нам сделать вывод, что большое внимание уделялось интеллекту-
ально-эмоциональному, потребностно-моти-вационному и деятельностному развитию личности, а также выделить его основные принципы.
По данным этнопедагогических исследований, основой существования людей была общинная жизнедеятельность, а одним из принципов воспитания - коллективность. Совместный труд и защита от неприятеля, единые обычаи и традиции, общие праздничные мероприятия определяли и коллективное воспитание подрастающего поколения. Ребятишки и подростки были постоянно на виду у взрослых и сверстников, им всегда находилось посильное, но настоящее дело. Большое воспитательное значение имело общественное мнение, коллективное отношение к чему-либо: похвала, одобрение, осуждение, нарекание и т. д. В ходе совместной деятельности, посиделок, игр подростки учились вести себя в обществе, соотносить свои потребности с интересами окружающих, соблюдать установленные правила.
Среди принципов народной педагогики основным считается принцип природосообраз-ности, выдвинутый еще Я. А. Коменским, определяющий использование всего многообразия методов народного воспитания с целью максимального учета пола, возраста, наклонностей, интересов, талантов ребенка. Традиционно в народной педагогике существовало деление на женскую и мужскую «школы» семейного воспитания. Это формировало специфический мужской и женский тип личности, стиль мышления, восприятия, поведения. Обязанности в семье, в общинном труде и других видах деятельности распределялись с учетом возраста, физических возможностей и способностей ребят.
Следующим принципом народной педагогики ряд исследователей называет народность. Воспитание детей происходило в соответствии с общественно-историческим опы-
том, накопленным предыдущими поколениями и основанным на народных традициях [1, с. 10]. Этому помогало сохранение произведений народного творчества, обычаев, праздников, исполнение обрядов, ритуалов, которые определяли педагогические воззрения и формировали социально значимые качества и нормы поведения.
Одним из центральных принципов народной педагогики является воспитание детей в духе гуманизма. Национальной традицией русских была помощь обездоленным: нищим, калекам и всем нуждающимся (странникам, солдаткам, вдовам, одиноким и др.]. Суровые условия жизни, тяжелый труд вызвали необходимость сохранения добрых отношений с окружающими людьми [8, с. 84]. Их поддерживали ответной помощью, уважительным обращением, поздравлением с праздниками и приглашением в гости. В подрастающем поколении старались воспитать уважительное отношение к окружающим, не только к соседям и землякам, но и к чужеземцам, иноверцам, поверженным врагам, показывая собственный пример. Взаимодействия в процессе воспитания строились на любви и заботливом отношении, отсутствии придирок, окриков, одергивания, и авторитарного давления.
Патриотическое воспитание детей было ориентировано на сознание, активное развитие ценностных ориентаций и правильное отношение к общественным нормам, людям, Родине, жизни, самому себе. Оно было основано на принципах народности, коллективности, природосообразности и гуманизма. С помощью духовных, материальных и соционор-мативных средств народной педагогики формировалась интеллектуально-эмоциональная, потребностно-мотивационная и деятельностная сфера личности патриота с устойчивой духовно-нравственной, социально-гуманистической, политической и национальной основой.
Литература
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУ11 вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - 363 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
3. Гоголь Н. В. О малороссийских песнях // Полн. собр. соч. Т. 8. - М.: АН СССР, 1952. - С. 90-97.
4. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 2001. - 396 с.
5. Колпачева О. Ю. Теория и практика патриотического воспитания в школе дореволюционной России : дис.... д-ра пед. наук :
13.00.01. - Пятигорск, 2006. - 348 с.
6. Лебедев В. К истории кулачных боев на Руси // Русская старина. - 1913. - Июль. - С. 103-123.
7. Малые жанры русского фольклора : [пословицы, поговорки, загадки] : хрест. : [для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»] / сост. В. Н. Морохин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1986. - 351 с.
8. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопеда-гогической культуры будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук :
13.00.01. - М., 1998. - 277 с.
9. Орлова А. П. Студентам о народной педагогике // Сов. педагогика. - 1987. - №8. - С. 91-93.
10. Покровский Е. А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. - М.: Тип. А. А. Карцева, 1884. - 24 с.
11. Русское народное поэтическое творчество. В 3-х т. Т.1. Очерки по истории русского народного поэтического творчества XVIII - начала XX веков. - М.-Л.: Академия наук СССР, 1953. -540 с.
12. Русские пословицы и поговорки / под. ред. В. Аникина ; сост. Ф. Селиванов, Б. Кирдан, В. Аникин. - М.: Худож. лит., 1988. -431 с.
13. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост., авт. вступ. ст., коммент. Ю. Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990. -335 с.
14. Старостин В. А. Дива Былинные : Сказы и рассказы про русские народные былевые творения / предисл. Е. Осетрова. - М.: Просвещение, 1973. - 109 с.
15. Сысоева Н. А. Воспитание патриотизма будущего учителя средствами народной педагогики: допрофессиональный этап образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Волгоград, 2006. -174 с.
---------^------------