Научная статья на тему 'Традиционные гендерные типы и их взаимодействие'

Традиционные гендерные типы и их взаимодействие Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / феминность / маскулинность / мужественность / женственность / пол / гендерные роли / гендерные отношения / гендерная идентичность / gender / femininity / masculinity / masculinity / femininity / gender / gender roles / gender relations / gender identity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Людмила Анатольевна Рыковскова, Екатерина Сергеевна Маслова, Сергей Манукович Джинибалаян

Цель этой статьи – исследовать, как маскулинность и феминность связаны друг с другом и как они формируют единый гендерный комплекс. Авторы проанализировали, в чем состоит сущность содержания традиционных гендерных типов и какая между ними имеется взаимосвязь в рамках соответствующей культуры. Описана структура этих понятий, рассмотрено их конкретное содержание и определяющие аспекты: социальные роли, традиционно связанные с половой принадлежностью индивидов, социокультурные представления об идеальных чертах характера субъектов из различных гендерных групп, типы мужчин и женщин. В обсуждении обозначенной проблематики применялся такой исследовательский подход, как категоризация последних по признакам феминности и маскулинности. По мнению авторов, эти характеристики являются наиболее важными в гендерной дифференциации. На основе них составлен список ключевых качеств идеального мужчины и идеальной женщины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Gender Types and Their Interaction

The aim of this article is to explore how masculinity and femininity relate to each other and how they form a single gender complex. The authors of the article analyzed what is the essence of the content of traditional gender types and what is the relationship between them within the framework of gender culture. Having identified the structure of these concepts, the authors examined their specific content and the aspects that define them: the social roles traditionally associated with individuals’ gender, sociocultural representations of ideal character traits of subjects from different gender groups, and the types of men and women. In discussing the outlined problematics, the research approach employed was the categorization of the subjects based on traits of femininity and masculinity. According to the authors, these characteristics are the most significant in gender differentiation. Based on these traits, a list of key qualities of the ideal man and woman is compiled. By delineating the social and cultural dimensions of gender, the article offers insights into how these dimensions influence individual behavior and societal expectations

Текст научной работы на тему «Традиционные гендерные типы и их взаимодействие»

Научная статья УДК 17.023.36

https://doi.org/10.24158/fik.2024.8.8

Традиционные гендерные типы и их взаимодействие

Людмила Анатольевна Рыковскова1, Екатерина Сергеевна Маслова2, Сергей Манукович Джинибалаян3

1Донской государственный аграрный университет, Персиановский, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-0723-2355 2Южный университет (ИУБиП), Ростов-на-Дону, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3572-5840 3Независимый исследователь, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0004-1852-335X

Аннотация. Цель этой статьи - исследовать, как маскулинность и феминность связаны друг с другом и как они формируют единый гендерный комплекс. Авторы проанализировали, в чем состоит сущность содержания традиционных гендерных типов и какая между ними имеется взаимосвязь в рамках соответствующей культуры. Описана структура этих понятий, рассмотрено их конкретное содержание и определяющие аспекты: социальные роли, традиционно связанные с половой принадлежностью индивидов, социокультурные представления об идеальных чертах характера субъектов из различных гендерных групп, типы мужчин и женщин. В обсуждении обозначенной проблематики применялся такой исследовательский подход, как категоризация последних по признакам феминности и маскулинности. По мнению авторов, эти характеристики являются наиболее важными в гендерной дифференциации. На основе них составлен список ключевых качеств идеального мужчины и идеальной женщины.

Ключевые слова: гендер, феминность, маскулинность, мужественность, женственность, пол, гендерные роли, гендерные отношения, гендерная идентичность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Рыковскова Л.А., Маслова Е.С., Джинибалаян С.М. Традиционные гендерные типы и их взаимодействие // Общество: философия, история, культура. 2024. № 8. С. 60-67. https://doi.org/10.24158/fik.2024.8.8.

Original article

Traditional Gender Types and Their Interaction

Lyudmila A. Rykovskova1, Ekaterina S. Maslova2, Sergey M. Djinibalayan3

1Don State Agrarian University, Persianovsky village, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-0723-2355 2Southern University (IUBiP), Rostov-on-Don, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3572-5840 3Independent researcher, Rostov-on-Don, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0004-1852-335X

Abstract. The aim of this article is to explore how masculinity and femininity relate to each other and how they form a single gender complex. The authors of the article analyzed what is the essence of the content of traditional gender types and what is the relationship between them within the framework of gender culture. Having identified the structure of these concepts, the authors examined their specific content and the aspects that define them: the social roles traditionally associated with individuals' gender, sociocultural representations of ideal character traits of subjects from different gender groups, and the types of men and women. In discussing the outlined problematics, the research approach employed was the categorization of the subjects based on traits of femininity and masculinity. According to the authors, these characteristics are the most significant in gender differentiation. Based on these traits, a list of key qualities of the ideal man and woman is compiled. By delineating the social and cultural dimensions of gender, the article offers insights into how these dimensions influence individual behavior and societal expectations.

Keywords: gender, femininity, masculinity, masculinity, femininity, gender, gender roles, gender relations, gender identity

Funding: Independent work.

For citation: Rykovskova, L.A., Maslova, E.S. & Djinibalayan, S.M. (2024) Traditional Gender Types and Their Interaction. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 60-67. Available from: doi:10.24158/fik.2024.8.8 (In Russian).

© Рыковскова Л.А., Маслова Е.С., Джинибалаян С.М., 2024

- 60 -

Вопросы межгендерных отношений относятся к вечным, поскольку каждое новое поколение ищет и не находит окончательные ответы на них. Но в чем же состоит различие между мужчинами и женщинами? Какие отношения могут складываться между этими тендерными полюсами, данными человечеству от природы?

В свете современных радикальных подходов, пытающихся легитимировать наряду с традиционными началами женственности и мужественности такие «новации», как андрогинность, транс-гендер, тендерную нейтральность, тема единства и борьбы заданных биологическими различиями полов и социокультурным воспитанием двух основных форм гендера - маскулинности и феминно-сти - приобретает особую актуальность (Поломошнов, Рыковскова, 2023).

Целью нашей работы является исследование природы данных явлений как гендерного комплекса, в котором различия обусловливают единство, а единство в свою очередь проявляется в различиях. Прежде всего, необходимо выяснить содержание понятий, обозначающих основные традиционные типы гендера: маскулинность и феминность, а затем - рассмотреть их взаимодействие внутри единого пространства гендерной культуры.

В работе применялся метод структурного анализа традиционных типов гендера и их взаимодействия, а также метод классификации проявлений маскулинности и феминности. При анализе содержания мужских и женских гендерных качеств и их взаимодействия использовалась методика анализа гендерных качеств личности и межполовых отношений, разработанная на опыте социологических исследований гендерных представлений современной российской студенческой молодежи А.Ф. Поломошновым, С.В. Подгорской, Е.Е. Пойдой, П.А. Поломошновым и представленная в специальных программах для ЭВМ - «Гендерный психологический портрет мужчины»1 и «Ген-дерный психологический портрет женщины»2.

В современном научном дискурсе при анализе основных традиционных форм гендера используются различные термины. Чаще всего речь идет о паре «мужественность - женственность» или «маскулинность - феминность». Они не являются синонимами3. Обычно предпочтение отдается второй - «маскулинность - феминность». Это связано с тем, что она предполагает более широкое содержание, чем пара «мужественность - женственность», в конечном счете отсылающая к биологическим либо психологическим различиям полов (Котлярова, 2015).

Что же представляют собой маскулинность и феминность как два основных традиционных типа гендера?

Е.А. Логинова считает, что они являются «набором установок и убеждений относительно ролей и норм поведения, а также системы ценностей, характерных для мужского и женского пола в каждом конкретном обществе» (Логинова, 2023: 263).

Ч. Райкрофт сводит маскулинность и феминность к психологическим вторичным половым признакам мужчины и женщины4.

М.А. Севелова подчеркивает, что содержание традиционных гендерных типов определяется общественным воспитанием и проявляется в комплексе психологических качеств личности (Севелова, 2011).

Интегрируя существующие в современном научном дискурсе подходы, можно выделить три взаимосвязанных аспекта, отражающих содержание гендера как социокультурного феномена, форму которого принимают в обществе межполовые отношения. Первый аспект - социальные роли, связываемые традиционно с представителями мужского и женского пола. Второй аспект - социальные нормы, установленные в обществе для регулирования межполовых отношений. Третий аспект - социокультурные представления об идеальных качествах мужского и женского характера.

Определив логическую структуру понятий маскулинности и феминности, рассмотрим конкретное содержание, вкладываемое в эти два термина, обозначающих основные традиционные типы гендера. Конечно, в каждой конкретной культуре существуют свои особенности содержательного определения традиционных понятий маскулинности и феминности. При их анализе можно обнаружить общепринятые, стереотипные представления о «мужском» и «женском». Однако даже «традиционные» гендерные стереотипы являются дискуссионными, неоднозначными и противоречивыми. Тем более в научном дискурсе не сложился пока консенсус относительно их содержания.

1 Гендерный психологический портрет мужчины (ГППМ) № 2016616406. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016618800. Российская Федерация (заявл. 20.06.2016, опубл. 08.08.2016) / А.Ф. Поломошнов [и др.] ; заявитель - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный аграрный университет».

2 Гендерный психологический портрет женщины (ГППЖ) № 2016613648. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016616312. Российская Федерация (заявл. 13.04.2016, опубл. 09.06.2016) / А.Ф. Поломошнов [и др.] ; заявитель - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный аграрный университет».

3 Гендерный психологический портрет мужчины (ГППМ) № 2016616406 ...

4 Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995. 288 с.

Именно поэтому традиционные формы гендера (маскулинность и феминность) нуждаются в более глубокой теоретической экспликации, а также в защите в контексте агрессивной пропаганды нетрадиционных форм гендера. В связи с этим уточним, что концептуальной основой нашего исследования являются имеющиеся в отечественном научном дискурсе представления о содержании традиционных типов гендера, сформированные, естественно, в основном на российском опыте, но также и на общечеловеческих традиционных представлениях о маскулинности и феминности.

Из трех составных элементов гендерного типа мы рассмотрим в основном роли и качества. Гендерные нормы - это предмет отдельной большой работы.

Начнем с социальных ролей, связываемых традиционно с гендером маскулинности. Для представителей сильного пола это функционал мужа (возлюбленного), отца и сына. Причем, по мнению А.Г. Дугина, главной является роль отца. Он выступает в форме «высшего начала», носителя авторитета, власти, силы, воплощает в себе социум с его структурами порядка, власти, принуждения, но одновременно также и защиты, охраны1. Нередко мужчины с ярко выраженной маскулинной гендерной идентичностью основывают свои представления о мужественности на работе, которую они выполняют вне дома. Их профессиональная деятельность и роль кормильца семьи отражает их зависимость от гендерных стереотипов в повседневной жизни. Эти мужчины также считают, что работа по дому и уход за детьми являются обязанностью женщин2. За редким исключением полагается, что последние могут работать, но только до тех пор, пока они успешно выполняют свои так называемые домашние обязанности. Однако считается, что наличие оплачиваемой работы не является тем, чего хотели бы женщины. Мужчина считается главой семьи и ответственным за ведение домашнего хозяйства, а женщина становится опекуном и матерью будущих поколений3.

На наш взгляд, полноценная маскулинность является гармоническим единством пяти основных социальных ролей: отца, сына, мужа, кормильца (добытчика средств к существованию семьи) и защитника семьи. Впрочем, количество этих ролей может быть гораздо большим. Например, они могут быть связаны с различными формами родственных отношений: брат, дядя, племянник, отчим, опекун, деверь и т.п. Сценарии исполнения этих ролей регулируются нормами, существующими в конкретном обществе, и зависят от степени социальной зрелости мужчины. При экспликации ролевого аспекта маскулинности важно не смешивать гендерный и социальный функционал.

В стереотипном представлении для традиционной маскулинности характерно стремление к господству, агрессивность, а для истинной феминности - подчинение, пассивность, забота о других.

С.И. Слобцова выделяет как мужские качества характера независимость и самодостаточность (Слобцова, 2015: 56).

Г.А. Пушкарь в состав маскулинности включает настойчивость, твердость характера, стремление к победе, большим заработкам, приемлемость риска, тщеславную и хвастливую мужественность, восхищение достижениями других, отсутствие заботы о других (Пушкарь, 2010).

Следует сказать, что попытки сформулировать некий набор идеальных «мужских качеств» потенциально бесконечны и трудно поддаются какой-то систематизации.

В дискурсе содержания маскулинности применяется и другой прием - классификация типов мужчин. Количество и разнообразие их критериев также потенциально бесконечно. Рассмотрим некоторые, которые представляются нам наиболее существенными, и попытаемся составить основной список качеств идеального мужчины как образца маскулинности. При этом мы ни в коей мере не претендуем ни на законченность, ни на единственную истинность полученного нами результата.

Н.Ю. Рымарев выстраивает психофизиологическую классификацию мальчиков-подростков по уровню выраженности характеристик образов «Я» -мужской маскулинный тип и мужской ан-дрогинный тип4.

И.С. Кон, опираясь на труды Р. Бреннона (Brannon, David, 1976), рассматривает четыре типа маскулинности по доминирующей черте поведения. Первый тип - «без бабства» («nosissy stuff») - мужчина избегает всего женского; второй тип - «большой босс» («the big wheel») - характеризуется стремлением к успеху и опережению других мужчин; третий тип - «крепкий дуб» («the sturdy oak») - индивид должен быть сильным и не проявлять слабость; четвертый тип -«задай им жару» («give'em hell») - мужчина стремится быть «крутым» и не бояться прибегать к насилию (Кон, 2009).

Представляет интерес классификация мужчин по типу их гендерной самоидентификации. О.А. Воронина выделяет в этом контексте четыре типа маскулинности. Первый из них назван ею «гегемонным» - он часто обнаруживается среди мужчин в современном западном обществе и

1 Дугин А.Г. Лекция № 10. Социология пола [Электронный ресурс] // Live Journal. 2010.29.01. URL: https://malep.livejournal.com/3245.html (дата обращения: 25.07.2024).

2 Там же.

3 Там же.

4 Рымарев Н.Ю. Личностные особенности подростков с различной тендерной идентичностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 24 с.

характеризуется «сознанием и поведением, обеспечивающими достижение власти и благосостояния» (Воронина, 2018: 48). Основные черты такого мужчины - рациональность, выраженный эгоизм, амбициозность, агрессивность, низкий уровень ответственности перед другими людьми, гедонизм, потребительство и сексуальная свобода. Прежде всего, подобный субъект должен отличаться от женщин, быть лучше других, независимым и самодостаточным, обладать властью над окружающими (Воронина, 2018). Второй тип - это «маскулинность рабочего класса и сельских жителей». Такой мужчина может быть агрессивным как на работе, так и дома. Он считает себя главой семьи и может проявлять насилие по отношению к своим близким, даже если не в состоянии их обеспечить» (Воронина, 2018). Третий тип мужчин, который характеризуется «остаточной мужественностью советской эпохи», отличается стремлением к простой, но стабильной жизни и достаточно высокому семейному статусу. Такие мужчины ориентированы на использование имеющихся возможностей и самоконтроль. Поэтому они часто выбирают работу в домашних условиях, где можно получать небольшой, но стабильный доход и иметь определённые привилегии (Воронина, 2018). Четвертый тип с характерной чертой «несостоявшаяся маскулинность» как психологическим самоощущением входящих в эту группу мужчин. Возникает такое состояние, когда представитель сильного пола теряет свой прежний социальный статус, интересную и престижную работу, сталкивается со значительным снижением доходов. Это может спровоцировать потерю уважения к себе, снижение самооценки, депрессию и злоупотребление алкоголем. Для таких индивидов главным критерием мужественности становятся физические отличия от женщин, демонстрация силы и проявление агрессии (Воронина, 2018).

Можно приводить множество примеров подобных перечней качеств идеального мужчины и анализировать потенциально бесконечное число классификаций представителей сильного пола. При этом количество не перерастает в качество. Пытаясь составить такой перечень, легко обнаружить, что невозможно сделать его исчерпывающим. В таком случае стоит попытаться выделить набор некоторых основных, существенных личностных качеств, характеризующий традиционные гендерные типы маскулинности и феминности. В этом плане мы считаем продуктивным апробированный на опыте социологических и психологических эмпирических исследований перечень, представленный в программе, разработанной А.Ф. Поломошновым, С.В. Подгорской, Е.Е. Пойдой, П.А. Поломошновым, - «Гендерный психологический портрет мужчины»1. В основе ее лежит список параметров идеального представителя сильного пола, который включает общечеловеческие и специфически гендерные личностные качества. К первой группе авторы программы относят: высокие гуманистические нравственные качества (альтруизм, коллективизм, способность искренне и бескорыстно любить другого человека), коммуникабельность, трудолюбие, ответственность (надежность), активную жизненную позицию, лидерские способности, творческий склад ума, педагогические способности (любовь к детям), самовоспитание, адекватную самооценку. Ко второй - мужскую хозяйственность, развитый интеллект, вертикальное социальное позиционирование (ориентация на рост), адекватную гендерную самооценку, развитую, но не гиперболизированную и не извращенную мужскую сексуальность, физические качества (здоровье, сила и красота). Ядро второй группы качеств составляет обобщенный комплекс характеристик, обозначаемый общим термином «мужественность». В него входят: твердость и верность, готовность к самоотречению в борьбе за высшие блага общества, сочетание в человеке силы духа, чувства долга, доблести, благородства и самоуважения, способность преодолевать себя, защита и добыча ресурсов, покровительство и умение дарить уверенность в благополучии, создавать условия для роста, развития и процветания, уважительное отношение к девушкам и женщинам, готовность защищать слабого, постоять за правое дело, взять на себя более трудную работу, моральная чистота, ответственность, честность, сила воли, справедливость, смелость и решительность, самообладание, воспитанность, скромность, вежливость.

Перейдем далее к содержанию женского гендера феминности. Традиционные роли - мать, жена и дочь. Главной из них является роль матери. «Мать почитается как главный персонаж первичной социализации, вводящий мужчину в жизнь, семью, общество. Мать - кормилица, воспитательница, отчасти просветительница, передающая базовый для общества культурный код» (Воронина, 2018). К традиционным гендерным ролям женщины относятся также роль домохозяйки и хранительницы домашнего очага или семьи (создателя комфортного психологического климата в семье). Подобно мужским традиционным гендерным ролям, женские должны гармонично сочетаться друг с другом, не вступая в разрушительные конфликты и несоответствия. Аналогично в содержание феминности также входят роли, связанные с разнообразными родственными отношениями: сестра, тетя, невестка, мачеха и т.п., которые, как и в случае с мужскими, не следует смешивать с негендерными социальными ролями.

Феминные образцы обычно представлены в форме перечня личностных качеств идеальной женщины. Среди них Г.А. Пушкарь выделяет такие характеристики личности, как внимание

1 Гендерный психологический портрет мужчины (ГППМ) № 2016616406 ...

на качество жизни, хорошее отношение к людям, создание и поддержание теплой атмосферы, взаимозависимость и взаимопомощь, симпатия к тому, у кого неудача, гендерное равенство (Пушкарь, 2010: 71). Женственность связывается с чувствительностью, нежностью, верностью, сострадательностью, заботливостью, жертвенностью, капризностью, покорностью, иррациональностью, интуицией, эмоциональностью, гибкостью к условиям (Пушкарь, 2010: 71).

Не углубляясь в обзор большого количества попыток очертить традиционные параметры женского характера, прибегнем к приему классификации типов представительниц слабого пола, чтобы обнаружить основные существенные параметры феминности как составляющие набора личностных качеств, ее характеризующих.

При классификации феминности популярен критерий разновидности гендерной идентичности. Так, например, А.Д. Швецова выделяет два ее типа. Первый - это женская феминная группа, представительницы которой стремятся соответствовать общепринятым стандартам женственности в обществе. В своей жизни и в отношениях с семьёй они также ориентируются на эти социальные нормы. Второй - женская маскулинная группа, для которой характерны «направленность на собственные цели, гибкое отношение к социальным нормам женского поведения, стремление проявить себя в сфере достижений»1.

Н.Ю. Рымарев по уровню выраженности характеристик образов «Я» выделяет два типа девочек-подростков - женский феминный тип и женский андрогинный тип. Для первого «характерно стремление к уменьшению проявления маскулинных и феминных характеристик, к увеличению выраженности феминных и части маскулинных характеристик, уменьшению выраженности части маскулинных характеристик». Подростки женского андрогинного типа «демонстрируют противоречивое отношение к реальному и идеальному тендерному поведению - одну часть маскулинных и феминных характеристик они стремятся проявлять меньше, а другую - больше»2.

Л.В. Бызова также говорит о двух видах феминности - их составляют женщины с маскулинной и фемининной формой гендерной идентичности. В свою очередь первый вид делится на три разновидности: 1) королева; 2) жертва маскулинности; 3) смешанный тип. Второй - на две: 1) настоящая женщина; 2) принцесса3.

О.Р. Демидова классифицирует типы женственности по социальному статусу. Среди них она выделяет пять типов. Первый называется «новая советская женщина», к нему относятся представительницы слабого пола, являющиеся «социально активными участниками общественной жизни», - такой тип женщин характеризуется гендерной моделью работающей матери. Второй тип - «идеальная женщина» - «скромная, но сексуально раскрепощенная с мужем; способная дать жизнь как можно большему количеству детей, но готовая заботиться о них самостоятельно, не рассчитывая на помощь мужчины». Третий тип автор относит к маскулинной фемин-ности - это «женщина героического типа»: представительницы данной группы «не только работают медсестрами, но и служат в армии, они носят мужскую одежду и участвуют в боевых действиях и военном шпионаже». Четвертый тип - «деловая женщина», «работающая, занимающаяся общественным производством, активно продвигающаяся по карьерной лестнице». Пятый тип назван исследователем «женщины демонического типа» - это роковая женщина и женщина-вамп (Демидова, Потехина, 2022).

Чтобы избежать бесконечности анализа потенциальных классификаций типов женщин и описаний «идеальной женщины», нам кажется продуктивным опереться на основные критерии, предложенные и апробированные в эмпирических исследованиях на основе программы «Гендерный психологический портрет женщины»4, составляющие ключевые психологические критерии феминности. Они делятся на две части - общечеловеческие и гендерные женские качества характера. Первые практически совпадают с соответствующей частью «мужского» списка. Вторые включают в себя: женскую хозяйственность, сексуальность, интеллект, физические качества (здоровье, сила и красота), адекватную гендерную самооценку. Ядром женского гендерного типа личности является набор характеристик, объединяемых общим понятием «женственность»: чувствительность, нежность, мягкость, жертвенность, сострадательность, красота (гармония внешней и внутренней красоты), спокойствие и гибкость, умение создавать гармонию и уют, дарить счастье детям и мужчине, сохранять мир внутри дома, заботливость о семье о близких, целомудрие, тактичность, скромность, трудолюбие, тонкость, загадочность.

Разобрав содержание комплексов традиционных гендеров - маскулинности и феминности, обратимся к проблеме их взаимосвязи или взаимодействия. По мнению А.Г. Дугина, «гендерная

1 Швецова А.Д. Различия смысловой сферы мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Южно-Сахалинск, 2009. 23 с.

2 Рымарев Н.Ю. Указ. соч.

3 Бызова Л.В. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 26 с.

4 Гендерный психологический портрет женщины (ГППЖ) № 2016613648 ...

дуальность является фундаментальной формой для таксономии всех типов общества... Гендер представляет собой фундаментальный и образцовый культурный код для всех возможных парных сочетаний и противопоставлений»1.

А.Г. Дугин интерпретирует пару традиционных гендеров как универсальную культурную матрицу, содержащую в себе типы соотношения противоположностей и разные бинарные оппозиции -«противоположности (противопоставления) и дополнительности, чуждости и родства, иерархии и (своеобразного) равенства, наслаждения и страдания, любви и ненависти, войны и мира, благочестия и греха»2. Конкретизируя этот общий принцип, можно уточнить его с учетом трех аспектов, включаемых нами в содержание маскулинности и феминности, - ролей, норм, образцов.

Если брать первый аспект - взаимодействие маскулинности и феминности на уровне традиционных социальных ролей мужчин и женщин в межгендерных отношениях, то здесь возможны разные способы его реализации. Наиболее продуктивный из них основан на эффективной взаимодополнительности мужских и женских социальных ролей в этом взаимодействии. В данном контексте нам представляется продуктивным использование списка общечеловеческих личностных качеств как основы для обозначения момента тождества или единства психологического элемента маскулинности и феминности. При этом специфические гендерные личностные качества через взаимодополнительность обеспечивают единство в различии.

Менее эффективным, проблематическим способом взаимодействия является основанный на доминировании одного гендера над другим (гендерное неравноправие).

Наиболее неэффективным и даже деструктивным нами признан способ, основанный на формальном гендерном равенстве, когда происходит искажение традиционных социальных ролей: женщина начинает брать на себя мужской функционал, а мужчина - женский, а также при воспитании у представительниц слабого пола традиционно мужских гендерных качеств личности, а у мужчин - женских. В этом случае мы получаем аномальные типажи - «бабу-мужика» и «обабившегося мужика». Конечно, в контексте популярного в нашем времени феминизма и активного роста нетрадиционных типов гендера, половое равенство равенство и активная экспансия женщин в область традиционных мужских социальных ролей, а мужчин - в сферу женского функционала, дисгармоничность может быть подвергнута сомнению. Наоборот, гендерное равенство многими может трактоваться как образец гармонии. Однако в данном случае речь идет о мировоззренческом выборе, дискутировать о котором нет смысла.

Если брать такой аспект гендера, как социальные нормы, то, хотя мы и не анализировали их специально, тем не менее можем наметить гармоничную модель их взаимодействия, которая состоит в равенстве общечеловеческих и взаимодополняющем различии гендерных прав и свобод, связанных с половыми различиями мужчин и женщин.

Другими словами, гармоничным будет равенство общечеловеческих прав и свобод, но естественное, оформленное культурными нормами различие гендерных характеристик (по принципу дополнительности). Например, миссия рождения ребенка - безусловная прерогатива женщины. Когда же идут дискуссии о праве мужчины вынашивать и рожать ребенка, это выглядит не просто гендерным абсурдом, но и неприемлемой культурной аномалией. Другой пример: когда женщина уделяет большое внимание своему внешнему виду - это ее традиционное гендерное право, но когда на этом же концентрируется мужчина, тогда процесс становится аномальным с точки зрения традиционных гендерных представлений. Мужчины занимаются жесткими силовыми единоборствами - это их естественное гендерное право, но если женщина - это недопустимо с точки зрения традиционного гендера. Впрочем, в современном мире, где последний находится под ударом разнообразных новаций и разносторонней критикой, данные формы гендерного равенства уже не вызывают однозначного отрицания, но становятся вопросом ценностного выбора.

Если брать третий аспект гендера как образ идеального мужчины или идеальной женщины, то гармоничное единство здесь достигается на основе гибкого и разнообразного баланса личностных качеств. По большинству общечеловеческих характеристик партнеры должны совпадать. К ним относятся: высокие гуманистические нравственные качества (альтруизм, коллективизм, способность искренне и бескорыстно любить другого человека), коммуникабельность, трудолюбие, ответственность (надежность), активная жизненная позиция, творческий склад ума, педагогические способности (любовь к детям), самовоспитание, адекватная самооценка. По лидерским качествам, как нам кажется, эффективнее будет дополнительность, когда слабо выраженные лидерские качества одного партнера компенсируются более развитыми личностными характеристиками другого. Специфические гендерные качества мужчин и женщин гармонично взаимодействуют и образуют гендерное единство только на основе взаимодополнительности, но ни в коем случае не смешения или отождествления.

1 Дугин А.Г. Указ. соч.

2 Там же.

Эффективное взаимодействие традиционных гендерных типов феминности и маскулинности в практике современных межполовых отношений, к сожалению, является редким случаем. Чаще всего вместо гармонического единства и дополнительности имеют место искаженные формы маскулинности и феминности и способы их взаимодействия, в крайнем случае доходящие до взаимного отрицания и ухода в нетрадиционность. Причины этого кроются в несовершенстве социокультурной гендерной политики и организации общества, социализации, воспитания и инкультурации мужчин и женщин в современном обществе.

В результате нашего исследования можно сделать некоторые выводы.

Гендер как социокультурная форма межполовых отношений включает в себя три основных элемента: 1) гендерные роли; 2) гендерные качества; 3) гендерные нормы. В соответствии с этим структура основных традиционных типов гендера - маскулинности и феминности - раскрывается как комплекс специфических мужских и женских ролей, качеств личности и социальных норм. Маскулинность и феминность образуют единство противоположных гендерных типов, между которыми возможны три различных вида взаимодействия: взаимодополнительность на основе естественного социального и биологического разделения и обоюдной компенсации гендерных ролей и личностных качеств; половое доминирование или неравноправие; ложное гендерное равноправие, основанное на взаимном искажении или подмене качеств маскулинности и феминности. Наиболее продуктивным способом взаимодействия является взаимодополнительность, основанная на идентичных традиционных типах гендера - маскулинности и феминности.

Список источников:

Воронина О.А. Гендерная культура в России: традиции и новации. М., 2018. 111 с.

Демидова О.Р., Потехина Е.А. Гендерные модели в культуре, или О философии мужского и женского. СПб., 2022. 174 с. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2009. 494 с.

Котлярова О.В. Мужественность и женственность, маскулинность и феминность как фундаментальные свойства в формате гендеристики // Universum: филология и искусствоведение. 2015. № 9-10 (22). С. 1-8.

Логинова Е.А. Концепты «фемининность» и «маскулинность» как гендерные категории // Наукосфера. 2023. № 6-1. С. 263-266.

Поломошнов А.Ф., Рыковскова Л.А. Гендерный кризис в современном обществе // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12 (116). С. 63-68. https://doi.Org/10.24158/fik.2023.12.7.

Пушкарь Г.А. Современная российская семья: гендерная антиномия маскулинности и феминности // Грани познания. 2010. № 2 (7). С. 71-72.

Севелова М.А. Маскулинность и фемининность как ключевые категории гендерной теории // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 5-6. С. 43-47.

Слобцова С.И. Маскулинность как объект современных исследований // Евразийский союз ученых. 2015. № 10-3 (19). С. 54-57.

Brannon R., David D.S. The Forty-Nine Percent Majority: The Male Sex Role. Don Mills, 1976. 356 р.

References:

Brannon, R. & David, D. S. (1976) The Forty-Nine Percent Majority: The Male Sex Role. Don Mills. 356 р. Demidova, O. R. & Potekhina, E. A. (2022) Gendernye modeli vkul'ture, ili O filosofii muzhskogo izhenskogo [Gendermodels in culture, or On the philosophy of male and female]. St. Petersburg. 174 p. (In Russian)

Kon, I. S. (2009) Muzhchina v menyayushchemsya mir [A man in a changing world]. Moscow. 494 p. (In Russian) Kotlyarova, O. (2015) Masculinity and Femininity, Maleness and Womanliness as Fundamental Properties in the Format of Genderistics. Universum: filologiya i iskusstvovedenie. (9-10 (22)), 1-8. (In Russian)

Loginova, E. A. (2023) "Femininity" and "Masculinity" Concepts as Gender Categories. Naukosfera. (6-1), 263-266. (In Russian) Polomoshnov, A. F. & Rykovskova, L. A. (2023) Gender Crisis in Modern Society. Society: Philosophy, History, Culture. (12 (116)), 63-68. Available from: doi:10.24158/fik.2023.12.7. (In Russian)

Pushkar, G. A. (2010) Sovremennaya rossiiskaya sem'ya: gendernaya antinomiya maskulinnosti i feminnosti [The modern Russian family: the gender antinomy of masculinity and femininity]. Granipoznaniya. (2 (7)), 71-72. (In Russian)

Sevelova, M. A. (2011) Masculinity and Femininity as Principal Categories of Gender Theory. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 17 (5-6), 43-47. (In Russian)

Slobtsova, S. I. (2015) Maskulinnost' kak ob"ekt sovremennykh issledovanii [Masculinity as an object of modern research]. Evraziiskii soyuz uchenykh. (10-3 (19)), 54-57. (In Russian)

Voronina, O. A. (2018) Gendernaya kul'tura v Rossii: traditsii i novatsii [Gender culture in Russia: traditions and innovations]. Moscow. 111 р. (In Russian)

Информация об авторах

Л.А. Рыковскова - преподаватель кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин Донского государственного аграрного университета, Персиановский, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1233521

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.С. Маслова - кандидат психологических наук, преподаватель Южного университета (ИУБиП), Ростов-на-Дону, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=732917

С.М. Джинибалаян - независимый исследователь, директор МБУК Ростовской-на-Дону городской централизованной библиотечной системы, Ростов-на-Дону, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors L.A. Rykovskova - Lecturer, Department of Foreign Languages and Socio-Humanitarian Disciplines, Don State Agrarian University, Persianovsky village, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1233521

E.S. Maslova - PhD in Psychology, Lecturer, Southern University (lUBiP), Rostov-on-Don, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=732917

S.M. Djinibalayan - Independent researcher, Director, MBUK Rostov-on-Don City Centralized Library System, Rostov-on-Don, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.06.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.07.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 20.08.2024.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.