УДК 159.922
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ
А.А. ЧЕКАЛИНА Психологический институт РАО, Москва
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей гендерной идентичности учителей-женщин. Особенности гендерной идентичности изучались нами в процессе анализа тендерных представления и самоотношения женщин-учителей. Были получены данные о характере и содержании феминных и маскулинных представлений учителей, о динамике их изменчивости с возрастом и стажем, об уровнях выраженности феминности/маскулинности, о типах гендерной идентичности женщин-учителей. Показано, что изменения в проявлениях феминности/маскулинности и в представлениях женщин об этих изменениях вызывают изменения в самоотношении, в эмоциональном отношении к себе, в уверенности в своих силах, в ожиданиях отношения от других людей.
Ключевые слова: женщины, учителя, стаж работы, гендерная идентичность, гендерные представления, феминность, маскулинность, андрогинный тип гендерной идентичности, самоотношение, уровни самоотношения, ожидаемое отношение других, самопринятие, самообвинение.
Введение
В современной педагогической практике подавляющее большинство учителей - женщины, т.е. носители гендерно-специфичес-ких характеристик, - избрали своей профессией, усваивают и пропагандируют маскулинную систему образования (маскулинные паттерны поведения, формы воздействия, инструментальность отношений, контент учебников и т.д.). Женщина-учитель вынуждена перестраивать свое сложившееся, социально одобряемое «женское» поведение под требования также социально одобряемого, но «мужского» профессионального поведения. Ее путь профессионального развития определяется тем, как она сумеет интегрировать феминные и маскулинные качества в своей гендерной идентичности, насколько гармонично или конфликтно женщина-учитель будет расширять спектр своих гендерных представлений, совмещать гендерные и профессиональные роли, гибко выстраивать стратегию профессионализации, опираясь на феминные и маскулинные возможности [5].
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей гендерной идентичности учителей-женщин. Гендерная
© А.А. Чекалина, 2008 E-mail: [email protected]
идентичность - результат сложного процесса согласования всех внешних и внутренних факторов, который протекает в субъективном, внутреннем психологическом мире личности [3]. В ходе этого процесса личность решает задачу принятия и выработки способов социальной презентации своих индивидных/биологических качеств в той манере и форме, которая отвечает ее собственным личностным особенностям и смыслам.
Содержательная составляющая ген-дерной идентичности раскрывается через категории «маскулинность-феминность», совокупность личностных качеств и соответствующих им особенностей поведения, характерные, соответственно, для мужчин и женщин. Данные многочисленных исследований содержания стереотипов, сложившихся в обществе относительно образа типичного мужчины и типичной женщины (И. Бровер-ман, С. Бэм, Д. Бест, В.Г. Горчакова, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Д. Уильямс, А. Шериффс и др.), позволяют соотнести маскулинность с такими чертами личности, как активность, амбициозность, аналитичность, лидерство, логичность, напористость, независимость, рационализм, склонность к риску, уверенность, умение отстаивать свои взгляды, целеустремленность и т.д. Феминность соотносится с гибкостью поведения, гуманностью, добротой, заботливостью, мягкостью,
открытостью, пониманием, сочувствием, терпеливостью, эмоциональностью, умением уступать, чуткостью, доверчивостью и т.д. По мере общественного развития соотношение мужественных и женственных черт личности меняется.
Обладание теми и другими чертами оценивается как высокая андрогиния. Слабо выраженные представления о собственной феминности-маскулинности, низкий уровень отношения к ним характеризуется как недифференцированный тип гендерной идентичности.
Особенности гендерной идентичности изучались нами в процессе анализа ген-дерных представления и самоотношения женщин-учителей. В качестве фактора, с которым, по нашим предположениям, взаимосвязаны гендерные представления, рассматривался эмоционально-ценностный компонент личности учителей - их самоотношение. В зависимости от показателей самоотношения возможен различный результат гендерной идентификации личности, и как следствие этого, у учителей значимость некоторых личностных и гендерных представлений будет различаться. То есть, относясь к себе определенным образом, женщина будет выбирать определенные ориентиры в жизни, семье, профессии. С другой стороны, сами представления, стереотипы, идеалы женщины, на которые она ориентирована, в свою очередь могут влиять на показатели самоотношения, направляя поведение женщины на выполнение определенных значимых целей, достижение которых может поддерживать или изменять ее самоотношение.
Для нас было важно выяснить, каковы гендерные представления и каково самоотношение у женщин-учителей, их динамика с возрастом и стажем педагогической деятельности, с какими параметрами самоотношения взаимосвязаны гендерные представления учителей, какие элементы самоотношения присущи тому или иному типу гендерной идентичности учителя. С этой целью проводилось: 1) изучение ген-дерных представлений и самоотношения у женщин-учителей в целом и в выборках; 2) изучалась взаимосвязь параметров самоотношения и параметров феминности/мас-кулинности учителей в целом и в выборках;
3) изучалась значимость элементов самоотношения в зависимости от типа тендерной идентичности учителей с разным педагогическим стажем.
Методика
Представления женщин о феминности/ маскулинности изучались с помощью модифицированного варианта методики BSRI (Bem Sexe Role Inventory) О.Г. Лопуховой [1]; для диагностики особенностей самоотношения учителей была использован тест-опросник самоотношения В.В. Столина [2]. Общее количество респондентов - 107 человек - в соответствии с задачами исследования было распределено так: первая группа - учителя-стажеры - со стажем до одного года (21,5 % от выборки); вторая группа -начинающие учителя - от одного года до пяти лет (27,1 % от выборки); третья группа - мастера - со стажем от пяти до десяти лет работы (17,8 % от выборки); четвертая группа - профессионалы, имеющие стаж от 10 до 20 лет (17,8 % от выборки); пятая группа респондентов - творцы - со стажем от 20 лет педагогической деятельности (15,9 % от выборки).
Результаты и обсуждение
Гендерные представления - система понятий и образов, утверждений и объяснений о гендерных особенностях личности. Анализ показал, что в целом учителя-женщины «не осмеливаются» приписать себе низкие баллы по пункту «женственность», но с большим разбросом оценивают свою «мужественность» (рисунок). Учителя-стажеры и начинающие учителя наиболее категорично высказываются на предмет определения своего психологического пола: подавляющее большинство отметили высокую фе-минность и низкий уровень маскулинности, подавляющее меньшинство - высокий уровень мужественности и низкий - женственности. Представители других групп учителей начальных классов - мастера, профессионалы, творцы - высказались менее категорично. Число учителей, приписавших себе высокие значения мужественности, низкие значения женственности здесь гораздо больше, чем в первой и второй группах. Здесь меньше тех, кто приписал себе низкий уровень мужественности и высокий уровень
женственности (последнее - за исключением третьей группы).
Обращает внимание соотношение результатов по параметру «женственность» в первой и пятой группах. Молодые девушки практически без стажа работы в большинстве отмечают свой высокий уровень женственности и свою низкую маскулинность, и, наоборот, с возрастанием стажа работы все меньше женщин высоко оценивают уровень женственности и низкую маскулинность. Треть учителей-мастеров ощущают себя высокомаскулинными, четверть учителей-профессионалов отметили свою низкую фемин-ность.
6 -
5 -
3 3
к ё 2
И Ф1 Ш М1
1
1
2
3
4
5
Рис. Средние величины показателей по шкалам «женственность» и «мужественность»
Примечание. Ф1 и М1 - субъективная оценка учителями своих феминности и маскулинности.
Гендерные представления учителей изменчивы: период подготовки к профессиональной деятельности - период максимального отрицания женщинами своих маскулинных качеств; этап мастерства, активной профессиональной деятельности сопровождается ростом маскулинных тенденций в личностных качествах женщин; периоды профессионализма и творчества знаменуются относительным балансом между выраженностью маскулинных и феминных свойств.
Содержание понятия «феминная женщина» у учителей начальных классов не имеет четких границ. Называя себя безусловно феминными, женщины с разным стажем педагогической деятельности вкладывают в это понятие широкий спектр значений. Если в начале профессиональной жизни женщины-учителя демонстрируют и декларируют традиционно феминные качества, противо-
поставляя их маскулинности, то дальнейшее продвижение их по профессиональному и жизненному пути меняет эту картину: женственность сопряжена и с мужественными качествами, и с нейтральными. Феминные представления учителей включают прежде всего определенные качества, проявляющиеся в общении и отношении к другим людям, необходимые для установления и поддержания близких межличностных взаимоотношений, подразумевающих высокий уровень эмпатии и направленность на коллективизм, а также экспрессивные характеристики поведения.
Показатель «мужественность» у обследуемых женщин-учителей относительно однороден - подавляющее большинство представлений о нем принадлежит маскулинному тезаурусу на всех этапах профессионального и жизненного пути.
Эмпирическое исследование показало, что учителя начальных классов демонстрируют все уровни гендерной идентичности: низкой, средней, высокой феминности, низкой, средней, высокой маскулинности. Обнаружено, что в выборке женщин-учителей представлены все типы гендерной идентичности: феминный, маскулинный, андрогин-ный и недифференцированный. Женщины-учителя представляют в большинстве своем андрогинный тип, что обусловлено характером и спецификой профессиональной деятельности.
Определяя природу самоотношения, В.В. Столин использует понятие личностного смысла. Согласно его взглядам, основная функция самоотношения - сигнализировать личности об успешности самореализации. Автор рассматривает самоотношение личности как сложную иерархическую систему, содержащую ряд уровней [2]. Это уровень глобального самоотношения, интегральное чувство «за» и «против» собственного Я испытуемого; уровень самоотношения, дифференцированного по аутосимпатии, самоуважению, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных (внутренних) действий (готовностей к ним) в отношении к своему Я.
Результаты показали, что глобальное самоотношение женщин-учителей в целом имеет высокий уровень, т.е. общее чувство «за свое Я» у них преобладает, по сравнению
7
4
0
с чувством «против своего Я». Эти результаты перекликаются с результатами Т.Л. Садовской, исследование которой продемонстрировало, что целостная система самоотношения педагога, обеспечивающая переживание смысла Я, не зависит от педагогического стажа работы [4].
В разные периоды педагогической деятельности показатели самоотношения учителей начальных классов имеют свою специфику. У начинающих учителей наблюдается более дружественное отношение к себе, чем у учителей, находящихся на завершающем этапе профессиональной деятельности, обнаруживающих большую критичность по отношению к себе, большую рефлексивность и одновременно аутосимпатию и самоинтерес. Большая степень согласия с собой, одобрение своих планов и желаний, более эмоциональное, безусловное принятие себя свойственно учителям, совершенствующим свое мастерство. Для учителей-профессионалов характерно переживание собственного Я, как внутреннего стержня, интегрирующего личность и жизнедеятельность, как основного источника активности и результатов.
Распределение респондентов по уровню самоотношения и их гендерным представлениям (табл. 1) свидетельствует, что женщины-учителя с высоким уровнем самоотношения имеют маскулинные, андрогинные и феминные представления о себе.
Таблица 1
Распределение респондентов по уровню самоотношения и гендерным представлениям, %
Уровни самоотношения НФ СФ ВФ НМ СМ ВМ
Высокий 2,8 11,1 2,8 - 11,1 8,3
Средний 11,1 50 8,3 16,7 19,4 8,3
Низкий 2,8 11,1 - 5,6 8,3 -
Примечание. НФ - низкий уровень феминности в представлениях женщин; СФ - средний уровень феминности; ВФ - высокий уровень феминности; НМ - низкий уровень маскулинности; СМ - средний уровень маскулинности; ВМ - высокий уровень маскулинности.
Женщины со средним уровнем самоотношения имеют недифференцированные, андрогинные, феминные и маскулинные представления о себе. Женщины с низким уровнем самоотношения имеют недифференцированные, маскулинные, феминные, андрогинные представления, однако эти типы гендерной идентичности нельзя назвать высокофеминными/высокомаскулин-ными.
Корреляционный анализ гендерных представлений по параметрам фемин-ность/маскулинность и параметрам самоотношения показал, что у женщин-учителей наблюдается достаточно высокая положительная корреляция между фемин-ными характеристиками и параметрами самоотношения, отражающими ожидание позитивного и негативного отношения к себе окружающих (результаты сведены в табл. 2). Феминность связана с ожидаемым отношением от других. Женщина ждет позитивного отношения от значимых и посторонних других, но готова принять и высказывания антипатии, отрицание другими ее внутренних достоинств, демонстрацию антипатии к своей внешности. По мнению В.В. Столина, человек, ожидающий антипатичного отношения других, считает себя уникальным, не похожим на других, но «не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения». С другой стороны, изменения отношения других людей вызывают изменения в представлениях женщины о собственной феминности, что вполне объяснимо информацией о гендерных различиях и фактами об ориентации женщин на межличностные отношения.
Маскулинные характеристики женщин-учителей значимо коррелируют с показателями глобального самоотношения, т.е. изменения параметров маскулинности вызывают изменения в их внутреннем недифференцированном чувстве «за» и «против» самой себя, в глобальном самоотношении и наоборот. Колебания в самоотношении вызывают изменения в выраженности собственной маскулинности в сознании женщин.
Объяснить подобное явление можно противоречиями между сложившимися ген-дерными стереотипами женщин и новой информацией о собственных маскулинных
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа показателей маскулинности/феминности с пунктами самоотношения
Показатели самоотношения Фоб Моб
Интегральная шкала - 0,330
Аутосимпатия - 0,352
Ожидание положительного отношения от других 0,348 -
Отношение других 0,427 -
Самоуверенность - 0,349
Самообвинение - 0,348
Примечание. Уровень значимости 0,01; Фоб - объективный показатель феминности (по результатам измерения); Моб - объективный показатель маскулинности.
качествах. Чем больше повышается выраженность маскулинности в гендерных представлениях женщин, тем ближе она к маскулинному гендерному стереотипу в своих представлениях о себе, что вступает в рассогласование со сложившимися традиционными гендерными представлениями. Процесс переосмысления и переструктурирования собственных гендерных представлений неизбежно изменяет глобальное самотноше-ние личности.
В таком случае вполне объяснимо, что маскулинность взаимосвязана и с другими уровнями самоотношения, в частности с ауто-симпатией, с эмоциональным чувством привязанности и расположенности к себе, дружественности-враждебности по отношению к собственному Я. Изменения выраженности маскулинности меняют эмоциональное отношение женщины к себе в сторону одобрения себя в целом или в существенных частностях, доверия к себе и позитивной самооценки, или же в сторону видения в себе преимущественно недостатков, низкой самооценки, готовности к самомнению.
Маскулинность женщин-учителей взаимосвязана с самоуверенностью, ощущением силы или слабости своего Я, удовлетворенностью или неудовлетворенностью своими
возможностями, уверенностью или сомнением в способности вызывать уважение. Данные взаимосвязи вполне объяснимы природой маскулинности, в обыденном сознании олицетворяющей активно-творческое поведение.
И, наконец, маскулинность женщин-учителей взаимосвязана с самообвинением, интрапунитивностью, отрицательными эмоциями в адрес Я. Изменения в степени выраженности собственной маскулинности в гендерных представлениях женщин вызывают изменения во внутренней субъективной позиции Я, из которой исходит рассматриваемое негативное отношение. Самообвинение, по мнению разработчиков теста, - защитный механизм самоподдержания, который включается при изменениях маскулинности.
Таким образом, анализ показал значимую роль элементов гендерной идентичности в структуре глобального и дифференцированного самоотношения женщин-учителей. Изменения в проявлениях феминности/маскулинности и в представлениях женщин об этих изменениях вызывают изменения в самоотношении, в эмоциональном отношении к себе, в уверенности в своих силах, в ожиданиях отношения от других людей.
Результаты выборочного корреляционного анализа (табл. 3) дают представление о большом количестве корреляций феминности и параметров самоотношения у женщин третьей и пятой выборок, что можно интерпретировать как большую «чувствительность» ощущения женственности и отношения к себе респондентов данного возрастного и профессионального диапазона.
Здесь наблюдается достаточно высокая положительная корреляция между фемин-ными характеристиками и параметрами самоотношения респондентов всех групп, отражающими ожидание позитивного и негативного отношения к себе окружающих. Ощущение собственной женственности связано у женщин с ожидаемым отношением от других. Женщина ждет позитивного отношения от значимых и посторонних других, но готова принять и высказывания антипатии, отрицание другими ее внутренних достоинств, демонстрацию антипатии
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа показателей феминности с пунктами самоотношения
Шкалы Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа Пятая группа
Ф1 / Ф 2 Ф1 / Ф 2 Ф1 / Ф 2 Ф1 / Ф 2 Ф1 / Ф 2
Интегральная шкала -/- -/- -/- -/- 709**/489*
Ожидание положительного отношения от других -/- -/- /505** -/493* 601**/915**
Самоинтерес -/- -/- /409** -/- 682**/585*
Самоуверенность -/- -/- -/- -/-
Отношение других /625** -/469* /527** -/493** -/-779**
Самоинтерес -/- -/- -/- -/- 704**/608**
Самопонимание -/- -/- 311*/ -/- 688**/-
Примечание. Нули и запятые опущены; * - 5 %-ный уровень значимости, ** - 1 %-ный уровень значимости; Ф1 - субъективный показатель феминности, Ф2 - объективный показатель феминности.
к своей внешности. С другой стороны, изменения отношения других людей вызывают изменения в представлениях женщины о собственной феминности. Это характерно для всех выборок, но усиливается связями феминности и положительного отношения других на выборках третьей, четвертой и пятой групп. Видимо, с увеличением стажа работы и, соответственно, возраста значимость подтверждений других для ощущения собственной женственности становится важнее.
Для респондентов третьей и пятой групп наблюдается связь ощущений женственности и показателя «самоинтереса», отражающего меру близости к самому себе. Изменения в ощущениях феминности женщин-учителей данных выборок вызывают изменения в уверенности в своей «интересности» для других. Для учителей-творцов (пятая группа) изменения феминности отражаются на глобальном самоотношении, это положение усиливается связями интегральной шкалы с субъективными ощущениями женственности женщин данной выборки.
Таким образом, результаты выборочного корреляционного анализа подтверждают связь феминности с ожидаемым отношением других, отражают динамику взаимосвязей показателей женственности с самоинтересом женщин на среднем и завершающем этапах профессионального пути. Результаты показали значимую «чувствительность» связи феминности и самоотношения у учителей именно на завершающем этапе профессиональной деятельности.
Результаты выборочного корреляционного анализа (табл. 4) показывают большее количество корреляций маскулинности и параметров самоотношения у женщин пятой выборки, что можно объяснить как большую «чувствительность» ощущения собственной мужественности и отношения к себе респондентов данного возрастного и профессионального диапазона. Изменения в ощущениях маскулинности для респондентов этой выборки меняет показатель самопринятия, принятия себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Это категория самоотношения, в меньшей
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа показателей маскулинности с пунктами самоотношения
Шкалы Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа Пятая группа
М1 / М 2 М1 / М 2 М1 / М 2 М1 / М 2 М1 / М 2
Ожидание положительного отношения от других -/- -/- -/-490* -/- -/-
Самоинтерес -/- -/- -/- -/- 608**/-
Самопринятие -/- -/- -/- -/- -/669**
Самообвинение -/ -/- -/- -/456* 679**/637**
Самоинтерес -/- -/- -/- -/-498* -/-
Примечание. Нули и запятые опущены; * - 5 %-ный уровень значимости, ** - 1 %-ный уровень значимости; М1 - субъективный показатель маскулинности, М - объективный показатель маскулинности.
степени имеющая оценочную подоплеку, отражает общую жизненную установку, стиль отношения к себе. Данная установка формируется на протяжении жизненного пути (Уайли Р., 1979), интересен эффект ее «чувствительности» к маскулинности респондентов только на завершающем этапе профессионального пути.
Объяснить это можно рассогласованием сложившихся гендерных стереотипов в связи с изменяющимися (в сторону увеличения) параметрами мужественности под влиянием требований профессии. Логична в этом случае взаимосвязь параметров маскулинности и самообвинения у респондентов данной выборки и предыдущего профессионального этапа. Установка на самообвинение коррелирует с ощущением собственной мужественности - можно предположить, что в самовосприятии женщин-учителей данных профессиональных периодов ощущение собственной маскулинности носит скорее негативную окраску, вызывая защитный механизм самоподдержания.
Зафиксирована значимая обратная связь между представлениями о своей маскулинности и самоинтересом в профессиональ-
ном диапазоне от 10 до 20 лет стажа, т.е. повышение выраженности маскулинности в гендерных представлениях женщин понижает интерес к себе. Чем более повышается выраженность маскулинности в гендерных представлениях личности, тем дальше она от традиционного феминного гендерного стереотипа в представлениях о себе. Профессиональная же деятельность требует от женщины овладения маскулинными, инструментальными чертами и ролями, которые накапливаются к этапу мастерства. Очевидно, данное положение вызывает противоречие и создает особое напряжение в личности женщины-учителя, что приводит к снижению самоинтереса.
Заключение
Таким образом, результаты выборочного корреляционного анализа подтверждают связь маскулинности с показателями самопринятия и самообвинения на завершающих этапах профессионального пути. В самовосприятии женщин-учителей с большим стажем работы ощущение собственной маскулинности носит скорее негативную окраску, вызывая защитный механизм самоподдержания, снижает интерес
женщин к себе, и может стать источником особого напряжения и, возможно, внутри-личностного конфликта.
Литература
1. Лопухова О.Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики // Прикладная психология. - 2001. - № 3. - С. 57-67.
2. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психо-
логического консультирования / под ред. А.А. Бо-далева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ 1987.
3. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: дис. д-ра психол. наук. - Краснодар, 2006.
4. Садовская Т.Л. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития: дис. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2001.
5. Чекалина А.А. Гендерная психология. - М., Ось-89, 2006.
FEATURES OF GENDER IDENTITY IN WOMEN-TEACHERS
A.A. CHEKALINA Psychological Institute of RAE, Moscow
The aim of the study was to study the features of gender identity in women-teachers. The features of gender identity were studied in the process of analysis of gender concepts and self-concepts in women-teachers. We have obtained the data on character and content of feminine and masculine concepts in teachers, on the developmental dynamics of these concepts in general and their dynamics dependant of length of service, on the levels of femininity / masculinity and on the types of gender identity of women-teachers. We have found that changes in display of femininity /masculinity and in women's concepts of these changes cause changes in self-concepts, in emotional attitudes towards self, in self-reliance, and in expectations of attitudes from others.
Keywords: women, teachers, length of service.