Как считает Рубини, в условиях неопределенности динамики инфляции ЦБ следует сбалансировать конкурирующие риски монетарной политики, в том числе риск, связанный с преодолением тенденции к снижению инфляционных ожиданий (меры ужесточения), и риск роста цен на активы, чрезмерной кредитной экспансии и финансовых пузырей (следствие нетрадиционной политики), и выработать адекватную новым условиям политику (2).
Список литературы
1. Reinhart C.M., Reinhart V. The Fed should be careful what it wishes for // Project syndicate. - 2018. - 28.02. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/ commentary/federal-reserve-missing-inflation-determinants-by-carmen-reinhart-and-vincent-reinhart-2018-02?barrier=accesspaylog
2. Roubini N. The mystery of the missing inflation // Project syndicate. - 2017. -13.09. - Mode of access: https://www.marketwatch.com/story/the-mystery-of-missing-inflation-and-what-to-do-about-it-2017-09-13.
3. Yellen J.L. Inflation, uncertainty, and monetary policy. - 2017. - 27.09. - Mode of access: https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/yellen20170926a.htm
2018.03.026. Г.В. СЕМЕКО. ТРАДИЦИОННЫЕ БАНКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ. (Обзор).
Ключевые слова: банки; цифровая революция; рынок финансовых услуг; финтех.
Влияние цифровых технологий на банковскую сферу в последние годы является одной из наиболее актуальных тем дискуссий на самых разных уровнях, что связано с внедрением цифровых технологий и выходом на рынок финансовых услуг узкоспециализированных высокотехнологичных нефинансовых игроков (так называемых финтехов). За 2011-2016 гг. инвестиции в финтехи в мире выросли в пять раз, достигнув 30 млрд долл. (1).
В этих условиях, указывает глава банка Франции Ф. Вилле-руа де Гало, традиционные банки вынуждены менять свою бизнес-модель (6). Ряд факторов способствуют указанной трансформации. Среди них: радикальные изменения в способах потребления финансовых продуктов (переход на онлайн-обслуживание клиентов); недоверие клиентов к банкам после глобального финансового кризиса; ужесточение регулирования после 2008 г. с целью стандарти-
зации и обеспечения прозрачности финансовых операций; глубокие сдвиги в области накопления данных и управления ими, а также распространение открытых баз данных (open data), из которых можно черпать разнообразную информацию о клиентах.
Стратегия адаптации, выбранная банками, имеет свои особенности в отдельных странах мира. Б. Кэплен, главный редактор английского журнала «The Banker», отмечает различный подход к цифровым технологиям банков в промышленно развитых (ПРС) и развивающихся странах (РС) (3). Для банков РС основное значение имеет возможность развития бизнеса за счет охвата большего числа клиентов. Так, банки Бразилии и других ключевых развивающихся стран (например, Мексики и Индии), осваивая новые технологии, стремятся привлечь новых клиентов и расширить обслуживание старых, что позволяет увеличить доходы. В отличие от этого банки ПРС больше ориентированы на снижение затрат за счет сокращения числа филиалов и соответствующих затрат на их содержание. Банки Европы стремятся за счет сокращения затрат восстановить снизившуюся после глобального финансового кризиса прибыль.
Генеральный директор представительства в Бразилии ведущей в Европе испанской банковской группы «Santander» Серхио Риаль (Sergio Rial) считает, что цифровые технологии полностью изменили само понимание и измерение банковской деятельности. «Цифровое пространство привело к переосмыслению понятия масштаба... Депозиты больше не определяют масштаб банка. Сейчас важно количество транзакций в минуту», - отметил Риаль (3).
Согласно опросу, который был проведен банком «Хоум Кредит» и Ассоциацией менеджеров России и охватил компании, входящие в ассоциацию, и независимых экспертов в области финансовых технологий, три четверти респондентов (75%) полагают, что переход всего розничного банкинга в онлайн-пространство произойдет в течение 20 лет (2). Из них треть (33%) считает, что эта трансформация займет всего 5-10 лет, а остальные 42% ожидают ее через 10-20 лет.
Эксперты называют нехватку высококвалифицированных в области финансов кадров одной из основных трудностей в условиях быстрого роста сектора финтехов. Поэтому, по единодушному мнению почти всех респондентов, кредитные организации должны активно взаимодействовать с высокотехнологичными операторами.
Большинство опрошенных считает, что трансформация рынка, в том числе рост P2 P-транзакций (онлайн-переводов с карты на карту) и вытеснение кредитных организаций из денежного обращения, может ударить по доходности банковского бизнеса: почти две трети (63%) респондентов считают, что этот процесс существенно скажется на доходах банков, а 12% ожидают незначительного сокращения. Четверть респондентов полагают, что доходы либо останутся на том же уровне, либо даже вырастут (2).
Энергичный выход на рынок банковских услуг высокотехнологичных компаний породил волну апокалипсических предсказаний о скором исчезновении традиционных банков. «Цифровая пропасть поглотит 80% банков мира в течение 20 лет», - заявил Фил Мочан (Phil Mochan), основатель и главный исполнительный директор частной финансовой компании «Koine Finance» (Великобритания) на банковском форуме, организованном авторитетным международным независимым агентством по оценке стоимости брендов «Brand Finance» в Лондоне (2018). Отсюда можно сделать вывод, что из нынешних примерно 30 тыс. банков в мире до 2038 г. доживут только 20 тыс. (4).
Такое утверждение во многом выглядит малоправдоподобным, считает Кэплен. Однако, учитывая проблемы, стоящие перед банковской отраслью, каждый взгляд на будущее - независимо от того, насколько он приятен или нет, - заслуживает серьезного рассмотрения. Количественная оценка и временные рамки прогноза Мочана могут быть ошибочными, но его рассуждения имеют под собой реальные основания.
Обосновывая свой прогноз, Мочан обращает внимание на то, что из трех основных банковских функций - накопления свободных денежных средств на депозитах, организации платежей и распределения кредитов - только первая функция требует получения банковской лицензии. Остальные без лицензии могут выполнять любые рыночные игроки. В принципе новые технологии позволяют нетрадиционным рыночным игрокам выполнять все три функции быстрее, дешевле и лучше, чем это делают традиционные банки. При этом они могут избежать значительных затрат на получение лицензии.
Предполагается, что в будущем функцию сбора депозитов возьмут на себя новые «резервные» банки, в том числе депозитов,
которые не покрываются обычными схемами страхования и поэтому нуждаются в наиболее безопасном размещении. Новые «резервные» банки будут использовать депозитные деньги не для кредитования, а для вложений в ликвидные и надежные казначейские долговые бумаги. Другими словами, они будут работать, как фонд денежного рынка, который инвестирует свои средства на денежном рынке в ценные бумаги, депозитные сертификаты и т.д.
Платежные услуги уже сейчас предоставляют самые различные нетрадиционные операторы. В будущем важную роль в этом сегменте финансовых услуг будут играть рыночные игроки, освоившие технологию блокчейн (blockchain), которая позволяет исключить риски клиринга, расчетов и мошенничества. Новые игроки рынка банковских услуг смогут удешевить платежные операции благодаря централизованной технологии и экономии затрат на борьбу с отмыванием денег.
Наконец, множество альтернативных моделей кредитования (peer to peer, crowdfunding, marketplace и direct lending), обслуживающих фрагментированный потребительский и корпоративный рынки, заменят старую банковскую модель кредитования розничной торговли, малого и среднего бизнеса и коммерческих кредитов.
Результатом описанных трансформаций будет масштабная консолидация в банковском секторе, поскольку банки будут терять свои позиции на рынке депозитов и трансформироваться в платежных агентов.
Конечно, вряд ли все произойдет именно так, подытоживает Кэплен: «Мы все время слышим, что банкиры держат руку на пульсе и "ремонтируют" свою бизнес-модель в соответствии с технологическими сдвигами. Теперь им нужно довести эту игру до конца и выработать сценарии "ремонта" всего сектора. Результаты могут быть успешными только при планировании будущего» (4).
В последние 35 лет подобные радикальные прогнозы возникали не раз, указывает профессор французской бизнес-школы INSEAD (Фонтенбло, Франция) Ж. Дермин (5). В частности, в 1980-е годы, когда появилась возможность обслуживания клиентов по телефону, многие опасались, что телефонные операторы вытеснят традиционных финансовых посредников; в 1990-е годы в связи с дерегулированием рынков облигаций и акций думали, что на смену финансированию через посредников придет прямое финан-
сирование; в начале 2000-х годов казалось, что проникновение Интернета в банковский сектор приведет к отказу клиентов от посещения банковских отделений в пользу обслуживания онлайн. Недавно большие опасения возникли из-за смартфонов, фактически карманных компьютеров. В прошлом банки смогли успешно адаптироваться к новым технологиям, и нет никаких оснований полагать, что сейчас им не удастся это сделать, заключает автор (5).
Энергично внедряясь на рынок финансовых услуг, небанковские финансовые организации могут разрушить традиционные связи банков с их клиентами и отработанную систему продаж клиенту банковских услуг. Однако Дермин не уверен в том, что эти новые игроки смогут в скором времени приобрести (по разумной цене) опыт и знания банков в области управления активами и консультирования предприятий.
Оказываемые банками услуги, связанные с электронной обработкой данных (платежи, операции с электронными деньгами, брокерские операции, управление финансовыми активами, обслуживание потребительских кредитов), требуют прежде всего опыта и знаний в области информационных технологий, а не в области банковского дела. Именно поэтому они притягивают новых игроков, растущая численность которых свидетельствует о серьезности угрозы традиционным банкам.
В отличие от этой категории операций услуги кредитования предполагают не только наличие у банков денежных средств, но и знание способов их возврата, умение управлять рисками, реструктурировать кредиты и т.д. Это особые знания, и специалисты в области электронного анализа данных вряд ли могут легко их освоить.
Есть еще одна группа операций, которые требуют особых знаний в области банковского дела и бухгалтерского учета, - это операции, связанные с банковским балансом (депозиты, кредитные линии). Такими знаниями новые игроки рынка финансовых услуг не располагают, а потому они не стремятся внедряться в эту сферу (5).
Регуляторы активно поддерживают растущий рынок высокотехнологичных финансовых услуг. В разных странах мира развиваются инициативы открытого банка (Open Banking). Банки открывают доступ к своим системам, и третьи стороны свободно пользуются их данными. В Германии Open Bank Project существует с 2010 г., и в нем участвуют крупнейшие немецкие банки. В Вели-
кобритании Open Banking Standard, помимо платежей, предоставляет финтехам доступ к полной финансовой информации о банковской клиентуре (по предварительному одобрению клиента), указывает Н. Бокша (1). В ЕС возможности открытого банка обеспечивает вторая Директива о финансовых услугах (Directive on payment services, PSD2), вступившая в силу в январе 2016 г. Директива открывает доступ к информации об остатках на счетах клиента в любом банке, дает клиентам возможность использовать онлайн-сервисы, получающие консолидированную информацию об их платежных счетах, вне зависимости от того, есть ли договор между информационным и финансовым провайдерами (там же).
Специально для финтехов регуляторы создают свободные от регуляторных рисков «детские садики» для тестирования инновационных финансовых продуктов, услуг и бизнес-моделей в рыночной среде. Первопроходцем стала Великобритания, однако все больше стран перенимают эту практику (там же).
Жесткая конкуренция между классическими банками и новыми игроками рынка финансовых услуг (финтехами), по мнению ряда эксперта, заканчивается. Многие первоначально достаточно агрессивные высокотехнологические компании уже стали полноценными участниками рынка финансовых услуг и все чаще предпочитают войне сотрудничество, считает Бокша (там же). Банки также не против сотрудничества: оно им тоже выгодно.
Банкам все труднее игнорировать финтехи, сотрудничество с которыми может способствовать сохранению доходности в новой реальности. Например, сотрудничество с новичками предоставляет банкам доступ к новой клиентской базе и новым источникам дохода. Выигрывают и финтехи. Они получают прямой доступ к банковским клиентам и снижают свои киберриски. С точки зрения потребителей выигрыш также очевиден: конкуренция приводит к повышению качества предлагаемых продуктов и услуг.
Уже 55% крупнейших банков мира сотрудничают с финтеха-ми по ряду направлений, предоставляя им возможность масштабирования бизнеса и в обмен получая инновации. В России (с ее ограниченными ресурсами для крупных частных инвестиций) партнерства уже сложились - более 70% всех российских финтехов создано при участии банков из первой рейтинговой десятки (там же). Партнерства банков с финтехами развиваются по четырем основ-
ным направлениям: улучшение клиентского интерфейса, цифрови-зация процессов, углубленная аналитика, расширение продуктового предложения.
Банкам необходимо окончательно принять тот факт, что их бизнес-модель сегодня является «открытым протоколом», доступным для использования другими игроками рынка, заключает Бок-ша. Естественный шаг в этой ситуации - взаимодействие с финте-хами для формирования конкурентного преимущества по качеству клиентского опыта и спектру сервисов. Все больше банков с помощью финтехов формируют вокруг себя экосистемы сервисов.
В то же время финтехам необходимо найти устойчивых долгосрочных партнеров, с которыми вместе можно быстро наращивать клиентскую базу, необходимую для дальнейшего развития с учетом возрастающей конкуренции, увеличивающихся операционных затрат и повышения скорости инноваций (1).
Список литературы
1. Бокша Н. Банки против финтеха: конкуренция в надежде на партнерство // Forbes. - 2017. - 25.07. - Mode of access: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/3 51907-banki-protiv-finteha-konkurenciya-v-nadezhde-na-partnerstvo
2. Опрос: Розничные банки уйдут в онлайн только через 10-20 лет. - 2018. -29.01. - Mode of access: http://futurebanking.ru/post/3539
3. Caplen B. Banking's North-South digital divide // The Banker. - L., 2018. - 20.03. -Mode of access: http://www.thebanker.com/Editor-s-Blog/Banking-s-North-South-digital-divide
4. Caplen B. The three-way split that threatens banks // The Banker. - L., 2018. -12.03. - Mode of access: http://www.thebanker.com/Editor-s-Blog/The-three-way-split-that-threatens-banks
5. Dermine J. Banque numérique et désorganisation du marché: un sentiment de déjà-vu? // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. - Avril. - P. 19-28.
6. Villeroy de Galhau F. Construire le triangle de compatibilité de la finance numérique: Innovations, stabilité, régulation // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. -Avril. - P. 7-18.
2018.03.027. ВИЛЛЕРУА ДЕ ГАЛО Ф. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И РОЛЬ БАНКА ФРАНЦИИ. VILLEROY DE GALHAU F. Financement en fonds propres des entreprises en France et en zone euro: Quels besoins? quels outils? quel rôle pour la Banque de France? / Intervention à l'Assemblée nationale. -