ным направлениям: улучшение клиентского интерфейса, цифрови-зация процессов, углубленная аналитика, расширение продуктового предложения.
Банкам необходимо окончательно принять тот факт, что их бизнес-модель сегодня является «открытым протоколом», доступным для использования другими игроками рынка, заключает Бок-ша. Естественный шаг в этой ситуации - взаимодействие с финте-хами для формирования конкурентного преимущества по качеству клиентского опыта и спектру сервисов. Все больше банков с помощью финтехов формируют вокруг себя экосистемы сервисов.
В то же время финтехам необходимо найти устойчивых долгосрочных партнеров, с которыми вместе можно быстро наращивать клиентскую базу, необходимую для дальнейшего развития с учетом возрастающей конкуренции, увеличивающихся операционных затрат и повышения скорости инноваций (1).
Список литературы
1. Бокша Н. Банки против финтеха: конкуренция в надежде на партнерство // Forbes. - 2017. - 25.07. - Mode of access: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/3 51907-banki-protiv-finteha-konkurenciya-v-nadezhde-na-partnerstvo
2. Опрос: Розничные банки уйдут в онлайн только через 10-20 лет. - 2018. -29.01. - Mode of access: http://futurebanking.ru/post/3539
3. Caplen B. Banking's North-South digital divide // The Banker. - L., 2018. - 20.03. -Mode of access: http://www.thebanker.com/Editor-s-Blog/Banking-s-North-South-digital-divide
4. Caplen B. The three-way split that threatens banks // The Banker. - L., 2018. -12.03. - Mode of access: http://www.thebanker.com/Editor-s-Blog/The-three-way-split-that-threatens-banks
5. Dermine J. Banque numérique et désorganisation du marché: un sentiment de déjà-vu? // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. - Avril. - P. 19-28.
6. Villeroy de Galhau F. Construire le triangle de compatibilité de la finance numérique: Innovations, stabilité, régulation // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. -Avril. - P. 7-18.
2018.03.027. ВИЛЛЕРУА ДЕ ГАЛО Ф. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И РОЛЬ БАНКА ФРАНЦИИ. VILLEROY DE GALHAU F. Financement en fonds propres des entreprises en France et en zone euro: Quels besoins? quels outils? quel rôle pour la Banque de France? / Intervention à l'Assemblée nationale. -
2018. - 22.01. - Mode of access: https://www.banque-france.fr/sites/ default/files/medias/documents/discours-fvg_20180122_investissement-productif.pdf
Ключевые слова: Банк Франции; самофинансирование предприятий; долговое финансирование; страховые продукты.
Анализируя проблемы финансирования (нефинансовых) предприятий, руководитель Банка Франции Ф. Виллеруа де Гало указывает, что французским предприятиям в большинстве своем не хватает собственных средств для финансирования деятельности, что заставляет их заимствовать необходимые средства и наращивать задолженность. При этом французские домашние хозяйства располагают значительными денежными накоплениями. По состоянию на 30 сентября 2017 г. они оценивались в 4924 млрд евро, и это более чем вдвое превышает среднегодовой размер ВВП страны (с. 2). В этих условиях очевидно возникает необходимость определения путей использования сбережений домашних хозяйств в интересах роста экономики и занятости.
По уровню самофинансирования предприятия Франции существенно отстают от предприятий США. Если в США объем финансирования за счет собственных средств достигал в третьем квартале 2017 г. 123% ВВП, то во Франции - только 74% (примерно такая же картина наблюдается в других странах зоны евро). Домашние хозяйства США инвестируют в среднем 57% своих сбережений в акции предприятий; во Франции домашние хозяйства отдают предпочтение инвестициям в процентные бумаги (на них приходится в среднем 69% вложений), чему давно способствует система налогообложения доходов от капитала.
По мнению Виллеруа де Гало, Франция находится сейчас в более трудном положении, чем соседние страны, в частности Германия и Италия, поскольку из-за низкого уровня самофинансирования при необходимости ускорения роста инвестиций в предприятия, у них происходит все более быстрое увеличение задолженности. Всего за один 2017 г. задолженность предприятий Франции повысилась на 2,6% ВВП, в то время как в Германии этот показатель практически не изменился, а в Италии даже снизился на 2,1% ВВП (с. 3). Уровень задолженности предприятий во Франции значительно выше среднего уровня по странам зоны евро.
Две главные задачи, стоящие перед правительством в настоящее время, - это ограничение роста задолженности предприятий и расширение их собственных инвестиционных ресурсов для финансирования инноваций. Для решения первой задачи уже прорабатываются макропруденциальные меры, которые должны быть согласованы с европейскими властями.
Решение второй задачи связано не только с финансами предприятий, но и с их управлением: предприятия, в том числе средние и мелкие, должны быть готовы «открыть» свой капитал и свои административные советы для инвесторов. Это достаточно трудное решение, учитывая историческую склонность французских предпринимателей к сохранению небольших размеров своего бизнеса.
Автор выделяет два основных направления расширения возможностей самофинансирования французских предприятий. Первое (финансовое) связано с внедрением новых, более эффективных с точки зрения всей экономики, сберегательных продуктов. Здесь главная роль принадлежит страховому сектору, который является ведущим институциональным инвестором в странах зоны евро, и такому популярному среди французов инструменту размещения сбережений, как страхование жизни. Поскольку инвестиции во многие продукты страхования жизни носят проциклический характер и не обеспечивают достаточной защиты сбережений, французы считают более надежными вложения в долгосрочные инструменты (например, в пенсионные планы). В связи с этим страховщики уже задумались над разработкой долгосрочных продуктов страхования жизни, менее ликвидных, но обеспечивающих лучшую защиту капитала. Собранные таким способом сбережения могут быть в значительной части направлены на вложения в акции предприятий.
Второе направление - активизация политики регуляторов, в частности Банка Франции и ведомства по пруденциальному контролю финансовых учреждений (Autorité de contrôle prudentiel et de résolution, ACPR). Регуляторы выразили готовность поддерживать стабильность регламентационных рамок деятельности банков в соответствии с требованиями соглашения Базель-3 и не принимать меры, ограничивающие предложение кредита. Регулирование страхового сектора будет основываться на требованиях Директивы ЕС от 25 ноября 2009 г. «Об организации и осуществлении деятельности страховых и перестраховочных организаций» (Solvency II). Для успешного внедрения новых страховых продуктов, отмечает автор,
необходимо устранить «налоговые перекосы», стимулирующие безрисковые формы вложения сбережений. Нейтральность налогов на доходы от вложения сбережений создаст стимул для инвестирования в акции предприятий, и это позволит расширить их возможности самофинансирования.
Г.В. Семеко
2018.03.028. ПАЛМА С. БИТВА ЗА АФРИКУ: СМОГУТ ЛИ ИНДИЯ И ЯПОНИЯ ОБОЙТИ КИТАЙ?
PALMA S. The battle to build Africa: will India and Japan usurp China? // The Banker. - L., 2018. - 02.01. - Mode of access: http:// www.thebanker.com/World/Asia-Pacific/China/The-battle-to-build-Afri ca-will-India-and-Japan-usurp-China
Ключевые слова: Индия; Япония; Китай; инвестиции; банковский сектор; внешнеэкономическая экспансия.
В настоящее время Япония и Индия объединяют усилия для укрепления своего экономического присутствия в Африке, указывает эксперт английского журнала The Banker, с целью остановить экспансию Китая на этом континенте, продолжающуюся в течение последних двух десятилетий. Китай доминирует здесь как в сфере международной торговли, так и в сфере инвестиций. Государственные и частные китайские компании стали основными инвесторами в Африке. Большая часть инвестиций идет в энергетику, горнодобывающую промышленность, строительство и производство. Китай, в отличие от США и Евросоюза, не боится инвестировать средства в самые рискованные проекты и в самые проблемные африканские страны. Благодаря такой стратегии он скорее выигрывает, чем проигрывает. Такая экспансия, как полагает автор, в ближайшие годы будет продолжаться в соответствии с глобальной стратегией экономического развития «Новый шёлковый путь», которая была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. под лозунгом «Один пояс - один путь»1.
1 Международная стратегия Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, которая будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем. - Прим. реф.