Дадова З. И.
ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
20.2. ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ
ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
Дадова Залина Исмеловна, кандадат филологических наук, старший преподаватель
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
dazali@inbox.ru
Аннотация: в статье рассматриваются способы и методы применения средств традиционного воспитания как способа профилактики вовлечения молодёжи в экстремистские и террористические организации. Молодые люди, подростки с легко поддающейся влиянию, не сформировавшейся психикой - самая уязвимая среда для проникновения идей экстремизма и терроризма.
Автор обращает внимание на возможность применения методов народной педагогики в семье и в образовательных учреждениях, что позволит более эффективно решить поставленную проблему. Проблема нравственного воспитания сегодня встала наиболее остро и это все чаще заметно на фоне общественных проблем. Нравственные идеалы, оберегающие человека от неверного поведения и неблаговидных поступков, отошли сегодня на второй план и зачастую вытесняются другими культурами, иногда и вовсе исчезая, что способствует росту уровня безнравственности.
Отмечается, что традиционное воспитание носит исторический характер, и апробация его средств должна осуществляться с коррекцией содержания, методов и способов воспитания на всех его этапах в соответствии с запросами общества.
Ключевые слова: традиционное воспитание, система ценностей, народная педагогика, профилактика экстремизма и терроризма, эффективные способы воспитания, воспитание толерантности, нравственное воспитание, нравственные идеалы.
TRADITIONAL EDUCATION AS A MEASURE OF EXTREMISM AND TERRORISM PREVENTION
Dadova Zalina I., PhD in philology, senior teacher of the state, civil and law disciplines chair
Place of employment: the North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
dazali@inbox.ru
Abstract: the article deals with ways and methods of using traditional education as a means of youth involvement in extremist and terrorist organizations. Young people, teenagers with easily influenced, unformed psyche are the most vulnerable sphere for extremism and terrorism ideas penetrating.
The author draws attention to popular pedagogy methods applying in the family and educational institutions, which will make it possible to solve the problem more effectively. The problem of moral education today has become the most actual one and this is more noticeable on the social problems background. Moral ideals protecting people from misconduct and unseemly acts are no longer of prior importance now and are often replaced by other cultures, or disappear, contributing to the immorality level growth.
It is noted, that traditional upbringing has a historical nature and the approbation of its means should be carried out with the correction of the content, methods and ways of education at all its stages in accordance with society demands.
Keywords: traditional education, system of values, folk pedagogy, prevention of extremism and terrorism, effective ways of education, tolerance education, moral education, moral ideals.
Трансформация системы ценностей, вызванная модернизацией разных сфер (экономической, политической, культурной), привела к осложнению имеющихся связей, что отразилось в возникновении напряжённых отношений между людьми разных наций, формировании противостоящих групп, которые находят путь к своей цели через экстремизм и терроризм. «Сегодня экстремизм среди молодёжи в России стал массовым явлением» [2, с.124]. Возникла реальная угроза духовным устоям общества. «Сложные социальные и экономические процессы, происходившие в стране, оказали разрушительное воздействие на сферу духовно-нравственных отношений» [3, с.216].
Целью написания данной статьи является установление эффективных способов и методов воспитания средствами народной педагогики в условиях профи-
лактики вовлечения молодёжи в экстремистские и террористические организации. «Вызывает особую тревогу степень вовлечённости в эти процессы молодёжи, которая в силу возрастной специфики наиболее подвержена манипулированию и склонна к принятию протестных идей и настроений» [4, с.161].
Молодые люди, подростки с легко поддающейся влиянию, не сформировавшейся психикой - самая уязвимая среда для проникновения идей экстремизма и терроризма. «Молодёжь в отличие от любой другой социальной группы нашего общества требует к себе строго индивидуального, тактичного и осторожного подхода» [5, с.49].
Любое общество, любой народ издавна волнуют вопросы нравственного воспитания. Нет практически ни одного народа, который не старался бы воспитывать
Социально-политические науки
3'2018
человека в нравственном отношении, сочетая его с умственным и физическим воспитанием. Причём при этом «гармонизации пространства обитания и внутреннего мира подрастающего поколения» всегда стояла во главе угла [10, с.128].
Но дело в том, что проблема нравственного воспитания сегодня встала наиболее остро, и это все чаще заметно на фоне общественных проблем, связанных с «преобразованиями современности в области экономики, социума, психологии и культуры» [11, с.167]. И психологи, и педагоги уделяют большое внимание вопросам нравственного воспитания.
Глубокосодержательные нравственные идеалы, оберегающие человека от неверного поведения и неблаговидных поступков, отошли сегодня на второй план и зачастую вытесняются другими культурами, иногда и вовсе исчезая, что способствует росту уровня безнравственности.
Укрепление нравственности нужно начинать не только с себя, но и с детей (дошкольного, школьного возраста), которые являются будущими взрослыми и родителями. Именно в раннем детстве начинается развитие и становление личности, формируется самосознание, закладываются нравственные качества.
Нормами взаимоотношений и правилами поведения, принятыми в обществе, ребёнок овладевает постепенно. Результатом нравственного воспитания является формирование определённого набора нравственных качеств. Процесс становления личности и его нравственных качеств продолжается всю жизнь. Но чем раньше начать воздействовать на личность в плане его нравственного становления, тем лучше (у него уже будет сформирован нравственный стержень).
Дети старшего дошкольного возраста уже начинают понимать смысл нравственных требований, а также уже могут предвидеть последствия своих поступков. Они отличаются более сознательным поведением, у них формируется самостоятельность.
Только в семье и в образовательных учреждениях возможно решение данной проблемы достаточно эффективными способами. И одним из них является применение опыта знаний, накопленного в народной педагогике.
Воспитание на основе народной педагогики носит исторический характер, поэтому нужно помнить, что содержание средств и методов воспитания периодически меняется в зависимости от таких обстоятельств и условий, как факторы экономического развития, уровень развития науки и техники, запросы общества. Следовательно, на каждом из этапов своего развития общество имеет свои задачи и разные нравственные идеалы человека. Так, в определённые периоды развития общества самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие - патриотизма. Сегодня же важны деловые качества, а также предприимчивость.
«Существенная роль в воспитании, духовно-нравственном формировании ребёнка принадлежит школе. Ведь в школе ребёнок не только получает знания, но также приобретает навыки социального поведения» [6, с.199]. Впервые столкновение с людьми, являющимися представителями других национальностей, происходит именно в ней. Ребёнок видит детей, культура которых отличается от привычной ему. У них другая вера, взгляды на жизнь, иногда и внешность отличается. И именно здесь необходимо отметить основополагающую роль учителя, который обязан строить отношения с учащимися не только на занятиях, но
и вне класса. Взрослый должен чувствовать и точно знать, когда и чему учить ребёнка.
В образовательном учреждении необходимо всячески способствовать организации самовоспитания учащихся, активации сознательного поведения молодёжи.
Немаловажное значение имеет воспитание толерантности, связанное с признанием неотъемлемого права каждого жить на земле, сохраняя свою индивидуальность, независимо от положения, внешнего вида, интересов и т.д. Процесс формирования толерантности является долгим. С самого начала процесса детям обеспечивается эмоциональный комфорт, вырабатывается способность к самоконтролю и сотрудничеству, а также к критическому мышлению. «Воспитание в духе толерантности помогает сформировать у молодого человека способность мыслить самостоятельно, критически осмысливать и вырабатывать суждения, в основе которых лежат моральные ценности» [7, с. 186].
Работа по профилактике экстремизма и терроризма в образовательном учреждении заключается в первую очередь в обеспечении равных прав, несмотря на имеющуюся разницу во внешности, жизненных устоях и т.д. Каждый ребёнок - значимая и ценная личность. И нельзя об этом забывать на любом из этапов воспитания.
Педагоги - учителя, родители, должны уметь грамотно связать явления традиционной народной культуры с естественными жизненными ситуациями, чтобы дети могли освоить их в собственной деятельности, переживая эмоционально. Это поможет детям почувствовать их «вживление» в культуру своего народа, будет способствовать стимулированию выработки различных умений и навыков, а также познавательных способностей.
При выборе методов и средств воспитания антиэкстремистского поведения нужно основываться на принципах законности, гласности, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Необходимо воспитывать у школьников отторжение (неприязненное отношение) к жестокости, несправедливости и т.п. При этом ребёнка нужно побуждать к саморазвитию и самовоспитанию естественным образом. Методы воспитания в педагогике должны быть направлены на то, чтобы дети смогли выработать свою систему взглядов на жизнь. Образование и воспитание всегда «имели своей целью подготовить подрастающее поколение к жизни» [9, с.180].
Формирование качеств, необходимых для решения актуальных задач, имеет немаловажное значение. «Развитие личности обеспечивается множеством факторов, в том числе его собственной активностью, но этой активности следует придать нужное направление» [8, с.117]
В педагогике имеется достаточно богатый фонд, раскрывающий закономерности воспитания, а также его методы: методы стимулирования мотивации, оценки и самооценки и т.д. «Ученик становится субъектом полноценного воспитания в том случае, когда он знает цель своего воспитания. У него должен быть стимул, идеал, на который он будет ориентироваться в процессе воспитания» [3, с.216].
Народная педагогика предлагает ряд достаточно эффективных средств воспитания. Одним из них является природа, способствующая развитию не только эстетических, но и созидательных чувств. Ребёнок должен чувствовать, что всё живое, в том числе и природа, нуждается в заботе и опеке человека.
Дадова З. И.
ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
Устное народное творчество также представляет собой большую педагогическую ценность, аккумулирующую в себе воспитательную, познавательную и эстетическую функции. Оно учит любви к Родине, стремлению к миру. Стоит только внимательно вникнуть в содержание пословиц, поговорок, народных песен, как предстаёт образ разностороннего, умного, доброго, трудолюбивого человека.
Бесспорно благотворное влияние некоторых произведений художественной литературы. Некоторые из них способны воспитать гуманность, помогают выработать идеал, который в дальнейшем служит своего рода целью, к которой идёт человек. При выборе произведений предпочтение надо отдавать в пользу работ, несущих отпечаток народной культуры. Ведь народная этика всегда ориентирует на выработку и воспитание положительных качеств: трудолюбия, совестливости и честности, оберегая от разврата, жестокости и насилия.
В заключение хотелось бы отметить, что предложенные методы воспитания в педагогике должны применяться в сложном единстве. Это должна быть грамотно и гармонично организованная система, позволяющая использовать самые различные способы воспитания и воздействия на умы и поведение подростка. Даже при использовании отдельно взятого способа, его необходимо подкреплять другими, чтобы ускорить движение к цели. Необходимо умственное воспитание, которое ориентировано на формирование и развитие интеллектуальных и познавательных способностей человека, сочетать с эстетическим, нравственным, трудовым (направленным на добросовестное, ответственное отношение к труду), а также физическим воспитанием, отвечающим за развитие характера, воли.
«Для успешной социализации молодёжи необходимо сочетание микро-, мезо- и макрофакторов» [1, с.236]. И только совместные усилия родителей, школы, государства и общества в целом могут привести к желаемым результатам.
Очень важно объективно рассматривать основные причины возникновения и развития молодежного экстремизма в Российской Федерации, а также отдельные вопросы противодействия ему [12].
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,49%.
Список литературы:
1. Бозиев А.Т. Социализация молодёжи как фактор формирования антиэкстремистских взглядов (на примере КБР) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №4. С.236-239.
2. Дадова З.И. Профилактика экстремизма в молодёжной среде на примере Кабардино-Балкарской Республики // Теория и практика общественного развития. 2014. №14. С.124-126.
3. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодёжи // Теория и практика общественного развития. 2015. №9. С.215-217.
4. Дадова З.И. Экстремизм несовершеннолетних как актуальная проблема // Теория и практика общественного развития. 2014. №11. С.161-163.
5. Дадова З.И. Организация воспитательной работы с
подростками с девиантным поведением // Социально-гуманитарный вестник юга России. 2013. №11. С.49-52.
6. Дадова З.И. Роль школы в социализации подростков // Теория и практика общественного развития. 2014. №17. С.199-201.
7. Дадова З.И. Воспитание толерантности как один из способов предупреждения межнациональных конфликтов // Теория и практика общественного развития. 2015. №17. С.185-186.
8. Курашинова А.Х. Духовный вакуум как предпосылка криминализации общества // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Издательский дом «Юр-ВАК» 2017. №3. С.117-119.
9. Курашинова А.Х. Гаджетомания и проблемы развития личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. №5/1. С.180-182.
10. Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т.4. С.128-130.
11. Урусова Л.Х. Когнитивная теория морального развития Л. Колберга как условие успешной социализации современной личности // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2016. ; 4 (61). С.167-171.
12. Шхагапсоев З.Л., Хамгоков М.М. Молодежный экстремизм в современной России. Закон и право. 2016. № 8. С. 15-17.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Традиционное воспитание как мера профилактики экстремизма и терроризма», подготовленную старшим преподавателем кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России кандидатом
филологических наук Дадовой Залиной Исмеловной В статье рассмотрены способы и методы применения средств традиционного воспитания как способа профилактики вовлечения молодёжи в экстремистские и террористические организации. Автор отмечает возможность применения методов народной педагогики в семье и в образовательных учреждениях для более эффективного решения поставленной проблемы. Обращается внимание на то, что традиционное воспитание носит исторический характер, и применение богатого опята народной педагогики возможно с пользой применять в случае коррекции содержания, методов и способов воспитания на разных его этапах с учётом запросов общества.
Автор приходит к выводу, что методы воспитания в педагогике должны выступать в противоречивом и сложном единстве. Сложно переоценить воспитательную ценность народной педагогики, а эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. В статье обращается внимание на то, что приспособление народных этических и педагогических традиций к новым социальным условиям может привести к педагогическим находкам, к неожиданно продуктивным новшествам.
Считаю, что статья «Традиционное воспитание как мера профилактики экстремизма и терроризма», представленная Дадовой З.И., затрагивает актуальную проблему и может быть рекомендована к опубликованию.
Доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат педагогических наук
А.Х. Курашинова