УДК 37
ДАДОВА Залина Исмеловна Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарский университета МВД России г. Нальчик, Россия dazali@inbox.ru
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ ОВД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Zalina I. DADOVA North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia dazali@inbox.ru
PECULIARITIES OF INDIVIDUAL AND PROPHYLACTIC WORK WITH EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS STRUCTURES
Статья посвящена актуальной проблеме организации индивидуально-профилактической работы с
сотрудниками органов внутренних дел. Автор отмечает необходимость создания эффективной педагогической системы воспитания сотрудников, ориентированной на выработку нравственных, профессионально значимых качеств, направленных на образцовое выполнение служебных задач. Также в статье отмечается настоятельная потребность в учете социально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел при проведении индивидуально-профилактической работы, а также таких факторов, как изменчивость (динамизм) личной жизни, влияние происходящих в обществе изменений на процесс становления молодых сотрудников. Автор отмечает, что только образованный сотрудник с высококультурными качествами, обладающий знаниями и умениями в разных областях, может качественно выполнять задачи, поставленные перед ним государством.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, организация индивидуально-профилактической работы, кадровая служба, профилактика профессиональной деформации, воспитательное воздействие, воспитание молодых сотрудников, выработка профессионально значимых качеств, профессионализм, преданность своей профессии, профессиональный долг.
The article is devoted to an actual problem of individual-organization of preventive work with the employees of the internal affairs bodies. The main purpose of the article - is marking the main problems of individual and educational work in the bodies of internal affairs - education of a professionally trained, highly moral and psychologically stable employee. The priority work with the personnel at present is creation of an effective pedagogical system of law enforcement officers' education. The author points out that there is a need to establish an effective pedagogical staff of education system oriented on developing moral, professionally significant qualities, aimed at the exemplary performance of official tasks. It is noted that there is an urgent need to take into consideration social and psychological characteristics of police officers as well as such factors as the private life volatility (dynamism), the impact of the changes taking place in society in the process of young people formation during individual prophylactic work. The author points out that only an educated policeman with highly cultured qualities, with knowledge and skills in different areas can qualitatively do the tasks assigned by the state. It is concluded that formation of professional morality of a law enforcement officer - is not only the task of law enforcement heads, but it is also a necessary condition for the personnel to execute state operative and service tasks, to keep the law and discipline. Service responsibility and moral and aesthetic requirement to a police officer should be merged into a single unit.
Keywords: employees of the structures of internal affairs, organization of individual prophylactic work, personnel department, professional deformation prophylactics, educational influence, education of young employees, development of professionally significant qualities, professionalism and dedication to profession, professional duty
В условиях изменения социально-экономического развития страны повышение эффективности общественного производства связано с оптимизацией процесса социального и профессионального становления молодых работников в том или ином коллективе. Это в равной степени относится и к органам внутренних дел.
Окончательное профессиональное становление осуществляется в конечном счете непосредственно в трудовых коллективах (даже после длительной профессиональной подготовки, которую осуществляют молодые сотрудники).
Вот почему приоритетным направлением работы с кадрами на современном этапе является создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов. «Необходимы адаптация и проектирование наиболее эффективных средств воспитательного воздействия в новых социокультурных условиях» [1, с. 91].
Среди всех видов воспитательной работы именно индивидуально-воспитательная является особенно эффективной и самой сложной.
Главная цель данной статьи - обозначение основных проблем индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел - воспитания профессионально подготовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой личности сотрудника.
При организации профилактической индивидуально-воспитательной работы необходимо учитывать ряд факторов: изменчивость (динамизм) личной жизни, влияние происходящих в обществе изменений на процесс становления молодых сотрудников. Ведь в органы внутренних дел приходят молодые люди (юноши и девушки), воспитание и становление которых происходило в новых социальных условиях. «Молодежь в отличие от любой другой социальной группы нашего общества требует к себе строго индивидуального, тактичного и осторожного подхода» [2, с. 49].
Индивидуально-профилактическая работа должна проводиться с учетом социально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел.
Только основательная теоретическая подготовка, высокая общая и педагогическая культура руководителей органов внутренних дел позволят успешно решать задачи воспитания личного состава.
Другим очень важным моментом, который необходимо учитывать при организации индивидуально-профилактической работы, является тот факт, что далеко не все молодые люди, поступившие на службу в органы внутренних дел, прошли службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Этот факт, несомненно, должен внести свои коррективы и в способ организации индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел.
Профессиональное воспитание сотрудников органов внутренних дел должно отвечать целям формирования внутренней готовности к защите прав, свобод граждан, интересов общества и государства.
Основными задачами индивидуально-профилактической работы являются:
- привитие верности Конституции РФ, законам РФ;
- формирование уважения к своей профессии;
- воспитание устойчивых нравственных чувств и качеств;
- создание здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;
- привитие таких чувств, как коллективизм, товарищество;
- предупреждение профессиональной деформации сотрудников.
«Остро стоит вопрос, связанный с необходимостью формирования в образовательной коммуникативно-воспитательной среде глубоко осознанных нравственно-этических норм и правил поведения» [3, с. 185].
Основная цель индивидуально-профилактической работы должна заключаться в формировании у сотрудников органов внутренних дел таких качеств, которые необходимы для того, чтобы сотрудник добросовестно выполнял служебного долг. Для успешного выполнения своего служебного долга и добросовестного служения у сотрудника органов внутренних дел должны быть сформированы нравственные установки, которые ориентированы на верность законам Российской Федерации, на повышение профессионализма.
Индивидуально-профилактическая работа как направление воспитательной работы играет немаловажную роль в предотвращении и недопущении нравственной деформации личности сотрудника, а также предупреждении психологических отклонений.
Совершенствование нравственного воспитания сотрудников во многом зависит от решения проблемы предотвращения профессиональной деформации личного состава, ибо это прежде всего деформация нравственная.
Участники воспитательного процесса обязаны вырабатывать у сотрудников полиции стойкий иммунитет к профессиональной деформации, снимать психоэмоциональное напряжение. Как и в любой другой деятельности, в сфере нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел существует достаточно средств и возможностей для подавления отрицательных черт, для развития и закрепления положительных.
Чем эффективнее будет проводиться нравственная подготовка сотрудника, тем действенней будет индивидуально-профилактическая работа, направленная на недопущение отклонений, связанных с профессиональной нравственной деформацией. Немаловажна в этой индивидуально-профилактической работе роль сотрудников психологической службы, которые обязаны проводить психологическую диагностику состояния сотрудников, а также заниматься их психологической реабилитацией после выполнения задач в экстремальных условиях. Существуют конкретные рекомендации по участию психологов в профессионально-нравственном воспитании личного состава, а также по психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности.
Сотрудник, обладающий высокими морально-нравственными качествами, не способен на подлость, измену, предательство. Он просто не способен к равнодушию к человеческой судьбе. Например, такое явление, как шефство над детскими учреждениями (детскими домами, школа-
ми-интернатами), способствует выработке внимательного отношения к гражданам, сведению к минимуму грубых нарушений законности и дисциплины личного состава.
Формирование профессионально-нравственного облика сотрудника правоохранительных органов - не только задача руководителей органов внутренних дел, но и обязательное условие выполнения личным составом возложенных на него государством оперативно-служебных задач, неукоснительного соблюдения законности и дисциплины.
Служебная ответственность и нравственно-эстетическое требование сотрудника полиции должны сливаться в единое целое. Сотрудник полиции всегда имеет дело со злом, вступая в схватку с ним. И что же руководит его поведением в первую очередь при выборе средств борьбы и решении оперативно-служебных задач - долг по правовому обязательству или по этическому чувству? Это действительно серьезный вопрос, над которым следует крепко задуматься.
«Сложные социальные и экономические процессы, происходившие в стране в последние годы, оказали разрушительное воздействие на сферу духовно-нравственных отношений» [4, с. 215]. В связи с этим необходимо учитывать факт существования разрыва, связанного с повышенными требованиями к современному сотруднику правоохранительных органов и отсутствием былой идеологии, так хорошо выработанной в советское время, когда такие качества, как честь, достоинство, патриотизм, считались высшим нравственным смыслом служения Родине и мотивация защиты Отчизны исходила исключительно из внутренних качеств человека.
Несомненно, преодоление проблем, связанных с проведением индивидуально-профилактической работы с сотрудниками органов внутренних дел, представляет собой сложный многомерный процесс, требующий «консолидации усилий всего общества по пропаганде общечеловеческих ценностей» [5, с. 227]. И тем не менее усилия, предпринимаемые руководителями органов и ведомств, а также работниками кадровой службы, должны принести свои плоды по улучшению ситуации с выбором средств и методов при проведении индивидуально-профилактической работы, по совершенствованию нравственных и профессиональных качеств сотрудников, поступивших на службу в органы внутренних дел.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Дадова З.И. Этнопедагогический аспект воспитания молодого поколения // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 5. - С. 90-92.
2. Дадова З.И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2013. - № 11. - С. 49-52.
3. Дадова З.И. Воспитание толерантности как один из способов предупреждения межнациональных конфликтов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 17. - С. 185-186.
4. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 215-217.
5. Бозиев А.Т. О необходимости учета национально-культурных традиций народов Северного Кавказа в деятельности полиции // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 226-228.
REFERENCES
1. Dadova Z.I. Etnopedagogicheskiy aspekt vospitaniya molodogo pokoleniya. [Ethnopepagogical aspect of the youth edication]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogycs. 2016. No 5. Pp. 90-92. (in Russ.)
2. Dadova Z.I. Organizatsiya vospitatel'noy raboty s podrostkami s deviantnym povedeniem [Organization of education work with teenagers with deviant behaviour]. Sotsial'no-gumanitarnyy vestnik Yuga Rossii = Social and Humanitarian Messenger of the South of Russia. 2013. No 11. Pp. 49-52. (in Russ.)
3. Dadova Z.I. Vospitanie tolerantnosti kak odin iz sposobov preduprezhdeniya mezhnatsional'nykh konfliktov. [Tolerance education as one of the means of international conflicts prevention]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. 2015. No 17. Pp. 185-186. (in Russ.)
4. Dadova Z.I. O zadachakh po uluchsheniyu dukhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi [On tasks of moral youth education improvement].Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. 2015. No 9. Pp. 215-217. (in Russ.)
5. Boziev A.T. O neobkhodimosti ucheta natsional'no-kul'turnykh traditsiy narodov Severnogo Kavkaza v deyatel'nosti politsii [On necessity of taking into consideration of North-Caucauses peoples traditions in the police activity]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. 2015. No 9. Pp. 226-228. (in Russ.)
Информация об авторе
Дадова Залина Исмеловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, ка-
Information about the author
Zalina I. Dadova, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer, State and Civil Law Dis- 150 -
федра государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарский университета МВД России, г. Нальчик, Россия dazali@inbox.ru
Получена: 16.08.2016
Для цитирования статьи: Дадова З.И., Особенности индивидуально-профилактической работы с сотрудниками ОВД в современных условиях. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 2. с.00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
ciplines Department, North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs,
Nalchik, Russia dazali@inbox.ru
Received: 16.08.2016
For article citation: Dadova Z.I., Osobennosti individual'no-profilakticheskoj raboty s sotrudni-kami OVD v sovremennyh uslovijah. [Peculiarities of individual and prophylactic work with employees of internal affairs structures]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 2. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)