ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.017:17.02 Дадова Залина Исмеловна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Аннотация:
Статья посвящена проблеме воспитания толерантности в среде несовершеннолетних. Представлены методологические основы воспитания молодежи в условиях современности. Автором выявлены и проанализированы способы формирования глубоко осознанных нравственно-этических норм и правил поведения в образовательной коммуникативно-воспитательной среде. Особое внимание уделено учету этнокультурных особенностей обучающихся, а также вопросу межкультурного взаимодействия. Определены оптимальные способы социализации личности подростка.
Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, толерантность, воспитание толерантности, глобальная проблема, межнациональные конфликты, этнокультурная среда, межкультурная коммуникация, нравственные ценности, социализация молодежи.
Dadova Zalina Ismelovna
PhD in Philology, Senior Lecturer, General Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TOLERANCE DEVELOPMENT AS ONE OF THE WAYS OF INTERETHNIC CONFLICTS PREVENTION
Summary:
The article is devoted to the problem of teenagers' tolerance development. It studies methodological bases of youth's upbringing at present. The author analyzes the ways of formation of deeply realized moral norms and behaviour rules in the communicative and educational sphere. Special attention is paid to students' ethnic and cultural peculiarities, as well as the question of intercultural cooperation. The optimal ways of teenagers' socialization are stated in the article.
Keywords:
moral upbringing, tolerance, tolerance development, global problem, interethnic conflicts, ethnic and cultural environment, intercultural communication, moral values, youth's socialization.
В современном обществе наблюдается активный рост таких негативных социальных явлений, как экстремизм, агрессивность, расширяются зоны конфликтов. Особенно эти процессы затрагивают молодое поколение, представители которого отличаются максимализмом, стремлением к простому и быстрому решению сложных социальных проблем.
Асоциальное поведение в молодежной среде катастрофически растет. Следовательно, увеличивается и потребность в выработке способов воспитания толерантного поведения у подростков. «В новой России... значительно ослаблены воспитательные функции главнейших социальных институтов общества: семьи, учреждений образования, культуры, средств массовой информации» [1, с. 124].
Повышение интереса к понятию толерантность также вызвано многочисленными межличностными и межнациональными конфликтами, имеющими место в современном мире.
Толерантность - это умение жить в мире разных людей и взглядов, умение занимать активную жизненную позицию, основанную на признании иного. Быть толерантным значит уважать, принимать и понимать богатое многообразие культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Благодаря знаниям, открытости, общению и свободе мысли, совести и убеждений формируется толерантность. Благодаря толерантности возможно достижение мира и замена культуры войны культурой мира.
Остро стоит вопрос, связанный с необходимостью формирования в образовательной коммуникативно-воспитательной среде глубоко осознанных нравственно-этических норм и правил поведения. «Духовно-нравственное обогащение образовательного процесса и воспитания в школе и социальной среде принесет свои плоды» [2, с. 216].
В контексте остро стоящих проблем, связанных с участившимися в современном обществе межнациональными конфликтами, необходимость воспитания культуры толерантности с первых дней обучения приобретает особую актуальность. В школе должны быть созданы благоприятные условия для развития каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей.
Оказавшись в школе, ребенок с первых дней начинает общаться и взаимодействовать с несколькими десятками детей из разных микросоциумов. Естественно, при общении между
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 17)
детьми возникают противоречия, которые необходимо устранить или свести к минимуму путем выработки уважительного отношения, воспитания толерантности, что очень важно для развития сотрудничества в подростковой среде.
Нельзя забывать о ставших сегодня актуальными этнокультурных особенностях обучающихся, равно как и о вопросе межкультурного взаимодействия. Появление в классе детей других национальностей может стать поводом для нарушения сложившегося уклада поведения и общения. Представителям других национальностей непросто адаптироваться в новой школе. Следует предупредить возможную негативную реакцию других детей.
Для педагога важна способность своевременно обнаружить межэтническую напряженность в среде подростков, владеть способами ее снижения и разрешения, что может сыграть решающую роль в преодолении возможных межнациональных и межэтнических конфликтов в будущем. Только слаженная работа и усилия педагогического коллектива могут помочь обучающимся адаптироваться в новой школе.
Воспитание в духе толерантности помогает сформировать у молодого человека способность мыслить самостоятельно, критически осмысливать и вырабатывать суждения, в основе которых лежат моральные ценности. Человек, которого можно назвать толерантным, может относиться к себе с критикой и способен разобраться в своих проблемах. Он уверен в себе и сам отвечает за свои поступки, не перекладывая ответственность на других людей, способен правильно оценить и себя, и интолерантного человека. Он достаточно самокритичен.
Человек, о котором идет речь, понимает других людей и их проблемы, готов помочь в любую минуту, доброжелательно настроен к людям, а также уважительно относится к иным взглядам, культурам, традициям. Культурная индивидуальность разных человеческих групп несомненна. Каждая такая группа имеет право по желанию сохранять эти отличительные черты. Этот принцип и лежит в основе положительных отношений различных групп внутри общества. «Стабилизация межконфессиональных отношений может быть достигнута увеличением роли воспитания в духе уважительного отношения к представителям других религиозных конфессий, сохранения традиций и ценностей народов России» [3, с. 22].
Воспитание культуры толерантности - прерогатива не только педагогов, но и родителей. Ни в коем случае нельзя возлагать полную ответственность за весь воспитательный процесс подростка лишь на школу, хотя она играет далеко не последнюю роль в решении поднятой проблемы. Только в семье на примере взаимоотношений между ее членами у каждого ребенка формируется отношение к обществу в целом и каждому человеку отдельно [4, с. 66].
Школа не должна забывать о важности тесного сотрудничества с родителями, а родители -о сотрудничестве со школой. Она является лишь одним из звеньев воспитательного процесса. Кроме того, «школа является одним из немногих общественных институтов, имеющих свободный доступ к семье ребенка» [5, с. 200]. Формула «родители + дети + учитель» - самая оптимальная для воспитания культуры толерантности.
Создание благоприятной среды не представляется возможным без вдумчивого подхода, а также разностороннего рассмотрения этой проблемы. Усилия одного педагога не увенчаются успехом, и только совместные действия всего сообщества педагогов общеобразовательного учреждения могут принести ожидаемые результаты: «Необходимы консолидированные усилия всего общества по пропаганде общечеловеческих ценностей» [6, с. 227].
Толерантность - своего рода универсальная норма сосуществования. Это решающий фактор, способный снизить уровень проявления нарушений прав человека, а также всякой дискриминации, возникающей в процессе социального взаимодействия. «Общество должно целенаправленно приобщать молодежь к материальным и духовно-нравственным ценностям, политической культуре и сложившимся нормам политического поведения» [7, с. 162].
Таким образом, актуальной задачей образовательной сферы на сегодняшний день является совершенствование процесса воспитания, необходимость выработки способов воспитания культуры межнациональных отношений, межэтнического поведения, стержнем которых является толерантность.
Ссылки:
1. Дадова З.И. Профилактика экстремизма в молодежной среде на примере Кабардино-Балкарской Республики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 124-126.
2. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи // Там же. 2015. № 9. С. 215-217.
3. Маздогова З.З. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 4 (65). С. 20-22.
4. Маздогова З.З. Воспитание толерантности в молодежной среде как фактор профилактики экстремизма // Философия права. 2014. № 3 (64). С. 64-67.
5. Дадова З.И. Роль школы в социализации подростков // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 199-201.
6. Бозиев А.Т. О необходимости учета национально-культурных традиций народов Северного Кавказа в деятельности полиции // Там же. 2015. № 9. С. 226-228.
7. Дадова З.И. Экстремизм несовершеннолетних как актуальная проблема // Там же. 2014. № 11. С. 161-163.