Научная статья на тему 'Традиционное мировоззрение коренных народов Тюменского Севера'

Традиционное мировоззрение коренных народов Тюменского Севера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / TYUMEN REGION / АБОРИГЕНЫ / ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / TRADITIONAL WORLDVIEW / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / INDIGENOUS PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алгадьева Тамара Михайловна, Харамзин Терентий Герасимович

В статье показывается, что отличительной чертой традиционной культуры коренных народов Севера является неукоснительное следование традиционным образцам поведения обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional worldviews of indigenous people of North Tyumen region

Article proves that the distinct mark of indigenous people of the North is rigorous pursuit to traditional behavioral schemes customs, rituals, ways and skills of activities.

Текст научной работы на тему «Традиционное мировоззрение коренных народов Тюменского Севера»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

вопросы регионоведения

традиционное мировоззрение коренных народов

тюменского севера

Т. м. Алгадьева, Т. Г. Харамзин

Аннотация: В статье показывается, что отличительной чертой традиционной культуры коренных народов Севера является неукоснительное следование традиционным образцам поведения — обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности.

Ключевые слова. Тюменская область, аборигены, традиционное мировоззрение, традиционная культура.

В современном мире практически нет однонациональных государств, везде существуют анклавы малочисленных народов, вносящих свой неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие (Харамзин, Алгадьева, 2010; Хайруллина, 2001). Коренные народы Севера — составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. Социально-экономические и политические преобразования последних лет привели к усложнению перспектив развития коренных малочисленных народов Севера. В своих исследованиях Н. Г. Хайруллина, Т.Г.Харамзин, Т. М. Алгадьева, Х. М. Езынги, А. В. Артюхов, Г. Р. Пириг, Ч. К. Ламажаа и др. указывают на ухудшение социально-экономического положение северных этносов, на обострение проблем жизнеобеспечения, сохранения и развития их культуры (Ламажаа, 20iiab; Хайруллина, 2000; Харамзин, Алгадьева, 2010; Езынги, 2004; Артюхов, Пириг, 2004).

Несмотря на негативное влияние технологического и ресурсного освоения региона, внедряемых рыночных отношений, культура северных этносов остается синкретической, что проявляется в ее целостности,

Алгадьева Тамара Михайловна - кандидат социологических наук, доцент, младший научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.

Харамзин Терентий Герасимович - доктор социологических наук, профессор, старший научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.

67

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

нерасчлененности всех форм бытия; в признании абсолютной равно-значимости трех главных средовых составляющих «природа-обществочеловек» (Алгадьева, 2006).

Представим результаты эмпирического исследования. Изучение современного состояния и содержания традиционного мировоззрения коренных народов Севера проводилась на основе анкетного опроса коренных жителей Белоярского, Березовского, Кондинского и Октябрьского районов Ханты-Мансийского автономного округа. В опросе приняло участие 415 чел., среди них 246 ханты, 161 манси, 8 — другие народы Севера (ненцы, коми, зыряне) (Хайруллина, Алгадьева, 2007). Индикатором оценки состояния традиционного мировоззрения аборигенов могут служить ответы на вопрос анкеты: «Какие местные духи Вам известны?»: Золотая женщина — 33,3% ответивших; «Обской старик» — 19,9%; Духи вогулов — 16,3%; Духи северных остяков — 8,8%; Духи Конды — 7,4%. Следует отметить, что 6,5% информантов дополнили представленный список другими духами. Например, были названы калташ-эква, менк-махум, нярскай-эква, изохрин ойка, тек-отыр, мощхум, мисхун ойка и др.

Отметим, что термин «дух» ханты и манси применяли только по отношению к невидимым, бессмертным, непостоянным в своей форме существам, способным мгновенно менять свое местонахождение в пространстве и, как правило, бесплотным. В традиционном мировоззре-

нии северных этносов сверхъестественные существа представляются в образе человека. В настоящее время респондентам известны: лесной дух (27,6%); духи неба (20,4%); водяной дух (17,8%), духи нижнего мира (14,3%). Духи болезни, демоны и другие духи (например, калташ-эква, нерс най эква, миснэ и др.) были названы менее чем тремя процентами опрошенных. Не знают вообще о всеобщих духах в об-

68

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

разе человека 3,6% респондентов. Примерно равное число информантов приносят или не приносят дары духам (соответственно 49,4% и 50,6%) (Харамзин, Алгадьева, 2010).

Другой вопрос анкеты: «Посещаете ли Вы священные места?» позволил выявить, что четверть опрошенных (27,0%) в настоящее время их посещают. Одновременно 67,6% информантов не посещают, остальным «это не интересно». У аборигенов священные места находятся на видных лесных, обычно покрытых смешанным лесом, горах и возвышенностях, на высоких дюнах и берегах рек, на мысах и густо заросших островах рек, на сухих островках в болотах и т.д. Священной может быть как твердая земля, так и реки, озера, пруды, берега водоемов в определенных местах. Священных мест, как и духов, много. Респонденты назвали более ста названий священных мест; в зависимости от места жительства названия их меняются. Наиболее распространены: Шайтанка, Торум моа, Кучук, Лу-ски аким, Ванзеватский сор, Вежакары, Мазямы, Кислоры, Вотма-юган, Чебур-юган, Казымский сор, Йем вож ики, Ас тый ики, Касум ики и др. (Алгадьева, 2006).

В традиционном мировоззрении ханты и манси отводится важная роль родовым и местным духам — помощникам и защитникам. Они могут жить на каждой реке, где человек прочно поселился на берегу или ходит за добычей, по берегам больших озер, на высоких горах и холмах, на примечательных островах среди болот, на важных жилых местах или вблизи них (Карьялайнен, 1995). В настоящее время треть опрошенных (34,5%) знают о существовании родовых и местных духов, не знают об их существовании 61,9%, остальным «это неинтересно» (таких по нашему исследованию 3,6%). Исходя из ответов респондентов, наиболее распространенными являются следующие родовые и местные духи: старик святого городка (22,9%), Сосьвинский старик (20,0%), духи Конды (20,0%), Обской старик (14,3%), домовой (11,4%) (Харамзин, Алгадьева, 2010).

Другой блок вопросов анкеты позволил выявить, в какой степени респонденты знакомы с теми или иными обрядами и, если знакомы, то соблюдают ли они их. Анализ показал, что респонденты знакомы с медвежьим праздником, а также с обрядами, связанными с погребением умершего и обрядами после погребения. Наименее известными оказались обряды, связанные со свадьбой и с рождением ребенка. Среди наших опрошенных выделяется устойчивая группа респондентов (от 5,4 до 7,4%), которые не проявляют интерес к обрядам своего народа.

69

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

Следует напомнить, что респондентам был предложен перечень из пяти обрядов, связанных с некоторыми событиями. Кроме того, в анкете была предусмотрена возможность указать другие обряды, не отмеченные в списке. Итак, в настоящее время нашим информантам известны обряды, связанные со сватовством, с новосельем, охотой и рыбалкой, жертвоприношением животных, вороньим днем. Причем они их не только знают, но и соблюдают. Ответы респондентов на данный вопрос меняются в зависимости от их места жительства (Харамзин, Алгадьева, 2010).

Как видим, респонденты, проживающие в Березовском районе, соблюдают чаще обряды своего народа, связанные с погребением умершего и медвежьим праздником. В наименьшей степени выполняются обряды, связанные со свадьбой и с рождением ребенка. Респонденты, проживающие в Кондинском районе, практически не соблюдают обряды своего народа. Лишь незначительная часть из них (от 5,6 до 13,2%) соблюдает некоторые обряды.

У коренных народов Севера до сегодняшнего дня сохранился присваивающий и полупроизводящий тип хозяйства и традиционная культура как основа жизнедеятельности. В связи с этим в дальнейшем следует провести комплексное исследование традиционного природопользования коренных малочисленных народов округа, максимально отражающего специфику жизнедеятельности коренного населения в условиях продолжающегося интенсивного освоения региона как фактор сохранения окружающей среды и здоровья коренных малочисленных народов (Даргын-оол, 2003).

Список литературы:

Алгадьева, Т. М. (2006) Традиционное мировоззрение в системе духовной культуры коренных народов Севера : дисс. ... к. социол.н. Тюмень.

Артюхов, А. В., Пириг, Г. Р. (2004) О демографической ситуации и сохранении традиционного образа жизни коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа // Вестник Тюменского нефтегазового университета Региональные социальные процессы. № 3. С. 49-56.

Езынги, Х. М. (2004) Традиционная культура ямальских ненцев // Вестник Тюменского нефтегазового университета Региональные социальные процессы. № 3. С.42-46.

Даргын-оол, Ч. К. (2003) Культура как основа социального развития регионов России (на примере Тувы) // Гуманитарные науки в Сибири. № 3. С. 40-43.

Карьялайнен, К. Ф. (1995) Религия югорских народов. Т. 2 / пер. с нем. Н. В. Лукиной. Томск : Изд-во Том. Ун-та. 284 с.

Ламажаа, Ч. К. (2011a) Воспроизводство архаики. Почему? // Человек. № 2. С.97-

70

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 1 2015

103.

Ламажаа, Ч. К. (2011b) Архаизация общества в период социальных трансформаций // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 35-42.

Харамзин, Т. Г., Алгадьева, Т. М. (2010) Традиционное мировоззрение обских угров. Ханты-Мансийск: НИИ ЮГУ. 183 с.

Хайруллина, Н. Г. (2001) Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе : дисс. ... д-ра социол.н. Тюмень. 314 с.

Хайруллина, Н. Г. (2000) Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. № 3. С. 117-121.

Хайруллина, Н. Г., Алгадьева, Т. М. (2007) Традиционное мировоззрение в этно-культуре ханты и манси // Социологические исследования. № 7. С. 31-34.

Дата поступления: 10.02.2015 г.

traditional woRLDviEws of indigenous people of north

Tyumen region

T. G. Haramzin, T. M. Algadeva

Abstract: Article proves that the distinct mark of indigenous people of the North is rigorous pursuit to traditional behavioral schemes - customs, rituals, ways and skills of activities.

Keywords: Tyumen region, indigenous people, traditional worldview, traditional culture.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.