миграционным и т.д. В результате данного проекта происходит упрощение адаптации иностранных обучающихся к жизни в России, а частности в городе Тюмени. Волонтерами обычно являются студенты старших курсов. В настоящее время Интерклубом подписаны два дипломатических документа о сотрудничестве в области взаимодействия по межкультурной деятельности с Уральским Федеральным университетом Студенческая организация объединённых наций УрФУ (г. Екатеринбург) и Самарским государственным университетом путей сообщения Клуб межнационального общения «Меридиан» (г. Самара).
Участники интернационального клуба являются победителями: в конкурсах разных уровней, в проектных работах, спортивных соревнований, конференциях и т.д. Между обучающимися во время учебной и внеучебной работы развиваются дружественные отношения между студентами разных национальностей.
Студенчество как специфическая страта молодежи активно участвует в различных объединениях, движениях. Сегодня, как никогда необходима поддержка различных студенческих объединений, со стороны высшего учебного заведения. Всё это показывает, что грамотно разработанная система работы со студентами различных национальностей формирует в них межэтническую толерантность, что в частности содержательно демонстрирует созданный в стенах Тюменского индустриального университета Интерклуб.
Источники и литература
1. Колесников А.К. Проблема признания диплома международного бакалавриата российскими вузами // Культура образования = Thecultureofeducation: сб. матер. VIII ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. Ассоциации школ Международного бакалавриата стран СНГ (г. Пермь, 24-26 апреля 2014 г.) / ред. кол.: К.Э. Безукладников и др.; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. С.8-12.
2. Павлова Е. В., Проскурина А. В. Формирование этнической толерантности как важная составляющая учебно-воспитательной работы со студенчеством // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. XXII международной науч.-метод. конф. (СПб, 20 апреля 2016 г.); СПбГЭТУ «ЛЭТИ».-СПб, 2016.- Т.2. С.279-281.
3. Пыхтеева В.А. Формирование толерантность у студентов вуза// Символ науки. -2018.-№5.-С.156-160.
4. Феоктистова Е. А., Чеснокова Т. Д., Зимина М. А. Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1101-1105. - URL https://moluch.ru/archive/104/24546/ (дата обращения: 07.06.2019).
УДК 316.571.122
doi: 10.24411/9999-02^-2019-10045
Нурсафа Хайруллина Тюменский индустриальный университет,
Россия
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ ЮГРЫ
В статье представлены некоторые результаты разработанной и апробированной автором системы социологического мониторинга традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.. Основу социологического мониторинга составили данные, полученные в ходе анкетного и экспертного опросов. Приведенные исследования выявили обеспокоенность ханты и манси возможностью утратить свои национальные корни, зафиксировали рост удельного веса пожилых людей коренной национальности в традиционных отраслях хозяйства; нежелание молодых людей вести традиционный образ жизни и другие негативные процессы.
Ключевые слова: традиционные духовно-религиозные ценности, традиционные формы природопользования, традиционные формы занятости, семейные ценности, традиционный образ жизни.
Nursafa Khairullina Tyumen industrial University, Russia
SOCIOLOGICAL MONITORING OF THE TRADITIONAL CULTURE OF THE INDIGENOUS
PEOPLES OF UGRA
The article presents some results of the system of sociological monitoring of the traditional culture of indigenous peoples of the North of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra developed and tested by the author. The basis of sociological monitoring was the data obtained during the questionnaire and expert surveys. These studies have revealed the concern of Khanty and Mansi about the possibility of losing their national roots, recorded an increase in the proportion of older indigenous people in traditional sectors of the economy; the reluctance of young people to lead traditional lifestyles and other negative processes. Keywords: traditional spiritual and religious values, traditional forms of nature management, traditional forms of employment, family values, traditional way of life.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее Югра), занимая значительную площадь Западно-Сибирского территориального комплекса, обладает нефтяными, лесопромышленными и другими ресурсами страны. Интенсивное промышленное развитие добывающей промышленности за последние шесть десятилетий способствовало росту населения Тюменской области в целом и округа в частности, привело к масштабным миграционным процессам, появлению новых городов, строительству индустриальных объектов в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. Одновременно с этим обострились этнические, экологические, социальные, экономические и культурных проблемы в жизнедеятельности ханты, манси, ненцев и других северных народов.
В северных округах Тюменской области проживают 90% ханты; 95% манси; 65% ненцев и 45% селькупов. На территории Югры проживают более 27 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера (примерно 2% от общего количества жителей). Из них в сельской местности проживают около 17 тысяч человек, в том числе 3600 - на территориях родовых угодий [2].
В среде коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни в границах традиционного природопользования и проживающих в сельской местности (особенно в труднодоступных и удаленных местностях) выделяются группы, обладающие в настоящее время устойчивым традиционно-культурным потенциалом. Для обеспечения устойчивого развития указанной группы в условиях современной глобализации необходимо отслеживать этнокультурные процессы, происходящие в среде их жизнедеятельности. Этим и была обусловлена актуальность разработки учеными Тюменского государственного нефтегазового университета (сегодня -Тюменский индустриальный университет) в 2008 г. системы социологического мониторинга [3].
Целью исследования на первоначальном этапе являлось получение информации об этнокультурных процессах, протекающих в среде коренных малочисленных народов (далее КМНС) Севера, ведущих традиционный образ жизни и разработка предложений по ее улучшению на территории Югры для достижения таких показателей, как сохранение и развитие традиционных духовно-религиозных ценностей; сохранение и развитие языка и культуры; сохранение и развитие традиционных форм природопользования и форм занятости; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни КМНС; улучшение репродуктивного здоровья; укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства и др.
Основу социологического мониторинга составили данные, полученные в ходе социологического исследования, включавшего анкетный опрос и опрос экспертов. Социологическое исследование предусматривало использование количественных и качественных методов. Количественный метод был реализован в ходе проведения анкетного опроса, а качественный -экспертного опроса.
Экспертами выступили представители административных и образовательных структур, занимающиеся исследованием вопросов связанных с изучаемой проблемой; общественных организаций, национальной интеллигенции и др. В ходе исследования было опрошено 49 экспертов.
В проведенном социологическом исследовании использовался целевой тип выборки с квотами по территориальному, национальному и половозрастному признаку. Объем выборки составил 300 респондентов (табл. 1).
Таблица 1
Объем выборочной совокупности исследования, по районам проживания народностей Севера по
Ханты-Мансийскому автономному округу
мужчины Женщины
Показатели всего 16- 16- 26- 36- 46- 16- 16- 26- 36- 46-
59 25 35 45 59 54 25 35 45 54
лет лет лет лет лет лет лет лет лет лет
Численность
выборочной совокупности КМНС, 300 147 37 37 36 37 153 38 39 38 38
всего
Березовский район 69 33 8 8 7 8 36 9 9 9 9
Нижневартовский район 36 18 5 5 4 4 18 4 5 5 5
Кондинский район 49 24 6 6 6 6 25 6 6 6 6
Ханты-Мансийский район 29 15 4 4 3 4 14 4 4 3 3
Октябрьский район 33 15 4 4 3 4 18 4 5 4 5
Белоярский район 39 21 5 6 5 5 18 5 4 5 4
Сургутский район 45 21 5 6 5 5 24 6 6 6 6
Результаты исследований, проведенных учеными ТюмГНГУ и НИИ возрождения обско-угорских народов (г. Ханты-Мансийск), в 1993-2015 гг. позволили выявить процессы, протекающие в среде исследуемых народов:
- рост удельного веса пожилых людей коренной национальности, в традиционных отраслях хозяйства;
- отказ молодежи вести традиционный образ жизни;
- увеличение числа смешанных браков;
- миграция наиболее активной и молодой части этноса в города и районы округа, области и страны, что оказывает негативное влияние на этнокультурные процессы в целом [5, 6].
На вопрос о том, как должно жить коренное население округа, в 2008 г. три четверти респондентов ответили «Жить, соблюдая обычаи предков, но при этом пользоваться благами цивилизации» - 77,6%. Каждый шестой ответил «Жить как население других национальностей, проживающих в округе. При этом менее 5% полагали, что ханты и манси должны жить как предки, без вмешательства и изменений. Динамика ответов представлена в табл. 2. Приведенные данные свидетельствуют о снижении числа коренных жителей Югры, которые поддерживают традиционный образ жизни своих предков, поскольку он связан с отказом от многих благ цивилизации и увеличении числа тех, кто поддерживает образ жизни представителей других национальностей, прибывших на территорию округа в период освоения региона.
Таблица 2
Динамика мнений респондентов о приемлемом для них образе жизни, _в % к общему числу ответивших_
Вариант ответа 2008 2018
Жить, соблюдая обычаи предков, но пользоваться благами цивилизации 77,6 78,0
Жить как население других национальностей в округе 17,6 18,9
Жить как предки, без вмешательства и изменений 4,8 3,1
На вопрос анкеты: «Существует ли опасность для КМНС утратить свою национальную самобытность?» более половины респондентов ответили, что такая опасность существует. Каждый четвертый указал, что такая опасность существует, но ее не стоит преувеличивать, а 6,1% считают, что такой опасности нет (табл. 3). Приведенные данные говорят об обеспокоенности северных народов возможностью утратить свои национальные корни.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос «Существует ли опасность для КМНС утратить свою
национальную самобытность?», в % к общему числу ответивших
Вариант ответа 2008 2018
Такая опасность существует 56,1 58,9
Такая опасность существует, но ее не стоит преувеличивать 25,9 23,0
Такой опасности нет 6,1 5,4
Никогда об этом не задумывался 5,4 4,2
Затрудняюсь ответить 6,5 8,5
Следует отметить, что опасность утратить национальную самобытность в среде КМНС Югры осознают не только коренные жители, но и представители других национальностей, проживающих в округе. Ранее проведенные исследования показали, что половина опрошенных русских, татар и украинцев, проживающих в г. Ханты-Мансийске, опасаются, что коренные народы Севера могут утратить свою национальную самобытность.
В сообществах коренных малочисленных народов традиционное природопользование имеет свои качественно иные организационно-экономические формы и специфические социально-экономические отношения, предполагающие уникальное взаимодействие их жизнедеятельности с окружающей природой.
Суровая северная природа определила преимущественно общинную форму взаимосвязей между представителями коренных малочисленных народов Севера и расселения их на значительных территориях малыми группами - семьями или объединениями нескольких семей. Высокая степень связи их с природой проявила себя в универсальности хозяйства каждой отдельной семьи, его преимущественно натуральном характере, поскольку основную часть жизнеобеспечения составляют продукты оленеводства, промыслов и дары природы. Все члены семьи в общине, так или иначе, задействованы в ее жизнеобеспечении, и так называемый домашний труд (переработка продукции оленеводства, охоты и рыбной ловли, сбор даров природы, ремесленные промыслы) является важным условием этого жизнеобеспечения. Молодое поколение с малых лет приучается к труду, в нем участвуют и лица преклонного возраста.
Авторские исследования фиксируют, что ориентация на занятость традиционными формами природопользования у коренного населения сохраняет устойчивый характер, несмотря на происходящие социальные изменения и существующие проблемы (табл. 4).
Таблица 4
Динамика ответов респондентов на вопрос о наиболее предпочитаемых видах традиционной деятельности у коренных сельских жителей Югры,
Вид традиционной деятельности 1995 г. 1999 г. 2004 г. 2018 г.
Рыболовство 26,0 24,8 28,5 28,4
Звероводство 22,0 14,2 20,1 4,0
Охотничий промысел 3,0 4,3 7,0 14,2
Оленеводство 3,8 4,1 4,6 2,2
Изготовление сувенирных изделий 3,5 7,4 5,2 8,6
Изготовление традиционных средств транспорта 1,8 1,7 1,3 1,5
Переработка кожевенно-мехового и пушного сырья 3,0 2,5 2,5 2,2
Пошив традиционной одежды и обуви 6,3 5,2 5,3 4,9
Сбор дикоросов 18,3 26,4 22,8 27,8
Анализ ответов на вопрос о наиболее предпочтительных видах традиционной деятельности в зависимости от национальности показал, что ханты и манси, проживающие в сельской местности, предпочитают рыболовство, охотничий промысел, сбор и переработку ягод, грибов, орехов и других дикоросов. У ненцев дополнительно оленеводство.
Приведенные выше данные характеризуют лишь ориентацию представителей коренных народов на тот или иной вид деятельности. Для выявления же реального положения дел с занятостью КМНС в том или ином виде традиционной деятельности в анкету был заложен вопрос: «Занимаетесь
ли Вы традиционными видами деятельности? Если да, то, какими?». Вопрос подразумевал множественные ответы респондентов (т.е. респонденты могли выбрать любое количество ответов). Проведенное нами исследование выявило, что основными видами традиционной деятельности коренных народов, остаются собирательство и рыболовство, охота, пошив традиционной одежды, обуви, головных уборов, украшений и изготовление сувенирных изделий. Значительно реже они занимаются оленеводством, изготовлением традиционных средств транспорта и переработкой кожаного, мехового, пушного сырья (табл. 5).
Таблица 5
Динамика ответов респондентов на вопрос «Занимаетесь ли Вы традиционными видами деятельности? Если да, то, какими?», в % к общему числу ответивших
Вид деятельности 2008 г. 2018 г.
Собирательство 76,9 77,2
Рыболовством 57,1 56,8
Охотой 30,3 26,9
Пошивом традиционной одежды, обуви, головных уборов, Украшений 20,4 19,4
Изготовлением сувенирных изделий 18,7 19,8
Оленеводством 10,9 9,6
Изготовлением традиционных средств транспорта 9,9 8,8
Переработкой кожаного, мехового, пушного сырья 9,5 9,9
Звероводством 2,0 1,0
Никакой 10,9 11,7
Анализируя ответы респондентов на вопрос о видах традиционной деятельности, которыми занимаются респонденты, в зависимости от пола, выявлено, что на значимость мужской триады отраслей (охота, рыболовство, оленеводство) указали не только мужчины, но и женщины. Между тем, значение некоторых «женских» занятий отметили и мужчины (табл. 5).
Таблица 5
Занятие респондентами традиционными видами деятельности в зависимости от пола, в % к общему числу ответивших
Вид деятельности Мужской Женский
Рыболовство 58,9 41,1
Охота 71,9 28,1
Собирательство 39,4 60,6
Оленеводство 62,5 37,5
Звероводство 83,3 16,7
Изготовление сувенирных изделий 12,7 87,3
Изготовление традиционных средств транспорта 79,3 20,7
Переработка кожаного, мехового, пушного сырья 35,7 64,3
Пошив традиционной одежды, обуви, головных уборов, украшений 20,0 80,0
По мнению автора, решение социально-экономических и других проблем КМНС должно базироваться на сохранении и развитии исторически сложившегося производственного и бытового уклада жизни, обеспечении устойчивого функционирования традиционных форм хозяйствования.
Несмотря на то, что многие коренные жители хотели бы пользоваться всеми благами цивилизации, ориентация на традиционные формы хозяйствования носит устойчивый характер, о чем свидетельствуют ответы респондентов, представленные в табл. 4-5. Таким образом, создание условий, способствующих развитию традиционного хозяйствования, является актуальной задачей.
В заключении хотелось бы подвести некоторые итоги проведенных исследований и выделить основные направления деятельности для совершенствования региональной политики по отношению
к представителям коренных малочисленных народов Севера ведущих традиционный образ жизни в границах территорий традиционного природопользования и проживающих в сельской местности.
Социально-демографическую ситуацию в среде КМНС, в последние годы можно охарактеризовать как относительно устойчивую об этом свидетельствуют статистические данные о численности коренных народов Севера в сельской местности районов их преимущественного. Практически во всех районах проживания КМНС показатель рождаемости превышает смертность. Причем положительная динамика наблюдается на протяжении последних лет.
Ориентация на занятость традиционными формами природопользования у коренного населения сохраняет устойчивый характер, несмотря на происходящие социальные изменения и существующие проблемы. Между тем восстановление прежних форм традиционного природопользования и соответствующих им форм организации труда КМНС при современном их организационно-техническом и технологическом обеспечении - путь, на котором возможно развитие этих народов. Следовательно, одним из обязательных направлений региональной политики должно стать стимулирование традиционных форм деятельности в форме организации пунктов приема продукции этой деятельности на всей территории проживания КМНС (например, снабженческо-сбытовые фактории) [4]. Другим направлением может стать организация выставок и конкурсов народных ремесел, и привлечение к участию в них различных социальных групп КМНС (женщин, детей, пенсионеров и др.).
В заключении хочется отметить, что представленная система мониторинга не претендует на то, чтобы охватить все сферы, связанные с изучаемой проблематикой. Это связано со сложностью и многоаспектностью проблем коренных малочисленных народов Севера ХМАО - Югры. Авторские исследования позволяют реально отслеживать сложившуюся этнокультурную ситуацию в среде КМНС, ведущих традиционный образ жизни в границах территорий традиционного природопользования и проживающих в сельской местности
В ходе мониторинговых исследований существует реальная возможность изменения и доработки индикаторов в ходе каждого следующего этапа. С одной стороны, сравнительные данные более убедительны, если они представляют собой одни и те же индикаторы. С другой стороны, уточнение индикаторов на каждом следующем этапе позволяет более точно реагировать на динамику процесса, корректировать как задачи так и методику. Важно выделить базисные показатели, которые будут служить основой мониторинга. В нашем случае эти базовые показатели определены и служат основой для построения системы, позволяющей отслеживать динамику этнокультурной ситуации.
Предложенная система социологического мониторинга позволяет на каждом этапе дополняться новыми блоками, включающими в себя новые индикаторы, наполняя информационную базу исследования новыми данными.
Источники и литература
1. Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур (по материалам социологического исследования в районах традиционного природопользования коренного национального и русского старожильческого населения Ханты-Мансийского автономного округа) -Новосибирск: Наука, 1996. 191 с.
2. Тюменская область: общество и наука (социально-экономическое и этнокультурное развитие) / Под. ред. В.К. Левашова, Н.Г. Хайруллиной. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005. 778 с.
3. Хайруллина Н.Г. Состояние этнических процессов в Ханты-Мансийском автономном округе (мнения участников экспертного опроса) // Нефть и газ. - 1998. - №5. С. 119-126.
4. Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. 466 с.
5. Харамзин Т.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров (по материалам социологических исследований). - М.: ИКАР, 2002. 296 с.
6. Харамзин Т.Г. Социально-экономическое развитие обских угров на этапе перехода к рыночным отношениям (по материалам социологических исследований). - Ханты-Мансийск: ГУИПП Полиграфист, 1998. 194 с.