Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 8 (404). Филологические науки. Вып. 107. С. 48-52.
УДК 070 ББК 401я431
ТРАДИЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МЕДИАСРЕДЫ
О. Н. Савинова
Нижегородский государственный (национальный) исследовательский университет им. Н. И. Лобачевского,
Нижний Новгород, Россия
Рассматриваются вопросы трансформации традиционной журналистики в условиях формирования новой медиасреды. Динамические изменения современного медиаландшафта актуализировали необходимость обновления медиатеории, научного осмысления нового эмпирического материала. Автором предпринята попытка теоретического осмысления тех вызовов времени, с которыми столкнулась журналистика и журналистская профессия. Автор размышляет о творческом потенциале отечественной журналистики и предлагает ресурсы ее развития в эпоху новых медиа, включая учебно-образовательные программы и создание научно-образовательных школ.
Ключевые слова: трансформация журналистики, новая медиасреда, журналистская профессия.
Вопросы, связанные с изменением современного медийного пространства и трансформацией традиционной журналистики, активно обсуждаются в последнее время на различных площадках: в университетском экспертном и профессиональном журналистском сообществах.
Главный посыл этой дискуссии в том, что перед исследователями теории и практики СМИ сегодня встают задачи цивилизационного масштаба: проанализировать информационный потенциал общества, сформировать медиакартину мира в сознании массовой аудитории. Традиционная журналистика все более утрачивает монополию на информацию, активно развиваются мультимедийные платформы, и дальнейшее развитие Интернета трудно предсказуемо.
Среди задач, стоящих перед исследователями современных СМИ, в числе других стоит задача осмысления изменившегося характера информационных технологий, самой медиаиндустрии, анализа эффектов и последствий профессиональной деятельности журналистов, тенденций развития СМИ в условиях формирования новой ме-диасреды.
Динамические изменения современного ме-диаландшафта актуализировали необходимость обновления и медиатеориии, в том числе необходимость обозначить, раскрыть содержание новых, активно используемых в последнее время терминов: в частности, речь идет о таком термине, как «новая медиасреда». Исследователи В. М. Горохов и Т. Э. Гринберг обращают внимание на то, что формирование новой медиасреды стало результатом двух факторов: глобализации
и научно-технической революции, что привело к так называемому информационному взрыву на базе цифровых технологий [1]. Сегодня транспарентность, доступность, простота коммуникации для любого пользователя позволяют обеспечить мгновенные, оперативные, круглосуточные, онлайновые сетевые контакты. Среди наиболее часто употребляемых сетевых ресурсов: почтовая рассылка, многообразные сайты (корпоративные, персональные страницы, блоги, подка-сты, видкасты как виды публичной индивидуальной коммуникации, конференции — так называемые форумы и чаты), газеты для внутренних и внешних аудиторий, социальные сети, а также конвергентные площадки в виртуальных 3D-мирах и играх.
В этом плане мы солидарны с заведующим кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ И. И. Засурским, который считает, что рост доли интернета в информационной среде привел к развитию, помимо официальной ин-фосистемы, новой, параллельной инфосреды, которая играет огромную роль в обществе [2]. Особенностью новой медиасреды является то, что ее характеризует многоканальность коммуникации, она обладает не только разнообразием контента и доступом к источникам, но и интерактивностью — люди стали не только читать новости, но еще и принимать участие в их создании, а это породило совершенно другой тип зрителя (слушателя, читателя). Активно развивается так называемая «непрофессиональная» журналистика. Виртуальная среда создает эффект присутствия, способствует эмоциональной
вовлеченности потребителя информации, формирует новую медиакультуру.
В этом контексте обращают на себя внимание процессы трансформации, происходящие в традиционной журналистике, те изменения, которые связаны с вызовами времени и с которыми столкнулась журналистская профессия в эпоху новых медиа [4; 9].
Мы уже анализировали некоторые аспекты трансформационных процессов [6], но новый эмпирический материал и наблюдения дают нам основание для дальнейшего научного осмысления происходящих процессов.
На наш взгляд, традиционная журналистика переживает сегодня системные изменения. Это выражается в целом ряде аспектов, а именно:
• прежде всего, на институциональном уровне, когда даже имеющие солидную историю издания перекупаются, сокращаются, меняются их учредители, а с ними коренным образом изменяются основы той информационной политики, которая привлекала аудиторию, была своеобразным брендом издания;
• наблюдается падение тиражей и авторитета традиционных СМИ;
• традиционная журналистика «проигрывает» альтернативным источникам информации: блоге-рам, журналистике гражданского общества, социальной сети;
• нарушена монополия традиционной журналистики на производство и распространение информации;
• резко упало качество контента, наблюдается гипертрофированность развития развлекательности, коммерциализация СМИ, тиражирование низких стандартов культуры (о чем свидетельствуют передачи даже центральных каналов телевидения: «Давай поженимся», «Говорим и показываем» и др.);
• наблюдается вымывание креативного класса из журналистики (так, в МГУ на факультете журналистики на первый курс поступает из 300 человек только трое юношей);
• активное развитие рекламы и паблик ри-лейшнз отодвигает на второй план собственно журналистику;
• в свою очередь, институциализированные СМИ активно включились в бизнес по организации PR-кампаний и информационных войн.
Активно развивается процесс слияния средств массовой информации — газеты, радио и телевидения, начинает преобладать структура медиа-
холдингов. На смену эпохи Гутенберга приходит эпоха интернет-медиа: сегодня практически каждое СМИ имеет свой сайт.
С учетом активного развития цифровых и компьютерных технологий можно слышать мнения о том, что журналистика вырождается и что необходимо усиление профессиональной подготовки.
Изменилась и аудитория СМИ. Сегодня выросло новое поколение потребителей информации, привыкшее к цифре, к клиповому мышлению, к информационному «фастфуду». Исследователи констатируют, что сегодня активно востребован так называемый «шаринговый» контент. Речь идет о контенте, которым можно поделиться в со -циальных сетях. Это, прежде всего, информационные материалы в форме вопросов и ответов, это горячие новости, это, наконец, курьезы.
Все эти вызовы времени требуют адекватного реагирования от преподавателей вузов, где готовятся журналистские кадры.
Зададимся вопросом, означают ли обозначенные изменения, что накопленный творческий потенциал отечественной журналистики сброшен с корабля современности? Думаем, что нет. Естественно жанры классической журналистики постепенно модернизируются, но для работника СМИ по-прежнему остается важным умение создать творческий текст, который будет интересен для потребителя информации.
Современная журналистика, видоизменяясь, сохраняет свою миссию служения обществу. И не случайно в дискуссии о выработке единых профессиональных стандартов по журналистике звучат предложения о необходимости воспитания у будущих журналистов чувства гражданственности, сопричастности ко всему происходящему. Журналист начинается с осознания им социальных проблем современного общества, с умения их интересно представить аудитории, а не просто «отписаться» по поводу. В условиях усиления коммуникативных технологий, бурного развития рекламы и связей с общественностью совершенно очевидной является задача сохранения уникальности именно журналистской профессии, научно-исследовательских и образовательных школ. Кафедра журналистики ННГУ готовит будущих журналистов на базе классического филологического образования. Грамотный корреспондент или редактор, хорошо знающий литературу и русский язык, необходим в газете, журнале, на радио, телевидении, в интернет-СМИ. Уверены,
50
О. Н. Савинова
что эти качества будут конкурентоспособны и будут востребованы наряду с умением владеть современными информационными технологиями.
Формирование у будущих журналистов вкуса к профессии, к созданию авторских публицистических материалов должно начинаться еще со студенческой скамьи. Ведь если знания, получаемые в вузе, не превращаются в умения, то нужно говорить о схоластике. Возвращаясь к вопросу о развитии творческого потенциала современной журналистики, на наш взгляд, необходимо в учебно-образовательных программах уделить больше внимания университетским СМИ как практической площадке по подготовке будущих журналистов. Университетские СМИ, имея в том числе и интернет-платформу, являются важным мультимедийным ресурсом, что актуально для современной аудитории. Кафедра журналистики Нижегородского государственного (национального) исследовательского университета им. Н. И. Лобачевского сегодня имеет факультетскую газету «Журфакт» (шеф-редактор — доцент Н. О. Автаева). Газета и ее авторы неоднократно становились победителями всероссийских и региональных творческих конкурсов: «Вызов — 21 век» и др. В планах кафедры — создание творческих проектов по выпуску теле- и радиопередач, что, несомненно, будет серьезным приращением в плане практической подготовки будущих журналистов. Подготовка современного эффективного журналиста в вузе — это подготовка культурного и широко образованного человека, способного адаптироваться в специализированной среде. Для этого необходимо особенное внимание к внеаудиторной работе, к привлечению студентов к активному включению в творческие конкурсы, в практическую работу редакций, в работу служб по связям с общественностью по организации пресс-конференций, встреч с ведущими журналистами региона и страны. На нашей кафедре мы регулярно проводим такую работу — это и участие в конкурсах нижегородских изданий, и мастер-классы, проводимые ведущими журналистами Нижнего Новгорода, Москвы.
Отвечая на вызовы времени, уделяя серьезное внимание развитию журналистского образования в регионе, руководство вуза приняло решение о создании на базе филологического факультета Института филологии и журналистики. Вновь созданная университетская структура объединила филологический факультет и Медиацентр ННГУ. Планируется, что на базе Медиацентра,
оснащенного современным оборудованием, студенты будут не только проходить обучение по специальностям «Телевидение», «Радиовещание» и «Связи с общественностью», но и производственную практику, попробуют свои силы в роли теле- и радиоведущих, пресс-секретарей, организаторов пресс-конференций и др. Учитывая процессы трансформации, происходящие в традиционной журналистике, вновь созданный факультет планирует стратегическое партнерство с пресс-центрами органов власти и управления, бизнес-структурами, информационными агентствами, крупными медиахолдингами региона, интернет-СМИ. В этом плане мы солидарны с мнением профессора Б. Я. Мисонжникова, считающего, что «профессиональный журналист не вырастет в пробирке» и что необходима более полная интеграция обучаемых в медийную среду [5].
В контексте обсуждаемой проблемы наибольшую актуальность приобретает сегодня вопрос о создании на факультете собственной научной журналистской школы. Известный специалист в области теории журналистики и представитель одного из ведущих центров подготовки кадров профессор С. Г. Корконосенко, критично оценивая состояние научно-образовательных школ журналистики России, вместе с тем считает, что такой потенциал есть и что требуется ряд практических мер по поддержке исследовательских коллективов [3]. С учетом специфики нашего многонационального и многоконфессионального округа, центром которого является Нижний Новгород, и того, что ННГУ — головной вуз, в совете ректоров ПФО на первый план выдвигается научная проблематика, связанная с ролью СМИ в межкультурной коммуникации. В течение более полутора десятка лет кафедра осуществляла научное сопровождение Конгрессов народов России, в научной отечественной и зарубежной печати обобщен опыт работы кафедры по исследованию роли СМИ в межкультурной коммуникации, есть определенный опыт международного сотрудничества в этой сфере с норвежским университетом Волда [8; 10]. Есть и другие заявки кафедры, в частности, в сфере исследования темы продвижения в прессе традиционных ценностей общества, разработаны авторские курсы [7].
Создание факультета филологии и журналистики в ННГУ, первого в Нижнем Новгороде специализированного факультета по подготовке журналистских кадров, дает новый импульс для развития журналистского образования в ре-
гионе. Основной принцип работы вновь создан- зования с учетом новых реалий в журналистской ного факультета основывается на сохранении практике и деятельности современных СМИ. традиций классического филологического обра-
Список литературы
1. Горохов, В. М. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникативные стратегии / В. М. Горохов, Т. Э. Гринберг. — М., 2011. — 198 с.
2. Засурский, И. И. Об изменениях в медиасреде и сознании людей / И. И. Засурский // Cossa. — URL: http://www.cossa.ru/articles/234/15838/?subscribe=15838/.
3. Корконосенко, С. Г. Научно-образовательные школы журналистики России / С. Г. Корконосенко // Журналистика в 2015 году: информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. — М., 2016. — С. 116-117.
4. Мисонжников, Б. Я. Духовность как предмет интенции массмедиа / Б. Я. Мисонжников // Кризис духовности в медиапространстве. — СПб., 2012. — С. 8-16.
5. Мисонжников, Б. Я. Профессиональный журналист не вырастет в пробирке / Б. Я. Мисонжников // Творчество, профессия, индустрия : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика — 2016». — М., 2017. — С. 426-427.
6. Савинова, О. Н. К вопросу о трансформации функций журналистики / О. Н. Савинова // Меди@ скоп. — 2010. — № 4.
7. Савинова, О. Н. Семейные ценности в гуманитарной повестке российских СМИ / О. Н. Савинова, Н. О. Автаева // Меди@альманах. — 2016. — № 4. — С. 39-46.
8. Савинова, О. Н. К вопросу о роли СМИ в межкультурной коммуникации: российско-норвежский опыт / О. Н. Савинова, Е. О. Иванова // Актуальные проблемы медиаисследований, 2016 : материалы науч.-практ. конф. Нац. ассоц. исследователей массмедиа. — М., 2016. — C. 142-144.
9. Творчество, профессия, индустрия : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика — 2016». — М., 2017. — 520 с.
10. Savinova, O. N. The Role of Mass Media in Strengthening Intercultural Dialogue and Accord in Society / O. N. Savinova // Asian Social Science. — 2015. — Vol. 11, № 3. — P. 262-266.
Сведения об авторе
Савинова Ольга Николаевна — доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики, Нижегородский государственный (национальный) исследовательский университет им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, Россия. 508@bk.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 8 (404). Philology Sciences. Iss. 107. Pp. 48-52.
TRADITIONAL JOURNALISM IN A NEW MEDIA ENVIRONMENT
O. N. Savinova
Nizhny Novgorod State (National) Research University. N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia. 508@bk.ru
The article deals with the transformation of traditional journalism in a new media environment. Dynamic changes in the modern media landscape have shown the necessity of the media theory renovation and new empirical data scientific interpretation. The author tries to conceptualize theoretically the challenges faced by journalism and journalist profession. The author reflects on the creative potential of Russian journalism and offers resources for its development in the age of new media, including educational programs and scientific schools creation.
Keywords: transformation of journalism, new media environment, journalistic profession.
52
O. H. CaBUHOBa
References
1. Gorokhov V.M., Grinberg T.E. Svyazi s obshchestvennost'u. Teoriya, ptaktika, kommunikativniye strate-gii [Public relations. Theory, practice, communication strategies]. Moscow, 2011. 172 p. (In Russ.).
2. Zasursky I.I. Ob izmeneniyah v mediasrede i soznanii ludej [About changes in the media environment and the mind of people]. Cossa. Available at: http://www.cossa.ru/articles/234/15838/?subscribe=15838/, accessed 06.07.2017. (In Russ.).
3. Korkonosenko S.G. Nauchno-obrazovatel'nie shkoly zhurnalistiki v Rossii [Scientific and educational schools in Russia]. Zhurnalistika v 2015 godu: informacionnij potencial obshchestva i resursy mediasiste-my [Journalism in 2015: informational potential of the society and media system resources]. Moscow, 2016. Pp. 116-117. (In Russ.).
4. Misonzhnikov B.Ja. Duhovnost' kak predmet intencii massmedia [Spirituality as a subject of the intention of the mass media]. Krisis duhovnosti v mediaprostranstve [The crisis of spirituality in the media]. St. Petersburg, 2012. Pp. 8-16. (In Russ.).
5. Misonzhnikov B.Ja. Professional'nij zhurnalist ne vyrastet v probirke [Professional journalist cannot be grown in vitro]. Tvorchestvo, professija, industrija [Creativity, profession, industry]. Moscow, 2017. Pp. 426427. (In Russ.).
6. Savinova O.N. K voprosu o transformacii funkcij zhurnalistiki [To the question of the transformation of the functions of journalism]. Medi@skop [Mediaskop], 2010, no. 4. (In Russ.).
7. Savinova O.N., Avtaeva N.O. Semejnye cennosti v gumanitarnoj povestke rossijskih SMI [Family values in the humanitarian agenda].Media@l'manah [Mediaalmanac], 2016, no. 4, pp. 39-46. (In Russ.).
8. Savinova O.N., Ivanova E.O. K voprosu o roli SMI v mezhkulturnoj kommunikacii: rossijsko-norvezhskij opyt [To the question about the role of media in intercultural communication: Russian-Norwegian experience]. Aktual'niye problemy mediaissledovanij [Actual problems of mediaissues]. Moscow, 2016. Pp. 142-144. (In Russ.).
9. Tvorchestvo, professija, industrija [Creativity, profession, industry]. Moscow, 2017. 520 p. (In Russ.).
10. Savinova O.N. The Role of Mass Media in Strengthening Intercultural Dialogue and Accord in Society. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 3, pp. 262-266.