УДК 37; 070
A.A. Градюшко
Белорусский государстеенныйуниеерситет,Минск
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ
В статье рассматриваются состояние и перспективы развития системы журналистского образования в Республике Беларусь. Поднимаются актуальные вопросы модернизации содержания и форм подготовки современного журналиста. Обосновывается актуальность преподавания интернет-журналистики в рамках подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных сотрудников медиа. Подчеркивается, что современная журналистика испытывает на себе значительное влияние технологических факторов. Показывается роль мобильного интернета в трансформации медиапространства и профессиональных компетенций журналиста. Проводится анализ цифровых стратегий ведущих интернет-медиа Беларуси вус-ловиях дигитализации. Показывается кризис печатных СМИ и постоянный рост социальных медиа, которые оформились в особый тип медиапространства. Рассматриваются различные взгляды на журналистское образование, методику преподавания журналистских дисциплин и их учебно-методическое обеспечение. Автор анализирует содержание интернет-журналистики как академической дисциплины и ее взаимосвязи с другими дисциплинами учебного плана в Белорусском государственномуниверситете.
Ключевые слова: журналистика, система подготовки журналистских кадров, педагогика журналистики, медиаобразование, компетенции, медиатренды, дигитализация, цифровые технологии, мобильный интернет, социальные медиа.
Структурные преобразования современной медиасферы предъявляют новые требования к технологиям обучения будущих журналистов. Перед преподавателями и исследователями журналистики стоят такие задачи, как осмысление изменившегося характера общества и медиаинду-стрии в широком социокультурном контексте. Доминирующим коммуникационным каналом студентов уже длительное время является интернет. Возросшая популярность онлайн-видео, новых визуальных форматов и социальных сетей грозит уменьшением аудитории традиционных медиа, в том числе телевидения. Наблюдается уход аудитории в сегменты новых медиаформатов. Причем темп изменений с каждым годом ускоряется. Эти тенденции характерны как для медиасферы в целом, так и для медиаобразования в частности.
Дигитализация, или перевод содержания СМИ в цифровой формат, приводит к значительным изменениям медийной реальности, «подстегивается общей дигитализацией экономики, а также развитием технологий передачи информации» [2. С. 130]. Сегодня приоритетной платформой потребления контентав студенческой среде являются мобильные устройства, в первую очередь смартфоны. В новой технологической среде медиаощущают серьезное давление со стороны аудитории, «все более массово экипированной новейшими девайсами для получения новых пакетов информации» [4. С. 20]. Эти тенденции прямо или опосредованно оказывают влияние на журналистское образование. Значительный скачок в развитии медийно-информационных технологий породил «невиданное прежде качество жизни человека и общества (медиажизнь, media life), которая характеризуется всеобщей доступностью медиаресурсов и свободой их использования для производства отдельных текстов, блогов, сайтов, сетевых изданий ит. п.» [6. С. 38].
По сути дела, мы наблюдаем ситуацию, когда знания находятся на расстоянии одного запроса в поисковой системе. Кроме того, «значительную часть информации молодежь получает именно из социальных сетей, будь то аудио-, видеоконтент или печатные тексты» [1. С. 17]. Интернет заставляет формулировать новые стандарты и стратегии развития медиаобразования. В условиях конкуренции за внимание аудитории очевидно, что «традиционные каналы (устная лекция, печатные источники) уступают ему по привлекательности, интенсивности, мультимедийное™, интерактивности» [9. С .445]. С другой стороны, технологии, которые разрушают монополию
преподавателя на передачу знания, делают доступными новые формы образования. Речь идет о создании электронных учебно-методических комплексов, внедрении в образовательный процесс новых мультимедийных форматов (вебинары, онлайн-лекции). Это требует от преподавателей постоянного профессионального роста.
Современные образовательные технологии неоднократно попадали в контекст исследований С. С. Бодруновой, М. В. Загидуллиной, К. В. Киуру, С. Г. Корконосенко, Б. Я. Ми-сонжникова, А. А. Морозовой, К. Р. Нигматуллиной, Н. А. Павлушкиной, И. М. Печищева, С. И. Симаковой, В. В. Тулупова и др. На трудах перечисленных ученых базируются знания об изменившемся характере общества, технологий, медиаиндустрии и, как следствие, самой профессии журналиста. Сегодня необходим ответ на вызовы, стоящие перед современной системой подготовки журналистских кадров в условиях новой медиареальности. Существующие технологии позволяют организовать систему дистанционного и смешанного образования, интегрировать мультимедиа в учебный процесс.
В частности К. Р. Нигматуллина выделяет следующие ключевые вызовы современной ме-диасреды, на которые необходимо оперативное реагирование академической среды: «размывание границ профессии, размывание жанровых границ, объединение творческих и технических задач, необходимость медиаизмерений и трансформация работы с аудиторией» [8. С. 225]. Так, вызовом профессии журналиста последних лет является невостребованность самой специальности на рынке. Это обусловлено как экономическими факторами, так и новыми реалиями коммуникационной среды. Как отмечают Б. Я. Мисонжников и Н. А. Павлушкина, «флагманы газетной отрасли <.. .> создали активно действующие порталы, максимально используя мультимедийный потенциал своих изданий» [7. С. 142]. Это актуализирует важность использования новейших форм редакционного менеджмента.
При рассмотрении вопросов модернизации содержания и форм подготовки современного журналиста необходимо учитывать и тот факт, что сами технологии обучения крайне важны, но не первостепенны. Порой педагоги жертвуют содержанием в угоду форме. Используются проекторы, компьютеры, экраны и т. п., но содержание остается скудным. В этом плане мы согласны с В. В. Тулуповым, который считает, что «важно обновлять, развивать, углублять именно контент занятия» [11. С. 6]. Разумеется, новые методики необходимы, новые методы преподнесения информации важны, но надо помнить и о том, как бы «не выплеснуть с водой ребенка».
В связи с современным состоянием «информационного бума» необходимо заниматься также вопросами безопасного медиаиспользования и медиавосприятия. Как справедливо отмечает К. В. Киуру, «студент, который является медиаграмотным, может противостоять информационному хаосу, который сейчас чаще всего встречается в интернете» [5. С. 19]. Важно учитывать также кардинальное влияние визуализации информации на СМИ. Эта тема рассматривается в многочисленных работах С. И. Симаковой, которая утверждает, что «интернет-СМИ получили огромные преимущества в возможностях технических решений и визуальных форм выражения своего контента. В условиях синтеза различных типов информации (визуальной, аудиальной, вербальной) вообще не приходится говорить о тексте в традиционном смысле слова» [10. С. 213].
Далее рассмотрим, как названные тенденции влияют на подготовку, повышение квалификации и переподготовку журналистских кадров в Республике Беларусь. Разумеется, на тенденции развития медиакоммуникационной системы каждой страны оказывают воздействие политические и экономические механизмы функционирования СМИ, правовые и этические нормы их регулирования. В медиасфере белорусского национального сегмента сети Интернет мы наблюдаем ряд содержательных, организационных, экономико-правовых особенностей [3. С. 50]. В соответствии с государственной информационной политикой Республики Беларусь Министерством образования и совместно с Министерством информации осуществляется целенаправленная работа по совершенствованию подготовки специалистов.
В Республике Беларусь подготовку журналистских кадров осуществляют 4 учреждения высшего образования: Белорусский государственный университет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. К важнейшим условиям подготовки высококвалифицированных журналистских кадров, повышения их квалификации и переподготовки относятся совершенствование образовательного процесса, научно-методиче-
ского обеспечения, укрепление кадрового потенциала, материально-технической базы. В 2016-м году по специальностям журналистского профиля на первой ступени высшего образования в вузах Республики Беларусь обучалось 1696 студентов, в том числе за счет бюджета 898 человек (53 процента).
В Институте журналистики БГУ на первой ступени высшего образования обучается 1271 человек, из них 702 - за счет средств бюджета, 69 - иностранных студентов. Подготовка ведется по 4 специальностям: «Журналистика» (направления «Печатные СМИ», «Аудиовизуальная», «Веб-журналистика», «Менеджмент СМИ»), «Журналистика международная», «Информация и коммуникация», «Литературная работа» (направления «Редактирование» и «Творчество»).
В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы по трем специальностям: «Журналистика (печатные СМИ)», «Журналистика (аудиовизуальная)», «Информация и коммуникация» обучаются 184 человека. За счет средств бюджета в данном университете обучается 96 человек. В Могилевском государственном университете имени А. А. Кулешова получают образование по специальности «Журналистика (печатные СМИ)» 127 человек, из них за счет средств бюджета 49 человек. В Брестском государственном университете имени А. С. Пушкина по специальности «Журналистика (печатные СМИ)» проходят обучение 115 человек, из них за счет средств бюджета 51 человек.
Подготовку журналистских кадров обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Общая численность профессорско-преподавательского состава Института журналистики БГУ составляет 191 человек, в том числе 12 докторов и 77 кандидатов наук, 84 действующих журналиста-практика. Среди 8 штатных преподавателей кафедры журналистики БрГУ имени А. С. Пушкина 81 процент имеют ученые степени и звания. К организации образовательного процесса по специальным дисциплинам ежегодно привлекаются журналисты Брестчины. Работают со студентами и собственные корреспонденты республиканских изданий.
В штате кафедры журналистики ГрГУ имени Янки Купалы 30 человек, из них 2 доктора наук и 6 кандидатов наук. К учебной работе по совместительству привлечены ведущие сотрудники редакций, имеющие большой опыт профессиональной и управленческой деятельности. В МГУ имени А. А. Кулешова в состав кафедры, осуществляющей подготовку журналистов, входят 18 преподавателей, 12 из которых имеют ученые степени и звания. Ряд специальных дисциплин преподают ведущие журналисты-практики.
В целом можно отметить, что в Республике Беларусь только Институт журналистики БГУ обладает достаточным научным, методическим и творческим потенциалом для решения государственных задач по подготовке, повышению квалификации и переподготовке журналистских кадров. Высокий уровень подготовки будущих журналистов сегодня обеспечивают 9 кафедр. На базе Института журналистики БГУ функционируют 7 компьютерных классов, фотопавильон, видеостудия, издательский участок, телецентр. Техническую поддержку образовательному процессу оказывает Учебный центр коммуникационных технологий, который состоит из четырех учебных лабораторий. На базе учебной лаборатории экспериментальных аудиовизуальных программ работают два телеканала: интернет-телеканал «Журфак ТВ» и «Студенческое телевидение БГУ». Создано также учебное интернет-СМИ «Веб-журналист».
Сейчас пересматривается общегосударственный классификатор специальностей и квалификаций с целью приведения его в соответствие с международным классификатором образования и видами экономической деятельности. Предположительно вместо ряда специальностей подготовки журналистов останутся две - «Журналистика» и «Информационное взаимодействие».
Стоит отметить, что в 2010-2015 годах наблюдались определенные изменения в динамике приема в вузы Республики Беларусь на специальности журналистского профиля. Так, если в 2010-м году общее число поступивших на 1 курс составляло 450 человек, то в 2012-м году - почти на 100 человек меньше. Причиной этого стало сокращение количества выпускников учреждений общего среднего образования, а также изменение правил приема на заочную форму обучения (набор только работающих в этой отрасли абитуриентов).
При этом сократилось число студентов, обучающихся на платной основе. Цифры приема на дневную форму обучения за счет средств бюджета в течение последних 5 лет остаются практически неизменными (свыше 100 человек). Конкурс в Институт журналистики остается стабильным: 2010-й год - 2,4 человека на место, 2011-й год - 2,55, 2012-й год - 1,85, 2013-й год - 1,75, 2014
год - 1,54, 2015-й год - 1,8 человека на место. Набор на условиях целевой подготовки осуществляется только на специальность «Журналистика» в Институте журналистики БГУ и составляет в среднем около 6 процентов от числа студентов бюджетной формы обучения.
Практика студентов, обучающихся по специальностям журналистского профиля, проводится на базе редакций республиканских, областных, районных, корпоративных, специализированных, заводских газет и журналов, телерадиовещательных организаций, информационных агентств и издательств. За период с 2010-го по 2015-й годы студенты прошли практику в 623 организациях. Базовыми организациями для прохождения практики стали 246 газет и журналов, 78 телерадиовещательных организаций, 9 информационных агентств, 14 издательств. Список баз практики в последние три года значительно расширился за счет включения в него рекламных и PR-агентств (78), интернет-СМИ (46), медиаресурсов предприятий и организаций (90).
Предоставление первого рабочего места выпускникам, закрепление их в редакциях региональных СМИ - важнейшие вопросы государственной информационной политики. В 2017-м году дипломы получат сразу два выпуска - около 550 человек, из них почти 250 студентов бюджетной формы обучения. В 2018-м году и далее будет выпускаться около 230 человек, из которых почти половина - студенты, обучающиеся за счет бюджета. Распределение выпускников первой ступени высшего образования в среднем составляет 90 процентов.
Продолжая разговор о состоянии и перспективах развития системы журналистского образования в Республике Беларусь, отметим, что подготовка специалистов в области интернет-журналистики сегодня ведется в Институте журналистики БГУ по следующим трем направлениям: обучение студентов по специальности «Журналистика (веб-журналистика)», повышение квалификации по программе «Сопровождение интернет-СМИ», а также переподготовка по специальности «Интернет-журналистика» с присвоением квалификации «Интернет-журналист».
Первый набор студентов на специальность «Журналистика (веб-журналистика)» на дневной форме получения образования состоялся в 2008 году, первый выпуск - в 2013-м году. Профильными дисциплинами являются «Основы интернет-журналистики», «Основы творческой деятельности веб-журналиста», «Веб-дизайн», «Компьютерная графика», «Выпуск интернет-газеты», «Проблематика интернет-СМИ», «Технологии веб-журналистики», «Программирование веб-сайтов», «Интернет-маркетинг», «Зарубежные интернет-СМИ» и др. Кроме того, студентам доступны спецкурсы и курсы по выбору «Поисковое продвижение сайтов», «Региональные интернет-СМИ», «Социальные медиа», «Визуальная журналистика», «Мобильные интернет-СМИ», «Новые медиа».
По специальности «Журналистика (веб-журналистика)» в общей сложности было уже 4 выпуска, дипломы получили более 80 человек. В то же время необходимо отметить, что за сопровождение сайта во многих редакциях отвечают сотрудники, не имеющие журналистского образования и соответствующей подготовки в сфере веб-журналистки. В общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих»» введена должность «Редактор интернет-ресурса», однако она имеется не во всех редакциях из-за отсутствия необходимых ставок.
Для реализации государственной кадровой политики по непрерывному профессиональному обучению журналистских кадров, повышения эффективности журналистского образования в Республике Беларусь, придания ей планомерного системного характера 1 сентября 2008-го года в структуре Института журналистики БГУ был создан факультет повышения квалификации и переподготовки. Деятельность факультета осуществляется по таким направлениям, как образовательные программы повышения квалификации; образовательные программы обучающих курсов (семинары); образовательные программы переподготовки.
Повышение квалификации по программе «Сопровождение интернет-СМИ» проводится в Институте журналистики БГУ ежегодно начиная с 2009-го года. В общей сложности в этой образовательной программ приняло участие более 130 журналистов, в первую очередь это творческие и технические сотрудники региональных СМИ. В ходе повышения квалификации рассматриваются такие темы, как «Творческие методы и приемы современной веб-журналистики», «Критерии оценки эффективности регионального интернет-СМИ», «Подготовка контента и техника написания материалов для онлайн-версии газеты», «Стратегии и форматы работы белорусских СМИ в социальных медиа», «Продвижение медиапродукта в YouTube», «Технологии мобильных
интернет-СМИ», «Новостная веб-журналистика и ее особенности», «Основы оптимизации для редактора сайта», «Творческий потенциал региональной прессы» и ряд других.
Переподготовка по специальности «Интернет-журналистика» осуществляется на факультете повышения квалификации и переподготовки с 2012-го года. Продолжительность обучения - 18 месяцев (4 сессии). График учебного процесса (сессии) - январь, июнь. Обучение проводят преподаватели Института журналистики, а также журналисты белорусских интернет-СМИ и приглашенные медиаэксперты. Организуются выездные занятия на базе ведущих интернет-СМИ. По окончании обучения слушатели получают диплом Белорусского государственного университета с присвоением квалификации «Интернет-журналист».
Ключевая задача переподготовки по данной специальности состоит в обеспечении медиас-феры Беларуси квалифицированными специалистами в области современных интернет-коммуникаций. В частности, слушатели получают знания о том, как сопровождать и продвигать сайты интернет-СМИ, планировать и создавать качественный контент в интернет-издании, придумывать заголовки и писать тексты, как использовать визуальные способы представления контента в интернет-СМИ, выстраивать стратегии продвижения сайтов в социальных сетях, создавать и распространять вирусное видео, адаптировать сайты для мобильных платформ.
Программа переподготовки по специальности «Интернет-журналистика» предусматривает изучение таких дисциплин, как «Основы интернет-журналистики», «Теория и методология журналистики и коммуникации», «Веб-дизайн», «Правовое регулирование средств массовой информации», «Интернет-маркетинг», «Язык и стиль интернет-издания», «Основы визуальной журналистики», «Профессиональное мастерство интернет-журналиста», «Программное обеспечение мультимедийного производства», «Поисковое продвижение и оптимизация сайтов», «Менеджмент веб-проектов», «Выпуск учебной интернет-газеты», «Реклама и РЯ в интернете».
Всего по специальности переподготовки «Интернет-журналистика» было два выпуска. Дипломы с присвоением квалификации «Интернет-журналист» получили 20 специалистов (из них 7 - сотрудники печатных и электронных СМИ). На сегодня по данной образовательной программе переподготовки обучается 18 человек (из них 11 - сотрудники печатных и электронных СМИ). Данная программа представляется одним из наиболее перспективных направлений переподготовки. Она интересна руководящим работникам и журналистам, которые переходят на мультимедийные формы работы, администраторам сайтов региональных газет.
Для повышения влияния сайтов на общественное мнение, увеличения их посещаемости необходимо, чтобы их сопровождением занимались специалисты, обладающие системными знаниями в области творческой деятельности интернет-журналиста, оптимизации текстов для поисковых систем, продвижения сайтов, интернет-маркетинга. В настоящее время недостаток в квалифицированных журналистских кадрах, подготовленных для работы в интернет-СМИ, сегодня испытывают многие республиканские и региональные издания Республики Беларусь. Целесообразно учитывать опыт других стран, где во многих СМИ созданы отдельные онлайновые редакции.
Таким образом, в числе глобальных тенденций, оказывающих влияние на медиаобразование в Республики Беларусь, можно назвать активное использование журналистами цифровых технологий и возможностей новых медиа, переход многих печатных СМИ в онлайн-формат. Современное медиапространство страны стремительно трансформируется под влиянием ряда факторов, среди которых можно выделить, в первую очередь, технологический. Безусловно, на темпы внедрения новых технологий в практику творческой деятельности влияют и другие факторы, в частности, экономическое положение редакций, объем рынка интернет-рекламы, кадровая ситуация и др. В любом случае очевидно, что ответить на эти вызовы надо ускорением цифровой трансформации.
Список литературы
1. Антропова, В. В. Тексты социальных сетей с точки зрения медиабезопасности: культурно-речевой аспект [Текст] / В. В. Антропова, А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 20 (375). - С. 17-22.
2. Бодрунова, С. С. Медиарынок Великобритании и газетный кризис: стратегии выживания газет в период дигитализации медиапроизводства [Текст] / С. С. Бодрунова // Экономическое возрождение России. - 2013. -№4 (38). - С. 129-142.
3. Градюшко, А. А. Печатные СМИ Республики Беларусь в эпоху новых медиа [Текст] /А. А. Градюшко // Век информации. - 2016. -№2,- С. 50-52.
4. Загидуллина, М. В. Журнализм и вызовы современных технологий: Net-мышление как новый виток развития человеческих способностей [Текст] / М. В. Загидуллина // Вестник Челябинского государственного университета. -2015.-№ 5 (360). - С. 20-25.
5. Казеева, А. А. Влияние средств массовой коммуникации на сознание и поведение молодежи как проблема медиапедагогики [Текст] / А. А. Казеева, К. В. Киуру // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2014. -№2 (14). - С. 19-23.
6. Корконосенко, С. Г. Журналистское образование: потребность в педагогической концептуализации [Текст] / С. Г. Корконосенко // Международный журнал экспериментального образова-ния.-2013.-№ 1.-С. 38-41.
7. Мисонжников, Б. Я. Мультимедийный потенциал качественной прессы [Текст] / Б. Я. Мисонжников, Н. А. Павлушкина // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. - 2016. -№ 1.-С. 142-156.
8. Нигматуллина, К. Р. Журналистское образование и вызовы профессиональной среды [Текст] / К. Р. Нигматуллина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 27. - № 18. - С. 225-229.
9. Печищев, И. М. Образовательные технологии новых медиа [Текст] / И. М. Печищев // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. И. Ломоносова, 2017,- С. 444-445.
10. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. -2015.-№3.-С. 213-218.
11. Тулупов, В. В. Какое будущее ждет журналистское образование? [Текст] / В. В Тулупов // Журналист. Социальные коммуникации. - 2014. -№1 (13). - С. 6-18.
MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING STUDENTS IN ONLINE JOURNALISM
HradziushkaA. A., Belarusian State University, Minsk, webjourn@gmail.com
The article examines the state and prospects of development in the system of journalism education in the Republic of Belarus. Relevant issues of modernization of contents and forms ofpreparation of modern journalists are raised. The relevance of teaching online journalism in the framework of training, retraining and advanced training of professional staff media is substantiated It is stressed that modern journalism is experiencing the significant impact of technological factors. The article shows the role of the mobile Internet in the transformation of media space and professional competence of the journalist. The analysis of the digital strategies of the leading online media in Belarus in terms of digitalization is given. The study registers a crisis of print media and the constant growth of social media which shifted into a special type of media space. Different views on journalism education, methods of teaching journalism courses and their methodological support are under consideration. The author analyzes the content of online journalism as an academic discipline and its relationship with other disciplines of the curriculum at the Belarusian State University.
Keywords: journalism, the system ofjournalist training, pedagogy ofjournalism, media education, competencies, media trends, digitization, digital technology, mobile internt, social media.
References
1. Antropova, V. V. and Morozova, A. A. (2015) Teksty social'nyh setej s tochki zrenija mediabezopasnosti: kul'turno-rechevoj aspekt [=Media safety in texts of social nets: speech cultural aspects], in: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], no. 20 (375), pp. 17-22. (In Russ.).
2. Bodrunova, S. S. (2013) Mediarynok Velikobritanii i gazetnyj krizis: strategii vyzhivanija gazet v period digitalizacii mediaproizvodstva [=Media Market of Great Britain and Newspaper Crisis: Survival
Strategies of Newspapers During Media Production Digitalization], in: Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [=Economic Revival ofRussia], No. 4 (38), pp. 129-142. (In Russ.).
3. Gradyushko, A. A. (2016) Pechatnye SMI Respubliki Belarus' vjepohu novyh media [=The Print Media of the Republic of Belarus in the Era of New Media], in: Vek informacii [=Information Age], no. 2, pp. 50-52. (In Russ.).
4. Zagidullina, M. V. (2015) Zhurnalizm i vyzovy sovremennyh tehnologij: Net-myshlenie как novyj vitok razvitija chelovecheskih sposobnostej [=Journalism and Challenges of Modern Technologies: Netthinking as aNew Period of Human Abilities Development], in: VestnikCheljabinskogogosudarstvennogo universiteta [=Bulletin ofthe Chelyabinsk State University], no. 5 (360), pp. 20-25. (In Russ.).
5. Kiuru, К. V. and Kazeeva, A. A. (2014) Vlijanie sredstv massovoj kommunikacii na soznanie i povedenie molodezhi как problema mediapedagogiki [=Influence of Mass Media on the Consciousness and Behavior of Young People as a Problem Media Education], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [=Sign: the Problematic Field of Media Education], no. 2(14), pp. 19-23. (In Russ.).
6. Korkonosenko, S. G. (2013) Zhurnalistskoe obrazovanie: potrebnost' v pedagogicheskoj konceptualizacii [=Journalism Education: Need for Pedagogical Conceptualization], in\ Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [international Journal of Experimental Education], no. 1, pp. 38-41. (InRuss.).
7. Misonzhnikov, B. Ya., Pavlushkina, N. A. (2016) Mul'timedijnyj potencial kachestvennoj pressy [=Multimedia potential of high-quality press], in: Sovremennaja periodicheskaja pechat'v kontekste kommunikativnyh processov [=Current periodicals in the context of communication processes], no. 1, pp. 142-156. (In Russ.).
8. Nigmatullina, K. R. (2015) Zhurnalistskoe obrazovanie i vyzovy professional'noj sredy [=Journalism education and the challenges of the professional environment], in: Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [=Scientific statements of Belgorod State University. Series: Humanities], Issue. 27, no. 18, pp. 225-229. (In Russ.).
9. Pechischev, I. M. (2017) Obrazovatel'nye tehnologii novyh media [=Educational Technology New Media], in: Zhurnalistika v 2016 godu: tvorchestvo, professija, industrija. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [=Journalism in 2016: work, profession and industry. Collected materials ofthe international scientific-practical conference], Moscow, pp. 444-445. (In Russ.).
10. Simakova, S. I. (2015) Tendencii vizualizacii zhurnalistskogo kontenta v sovremennyh SMI [=Trends of the Visualization in Journalistic Content of Modern Media], in: Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova. [=Bulletin of the North Ossetian State University of Costa Levanovich Khetagurov], no. 3, pp. 213-218. (In Russ.).
11. Tulupov, V. V. (2014) Какое budushhee zhdet zhurnalistskoe obrazovanie? [=What future for journalism education?], in: Zhurnalist. Social'nye kommunikacii [=Journalist. Social communications], no. 1 (13), pp. 6-18. (InRuss.).
Градюшко Александр Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры ме-диалогии и веб-журналистики, Белорусский государственный университет, Минск.
webjourn@gmail.com