ТРАДИЦИОННАЯ КОРЕЙСКАЯ БНМАГАХАНДЖИ
Попробуйте хотя бы на миг представить себе жизнь без бумаги. Пожалуй, это совершенно невозможно, как невозможно представить себе существование без воды, еды и других явлений, формирующих само бытие человечества. На особую роль бумаги указывают многочисленные авторы: «На Востоке бумагу называли кладовой мудрости, ... в то время как на Западе высоко ценили бумагу, с помощью которой создается все новое и в то же время не забывается старое»1.
В нашем исследовании речь пойдет только о бумаге, сделанной вручную. Ручное изготовление бумаги освоили в Древнем Китае. «Первым человеком, в 105 г. н. э. разработавшим технологию производства бумаги, называют некого Чхэрюна (в китайской транскрипции - Цай Лунь)»2. Китайская историческая литература свидетельствует, что Цай Лунь создал свою бумагу из волокон шелковичного (бумажного) дерева.
В результате пропаривания и варки древесной коры получали сильно размягченные, но без нарушения оригинальной структуры лубяные волокна. После длительного промывания в чистой проточной воде материал помещали на массивную каменную плиту и отбивали специальными деревянными колотушками, получались отдельные и достаточно тонкие волокна. Затем их смешивали с водой, доведя до консистенции жидкой кашицы. В полученную массу добавляли склеивающую основу (сок из корней и листьев некоторых растений), это делалось для того, чтобы впоследствии краски и чернила не просачивались на оборотную сторону бумаги. Для отливки бумажного листа применяли специальные черпальные формы, представлявшие собой деревянные рамы со съемными бортиками, на которые была натянута тонкая шелковая сетка. Мастер зачерпывал формой из чана нужное количество жидкой кашицы и равномерно распределял ее по поверхности сетки, покачивая раму из стороны в сторону над чаном. Вода стекала сквозь сетку, а волокна переплетались между собой, образуя бумажный лист. Затем раму переворачивали, сырой лист вываливался на ткань, сверху на него клали новый отрез ткани, процедуру повторяли многократно, чередуя бумагу и ткань. Стопу из двух - трех десятков листов придавливали гнетом, а затем подсушенные листы вывешивали на веревках.
В наши дни этот же, по сути, принцип лежит в основе современного производства даже на самых крупных бумагоделательных машинах - за минувшие 2 тыс. лет радикальных изменений в изготовлении бумаги из растительных волокон не произошло.
Китайцы ревностно оберегали секрет выделки бумаги, лишь несколько столетий спустя он стал известен корейцам, а в 610 г. секрет производства бумаги корейский монах Тамджин привез в Японию.
М./З. dfuneMemco, M.J. Сон, U.d. Жолапош/ла/сов ------------------------
В Корее существует собственная традиционная бумага, она изготавливается вручную и называется «ханджи». В переводе с корейского это слово означает буквально: «корейская бумага», этим термином именуют все сорта традиционной корейской бумаги, изготавливаемой из коры тутового (шелковичного) дерева3. Китайскую бумагу в Корее называли «хваджи», а японскую
- «еэджи», под иероглифом «вэ» в данном случае подразумевается «Япония», поскольку в древности корейцы называли Японию государством Вэ.
Производство ханджи в эпоху трех государств
и в Объединенном Силла
Исследователи пока не могут совершенно точно определить, когда в Корее началось производство ханджи, но склонны видеть его ещё в глубокой древности. Заимствовав у Китая технологию производства бумаги, корейцы развили это искусство, добившись превосходного её качества.
Существует несколько версий относительно истории появления и развития бумажного производства в Корее, все они охватывают период со II по
VII в. н. э. Согласно одной из них название сырья для производства ханджи (тутовое дерево чо) в Китае со II в. до н. э. по II в. н. э. произносилось как «tog» или «tiag». Соответственно и в Корее оно именовалось «tag», затем появилось слово «хун» и, наконец, после VI в. закрепилось название «чо»4. Такие лексические изменения отражают проникновение бумажного производства из Китая в Корею в конце II в. и дальнейшее его совершенствование на основе местных ресурсов со II по VI в.
Другая теория утверждает, что в период существования китайской префектуры Лолан (кор. - Аннан), на Корейском полуострове в конце III в. местные жители познакомились с бумажным производством через посредничество китайских переселенцев. Доказательством этого служит артефакт из захоронения Чхехёпчхон (пров. Южн. Пхёнан), обнаруженный в 1931 г.: шкатулка для письменных принадлежностей с набором кистей и красок для рисования, а также с обрывком бумаги. Найденная в Чхехёпчхоне бумага по прошествии веков утратила первоначальный вид, разбухла от влаги и стала похожей на бесформенный ком, поэтому сложно утверждать, что именно она и есть первая корейская бумага. Вопрос остается открытым, но широко известно и исторически задокументировано, что в 285 г. н. э. одно из трёх древних корейских государств Пэкче даровало правителю Японии так называемое «Пособие из 1000 иероглифов», составленное Чу Хынса и представляющее собой однотомное пособие по китайской письменности и каллиграфии для начинающих, в нем автор «буквами расписал транскрипцию тысячи китайских иероглифов»5. Со дня изобретения бумаги Чхэрюном минуло уже 180 лет.
Возможность появления бумажного производства в Корее подтверждается и тем, что в III - IV вв. на полуострове осело много переселенцев, бежавших из Китая, спасаясь от феодальной междоусобицы. Развитие бумажного дела в Корее могло начаться под влиянием тех из них, кто владел этим искусством. Есть указания на бумажное производство на полуострове и в японских летописях, так «Нихонги» («Летописи Японии») отмечают, что на момент передачи Японии «Пособия из 1000 иероглифов» бумага в Китае вытеснила все другие материалы для письма, и привезенные в островную империю книги были выполнены на бумаге. Существенную роль в развитии
бумажного дела сыграло распространение буддизма в эпоху Самгук - период трёх древних государств Кореи (IV - VII вв. н. э.), его популяризация была связана с изданием многих книг буддистского толка, особенно в Пэкче.
Учитывая приведенные выше факты и исторические материалы, можно предположить, что в Корее бумага стала известна после 200 г., но не позднее 285 г. н.э. Обобщение различных данных даёт основание утверждать, что бумажное производство здесь сложилось в период II - IV вв. Некоторые теории переносят появление бумаги в Корее на VI - VII вв., приводятся следующие аргументы. Во-первых, древнее корейское общество в этот период активно осваивало конфуцианскую систему, а значит развивалось образование, требовавшее письменных материалов - туши и кисточек для письма, а также собственно бумаги. Местное производство туши и кистей зародилось в государстве Силла в VI в. Во-вторых, имеются археологические доказательства местного производства бумаги: внутри статуи Будды монастыря Пул ъгукса был найден свиток буддийской сутры «Мугучонгвандэ таранигён», датируемый 751 г., что свидетельствует о производстве бумаги в Корее. В-третьих, известны исторические записи о том, что в 610 г. ко-гурёский посол по имени Тамджин передал Японии знания об изготовлении книг, бумаги, туши, о других достижениях.
Таким образом, даже не признав раннее появление бумажного производства в Корее в период II - IV вв., мы не сможем отказать стране в обладании данным техническим достижением, по крайней мере, в VI - VII вв.
Известно, что в Китае древние мастера делали бумагу, отделяя длинные волокна при помощи округлого камня. В Корее также использовали камень, это говорит о том, что данный способ изготовления бумаги был заимствован у китайцев. Очевидно, что на раннем этапе на полуострове сосуществовало производство корейской (ханджи) и китайской (хеаджи) бумаги. После
VIII в. корейские мастера изменили технологию: волокна уже не измельчали по китайскому примеру, а отбивали колотушкой.
Большинство корейских исследователей согласны с тем, что эпоху Самгук следует признать «временем возникновения национального бумажного производства в Корее»6. До этого здесь имитировались китайские приемы её изготовления, но в период трёх государств возникло собственное производство корейской бумаги ханджи. К сожалению, практически не осталось исторических материалов, которые позволили бы судить об искусстве бумажного производства того времени.
Предполагается, что технология бумажного дела в Корее варьировалась в силу географических особенностей отдельных районов страны. На холодном севере сложно было культивировать тутовые деревья, и здесь на производство бумаги шла конопляная пенька. Юг полуострова идеально подходит для выращивания шелковицы, что дает возможность приготовить бумажное волокно очень хорошего качества. В силу этих причин мастера Когурё специализировались на изготовлении «обычной» бумаги из конопляного волокна, а Пэкче и Силла славились высококачественными сортами ханджи.
Центрами бумажного производства стали столицы Когурё, Пэкче и Силла. Объяснить географию распространения этого ремесла не сложно: в столицах и окрестностях проживала аристократия, выступавшая главным потребителем бумаги. Образцов бумаги, произведенной в Когурё и Пэкче,
не обнаружено, но в распоряжении современных ученых есть ханджи превосходного качества из Силла.
Самым древним из сохранившихся образцов корейской бумаги является запись буддийской сутры «Мёпомнёнхвагён» / «Баёёкагтарипёапкаяйга» (национальное достояние № 185, Корейский национальный музей, г. Сеул), осуществленная в Когурё на силланской ханджи в первой половине VII в. Текст сутры написан на бумаге высочайшего по тем временам качества, при её изготовлении древесные волокна отбивали колотушкой, не разрезая, а затем измельчали особым способом. К середине VII в. корейские бума-годелы имели уже достаточно большой собственный опыт, как отмечают южнокорейские исследователи, «...минули те времена, когда технология производства бумаги копировалась у китайцев»7.
При производстве бумаги в Когурё и Силла широко использовалась технология химической варки и отбеливания. Такая бумага получалась однородной по структуре, чем существенно отличалась от китайских аналогов. С начала VII в. начали применять способ, заимствованный у Китая, при котором волокна резали при помощи ручной мельницы, но впоследствии в Корее перешли на местную технологию, позволявшую отбеливать длинные волокна без их предварительного измельчения. С тех пор и по сей день этот способ является основным для традиционного бумажного производства ханджи. Корейская бумага отличается особой плотностью и прочностью, что связано с сохранением длины исходного волокна.
Силланские мастера объединили различные методы и к VIII в. освоили производство нескольких разновидностей корейской бумаги: пжчху, керимджи и других. Центром бумажного дела Объединенного Силла (668
- 935 гг.) являлся столичный район Кёнджу, специализировавшийся на качественной беленой бумаге пжчху. Она полностью удовлетворяла административным и образовательным потребностям силланского общества.
Бумага пжчху была широко известна как внутри страны, так и за её пределами. Она высоко ценилась даже на родине ремесла - в Китае. Японский историк бумажного дела С. Яги отмечает, что именно «силланская пжчху отличалась настолько удивительным качеством, что её нельзя сравнить ни с какой другой бумагой, а с тех пор, как она попала в Китай, ее считали драгоценным материалом»8.
Упомянутый выше буддийский манускрипт «Мугучонгвандэ тара-нигён» (национальное достояние № 196, Корейский национальный музей, г. Сеул) первая в мире работа с гравюрным изображением, напечатан на пэкчху уникального качества, произведенной из тутового дерева. С середины VIII в. бумага подвергалась особой химической выварке, благодаря чему достигался её белоснежный оттенок, такая ханджи получила название «керимджи». Именно на ней была напечатана известная буддийская сутра «Пжчимуксохваомгён», датируемая 755 г.
Бумажное производство в Корё (918 - 1392 гг.)
В эпоху Корё власти провели учет и «стандартизацию» ремесленников и мест производства бумаги. С этого времени получила распространение многослойная бумага, поскольку в ущерб эстетическим качествам ханджи возросли требования к её прочности. Лучшим сырьем для производства прочной плотной бумаги оставалось тутовое дерево, феодальное руководство
Кореи стимулировало ввоз шелковицы из Китая и местное производство. Кроме того, корейские мастера активно экспериментировали с различным иным сырьем.
По всей стране в районах с благоприятными климатическими условиями были открыты государственные мастерские по производству бумаги (кор. - «чисо»). Каждая мастерская специализировалась на изготовлении бумаги определенного сорта, причем название ей давали в соответствии с видом сырья, которое использовалось при производстве. Так, в провинции Чхунчхон из батата делали бумагу маголъджи, в Чолла - коджонджи (из рисовой соломы), в Канвоне и Кёнсане - юмокчи (из молодых побегов и листьев ивы)9. Новые сырьевые материалы и оригинальные приёмы их переработки позволили ремесленникам создавать не только привычную белоснежную ханджи, но и бумагу с жёлтыми, красноватыми и даже чёрными оттенками. Изготовленная в Корё бумага отличалась также особой прочностью и большим сроком службы, при этом сохранялось традиционное производство белоснежной ханджи.
В корейской летописи «Корёса» / «История Корё» нередко встречаются свидетельства о том, что государство поощряло посадку и культивирование тутовых деревьев и прочего растительного сырья для бумажного ремесла. Производство сырьевых материалов находилось под контролем специальных инспекторов. В годы правления вана Мёнджона (1171-1197 гг.) особое отношение властей к бумажному производству получило законодательное подкрепление, оно было объявлено исключительной государственной монополией. Мастерские и мастера вносились в государственный реестр, вся продукция строго учитывалась и сдавалась государству. Примечательно, что в отличие от многих других видов ремесла, люди, имевщие отношение к изготовлению бумаги, не только были записаны в специальной книге подворных записей, но и занимали достаточно высокое общественное положение. Таким путем шло формирование особой «бумажной» политики феодальных властей, направленной на стимулирование и контроль над производством ханджи в Корее.
Способы производства бумаги. В качестве сырья для производства бумаги использовались как волокна тутового дерева, так и другие материалы. При их варке для получения целлюлозы использовали известь, а при очистке целлюлозы - различные химические ингредиенты. В качестве инструментов и орудий производства применялись: большой чан для варки целлюлозы, набор для отбеливания и деревянная рама с натянутой на нее сеткой. Метод отбивания волокон называли «точхимпоп» либо «чхуджипоп». Сначала волокно опускали в воду, затем отбивали его большой колотушкой, при этом максимально проявлялись умение и сноровка мастера. Отбивание - очень важная стадия производства бумаги, поскольку длинные волокна тутового дерева не разрезались, а использовались в своем первоначальном виде. Данный процесс позволял повысить гигроскопичность волокон, удалить различные дефекты (ворсинки, прочий мусор), «заделать» пустоты между ними, и в итоге получалась бумага с гладкой, блестящей поверхностью.
В ходе отбивания волокон через каждые 10 слоев бумагу смачивали водой до тех пор, пока первый лист не становился влажным, этот процесс повторяли несколько раз и складывали листы друг на друга. Когда высота стопки достигала ста листов, ее разделяли на дюжины, клали на ровную,
//
гладкую доску и придавливали большим камнем, по прошествии суток бумага полностью пропитывалась влагой. Затем по ней стучали большой колотушкой 200 - 300 раз, нижние листы бумаги склеивались, из ста листов примерно 50 становились сухими, другие 50 - оставались влажными. Слои высохшей и сырой бумаги чередовали между собой, после чего снова отбивали 200 - 300 раз. Потом бумагу сушили в тени в течение полусуток, снова складывали листы в стопку, отбивали 3-4 раза, в результате из них удалялась абсолютно вся влага.
После всех этих манипуляций проверяли её толщину, ещё немного стучали по ней, теперь получалась светлая, блестящая промасленная бумага. Этот способ, при котором листы бумаги отбивали, чередовали между собой, очень трудоёмкий, он требует исключительно ручных усилий. В результате бумага ханджи получалась блестящей, плотной, без дефектов, а её поверхность - абсолютно чистой и гладкой10.
Сорта бумаги. Наиболее известными сортами корёской бумаги были: плотная и прочная санхваджи; тонкая и красивая сонджаджи, которая использовалась для изготовления вееров; необычайно прочная кемунпхёджи; удивительно белая и мягкая пэнмёнджи. Производились они в провинциях с развитой культурой тутового дерева: Кёнги и Кёнсан.
Высоко ценились несколько разновидностей ханджи, изготовленной с применением коры различных деревьев от дуба до ивы: сокчхуджи, кёнджи, ачхонджи. Она отличалась особой текстурой и легким узором поверхности, её очень высоко ценили в Китайской империи. Особая ручная переработка коры требовала труда не простых наёмных рабочих, а ремесленников-спе-циалистов, бумага получалась плотной, прочной, блестящей, с гладкой, как шёлк, поверхностью и необычным узором.
Оригинально выглядела бумага пэкчхуджи: она была плотная по текстуре, довольно толстая с блестящей матовой поверхностью. Для производства такого сорта применяли особый режим вымачивания и сушки. Помимо вышеназванных существовало не менее двух десятков иных сортов ханджи: санпэкджи, сахонджи, самчхонджи, кёнянджи, чхонджаджи, кымпунджи, чхонджи и многие другие.
Применение. Бумага в Корё пользовалась повышенным просом, она шла не только на удовлетворение разнообразных текущих потребностей, но и на реализацию масштабных проектов, связанных с изданием религиозной и официальной литературы. В период правления вана Хёнджона (1020
- 1038 гг.) несколько раз переиздавались буддийские сутры «Пхалъмантэд-жангён» и «Сокчангён», при ване Чонджоне (1035 - 1046 гг.) - сборники буддийских текстов «Янхансо» и «Тансо», при Мунджоне (1047 - 1182 гг.)
- различные книги и религиозная периодика. На 23 г. правления вана Ин-дона (1123 - 1146 гг.), в 1145 г., вышло знаменитое 50-томное историческое сочинение Ким Бусика «Самгук саги» / «Исторические записи трёх государств». Такая политика корёских властей стимулировала спрос на бумагу, и её производство достигло «...небывалых объемов»11.
На бумаге писали буддистские, медицинские, исторические тексты, различные книги, использовали её в качестве подарка и материала для печати денег. Поскольку бумага была дорогой, население каждой провинции облагалась «бумажной» податью. Помимо традиционных для европейского мышления направлений бумагу в Корее широко применяли в производстве
-----------------М./З. dfuneMemco, M.J. Сон, U.d. Жолакйкцла/сйв
вееров и зонтов, дорогие её сорта преподносили в качестве подарка. Режим вассальных отношений, существовавший между Кореей и Китаем, подразумевал даннические поставки дорогих сортов ханджи в Пекин.
Характерно одно из заблуждений, бытовавших в имперском Китае и связанных с привезенной из Корё бумагой. В Китай отправляли ханджи самого отменного качества, прежде всего, прочную кемунпхёджи и удивительно белую пэнмёнджи. Такого качества бумагу в Китае не производили, и здесь сложилась убежденность, что корейцы делают её не из древесины тутового дерева, а из шелковичных коконов, поскольку ханджи обладала потрясающей прочностью и блеском. Китайцы утверждали: «поскольку корёская бумага делалась из шелковичных коконов, она получалась очень белой и прочной, при письме хорошо впитывала тушь»12. Строительство и ремонт дворцов китайской знати требовали большого количества кемунпхёджи, которой после пропитки воловьим жиром заклеивали окна. Кемунпхёджи практически не пропускала влаги и не боялась инея или сильных ветров. Государственные ведомства использовали пэнмёнджи для записи наиболее важных указов и распоряжений, в том числе императорских, особенно полюбилась она придворным каллиграфам и поэтам Китая13.
Особые писчие качества ханджи подчеркивал известный корейский мыслитель XVII в. Пак Чивон: «Самое главное - ханджи хорошо впитывает тушь, но буквы не расплываются, бумага плотная, чтобы ее разорвать, нужно приложить усилия». Он указывает на технологические сложности производства: «Плохо то, что, если не отбить волокна как следует, бумага получается грубой, на ней трудно писать, если же отбить слишком сильно, поверхность бумаги получается очень гладкой, кисть для письма скользит, тушь плохо впитывается»14.
Бумажный и печатный бум XI - XII вв. сменился длительным застоем, когда в конце XII в. Корейское государство приходит в упадок и лишается суверенитета в условиях монгольского владычества. Спад производства сопровождался ухудшением общественного статуса производителей бумаги, сокращением земельных площадей, отведенных под выращивание тутовых деревьев.
Бумажное производство в королевстве Чосон (1392 - 1910 гг.)
Развитие бумажного производства в королевстве Чосон сопровождалось учреждением специальных органов контроля, совершенствованием сырьевой базы и технологий, а также расширением области применения бумаги.
С проведением целого комплекса реформ в области политики, экономики и культуры и повышением интереса к национальным культурным ценностям связано открытие централизованных мастерских по производству бумаги и восстановление государственной монополии над отраслью. Во время правления вана Седжона (1419 - 1450 гг.) бумажные мастерские получили официальный статус государственных. В 1415 г. были учреждены органы, которые напрямую ведали производством бумаги - «чоджисо». Они контролировали технологические процессы, определяли его объемы, следили за эффективностью снижения затрат. Правительство предприняло меры по поставкам различного сырья, чтобы обеспечить рост бумажного производства, по стандартизации бумаги и её качества, начались целенаправленные исследования в области улучшения качества продукции. О возросшей роли
бумажного производства в системе корейского ремесла XV - XVI вв. свидетельствуют данные учета мастеров: количество лиц, занятых в производстве бумаги, составляло порядка 22,5% от общего числа всех ремесленников15.
В государственных ведомствах серьезно озаботились восстановлением производства тех сортов бумаги, которыми славилось Корё. Основным сырьём для ханджи оставалось тутовое дерево, однако было бы неверно утверждать, что бумагу делали исключительно из него. Фактически в качестве сырья для бумаги можно использовать любое растение, поэтому сырье становится разнообразным, и наблюдается тенденция к упрощению технологии. Производству бумаги придавали большое значение на государственном уровне, специально выделяли поля для выращивания тутовых деревьев. Для совершенствования качества бумажной продукции заимствовались японские технологии, закупалось некоторое японское сырье и химические материалы.
Основной продукцией отрасли была бумага для производства книг, шляп и других головных уборов, ширм, зонтиков, вееров, шкатулок и прочих бумажных изделий, половых покрытий, бумаги для оклейки окон и стен, для рисования и письма, бумага нашла применение во многих областях, она стала подлинным товаром повседневного обихода.
Корейская бумага оставалась качественной: белая, блестящая, тонкая, но при этом прочная, она идеально подходила для книгоиздания. В XV -XVI вв. ханджи славилась, как и прежде, но рост спроса на бумажную продукцию и тяжелая обстановка в стране после Имджинской войной с Японией (1592 - 1598 гг.) привели к ряду негативных последствий. В частности, из-за недостатка тутового сырья его смешивали с иными материалами: соломой, ячменем, тростником - это отрицательно сказывалось на качестве ханджи.
Способы производства бумаги. В начале эпохи Чосон использовали традиционные растительные культуры, прежде всего тутовое дерево. По прошествии времени его стало катастрофически не хватать, поэтому пришлось использовать листья табака, рисовую солому, кору и листья сосны, ивы, дуба, мох, коноплю и другие растения; все это смешивалось в различных комбинациях, и в результате получалась низкосортная бумага, не имевшая ничего общего с традиционной ханджи. Подобную бумагу делали из того сырья, которым был богат конкретный регион страны.
Японский способ изготовления бумаги, внедренный при Седжоне, мало отличался от корейского, примечательно только, что в производстве использовали материалы, завезенные из Японии. Корейцы стали применять и китайскую технологию «хеаджипоп», при которой полуфабрикат придавливали большим плоским камнем, таким образом научились выделывать чрезвычайно тонкую бумагу.
Творческий поиск корейских мастеров позволил усовершенствовать собственные приемы с тем, чтобы изготавливать оригинальные сорта ханджи. Такого рода технологии описаны во многих экономических трактатах XVI - XVII вв., например, в «Саллим кёндже» / «Лесная промышленность» Хын Мансона, касающемся бумажного производства: «На второй месяц по лунному календарю в сухую землю высаживали семена вяза; на зиму, чтобы не перемерзли, их укрывали картофельной ботвой; по прошествии трёх лет ростки подрезали, а осенью, когда листья желтели, их срезали
и сдирали с них кору. В процессе химической варки черной коры (хыкпхи) применяли древесную, ячменную, соломенную золу, а также золу, полученную из раковин двустворчатых моллюсков. После этого получали «светлую» кору (пэкпхи), которую вновь проваривали с использованием одного из вышеназванных природных алкалинов; полученную массу несколько раз промывали, замочив в речной воде, воду сливали, затем отбивали волокно колотушкой, подвергали химической варке в большом чане. Затем добавляли в них слизистый секрет, получаемый из коры и корней вяза в качестве «склеивающего» элемента. Образовавшуюся массу тщательно перемешивали, зачерпывали ее сеткой, через отверстия в которой стекала вода, и в результате формировалось полотно. На сырую бумагу сверху клали доску, придавливали чем-нибудь очень тяжелым, удаляя по возможности всю влагу, после чего сушили, расстелив ее на большом плоском камне (валуне), доске, на лугу или же в доме на полу, растопив печь. Затем, обработанную таким образом бумагу, подвергали окрашиванию. Для этого использовали различные красители растительного происхождения. Существовал способ, при котором непосредственно перед отделением листов в кашицу добавляли определенный краситель, в зависимости от желаемого цвета. Для получения алого оттенка использовали сок хурмы, т. е. до отделения на листы в кашицу добавляли сок, варили, и только потом делали бумагу. Для достижения красного цвета окрашивали, вылив сок ягод непосредственно на бумагу. Для синего цвета использовали растение индиго. Так же, как и при получении алого цвета, его добавляли в древесную массу, после окрашивания которой делали бумагу. Непосредственно перед тем, как отделить листы, их сверху смазывали соком. Для получения жёлтого оттенка использовали сок куркумы»16.
Сорта бумаги. Сорт и название определялись сырьем, толщиной, длиной, шириной, цветом, внешним видом и областью применения. Согласно историческим источникам в королевстве Чосон производились следующие сорта бумаги:
♦ с точки зрения сырья:
чоджуджи (из тутового дерева), санджи (из шелковицы), пэктхэджи (из смеси тутового дерева со мхом), сонпхиджи (из коры сосны), юопчи или юмокчи (из ивовых листьев и побегов), иджи (из волокнистых луговых трав), маголъджи (из мякоти батата), нохваджи (из тростника), моджолъ-джи (из ячменной соломы), коджонджи (из рисовой соломы);
♦ по цвету:
солъхваджи (белая, как снег), пэнноджи (белая, как молоко), чукчхонд-жи (белая, как сердцевина бамбука, очень тонкая, но прочная), сэккалъджи (цветная);
♦ по области применения:
чамунджи (покрывалась лаком, служила в качестве дощечки для чистописания), понпончи (специальная бумага для ведения королевской документации), сехваджи - (для рисования картин с пожеланиями счастья в Новом году), чханходжи / кёнъянджи / пёлъванджи / самчхопчи (для канцелярских нужд), пхёнчаджи (тонкая, беленькая, чистая, гладкая, идеально подходила для изготовления вееров и бумажных змеев), кемокчи (для написания указов вана), пэкчи / чханджи (книги, упаковка для лекарств, оконная бумага, обои, раздвижные двери, бумага для оклейки стен и пола), ондолъджи (для
покрытия пола в доме с традиционной системой отопления ондоль), кон-мулъджи (скатерти, платки, книги, флаги), тэсанджи (обои, раздвижные двери, книги);
♦ по месту производства:
моджолъджи, пхёджи, торёнджи, анджи, пэкчуджи, санчуджи, чхан-джи (провинция Кёнсан); коджонджи, пхёджонджи, чамунджи, чубонд-жи, пхибонджи, согеджи, чхунмунджи, торёнджи, чунпокчи, санпхёджи, анджи, сехваджи, хеаякчи, санчуджи, юдунджи (провинция Чолла); ма-голъджи (Чхунчхон); хюджи (Канвон)17.
Отказ от исключительного использования тутовой древесины при производстве ханджи, включение в состав бумажного «теста» иных растительных компонентов не могли не сказаться на качестве корейской бумаги. Это было отмечено даже в Китае, всегда высоко ценившем привезенную с полуострова бумагу: «То, что бумага из Чосона грубая и плотная, несомненно, её достоинство, но её трудно разорвать, и она не подходит для рисунков и каллиграфии»18.
Традиции бумажного производства с конца XVI в. утрачивали былое значение, государство пыталось компенсировать свои финансовые трудности за счет интенсификации поборов; не остались в стороне и мастера-бу-магоделы, давление на них со стороны властей усилилось, рядовые корейские мастера утратили творческий характер, постепенно это производство пришло в упадок. В середине XVII в. оно сохранилось преимущественно в буддистских храмах, половину государственного заказа на бумагу обеспечивали именно они. В дальнейшем ситуация ухудшилась настолько, что в конце эпохи Чосон ханджи практически не производилась, и в страну её импортировали из Китая и Японии.
Производство бумаги в колониальной Корее (1910 - 1945 гг.)
Механизм управления бумажным производством Кореи, действовавший в первой половине XX в., сложился в ходе административной реформы 1882 г., он был сохранен и японскими колонизаторами. В стране были закрыты все филиалы ведомства по надзору за бумажным производством, действовавшие в основных местах изготовления ханджи. Вместо них появилась единая центральная служба, осуществлявшая надзор за предприятиями по производству и реализации бумаги. Государственная монополия официально была упразднена, однако контрольные функции государства в сфере бумажного дела сохранились. С введением мер по усовершенствованию техники производства бумаги и поощрению выпуска бумажной продукции, для того чтобы стабилизировать цены на сырье, была проведена политика, в рамках которой поощрялось выращивание тутовых деревьев, открытие коллективных хозяйств и производственных организаций, исследования по улучшению качества и ассортимента продукции.
Захватившие Корею в 1910 г. японцы в целом продолжали такую же «бумажную» политику. С 1912 г. в генерал-губернаторстве Чосон действовала Опытная станция по производству бумаги, в 1915 г. при ней были учреждены промышленные курсы. Общим контролем ведало колониальное Управление по химической промышленности. Опытная станция изучала исходное сырьё и готовую продукцию. На курсах вели подготовку специалис-тов-технологов нижнего и среднего звена, читали лекции по практическому
применению современного оборудования, обеспечивали повышение квалификации специалистов, в том числе и в области производства уникальной
ханджи.
Главное направление заключалось в массовом производстве промышленных сортов, но уделялось внимание и совершенствованию изготовления ханджи, первоочередной задачей которого была стандартизация и модернизация как используемых материалов (закупка семян в Китае), так и собственно процесса производства бумаги (его технологии) и готовой продукции. При этом большое внимание уделялось поддержке и поощрению закупок новейшего оборудования: форм для печати, сушильных аппаратов, баков для химической варки сырья и т. д. Была предпринята попытка производить в Корее японскую бумагу вэджи, которая была достаточно дорогостоящей по себестоимости. Благодаря модернизационным мерам колониальной администрации удалось существенно увеличить производство древесной пульпы и число предприятий по производству бумаги. Снижение себестоимости сырья привело к тому, что с 1920-х гг. в качестве сырья при производстве ханджи впервые применяли смесь из древесной пульпы.
Способы производства. В области производства бумаги произошли существенные изменения: в качестве активных химических веществ на стадиях химической варки и отбеливании использовали соду и другие искусственные отбеливатели, при дублении вместо колотушки теперь применяли механический пест, появились специальные формы для сухой печати. Модернизация производства положительно сказалась на процессе изготовления бумаги и её качестве. Помимо тутового волокна, которое по-прежне-му оставалось основным сырьем, использовали и другие виды шелковицы, огуречное дерево, рисовую солому и прочие материалы. В качестве клеевой основы использовали секрет корней вяза, который добавляли к древесной пульпе после вымачивания в воде.
Ханджи в современной Корее
В XX в. в Корее, безусловно, преобладает бумажное производство европейского типа, на смену натуральному сырью и ручному труду пришли машины и химические вещества. Однако традиционная корейская бумага по-прежнему производится, несмотря на существование проблемы примитивного и устаревшего способа её изготовления. Большая роль ручной работы и затраты рабочего времени делают ханджи достаточно дорогой, кроме того кустарное производство не дает возможности производить много бумаги. Производство ханджи стало стремительно вытесняться на внутреннем рынке, но южнокорейское общество и государство прилагают существенные усилия для сохранения национального наследия, в том числе и уникального производства ханджи.
Сорта бумаги. По данным 1990 г. в Южной Корее насчитывалось порядка 40 сортов бумаги ханджи, при этом все, за исключением коджонджи (бумага из рисовой соломы), производились из волокон тутового дерева19. Все современные разновидности традиционной бумаги (чханходжи, сагод-жи, юсамджи, тхэмипунджи, саннэджи, вансанджи, капхёнджи, кёнянд-жи, коджонджи) имеют образное собирательное название «пэкчи».
Старинная корейская поговорка гласит, что «требуется 99 прикосновений человеческих рук, чтобы сделать один-единственный лист ханджи;
и когда человек достает листок ханджи, чтобы использовать его в каких-либо целях, это есть сотое и последнее прикосновение». Вот почему синонимом ханджи является слово «пэкчи», что в переводе с корейского буквально означает «бумага ста прикосновений»20.
Назовем наиболее известные сейчас разновидности ханджи:
♦ чанджи, сравнительно плотная, подразделяется на сорта тхэджанд-жи, ёнчханджи, тэджанджи, нонсонджи, иммуджи, сохуджи, веджанд-жи, сиджонджи;
♦ какчи, плотная и прочная по текстуре двухслойная бумага, к данному типу относятся сорта собёлъджи, тэкакчи, чамунджи.
♦ хванджи / хеанходжи, плотная бумага различных сортов для полового покрытия и для оклейки стен.
♦ иммоджи, используется для изготовления шляп на бамбуковом каркасе.
Корейские мастера разработали технологию окрашивания, при которой используются исключительно натуральные красители. Ханджи окрашивают в яркие цвета (в основном, синий, красный, черный, белый и желтый), а затем используют в народных ремеслах. Традиционная цветовая гамма ханджи варьируется от белого до желтовато-зелёного, зеленого, синего и красного цветов с различным оттенком. Из неё делают вазы, корзины, кисеты для табака, коробки для хранения одежды, подносы и многое другое. Таким образом, применение ханджи в значительной степени влияет на сохранение некоторых других национальных ремесел, являющихся достоянием корейской нации.
Процесс производства. Если говорить о технологии производства, изготовление ханджи представляет собой очень кропотливый и трудоёмкий процесс, требующий больших затрат сил, умений и времени. Он включает в себя более десяти стадий. Только после такой сложной обработки кора тутового дерева превращается в традиционную корейскую бумагу. На сегодняшний день схема процесса производства ханджи выглядит следующим образом: древесное сырьё —► снятие коры —► тщательный отбор —► промывание водой —► химическая варка —► тщательный отбор —► отбеливание —► дубление —► перемешивание —► отливка листов —► прессовка—>■ сушка—>■ готовая продукция.
В современной Корее система ручного производства ханджи стала кооперативной; это означает, что сырье производят в коллективном хозяйстве, затем его раздают крестьянским семьям, и после того, как будет готова сырая бумага, проводят работы. Помимо крестьянского промысла появилось также много мелких частных предприятий, специализирующихся на производстве традиционной бумаги, но они являются второстепенными по значимости объектами после государственных крестьянских мастерских. Основными регионами традиционного бумажного производства остаются провинции Чолла, Кёнсан и Кёнги.
Процесс производства ханджи очень трудоемкий и долгий, он сопряжен со многими проблемами. Производство бумаги традиционным способом в большом количестве невозможно, поэтому оно по-прежнему представляет собой кустарный промысел, является источником загрязнения окружающей среды, затратно в финансовом плане и крайне сложно обеспечить его контроль.
Можно провести чёткую параллель между процессом изготовления ханджи и образом жизни корейцев. Так же, как «бумагоделы» вкладывают
все сердце, всю душу в производство традиционной бумаги, с таким же усердием каждый кореец трудится на протяжении всей своей жизни во благо своей семьи и своей родины. И, действительно, корейская нация издавна славится своим невероятным трудолюбием, упорством и потрясающей работоспособностью, позавидовать которым может каждый. Таким образом, процесс изготовления ханджи является бесценным источником информации и хранилищем колоссального опыта, накопленного корейцами за многие и многие столетия, а также во многом отражает характерные национальные черты, национальный дух корейцев, их менталитет и особенности их мышления.
По результатам современных исследований, на сегодняшний день во всей Южной Корее осталось не более 60 мастерских, где занимаются производством традиционной бумаги. Конечно, эта цифра ничтожно мала. С уходом ханджи на второй план в этой сфере можно наблюдать весьма удручающую картину. Традиционная бумага, которая производится в Корее в наши дни, уже совсем не та, что была раньше: она хрупкая, ломкая, желтеет со временем. Ее качество оставляет желать лучшего. Корейский исследователь Чхве Чонхо в книге «Наследие корейской культуры» с горечью отмечает: «Когда я останавливаюсь в каком-либо отеле, у себя на родине или за рубежом, я обращаю внимание на бумагу и конверты, на которых имеется знак отеля. По сравнению с качеством бумаги, предоставляемой иностранными отелями высшего класса (она мягкая, белая, полупрозрачная и гладкая на ощупь), качество нашей бумаги соответствует уровню отсталой страны третьего мира. И каждый раз, получая письма от своих коллег из Японии, мне становится обидно за свою страну, потому что японцы, которые на целое столетие опережают нас по уровню индустриализации и модернизации, при производстве бумаги пхёнджичжи и вонгоджи по-прежнему применяют традиционный способ «хваджи», при котором бумага делается вручную»22. Возможно ли возродить производство ханджи в прежних масштабах? Чхве Чонхо отвечает на этот вопрос следующим образом: «Вернуть к жизни бумагу пэкчху из тутового дерева, качество которой всячески нахваливали иностранцы, маловероятно»23.
Повышение объемов производства ханджи и увеличение спроса на нее должно стать общенациональной задачей. На традиционной бумаге можно печатать приветственные речи президента, визитки высокопоставленных государственных служащих или грамоты о присвоении научных степеней, званий и прочих поощрений. Ханджи может стать символом Кореи, о котором бы знали во всем мире. Только повысив спрос на традиционную корейскую бумагу внутри страны, можно сказать, что её возрождение как одного из элементов богатейшего культурного наследия Кореи - это не пустые слова или несбыточная мечта, а реальность.
Интересным фактом является то, что при всём многообразии сортов бумаги, которыми пестрят прилавки магазинов, многие корейцы остаются верны традиции и предпочитают именно ханджи другим её аналогам. Так в чём же заключается секрет из года в год не снижающейся популярности традиционной корейской бумаги? Разгадка проста. И кроется она в том, что ханджи обладает рядом неоспоримых преимуществ, достоинств, выгодно отличающих её от европейской бумаги. Прежде всего её уникальность заключается в том, что она хранится многие годы. В Корее даже существует
пословица, гласящая: «Холст хранится пятьсот лет, а бумага - тысячу». Во-вторых, ханджи необыкновенно прочная, но при этом она тонкая и гладкая на ощупь. Известно, что корейская традиционная бумага может выдерживать даже человека среднего веса. В-третьих, это экологически чистый, дышащий материал, пропускающий воздух. В-четвёртых, ханджи великолепно хранит тепло, так же, как одежда из хлопка. И, наконец, в-пятых, она блестящая и полупрозрачная на свет. Все вышеперечисленные свойства традиционной бумаги в совокупности дают ей большое преимущество и играют решающую роль при выборе, какую бумагу использовать: европейского производства или же отечественного, по традиционному способу, в пользу, конечно же, последнего. Таким образом, производство ханджи является неотъемлемой частью многовековой истории и культуры корейского народа, по сути, оно стало одним из символов корейской нации, наравне с мугунхва, тхэгыкки и кимчхи.
Говоря о роли ханджи, следует отметить, что она нашла широчайшее применение во многих сферах жизни корейцев, а посему и значение изготовления бумаги традиционным способом огромно. Ханджи используют в основном в двух целях - в качестве материала для записи и хранения текстовой информации и в быту. Традиционная бумага снискала заслуженный успех у каллиграфов и художников, поскольку благодаря своей текстуре и гладкой поверхности линии, наносимые кистью по бумаге, получаются ровными и выразительными. Также на ханджи часто писались важные исторические документы, поскольку она славится своей прочностью и долговечностью. Данная особенность, которой обладает традиционная корейская бумага, послужила важным фактором того, что сохранились и дошли до наших дней уникальные памятники истории, из которых мы можем почерпнуть много информации о жизни в ту или иную эпоху существования Корейского государства.
В быту ханджи используется в качестве обоев, а также как заменитель окон и дверей. Удивительно, но корейцы благополучно коротают студёную зимнюю пору, с её крепкими морозами и сильными ветрами, в домах, в которых двери и окна представляют собой всего-навсего тоненький листок бумаги! Это является подтверждением тому, что ханджи - прекрасный теплоизоляционный материал. Однако ханджи великолепно пропускает солнечные лучи, наполняя комнату мягким, струящимся светом. А ночью, когда лунный свет падает в окна, и тени ложатся на бумагу, а ветер ласково щекочет её поверхность, создаётся необыкновенная атмосфера уюта и тепла, как в старые давние времена. И конечно, это не может не трогать за душу корейцев, так трепетно относящихся к истории и культуре своей родной страны. Уютные корейские домики, система подогрева пола ондоль и бумажное оформление из ханджи - вот те неотъемлемые атрибуты традиционной Кореи. Именно такой была Корея на протяжении многих веков и такой она осталась для многих и многих корейцев, которые хранят в своей памяти и почитают традиции и обычаи прошлых поколений. И благодаря существованию народных видов искусств, таких, например, как производство ханджи, по сей день сохраняется самобытность Страны утренней свежести. Пока живы народные промыслы, корни которых уходят в далёкое прошлое, будет жить и традиционная культура.
----------------------М./З. dfuneMemco, M.J. Сон, U.d. Жолакйкцла/сйв
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Kim Sam-ki. Traditional Paper Crafts // Koreana. 2001. № 1. P. 73.
2 Щ 2 ^ (Большой словарь народных обычаев. Т. 2). Сеул: Минджок мунхваса, 1991. С. 1536.
3 An encyclopedia of Korean culture / Ed. by Suh Cheong-soo. Seoul: Hansebon, 2004. P. 513.
4 г 2 (Чху Вонгё). (Культура корейских ремёсел). Сеул: Иегён,
2003. С. 198.
5 -т^'Й -ММ1 ^ Щ 24 тЧ (Всемирная энциклопедия «Тусан». Т. 24). Сеул: Ту-
сан, 1997. С. 367.
6 Щ 'SJl (Чхве Чонхо). (Культурное наследие Кореи). Сеул: Нанам,
2004. С. 239.
7 Чху Вонгё. Культура корейских ремёсел... С. 198.
8 Цит. по: Чхве Чонхо. Культурное наследие Кореи... С. 241.
9 Чху Вонгё. Культура корейских ремёсел... С. 201.
10 Там же. С. 199, 200.
11 Чхве Чонхо. Культурное наследие Кореи... С. 241.
12 Чху Вонгё. Культура корейских ремёсел... С. 200.
13 Там же.
14 Цит. по: Чху Вонгё. Культура корейских ремёсел... С. 201.
15 Чхве Чонхо. Культурное наследие Кореи... С. 241,243.
16 Цит. по: Чху Вонгё. Культура корейских ремёсел... С. 202 - 203.
17 Там же. С. 203-204.
18 Там же. С. 205.
19 Там же.
20 Ven Young Dam. Hanji. The Development and Production of Traditional Korean Paper // Korean Cultural Heritage. Fine arts. Vol. 1. Seoul: Korea Foundation, 1994. P. 159.
21 Чхве Чонхо. Культурное наследие Кореи... С. 241. С. 245.
22 Там же. С. 246.
23 Там же.
ITlaria drtifefnenko, ?ina d. Son, Jgord. J^obtokulakov Traditional Korean Paper Hanji
The subject of the article is the historical origin and modem production of traditional Korean paper Hanji. The paper analyses several historical stages of Hanji manufacturing in Korea such as the period of three kingdoms, states of Koryo and Choson. It’s obvious that modem production of Hanji in South Korea has some problem points, but the state and society do their best to pay real life into Korean traditional fine-arts.