Научная статья на тему 'История бумаги и традиционная корейская бумажная культура'

История бумаги и традиционная корейская бумажная культура Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
584
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бумага / культура бумаги / чоничопки / традиционное корейское искусство / зарождение образования / paper / paper culture / chonichopki / traditional Korean art / the origin of education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буторина К. А., Тахтарова С. С., Но Ен Хэ, Ким Ен Сук

С момента появления бумаги такие области как религия, история, политика, экономика, образование и прочие стали активно использовать ее в своем развитии. В Корее были разработаны различные виды сырья и методы производства бумаги в эпоху раннего троецарствия. Жители Кореи, создав собственную уникальную бумагу мирового класса, начали использовать ее в повседневной жизни. Другими словами, корейская бумага – это произведение корейских предков и их мастерства, оно является движущей силой корейской культуры, науки и технологий в течение многих лет. В качестве примера приведем самую первую в мире печать на древесных плитах «Великая Дхарани–сутра» (751 год, Национальное сокровище № 126, Национальный музей Кореи), лучший в мире печатный документ ручным набором из ныне существующих «Антология учения великих монахов об обретении духа Будды с помощью практики Сон Пэгун–хвасана» (1377 год, Всемирное наследие ЮНЕСКО) и т.д., составляют основу культурных ценностей, ведь они превосходят по качеству продукцию других стран на сотни лет вперед, и своей превосходной технологией печати впечатляют экспертов всего мира. В настоящее время, с помощью знаний в области чоничопки, бумага применяется в молекулярной модели геометрии и математики; глубокий мир идей чоничопки используется в научных теориях, а также в проектировании космических станций, в архитектуре, в медицине, в научных технологиях. Эти удивительные явления будут продолжать развиваться и расширяться в мире прекрасного творчества чоничопки, и создания бумажной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буторина К. А., Тахтарова С. С., Но Ен Хэ, Ким Ен Сук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAPER HISTORY AND TRADITIONAL KOREAN PAPER CULTURE

Since the advent of paper, such areas as religion, history, politics, economics, education and others began to actively use it in their development. In Korea, various types of raw materials and papermaking methods were developed in the era of the early Three Kingdoms. The inhabitants of Korea, creating their own unique world-class paper, began to use it in everyday life. In other words, Korean paper is a work of Korean ancestors and their craftsmanship, it has been the driving force of Korean culture, science and technology for many years. As an example, let us cite the world's first printing on wood-based panels “The Great Dharani Sutra” (751, National Treasure No. 126, National Museum of Korea), the world's best printed document by hand-typing from the now existing Anthology of the teachings of great monks about finding spirit Buddhas through the practice of Son Pegun-Hwasan (1377, UNESCO World Heritage), etc., form the basis of cultural values, because they excel other countries in quality by hundreds of years in advance, and with their excellent printing technology they impress experts around the world. Nowadays, with the help of knowledge in the field of chonichopki, paper is used in the molecular model of geometry and mathematics; the deep world of chonichopki ideas is used in scientific theories, as well as in the design of space stations, in architecture, in medicine, in scientific technologies. These amazing phenomena will continue to evolve and expand in the world of chonichopki, and the creation of paper culture.

Текст научной работы на тему «История бумаги и традиционная корейская бумажная культура»

УДК 94

ИСТОРИЯ БУМАГИ И ТРАДИЦИОННАЯ КОРЕЙСКАЯ БУМАЖНАЯ КУЛЬТУРА

Буторина К.А., Тахтарова С.С., Но Ен Хэ, Ким Ен Сук

cis.korean@gmail.com

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

Аннотация. С момента появления бумаги такие области как религия, история, политика, экономика, образование и прочие стали активно использовать ее в своем развитии.

В Корее были разработаны различные виды сырья и методы производства бумаги в эпоху раннего троецарствия. Жители Кореи, создав собственную уникальную бумагу мирового класса, начали использовать ее в повседневной жизни. Другими словами, корейская бумага -это произведение корейских предков и их мастерства, оно является движущей силой корейской культуры, науки и технологий в течение многих лет.

В качестве примера приведем самую первую в мире печать на древесных плитах «Великая Дхарани-сутра» (751 год, Национальное сокровище № 126, Национальный музей Кореи), лучший в мире печатный документ ручным набором из ныне существующих «Антология учения великих монахов об обретении духа Будды с помощью практики Сон Пэгун-хвасана» (1377 год, Всемирное наследие ЮНЕСКО) и т.д., составляют основу культурных ценностей, ведь они превосходят по качеству продукцию других стран на сотни лет вперед, и своей превосходной технологией печати впечатляют экспертов всего мира.

В настоящее время, с помощью знаний в области чоничопки, бумага применяется в молекулярной модели геометрии и математики; глубокий мир идей чоничопки используется в научных теориях, а также в проектировании космических станций, в архитектуре, в медицине, в научных технологиях. Эти удивительные явления будут продолжать развиваться и расширяться в мире прекрасного творчества чоничопки, и создания бумажной культуры.

Ключевые слова: бумага, культура бумаги, чоничопки, традиционное корейское искусство, зарождение образования.

Для цитирования: Буторина К.А., Тахтарова С.С., Но Ен Хэ, Ким Ен Сук. История бумаги и традиционная корейская бумажная культура. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Т. 3. № 1 (9). С. 65-72.

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (А^ -2016-ШС-2230003); Выражаем благодарность НОЦ Центру исследований Кореи «Корееведе-ние» и научному журналу «Казанский вестник молодых ученых» за предоставленную возможность публикации в журнале.

1. Введение

С момента появления бумаги такие области как религия, история, политика, экономика, образование и прочие стали активно использовать ее в своем развитии. Иногда бумага использовалась функционально и возрождалась, как живое существо с различными видами и формами, а иногда как

произведение искусства или развлечения, обогащая и привнося радость в жизнь человека.

В Корее были разработаны различные виды сырья и методы производства бумаги в эпоху раннего троецарствия. Жители Кореи, создав собственную уникальную бумагу мирового класса, начали использовать ее в повседневной жизни. Другими словами, корейская бумага - это произведение корейских предков и их мастерства, оно является движущей силой корейской культуры, науки и технологий в течение многих лет.

В этой статье мы рассмотрим бумагу с исторической точки зрения: изобретение и распространение бумаги, историю бумаги, а также бумажную культуру в Корее.

2. История бумаги

2.1 Папирус и пергамент

Папирус (papyrus) - это растение семейства Кайатризиг (научное название: Cyperus papyrus), многолетнее растение, произрастающее на средиземноморском побережье и водно-болотном угодье реки Нил в Египте. Его стебель в высоту достигает 1-2 метра, цвет темно-зеленый, стебель без узлов.

Египетская папирусная бумага создается путем сушки стебля этого растения, затем разрезания и упорядочивания его вертикально тонко. Папирус начали использовать со времен пятой династии Египта (2494 до н.э. -2345 н.э.) на протяжении более 3500 лет до примерно 996 года до н.э. До тех пор, пока бумага не была распространена, папирус не получил широкого распространения по всей Европе, поскольку строго контролировался отток в другие районы Египта и в основном использование ограничивалось влиятельными районами.

Пергамент - это материал, полученный из кожи коров, овец и ягнят, так же сюда можно отнести велень. Процесс изготовление представляет собой особую выделку кожи животных. Снятые шкуры разделывают и промывают, затем с них счищают жир и волосы и вымачивают несколько дней в известковом растворе. После кожу промывают и натягивают на деревянные рамы и мездрят, затем шлифуют пемзой. На последнем этапе в полученную заготовку втирают меловой порошок, впитывающий оставшийся жир и отбеливающий кожу. Пергамент был изобретен Эвменом II, королем Пергама, около 90 г. до н.э. К началу VIII века использование пергаментной бумаги в Европе превышало использование папируса.

Особенностью пергаментной бумаги является то, что она сохраняется в течение длительного времени по сравнению с папирусом и ранней бумагой. Она также может быть переделана в книгу формата Кодекс. Однако недостатком является то, что производство сложное, дорогое, громоздкое и непосильное. Поэтому с самого начала изготовления бумаги с помощью бумажной печати пергамент едва ли использовался, за исключением особых случаев.

2.2 Изобретение бумаги

До недавнего времени было ясно, что изобретение бумаги приписывалось китайскому сановнику династии Хань - Цай Лунь. В 105 году Цай Лунь подал доклад императору об усовершенствовании технологии производства бумаги - «внутренний слой кожи, льняная ткань, рыболовная сеть, тряпки и прочее послужили основой для создания бумаги».

Однако в недавних эмпирических археологических исследованиях были обнаружены и проверены ранее опубликованные и аналогичные формы (оцениваются 140 годом до н.э.), указывающие на то, что данная теория об изобретении бумаги уже утратила свое значение. Поэтому исследования в данной области должны продолжаться.

2.3 Распространение бумаги

Распространение процесса создания бумаги на запад произошло в 751 году при столкновении империи Сарасен, которая для расширения своих сил продвинулась на восток и династии Тан во главе с генералом - беженцем из Когурё Косонги, стремящимся продвинуться на запад, в бассейне реки Талас в центрально азиатской провинции Туркестан. Данная война является историческим сражением в реке Талас, где встречаются история и культура Востока и Запада. Вследствие поражения благодаря одному из заключенных стал известен метод изготовления бумаги, что оказало большое влияние на развитие европейской культуры.

Первая бумажная фабрика была построена в Самарканде в 757 году, ныне в Республике Узбекистан. Известно, что бумага из Самарканда была изготовлена изо льна и других растительных волокон, а также в качестве дополнения использовалось тряпье. После этого процесс создания бумаги был по очереди переправлен в Персию - Багдад (795 год), Египет (961 год), через Средиземное море в Европу, а именно Испания (1150 год), Франция (1189 год), Италия (1276 год), Германия (1336 год), Англия (1498 год) и прочее. С появлением голландской бумажной фабрики, которое в 1750 году привело к реформе процесса бумажной фабрики, стало возможным выпускать высококачественную бумагу. Больше всех отличился Джеймс Уатмен из Англии. В 1770 году ему удалось изготовить высококачественную бумагу «ватман», благодаря чему такие крупные производители бумаги, как «Кент» в Англии, «Арчес» во Франции и «Фабрино» в Италии стали самыми популярными странами происхождения печатной, акварельной и рисовальной бумаги, которые мы широко используем и по сей день.

3. История бумажной культуры в Корее

3.1 История бумаги в Корее

Многовековая история и превосходство корейской бумаги были выделены Дард Хантером, американским авторитетом в области печати и бумаги. Дард Хантер исследовал весь мир, изучал все материалы, связанные с бумагой, также собирал ее образцы и стал автором нескольких книг. Весной 1933 года он приехал в Корею, когда она была под властью Японии, и запечатлел момент с джангпханджи (самая длинная в мире бумага). Он основал

67

«Музей бумаги Дарта Хантера» при Институте бумажной технологии технического университета Джорджии в Атланте, США, где хранятся все материалы, которые он коллекционировал всю свою жизнь.

Дарт Хантер пишет в своей автобиографии, написанной в 1958 году, стр. 222: «Корейцы - первые люди в мире, которые создают бумагу, внедряя красители непосредственно в растительные волокна. Они также сделали первые конверты, и эти два важных изобретения намного опережают китайцев, которых называют самыми креативными».

Корея не только изобрела бумагу нового образца, но и распространила ее прямо и косвенно, на Восток и Запад соответственно. В 751 году н.э. Тан-ская армия, возглавляемая мусульманской армией Донцзиня и иммигрантом Когурё - генералом Косонджи, сражалась в Таласе, на границе Узбекистана и Казахстана. В то время у генерала Косонджи в числе пораженных врагов было много инженеров. Кроме того, в 610 году н.э. монах и художник Когурё -Дамджинг, передал Японии технологии по изготовлению бумаги, непосредственно нарисовал фрески буддийского храма Хорю-дзи и обучил изготовлению красок и туши. Задолго до этого, приблизительно в 5 веке, предки корейцев пересекли Восточное море и приземлились на побережье префектуры Фукуи, где обучили местных жителей методам бумажного производства, которые используются и по сей день в изготовлении японских банкнот.

Таким образом, бумага в Корее считается культурным наследием, признанное за свое превосходство как внутри страны, так и за рубежом. Наряду с водой и воздухом, бумага долгое время считалась незаменимым материалом для жизни человека.

3.2 Развитие и история корейской бумажной культуры

Нужно поискать нацию, которая имела бы много схожего с повседневной жизнью корейцев: дом, полностью оформленный не только обоями и перегородками из бумаги коры тутового дерева, но также ламинированной бумаги, лакированной бобовым маслом; одежда, набитая бумажной ватой и многое другое. В дикой ветреной пустыне не обойдется без военной палатки, для изготовления которой используется прочная бумага, пропитанная маслом; во время войны используются бумажные доспехи; помимо этого, сараи, навесы, дождевики, шкафы, книжный шкаф, подсвечники, банки, цветные коробки, веера и многое другое, сделанное только из бумаги. Впервые люди, которые производят все предметы домашнего обихода, используя бумагу, не могут найти ее происхождение в истории.

Для населения Кореи бумага как часть души, которая соединяет души живых и мертвых, человека и Бога. Существует церемония подношения богам для хорошего производства бумаги и успешной продажи. В шаманизме -это остроконечная шляпа и бумажный цветок. В буддизме - это бумажный светильник, а в конфуцианстве - это подношение предкам в форме поджигания сложенного бумажного листа - возвращения его к природным истокам.

Кроме того, бумага также использовалась для таких забавных игр, как Джэги-чхаги, Ддакджи-чхиги, бумажный кораблик, воздушные змеи, головоломка Танграм и прочее, где бумага содержала в себе детские мечты.

3.3 Бумага как часть культурной жизни

Бумага перешла от звания духовного предмета из ученого списка «четырех ценностей для обучения» к предметам домашнего обихода, таким как подушки, брюки, шляпы, зонтики, и уже давно является лучшим украшением и ежедневным продуктом истории корейского народа. Сделанные из коры дуба, которая является естественным красителем, они становились каждый раз разными и неповторимыми, каждое изделие корейских предков несло в себе невероятную красоту. Среди сцен, которые мы часто видим в телевизионных драмах, есть кадры, в которых слуги, осуществляя ночные прогулки, освещают путь в ночи, держа закругленные лампы. В те дни фонари были сделаны из бамбуковой и корейской бумаги. В связи с характеристиками бумаги подобные лампы были сделаны так, чтобы свечи в них не могли погаснуть, и освещали темноту, играя роль путеводителя для темных ночных дорог. Таким образом, превосходство бумаги хорошо известно в любой стране мира, ведь эта бумага обладает самым высоким качеством и ее можно использовать на протяжении всей нашей жизни.

Натуральной красоты бумага изготовлялась из Японского бумажного дерева. Эта бумага мягкая, хорошо проветриваемая, прочная и ароматная, она хороша как для каллиграфии, так и для пошива одежды вместо хлопка. К примеру, она использовалась для пошива брони солдат в Корее, в то время как обычные люди делали из нее одежду вместо использования ткани. Традиционная корейская бумага использовала различные цвета (красный, синий, желтый, черный, белый), а свое предназначение она нашла в качестве основных ежедневных предметов домашнего обихода, таких как лампы, пеналы для всевозможных принадлежностей, бумажные мешки, пакетики для чая, небольшие коробочки.

4. Заключение

21-й век - это век культуры и искусства, и лучшим ресурсом для возрождения творчества является культура бумаги, поэтому необходимо развивать корейскую традиционную культуру чоничопки для творческого воспитания и продвигать ее в искусстве культуры бумаги и промышленности во всем мире.

Бумага символизирует мудрость и мир, а чоничопки - математику, науку и искусство. В особенности, занятие чоничопки является приятным и счастливым времяпрепровождением для всех возрастов, независимо от времени и места, оно широко распространено во всем мире, а также расширяется благодаря творческой деятельности по воспитанию личности, волонтерской, творческой, исследовательской деятельности и продвижению индустрии культуры. Любители чоничопки привлекают концентрическую бумажную магию и создают множество новых форм, таких как цветы, животные, авто-

мобили и т. д. Они так же создают различные новые формы, перетекающие в сложные произведения искусства, которые едва ли можно посчитать обычными чоничопки. Используя компьютер для творческих работ, чоничопки применяется к молекулярной модели геометрии и математики в качестве предмета исследования и представляет ее миру чоничопки глубокой мыслью о научной теории, которая может быть применена к областям архитектуры, реабилитационной медицины, науки, техники и многое другое.

Мы надеемся, что сможем внести свой вклад в образование, обслуживание, международные культурные обмены, творчество, деятельность по созданию культурной индустрии, движение за мир и прочие сферы. А также, что все вы, кто готовится возглавить новую эру посредством образования искусства чоничопки в Корее, будете стремительно продвигаться вперед.

Литература

1. Но Ёнг Хэ, Ким Джэ Ын «Коллекция чоничопки», Джонгинара, 2015.

2. Им Ёнг Джу, Санг Ги Хо. Культура бумажного ремесла. Дэвонса, 1996.

3. Институт развития культурной политики Кореи, Исследование по продвижению продаж и распространения традиционных культурных продуктов, 1999.

4. Джонг До Хон, Направление корейской бумажной культуры, которое может возглавить 21-й век, Сеульский национальный университет, 2001.

5. Но Ёнг Хэ. Традиционное преемничество и новое творчество корейской бумажной культуры, 1989.

6. Но Ёнг Хэ. Корейский инструктор чоничопки. Джонгинара, 1990.

7. И Сынг Гын. Структура распределения и маркетинга/анализ ремесленных изделий, симпозиум для повышения конкурентоспособности корейских культурных продуктов и создания ценности, 2001.

8. Ким Хэ Миджа. Бумажная страна плюс. 25 выпуск, 2017.

9. Фермерская газета, бумага Ханджи в повседневной жизни, Загородная жизнь. Январский выпуск, 2001.

10. Министерство культуры и туризма, 2004. Официальный документ по культурной индустрии, 2005.

11. И Сынг Чхоль. История бумаги - Ханджи, Культурный фонд Сохо, 1999.

12. Сон Мин Хо. 7 дней и 8 ночей преодоления предрассудков. Культура бумаги. Весенний выпуск, 2003.

13. Джанг Кёнг Хи, И Сынг Хи. Бумажное моделирование. Щигонса, 1997.

14. И Ю Ра. Разработка и маркетинговая стратегия культурных продуктов Ханджи, материалы третьего обзора ежедневной газеты Чолла. 2002.

15. Домашняя страница музея бумаги «Фан Азия» (www.papermuseum.co.kr)

16. Годовой отчет по бумажной промышленности. Корейская ассоциация бумажной промышленности. 2005.

17. Повторное открытие бумаги - Ханджи, Министерства культуры и туризма. 2005.

18. Домашняя страница Института бумажной науки и технологий (www.ipst.gatech.edu)

19. Бумага, совершающая паломничество в Японию, Корею и Китай, Дард Хантер, Принтеры Пинсона. Нью-Йорк, 1936.

20. Моя жизнь с паузой. Автобиография Дарда Хантера, Альфреда А. Кнопфа. Нью-Йорк, 1958.

21. Газета «Бумага». Проблема. 89, 2005.

Авторы публикации

Буторина К.А., студент 4-ого курса Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. E-mail: butorina.kseniya@inbox.ru

Тахтарова С.С., доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории и практики перевода Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. Email: alfia@mail.ru

Но Ен Хэ, президент корейского фонда бумажного искусства.

Ким Ен Cук, преподавателькафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. E-mail: yskim1872@hanmail.net

PAPER HISTORY AND TRADITIONAL KOREAN PAPER CULTURE

Butorina K.A., Takhtarova S.S., No Yong He, Kim Yong Suk

cis.korean@gmail.com

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. Since the advent of paper, such areas as religion, history, politics, economics, education and others began to actively use it in their development.

In Korea, various types of raw materials and papermaking methods were developed in the era of the early Three Kingdoms. The inhabitants of Korea, creating their own unique world-class paper, began to use it in everyday life. In other words, Korean paper is a work of Korean ancestors and their craftsmanship, it has been the driving force of Korean culture, science and technology for many years.

As an example, let us cite the world's first printing on wood-based panels "The Great Dharani Sutra" (751, National Treasure No. 126, National Museum of Korea), the world's best printed document by hand-typing from the now existing Anthology of the teachings of great monks about finding spirit Buddhas through the practice of Son Pegun-Hwasan (1377, UNESCO World Heritage), etc., form the basis of cultural values, because they excel other countries in quality by hundreds of years in advance, and with their excellent printing technology they impress experts around the world.

Nowadays, with the help of knowledge in the field of chonichopki, paper is used in the molecular model of geometry and mathematics; the deep world of chonichopki ideas is used in scientific theories, as well as in the design of space stations, in architecture, in medicine, in scientific technologies. These amazing phenomena will continue to evolve and expand in the world of chonichopki, and the creation of paper culture.

Keywords: paper, paper culture, chonichopki, traditional Korean art, the origin of education.

For citation: Butorina K.A., Takhtarova S.S., No Yong He, Kim Yong Suk. Paper history and traditional Korean paper culture. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2019. Vol. 3. No. 1 (9). Pp. 65-72.

Acknowledgements: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003); We express our gratitude to the Center of Korean Studies at KFU and to the scientific journal Kazan Bulletin of Young Scientists for the opportunity to publish in the journal.

References

1. No Ё^ Khe, Kim Dzh- e Yn «Kollektsiya chonichopki», Dzhonginara, 2015.

2. Im Ëng Dzhu, Sang Gi KHo. Kul'tura bumazhnogo remesla. Devonsa, 1996.

3. Institut razvitiya kul'turnoy politiki Korei, Issledovaniye po prodvizheniyu prodazh i ra-sprostraneniya traditsionnykh kul'turnykh produktov, 1999.

4. Dzhong Do KHon, Napravleniye koreyskoy bumazhnoy kul'tury, kotoroye mozhet vozgla-vit' 21-y vek, Seul'skiy natsional'nyy universitet, 2001.

5. No Bng Khe. Traditsionnoye preyemnichestvo i novoye tvorchestvo koreyskoy bumazhnoy kul'tury, 1989.

6. No Ё^ Khe. Koreyskiy instruktor chonichopki. Dzhonginara, 1990.

7. I Syng Gyn. Struktura raspredeleniya i marketinga/analiz remeslennykh izdeliy, simpozium dlya povysheniya konkurentosposobnosti koreyskikh kul'turnykh produktov i sozda-niya tsennosti, 2001.

8. Kim Kh Midzha. Bumazhnaya strana plyus. 25 vypusk, 2017.

9. Fermerskaya gazeta, bumaga Khandzhi v povsednevnoy zhizni, Zagorodnaya zhizn'. YAn-var-skiy vypusk, 2001.

10. Ministerstvo kul'tury i turizma, 2004. Ofitsial'nyy dokument po kul'turnoy industrii, 2005.

11. I Syng Chkhol'. Istoriya bumagi - Khandzhi, Kul'turnyy fond Sokho, 1999.

12. Son Min KHo. 7 dney i 8 nochey preodoleniya predrassudkov. Kul'tura bumagi. Ve-senniy vypusk, 2003.

13. Dzhang Keng Khi, I Syng Khi. Bumazhnoye modelirovaniye. Shchigonsa, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. I Yu Ra. Razrabotka i marketingovaya strategiya kul'turnykh produktov KHandzhi, ma-terialy tret'yego obzora ezhednevnoy gazety Cholla. 2002.

15. Domashnyaya stranitsa muzeya bumagi «Fan Aziya» (www.papermuseum.co.kr)

16. Godovoy otchet po bumazhnoy promyshlennosti. Koreyskaya assotsiatsiya bumazhnoy promyshlennosti. 2005.

17. Povtornoye otkrytiye bumagi - Khandzhi, Ministerstva kul'tury i turizma. 2005.

18. Domashnyaya stranitsa Instituta bumazhnoy nauki i tekhnologiy (www.ipst.gatech.edu)

19. Bumaga, sovershayushchaya palomnichestvo v Yaponiyu, Koreyu i Kitay, Dard Khanter, Printery Pinsona. N'yu-York, 1936.

20. Moya zhizn' s pauzoy. Avtobiografiya Darda KHantera, Al'freda A. Knopfa. N'yu-York, 1958.

21. Gazeta «Bumaga». Problema. 89, 2005.

Authors of the publication

Butorina K.A., 4th year studentof the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: butorina.kseniya@inbox.ru

Takhtarova S.S., Doctor of Philology Sciences, Head of the Department of Translation Theory and Practice of the Institute of International Relations Kazan Federal University, Kazan, Russia. Email: alfia@mail.ru

No Yong He, president of the Korean Paper Art Foundation.

Kim Yong Suk, teacher of the Institute of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia. E-mail: yskim1872@hanmail.net

Дата поступления 17.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.