5. Модель образовательной структуры этнокультурного центра [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/l3/
6. Стратегия государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 г ода [Электронный ресурс] : утверждена Указом Президента Российской федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 : [веб-сайт]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/
7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Москва : ФАМР-ПРЕСС, 2004. 576 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
9. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. Москва, 1995. № 21. С. 19.
10. Федеральный Закон РФ «О национально-культурной автономии». Москва, 1996.
11. http://minjust.ru/ru/siteguide/for_public_organizations
РАДИЦИИ ЖЕНСКОГО ВОСПИТАНИЯ АДЫГОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.018.1:39(470.631) 3. М. Тепсаева
Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Республика Адыгея
В статье раскрываются этнокультурные принципы и особенности системы духовно-нравственного и трудового воспитания адыгов, определяется состояние современного женского воспитания, выявляется эффективность применения национального этикета в современном образовательном пространстве.
Ключевые слова: система воспитания, адыги, адыгэ хабзэ, трансмиссия, золотошвейное искусство.
Z. M. Tepsaeva
Maikop State humanitarian and technical college of the Adyghe State University
TRADITIONS OF FEMALE EDUCATION OF ADYGHE IN A CONTEXT OF ETHNOCULTURAL EDUCATION
The article reveals the ethnocultural principles and features of the system of spiritual-moral and labor education Circassians, to determine the state of the modern women's education, reveal efficiency of application of the national etiquette in the modern educational space.
Keywords: system of education, Circassians, Adyghe habze, transmission, gold embroidery art.
Современное социокультурное пространст- гративными процессами. Содержание обра-
во отличается динамичной изменчивостью зования не всегда адекватно отражает дан-
информационного потока. Динамика его ный процесс, так как новые источники ин-
развития определяется различными инте- формации влияют на уровень знаний. Воз-
122
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 122-126
никает педагогическая проблема — каким содержанием наполнить образовательную среду, на каких основаниях её организовывать.
На сегодняшний день развитие современного поликультурного общества имеет два основных вектора. Во-первых, это процесс интеграции традиционных обществ в мировое сообщество, то есть глобализацион-ные процессы, во-вторых, попытки сохранения и возрождения национальной культуры, то есть развитие этнически специфических средств. В этих условиях особо привлекает внимание процесс формирования личности членов этого общества.
Согласно современным педагогическим концепциям на формирование личности влияют четыре группы факторов: мега-, макро--, меза- и микрофакторы. В данной статье мы рассматриваем национальную культуру как фактор развития личности девочки, то есть влияние факторов группы меза на процесс её психического становления. Нас также интересуют и факторы группы макро, но основное внимание будет сосредоточено на влиянии традиционной эстетической культуры. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов, способствующих наиболее полному развитию молодёжи, в том числе и как представителей определённого пола. Несмотря на понимание различий между мужчинами и женщинами в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, проблемам полового воспитания в последнее время не уделяется должного внимания [1].
Адыгская этнопедагогика и организованный в ней гендерно-дифференцированный подход выявляет воспитание личности как сложный диалектический процесс, где воедино слито развитие общечеловеческого и специфического, мужского и женского, социально-типического и индивидуально-личностного. Тендерная дифференциация в адыгской этнопедагогике — это учёт инди-
видуально-типичных черт личности через группирование детей по половой принадлежности и различное построение воспитательного процесса в данных группах.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью формирования характера, морально-этического облика человека, его взаимоотношений с обществом и во многом определяет реальный статус человека в социальной среде. В ментальной культуре адыгов для оценки личности обществом важны были не столько сама связь человека с другими членами общества, сколько результат этой связи — нравственная культура, чувства чести и долга, воспитанность, которые находили конкретное воплощение в совокупности адыгских обычаев (адыгэ хаб-зэ). Адыгэ хабзэ представляет собой широкий спектр социальных норм во всех областях жизнедеятельности — от простых житейских правил до обязательных норм правового регулирования.
Главным в нравственном воспитании были выработка и закрепление у подрастающего поколения таких качеств, как уважение к старшим, к лицам противоположного пола, чувство долга и чести, честность, скромность, чувство собственного достоинства.
Воспитанием мальчиков и девочек до шес-ти-семи лет в адыгской семье занималась, как правило, женская половина семьи. Постепенно, по мере взросления детей, с момента привлечения их к труду подход к воспитанию дифференцировался. Воспитанием мальчиков в большей степени занимались мужчины, девочки лее оставались под непосредственным влиянием матери до момента замужества.
Адыгская народная педагогика уделяла особое внимание роли женщины в обществе и семье, предписывая почтение и внимание к ней.
В традиционном адыгском обществе роль женщины в передаче культурных навыков, то есть в воспитании личности, адаптированной к определённой социальной и культурной среде, особенно велика. Именно она закладывала основы народной мудрости в
молодое поколение, передавая при этом исторический опыт народа через фольклор, религиозные культы, родовые запреты, транслируя сложные и многочисленные этикетные нормы поведения, сопровождая данный процесс пояснениями.
О роли, статусе и месте женщины в адыгском обществе свидетельствовали права и нормы поведения, принятые в адыгском этикете: принцип почитания женщины; помощь женщине в беде; способность женщины приостановить любые действия мужчин; обычай вставать при виде женщины, не кричать, не ругаться, не сквернословить в её присутствии и т.п.
Адыгская система женского воспитания выделяет девушку как объект и субъект воспитательного процесса с её психологическими, физиологическими, возрастными и индивидуальными особенностями развития; основными функциями её воспитания считает: подготовку к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, заботу о здоровье, привитие любви к прекрасному, не забывая при этом о влиянии на данный процесс природы, специфики общения, традиций быта и искусства.
Пример матери в воспитании ребёнка адыги считали одним из основных методов воспитания. Об этом свидетельствуют следующие пословицы: «Сначала посмотри на мать, а потом женись на её дочери», «Что покажешь ребёнку, таков и его путь», «Привычки матери — выкройка для дочери» и др. Женщина-черкешенка — мать, являлась символом хранительницы домашнего очага, этикета, верности мужу.
В политической истории адыгов женщины также играли значительную роль. Выходя замуж за родовитых и могущественных представителей других народов, они способствовали налаживанию связей и тесных контактов с Черкесией. Эти связи порой затрагивали не только политические, но и культурные, хозяйственные, торговые, военные и другие отношения.
Самый известный брак в черкесской истории, заключённый из политических сообра-
жений, брак княжны Гошевнай Идаровой, известной в истории Российского государства как Мария Темрюковна, с Иваном Грозным. История таких браков в жизни черкесов имеет длинную цепь родства и сотрудничества с известными историческими личностями разных времён.
Красота и грациозность черкесских женщин позволила им внести свой вклад в культуру западноевропейских стран. Например, Эльмесхан Эдыговна Хагундокова, известная во Франции под именем графини Мрен Де-Люар, была «кавказской звездой» в доме моды Коко Шанель в начале двадцатого века. Знаменитая черкешенка была бригадным генералом, великим офицером, кавалером национального ордена Французской Республики «За заслуги», лауреатом множества правительственных наград различных стран.
Графиня Аиссе — дочь черкесского князя, в раннем детстве попавшая в турецкий плен, а впоследствии выкупленная французским послом и воспитанная в его семье, вошла во французскую историю под именем Шарлотты-Элизабет, отличаясь в высшем свете своим острым умом, красотой и манерами.
Задачи воспитания у адыгов включали в себя не только формирование в сознании нравственных идей, но и способности реа-лизовывать их и находить им практическое применение.
Девушки и женщины общественным мнением обязывались быть искусными мастерицами. Их приучали готовить различные лакомства, вести домашнее хозяйство. Подготовка к замужеству включала в себя, кроме всего прочего, необходимость овладения различными видами прикладного искусства: плетением тесьмы, ткачеством галуна, вышиванием золотом. Данный этап являлся итогом воспитательного процесса всей жизни девушки, представлял собой цельную и логическую структуру развития её личности.
К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В нём преобладало золотое шитьё с орнаментом растительного, зооморфного или солярного характера. Адыги использовали четыре вида
техники золотого шитья: шитье «вприкреп», «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев [2].
Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к труду. Чаще орнамент был скромным, неброским, лаконичным, что являлось прямым отражением хозяйственного уклада и духовной культуры адыгов.
Трансмиссия традиционной системы женского воспитания в современное образовательное пространство в условиях модернизации российского образования ориентирует развитие полиэтнической образовательной системы региона и его полиэтнической среды на совершенствование этнокультурного и регионального компонентов образования, индивидуализацию и гуманизацию воспитательного процесса личности современной девушки.
На сегодняшний день женщины Адыгеи продолжают оставаться хранительницами культурного наследия своего народа.
Ярким примером тому служит творчество Аси Еутых — российского ювелира, оружейника, члена Союза художников России, народного художника Республики Адыгея.
Произведения Аси Еутых хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы. Её работы выполнены в технике литья, гравировки и позолоты. Основные материалы работ включают бронзу, серебро, золото и драгоценные камни. Ася Еутых активно передаёт секреты и традиции древнего искусства адыгов своим воспитанникам.
Педагогический коллектив Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» проводит активную работу по сохранению и приумножению духовного и культурного наследия этноса адыгов.
На сегодняшний день в колледже реализуется несколько проектов:
• «Сэ сыадыг» («Я — адыг») — инноваци-
онный педагогическии проект по духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе кодекса чести адыгов «Адыгэ хабзэ»;
• «Толерантный я в толерантном мире» — социальный проект по формированию межэтнического согласия и культурного взаимодействия молодёжи в Республике Адыгея;
• «Псынэк1эчъ» («Родник») — творческий проект по сохранению традиционных видов прикладного искусства и рукоделия.
На протяжении 15 лет на базе специальности «Дизайн», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» мы продолжаем работу по изучению и развитию идей национального костюма, расширяем и углубляем свои знания, пропагандируем красоту и самобытность черкесского национального костюма.
Студенческий театр моды «Де Люкс» является творческой лабораторией, в которой ежегодно создаются коллекции национальных костюмов, успешно демонстрирующиеся на республиканском конкурсе молодых модельеров и дизайнеров одежды «Молодёжный подиум». Наиболее значимым и серьёзным достижением в работе этого творческого объединения являются коллекции, участвовавшие и побеждавшие в разные годы на престижном международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
Коллекция «Родник» построена на основе создания нескольких образов: воинов стрелков, крестьян и дворянского сословия. Способы формообразования старинного кроя одежды и трансформация их в современном прочтении, в сочетании с традиционными принципами колористического и декоративного решения, лежат в основе успешной реализации этого проекта.
В композиционном решении коллекции мы пытались передать тонкий вкус, чувство меры, сдержанность в использовании отделки и в выборе цвета, мастерство исполнения декора, характерные для адыгского костюма. Коллекция «Родник» удостоена самых высоких наград на различных конкурсах и фестивалях российского и между-
народного уровней.
Человек, создающий национальные костюмы, становится столь лее гармоничным, как и его произведения. Наряду с авторами, девушки, участницы студенческого театра моды, демонстрирующие национальную одежду, проникаются уважением к своему прошлому, к истокам национальной культуры, соблюдают этикетные нормы, впитывают в себя духовные и нравственные ценности, заложенные веками. На почве сформированной таким образом национальной идентичности и сознания молодёжь реализуется в лучших своих проявлениях и качествах.
Работа, осуществляемая коллективом педагогов Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный уни-
верситет», содержит богатый опыт духовно-нравственного воспитания молодых девушек и всего молодого поколения, а также сохранения и приумножения культурного наследия адыгов, осуществляя тем самым трансмиссию системы женского воспитания в современное образовательное пространство полиэтничного региона Республики Адыгея.
Таким образом, традиционная система женского воспитания, основываясь на общих психолого-педагогических принципах, может выступить эффективным средством конструирования личности современной девушки, при условии её целенаправленного и системного использования в общем комплексе учебно-воспитательной работы учреждений системы профессионального образования, а также в семье и обществе в целом.
Примечания
1. Урусова Л. Х. Методы нравственного воспитания девочек в адыгской этнопедагогике // Вестник НГУ — Новосибирск: Новосибирский государственный университет. Серия: Педагогика. 2007. Т. 8, вып. 1. С. 39—42.
2. Золотое шитье адыгов (черкесов) / сост. Н. Теучеж, М. Хабаху. Майкоп, 2000. С. 9—11.
Перспективы РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО
ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
УДК 338.48:06.07(555) Сиявуш Магишев
Азербайджанский государственный университета культуры и искусства
Просветительный туризм является ведущим среди основных видов туризма. Развитие этого вида туризма связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям жизнедеятельности, в повышении умственного потенциала человека. Туристы знакомятся с объектами культурно-просветительного туризма в процессе того или иного путешествия или турпохода. В новой для него среде обитания турист активно усваивает всё непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, приобретает новые знания и сведения. Стремительный ритм жизнедеятельности настоятельно требует развивать научно-теоретическую и методологическую базу просветительного туризма ускоренными темпами, что предполагает также оснащение этой важнейшей отрасли современными методами, средствами и технологиями в режиме опережения.
Ключевые слова: просветительный туризм, экскурсия, музей, выставка, экспонат, экспозиционная деятельность.
126
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 126-132