народного уровней.
Человек, создающий национальные костюмы, становится столь лее гармоничным, как и его произведения. Наряду с авторами, девушки, участницы студенческого театра моды, демонстрирующие национальную одежду, проникаются уважением к своему прошлому, к истокам национальной культуры, соблюдают этикетные нормы, впитывают в себя духовные и нравственные ценности, заложенные веками. На почве сформированной таким образом национальной идентичности и сознания молодёжь реализуется в лучших своих проявлениях и качествах.
Работа, осуществляемая коллективом педагогов Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный уни-
верситет», содержит богатый опыт духовно-нравственного воспитания молодых девушек и всего молодого поколения, а также сохранения и приумножения культурного наследия адыгов, осуществляя тем самым трансмиссию системы женского воспитания в современное образовательное пространство полиэтничного региона Республики Адыгея.
Таким образом, традиционная система женского воспитания, основываясь на общих психолого-педагогических принципах, может выступить эффективным средством конструирования личности современной девушки, при условии её целенаправленного и системного использования в общем комплексе учебно-воспитательной работы учреждений системы профессионального образования, а также в семье и обществе в целом.
Примечания
1. Урусова Л. Х. Методы нравственного воспитания девочек в адыгской этнопедагогике // Вестник НГУ — Новосибирск: Новосибирский государственный университет. Серия: Педагогика. 2007. Т. 8, вып. 1. С. 39—42.
2. Золотое шитье адыгов (черкесов) / сост. Н. Теучеж, М. Хабаху. Майкоп, 2000. С. 9—11.
Перспективы РАЗВИТИЯ культурного
ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
УДК 338.48:06.07(555) Сиявуш Магишев
Азербайджанский государственный университета культуры и искусства
Просветительный туризм является ведущим среди основных видов туризма. Развитие этого вида туризма связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям жизнедеятельности, в повышении умственного потенциала человека. Туристы знакомятся с объектами культурно-просветительного туризма в процессе того или иного путешествия или турпохода. В новой для него среде обитания турист активно усваивает всё непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, приобретает новые знания и сведения. Стремительный ритм жизнедеятельности настоятельно требует развивать научно-теоретическую и методологическую базу просветительного туризма ускоренными темпами, что предполагает также оснащение этой важнейшей отрасли современными методами, средствами и технологиями в режиме опережения.
Ключевые слова: просветительный туризм, экскурсия, музей, выставка, экспонат, экспозиционная деятельность.
126
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 126-132
Siyavush Magishev
Azerbaijan state University of Culture and Art
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CULTURAL TOURISM IN AZERBAIJAN AT THE PRESENT STAGE
Educational tourism is the leader among main types of tourism. Development of this type of tourism is connected with the increased need of people for expansion of knowledge of the various directions of activity, in increase of intellectual potential of the person. Tourists get acquainted with objects of cultural and educational tourism in the course of travel. In new environment the tourist actively acquires all unusual, unusual, not seen before and unknown, acquires new knowledge and data. The integration processes grow. Their influence on tourist branch as a whole and the market of tourist goods and services grows almost in a geometrical progression. The prompt rhythm of activity presses to develop scientific-theoretical and methodological base of educational tourism by the accelerated rates. They assume also equipment of this major branch by modern methods, means and technologies in an advancing mode.
Keywords: educational tourism, excursion, museum, exhibition, exhibit, exposition activity.
Повышение общекультурного уровня, удовлетворение духовных потребностей, формирование системы моральных ценностей человека, раскрытие его талантов и совершенствование способностей, знаний и умений являются приоритетными задачами просветительного туризма, способствующего нравственному обогащению личности.
Культурно-просветительный, или культурно-познавательный, туризм является ведущим среди основных видов туризма. Развитие этого вида туризма связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям жизнедеятельности, в повышении умственного потенциала человека. Материальные памятники, произведения архитекторов, художников, писателей, музыкантов, труды учёных, образцы изделий ремесленников, ритуалы, связанные с обычаями и верованиями, составляющие историко-культурную сокровищницу народа, являются ресурсами культурно-просветительного туризма. К культурно-просветительным объектам следует отнести:
• памятники архитектуры и градостроительства — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населённых пунктов; сооружения гражданской, промышленной,
военной, культовой архитектуры (мечети, церкви, святилища), народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения памятно-ритуального значения (надгробные памятники);
• памятники археологии — городища, насыпные и пещерные курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, катакомбы, каменные изваяния, наскальные изображения;
• памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
• памятники природы — леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники, заказники, экзотические растения;
• экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
• памятные места — места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны.
Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.
Туристы знакомятся с объектами культурно-просветительного туризма в процессе того или иного путешествия. В новой для него среде обитания турист активно усваивает всё непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, приобретает новые
знания и сведения. Чаще всего туриста влечёт именно экзотика, явления непривычные, порой необъяснимые.
Экскурсии, посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов являются основными формами организации культурно-просветительного туризма, обогащающими личность новыми знаниями и впечатлениями. Экскурсионная деятельность обусловлена наличием: экскурсионной группы; экскурсовода; временного отрезка, отведённого на экскурсию; экскурсионного маршрута; экскурсионных объектов (музеи, выставки т.д.); экскурсионной тематики; совместной деятельности экскурсовода и экскурсантов.
Любая экскурсия выполняет целенаправленные функции, такие как: информационно-познавательная; воспитательная; развлекательная; эстетическая; коммуникативная.
Организация и проведение экскурсионно-выставочных мероприятий имеет огромное значение для поддержания уровня спроса на культурно-просветительный туризм.
Научно обоснованная тематическая экскурсия способствует усвоению знаний об историко-культурно-природном пространстве, содержит информацию по различным областям человеческих знаний, таких как исторические события, научные открытия, культура и искусство. Экскурсия обзорная предназначена для усвоения информации по разным областям знания.
Экскурсия, входящая в систему туристических услуг, предоставляет потребителю продукцию информационно-образовательного характера, способствует эстетическому и духовному развитию.
Экскурсия призвана обогатить знания экскурсантов по той или иной теме, способствует выработке представления об увиденном. Экскурсия оказывает влияние на формирование мировоззрения, поведенческой культуры. Экскурсия соединяет в себе элементы идейно-политического, патриотического, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания.
Экскурсии на природу воспитывают любовь и бережное отношение к среде обитания, к флоре и фауне. Экскурсии в музеи и на выставки формируют любовь к прекрасному. Экскурсии на промышленные объекты воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии являются залогом выработки толерантности, воспитывают уважение к чужой культуре, способствуют пониманию и принятию обычаев и традиций разных народов.
Использование в ходе экскурсии фрагментов из художественных, документальных, научно-популярных фильмов и других форм просветительной наглядности способствует усилению воспитательного эффекта. Закрепление воспитательного эффекта экскурсии достигается в процессе самостоятельной работы экскурсантов по углублению и закреплению полученных знаний после окончания экскурсии.
Познавательная экскурсия является также способом удовлетворения рекреационных потребностей человека, формой рационального заполнения его досуга, то есть выполняет развлекательную функцию. Психологически валено избрать выверенную методику, благоприятствующую соразмерному удовлетворению потребностей экскурсантов.
Эстетическая функция культурно-познавательного туризма предоставляет людям возможность приобщить к красоте окружающего мира, заставляет заново осмыслить впечатления от вещей привычных и обычных. Следовательно, в оформлении экскурсии валено придерживаться принципов красоты и гармонии, добившись выразительности литературной речи, элегантности жестов и движений, не чураясь при этом элементов артистизма.
Коммуникативная функция культурно-познавательного туризма предполагает установление живого общения между всеми участниками экскурсионного процесса. Такие качества, как приветливость, доброжелательность, непринуждённость в общении, предупредительность способствуют рацио-
нализации познавательных и развлекательных свойств туристического бизнеса.
Та или иная экскурсия преследует определённую цель. Правильное определение цели влияет на отбор и освещение материала. Конечной целью экскурсии может быть воспитание патриотизма, уважение к труду, толерантности, эстетическое и нравственное воспитание, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры, развитие культуры общения. Каждая экскурсия должна иметь определённую тему, на которой строится экскурсионный показ и экскурсионный рассказ.
Эффективность культурно-просветительного направления туристской деятельности определяют следующие факторы:
• соответствие уровня туристско-экскур-сионной работы современным требованиям;
• научная и научно-методологическая обоснованность используемых форм социально-культурной деятельности и педагогического обеспечения;
• эффективность влияния полученных знаний и навыков на социальное самосознание личности, укрепление коллективизма и проявлений общественной активности, увеличение возможностей для выявления способностей [1, с. 199—200].
Организация культурно-просветительного туризма основывается на принципе эффективного проведения досуга. Так, в свободное время туристы знакомятся с природой, с историческими и культурными памятниками, становятся участниками ряда культурно-массовых мероприятий. В процессе культурно-просветительной работы создаются условия как для отдыха, так и для раскрытия индивидуальных способностей каждого туриста. При этом немаловажным фактором является обеспечение массовости. В этом процессе формирования мировоззрения каждого индивидуума используются разные развлекательные средства. Интересные викторины, интеллектуальные игры способствуют усвоению новых знаний.
В системе культурно-просветительных ме-
роприятий особо популярны экскурсии на природу. В период подготовки экскурсии определяются маршрут, места обзора, режим отдыха экскурсантов, перечень музыкальных, стихотворных произведений для прослушивания во время отдыха, готовится необходимое оборудование для рисования и планируемых видеосъёмок [2, с. 340].
Культурно-просветительный процесс является могучим средством общения между людьми. Это неформальное общение происходит на почве развлекательно-игровых контактов, установления культурных и дружеских связей между людьми. Естественно, такого рода культурные контакты служат формированию неформальных отношений между отдельными людьми, расширению культурных связей между народами, что обуславливает глобализацию самого общения, развитие межкультурного диалога. В результате появляется возможность предотвращения проявлений сепаратизма, международного терроризма и мирного урегулирования межэтнических конфликтов в различных уголках мира.
Путеводители с описанием памятников истории и культуры на территории страны, подготовленные музеями, имеют просветительское значение. Кроме того, в них содержится подробная информация о природ-но-географической структуре той или иной страны.
Познавательно-просветительским целям служат также обзорные брошюры о святилищах, зданиях религиозно-ритуального назначения.
Азербайджан, благодаря своему географическому положению, отличается от других стран мира. Профессор И. Гусейнов утверждает, что иностранных туристов привлекают природно-оздоровительный потенциал Апшеронского полуострова, обилие памятников истории и культуры, гостеприимство населения края. Исследователь справедливо отмечает, что здесь существуют следующие возможности для организации туризма:
• близость к большим туристическим
рынкам и многомиллионное население Ап-шерона;
• возможность доставки туристов в зоны отдыха морским путём [2, с. 40].
Сегодня в Азербайджане сфере туризма, в том числе и сфере международного туризма, придаётся первостепенное значение. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева «Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики» от 11 февраля 2004 года в целях развития и усовершенствования туризма, рационального использования богатых природных, рекреационных, экономических ресурсов республики в регионах было начато строительство курортов, санаториев, семейных пансионатов, центров отдыха и развлечений [2, с. 93].
В стране всё активнее рассматриваются вопросы привлечения инвестиций в развитие туристической сферы. В новых условиях рынка туризм в Азербайджане находится в положении молодой отрасли и нуждается в защите государства, так как молодым туристическим фирмам страны невозможно конкурировать в сфере продвижения своего туристического «продукта» на мировой туристический рынок. Для превращения туризма в высокорентабельную отрасль национальной экономики имеются благоприятные условия. В Азербайджане могут быть перспективны такие виды туризма, как бизнес-туризм, семейный туризм, туризм для досуга. Туризм, объединяющий крупные массы людей в сфере культурного общения и способствующий их духовному просвещению, развитию мировоззрения, имеет как общественно-политические, так и культурологическое значение [3, с. 14].
Сегодня процесс организации туризма сложно представить в отрыве от культурологических процессов [4, с. 96].
Как известно, у каждого народа есть свои обычаи и традиции, национальные праздники. У азербайджанского народа богатые обычаи и традиции, исторические праздники, массовые народные спектакли, отличаю-
щиеся художественным своеобразием. С одним только Навруз байрам связано большое количество народных игр, анекдотов, спектаклей, хороводов, песен и плясок, имеющих эстетическую, познавательно-просветительскую, нравственную, а также этнографическую ценность. Всё это эстетическое многообразие создаёт богатое, незабываемое впечатление у иностранных туристов, обогащает их духовный мир, формирует определённое устойчивое мнение о гостеприимстве местного населения.
Немаловажную роль для развития просветительного туризма играют музеи и выставки. Музеи издавна включают в туристские маршруты. И. Гусейнов определяет музей как «научно-просветительное учреждение, призванное систематизировать, исследовать, демонстрировать и охранять как памятники материальной культуры, так и духовные ценности» [2, с. 330].
В XXI веке интенсивно развивается информационное общество, что вынуждает музеи, деятельность которых традиционно связана исследованием, реставрацией, классификацией, демонстрацией памятников истории и культуры и обслуживанием туристов, идти в ногу со временем. И здесь информационно-коммуникационные технологии играют роль инструмента для усовершенствования музейного дела и его информационной базы.
Классификацию музеев молено представить следующим образом: естественнонаучные, в том числе геологические, ботанические, зоологические, медицинские музеи; исторические, в том числе общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, музеи боевой и трудовой славы; искусствоведческие музеи, в том числе изобразительного искусства, театрального, музыкального искусства, худолсественных промыслов; литературные музеи; технические музеи, в том числе политехнические, отраслевые; мемориальные, памяти выдающихся государственных, общественных, военных деятелей, деятелей науки, культуры
и искусства); краеведческие музеи; музеи-заповедники.
Основная функция музеев — собирание и хранение ценных историко-культурных материалов и памятников.
На выставках экспонируются произведения искусства, образцы художественных промыслов, предметы декоративно-прикладного искусства. Выставки классифицируются по следующим признакам:
• по месту проведения, в том числе стационарные, передвижные, выездные выставки;
• по частоте проведения, в том числе периодические, ежегодные выставки;
• по составу участников, в том числе локальные, региональные, национальные, международные выставки;
• по характеру представленных экспонатов, в том числе тематические, коллекционные, дидактические, концептуальные выставки.
Музейная и выставочная экспозиции представляют собой информационную систему, в которой нашёл отражение материальный продукт исторических, культурных, художественных, творческих явлений. Стержнем музейно-выставочной экспозиции является экспонат. Экспонаты классифицируются следующим образом:
• вещественные экспонаты, то есть предметы, отражающие процесс, событие, явление, личность и др.;
• письменные экспонаты, в том числе архивные документы, статистические материалы, законодательные акты, листовки, частные письма, научные и публицистические труды, литературно-художественные произведения, схемы, чертежи, историографические материалы;
• изобразительные экспонаты, в том числе портреты, зарисовки с натуры, картины, чертежи фасадов зданий, форменной одежды, картинки журналов мод, исторические и художественные произведения, плакаты.
Экспонаты делятся на основные и дополнительные. Наиболее существенные подлинники являются базовыми экспонатами экспозиций. Именно на них строится экскур-
сионный показ и экскурсионный рассказ. Играющие вспомогательную роль дополнительные экспонаты служат фоном для основных экспонатов, способствуют детализации общей картины экспозиции, однако необязательны для экскурсионного рассказа и показа при раскрытии темы экскурсии. Деление экспонатов на основные и дополнительные иногда носит расплывчатый характер, зависит от темы экскурсии, возрастного состава экскурсантов, их подготовленности к восприятию материала. Взрослых могут заинтересовать письменные памятники, к которым юное поколение отнесётся с равнодушием. Иногда дополнительный экспонат в обзорной экскурсии становится основным в экскурсии тематической.
Экскурсия по экспозиционным залам проходит по определённому маршруту в соответствии с хронологическими и тематическими установками.Рационально продуманный маршрут позволяет наиболее полно охватить как данную экскурсионную площадь, насыщенную экспозиционным материалом, так и заданную экскурсионную тематику. Экскурсия по музейно-выставочной экспозиции состоит из предисловия, основной части и заключения. В совокупности они определяют успех проведённой экскурсии. В начальном этапе экскурсовод знакомится с экскурсантами, выясняет степень информированности группы по теме экскурсии, напоминает правила поведения в залах музея или выставки, определяет цель экскурсии. Затем следует основная часть экскурсионного рассказа и показа. Заключение проводится в форме непринуждённой беседы, в ходе которой происходит закрепление экскурсионного материала. Для оформления экспозиции необходимы также научно-вспомогательные материалы и текстовой материал.
Основными формами культурно-просветительной работы в музее и на выставке являются экскурсии,лекции,беседы, праздники, рассчитанные на посетителей разных возрастов и уровней подготовленности к восприятию экспозиционных материалов. В культурно-просветительном, или культур-
но-познавательном, туризме музейная и выставочная экскурсия является основополагающей формой культурно-просветительной работы.
Музейно-выставочные экскурсии бывают тематическими и обзорными. В тематических экспозиционных экскурсиях показ объектов зависит, в первую очередь, от темы экскурсии. Основой экскурсии является экспонат. Он становится для туристской группы источником новых знаний и эмоционального воздействия. Экспонат несёт в себе сведения, которые в ходе экскурсионного показа и рассказа активно (либо пассивно) усваиваются экскурсантом.
В процессе практики целевые экскурсии, имеющие научно-просветительное (общеобразовательное) значение, оправдали себя, этот способ и сегодня используется с максимальной отдачей [5, с. 86].
Научно-просветительские и образовательные музеи с точки зрения распространения общественных знаний имеют огромное значение. К таковым относятся городские, поселковые музеи истории, музейный комплекс «Дворец Ширваншахов», Гобустан-ский музей истории и др. [5, с. 92].
В музеях Азербайджана наблюдается стремление увязать качественные, эффек-
тивные сведения о научно-художественной природе живописи с наглядностью, с реальной обстановкой, что в итоге положительно отражается на качестве духовного обогащения индивида, пробуждает в нем интерес, удивление, восхищение, способствует активному эмоциональному усвоению поданного материала [6, с. 149].
«Музеи организуют выставки, научно-теоретические конференции, обмен экспозициями, внедряя при этом передовые методы экспозиционной деятельности, принимают непосредственное участие в расширении культурных межгосударственных связей» [4, с. 7].
Всеобъемлющая глобализация диктует свои условия игры. Набирают обороты интеграционные процессы, влияние которых на туристическую отрасль в целом и рынок туристских товаров и услуг в частности растёт чуть ли не в геометрической прогрессии. Стремительный ритм жизнедеятельности настоятельно требует развивать научно-теоретическую и методологическую базу просветительного туризма ускоренными темпами, что предполагает также оснащение этой важнейшей отрасли современными методами, средствами и технологиями в режиме опережения.
Примечания
1. Аббасова З. Некоторые аспекты развития туризма в Азербайджане // Материалы Международной конференции «Актуальные проблемы азербайджановедения», посвящённой 87-й годовщине со дня рождения Г. Алиева / БСУ. Баку : Мутарджим, 2010.
2. Амирханов С. А. Сущность азербайджанского музееведения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011.
3. амирханов с. а. Взаимосвязи и закономерности в музейной деятельности в азербайджанском музееведении // Вопросы духовной культуры. Культурология. Москва, 2011.
4. Тусейнов М. Х, Эфендиева И. т. Основы туризма : [учебник для высших школ] : [на азербайджанском языке]. Баку : Марс-принт, 2007.
5. Тусейнов М. Х, Эфендиева И. Т. Организация культурной деятельности в зарубежных странах : [учебник для высших школ] : [на азербайджанском языке]. Баку : Марс-принт, 2008.
6. Прикладная культурология : [учебник для высших школ] : [на азербайджанском языке]. Баку : Марс-принт, 2004.