Научная статья на тему 'Реализация этничности в процессе репрезентаций в современном символическом пространстве (региональный аспект)1'

Реализация этничности в процессе репрезентаций в современном символическом пространстве (региональный аспект)1 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЭТНОМОДА / ЭТНОСТИЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДЫГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / МОДА / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNICITY / REPRESENTATION / ETHNIC FASHION / ETHNIC STYLIZATION / SOCIALIZATION / ADYGHE NATIONAL COSTUME / FASHION / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна, Позднякова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена исследованию этнокостюма как одного из инструментов конструирования этничности в регионе. Отмечается, что одежда как явление визуальной культуры существует как этнический отличительный признак и как атрибут современной моды. Поясняется содержание понятий «этномода» и «этнокостюм». Выступая мощным инструментом конструирования этничности, костюм как феноменологическая единица проходит следующие пути развития в современном регионе: традиционалистская, аккультурационная, реновационная инновация. Мода выполняет функции социализации и идентификации личности, являясь одной из форм приобщения индивида к социокультурному опыту. Раскрывается роль публичных пространств как фактора социального взаимодействия, которые дают возможность трансляции культурных образцов в социуме. Подтверждается, что визуальное пространство Республики Адыгея, его информационное наполнение оказывают влияние на характер этнической социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of ethnicity in the course of representations in modern symbolical space (regional aspect)

The paper studies an ethnic costume as one of instruments of designing ethnicity in the region. The clothes as the phenomenon of visual culture exist as ethnic distinctive sign and as attribute of modern fashion. The essence of the concepts "ethnic fashion" and "ethnic costume" is explained. Acting as the powerful instrument of designing ethnicity, the costume as phenomenological unit passes the next ways of development in the modern region: traditionalistic, accultural and renovative innovations. The fashion performs functions of socialization and identification of the personality, being one of forms of familiarizing of the individual with sociocultural experience. The publication discloses the role of public spaces as factor of social interaction. Public spaces provide an opportunity of transferring cultural samples in society. The authors prove that visual space of the Republic of Adyghea, its information filling, has an impact on the nature of ethnic socialization.

Текст научной работы на тему «Реализация этничности в процессе репрезентаций в современном символическом пространстве (региональный аспект)1»

УДК 391(=352.3) ББК 60.521(=602) Л 97

С.А. Ляушева,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79286693541, e-mail: slyausheva@rambler.ru

Т.С. Позднякова,

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79604996801, e-mail: pozd-nykova.2015@ inbox.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ СИМВОЛИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)1

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена исследованию этнокостюма как одного из инструментов конструирования этничности в регионе. Отмечается, что одежда как явление визуальной культуры существует как этнический отличительный признак и как атрибут современной моды. Поясняется содержание понятий «этно-мода» и «этнокостюм». Выступая мощным инструментом конструирования этничности, костюм как феноменологическая единица проходит следующие пути развития в современном регионе: традиционалистская, аккультурационная, реновационная инновация. Мода выполняет функции социализации и идентификации личности, являясь одной из форм приобщения индивида к социокультурному опыту. Раскрывается роль публичных пространств как фактора социального взаимодействия, которые дают возможность трансляции культурных образцов в социуме. Подтверждается, что визуальное пространство Республики Адыгея, его информационное наполнение оказывают влияние на характер этнической социализации.

Ключевые слова: этничность, репрезентация, этномода, этностилизация, социализация, адыгский национальный костюм, мода, этническая идентичность.

S.A. Lyausheva,

Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop, ph.: 79286693541, e-mail: slyausheva@rambler.ru

T.S. Pozdnyakova,

Candidate of Sociology, Senior Lecturer of Department of the Fine Arts and Design, Institute of Arts, Adyghe State University, Maikop, ph.: 79604996801, e-mail: pozdnykova.2015@ inbox.ru

1 Исследование проводится в рамках гранта Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».

REALIZATION OF ETHNICITY IN THE COURSE OF REPRESENTATIONS IN MODERN SYMBOLICAL SPACE

(REGIONAL ASPECT)

Abstract. The paper studies an ethnic costume as one of instruments of designing ethnicity in the region. The clothes as the phenomenon of visual culture exist as ethnic distinctive sign and as attribute of modern fashion. The essence of the concepts "ethnic fashion" and "ethnic costume" is explained. Acting as the powerful instrument of designing ethnicity, the costume as phenomenological unit passes the next ways of development in the modern region: traditionalistic, accultural and renovative innovations. The fashion performs functions of socialization and identification of the personality, being one of forms of familiarizing of the individual with sociocultural experience. The publication discloses the role of public spaces as factor of social interaction. Public spaces provide an opportunity of transferring cultural samples in society. The authors prove that visual space of the Republic of Adyghea, its information filling, has an impact on the nature of ethnic socialization.

Keywords: ethnicity, representation, ethnic fashion, ethnic stylization, socialization, Adyghe national costume, fashion, ethnic identity.

Процессы глобализации и интеграции ценностей различных культур представляют возможным говорить о будущей универсальной культуре общемирового порядка. Однако влияние традиционных ценностей все же остается весьма ощутимым и проявляется как на уровне сознания и самосознания, так и в повседневной жизни [1].

Этническая инаковость в контексте постмодерна не считается знаком культурной отсталости. В современной России эта тенденция проявляется в росте интереса к традиционной культуре народов страны, что закладывает основу устойчивого социокультурного развития и благополучия государства.

Одежда как явление визуальной культуры представляет собой информативную знаковую систему, в которой присутствуют как базовые, так и подвижные, постоянно меняющиеся элементы. Такой подход позволяет рассмотреть одежду как этнический отличительный признак и как атрибут современной моды. Последнее время происходит взаимопроникновение этих уровней, что выражается в появлении так называемого «этнического» модного стиля (этномода) [2]. В современном мире мода стала феноменальным явлением социокультурной сферы,

в которой находят отражение основные тенденции развития общества, касающиеся массового сознания и культуры. Мода выполняет функции социализации и идентификации личности, являясь одной из форм приобщения индивида к социокультурному опыту.

Мода, попадая в условия по-лиэтничного общества, проходит сквозь некую призму этнического своеобразия региона, происходит взаимообмен «мода - традиция». Адыгский национальный костюм является сложным семиотическим текстом, вобравшим в себя дух народа и отражение представлений о достоинстве человека. Этническая знаковость костюма предопределила появление термина «этноко-стюм», который в «современном понимании представляется как артефакт, продукт творческого сознания и деятельности, органично включающий элементы традиционного костюма, наполненного культурными смыслами, символами и образами. В эпоху утраты типичных форм традиционных культурных взаимодействий в большинстве этнических сообществ России он включается в новые формы социального функционирования» [3].

Выступая мощным инструментом конструирования этничности,

костюм как феноменологическая единица проходит несколько путей развития в современном регионе. В контексте традиционалистской инновации происходит актуализация культурной традиции и придание модного значения традиционному адыгскому костюму и его элементам. Реконструкция национальной одежды существует не только на подиумах различных светских мероприятий, но и в повседневности. Например, проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением традиционных обрядов в последние годы обрело особый смысл, являясь связующим звеном между поколениями. Алия Тукан, этническая черкешенка и невеста принца Иордании, выбрала национальный адыгский костюм (адыгэ сае) на свадебную церемонию. Атрибуты традиционного наряда выполнила художница, оружейник и ювелир Адыгеи Асият Еутых. Известный мастер работает, синтезируя приемы и традиции мастеров Майкопской археологической культуры с художественными достижениями черкесских оружейников. Таким образом, возрождение и сохранение традиций адыгского золотого шитья и изготовления национального костюма является одним из маркеров этнической идентичности.

Другой путь - это соблюдение баланса между черкесскими традициями и модными трендами, что можно отнести к аккультурацион-ной инновации. Реализация такого типа инноваций происходит благодаря работам модельеров-дизайнеров, создающих одежду на основе элементов и поэтики национального адыгского костюма и европейской моды. Сусанна Макерова использует традиционную вышивку, аппликацию, но современные и креативные материалы для производства одежды. По мнению модельера, в современном мире необходимо представление культуры адыгов в динамике, а не как нечто статичное и бездыханное, она должна жить в

настоящем и с устремленностью в будущее. Идея переосмысления национального костюма востребована в различных социальных группах, становясь модной, внедряясь в повседневность, благодаря комфорту и знаковой наполняемости такой одежды. Коллекция одежды «Лаборатория моды SuzieM» Сусанны Ма-керовой была представлена в Доме адыга (Олимпийский парк г. Сочи). Выставку посетили гости из разных стран мира, где могли ознакомиться с адыгской культурой и традициями. В подарок многие посетители получили декоративные платки с этническим принтом. Поддержка самобытности и интеграция в социокультурное пространство - это путь сохранения этничности в мульти-культурном мире.

К реновационной инновации, по мнению исследователей, нужно отнести внедрение подлинно новых в истории элементов или новых комбинаций старых элементов в сфере стандартов и объектов. В республике Адыгея работает модельер-дизайнер Юрий Сташ, который стилизует адыгский традиционный костюм, искусно соединяя философию мира и дух нартского эпоса. Произведения Сташа глубоко символичны, словно вступая в диалог со зрителем, они погружают нас в мир красоты и раздумий о будущем. Кроме того, автор создал более ста произведений декоративно-прикладного искусства, которые являются визитной карточкой республики, были представлены в Доме адыга во время проведения международных Олимпийских игр.

Публичные пространства как фактор социального взаимодействия дают возможность трансляции культурных образцов в социуме. Актуализация этнических образов происходит в ходе проведения мероприятий в медиасфере. Э.В. Васильева, анализируя коммуникативную функцию моды, отмечает актуальность фольклорного (этнического) стиля и роль фестивалей

моды в становлении и развитии национальных традиций, демонстрации многообразия, самобытности и их неисчерпаемого потенциала [4].

Так, в Адыгее проходит Международный фестиваль адыгской (черкесской) культуры, День черкесского национального костюма, Международный фестиваль молодых дизайнеров «Этномода». В рамках мероприятий проводятся модные показы современных адыгских художников-модельеров, дефиле национального костюма, выступление хореографических ансамблей и детских творческих коллективов, выставки мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, традиционный адыгэ джэгу.

«Этномода» как международный фестиваль - крупномасштабный проект, который занял уверенные позиции в продвижении этномотивов в нашей стране и формировании этнокультурного маркера. В номинации «Этномотивы в современной одежде» коллекции молодых дизайнеров из Адыгеи занимают призовые места, что говорит о конкурентоспособности и высоком уровне адаптации элементов адыгского этнокостюма к современности. Благодаря проекту, самобытность региона, его культурный и творческий потенциал выходят на международный уровень. Например, итальянский дизайнер Лука Боффи планирует открыть мастерскую дизайна в Майкопе, где сможет работать талантливая и креативная молодежь. Свой успех подтвердили учащиеся Майкопского гуманитарно-технического колледжа Адыгейского государственного университета. Театр моды «D' Lux» удостоился высшей награды на Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» в Москве. Таким образом, формируется социокультурный ландшафт города и республики, что положительным образом влияет на инвестиционный климат

и получение дополнительных ресурсов для развития региональной экономики.

Идея популяризации национального костюма адыгов привела к возможности использования новой формы социальной коммуникации - флешмобу. Молодежь в черкесских национальных костюмах совершила прогулку по центральным улицам Москвы. Цель была достигнута - вовлечены различные социальные группы населения, люди с интересом рассматривали и фотографировали черкесские костюмы. В ходе опроса очевидцев была отмечена красота и утонченность женского костюма, однако некоторых респондентов смущало наличие холодного оружия в традиционном мужском костюме. Участники мероприятия были едины в мысли, что черкесская национальная одежда - это один из важных элементов культуры адыгов. Молодежь отмечала чувство гордости, историческую связь с предками, стремление соответствовать этическому кодексу.

На фоне возросшего интереса к этнокостюму возник ряд проблем, связанных с пониманием сути и роли традиции. Так, происходит подмена ценных знаковых элементов, несущих особый сакральный смысл, на упрощенное изображение и декорирование, что недопустимо в традиционном черкесском костюме. Использование костюма как элемента театральной и сценической атрибутики в некоторых случаях приводит к применению неподобающих материалов, фактур и цвета. Однако активное привлечение талантливой молодежи и профессионалов доказывает, что таких фактов становится меньше.

Таким образом, этностилизация и реконструкция народного костюма являются одним из факторов формирования этнической идентичности в современном обществе, осознания своей принадлежности к древней культуре. Визуальное пространство

республики, его информационное наполнение оказывают влияние на характер этнической социализации. Репрезентация этнических образов,

конструируя этничность, способствует успешной этнической социализации современной молодежи Адыгеи.

Примечания:

1. Оценка этносоциальных процессов на Юге России на основе социологических и психологических замеров / В.Н. Кирой [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. Вып. 4 (189). С. 138-147.

2. Позднякова Т.С. Мода в полиэтничном обществе: этнорелигиозное влияние // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 2 (59). С. 114-119.

3. Хокон С.Э., Сиюхова А.М. Этнокостюм как концепт культурсоциологи-ческого знания // Вестник СГТУ. 2014. № 1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/etnokostyum-kak-kontsept-kultursotsiologicheskogo-znaniya (дата обращения: 07.06.2018).

4. Васильева Э.В. Взаимодействие культур и образов моды в среде визуального пространства (на примере российских этнофестивалей) // Омский научный вестник. 2014 N° 5 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-kultur-i-obrazov-mody-v-srede-vizualnogo-prostranstva-na-primere-rossiyskih-etnofestivaley (дата обращения: 07.06.2018).

References:

1. An assessment of ethnosocial processes in the South of Russia based on sociological and psychological measurements / V.N. Kira [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 1: Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural Studies. 2016. Iss. 4 (189). P. 138-147.

2. Pozdnyakova T.S. Fashion in a polyethnic society: ethno-religious influence / T.S. Pozdnyakova // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural Studies. 2010. Iss. 2 (59). P. 114-119.

3. Khokon S.E. Ethnic costume as a concept of cultural sociological knowledge [Electronic resource] / S.E. Khokon, A.M. Siyukhova // SSTU Bulletin. 2014. No. 1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokostyum-kak-kontsept-kultursotsiologicheskogo-znaniya (access date: 07.06.2018).

4. Vasilyeva E.V. The interaction of cultures and images of fashion in the environment of the visual space (based on Russian ethnofestivals) [Electronic resource] / E.V. Vasilyeva // Omsk Scientific Bulletin, 2014 No. 5 (132). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimodeystvie-kultur-i-obrazov-mody-v-srede-vizualnogo-prostranstva-na-primere-rossiyskih-etnofestivaley (access date: 07.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.