УДК: 069.51(= 512.19)
Эмирасанова Р. М.
Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
ТРАДИЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФИРМЫ «ДЮЛЬБЕР»
В статье охарактеризовано традиционное крымскотатарское ювелирное искусство, обозначен основной круг его видов и типология. Рассмотрено творчество создателей ювелирного дома «Дюльбер», как возобновление традиций народного ювелирного мастерства.
Ключевые слова: крымскотатарское ювелирное искусство, чеканка, резьба, гравировка, филигрань, зернь, «Дюльбер».
Ювелирное искусство Крыма — малоисследуемая отрасль в искусствоведении. Только в 2000-х годах данная проблематика была частично актуализирована современными исследователями. На сегодня наиболее весомыми трудами про ювелирное искусство крымскотатарского населения Крыма являются монографии И. Заатова [3] и Н. Акчуриной-Муфтиевой [1], однако в этих монографиях указаны лишь несколько современных мастеров, которые возрождают традиционное крымскотатарское ювелирное искусство.
Художественные изделия из металла считаются классическим видом декоративно-прикладного искусства, металл является незаменимым материалом в изготовлении ювелирных изделий, посуды, бытовой и ритуальной утвари, а также оружия. С начала развития ремесла свои традиции имела художественная обработка металла и у крымских татар. Ювелирные работы, выполненные крымскотатарскими мастерами, отличались высоким качеством изготовления, оригинальностью и разнообразием форм.
В ХЕХ в. в Крыму применяли такие способы художественной обработки металла, как чеканка, ажурная резьба и гравировка. Высокого совершенства получила техника филиграни — «чильтер». В технике филиграни выполнялись разнообразные женские ювелирные украшения: височные, шейные, нагрудные, сережки, амулеты, пояса и браслеты. В основном использовались два вида филиграни: фоновая — когда узор напаивался на подготовленную пластину и ажурная — когда гладкие и скрученные нити разной толщины образовывали сквозное кружево. Филигранные композиции дополнялись мелкими шариками зерни, которые покрывая сплошь украшение, создавали игру светотени [4].
Первые крымскотатарские ювелирные украшения имели строго утилитарную функцию (закалывались волосы, застегивалась одежда). Затем на протяжении длительного времени украшения несли ритуальное назначение и выполняли роль амулетов и оберегов. В ХХ в. в украшениях стали преобладать и декоративные качества. Излюбленным металлом крымских мастеров было серебро, а мастеров, работающих с золотом, называли «алтынджы».
Ювелирные изделия являлись украшением народного женского и мужского костюма и характеризовали социальную принадлежность их обладателей. Крымскотатарские ювелирные украшения можно подразделить на 3 основные группы: наручные, шейно-нагрудные и головные украшения, а также амулеты и украшения для пояса.
Главным элементом крымскотатарского костюма у женщин являлась круглая шапочка «фес», украшенная по краям монетками «пул». Налобное украшение у крымских татар называлось «баш-алтын» и крепилось оно ниже шапочки «фес». Это украшение говорило о материальном достатке его обладательницы. Отличительным признаком замужней женщины были височные украшения «зулюфлер». Они крепились к головному убору девушки и выполнялись в основном из серебра. Так как «фес» у крымских татарок не
прикрывал уши, большое значение придавалось серьгам. Серьги были скрученные, конусообразные, квадратные, но наиболее распространенной была форма полумесяца.
Нарядным дополнением крымскотатарского костюма было нагрудное украшение «герданлыкъ» или «кокюслик». Это украшение закрывало вырез на платье и представляло собой ожерелье из филигранных пластин, цепочек, полудрагоценных камней и монет [9].
Популярным украшением среди крымских татар были пояса с пряжкой. Пояса носили как женщины, так и мужчины. Пояса были металлические, бархатные, кожаные. На плотную основу пояса нанизывались металлические звенья «сулюк», имеющие S-образную форму, форму цветка и банта. Фоновая филигрань украшала резные пряжки женских поясов, декорировавшиеся многоярусными розетками и подвесками. Декоративный эффект усиливали мелкие и большие шарики зерни, подчеркивавшие основные узоры орнамента. В основе формы пряжки два зеркально расположенных виноградных листа с рельефно изрезанными краями, на которые наложены два цветочных листа. Все это скреплено в центре крупной цветочной розеткой, в результате получалась объемная трехслойная филигранная композиция, вес которой мог достигать 400 граммов.
С конца XVIII и к началу XX ст. в женском гардеробе крымских татар были серебряные или позолоченные филигранные пояса «лагшван — къушакъ» турецкого образца или кавказского с чернью — «йипишлы къушакъ». «Лагшван-къушакъ» состоял из ажурных прямоугольных, квадратных пластин или восьмилепестковых розеток, соединенных между собой колечками. Количество их зависело от размера звена и длины пояса. Наряду с филигранными пряжками встречаются массивные чеканные пряжки, украшенные гравировкой и скрепленные небольшими кинжалами с цепочкой [1].
Важным дополнением крымскотатарского костюма были разнообразные по форме амулетницы «дуалыкъ» треугольные, прямоугольные и трубчатые. Трубчатые амулеты были полыми внутри и содержали тексты молитв «дуа». Металлические амулетницы вплетались и в косы женщин, они крепились с помощью цепочек или тонких металлических нитей и назывались «сач-хасиде». Астральные мотивы красочно обыгрывались в ювелирных украшениях крымских татар и выполняли не только декоративно-эстетические функции, но и функции оберегов.
Крупнейшими центрами ювелирного искусства в Крыму были Бахчисарай и Карасубазар, где до начала ХХ в. функционировали цеховые формы организации труда, в которых строго придерживались узкой специализации. Мастера-ювелиры работали преимущественно с серебром, но также использовали золото, медь, железо и драгоценные камни.
К началу XX в. ювелирное искусство испытывает процесс постепенного упадка. Ювелирные изделия фабрично-заводского производства, а также привозимые из других мест на рынки Крыма, способствуют росту конкуренции, появлению штампованных изделий, снижению качества продукции. К середине ХХ века изготовление традиционных ювелирных украшений полностью прекращается, лишь прекрасные произведения ювелиров ХЕХ — начала ХХ вв. еще хранят воспоминания о былой славе крымскотатарских мастеров [2].
В период депортации крымскотатарского народа в Крыму не осталось ни одного мастера ювелирного дела, художественный металл, как вид искусства, постепенно стал исчезать. Только с конца ХХ в. происходит возрождение ювелирного искусства в Крыму.
Для возрождения и популяризации традиционной техники ювелирного искусства крымскотатарского народа — техники филиграни — был создан ювелирный дом «Дюльбер», основанный в 1999 году в г. Симферополь. История создания ювелирного дома «Дюльбер» связана с творчеством его инициатора, главного художника и ювелира Мехти Исламова — заслуженного кавалера ордена Карла Фаберже, награжденного званием «Заслуженный ювелир мусульманского мира» и получил звание «Заслуженный ювелир международного класса». Цель ювелирного дома «Дюльбер» — возродить традиции филигранного искусства древних крымскотатарских мастеров.
«Дюльбер» — слово персидского происхождения, в переводе с крымскотатарского языка означает «прекрасный», дословно «нечто, радующее душу». Основная концепция ювелирного дома «Дюльбер» — создавать эксклюзивные изделия художественной ценности и настоящие произведения искусства. Специально разработанная линия ювелирных украшений из серебра, выполненных в технике филиграни, завоевала известность по всему миру [7].
Филигрань — исконная и на сегодняшний день редкая ювелирная техника тончайших узоров. Крымскотатарские ювелиры всегда отдавали предпочтение технике филиграни — «чильтер». В Крыму искусство филиграни было настолько популярным, что о нем даже была сложена одна из крымских легенд «Филигрань», в которой рассказывается о мастере-ювелире, изготовлявшем из нитей своего чистого сердца филигранные узоры колец, ожерелий, пряжек [5].
Ручная работа в ювелирном доме «Дюльбер» выполняется практически на всех этапах создания изделия. В основном, работы стараются выполнять в единственном экземпляре, чтобы избежать повторения. Все творческие и технологические процессы происходят в стенах ювелирного дома, что также гарантирует высокое качество ювелирных изделий. В ювелирном доме «Дюльбер» представлен разнообразный ассортимент ювелирных изделий: сувенирная пластика, оружие, награды, но больше привлекают внимание женские и мужские украшения и аксессуары (серьги, колье, подвески, перстни, запонки, браслеты). Для выполнения ювелирных украшений мастера используют только дорогие и качественные материалы — золото, серебро, платину (иногда используя в одном изделии сочетание разных металлов, в том числе золото и серебро). Также для выполнения изделий используются природные драгоценные камни (рубины, бриллианты, сапфиры, турмалины, александриты) и жемчуг. В украшениях со вставками используются — хризопраз, малахит, обсидиан, коралл, бирюза, цирконий и лазурит — камни на натуральной основе с регенерацией имитационных материалов.
Каждое эксклюзивное украшение имеет свое название, раскрывающее лаконичное описание (например, подвеска «Звезда Магриба», перстни «Дюльбер», «Версаль», «Паша»). В изделиях преобладают растительные и геометрические орнаменты, часто объединенных в одном изделии. Композиции изделий уравновешены и выразительны, что способствует целостному восприятию, несмотря на использование в некоторых изделиях большого количества мелких элементов.
Мехти Исламов, заботясь о высоком художественном уровне деятельности производства под его руководством, смог создать для своего предприятия высокий уровень имиджевого престижа, и на сегодняшний день для многих постоянных посетителей изделия ювелирного дома «Дюльбер» стали семейными, родовыми ценностями, ведь именно такая задача была поставлена главным художником-ювелиром еще с начала основания — возобновить традиции семейных ценностей, когда высокое качество работы и материалов, а также соответствующий художественный уровень сделают эти ювелирные изделия ценными и актуальными даже через несколько столетий.
Для Мехти Исламова важной задачей деятельности ювелирного дома «Дюльбер» является возрождение традиционной и старинной техники, развитие традиционной передачи материального и духовного наследства последующим поколениям. Передача опыта младшему поколению является неотъемлемой частью сохранения и развития культурного достояния народа.
В декабре 2012 года ювелирный дом «Дюльбер» основал одно из направлений своей деятельности — возрождение крымскотатарской серебрянной филиграни, ювелирную линию «Дюльбер. Искусство серебра», которая состоит из более 500 изделий. Мехти Исламов, на основе традиционного крымскотатарского ювелирного искусства, самостоятельно создавал все эскизы филигранных работ. Главный художник ювелирного дома считает, что линия
«Дюльбер. Искусство серебра» — это пример аккумулирования многовекового наследия ювелирных традиций всего крымскотатарского народа.
Выводы. Ювелирные изделия «Дюльбер. Искусство серебра» созданы в стилистике национальных крымскотатарских ювелирных изделий. Традиция в изготовлении ювелирных украшений крымскотатарскими мастерами состоит не только в использовании тех самых технологических методов, но и в сохранении наиболее типичных художественных признаков: формы, композиции, размеров, орнаментов и т. д. Для изделий линии «Дюльбер. Искусство серебра» также характерны графическая точность изделия, миниатюрная детализация композиций, ажурность, доминирование растительных и геометрических орнаментов, однако эти ювелирные украшения в интерпретации автора выглядят вполне актуальными на сегодняшний день [6].
«Дюльбер. Искусство серебра» — исключительная линия ювелирных изделий, которая не имеет аналогов на каких-либо других предприятиях данного уровня. Неудивительно, что одним из лозунгов колекции является выражение: «Душа Востока в серебрянных украшениях — наследие Крыма!» [8].
Литература
1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV — первой половины XX вв. : монография / Н. М. Акчурина-Муфтиева. — Симферополь : ОАО «Симферопольская городская типография» (СГТ), 2008. — 392 с.
2. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративное искусство крымских татар Х1Х в.
3. Заатов И. Крымскотатарское изобразительное и декоративно-прикладное искусство ХХ в. / И. Заатов — Симферополь: Издательство «Судьба», 2002. — 279с.
4. Заатов И. Крымскотатарское декоративно — прикладное и изобразительное искусство / И. Заатов — Симферополь: ТАРПАН, 2003. — 336 с.
5. Кустова М. Г. Филигрань / М. Г. Кустова. Архив БГИКЗ, рукопись.
6. Пасечник Л. В. Деятельность ювелирного дома «Дюльбер» / Л. В. Пасечник // Вестник Харьковской Государственной академии дизайна и искусств. — Харьков, 2014. — №2. — С. 88-93.
7. История бренда «Дюльбер». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dyulbersilver.club/вИор^опуа-Ьгепёа/
8. Исчезающее искусство филиграни. Ювелирные украшения у крымских татар: изготовление, ношение, функциональное значение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://turkology.tk/library/137