УДК 378.1
И. С. Пилко
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КЕМГУКИ
Отчет о научно-методической конференция КемГУКИ «ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ВПО: БАЛАНС ТРАДИЦИИ И НОВАЦИЙ», 2-4 февраля 2011 года. Охарактеризована программа конференции. Даны сведения о ее участниках, тематике докладов и сообщений. Приводится текст резолюции конференции.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательные стандарты третьего поколения, основные образовательные программы, высшее профессиональное образование, вузы культуры и искусств, научная конференция.
I. S. Pilko
TRADITIONS AND NOVELTIES IN KEMGUKI EDUCATIONAL PRACTICE
Presents a report on scientific and methodology conference «FSES for HPE Adoption: a Balance of Traditions and Novelties» held in KemGUKI on 2-4 February 2011. The agenda of the conference is reviewed. The information on its participants, reports and speeches titles is given. The text of the conference's resolution is included.
Keywords: competence approach, third generation educational standards, general educational programmes, higher professional education, educational institutions of culture and arts, scientific conference.
Российская высшая школа активно готовится к переходу на новые образовательные стандарты (ФГОС ВПО) и многоуровневую систему подготовки кадров. Промежуточные итоги напряженной работы в этом направлении профессорско-преподавательского состава КемГУКИ подвела научно-методическая конференция «ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ВПО: БАЛАНС ТРАДИЦИЙ И НОВАЦИЙ» (2-4 февраля 2011 года). Конференции предшествовали обучающие мероприятия и учебно-практический семинар «Технология проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ» (октябрь-декабрь 2010 года), разработка и экспертиза основных образовательных программ по 14 лицензированным направлениям подготовки.
Программа конференции была насыщенной и отражала широкий круг проблем,
связанных с реализацией компетентност-ного подхода в образовательных программах КемГУКИ, сочетанием традиционных и инновационных форм организации учебного процесса, освоением технологий формирования и диагностики общекультурных и профессиональных компетенций, спецификой реализации новой модели обучения по комплексу направлений «Культура и искусство» и др. В работе пяти секций и двух круглых столов приняли участие 130 преподавателей университета; заслушано 35 докладов и 18 сообщений.
Общий тон конференции задало пленарное заседание. В своем приветственном слове ректор КемГУКИ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации Е. Л. Кудрина отметила актуальность темы и насыщенность программы конференции, особенно остановилась на требующих ре-
шения проблемах художественного образования. В пленарных докладах говорилось о преимущественном внимании идеологов компетентностного подхода и разработчиков ФГОС ВПО к формальным характеристикам образовательной деятельности (И. С. Пилко, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе), о проблемах целеполагания при разработке основных образовательных программ (М. Г. Ли, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий), о значимости содержательного наполнения вариативной части учебного плана дисциплинами, формирующими общую культуру и художественный вкус студентов и выпускников нашего вуза (А. А. Гук, доктор философских наук, профессор, директор НИИ прикладной культурологии).
Перспективы реализации компетентностного подхода в образовательных программах университета были охарактеризованы на примере академических и художественно-творческих направлений подготовки: «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (А. М. Кулемзин, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой музейного дела), «Социально-культурная деятельность» (Н. С. Коргожа, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой CКД), «Дизайн» (Г. С. Елисеенков, профессор зав. кафедрой дизайна), «Библиотечно-информационная деятельность» и «Прикладная информатика» (Н. И. Колкова, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой технологии автоматизированной обработки информации; И. Л. Скипор, кандидат педагогических наук, доцент).
О компетентностном измерении профессии режиссера узнали участники конференции из доклада В. Д. Пономарева, кандидат педагогических наук, профессор,
проректора по творческой и международной деятельности. Ю. В. Клецов, кандидат философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, права и социально-политических дисциплин изложил свое понимание возможностей реализации ком-петентностного подхода в преподавании общественно-политических дисциплин.
Актуальным образовательным технологиям была посвящена секция «Технологии формирования и диагностики ключевых компетенций бакалавра». Предметом обсуждения стали кейс технологии (Г. А. Неустроева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики), проектные технологии (С. С. Шалашов, зав. кафедрой РТПП), технологии самостоятельной работы студентов (Л. В. Мирошниченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии), технологии тестирования (Н. Н. Григоренко, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии). Возможности использования информационно-коммуникационных технологий были рассмотрены на примере изучения иностранных языков (М. В. Межова, кандидат культурологи, и. о. зав. кафедрой иностранных языков) и анализа информационного потенциала электронно-библиотечных систем (С. В. Савкина, преподаватель кафедры ТДК).
Три секции конференции были посвящены осмыслению опыта преподавания отдельных учебных дисциплин и их ориентации на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Особого внимания заслуживают круглые столы конференции. Так, участники круглого стола «Организация учебного процесса в условиях уровневого обучения» сосредоточили свое внимание на вопросах актуализации в соответствии с требованиями ФГОС ВПО локальных регламентов учебной деятельности, органи-
зации и контроля самостоятельной работы студентов, модернизации материально-технической базы, эффективной работы диспетчерской службы, межкафедрального и межинститутского взаимодействия при распределении учебных дисциплин и др.
Как и ожидалось, разгорелась оживленная дискуссия на круглом столе «Возможности и ограничения компетентностного подхода в реализации образовательных программ по направлению "Культура и искусство». Единодушным было стремление сохранить от псевдоноваций традиции обучения студентов различным видам творчества: музыкально-инструментального, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного. Беспокойство о судьбе российского художественного образования не исключает потребности освоения актуальных образовательных технологий и форм организации учебного процесса.
На итоговом пленарном заседании была принята резолюция конференции.
Резолюция научно-методической конференции «Внедрение ФГОС ВПО: баланс традиций и новаций»
В соответствии с Комплексным планом мероприятий перехода КемГУКИ на уровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты ВПО на 2010-2011 учебный год 2-4 февраля 2011 года. В КемГУКИ состоялась научно-методическая конференция «Внедрение ФГОС ВПО: баланс традиций и новаций».
В ходе работы секций и круглых столов рассмотрен широкий круг вопросов, В их числе: реализация компетентностно-го подхода в образовательных программах КемГУКИ; опыт преподавания отдельных учебных дисциплин с использованием ак-
тивных методов обучения; перспективы внедрения модульной организации учебного процесса; технологии формирования и диагностики общекультурных и профессиональных компетенций; возможности и ограничения компетентностного подхода к обучению студентов по направлению «Культура и искусство».
Участниками конференции отмечен высокий научно-методический уровень проведенного мероприятия, актуальность и содержательность представленных докладов, конструктивность состоявшихся дискуссий и обсуждений.
По итогам работы участники конференции принята резолюция
Рекомендовать УМУ, УМС университета:
1. Переработать локальные нормативные акты (Положение об организации учебного процесса, Положение о самостоятельной работе студентов, Положение о практике, Положение об итоговой государственной аттестации) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
2. Продолжить работу над оптимизацией форматов учебно-методической документации в рамках основных образовательных программ и адаптацией их к специфике направлений подготовки, связанных со сферой искусства.
3. При расчете учебной нагрузки учитывать трудоемкость затрат времени преподавателя на организацию СРС; рассмотреть возможность включения руководства СРС в индивидуальную нагрузку ППС.
4. Организовать обучающие семинары для преподавателей вуза по инновационным образовательным технологиям и внедрению тестовой формы контроля знаний.
5. Активизировать внедрение ИКТ в учебный процесс: сформировать специализированный отдел в структуре Центра информационных технологий КемГУКИ
с целью разработки учебно-методических материалов в электронной форме и обеспечения доступа к полнотекстовым электронным ресурсам учебного назначения.
6. В 2012 году провести межвузовскую (межрегиональную) научно-методическую конференцию с обсуждением опыта подготовки бакалавров по направлениям культуры и искусства.
7. Оценить возможность использования в образовательной и научной деятельности университета нескольких электронно-библиотечных систем («Кни-гаФонд», «Университетская библиотека Online», «IQ Library».
Институтам, кафедрам:
1. Актуализировать междисциплинарные связи, избегать дублирования, обеспечить межинститутское взаимодействие по вопросам закрепления учебных дисциплин за кафедрами.
2. В ходе редактирования основных образовательных программ:
• доработать учебные планы для бакалавриата с учетом оптимальной организации учебного процесса (укрупнение студенческих групп, эффективное использование аудиторного фонда и др.);
• усилить вариативную часть учебных планов за счет дисциплин психолого-
педагогического профиля, эстетики, этики, культурологии, правовых основ профессиональной деятельности с целью развития личностных качеств выпускника вуза культуры и искусств, формирования общекультурных компетенций, правовой культуры.
3. Рекомендовать преподавателям дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла и математического и естественнонаучного цикла вводить элементы профилирования в содержание предметов.
4. Предложить социально-гуманитарному институту принять участие в рецензировании контрольно-измерительных материалов, используемых в Интернет-тестировании студентов.
5. Найти возможность использования компьютерных классов для проведения учебных занятий и организации СРС по иностранному языку.
6. Кафедрам подготовить методические рекомендации для преподавателей по использованию инновационных образовательных технологий в практико-ориентированном обучении студентов.
7. Представить рекомендованные секциями доклады и сообщения для публикации в «Вестнике КемГУКИ» и профессиональных научно-практических и научно-теоретических журналах.
УДК 378.184
С. А. Золотарева
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «МОЛОДЕЖНЫЕ ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ РОССИИ»
В статье дается общий обзор мероприятий научно-образовательного форума «Молодежные инновации и предпринимательство в современной парламентарной России, их последовательность и содержание.
Ключевые слова: молодежь, предпринимательство, форум, инновации.