НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА SCIENTIFIC LIFE OF THE UNIVERSITY
Ю. В. Жегульская, С. В. Савкина
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ: МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ В ГУМАНИТАРНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Представлены итоги научно-методической конференции по вопросам внедрения федеральных образовательных стандартов третьего поколения в гуманитарное и художественное образование, проходившей в КемГУКИ с 19 января по 7 февраля 2012 года. Краткий отчет о работе секций. Описание мероприятий, прошедших в рамках конференции.
Ключевые слова: образовательные стандарты третьего поколения, высшее гуманитарное и художественное образование, вузы культуры и искусств, научно-методическая конференция.
U. V. Zhegulskaya, S. V. Savkina
SCIENTIFIC AND METHODOLOGY CONFERENCE “THIRD GENERATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS: REALIZATION MECHANISMS, MODELS OF IMPLEMENTATION IN HUMANITARIAN AND ART EDUCATION”
There is a result on scientific and methodology conference devoted to Third generational educational standards of humanitarian and art education, held in KemGUKI on 19 January - 7 February 2012. There is report on conference. Conference events are described.
Keywords: Third generational educational standards, higher humanitarian and art education, education universities of culture and arts, scientific and methodology conference.
Актуальной проблемой современного В ходе внутривузовского этапа кон-
отечественного образования является пере- ференции (19-30 января) на заседаниях ход на новые образовательные стандарты. 6 кафедральных и 5 институтских секций,
Возможности и ограничения, проблемы и круглых столов были заслушаны 96 докла-
перспективы внедрения федеральных госу- дов и сообщений. Обсуждались вопро-
дарственных образовательных стандартов сы сохранения традиций российской выс-
высшего профессионального образования шей школы и придания процессу обучения
активно обсуждаются в вузовской среде. практико-ориентированного характера; пре-
Этим вопросам была посвящена прошед- емственности образовательной деятельно-
шая в Кемеровском государственном уни- сти кафедр Института визуальных искусств
верситете культуры и искусств научно- при переходе на уровневую подготовку вы-
методическая конференция «Образователь- пускников; сочетания традиций и новаций
ные стандарты третьего поколения: ме- в музыкальном образовании; роли общегума-
ханизмы реализации, модели внедрения нитарных и социально-экономических дис-
в гуманитарное и художественное образо- циплин в формировании общекультурных
вание» (19 января - 7 февраля 2012 года). и профессиональных компетенций бакалав-
ров, специалистов, магистров; реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров и магистров информационной сферы, социально-культурной деятельности, театрального искусства, режиссуры театрализованных представлений и праздников; методики преподавания профессиональных и специальных учебных дисциплин. Доклады и сообщения обобщали накопленный опыт формирования рабочих учебных программ, освоения актуальных образовательных технологий, диагностики компетенций.
В работе круглого стола «Двухуровневая модель подготовки бакалавров и магистров в области хореографического искусства» (7 февраля 2012 года) приняли участие представители администрации Кемеровского государственного университета культуры и искусств, преподаватели и студенты Института хореографии, преподаватели отделений хореографии ссузов и школ искусств, художественные руководители хореографических коллективов, известные хореографы из Республики Мальты, Италии, России, представители общественности. Участники круглого стола, обсуждали проблемы хореографического образования в России и за рубежом. В своих выступлениях педагоги вуза познакомили участников круглого стола с содержанием предметов общепрофессионального цикла в условиях внедрения ФГОС ВПО по направлениям, формам и методам процесса формирования ключевых компетенций обучающихся, образовательными технологиями; осветили позитивный опыт процесса интеграции хореографического образования в содержание предметов гуманитарного цикла.
2-3 февраля 2012 года состоялся межвузовский этап конференции. С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель генерального директора Российской национальной библио-
теки, президент Российской библиотечной ассоциации, председатель секции РБА по библиотечной политике и законодательству В. Р. Фирсов и председатель Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ профессор В. К. Клюев. В видеоприветствиях В. Р. Фирсов и В. К. Клюев отметили роль и значимость культуры в современном обществе, актуальность проблематики конференции и важность подготовки кадров в сфере культуры и искусства.
На пленарном заседании, посвященном вопросам диверсификации высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, формирования многоуровневых образовательных программ и информатизации образовательной деятельности, с докладами выступили ректор КемГУКИ доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Кудрина, проректор по учебной работе КемГУКИ доктор педагогических наук, профессор И. С. Пилко, начальник управления информатизации КемГУКИ кандидат химических наук, доцент В. Н. Борздун.
Работу секции «Организация уровне-вой подготовки по группе учебных направлений “Культура и искусство”: возможности и ограничения» открыло выступление проректора по учебной работе Челябинской государственной академии культуры и искусств кандидата педагогических наук, доцента С. В. Буцыка, организованное посредством современных телекоммуникационных технологий. Он рассказал о возможных вариантах организации обучения информационнокоммуникационным технологиям будущих бакалавров и магистров сферы культуры и искусства. Проблема разработки стандарта вуза культуры и искусств на выпускные
ISSN 2078-1768
ВЕСТНИК КемГУКИ 19/2012
квалификационные работы бакалавров, специалистов, магистров была поднята в докладе доктора педагогических наук, профессора Н. И. Гендиной и кандидата педагогических наук, профессора Н. И. Колковой. Предложенные в докладе пути решения вызвали интерес аудитории и оживленную дискуссию.
В докладах директора Института музыки доцента И. В. Шороховой, директора Института социально-культурных технологий кандидата педагогических наук, доцента А. И. Юдиной, директора Социально-гуманитарного института кандидата философских наук, доцента О. В. Ртищевой были представлены подходы к реализации основных образовательных программ по направлениям подготовки, реализуемым в институтах.
Актуальным условием реализации современных принципов образования является развитие информационно-образовательного пространства, обеспечивающего учебный процесс необходимым контентом. Поэтому особое внимание участников конференции привлекла презентация электронной образовательной среды КемГУКИ. Вопросам организации, структуры, технического сопровождения, дидактических возможностей электронной образовательной среды, ее использования в учебном процессе в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения были посвящены выступления заведующей кафедрой технологии автоматизированной обработки информации кандидата педагогических наук, доцента И. Л. Скипор, инженера-программиста Управления информатизации
В. Н. Дворовенко, преподавателя. С. В. Сав-киной, заведующей кафедрой технологии документальных коммуникаций кандидата педагогических наук, доцента Л. Г. Таранен-ко и доцента Г. Ф. Леонидовой. Участники конференции были солидарны во мнении о необходимости развивать практику форми-
рования и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов.
Ярким свидетельством особой значимости взаимодействия вуза и работодателей в процессе подготовки специалистов сферы культуры и искусства стал круглый стол «Компетентностные модели бакалавров, специалистов, магистров: концептуальная
состоятельность, адекватность требованиям времени и практики». В его работе приняли участие преподаватели КемГУКИ, руководители и сотрудники библиотек, учреждений социально-культурной сферы, общего, дополнительного среднепрофессионального образования. В сообщениях проректора по учебной работе КемГУКИ, доктора педагогических наук, профессора И. С. Пилко, кандидата педагогических наук, старшего преподавателя М. Г. Ли, преподавателя О. В. Абалаковой были освещены актуальные направления взаимодействия вуза и работодателей в процессе реализации образовательных программ высшей школы, подняты проблемы преемственности в подготовке выпускников бакалавриата и магистратуры, предложена методика формирования профессиональных стандартов в сфере культуры и искусства.
Актуальным проблемам и перспективам взаимодействия работодателей с КемГУКИ были посвящены выступления гостей конференции. Е. Г. Побокина, директор детской школы искусств № 19, поделилась представлениями о возможных формах социального партнерства школ искусств и университета культуры и искусств; Н. А. Шелепова, директор Музея-заповедника «Красная горка», подняла вопрос об организации опытноэкспериментальных площадок КемГУКИ на базе учреждений культуры; О. А. Воробьева, директор Дворца культуры им. 50-летия Октября, осветила опыт работы по программе «Стажировка выпускников вуза»;
Н. С. Павлюк, директор Областного учебнометодического Центра повышения квалификации работников культуры и искусства, представила многообразие форм организации практики студентов. Вопросы реализации практико-ориентированной подготовки бакалавров и магистров сферы культуры и искусства и их трудоустройства вызвали оживленную дискуссию.
На заседании Круглого стола «Комплектование библиотечного фонда вузовской библиотеки и проблемы развития электронно-библиотечного обслуживания», в котором приняли участие заведующие отделами комплектования вузовских библиотек г. Кемерово, рассматривались возможности реализации требований образовательных стандартов к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса, применения информационнокоммуникационных технологий в комплектовании библиотек вузов; состоялся обмен опытом по организации электронного библиотечного обслуживания в вузах г. Кемерово.
Площадкой для обсуждения воплощаемых в практику подходов к подготовке обучающихся в условиях уровневого образования стала секция «Реализация компетентност-ных моделей бакалавров, специалистов и магистров в гуманитарном и художественном образовании». В коллективном докладе кандидата экономических наук, доцента
С. А. Мухамедиевой, кандидата педагогических наук, профессора Е. А. Кагакиной, старшего преподавателя Т. А. Чекалиной была представлена оригинальная методика измерения компетенций в учебном процессе вуза. Тема оценки качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов была продолжена в выступлении директора Института информационных и библиотечных технологий, кандидата педагогических наук, доцента
О. И. Алдохиной. Доклад директора Института визуальных искусств, доцента Т. Ю. Казариной был посвящен формированию профессиональной культуры специалиста в области визуальных искусств в условиях перехода на компетентностную модель обучения. Заведующий кафедрой дизайна, профессор Г. С. Елисеенков в своем выступлении обосновал концептуальные подходы к моделированию образовательных программ по направлению «Дизайн». В докладе директора Института театра, доктора культурологии, профессора Н. Л. Прокоповой были представлены возможности и ограничения внедрения компетентностного подхода в ходе реализации программ обучения по направлениям образовательной деятельности института в целом и преподавания дисциплин речевого цикла в частности.
На Итоговом пленарном заседании при подведении результатов работы конференции были приняты важные решения:
- одобрить практику проведения ежегодной научно-методической конференции в межвузовском формате с приглашением представителей профильных учебных заведений профессионального образования;
- при выборе тематики будущих конференций учесть актуальность обсуждения вопросов эффективности использования в учебном процессе современных образовательных технологий, методического обеспечения диагностики компетенций;
- шире практиковать в рамках конференции проведение презентаций практического педагогического опыта, ресурсов «Электронной образовательной среды КемГУКИ»;
- разработать Комплексную программу взаимодействия КемГУКИ с работодателями; практиковать ежегодное проведение круглых столов с работодателями по группам направлений подготовки.