2. Gendina N. I. Tehnologicheskij podhod i biblioteka: opyt kategorial'nogo analiza ponjatij // Kul'tura i obshhestvo: vozniknovenie novoj paradigmy: tez. dokl.i soobshh. Vseros. nauch. konf. - Kemerovo: KGIK, 1995. - Ch. 2. - S. 67-70.
3. Gendina N. I., Kolkova N. I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo processa v vuze: standarty vysshego uchebnogo zavedenija [rek. Min-vom kul'tury RF dlja vuzov iskusstv i kul'tury]. -Kemerovo, 1998. - 170 s.
4. Kolkova N. I., Skipor I. L. Modelirovanie integrirovannoj tehnologii sozdanija jelektronnyh informa-cionnyh resursov: sootnoshenie obshhego i specificheskogo // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2008. - № 4. -S. 15-31.
5. Kolkova N. I., Skipor I. L. Prikladnaja informatika: tehnologii kursovogo i diplomnogo proektirovanija: ucheb. posobie. - Kemerovo: - KemGUKI, 2007. - 434 s.
6. Nasledie S. A. Sbitneva: uchenogo, pedagoga, novatora: sb. materialov nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 90-letiju so dnja rozhdenija S. A. Sbitneva, gg. Kemerovo, Novokuzneck, 14-19 marta 2008 goda / KemGUKI. - Kemerovo: KemGUKI, 2008. - 237 s.
7. Pilko I. S. Bibliotechnaja tehnologija. Obshhij kurs: ucheb. posobie. - Kemerovo: KemGAKI, 2000. -178 s.
8. Sbitnev S. A., Gendina N. I. Osobennosti podgotovki tehnologa avtomatizirovannyh bibliotechnyh system // Obshhee i specificheskoe v kriterijah i metodah ocenki bibliotechnyh sistem: sb. nauch. tr. / GPB. - L., 1983. - Vup 4. - S. 50-55.
9. Sbitnev S. A., Kolkova N. I. Biblioteka-ob#ekt avtomatizacii / KGIK. - Kemerovo: KGIK, 1985. -154 s.
10. Skipor I. L. Integracija jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov vuza: razrabotka unificirovannoj struktury kontenta sajta «Jelektronnaja obrazovatel'naja sreda KemGUKI» // Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2012. - № 20. - S. 122-130.
11. Sistema uchebno-metodicheskoj dokumentacii: standarty / S. A. Cbitnev, N. I. Gendina, N. I. Kolkova, V. T. Sbitnev, Ju. B. Li, V. S. Arnautov, V. P. Lushnikov, G. F. Leonidova; KGIK. - Kemerovo: KGIK, 1988. - 60 s.
12. Stas Andreevich Sbitnev: Zhizn', otdannaja ljudjam. Hronika. Vospominanija. Issledovanija. -Kemerovo: Kemerovskaja gos. akademija kul'tury i iskusstv, 2003. - 344 s.
УДК 378.22
И. С. Пилко
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ТРАДИЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ШКОЛЫ
Описаны заложенные основателем Кемеровской библиотечной школы С. А. Сбитневым традиции организации учебного процесса, востребованные в процессе внедрения в КемГУКИ компетентностной модели подготовки кадров в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностная модель, ФГОС ВПО, практико-ориентированный характер обучения, учебно-методическое обеспечение образовательных программ, информатизация учебного процесса.
I. S. Pilko
MODERN EDUCATIONAL REFORM AND KEMEROVO LIBRARY SCHOOL'S TRADITIONS
The purpose of article written by the Vice Rector for educational work of Kemerovo State University of Culture and Arts is to cover the inherent traditions of the educational process’s organization, which were laid by founder of Kemerovo Library School S. A. Sbitnev (in the period of 1969-2002). They are differentiated by the level of training of highly qualified specialists, practice-oriented teaching profession with stable ties between universities and employers, standardization training and methodological support, introduction of modern education, information and communication technologies in the educational process, automation of university management. Such experience allowed the creative university to make the transition to the competent model of educational activities, to provide training of bachelors and masters, to form KemGUKI’s electronic learning environment, to provide reliable training of methodology and software technical support and ongoing educational programs during reforms in Russian higher education, and introduction of federal state educational standards of higher education. The described method of practical development of competence-based approach can be useful for institutions of higher education of humanitarian and artistic profiles.
Keywords: professional education, competence model, Federal State Educational Standards of Higher Professional Education, practice-oriented character of education, educational and methodical support of educational programs, informatisation of educational process.
Восточная мудрость гласит: «Не дай вам Бог родиться в эпоху перемен». Российская высшая школа в состоянии перманентного реформирования пребывает уже два десятилетия. И возникает естественное желание хоть временной (на пару лет) стабильности. Существовала же как альтернатива временам застоя концепция «устойчивого развития». Хотя, быть может, все дело в сути (качестве) перемен?
Те, кого «ставил на крыло» Стас Андреевич Сбитнев, один из основателей Кемеровского государственного института культуры, проработавший в вузе более 30 лет (1969-2002), с упоением вспоминают о «переменах», неутомимым инициатором которых выступал их Учитель. Они тоже носили перманентный характер. Но от бесчисленных, «как осенних листьев», идей и новаций профессора Сбитнева загорались глаза и вырастали крылья. Эту картину всеобщей одухотворенности мог наблюдать каждый, кто засиживался перед дверьми его кабинета в ожидании своей очереди на прием.
Удивительно, что многие из конструктивных новаций, которые мы сегодня именуем «Болонским процессом», «образовательными стандартами третьего поколения», были гениально предугаданы основателем Кемеровской библиотечной школы. Случилось это за много лет до того, когда нам их представили как «новую образовательную парадигму».
Откуда сибирский реформатор библиотечного дела и образования черпал свои пророчества и предвидения, нам не известно. Получить некоторое представление
о практике профессионального обучения за рубежом он мог лишь из переводных источников или из разговоров со своей супругой Александрой Яковлевной, преподавателем английского языка. Зарубежные поездки до конца 1990-х не были массовым явлением, поэтому за границей он побывал лишь однажды - воином-победителем Великой Отечественной. Тем удивительней, что идеи уровневого обучения (ассистент библиотекаря - библиотекарь - ученый библиотекарь),
практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки, устойчивого взаимодействия вуза с базами практики и трудоустройства, внедрения информационнокоммуникационных технологий в учебный процесс и управление вузом, унификации требований к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности я впервые постигала в школе С. А. Сбитне-ва. Некоторые из них довелось доводить до уровня учебно-педагогической реальности под руководством инициатора. Запомнилось главное: под любую новацию всегда существовал детально проработанный механизм ее реализации.
Как пригодился мне этот опыт в пятнадцатилетний период заведования кафедрой технологии документальных коммуникаций
и, особенно, когда в 2010 году неожиданно для себя самой я приняла предложение ректора КемГУКИ Екатерины Леонидовны Кудриной стать проректором по учебной работе. Работодатель честно предупредила, что с легкой руки Стаса Андреевича эта должность именуется «расстрельной», и четко поставила ближайшую задачу: перевести вуз на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Это означало: освоить и адаптировать к условиям творческого вуза компетентностную модель профессионального образования; организовать многоуровневую подготовку выпускников, открыв, наряду со специалитетом, бакалавриат и магистратуру; разработать новые образовательные программы в соответствии со стандартами третьего поколения, многие из которых еще не были утверждены и существовали в форме вариативных проектов. Если учесть, что на «все про все» отводился один учебный год (другие вузы штурмовали эту вершину как минимум три года, прошли несколько стадий обучения персонала и пси-
хологической адаптации к новым требованиям), и речь шла не о родной «библиотечноинформационной деятельности», а о тридцати направлениях подготовки по всему спектру реализуемых в вузе образовательных программ, то перспективы «расстрельности» обретали вполне реальные контуры.
Спасательной шлюпкой в море негативных предчувствий служило то, что в течение семи предшествующих описываемым событиям лет я возглавляла Лабораторию инновационных образовательных технологий и с Болонским процессом, проблемами его внедрения в России была знакома как исследователь. Именно как исследователь и практик с солидным педагогическим стажем и опытом заведования кафедрой видела большую разницу между базовыми принципами в Болонской декларации (всеобщая мобильность студентов и преподавателей, многоуровневая профессиональная подготовка, единая система образовательных кредитов, взаимное признание квалификаций, обеспечение качества образования) и возможностями их реализации в российских условиях. И теперь как администратору мне предстояло изыскать эти «возможности» в рамках небольшого по масштабам и не самого богатого отраслевого вуза.
Велик был соблазн поучиться у российских методологов реформы образования, благо, что в приглашениях на курсы, семинары, школы соответствующей проблематики и различного уровня дефицита не было. Однако даже беглое знакомство с программами обучения отбивало охоту тратить собственное время и вузовские средства на изучение теории Болонского процесса и принципиальных отличий европейского и российского форматов высшего образования. Подобными публикациями пестрила профессиональная печать, а для библиотекаря-библиографа по базовому образованию рабо-
та с текстами - профессиообразующий навык. Обследовав Интернет, пообщавшись с коллегами из учебных управлений родственных вузов, контактно обучавшихся технологии перехода на ФГОС ВПО, я получила доступ к руководящим документам, методическим рекомендациям, комментариям и консультациям. На их освоение ушли два летних месяца, включая отпускное время, что позволило к сентябрю 2010 года быть «в материале».
В ходе проделанной аналитической работы выкристаллизовались первые рычаги будущего «механизма» перевода КемГУКИ «на уровневую систему высшего профессионального образования и ФГОС ВПО»: это разработка комплексной программы действий, регламента предстоящих работ и проведение методического всеобуча для организаторов учебного процесса по разработке основных образовательных программ в соответствии с требованиями новых стандартов (такие формы методической работы практиковал С. А. Сбитнев, когда стояла задача массового овладения какой-либо методикой или новацией). При конструктивной помощи заведующей методическим отделом учебнометодического управления университета Е. В. Деменковой, обеспечившей оперативное информационное сопровождение процесса, были сформированы и утверждены ученым советом «Комплексный план мероприятий перехода КемГУКИ на уровневую систему высшего профессионального образования и Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО на 2010-2011 учебный год» и «Регламент организации работ в КемГУКИ по формированию основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО». В октябре 2010 года мы приступили к проведению учебно-практического семинара «Технология проектирования компетент-ностно ориентированных основных обра-
зовательных программ», в работе которого приняли участие более 60 заведующих кафедрами и преподавателей вуза. Вели занятия автор настоящей статьи, начальник Учебнометодического управления Е. Ф. Сергеева, заведующая кафедрой педагогики и психологии
Н. Н. Григоренко, начальник Управления информатизации В. Н. Борздун. В течение трех месяцев мы постигали суть комптетентност-но ориентированного подхода к формированию основных образовательных программ и роль современных образовательных технологий в их реализации, специфику ком-петентностной модели выпускника высшей школы, методику разработки учебных планов, рабочих учебных программ, программ практик, итоговой государственной аттестации, контрольно-измерительных материалов. Реальным результатом обучения послужили основные образовательные программы, представленные выпускающими кафедрами для экспертизы и утверждения. В ходе этой работы сформировался методический актив, на плечи которого легла основная работа по методическому сопровождению перехода вуза на новые образовательные стандарты.
Практико-ориентированный характер вузовского обучения - это конек школы Сбит-нева. Стас Андреевич не терпел «корзинных» заданий для практических занятий и учебных исследований. Методика информационного поиска, составительской библиографической деятельности отрабатывалась на реальных запросах пользователей, методика аналитикосинтетической переработки информации -на отраслевых информационных массивах. Компьютерная подготовка осуществлялась на базе пакетов прикладных программ библиотечного назначения. Часто занятия проводились в стенах библиотек. Говоря современным языком, С. А. Сбитнев был подвижником интерактивных образовательных технологий, когда субъект познающий и
субъект обучающий одинаково активны, работают в непрерывном диалоге, «корректируя» действия друг друга; ситуационных заданий и кейс-стади, которые формируют у студента «способность качественных и продуктивных действий в конкретных ситуациях, включая проблемные» (суть компетенции), проектного обучения, когда обучаемый не получает в готовом виде очередную порцию знаний, а добывает их сам, решая познавательную задачу в условиях дефицита актуальной информации и четко заданного алгоритма действий. «Знания не дают, знания получают», - эта ставшая крылатой фраза принадлежит другому замечательному человеку из того времени - Вере Михайловне Лащевской, выдающемуся библиографу, краеведу, сотруднику Кемеровской областной научной библиотеки, подвижнику и соратнику Стаса Андреевича по практической и образовательной деятельности.
С. А. Сбитневым заложена традиция выполнения курсовых и дипломных работ по заявкам библиотек, органов и служб информации, музеев, архивов, других учреждений социально-культурной сферы. Он практиковал публичные, открытые для всех желающих защиты результатов студенческих научных исследований. Коллективные научные проекты Стаса Андреевича и формулируемые им темы диссертационных исследований всегда носили прикладной характер. Квалифицированные практикующие специалисты преподавали студентам актуальные спецкурсы, выступали рецензентами дипломных работ, экспертами по широкому кругу научных и образовательных задач. И эта традиция сохраняется до сих пор в институте информационных и библиотечных технологий, других учебных подразделениях. Поэтому требование ФГОС ВПО привлекать работодателей к проведению учебных занятий, экспертизе образовательных программ,
участию в государственной аттестации выпускников не является для профессорско-преподавательского корпуса Университета неожиданным решением. Более того, вуз, обратившись к работодателям, готов инициировать общественно-профессиональную сертификацию своих выпускников и экспертизу реализуемых образовательных программ.
Много внимания и времени С. А. Сбит-нев уделял учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности. Он был инициатором проведения в нашем вузе ежегодных научно-методических и научнопрактических конференций, посвященных педагогике высшей школы и методике преподавания учебных дисциплин. В них участвовали начинающие и опытные преподаватели, держа строгий экзамен перед коллегами, оттачивая свое педагогическое мастерство. Материализованным продуктом подобных мероприятий служили методические рекомендации, сборники тезисов и докладов. До сих пор на моей книжной полке выстроились дорогие сердцу «издания» в мягком переплете, на желтой шершавой бумаге, размноженные на ротапринте учебной лаборатории кафедры автоматизированных библиотечных систем и вычислительной техники, которую в ту пору возглавлял Стас Андреевич. Для тех, кто «вне информации», уточню, что сбор материала, его редактирование и верстка осуществлялись на общественных началах, на энтузиазме инициатора и его последователей. В то время вуз не имел собственного редакционно-издательского подразделения. А откуда Стас Андреевич изыскивал средства на реализацию своих «издательских проектов», можно лишь предполагать и поражаться кипучей энергии и организаторскому таланту этого уникального человека. Став учебным проректором, я постаралась возродить традицию проведения методических конференций. И наши ежегодные научно-методические
форумы из внутривузовских («Внедрение ФГОС ВПО: баланс традиций и новаций», 2011) превращаются в конференции с международным участием («Образовательные стандарты третьего поколения: механизмы реализации, модели внедрения в гуманитарное и художественное образование», 2012). Научно-методическая конференция 2013 года посвящена обсуждению проблемы «Учебнометодическое обеспечение ФГОС ВПО: от традиционного формата к электронному».
Именно С. А. Сбитневу принадлежит идея унификации требований к учебным исследовательским работам студентов и учебно-методической документации обеспечения. Он был разработчиком первых регламентов для этого направления учебнопедагогической деятельности. Затем усилиями Н. И. Гендиной и Н. И. Колковой был реализован проект по формированию комплекса стандартов высшего учебного заведения, воплощенный в известном сборнике «Нормативное обеспечение учебного процесса в вузе» [1]. Кардинальные изменения требований к результатам образовательной деятельности, заложенные в ФГОС ВПО, потребовали разработки новых регламентов учебно-методического обеспечения.
Н. И. Гендина и Н. И. Колкова подготовили новую редакцию стандартов на выпускные квалификационные работы: дипломный проект/дипломную работу для специалитета, бакалаврскую выпускную квалификационную работу и магистерскую диссертацию [2].
Известно, что С. А. Сбитнев был фанатом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их активного внедрения в образовательную деятельность и управление вузом. По его инициативе и при его активном участии приобретались первые компьютеры, проводилось обучение преподавателей и сотрудников основам
компьютерной грамотности, разрабатывалось программное обеспечение для автоматизированной системы управления вузом (АСУ «ВУЗ»).
Ученики Стаса Андреевича являются «наследниками по прямой» своего наставника в плане активного использования и продвижения ИКТ в различные сферы деятельности. Сегодня в нашем вузе нет ни одного некомпьютеризированного структурного подразделения. В 2010 году принята Концепция информатизации КемГУКИ на период до 2020 года, которая предусматривает информатизацию учебной, учебно-методической, научной, художественно-творческой, воспитательной, социальной просветительской, управленческой деятельности; непрерывного образования и профориентационной работы, деятельности научной библиотеки и процесса документационного обеспечения.
Традицию «массового» обучения компьютерным технологиям продолжили современные информатизаторы. Так, В. Н. Борз-дун, начальник Управления информатизации КемГУКИ, инициировал проведение семинаров, группового и индивидуального консультирования по вопросам использования ИКТ в образовательной деятельности. И результаты предпринятых усилий не заставили себя ждать. Так, освоив в числе 52 преподавателей Университета курс «Мультимедийные средства обучения: методика использования и внедрения в учебный процесс в свете перехода на новые образовательные стандарты», я впервые за долгую педагогическую практику почувствовала реальный эффект от подобного повышения квалификации. Приобретенные знания и умения позволили мне ввести в бакалаврский курс «Информационные технологии» учебный проект по ключевой теме «Информационные процессы» и получить удовлетворение от экс-
перимента; освоить программный продукт Microsoft Learning Content Development System (LCDS), позволяющий разрабатывать интерактивный учебный контент, организованный по модульному принципу; использовать в учебном процессе программную среду дистанционного обучения MOODLE, обеспечивающую создание и хранение всех видов учебных материалов в электронной форме, совместную (с преподавателем) и автономную работу над выполнением практических заданий, лабораторных, контрольных работ, проведение электронного тестирования, групповые и индивидуальные консультации, мониторинг процесса обучения, доступ к электронной библиотеке КемГУКИ и образовательным ресурсам Интернета и другие возможности.
Все преподаватели, прошедшие групповое обучение или получившие индивидуальные консультации у программиста Управления информатизации В. Н. Дворо-венко, имеют возможность формировать и размещать в Электронной образовательной среде (ЭОС) КемГУКИ (moodle.kemguki. ru) мультимедийный учебный контент любого назначения, все виды учебной документации. Усилиями ученицы С. А. Сбит-нева заведующей кафедрой технологии автоматизированной обработки информации И. Л. Скипор разработан детальный классификатор учебных ресурсов, включающий: организационные, учебно-программные, учебнотеоретические, учебно-практические, учебно-методические, учебно-справочные, учебно-библиографические, учебно-наглядные, учебно-справочные, комплексные материалы, средства диагностики и контроля знаний. За полтора года в ЭОС КемГУКИ размещены более 1050 опубликованных, а также неопубликованных и непубликуемых (прошедших обсуждение на кафедрах и утверждение
учебно-методическим советом) учебнометодических материалов. Создав представительный учебный ресурс, вуз приступил к освоению MOODLE как образовательной технологии.
Приобретает вполне реальные очертания и мечта Стаса Андреевича об автоматизированной системе управления учебным процессом. Протестировав различные варианты программного обеспечения, специалисты Управления информатизации остановили свой выбор на системе «Галактика», которая обеспечивает возможность формировать учебные планы, выполнять расчет учебной нагрузки, планировать штат преподавателей кафедр, формировать учебное расписание, вести приемную кампанию, осуществлять учет контингента обучаемых, успеваемости студентов, составлять статистические сводки и т. п. функции. В 2012 году приобретены первые модули системы и осуществлен эксперимент по внедрению модуля «Приемная комиссия». Впереди большая и сложная работа по внедрению АСУ во все учебные подразделения вуза, но это целенаправленная работа на прогнозируемый результат.
Отмечая очередной юбилей Стаса Андреевича Сбитнева, принимая участие в третьем сборнике, посвященном его памяти, не устаешь удивляться масштабу личности и профессионализма этого человека. Как свет далекой, но яркой звезды долгие годы идет до Земли, так и идеи этого гениального провидца продолжают согревать и «оплодотворять» (любимое слово нашего наставника) продолжателей его дела. А задачей тех, кому выпала честь зваться его учениками, испытать на себе магию его личности, остается не расплескать этот свет и передать доставшееся им уникальное наследство новым поколениям пытливых и талантливых молодых людей.
Литература
1. Гендина Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения I Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. - Кемерово: КемГУКИ, 2002. - 170 с.
2. Выпускные квалификационные работы: стандарты ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» I Н. И. Гендина, Н. И. Колкова; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 107 с.
3. Пилко И. С. Традиции и новации в образовательной практике КемГУКИ II Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 14. -С. 131-134.
4. Пилко И. С. О приоритетах компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию II Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 15. - С. 110-116.
Literatura
1. Gendina N. I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo protsessa v vuze: standarty visshego uchebnogo zavedeniya I N. I. Gendina, N. I. Kolkova. - Kemerovo: KemGUKI, 2002. - 170 s.
2. Vypusknye kvalifikatshionnye raboty: standarty FGBOU VPO «Kemerovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv» I N. I. Gendina, N. I. Kolkova; Kemerovskij gos. un-t kul'tury i iskusstv. -Kemerovo: KemGUKI, 2012. - 107 s.
3. Pilko I. S. Tradicii i novacii v obrazovatel'noj praktike KemGUKI II Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul'tury
i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2011. - № 14. - S. 131-134.
4. Pilko I. S. O prioritetah kompetentnostnogo podhoda k vysshemu professional'nomu obrazova-niju II Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. -2011. - № 15. - S. 110-116.
УДК 378:006.036
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КЕМГУКИ НА ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА, БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
Приводятся результаты исследования, лежащего в основе разработки новой системы стандартов КемГУКИ на выпускные квалификационные работы. Характеризуются внутривузовские стандарты, регламентирующие подготовку дипломных работ и проектов, бакалаврских работ, магистерских диссертаций.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, выпускные квалификационные работы, внутривузовские стандарты, дипломные работы, дипломные проекты, бакалаврские работы, магистерские диссертации.