The Art Of Eurasia №1(8) . 2018
Евразийское наследие
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.001 УДК 72.04.012.6(571.16-25)"1850/1917"
ТОМСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР
Боровинских Надежда Петровна Старший научный сотрудник отдела «Музей деревянного зодчества» Томского художественного музея, Россия, г. Томск. mus eyz odches tva@yan dex.ru
Аннотация
Статья посвящена анализу памятников деревянного зодчества города Томска. Автор рассматривает основные стилистические направления томской деревянной архитектуры, дает расширенный обзор элементов деревянного декора, акцентирует внимание на отдельных работах наиболее ярких мастеров.
Ключевые слова: Томск, деревянное зодчество, домовая резьба, наличники, архитектурные стили.
Библиографическое описание для цитирования:
Боровинских Н.П. Томский архитектурный декор // Искусство Евразии. — 2018. — №1(8). - С. 5-19. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.001. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-borovmskih/
Деревянная архитектура Томска является уникальным историко-культурным наследием, которое дает нам возможность провести анализ сохранившихся образцов деревянного зодчества и попытаться выявить закономерность в смене различных архитектурных стилей и направлений. К сожалению, различные причины — пожары, ветшание зданий, активная застройка центральных районов города - привели к тому, что основная масса деревянных домов в исторической части города является довольно поздней и относится ко второй половине XIX — началу XX веков, за исключением нескольких построек XVIII столетия.
Основные споры по поводу важности и нужности тех или иных архитектурных веяний разгорались в столичных центрах, на страницах ведущих специализированных изданий. В провинции же смена архитектурных течений происходила со значительным запозданием и очень неспешно [1 — 5].
С начала XVIII века в Томске появились первые каменные постройки. В основном — гражданские, затем начали возводить культовые каменные сооружения, именно они привнесли в город первое стилевое направление — «барокко». Горожане же строили свои дома как умели, используя опыт предшественников и устойчивые вековые традиции.
Этот дом доживает свои трудные годы на улице Октябрьской, 71 (Большая Кирпичная; 1722 год) (рис. 1).
Рис. 1. Дом на улице Октябрьской, 71 (Большая Кирпичная; 1722 год).
Усадьба когда-то имела прочную ограду и ворота, теперь же покосившийся и разваливающийся забор отчаянно борется со временем, образуя с домом единое целое. Все это было когда-то добротным, по-сибирски крепко сбитым, имело внушительный, основательный вид.
Первые строения, как правило, не блистали декором, зато были достаточно прочными, из толстых бревен, тщательно подогнанных друг к другу, теплыми и вместительными, на высоком подклете, идущим от традиционного крестьянского жилья. Рубка звеньев «в обло» с выпуском концов бревен. Рубка «в обло» — способ рубки бревенчатых строений, при котором снизу, вдоль вышележащего бревна вырубается полукруглая выемка (чаша) по диаметру нижележащего бревна. В узлах торцы бревен выходят за плоскость перпендикулярной стены. Это делает конструктивный узел прочным и не промерзающим в сибирских условиях. Окна первого и второго этажей были практически одинаковыми по размеру и на ночь закрывались плотными ставнями, которые были покрашены и держались на кованых петлях.
В первой половине XIX века в общегосударственном масштабе разворачивалась политика модернизации русских городов в рамках стиля «классицизм». В числе крупнейших исторических городов Сибири — Омска, Красноярска, Иркутска — Томск также приобрел новую стратегию развития.
В Томске архитектурные формы русского классицизма прочно входят с конца первой трети XIX века. Постройки в этом стиле остаются доминирующими вплоть до 1860-х годов. В их основе лежат так называемые «образцовые» проекты, выполненные в С-Петербурге крупнейшими русскими архитекторами. В 1809—1812 гг. были изданы альбомы «Собрание фасадов. Его императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи».
Уже к середине XIX века дома, возведенные в Томске с соблюдением народных традиций, были вытеснены из строительной практики. В качестве примера построек, выполненных в соответствии с рекомендациями из альбома, можно привести дом на проспекте Фрунзе, 12 (Нечевская; середина XIX века) (рис. 2).
Это бревенчатый обширный дом особнякового типа, с мезонином. Его более широкая часть, выходящая на главный фасад, имеет нечетное количество окон. Для увеличения жилой площади (не нарушая строительного устава) правилами разрешалось возводить мезонины, которые этажами не считались, что мы и видим в данном случае. Декор носит сдержанный характер, выдержан в строгих классицистических формах. Бревенчатые стены обшиты тесом, кроме того они соединены в звенья при помощи нового типа соединений «в лапу». Это другой
способ рубки бревенчатых строений, при котором торцы бревен или брусьев в углах соединяются потайным «зубом» и не выходят за наружную плоскость стены. Дом имеет кирпичный цокольный этаж, часть помещений выполнена из бруса. Сочетание разных материалов подчеркивает облегченную ярусность здания.
Рис. 2. Дом на проспекте Фрунзе, 12 (Нечевская; середина XIX века).
На примере следующего дома, возведенного намного позднее — в 1851 году, имеем возможность проследить, как изменился подход к внешнему оформлению дома. Значительно увеличились размеры строения, появился скромный декор на карнизе, треугольные щипцы украсили кровлю. Наличники второго этажа имеют декорированную надоконную доску, однако окна первого этажа значительно меньше окон второго этажа, сохранились ставни на окнах. Пока еще очень простые дощатые пилястры обрамляют углы дома и закрывают стыковочные швы на стене.
Жилой дом на улице Кузнецова, 18 (Черепичная; 1851 год) (рис. 3). В этом доме квартировала семья генерала Николая Пепеляева, все сыновья которого участвовали в белом движении и служили у адмирала А.Колчака.
Рис. 3. Жилой дом на улице Кузнецова, 18 (Черепичная; 1851 год)
Сохранившиеся постройки дают представление о разнообразии альбомных образцов, которые содержали около 200 видов жилых, хозяйственных, промышленных, торговых и других зданий и свыше 70 проектов заборов и ворот, чему был посвящен отдельный альбом. Яркий пример — ворота в переулке Соляной, 18 (конец XIX века) (рис. 4).
Рис. 4. Ворота в переулке Соляной, 18 (конец XIX века).
Трехчастная композиция ворот оказалась удобной в обиходе и использовалась до XX века, декор был самым разнообразным, чаще всего носил растительный характер. Очень привлекательны по разнообразию и качеству исполнения точеные детали, применяемые в украшении ворот.
При отсутствии профессиональных проектировщиков, наличие подобных альбомов способствовало развитию городского строительства.
Следующий период в истории томского градостроения проходит в рамках стилевого направления «эклектика», соединяющего разнородные художественные элементы.
В 1860-е гг. с наступлением времени либеральных реформ, когда были отменены жесткие строительные правила, новые архитектурные веяния добираются и до провинции. С организацией в 1804 году Томской губернии, в Томске было учреждено строительное отделение, введена должность губернского архитектора. Прибывшие на службу специалисты начинают самостоятельное проектирование всех видов зданий, используя при этом разнообразные формы исторических стилей, учитывая индивидуальные пожелания заказчиков.
Все вышесказанное можно подтвердить примерами из застройки нашего города, относящейся ко второй половине XIX — началу XX вв. Деревянное зодчество, сочетающее в себе элементы русского национального стиля, барокко, классицизма, модерна, характерно для творчества выдающихся томских архитекторов, выпускников Академии художеств и Института гражданских инженеров Санкт-Петербурга. Вот имена лишь некоторых из них.
Хабаров Виктор Васильевич (1843 — 1897) — русский архитектор. Родился в обедневшей дворянской семье. В 1861 году поступил в Петербургскую Императорскую академию художеств. В 1865 году получил серебряную медаль 2-й степени за программу: «Проект для Парижской всемирной выставки русского скотного двора»; в 1868 году — I серебряную медаль. При выпуске из Академии за отличные успехи Xабаров был удостоен Советом Академии в декабре 1870 года звания классного художника II степени «с предоставлением права производства построек».
Хомич Станислав-Адам Викентий-Карлов (1864 — после 1914) — русский архитектор. Окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров (1891). В 1891 году получил назначение на должность младшего инженера при Томском губернском совете. Занимался техническим устройством томских тюрем. Через пять лет перешел на работу в Томское губернское управление. С 1897 по 1903 год — губернский архитектор Томска, с 3 марта 1903 года одновременно работал губернским инженером и епархиальным архитектором, помимо этого выполняли частные заказы.
Федоровский Петр Федорович (1864 — 1944) — известный томский архитектор, закончил Академию художеств, автор проектов Горного корпуса Технологического института, Мариинской гимназии, Гоголевского дома, особняка Смирнова и др.
Оржешко Викентий Флорентинович (1876 — после 1917) — известный томский архитектор, сын дворянина, закончил Петербургскую Академию художеств (мастерская Л.Н. Бенуа). Получил звание художника-архитектора, в 1902 году возвратился в Томск, где занимался
частной практикой. Преподавал в Технологическом институте на кафедре архитектуры. Автор проектов жилых и общественных зданий.
Лангер Андрей Иванович (1876 — после 1917) — русский архитектор. Окончил Рижский политехнический институт (1904). С 1906 года жил и работал в Томске. С 1908 по март 1917 года — губернский архитектор. В 1916 году назначен в Первую Сибирскую инженерно-строительную дружину, отправленную на Кавказский фронт, где был помощником начальника дружины. Служил в Турции, выполнял инженерные работы.
Крячков Андрей Дмитриевич (1876 — 1950) — заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор архитектуры, профессор, закончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1897 году. В 1902 году приезжает в Томск для работы младшим инженером в строительном отделении Томского губернского управления, преподает в Томском технологическом институте. Автор проектов гражданских и жилых помещений в Томске, Новониколаевске, Омске и других городах Сибири.
Это было время развития особого орнаментального направления в деревянной архитектуре Томска — «сибирское необарокко».
Дома этого периода имеют вид настоящих дворцовых построек, в них сохранилась какая-то особая величавость. В резном оформлении наличников, пилястр, карнизов применяется объемная накладная резьба, сменившая древнюю «глухую». Дома еще обшиваются, но постепенно открытый сруб стал играть более существенную роль как оттеняющий фон для более красочного оформления дома декоративным украшением.
Для архитектурного декора Томска характерны различные виды резьбы. Например, накладная резьба — это орнамент, выполненный прорезной или пропильной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску наличника или на другую деталь. Прорезная резьба — вид сквозной резьбы, при которой сквозные участки прорезаны стамесками и резцами, а элементы фона полностью удаляются. Пропильная резьба — вид сквозной резьбы, при которой сквозные участки выпиливаются пилой или лобзиком, а фон удаляется полностью.
Бывший доходный дом по улице Шишкова, 10 (Акимовская; 1905 год) (рис. 5). В настоящее время здесь размещено учреждение культуры «Дом искусств», ранее в этом доме жил писатель Вячеслав Яковлевич Шишков.
Рис. 5. Бывший доходный дом по улице Шишкова, 10 (Акимовская; 1905 год).
Великолепный особняк, авторство которого приписывается П.Ф.Федоровскому и С.В.Хомичу. Композиция дома выдержана в классических традициях — здание прямоугольной формы, выходящее на красную линию улицы боковым фасадом, с рустованными стенами и четким ритмом замковых камней над окнами первого каменного этажа. Кстати, постановка зданий узкой частью на улицу была характерна еще для классицистических построек Томска. Это обусловлено не столько развитием хозяйственных частей дома вглубь двора, сколько стремлением удовлетворить требование «о 12-саженном разрыве между деревянными жилыми
домами». Поскольку участки по красной линии обычно нарезались небольшие, то это требование можно было выполнить лишь таким расположением здания.
Второй бревенчатый этаж декорирован по-барочному пышно, особенно хороши наличники окон, объемная точеная накладная резьба боковин наличников, ажурная резьба надоконных и подоконных досок создают неповторимую игру резного декора. Пропильная накладная резьба, придающая дому легкость и изящество, резные кронштейны, поддерживающие кровлю, фриз, бегущий по периметру дома, все элементы выполнены руками профессиональных томских мастеров-резчиков. Памятник архитектуры федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 4.12.1974 г. №624).
Еще один пример выбора барочного декора при постройке дома, композиция которого явно классицистического вида, жилой дом по улице Октябрьской, 8 (Воскресенская; конец XIX века) (рис. 6).
Рис. 6. Жилой дом по улице Октябрьской, 8 (Воскресенская; конец XIX века).
На фоне потемневших бревенчатых стен особенно эффектно смотрятся наличники, выполненные в технике пропильной, накладной резьбы. Надоконная доска имеет динамичное, «разорванное» завершение, что характерно для стиля барокко, замысловатый, живописный и объемный узор рассчитан на просмотр с различных точек обзора. Не менее декоративна и подоконная доска, которая украшена очень плотным орнаментом растительного характера. Боковины декорированы витыми точеными полуколонками и заканчиваются сложными свесами.
Как правило, такие дома принадлежали весьма зажиточным владельцам, которые могли себе позволить заказать проект дома именитому архитектору. Для украшения дома нанималась артель мастеров-резчиков, имевших высокие профессиональные навыки.
Торжественный характер особнякам придавали классическая композиция дома, строгая и сдержанная, но достаточно представительная. Способствовал этому и декор дома, активно использовавший все составляющие стиля «барокко» — килевидные и волютные завершения наличников, причудливо декорированные пилястры, затейливые фризы по периметру дома. Таков, например, бывший жилой дом с дворовым входом по переулку Сухоозерному, 13 (конец XIX века) (рис. 7).
В настоящее время в нем размещено учреждение культуры. Это памятник регионального значения (Решение облисполкома от 28.04.1980 г. № 109).
Другой характерный особняк принадлежал купцу Ахмедулле Москову, татарину по национальности, который проживал и имел торговое дело в Татарской слободе. Особняк расположен на улице Татарской, 46 (1902 год) (рис. 8).
Рис. 8. Особняк на улице Татарской, 46 (1902 год)
В настоящее время используется как жилое помещение. Предположительно, резные работы выполняла артель известного томского мастера-резчика Степана Незговорова.
Работы этого мастера отличает ажурность и легкость резьбы, тонкость линий, совершенство формы. Окна дома расположены часто и имеют преувеличенные размеры, обрамлены пышными декоративными коронообразными украшениями. Они декорированы прорезной накладной резьбой растительного орнамента и завершаются ажурной пропильной резьбой навершия. Подоконная доска также богато украшена узором растительного орнамента. В рисунке всех деталей резьбы на окнах, фриза, карнизов, декора эркера на торцовых пилястрах можно увидеть мотивы восточных ковров. Этот дом — памятник архитектуры федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 4.12.1974 г. № 624).
Во дворе дома находится одноэтажный флигель, архитектурное убранство которого решено очень сдержанно. Были и другие надворные постройки, наверняка, владелец дома содержал лошадей, к сожалению, не сохранились ни конюшня, ни каретник.
Желание заказчиков иметь дома, несхожие с другими, заставляло архитекторов искать новые формы, стремиться к синтезу различных стилей, обращаться к русской истории. Необычайно сложным и изысканным является декор особняка по улице Красноармейской, 67/1 (Солдатская; 1890 год) (рис. 9).
Рис. 9. Особняк по улице Красноармейской, 67/1 (Солдатская; 1890 год).
В настоящее время используется как многоквартирный жилой дом. Проект дома был утвержден городским архитектором П.Ф. Федоровским. Дом имеет компактный, устремленный ввысь объем с живописным очертанием кровли. Особенно привлекают внимание наличники окон дома и строенных окон эркеров, которые пристроены к дому с двух сторон.
Накладные розетки, ветви с широкими листьями, картуши, все это позволяет говорить об использовании стиля «барокко» в оформлении наличников. Объемная накладная резьба с барочными волютами прекрасно сочетается с прорезной резьбой, в которой использованы народные мотивы в виде стилизованных жар-птиц.
Заказчиком являлся томский купец II гильдии Леонтий Желябо, который построил на принадлежащей ему земле четыре флигеля, один из которых он подарил своей дочери на свадьбу. В настоящий момент это здание является памятником архитектуры федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 4.12.1974 г. № 624).
Отголоски теоретических споров о национальном направлении в архитектуре в конце XIX века нашли свое практическое применение в провинциальных постройках. Обращение к русской старине — от декоративной резьбы, основанной на национальной орнаментике, до сказочных многоглавых теремов, прообраз которых видится в русской хоромной архитектуре XVII века, — часто вдохновляло томских архитекторов этого периода.
Использование самобытных народных мотивов в деревянном убранстве фасадов томских построек можно видеть на примере двух домов, один из них — по проспекту Ленина, 56 (Почтамская; 1900 год) (рис. 10).
Рис. 10. Дом по проспекту Ленина, 56 Рис. 11. Особняк на проспекте Ленина, 58 (начало XX века) (Почтамская; 1900 г.)
Сейчас это жилой дом, памятник архитектуры федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 4.12.1974 г. № 624). Рядом с ним на проспекте Ленина, 58 (начало ХХ века) еще один особняк, имеющий характерный народный стиль (рис. 11).
Это жилой дом, памятник архитектуры регионального значения (Решение облисполкома от 17.02.1978 г. № 51). Особенно примечательны наличники окон, декоративный убор которых очень напоминает вышитые крестиком полотенца или скатерти. Массивные наличники немного утяжеляют стену и не согласуются с фронтончиками и шпилями карниза, однако они представляют интерес как пример профессионального воплощения в домовой резьбе мотивов народного прикладного искусства.
Дома составляют единый ансамбль. Совершенно очевидно, что автором являлся крупный мастер, приверженец русского стиля: сквозные занавеси щипцов фронтонов, ажурные подзоры, резьба на фризах, резные навершия крыш — во всех этих деталях источником мотивов для украшения дома служили предметы народного (крестьянского) искусства, утварь, вышивки.
В Томске сохранились памятники деревянного зодчества, которые смело можно отнести к шедеврам мирового значения, при постройке которых архитектором использовались мотивы древнерусского зодчества.
Один из них — особняк на улице Белинского, 19 (Офицерская; 1904 год) (рис. 12) — принадлежал талантливому томскому архитектору Станиславу Викентьевичу Хомичу, возведен им по собственному проекту. В городе дом известен как «изумрудный замок», к сожалению, не сохранились дворовые и хозяйственные постройки.
Рис. 12. Особняк на улице Белинского, 19 (Офицерская; 1904 год).
Автор применил постепенное нарастание сложных архитектурных элементов на фасадах от первого этажа, наличники которого украшены скромными треугольными фронтончиками, до пышного карниза, живописно декорированного многочисленными треугольными и полукруглыми фронтонами, щипцами. Кровля с бочкообразными кокошниками и башенками, шатровым покрытием напоминает сказочный терем. Да и сама резьба также очень похожа на кружевные работы, ее обилие и разнообразие делают особняк легким, необыкновенно изящным. Срезанный угол дома выделен при помощи многогранного эркера, который поддерживают резные кронштейны. Здание используется различными учреждениями и является памятником архитектуры федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 4.12.1974 г. № 624).
С.В.Хомич является автором еще одного деревянного шедевра — жилого дома томского купца первой гильдии Григория Голованова. Расположена усадьба на улице Красноармейской, 71 (Солдатская; 1902 год).
Рис. 13. Усадьба на улице Красноармейской, 71 (Солдатская; 1902 год).
Тихая уютная улица в престижном районе Томска в конце XIX — начале ХХ веков активно застраивается особняками состоятельных заказчиков. Дом расположен с отступом от красной линии, окружен парком с высокими елями и тополями. Главным акцентом дома является восьмигранная башня, увенчанная шатром со шпилем. Великолепная прорезная и накладная резьба в виде резных кронштейнов, декоративных вставок между ними, солярных знаков удачно дополнена железными деталями ручной ковки.
В здании размещено учреждение культуры «Томский областной российско-немецкий дом», памятник архитектуры федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 4.12.1974 г. № 624).
Яркая окраска домов характерна для Томска, начало было положено еще во времена господства стиля «классицизм», правда, цвета были несколько иными: серый, красный, охристый.
Заслуживает внимания еще одно декоративное направление конца XIX — начала ХХ веков — это так называемый «сибирский стиль», увлечение им характерно для сибирских художников и архитекторов. В основе его лежит применение орнамента коренных народов Сибири, а также разработка элементов растительного характера. Художники использовали его в книжных иллюстрациях, архитекторы и мастера-резчики находили ему применение в декорировании мебели, при оформлении различных элементов домовой резьбы.
На надоконной доске бывшего доходного дома по улице Красноармейской, 79 (Солдатская; конец Х1Х века) (рис. 14) хорошо видны так называемые «оленьи рожки». В настоящее время это жилой многоквартирный дом.
Рис. 14. Бывший доходный дом по улице Красноармейской, 79 (Солдатская; конец Х1Х в.
При декорировании наличников бывшего жилого дома по проспекту Ленина, 24 (Садовая; начало ХХ века) (рис. 15) томский архитектор Андрей Иванович Лангер успешно использовал элементы сибирской природы в виде хвойных деревьев и шишек. Двухэтажный дом используется под жилье, памятник архитектуры регионального значения (Постановление Главы администрации Томской области от 22.12.1993 г. №426).
Рис. 15. Бывший жилой дом по проспекту Ленина, 24 (Садовая; начало ХХ века)
На рубеже столетий проблема национального стиля отходит на второй план, разворачиваются дискуссии между приверженцами зарождающегося стиля «модерн» и уходящей эклектики. Если говорить о Томске, то постройки в стиле «модерн» появляются в городе в самом начале ХХ века.
Дом по улице Карла Маркса, 31 (Духовская; 1912 год) выполнен по проекту архитектора Петра Федоровича Федоровского для томского купца первой гильдии и золотопромышленника А.Д. Родюкова.
Рис. 16. Дом по улице Карла Маркса, 31 (Духовская; 1912 год).
Здание, классическое по композиции, украшает сложный фриз с резными кронштейнами и вставками растительного орнамента. Оригинальным модерновым элементом служит мелкая расстекловка окон лестничной клетки, вытянутых по вертикали. Фигурное обрамление входных дверей создает неповторимый образ памятника. Окна второго этажа украшены наличниками, это делает их более парадными, однако значительно изменился характер домовой резьбы, она стала плоской, без накладных деталей с плавными текущими линиями. В настоящее время используется учреждениями образования, памятник архитектуры федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176).
Жилой деревянный дом в стиле «модерн» возвел для своей семьи ведущий сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков по проспекту Кирова, 7 (Бульварная; 1910 год) (рис. 17).
Рис. 17. Жилой дом по (Бульварная; 1910 год).
ова, 7
Особняк имел очень удобную планировку, в цокольном этаже были размещены все хозяйственные помещения — кухня, кочегарка, кладовые. Семья Крячковых проживала на первом этаже. Композиция дома имеет ассиметричный характер, с ризолитом, эркером, балкончиком и кровлей сложного рельефа. Сдержанный декор выполняет скорее конструктивные, нежели художественные задачи. Тонкие, различной формы детали наличников, фриза эффектно выделяются на фоне потемневших от времени бревен.
Как и прочие домовладельцы, Андрей Дмитриевич имел земельный участок под сад, в хозяйственной части усадьбы были построены конюшня, каретник и прочие необходимые помещения, чертежи которых сохранились. С 1995 года здесь размещается отдел «Музей деревянного зодчества» Томского областного художественного музея. Ныне это памятник архитектуры федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176).
Автор проекта этого дома, как и многих других интересных построек в городе, талантливый архитектор Викентий Флорентинович Оржешко. Особняк расположен на улице Кузнецова, 17 (Черепичная; начало ХХ века) (рис. 18).
Рис. 18. Особняк на улице Кузнецова, 17 (Черепичная; начало ХХ века)
Над главным входом высится башня, которая завершается мансардным этажом с шатровой крышей, декоративный каркас, закрывающий стыки обшивки, переходит в плавные формы кронштейнов карниза. Монументальными колоннами выглядят угловые пилястры, утолщенные в верхней части, невольно вспоминаются готические средневековые замки. Используется как жилье, памятник архитектуры регионального значения (Решение облисполкома от 17.02. 1978 г. № 51).
Необычно выглядит особняк, построенный по проекту этого же мастера на улице Красноармейской, 68 (Солдатская; 1902—1904 гг.) (рис. 19) для учителя гимназии Быстржицкого. В данном случае Оржешко использовал ту же композицию здания, что и у предыдущего строения. Оба дома выходят на красную линию улицы боковым фасадом, который имеет необычайный декоративный убор. Привлекают внимание башенки с высокими шпилями, которые зрительно делают здание выше.
Рис. 19. Особняк на улице Красноармейской, 68 (Солдатская; 1902—1904 гг.)
Знакомый нам способ рубки «в обло», однако, в данном случае концы бревен, выпущенные на различную длину, делают этот конструктивный узел особенно живописным. Бревна тщательно оцилиндрованные и подобраны по диаметру, это прибавляет стене выразительности и превращает ее в самостоятельное произведение плотницкого искусства. Крайне экономичен декор, примечательны семь голов и хвост дракона, направленные в различные стороны. Использование культовых символов средневековой Европы вместе с суровым обликом здания делает его еще более похожим на рыцарский замок.
В настоящее время здесь располагается медицинское учреждение, памятник архитектуры федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 4.12.1974 г. №624).
На улице Гагарина, бывшей Дворянской (1908 год) (рис. 20), Викентий Флорентинович Оржешко выстроил особняк в стиле «модерн» для томского золотопромышленника А.Ф. Громова.
Рис. 20. Особняк на улице Гагарина, бывшей Дворянской (1908 год)
Основным акцентом всей композиции является угловая башня, крытая шлемовидным куполом со шпилем. Характерные для этого стиля большие окна, лаконичный орнамент наличников, кронштейнов, фриза на необшитом бревенчатом срубе в очередной раз
The Art Of Eurasia №1(8) . 2018
применены автором с удивительной фантазией и мастерством. Дом используется как гостиница, памятник архитектуры федерального значения (Решение облисполкома от 17.02.1978 г. № 51).
Деревянный модерн представлен в Томске рядом замечательных строений, выполненных ведущими архитекторами, это отдельные особняки, кварталы «доходных домов», общественные и административные здания.
В заключение еще раз вернемся к уникальности томского архитектурного наследия. Даже краткий обзор сохранившихся в городе построек дает представление о том, как идеологические и теоретические поиски крупных общественных деятелей и архитекторов находили живейший отклик в строительной практике нашего города, что подтверждается иллюстративным материалом.
Это объясняется тем, что авторами возводимых строений были профессиональные архитекторы, следившие за публикациями в отраслевой литературе и новинками в строительном деле. Принимая заказ, мастера умело и тактично вписывали новостройки в существующий ансамбль, создавая единый художественный образ квартала, улицы. Характерно, что ближе к рубежу веков временной интервал между теоретическими поисками и находками и появлением архитектурных новшеств на улицах города значительно сократился.
Учитывая значимость историко-архитектурного наследия города, в 1990 году постановлением коллегии Министерства культуры РФ Томск включен в список исторических населенных мест Российской Федерации. Список памятников архитектуры насчитывает свыше 700 единиц только деревянного зодчества.
Иллюстрации предоставлены фотографами Юрием Черданцовым, Романом Перушиным, Владимиром Лаврентьевым, а также интернет-ресурсом http:llvolos-t.livejoumal.coml43119.html
1. Деревянная архитектура Томска. — М.: Советский художник, 1987. — 151 с.
2. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины Х1Х века. — М.: Наука, 1979. — 320 с.
3. Богданова О.В. Архитектурный облик Томска. — Томск: «Красное знамя», 2005. — 8 с.
4. Кириченко Е.Е. Архитектурные теории Х1Х века в России. — М.: «Искусство», 1986. — 60 с.
5. Памятники истории и культуры г. Томска и Томской области, стоящие на государственной охране (по состоянию на 01.04.98 г.). — Томск: Красное знамя, 1998. — 219 с.
Статья поступила в редакцию 24.02.2018 г. Received: February 24, 2018
Литература
The Art Of Eurasia №1(8) . 2018
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.001
THE ARCHITECTURAL DÉ COR OF TOMSK
Borovinskikh Nadejda Senior Researcher of the department "Museum of Wooden Architecture" of the Tomsk Art Museum, Russia, Tomsk. mus eyz odches tva@yan dex.ru
Abstract
The article is devoted to the analysis of monuments of wooden architecture in Tomsk. The author examines the main stylistic trends of Tomsk wooden architecture, gives an expanded overview of the elements of wood decor, focuses on the individual works of the most outstanding masters.
Keywords: Tomsk, wooden architecture, domestic carving, platband, style of architecture.
Bibliographic description for citation:
Borovinskikh N.P. The Architectural Décor of Tomsk. Iskusstvo Evrazji — The Art of Eurasia, 2018, no 1(8), pp. 5-19. Available at: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-borovinskih/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.001. (In Russian).
References
1. Derevyannaya arkhitektura Tomska [Wooden architecture of Tomsk]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1987. 151 p.
2. Borisova E.A. Russkaya arkhitektura vtoroi poloviny XIX veka [Russian architecture of the second half of the XIX century]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 320 p.
3. Bogdanova O.V. Arkhitekturnyi oblik Tomska [The architectural appearance of Tomsk]. Tomsk, Krasnoe znamya Publ., 2005. 8 p.
4. Kirichenko E.E. Arkhitekturnye teorii XIX veka v Rossii [Architectural theories of the XIX century in Russia]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 60 p.
5. Pamyatniki istorii i kul'tury g. Tomska i Tomskoi oblasti, stoyashchie na gosudarstvennoi okhrane (po sostoyaniyu na 01.04.98 g.) [Monuments of history and culture of Tomsk and Tomsk region under state protection (as of 01.04.98)]. Tomsk: Krasnoe znamya, 1998. 219 p.